Научная статья на тему 'Межрегиональная конференция «Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку»'

Межрегиональная конференция «Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Елена Викторовна, Лаврентьева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межрегиональная конференция «Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку»»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ (РОДНОМУ) ЯЗЫКУ»

15-17 декабря 2014 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации состоялась Межрегиональная конференция «Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку».

Тематика конференции привлекла внимание более 400 участников - преподавателей общеобразовательных учреждений и высшей школы, представителей системы дошкольного образования, административных органов образования, аспирантов, магистрантов из более чем 40 регионов России - Москвы, Санкт-Петербурга, Ельца, Оренбурга, Орла, Перми, Рязани, Саранска, Смоленска, Сыктывкара, Тулы, Чебоксар и др.

Весь ход конференции транслировался с помощью конференц-связи на все регионы России. Этот новый для гуманитарных конференций формат позволил выступить всем желающим, кто подключился к сайту университета.

В приветствии участникам конференции исполняющий обязанности ректора РГУ А.А. Зимин указал на важность и своевременность постановки и решения проблем, заявленных в программе конференции. Современная общественно-политическая ситуация выдвигает перед нами новые задачи, которые мы в состоянии успешно решать только при одном условии - сохранении единства общества и национальной идентичности. Реализация этой задачи возможна лишь при сохранении наших национальных ценностей, одной из которых является родной русский язык.

В адрес конференции прозвучали приветственные слова Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Рязанской области, Рязанского института развития образования.

В работе конференции приняли участие главный редактор журнала «Русская словесность» А.И. Княжицкий, профессор, доктор педагогических наук, известный методист, автор многочисленных научных работ, посвященных методике преподавания русского языка в школе, А.Д. Дейкина.

Фото. Приветственное слово участникам конференции и.о. ректора А.А. Зимина

На пленарном заседании прозвучало 5 докладов.

Доктор педагогических наук, профессор Е.В. Архипова (Рязань) обратила внимание присутствующих на вызовы времени и необходимость формирования и поддержания статуса русского языка в обществе. Обучение русскому родному языку из проблемы лингвистической и методической перешло в разряд проблем общегосударственных. Нация, способная сохранить свой родной язык и обеспечить развитие национальных языков России, - это нация, за которой будущее. Обучение русскому языку является основой формирования национального самосознания.

В докладе народного учителя России, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России» З.В. Климентовской (Рязань) рассмотрена проблема использования родного слова в становлении нравственности личности, ее духовной силы. Учитель-практик с многолетним стажем, она предложила участникам конференции новые оригинальные методические разработки, в основе которых с целью понимания эстетики и этики родной речи - постоянная работа со словом.

Доктор педагогических наук, профессор А.Д. Дейкина (Москва) посвятила свое выступление когнитивно-семантическому подходу в изучении русского языка, рассуждению о семантике (значении) слов, правильном их понимании и употреблении, о необходимости поддерживать у учащихся интерес к русскому слову, созданию особых метапредметных связей, о роли гендерного признака в обучении.

Доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина (Рязань) в своем докладе обратила внимание на проблемы обучения русскому (родному) языку в 10-11 классах средней школы.

Заслуженный учитель РФ Е.В. Орлова размышляла о вопросах педагогики текста как одной из стратегий современного образовательного процесса, иллюстрируя выступление примерами из работ своих учеников.

Во второй половине первого дня конференции состоялись секционные заседания.

В секции «Русский язык как фактор формирования национального самосознания, духовного и интеллектуального развития личности» (руководители проф. А.Д. Дейкина, доц. А.Г. Русских) обсуждались как теоретические проблемы обучения русскому (родному) языку, так и проблемы истории языка, взаимосвязи вуза и школы.

В секции «Русский язык, русская словесность, русская литература в аспекте школьного обучения» (руководители проф. И.В. Приорова, проф. В.А. Лаврентьев) центром обсуждения стала методика преподавания дискуссионных вопросов русского языка, преемственность вуза и школы, взаимозависимость русского языка и литературы, необходимость выработки единого критерия в составлении списка произведений XXI века, рекомендуемых для прочтения на уроках литературы в средней школе.

Секция «Инновационные подходы в обучении русскому языку и развитии речи в рамках реализации ФГОС» (руководители проф. Е.В. Архипова, проф. И.А. Сото-ва) работала над вопросами выработки новых моделей и подходов в обучении русскому языку и реализации ФГОС в процессе изучения русского (родного) языка.

Секция «Формирование метапредметных и предметных умений по русскому языку в системе основного общего образования. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» (руководители проф. О.А. Скрябина, доц. М.В. Сомова) представлена докладами, посвященными одному из актуальных на сегодня разделов обучения в школе - подготовке к итоговой аттестации.

Второй день работы конференции был посвящен работе секций и круглых столов.

В первой половине дня были проведены: круглый стол «Актуальные вопросы реализации ФГОС по русскому языку», все участники обсуждения которого с удовлетворением отметили плодотворность и результативность работы, заинтересованность учителей в актуализации проблем, связанных с реализацией ФГОС на занятиях по русскому языку; секция «Современные учебники русского языка и учебно-методические комплексы» (руководители д-р пед. наук, доц. Т.С. Троицкая, доц. И.Н. Хрусталев), докладчики которой рассуждали о роли учебной литературы в процессе обучения родному русскому языку; секция «Традиции отечественной методической школы в преподавании русского языка» (руководители проф. Т.М. Воителева, доц. В.В. Плешакова), участники которой обратились к проблемам истории методики преподавания русского языка; секция «Система подготовки и переподготовки учителей русского языка в рамках ФГОС» (руководители проф. Е.Е. Завьялова, доц. А.Г. Гладышев), где обсуждались проблемы понимания учителями ФГОС как основы для создания индивидуальной методики; секция «Особенности обучения русскому (родному) языку и речи на дошкольном и начальном уровнях общего образования» (руководители доц. Е.В. Савушкина,

доц. Е.А. Догушева) была посвящена проблемам речевого развития дошкольника и вопросам методики обучения русскому языку на ранних стадиях образовательного процесса, при этом особое внимание уделялось преемственности между дошкольным, начальным и средним уровнем общего образования; секция «Современная языковая ситуация и ее влияние на речевое развитие учащихся» (руководители доц. Ю.А. Южакова, доц. Н.С. Редькина), где выступающие рассуждали о современной общественно-политической ситуации, о необходимости поддержки русского языка, сохранения его как ценности и о современной культурно-речевой ситуации в обществе.

Во второй половине дня состоялся второй круглый стол «Проблемы обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом». В своем вступительном слове ведущая круглого стола доктор педагогических наук, профессор Е.В. Архипова отметила, что проблема обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом имеет два аспекта, каждый из которых является сегодня чрезвычайно злободневным, - обучение русскому языку в школах Республики Крым и обучение детей мигрантов в российских школах, где эта проблема связана с трудностями языковой адаптации детей-инофонов.

На заседании круглого стола выступили приглашенные и гости: А.И. Княжицкий, главный редактор журнала «Русская словесность»; И.И. Митрофанов, консультант отдела по работе с национальными, религиозными объединениями и казачеством министерства по делам территориальных образований и общественных объединений Рязанской области. С докладом «Положение русского языка на евразийском пространстве: меры господдержки» выступил А.А. Селиванов, советник ректора, руководитель центра молодежных и международных проектов РГУ имени С.А. Есенина.

О проблемах и путях их решения одного из острых вопросов современности стал вопрос об обучении русскому языку в школах Республики Крым, о чем горячо говорила участник конференции, представитель Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, автор учебников русского языка для русскоязычных школ Украины, кандидат педагогических наук Т.Я. Фролова. Ее поддержала выступившая в режиме телемоста (конференц-связи) И.Л. Че-лышева, учитель русского языка и литературы, председатель Симферопольского отделения Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка, заострившая внимание на особенностях формирования культурологической компетенции учащихся школы в условиях системы образования Республики Крым.

Проблемы детей мигрантов, обучающихся в российских школах, обсудили учителя, а также представители национальных общественных организаций Рязанской области. С докладом об опыте работы с детьми-инофонами в условиях школьного образовательного пространства выступила О.А. Донцова, директор МБОУ СОШ № 47 г. Рязани, а также старший преподаватель Рязанского института развития образования Е.Я. Фетисова. С большим интересом были заслушаны выступления представителей национальных общественных организаций Рязанской области: С.Н. Гараевой, кандидата политических наук, руководителя регионального отделения Всемирного азербайджанского конгресса, З.П. Кади-

ровой, члена общественной палаты Рязанской области, председателя Рязанской местной узбекской национально-культурной автономии «АЛМАЗ», руководителя общественно-консультативного совета при УФМС России по Рязанской области, Ф.И. Ситдиковой, руководителя культурно-религиозной организации мусульман города Рязани «Нур», А.А. Максумовой, начальника департамента по работе с мигрантами рязанской региональной общественной организации «Межнациональная ассоциация "Мы разные, мы вместе"».

В обсуждении вопросов приняли участие, в том числе и в режиме интернет-конференции, заслуженные учителя России Г.А. Акинина, М.А. Фомина, Т.С. Гра-быльникова, заместитель секретаря общественной палаты Рязанской области, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики О.Е. Воронова. Круглый стол завершился принятием резолюции.

Конференция стала значимым событием в культурной жизни всего образовательного сообщества России. Репортажи о мероприятии прошли на региональных телеканалах, многие печатные и электронные СМИ откликнулись публикациями.

По результатам работы конференции издан сборник материалов.

Е.В. Архипова,

доктор филологических наук, профессор, Н.В. Лаврентьева, кандидат филологических наук, доцент (РГУ имени С.А. Есенина)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.