ОТ КОНФЕРЕНЦИИ — К МЕТОДИЧЕСКОМУ ФОРУМУ (МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СЛОВО. СЛОВЕСНОСТЬ. СЛОВЕСНИК», 10-11 АПРЕЛЯ 2015 Г.)
10 апреля 2015 года на факультете русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина состоялась межрегиональная научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник», посвященная 100-летию со дня рождения Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и вошедшая в план мероприятий Года литературы. Во время работы конференции прошло обсуждение актуальных вопросов филологии и журналистики, прозвучало более 200 докладов преподавателей и студентов Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Приглашенными участниками конференции стали коллеги из других вузов города Рязани и городов России — филологи из Московского университета имени С.Ю. Витте (г. Рязань), Липецкого государственного педагогического университета (Липецк) и Вятского государственного гуманитарного университета (Киров).
Кафедрой литературы была организована работа семи научных секций. Под руководством доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой литературы А.А. Решетовой состоялось заседание секции «Герменевтика древнерусских текстов». На заданную тему прозвучали доклады руководителя секции А.А. Решетовой, выпускников прошлых лет магистратуры кафедры литературы: магистра филологии, научного сотрудника музея академика И.И. Срезневского РГУ имени С.А. Есенина И.В. Денисовой, магистра филологии, помощника художественного руководителя театра-студии «Переход» Е.А. Сулицы, магистра филологии, ведущего специалиста управления образования и молодежной политики администрации города Рязани О.С. Тополовой, а также магистрантов и студентов 1, 2 и 5 курсов отделений «Русский язык и литература», «Педагогическое образование. Русский язык и литература».
Секция «Русская литература XVIII-XIX веков в современном изучении» работала под началом кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы И.В. Грачевой. Доклады И.В. Грачевой и студентов 2 и 3 курсов под ее научным руководством были посвящены анализу «рязанских» реалий в произведениях XIX и XX веков. Выступления магистрантов и студентов 2 курса отделения «Педагогическое образование. Русский язык и литература», кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры литературы А. В. Ша-пуриной, кандидата филологических наук, ведущего сотрудника управления научной и инновационной деятельности РГУ имени С.А. Есенина И.Ю. Жаровой и студентки Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров) были обращены к поэтическому и жанрово-стилистическому своеобразию творчества А.С. Грибоедова, Д.В. Дашкова, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского.
Широкий круг проблем русской словесности XX века и Новейшего времени был затронут в научных сообщениях на заседании секции «Русская литература ХХ века: взгляд из XXI столетия» под председательством кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы С.Н. Моторина. Выступления магистрантов и студентов 5 курса отделения «Русский язык и литература» были посвящены творчеству Л. Андреева, П. Васильева, М. Пришвина, Н. Гумилева, К. Паустовского, Ю. Мориц, Б. Ахмадулиной, И. Бродского, Л. Петрушевской, Н. Коляды, А. и Б. Стругацких, В. Розова, Е. Шварца, Д. Липскерова, Т. Толстой.
Результативной была работа молодых исследователей — аспирантов и соискателей, магистрантов и студентов 3-5 курсов отделений «Педагогическое образование. Русский язык и литература», «Филология», «Русский язык и литература», которой руководили доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Т.В. Федосеева (секция «Романтизм и романтическая традиция в русской литературе») и кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы А.В. Сафронов (секция «Новая классика ХХ века (В. Набоков, М. Булгаков, А. Солженицын)»).
Разнообразная тематика отличала работу секции ««Литературные и фило-софско-эстетические диалоги русской и зарубежной литератур»». Интерес присутствующих вызвали доклады преподавателей кафедры литературы: руководителя секции, доктора филологических наук, профессора В.Г. Решетова, кандидата филологических наук, доцента И.В. Пахомовой, кандидата педагогических наук, доцента Е.В. Царевой, а также аспирантов кафедры литературы А.В. Титовой, Ю.Е. Архиповой, Я.А. Вышловой, магистрантов Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров), студентов 4, 5 курсов отделений «Педагогическое образование. Русский язык» и «Русский язык и литература».
Секция «Технологии и методические приемы современного урока» под руководством кандидата филологических наук, доцента Р.А. Соколовой объединила преподавателей вузов (доктор философских наук, профессор Московского университета имени С.Ю. Витте (г. Рязань) М.И. Кошелев, доктор филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров) А.Г. Маслова), учителей школ города Рязани (учитель тимназии № 5 Ю.В. Афонина, учитель гимназия № 2 И.Ф. Белова, учитель школы-интернат № 1 К.А. Андреева) и студентов 3 и 4 курсов отделений «Педагогическое образование. Русский язык и литература», «Педагогическое образование. Русский язык».
Работу секционных заседаний под руководством кафедры литературы завершил круглый стол для преподавателей, учителей и студентов «Как влюбить школьников в чтение». Ведущей круглого стола стала Е.К. Маранцман, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (РГПУ имени А.И. Герцена), один из авторов учебников, учебных комплексов для преподавания литературы в средней школе, автор монографии «От образа к смыслу: развитие образного и концептуального мышления школьников на уроках литературы» (СПб. : Наука ; САГА, 2005),
а также статей, связанных с проблемами литературного образования в средней школе.
Кафедра русского языка и методики его преподавания стала организатором работы четырех научных секций. Плодотворно прошла работа секции «Современный русский язык» (председатель — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания В.А. Лаврентьев). В заседании участвовали как студенты 4 курса отделения «Педагогическое образование. Русский язык» и их научные руководители: доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев, кандидат филологических наук, доцент А.Г. Глады-шев, кандидат филологических наук, доцент Е.А. Догушева, кандидат филологических наук, доцент Ю.А. Южакова, кандидат филологических наук, доцент Е.В. Корчагина, так и магистранты и студенты 4 курса из Липецкого государственного педагогического университета.
Методике лингвистического анализа художественного текста были посвящены работы студентов 2, 4 и 5 курсов отделений «Педагогическое образование. Русский язык и литература», «Педагогическое образование. Русский язык», «Филология», «Русский язык и литература», прозвучавшие на секции под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры русского языка и методики его преподавания О.А. Скрябиной. С докладами также выступили преподаватели кафедры русского языка и методики его преподавания: доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина, кандидат филологических наук, доцент М.В. Сомова, кандидат филологических наук, доцент Н.С. Редькина, кандидат филологических наук, доцент В.В. Плешакова.
Вопросы преподавания русского языка и принципы методической работы в школе и в вузе были обсуждены на секции «Актуальные вопросы методики преподавания русского языка», которой руководила доктор педагогических наук, профессор Е.В. Архипова. С докладами выступили преподаватели высшей школы (доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании В.А. Беляева РГУ имени С.А. Есенина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина А.А. Петренко, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и менеджмента Московского университета имени С.Ю. Витте (г. Рязань) Н.Н. Тесликова) и средней школы (кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы гимназии № 5 И.В. Войтенко, директор средней школы № 54 Е.Ю. Айгашева), а также аспиранты кафедры русского языка и методики его преподавания Л.В Лагунова и Е.Я. Фетисова, студенты 4, 5 курсов отделений «Педагогическое образование. Русский язык» и «Русский язык и литература».
К работе секции «Актуальные проблемы изучения русского языка» под руководством кандидата филологических наук, профессора А.А. Никольского были привлечены преподаватели кафедры русского языка и методики его преподавания РГУ имени С.А. Есенина: кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Русских, кандидат филологических наук, доцент В.В. Плешакова, кандидат филологических наук, доцент И.Н. Хрусталев, а также профессор Московского университета
имени С.Ю. Витте (г. Рязань) М.И. Кошелев, соискатели кафедры русского языка и методики его преподавания Л.В. Илюкина, С.О. Кипарисова, В.В. Меркина, студенты 4, 5 курсов отделений «Педагогическое образование. Русский язык» и «Русский язык и литература».
Активная работа состоялась на заседаниях трех секций, организованных кафедрой журналистики.
К теории и истории журналистики обратились студенты-журналисты 2-4 курсов под научным руководством кандидата филологических наук, доцента Н.Н. Гордиенко, их выступления дополнили доклады кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой журналистики Ю.В. Лазарева, кандидата филологических наук, доцента Н.В. Лаврентьевой, аспиранта кафедры литературы А.С. Евдокимовой. На секции «Журналистика в системе массовых коммуникаций» прозвучали выступления студентов 2-5 курсов отделения «Журналистика» под руководством кандидата филологических наук, доцента Н.В. Долговой. Особенности современного языка средств массовой информации анализировали студенты-журналисты 2-4 курсов на секции под председательством кандидата педагогических наук, доцента Р.К. Дроздова.
Работу секций по журналистике продолжил мастер-класс «Интервью», подготовленный в рамах регионального молодежного образовательного форума «Мой город — моя Рязань», посвященного 100-летию РГУ имени С.А. Есенина и 920-летию города Рязани. Ведущим мастер-класса стала Э.В. Закамская, телеведущая программы «Мнение» на федеральном телеканале «Россия 24».
В работе двух секций конференции «Русская литература ХУШ-Х1Х веков в современном изучении» и «Романтизм и романтическая традиция в русской литературе» и в дискуссионных обсуждениях приняли участие обучающиеся на факультете русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина магистранты из Китая.
При подведении итогов конференции обсуждались вопросы дальнейшей совместной научной работы всех кафедр факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина и сотрудничества с вузами Рязани и других городов России.
Работа научно-практической конференции была продолжена на научно-методическом форуме «Обучение литературе и русскому языку в высшей и средней школе: актуальные вопросы теории и практики», состоявшемся 11 апреля 2015 года. Его организаторами форума стали факультет русской филологии и национальной культуры и Институт непрерывного образования РГУ имени С.А. Есенина.
Форум вызвал огромный интерес в образовательной среде Рязани и Рязанской области, его посетило более 120 человек. Активное участие в работе форума приняли учителя русского языка и литературы школ города Рязани (№ 1, 2, 4, 5, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 33, 38, 44, 47, 51-53, 55, 60, 64, 69, Центр дистанционного образования и др.) и Рязанской области (Вослебовская, Горловская, Льговская, Любовниковская, Мало-Шелемишевская, Октябрьская № 2, Павелецкая № 1, Рязанская, Сасовская № 6 и др.), преподаватели, аспиранты и студенты вузов и средних специальных учебных заведений города Рязани: Рязанский госу-
дарственный университет имени С.А. Есенина, Рязанское художественное училище имени Г.К. Вагнера, Московский университет имени С.Ю. Витте. Для работы в форуме приглашены ведущие специалисты в области методики преподавания русского языка и литературы из Москвы (Московский институт открытого образования — МИОО), Московский педагогический государственный университет — МПГУ), Санкт-Петербурга (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена) и Ульяновска (Ульяновский государственный педагогический университет (УГПУ) имени И.Н. Ульянова).
С огромным воодушевлением были восприняты прозвучавшие на пленарном заседании доклады заведующей кафедрой филологического образования МИОО, председателя Координационного совета Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка Л.В. Дудовой («Отражение в ФГОС ОО и в «Концепции школьного филологического образования. Русский язык и литература» подходов к формированию фундаментального ядра образования по русскому языку и литературе»), профессора МПГУ А.Д. Дейкиной («Обучение русскому языку как когнитивный процесс»), профессора РГПУ имени А.И. Герцена Е.К. Маранцман («Будущее методики преподавания литературы в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)»), профессора РГУ имени С.А. Есенина О.А. Скрябиной («Универсальные учебные действия и познавательная активность учащихся»). На пленарном заседании были заслушали также сообщения о программах повышения квалификации по литературе и русскому языку для учителей Института непрерывного образования РГУ имени С.А. Есенина (директор Института непрерывного образования кандидат филологических наук, доцент Е.П. Осипова); об открытии Рязанского отделения Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка (председатель Координационного совета Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка Л.В. Дудова); об открытии методической площадки на базе кафедры русского языка и методики его преподавания в РГУ имени С.А. Есенина (профессор РГУ имени С.А. Есенина О.А. Скрябина).
Живой интерес вызвала работа мастер-классов: «Характеристика текста как инновационный вид учебной деятельности школьников в рамках реализации ФГОС ООО» (ведущий — О.Н. Левушкина, доктор педагогических наук, доцент (МИОО); «Учебники по литературе сегодня» (ведущий — Е.К. Маранцман, доктор педагогических наук, профессор РГПУ имени А.И. Герцена); «Создание рабочей программы по литературе в контексте требований ФГОС ООО и отражение в ней формирования читательской компетенции обучающихся» (ведущий — Н.Е. Кутейникова, кандидат педагогических наук, профессор МИОО); «Формирование универсальных учебных действий на уроке подготовки к сжатому изложению в 6 классе» (ведущий — О.Н. Артемьева, кандидат филологических наук, доцент УГПУ имени И.Н. Ульянова); «Технологическая карта урока литературы в условиях внедрения ФГОС» (ведущий — Р.А. Соколова, кандидат филологических наук, доцент РГУ имени С.А. Есенина), «Урок систематизации знаний учащихся по орфографической теме, выстроенный с учетом требований ФГОС» (ведущий — С.В. Зуева, кандидат педагогических наук, доцент УГПУ
им. И.Н. Ульянова); «Проектная деятельность на внеурочных занятиях по русскому языку» (ведущий — И.А. Малышева, учитель русского языка и литературы гимназии № 33» города Ульяновска, победитель областного конкурса «Учитель года — 2015»); «Школьное сочинение по литературе» (ведущий — А.В. Сафронов, кандидат филологических наук, доцент РГУ имени С.А. Есенина); «Приемы формирования универсальных учебных действий учащихся при изучении русского языка» (ведущий — О.А. Скрябина, доктор педагогических наук, профессор РГУ имени С.А. Есенина).
Программу форума завершила работа трех круглых столов, на которых выступили учителя русского языка и литературы от 35 школ города Рязани и Рязанской области: «Инновационные методы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС» (ведущий — О.А. Скрябина, профессор РГУ имени С.А. Есенина); «Инновационные методы преподавания литературы в условиях реализации ФГОС» (ведущий — Т.В. Федосеева, профессор РГУ имени С.А. Есенина); «Межпредметные связи в преподавании русского языка и литературы» (ведущий — Ю.А. Южакова, и.о. заведующий кафедрой РГУ имени С.А. Есенина, доцент). В центре обсуждения были вопросы, касающиеся дискуссий и подходов к изучению литературы и русского языка в общеобразовательной школе, методов и приемов реализации ФГОС по русскому языку и литературе, инноваций в преподавании русского языка и литературы, проектно-исследовательской деятельности, интерактивных методов обучения, итогового сочинения по литературе, языковой подготовки учащихся к сочинению по литературе, организации научно-исследовательской и самостоятельной работы учащихся на уроках литературы и русского языка, внеурочной деятельности учащихся в рамках требований ФГОС, современных учебников и учебных пособий, электронных образовательных ресурсов по литературе и русскому языку, формирования читательских интересов и потребностей школьника, преподавания литературы и русского языка в поликультурном образовательном пространстве, внедрения ФГОС в условиях дистанционного образования (обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья), профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы и многие другие.
В адрес оргкомитета форума поступили самые благожелательные и признательные отклики. Учителя и преподаватели благодарили руководство РГУ имени С.А. Есенина за организацию и проведение своевременно и плодотворно прошедшего научно-методического мероприятия, выразив пожелание сделать его проведение регулярным.