Научная статья на тему 'Научное наследие и перспективы: к 85-летию кафедры русского языка и общего языкознания'

Научное наследие и перспективы: к 85-летию кафедры русского языка и общего языкознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бурятский государственный университет / кафедра русского языка и общего языкознания / направления научной деятельности / достижения / юбилей / Buryat State University / Department of Russian Language and General Linguistics / Directions of Scientific Activities / Achievements / Jubilee

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бардамова Екатерина Александровна

Статья подготовлена к 85-летнему юбилею кафедры русского языка и общего языкознания ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», родоначальницы филологического образования в Республике Бурятия, крупного научно-образовательного центра региона, подготовившего тысячи учителей русского языка и литературы, писателей и поэтов, научных сотрудников и работников государственной власти и управления. Работа посвящена описанию основных научных направлений деятельности сотрудников кафедры, знакомит читателей с этапами развития лингвистической мысли, характеризующейся кропотливым накоплением новых знаний, поиском сфер исследования, формированием новых идей и концепций в современных условиях. Особое внимание уделяется сохранению и поддержанию традиций кафедры по классической подготовке студентов филологического факультета (ныне Института филологии и массовых коммуникаций) и подготовке молодых научных кадров. В статье широко использованы материалы личных воспоминаний ветеранов кафедры и старейших сотрудников университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бардамова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC HERITAGE AND PROSPECTS: TO THE 85-TH ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND GENERAL LINGUISTICS

The article was prepared for the 85th anniversary of the Department of Russian Language and General Linguistics at the Buryat State University, the founder of the formation of philological education in the Republic of Buryatia, the large scientific and educational center of the region, which trained thousands of teachers of the Russian language and literature, writers and poets, researchers and employees of state power and administration. The work is devoted to the description of the main scientific directions of the staff of the department, acquaints readers with the stages of the development of linguistic thought, characterized by a painstaking accumulation of new knowledge, a change in the scope of research, the formation of new ideas and concepts in modern conditions. Particular attention is paid to the preservation and maintenance of the traditions of the department for the classical preparation of students of the philological faculty (now the Institute of Philology and Mass Communications) and the training of young scientists. Materials of personal memories of the veterans of the department and the oldest employees of the university are widely used in the article.

Текст научной работы на тему «Научное наследие и перспективы: к 85-летию кафедры русского языка и общего языкознания»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 378.096 (571.54)

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ:

К 85-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

© Бардамова Екатерина Александровна доктор филологических наук, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: [email protected]

Статья подготовлена к 85-летнему юбилею кафедры русского языка и общего языкознания ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», родоначальницы филологического образования в Республике Бурятия, крупного научно-образовательного центра региона, подготовившего тысячи учителей русского языка и литературы, писателей и поэтов, научных сотрудников и работников государственной власти и управления. Работа посвящена описанию основных научных направлений деятельности сотрудников кафедры, знакомит читателей с этапами развития лингвистической мысли, характеризующейся кропотливым накоплением новых знаний, поиском сфер исследования, формированием новых идей и концепций в современных условиях. Особое внимание уделяется сохранению и поддержанию традиций кафедры по классической подготовке студентов филологического факультета (ныне Института филологии и массовых коммуникаций) и подготовке молодых научных кадров. В статье широко использованы материалы личных воспоминаний ветеранов кафедры и старейших сотрудников университета.

Ключевые слова: Бурятский государственный университет, кафедра русского языка и общего языкознания, направления научной деятельности, достижения, юбилей.

В октябре 2017 г. славный коллектив кафедры русского языка и общего языкознания принимает поздравления в связи с 85-летием со дня образования. За эти годы пройден значительный путь, остались позади трудности становления, спокойные советские годы и трудные постсоветские.

Особую благодарность и признательность выражаем старшему поколению преподавателей, ветеранам университета за их неоценимый вклад в становление и развитие филологической науки. Они дали заряд энергии и любви к избранной профессии, привили любовь к русскому слову, научили нести добро людям.

Кафедра русского языка существует с первого дня открытия Бурятского педагогического института. Первым заведующим с 1932 по 1943 год был доцент Василий Дмитриевич Кудрявцев, который руководил кафедрой и являлся проректором БГПИ им. Доржи Банзарова. Ему принадлежат первые исследования по проблемам преподавания русского языка в бурятской школе, многочисленные методические пособия, школьные программы и учебники по русскому языку. В 1957 году им защищена докторская диссертация и вскоре присвоено звание профессора (уже в Иркутском педагогическом институте). В 1935 вышло мето-

дическое пособие В. Д. Кудрявцева «Преподавание русского языка в начальной бурятской школе», в котором автор подробно анализирует ошибки учащихся, определяет пути их устранения, объем и содержание программы по русскому языку, развивает идею о необходимости учета особенностей родного языка. В его работах, в частности в монографиях «Очерки по методике русского языка в 5-7 классах» (1948) и «Преподавание русского языка в 5-8 классах (1965), отражен опыт учителей средних классов по методике обучения русскому языку, содержатся теоретические и практические разработки вопросов преподавания русского языка в национальной школе с опорой на достижения бурятской лингвистике того времени.

Научные интересы кафедры были широки и многообразны. На начальном этапе основным направлением кафедры явилось развитие педагогической науки в регионе, в частности теории и практики обучения школьников в условиях двуязычия. Преподавателями активно изучались проблемы формирования речевой деятельности учащихся и студентов, разрабатывались методическая система. Ж. С. Сажиновым, М. Н. Мангадаевым, И.В. Баранниковым опубликованы новые учебники, научные труды, посвященные различным вопросам преподавания школьного и вузовского курсов русского языка, вопросам обучения орфографии и грамматики, истории и этнографии бурятского народа. Именно в это время вышла монография проф. Ж. С. Сажинова «Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков. Морфология» (1984), которая стала методологической основой всех последующих трудов по сопоставительной грамматике в Республике Бурятия. По программам, учебникам и другим пособиям по русскому языку, подготовленным преподавателями кафедры школы РБ работали в течение многих десятилетий. В дальнейшем методическое направление научных деятельности кафедры достойно представляли доктор педагогических наук, профессор С.М. Бабушкин («Прогнозирование и исправление ошибок в беспредложном управлении имен существительных в русской речи учащихся-бурят», 1980; «История формирования и развития бурятско-русского двуязычия у учащихся средней школы», 1994), кандидаты педагогических наук, доценты Т. Ф. Долбеева («Роль изложений в обогащении речи учащихся глагольной лексикой», 1988), Л. Л. Маркова («Роль ознакомления учащихся 4-5-х классов со словообразовательным значением для обогащения их словарного запаса», 1985), Судоплатова Г. А. («Методика изучения экспрессивных синтаксических конструкций в 5-8-х классах (на примере однородных членов предложения», 1990). Методисты кафедры внесли большой вклад в разработку технологий аттестации учителей русского языка и литературы РБ, экспертизы качества преподавания, заложили основы развития исследовательской деятельности учащихся РБ на основе организации и проведения конференции «Шаг в будущее».

Научная деятельность кафедры прочно связана с важнейшей областью современной лингвистики — теорией текста. В языкознании Бурятии данное направление представлено работами профессора О. А. Нечаевой, доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки РБ, заслуженного учителя школы РФ, отличника просвещения РФ, Почетного гражданина РБ, заведовавшего кафедрой русского языка в течение 15 лет, и ее учеников. В монографии «Функционально-

смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)» (1974) О. А. Нечаева установила логико-смысловые и структурно-функциональные типы речи, стабильные языковые формы синтаксических единств, глубинные структурно-семантические текстообразующие константы. О. А. Нечаева создала свою научную школу, дальнейшую разработку основные теоретические положения получили в исследованиях ее учеников, часть из которых ныне ведущие доценты кафедры: в 1988 г. Л. Н. Омельченко защитила кандидатскую диссертацию «Функционирование неполных двусоставных предложений с незамещенной позицией подлежащего в повествовании и описании», в 1988 — М. В. Бохиева по теме «Функционирование безличных предложений в описательном типе речи», в 1999 г. — И. Ю. Хандархаева «Функционирование глаголов прошедшего времени совершенного вида в перфектном и аористическом употреблении в темпоральных типах речи (описание, повествование)», в 2003 — Е. В. Зырянова «Прагматический аспект роли говорящего в функционально-смысловых типах речи «описание» и «повествование», в 2001 — О. В. Панова «Рассуждение как тип речи в прагматическом аспекте (аргументация и объяснение), в 2002 — Ж. В. Николаева «Структурно-семантические разновидности описательного типа речи по характеру протекания ситуации (бытийно-статальные, бытийно-процессуальные, характеризующие)», в 2005 — Т. И. Мисайлова «Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественном текстах». Представителями научной школы выявлены структура, специфика контаминации типов речи, основные логические модели, текстообразующие средства, что позволяет говорить о значительном вкладе в разработку проблем порождения и функционирования текста. Основные результаты исследования проблем текста как функционально-стилевой категории в структурно-семантическом, коммуникативном и дидактическом аспектах были представлены на Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию проф. О. А. Нечаевой (23-24 апреля 2004 г.), нашли отражение в коллективной монографии «Лингвистика текста: констатирующие тексты типа «описание» и «повествование» (2011). Под руководством доктора филологических наук, профессора В. М. Хамагановой защитили кандидатские диссертации Русакова Н. В. «Темпоральные (лексические) и референци-альные свойства текста типа «описание» (2006), Варфоломеева Ю. Н. «Семантика глагольных предикатов как свойство структурно-семантической модели текста типа «описание» (2008), Смирнова С. И. «Реализация иронии в констатирующих текстах «описание» и повествование» (2014). В рамках данного направления защищены две докторские диссертации: О. А. Нечаевой «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)», 1975), В. М. Хамагановой «Структурно-семантическая и лексическая модель текста типа «описание» (проблемы семиотики и онтологии)» (2002).

Традиционно устойчив интерес членов кафедры к сравнительно-сопоставительным и типологическим исследованиям разноструктурных языков, позволяющим увидеть в национальном языке специфические черты, скрытые при внутреннем рассмотрении. Основные положения сопоставительного изучения языков успешно разрабатываются докторами наук: В. И. Золхоевым и И. Д. Бу-

хаевой, рассматривавшими звуковую природу и организацию бурятского и русского слова, С. М. Бабушкиным, занимавшимся изучением бурятско-русского двуязычия в историческом, дидактическом и лингвистическом аспектах, В. М. Егодуровой, в теоретически развитой форме представившей типологию глагола в русском и бурятском языках, Е. А. Бардамовой, предметом исследования которой являются пространственные и временные идеи в когнитивном и лингвокультурологическом аспектах, Д. Ш. Харанутовой, описавшей основную специфику деривационных процессов в разноструктурных языках. Многостороннюю проверку и обсуждение представлений об устройстве языка, проблем закономерностей в развитии и функционировании разноструктурных языков, многообразия форм и способов отражения мира человеческим сознанием нашли на международной научной конференции «Актуальные проблемы функционирования и развития языков в условиях контактирования» (2012), региональной конференции «Актуальные проблемы языкознания и методики преподавания языков» (2013), всероссийской (с международным участием) научной конференции «Актуальные проблемы синхронии и диахронии разноструктурных языков» (2013). В рамках данного направления защищено 7 кандидатских и 5 докторских диссертаций, так В. И. Золхоев защитил докторскую диссертацию по теме «Проблемы фонологии и морфонологии агглютинативных языков» (1987), И. Д. Буха-ева в 1987 «Речевая сегментация в бурятском языке», С. М. Бабушкин в 1994 г. — «История формирования и развития бурятско-русского двуязычия у учащихся средней школы», В. М. Егодурова в 2002 — «Глагол в бурятском языке», Д. Ш. Харанутова в 2012 — «Бурятское словообразование: структурно-семантический аспект».

Для решения целей и задач другого научного направления проводится тщательное и квалифицированное исследование регионального варианта русского языка в синхроническом и диахроническом аспектах. Результаты изучения и дешифровки памятников Забайкальской деловой письменности были опубликованы в монографии «Памятники забайкальской деловой письменности ХУШ в.» (А. П. Майоров, С. В. Русанова, 2005); «Очерки лексики региональной деловой письменности ХУШ в.» (А. П. Майоров, 2006), «Словаре русского языка ХУШ в.: Восточная Сибирь. Забайкалье» (А. П. Майоров, 2011). Разработка принципов исследования языка памятников деловой письменности Забайкалья нашло логическое завершение в написании и защите докторской диссертации А.П. Майоровым в Институте русского языка им. В.В. Виноградова по теме «Региональный узус деловой письменности 18 в 2006 г. В 1999 г. в издательстве СО РАН был издан «Словарь говоров старообрядцев Забайкалья», в основу которого были положены материалы ежегодных диалектологических экспедиций Бурятского госуниверситета. Историко-культурная и научная ценность словаря, составителями которого выступили А. П. Майоров, Т. Б. Юмсунова, Н. А. Дарбанова, М. Б. Ма-танцева, И. Ж. Степанова (опубликованного в Издательстве СО РАН, г. Новосибирск), состоит в выявлении уникальных и забытых пластов русской лексики, результатов ее трансформации в процессе 250-летнего межъязыкового и междиалектного контактирования. Благодаря неутомимому кропотливому труду наших диалектологов Е. И. Тынтуевой, Т. Б. Юмсуновой, Н. А. Дарбановой,

Э. Д. Эрдынеевой, М.Б. Матанцевой самобытный говор старообрядцев Забайкалья получил детальное лексикографическое описание. В настоящий момент осуществляется широкий сбор образцов разговорной речи представителей разных социальных групп, очевидна актуальность прикладного и культурно-просветительского характера заявленного исследования. В рамках третьего научного направления защищены 2 докторские и 2 кандидатские диссертации; в 2013 г. была организована и проведена всероссийская (с международным участием) научная конференция «Региональные варианты национального языка»; работа в этом направлении неоднократно поддерживалась грантами РГНФ (в 20042005, 2007-2008 и 2011 гг.). Актуальность научных разработок в данном направлении обеспечила активное настоящее и дальнейшее перспективное сотрудничество с Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН (Москва), Институтом лингвистически исследований (Санкт-Петербург), Институтом славистики Венского университета (Вена, Австрия). Кроме того, благодаря известности разработки данного научного направления, в БГУ поддерживаются интенсивные научные связи в области лингвистического источниковедения и истории русского языка с учеными Читы, Благовещенска, Хабаровска, Красноярска, Кемерово, Барнаула, Омска, Тобольска, Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга и др.

С 2014 г. при кафедре русского языка и общего языкознания под руководством д-ра филол. наук А. П. Майорова создана Лаборатория эколингвистики (в настоящий момент научным руководителем является Д. Ш. Харантутова), деятельность которой осуществляется с целью историко-лингвистическое исследования современного забайкальского региолекта и его современного состояния; описания языковой картины мира Байкальского региона; прикладных разработок; культурно-просветительской деятельности.

С 1991 года при кафедре плодотворно функционирует аспирантура по направлению подготовки 45.06.01 Русский язык, Теория языка.

На базе ФГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» создан и функционирует диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 10.02.01 Русский язык, 10.02.19 Теория языка.

Члены кафедры ведут активную просветительскую работу. Были разработаны и представлены в Правительство предложения по сохранению норм русского литературного языка, повышению речевой культуры в Программе развития русского языка в РБ на 2014-2020 гг. С целью повышения профессиональной компетенции и популяризации достижений лингвистической науки были организованы межвузовские методологические семинары для студентов, преподавателей-филологов и учителей русского языка и литературы средних образовательных учреждений РБ с участием ведущих лингвистов России: В. И. Беликова, М. А. Кронгауза, Б. Ю. Нормана, Г. Е. Крейдлина, Б. И. Осипова, А. В. Кравченко, А. Д. Шмелева и др.

Традиционно члены кафедры активно сотрудничает с органами образования. Следует отметить в этом отношении работу доцентов кафедры Т. Ф. Долбеевой, Л. Л. Марковой, А. Д. Болсохоевой, Г. А. Судоплатовой, И. М. Степановой и проф. С. М. Бабушкина, И. Д. Бухаевой, Д. Ш. Харанутовой, Е. А. Бардамовой, организаторов лекций для учителей, курсов повышений квалификации, курсов

профессиональной переподготовки, участников методических семинаров, республиканских олимпиад школьников.

Сегодня, в эпоху кардинальных перемен и внедрения новых образовательных стандартов, обучение и повышение профессиональной компетенции выпускников имеют первостепенное значение и выходят на качественно новый уровень. Коллектив кафедры, понимая значимость все более возрастающих требований к подготовке филологов, активно стремится совершенствовать учебный процесс, внедрять современные обучающие технологии и предлагать новые учебные программы бакалавриата и магистратуры. Отечественное отделение Института филологии массовых коммуникаций дало «путёвку» в жизнь многим выпускникам, работающим сейчас не только в Сибири, но и во всех уголках нашей большой страны, а также за рубежом. Некоторые из них достигли высокого делового и общественного статуса, являются известными учёными и общественными деятелями, руководителями региональных организаций, преподавателями русского языка и литературы, работниками средств массовых коммуникаций. И мы все по праву гордимся ими.

Сегодня у кафедры есть все возможности для дальнейшего роста: это и накопленный за многие годы огромный научный потенциал, и высокий профессионализм педагогических кадров. Отрадно осознавать, что к своему замечательному юбилею коллектив кафедры пришел столь динамично развивающимся, успешным и в то же время сохранившим добрые традиции.

SCIENTIFIC HERITAGE AND PROSPECTS: TO THE 85-TH ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND GENERAL LINGUISTICS

Ekaterina А. Bardamova

Doctor of Philology

Buryat State University

6 Ranzhurova st., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: [email protected]

The article was prepared for the 85th anniversary of the Department of Russian Language and General Linguistics at the Buryat State University, the founder of the formation of philological education in the Republic of Buryatia, the large scientific and educational center of the region, which trained thousands of teachers of the Russian language and literature, writers and poets, researchers and employees of state power and administration. The work is devoted to the description of the main scientific directions of the staff of the department, acquaints readers with the stages of the development of linguistic thought, characterized by a painstaking accumulation of new knowledge, a change in the scope of research, the formation of new ideas and concepts in modern conditions. Particular attention is paid to the preservation and maintenance of the traditions of the department for the classical preparation of students of the philological faculty (now the Institute of Philology and Mass Communications) and the training of young scientists. Materials of personal memories of the veterans of the department and the oldest employees of the university are widely used in the article.

Keywords: Buryat State University, Department of Russian Language and General Linguistics, Directions of Scientific Activities, Achievements, Jubilee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.