Научная статья на тему 'О международной научной конференции «Русская литература в России и мире» (г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 8-10 сентября 2015 г. )'

О международной научной конференции «Русская литература в России и мире» (г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 8-10 сентября 2015 г. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Имихелова С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О международной научной конференции «Русская литература в России и мире» (г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 8-10 сентября 2015 г. )»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

О международной научной конференции «Русская литература в России и мире» (г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 8-10 сентября 2015 г.)

Инициаторами проведения конференции «Русская литература в России и мире», посвященной Году литературы в Российской Федерации, стали кафедры русской и зарубежной литературы и английской филологии Института филологии и массовых коммуникаций БГУ при поддержке факультета русского языка Восточно-Китайского педагогического университета (Шанхай, КНР). Целью конференции явилась актуализация гуманистического потенциала русской литературы, ее роли в современном мире, в системе культуры и гуманитаристики, в развитии литературного образования.

В работе конференции приняли участие ученые из разных стран и регионов РФ, преподаватели высших учебных заведений, представители академической науки, творческой интеллигенции, учителя, специалисты по методике преподавания отечественной литературы, аспиранты и студенты, в том числе специалисты разных стран, занимающиеся изучением русской литературы, ее взаимосвязей с литературами других стран. Оргкомитет получил заявки и тезисы докладов от 103 человек из разных регионов РФ, в том числе от 20 иностранных граждан. На заседаниях 3 секций и 2 круглых столов приняли очное участие 48 докладчиков и выступающих.

На пленарном и секционных заседаниях конференции обсуждались вопросы, касающиеся непреходящих духовных ценностей и миссии русской литературы в современном мире, утверждалась необходимость изучения и сохранения ее наследия в России и за рубежом, говорилось о перспективах развития литературы в XXI веке, о роли чтения художественной литературы в жизни современного человека.

В рамках пленарного заседания состоялся круглый стол «Литература и общество сегодня и всегда», в организации которого приняли участие представители общественных организаций и государственных учреждений, библиотечного сообщества, творческих союзов, религиозные деятели. В выступлениях участников круглого стола - главного редактора журнала «Байкал» Б. Л. Аюшеева, священника Свято-Вознесенского храма Отца Георгия Кривосудова, депутата Народного Хурала, члена Комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям И. В. Марковца, Народного писателя Бурятии В. Г. Митыпова, начальника отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки РБ Т. Ч. Будаевой и других поднимались острые, наболевшие вопросы, как то: кризис современной цивилизации и значение русской литературы; духовные ценности русской литературы и религия; вечный вопрос о нравственном совершенствовании личности и реалии общества денег; писатель в условиях книжного рынка; чтение и школьник; роль интернета в развитии русской литературы. В выступлениях зав. отделом обслуживания пользователей Национальной библиотеки РБ М. П. Кибановой, главного библиотекаря Центральной городской библиотеки им. И. К. Калашникова Л. А. Клочковой прослеживалась мысль о том, что именно русской литературе всегда принадлежала ведущая роль в формировании личности человека и духовно-нравственного здоровья общества.

Выступления на пленарном заседании подготовили работу секций, и в обсуждении вопроса о роли и значении литературы в формировании человеческой личности, была высказана озабоченность тем, что в обществе утрачивается понимание ценности литературы как носителя национального исторического и культурного кода, как энциклопедии национальной жизни. Доклад проф. БГУ С. И. Гар-маевой «Русская литература: ценностные ориентиры и перспективы изучения» вызвал живой интерес, так как содержал анализ поисков приоритетов в современных литературоведческих исследованиях, прежде всего духовно-религиозных. На примере научной и художественной рецепции русской литературы в Китае выстроил свой доклад «Русская литература в Китае: проблемы восприятия и интерпретации» доц. ЗабГУ С. В. Петухов, утверждавший, что репрезентацию русского текста в Китае необходимо исследовать не только в широком культурологическом контексте, но и с позиций внедрения русской классики и современной русской литературы на книжный рынок Китая. Рассматривая

при этом не только аспект потребления, но и интеллектуальные запросы образованных китайцев, докладчик отметил, что классическая («старая») и новейшая («модная») литература России осмысливаются китайским читателем как единое целое, системное и неделимое. Гость из Японии - преподаватель Токийского университета Огами Кейко познакомила участников конференции со своим личным опытом первоначального знакомства с русской классикой: он был основан на интересе к ней японского кинематографа, прежде всего кинофильмов А. Курасавы.

В докладе проф. ИГУ И. В. Сосновской «Современные проблемы чтения в школе: модели, стратегии, диагностика, опыт» ставились проблемы, связанные с совершенствованием форм преподавания литературы, обосновывалась необходимость поиска наиболее эффективных подходов к организации учебного процесса на уроке литературы. Обращаясь к традиционной постановке проблемы современного урока, И. В. Сосновская предлагала их новое решение в соотнесении с современной социокультурной и образовательной ситуацией. Дело в том, что, по мнению докладчика, школьный предмет «Литература» более, чем любой другой, приобщает школьника к универсальному знанию о бытии и человеке в нем - метазнанию, дающему возможность получать фундаментальное, системное знание о мире и человеке. Преимущество литературы перед другими предметами и состоит в ее воплощенной метапредметности. Проблема поиска новых методологических подходов, различных инновационных методик в современном литературном образовании нашла затем подробное обсуждение в работе одной из секций, посвященной теории и практике преподавания русской литературы.

На секции «Духовно-нравственные и эстетические ценности русской литературы» (руководители: проф. С. И. Гармаева (БГУ), доц. И. А. Романов, доц. А. Е. Горковенко (ЗабГУ); секретарь доц. О. А. Колмакова) прозвучали доклады, посвященные теоретическому и историко-литературному аспектам аксиологической проблематики в русской литературе. Проф. В. В. Башкеева (БГУ) в своем докладе «Проблема ценностей в русской литературе: целостность или конфликт ценностей» вынесла на обсуждение вопрос о конфликте ценностей в русской литературе, шире - русской культуре, который вот уже три столетия не уходит со сцены, динамично развиваясь, меняя свои конфигурации, а в определенные исторические периоды усиливаясь, - это противостояние базовых, традиционных национальных ценностей и привнесенных извне, западно-европейских. Докладчик остановился на произведениях, где активность романтического индивидуализма уводила от стержневых ценностей национальной жизни. Идея личности была основой русского и европейского романтизма, в то время как реализм русской литературы, концентрированно выраженный в зрелом творчестве Пушкина, подчеркивал в личности способность к сохранению баланса между индивидуальными потенциями и коллективным духом народной жизни. Эту идею необходимости возвращения к национальным основам русской жизни поддержал в своем докладе «Телоцентричность как доминанта современной литературы» доц. И. А. Романов (ЗабГУ), который выделил тенденцию усиления отчуждения личности от духовных основ, характерную для прошлого века и обострившуюся в начале нышешнего, остановился на неспособности героя современной литературы подниматься до обретения связи с подлинным смыслом бытия. В современной литературе, по мнению докладчика, превалирует культ тела, пришедший на смену культу духа классического искусства, и телоцентричность оказывается одной из доминантных тем, демонстрируя невозможность самосовершенствования «героя нашего времени», его прикосновения к подлинным ценностям.

Уделяя внимание значительным явлениям русской классики, докладчики, таким образом, обсуждали и перспективы развития современной русской литературы. Так, на секцию был представлен доклад доц. Лю Юйцинь (Восточно-Китайский педуниверситет, Шанхай, КНР) «Поиск ценностных ориентиров в современной русской прозе», где анализ тенденций в русской литературе начала XXI в. был сосредоточен на таких ценностных категориях, как семья и христианские заповеди. Созданные современными писателями вариации образа семьи, по мнению докладчика, имеют амбивалентный характер: с одной стороны, свидетельствуют о неизменной ее ценности в жизни человека (А. Варламов, З. Прилепин), с другой - запечатлевают процесс не только изменения структуры, но и распада традиционного института семьи в современном обществе - обществе потребления (Р. Сенчин, А. Иванов). Обнаружив в произведениях современной русской прозы ностальгию по уходящей традиционной патриархальной семье, острую нехватку в жизни современного человека христианских ценностей - смирения, служения, терпения, доклад отвечал общему направлению работы секции -актуализации высших ценностей, способных формировать духовно-нравственный потенциал нации. Об этом же шла речь в докладе о творчестве одного из ярких писателей современности А. Королева доц. О. А. Колмаковой (БГУ), которая рассмотрела описываемый в его романе «Эрон» опыт пороговых состояний, «пограничных» ситуаций, мотивов «перехода», «инициации», генетически восходящих к

ритуальным комплексам, которые важны для понимания подлинных ценностей человеческого существования.

В докладе доц. А. Е. Горковенко (БГУ) рассматривалась оригинальная концепция мира и человека в творчестве В. В. Набокова, которая обнаруживает тесную связь писателя с его великим предшественником Ф. М. Достоевским. Прежде всего, у обоих писателей, считает докладчик, выстраивается одна и та же доминирующая коллизия: противопоставление абсолютно одинокого героя и его творческого дара деградированному миру. В своем докладе канд. филол. наук Н. В. Перепелицына (ИГУ) выявляла те ценностные установки писателя, которые и создают эстетическую реальность текста: столкновение и разделение чувственного и рационального, эмоционально-образного и абстрактно-мыслительного движения автора, повествователя и читателя, в единстве «создающих» реальность текста, особенно текста, наполненного высокой степенью условности (рассказ А. Синявского «Суд идет»). Доклад о продолжающейся жизни произведений А. Вампилова в творческой рефлексии современного искусства был сделан д-ром филол. наук, проф. С. Р. Смирновым (ИГУ) и науч. сотр. Культурного центра А. Вампилова (Иркутск) Е. О. Фалалеевой.

На секции «Литературные взаимосвязи и проблемы рецепции русской литературы в России и за рубежом» (руководители: доц., д-р филос. наук И. С. Болдонова, проф. С. С. Имихелова (БГУ), доц. ЗабГУ О. Ю. Баранова, секретарь - И. В. Булгутова) говорилось о необходимости междисциплинарного, сравнительно-сопоставительного подходов в изучении и интерпретации произведений русской литературы, о важности изучения рецепции русской литературы в стране и за рубежом. Тематика докладов была представлена двумя направлениями: рецепция русской классической литературы в мире и русскоязычная бурятская литература, шире - влияние традиций русской классики на национальные литературы России. В рамках первого тематического блока были заслушаны и обсуждены доклады о восприятии русской литературы читательской аудиторией Монголии, Китая, Японии, Турции, а также в англоязычном литературоведении. Наиболее популярными классиками при этом назывались Толстой, Достоевский, Чехов. Были выявлены типологические схождения в литературах азиатских стран в целом, что объясняется особенностью русского менталитета, открытого, благодаря евразийскому сознанию, диалогу с «другим» сознанием. В докладах доц., д-ра филос. наук И. С. Бол-доновой, доц. М. Г. Жанцановой, канд. филол. наук М. Ю. Дондоковой (БГУ), канд. филол. наук Т. Р. Ленхобоевой (ВСГУТУ), д-ра филол. наук Б. С. Дугарова (ИМБТ СО РАН) прозвучал вывод о том, что ценности русской литературы расширяют масштаб влияния на иноязычную аудиторию. Также говорилось о тенденциях в бурятской литературе, где влияние русской словесности ощущается в поэтике, в различных феноменах связи культурного поля и межкультурной коммуникации (верлибр, «двойное» пространство-время, метапроза,) - доклады доц. Л. Ц. Халхаровой, доц. И. В. Булгутовой (БГУ), доц. О. Ю. Барановой (ЗабГУ), проф. С. С. Имихеловой (БГУ). Мощное движение русской поэзии к синтезу культур Запада и Востока проявилось прежде всего в феномене русскоязычного бурятского писателя, представленного в личности одного из участников конференции - народного поэта Бурятии Баира Дугарова. В докладе д-ра филол. наук П. П. Дашинимаевой (БГУ) «О непереводимости художественного произведения» приводились примеры анализа перевода на английский язык известного стихотворения Б. Дугарова «Звезда кочевника»: возможное «несчитывание» образов и схем, стоящих за ключевыми словами, лежит на особенностях психонейрофизиологии речемышления, и перечисление языковых единиц особой трудности не учитывает либо уникальности обозначаемой культурной семантики, либо ярко выраженного индивидуального авторского видения. По мнению докладчика, необходимо всегда «взвешивать» меру переводимости стихотворения, И, прежде всего, необходима высокая степень творческой деятельности, чтобы декодировать смыслы, спрятанные за концептуальными словами: мужчина, очаг, сын, небо, степь (равнина), указывающими на номадическую культуру монгольских племен. Тем самым докладчик доказал релевантность поставленной проблемы.

Во время свободного обсуждения поднятых тем и проблем на обеих секциях была подчеркнута важность широкого культурологического контекста в дальнейшем изучении русской литературы, а также развития международных связей, направленных на создание и реализацию совместных проектов, способствующих популяризации русской литературы за рубежом.

Третья секция «Теория и практика преподавания русской литературы в вузе и школе» (руководители: проф. Т. В. Затеева (БГУ), проф. О. Ю. Юрьева (ИГУ), доц. Е. В. Тарасова (ЗабГУ); секретарь - доц. Е. П. Березкина) была наиболее представительной. Из заявленных 29 докладов были прочитаны 21 - не только учеными БГУ, ВСГУТУ, ИГУ, ЗабГУ, но и практиками - методистами, учителями школ г. Улан-Удэ и районов Республики Бурятия. Пафосом всех выступлений явилась мысль о

важности литературного образования, его непреходящей роли в развитии интеллектуальных, духовных, творческих потенций современного школьника и студента.

Многие доклады были продолжением развития мыслей проф. И. В. Сосновской (ИГУ), озвученных ею на пленарном заседании. Так, и на секции обсуждался вопрос о кризисе детского чтения, причем обсуждался как на теоретическом, так и практическом уровне. Ученый-методист указывал на то, что сегодня доминирует информационный подход к чтению как к извлечению из текста определенной информации и ее последующей обработке. Но при этом за чертой остается художественная образность, выразительный авторский мир, загадочный, мерцающий смыслами волшебный контекст. Разумеется, есть такие стратегии чтения, которые могут эффективно работать и в процессе анализа художественного текста: работа с заглавием, «ориентиры предвосхищения книги», «линия сравнения или антиципация», «рассказ», «чтение с остановками», «собери рассказ». Но понятно, что художественный текст с его этико-эстетической природой требует не прагматического, а творческого чтения, способного развить и силы ума, и силы души юного читателя. Поэтому наиболее эффективной для развития читательской культуры школьника представляется концепция творческого чтения, чему было посвящен доклад преп. Рос. гимназии № 59 Е. В. Ермоленко. Творческой работе с учащимися по произведениям Достоевского посвятила свой доклад проф. О. Ю. Юрьева (ИГУ), интригующе назвав его следующим образом: «Почему Достоевский в школе трудный писатель?». Размышлениями о проектной деятельности на уроках литературы поделилась преп. Рос. гимназии № 59 Т. В. Федорова. Диалогу культур при сравнительном изучении русских фольклорных текстов и героического эпоса бурят было посвящено выступление доц. Е. В. Тарасова (ЗабГУ).

Размышляя о роли чтения, участники оказались едины в понимании его значения в формировании человеческой личности. Как стимулировать читательскую деятельность сегодняшнего школьника -решение этого вопроса, по мнению участников конференции, лежит в изменившихся условиях современности и требованиях, предъявляемых как к ученику, так и к учителю. Об этом говорилось в докладах проф. Т. В. Затеевой (БГУ), учителей гимназии № 33 И. В. Заворуевой и канд. филол. наук М. С. Черниговской, методиста, доц. И. Б. Костиной (БРИОП), доц. Е. П. Березкиной (БГУ). К сожалению, отмечали докладчики, читательской мотивации часто не способствует перенасыщенность школьных программ по литературе, и формальный, скучный анализ художественного произведения на уроке, и неудачно подобранные учителем технологии обучения, и даже его собственная читательская пассивность, в том числе незнание произведений современной детской и юношеской литературы. И общим мнением стал вывод, о том, что, конечно же, основным стимулом развития и поддержания интереса к чтению по-прежнему остается сам урок литературы.

Так, размышляя о причинах отсутствия читательской активности у современных старшеклассников, доц. М. Д. Данчинова (БГУ) утверждала, что только на уроке возможен диалог учителя и учеников, их совместные попытки обнаруживать в хронологически удаленных от современности событиях и поступках людей кровную близость с нашей жизнью, находить соответствие нашему дню и проблемам нашего социума. Докладчик поддержал мнение И. В. Сосновской о том, урок литературы всегда с большим трудом вписывался в жесткую урочную схему, и структура урока по этому предмету должна отвечать природе искусства, свободной от схемы, а в основе этой структуры должно быть творческое комбинирование частей, композиционно связанных друг с другом. Такая «пошаговая», «поэтапная» структура, как считают специалисты высшей школы, - своего рода «эмоциональная партитура», когда способы сцепления «шагов» могут нести эмоциональное, эстетическое, философское содержание и, образовывая своеобразный сюжет, должны воздействовать на эмоции и чувства учащихся, рождая впечатление целостности.

О формировании умения студентов-филологов преломлять идею автора текста через личный опыт читателя говорилось в докладе преподавателей английского языка канд. филол. наук Е. П. Баяртуе-вой, канд. пед. наук Е. В. Васильевой, канд. филол. наук И. Н. Столяровой (БГУ). Механизм данного преломления показан на примере применения комплексного подхода, формирующего у студента как собственно профессиональные, учебные и научные, так и личностно-ориентированные компетенции.

Из целого ряда выступлений методического характера выделялся доклад доц. Т. Ю. Климовой (ИГУ) «Ремифологизация роли учителя в литературе 2010-х гг.», где рассматривалась художественная рефлексия многих больных проблем современной школы и где анализ произведений современной прозы, посвященных школьному учителю, привел автора к выводу: современное искусство не может предложить модель образцового современного учителя, да это и невозможно: несмотря на огромный багаж педагогических знаний и наличие утвержденного «регламента» личности учителя, очевидно, что как нельзя спланировать рождение гениальных писателей и художников, так невозможно просчи-

тать рождение настоящего учителя. Творческая обстановка, царившая на секции, спонтанно возникавшие вопросы, мгновенные комментарии являлись свидетельством живого неподдельного интереса участников секции, собравшей подлинных единомышленников, влюбленных в дело своей жизни.

На заключительном пленарном заседании участники конференции обсудили и одобрили принятую резолюцию, а также приняли решение об обращении к министру образования и науки РФ Д. В. Ливанову о необходимости придания школьному предмету «Литература» особого статуса.

Для выступающих на конференции несомненным был утвердительный ответ на вопрос о том, следует ли внедрять в общественное сознание непревзойденные возможности русской литературы, и сегодня остающейся для человека ориентиром в вечной борьбе добра и зла, в понимании социальных и бытийных проблем. Ответ этот подкреплялся апелляцией к личной научной и педагогической практике, к серьезному изучению произведений классической и новейшей литературы, разнообразному опыту работы с молодежью в ученических и студенческих коллективах и поэтому был не только эмоциональным или, напротив, четко аргументированным, но, главное, глубоко выстраданным. Результаты работы конференции приведены в одном из разделов данного выпуска журнала и в материалах, готовящихся к публикации в издательстве Бурятского государственного университета.

С. С. Имихелова

О республиканской научно-практической конференции «Методологические основы преподавания русского языка в школе»

(г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 24-25 апреля 2015 г.)

24-25 апреля 2015 г. по инициативе кафедры русского языка и общего языкознания Института филологии и массовых коммуникаций Бурятского государственного университета при поддержке Министерства образования и науки РБ состоялась научно-практическая конференция, посвященная юбилею Т. Ф. Долбеевой. Имя Тамары Филипповны Долбеевой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры русского языка и общего языкознания, Отличника народного образования, заслуженного учителя Республики Бурятия, широко известно учителям русского языка и литературы в нашей республике. Ее вклад в совершенствование организационно-методической работ в Бурятии неоценим

Целью конференции явилось повышение теоретико-методологической и концептуальной базы филологического образования, поддержка инновационных разработок и технологий, способствующих формированию лингвистических компетенций учащихся. Широкий диапазон затронутых на конференции тем способствовал обмену идей между специалистами филологического образования высшей и образовательной школ. Всего в работе научно-практической конференции приняли участие более 100 учителей русского языка и литературы, методисты, руководители образовательных учреждений города Улан-Удэ и Республики Бурятия.

Вступительное слово на открытии конференции произнес министр образования и науки РБ А. В. Дам-динов, с приветствием к участникам конференции обратились проректор БГУ А. В. Номоев, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики Г. Н. Фомицкая, Директор Института филологии и массовых коммуникаций БГУ, д-р филол. наук, доц. П. П. Дашинимаева в своем выступлении отметила высокий уровень квалификации преподавателей кафедры русского языка и общего языкознания, на которой в настоящее время работает 5 докторов наук. Многие преподаватели являются экспертами ЕГЭ, участвуют в проведении олимпиад школьников и студентов различного уровня, неутомимо выезжают с лекциями по республике, проводят семинары с учителями. Кафедра -организатор и данного события, приуроченного к юбилею коллеги и чрезвычайно значимого для учителей русского языка и литературы. Впервые в таком составе сообщество учителей-словесников республики собралось на форуме для решения важных задач и проблем современного филологического образования.

Заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания д-р филол. наук, доц. Е. А. Бардамо-ва, отмечая огромный вклад Т. Ф Долбеевой во внедрение новых образовательных программ в республике, заметила, что в современных условиях особое значение приобретает разработка теоретических основ изучения и преподавания русского языка. Этому в значительной степени способствует совместная инновационная научная и методическая деятельность преподавателей вузов и учителей-словесников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.