Затолокин Александр Александрович Насиров Марат Нухбалаевич
О региональных программах профилактики экстремизма в Российской Федерации
Проведен сравнительно-правовой анализ состояния региональных программ, направленных на профилактику экстремизма. Выделены основные ответственные исполнители соответствующих государственных программ на региональном уровне. Сопоставлены меры, предпринимаемые в различных регионах в целях профилактики экстремизма.
Ключевые слова: профилактика экстремизма, ретроспективный анализ, документы стратегического планирования, региональные и муниципальные программы, меры противодействия экстремизму, гармонизация межнациональных отношений, региональная политика развития гражданского общества.
On regional programs for the prevention of extremism in the Russian Federation
A comparative legal analysis of the state of regional programs aimed at preventing extremism has been carried out. The main responsible executors of the relevant state programs at the regional level are identified. Measures taken in a particular region to prevent extremism are compared.
Keywords: prevention of extremism, retrospective analysis, strategic planning documents, regional and municipal programs, anti-extremist measures, harmonization of interethnic relations, regional policy for the development of civil society.
Основу любой государственной политики составляют документы стратегического планирования, в которых закрепляются цели, задачи и основные направления ее реализации.
Внешние и внутренние факторы обусловили необходимость правового закрепления целей, задач и основных направлений «государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз...». В 2014 г. внешние факторы [1, с. 22], связанные среди прочего и с агрессивной политикой США, проводимой в отношении нашей страны, могли спровоцировать распространение экстремистских идей среди населения, что могло перерасти в столкновения на межнациональной почве, направленные на неконституционный захват власти. Например, по словам Главы Республики Крым С.В. Аксенова, «"Меджлис крымскотатарского народа" (экстремистская организация, запрещенная на территории России. - А.З. и М.Н.)... ведет агрессивную политику по отношению к крымчанам, финансируется госдепартаментом США» [2].
Для объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций
и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности Президентом РФ была утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (28 ноября 2014 г. № Пр-2753; далее - Стратегия противодействия экстремизму).
Последующие изменения Стратегии противодействия экстремизму (Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344) обусловлены в большей степени внутренними факторами. Для дестабилизации внутриполитической ситуации в нашей стране иностранные спецслужбы пытались (и пытаются) активизировать работу иностранных агентов по разжиганию межнациональной розни, недовольства экономической и политической ситуацией. Вовлечение несовершеннолетних лиц в протестную деятельность, использование для организации массовых протестов социальных сетей и мес-сенджеров и т.д. продемонстрировали необходимость пересмотра государственной политики в сфере противодействия экстремизму, что и было осуществлено посредством принятия обновленной Стратегии противодействия экстремизму.
В первой редакции (от 28 ноября 2014 г. № Пр-2753) Стратегия противодействия экстремизму характеризовалась как основопола-
101
гающий документ для «федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет...»; во второй (Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344) она стала именоваться документом «стратегического планирования». Это обусловлено изменением подходов к вопросам государственного управления, а также принятием Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3].
Несмотря на некоторые отличия двух указанных документов, в обоих содержится пункт о необходимости принятия «на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных (межэтнических) конфликтов» [4]. В рамках реализации данного направления государственной политики региональные и муниципальные власти принимают соответствующие программы. В качестве примера можно привести следующие документы в сфере противодействия экстремизму, принятые на региональном уровне:
государственную программу Республики Дагестан «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Дагестан» (утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. № 659);
государственную программу Республики Саха (Якутия) «Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» (утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 358);
государственную программу Республики Башкортостан «Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан» (утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 670);
государственную программу Краснодарского края «Региональная политика и развитие гражданского общества» (утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2015 г. № 975);
государственную программу Ставропольского края «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества» (утверждена постановлением Прави-
тельства Ставропольского края от 28 декабря 2023 г. № 824-п).
При ознакомлении с содержанием рассматриваемых программ выявлено следующее.
1. Государственная программа Республики Дагестан (постановление Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. № 659) не содержит в названии прямого указания на противодействие экстремизму и терроризму, но включает в себя подпрограмму «Профилактика и противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан». В перечне мероприятий указанной подпрограммы содержится 68 пунктов, в том числе:
«проведение в духовных образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма <...>;
проведение социологических исследований <...>;
поддержка проектов и программ религиозных и общественных организаций, духовных образовательных учреждений <...>;
привлечение некоммерческих организаций к реализации проектов, направленных на укрепление межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.» [5].
Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, ответственным исполнителем программы определено Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан.
Таким образом, указанная подпрограмма в основном направлена на привлечение религиозных и общественных организаций Республики Дагестан к деятельности по культурному и духовному воспитанию народов, проживающих на территории республики.
2. Государственная программа Республики Саха (Якутия) (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 358) не содержит в названии прямого указания на противодействие экстремизму и терроризму, однако в ее рамках предусмотрена реализация подпрограммы № 4 «Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Республике Саха (Якутия). Профилактика экстремизма», предусматривающей следующие мероприятия:
«1) проведение тренингов, лекций по изучению русского языка <...>;
2) организацию мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов <...>;
3) комплексные интеграционно-адаптационные мероприятия, направленные на вклю-
102
чение иностранных граждан в новую для них культурную среду <...>;
4) мониторинг состояния конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфес-сиональных отношений, проведение организационно-профилактических мероприятий по предотвращению экстремизма и терроризма;
5) изготовление, издание и размещение информационно-пропагандистских материалов по вопросам противодействия терроризму и экстремизму» [6].
Финансовое обеспечение мероприятий программы осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), федерального бюджета, а также внебюджетных средств. Ответственным исполнителем подпрограммы определено Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия).
Перечисленные мероприятия в значительной своей части направлены на интеграцию иностранных граждан, прибывающих на территорию Республики Саха (Якутия), в российский социум.
3. Государственная программа Республики Башкортостан (постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. № 670), как и перечисленные выше госпрограммы иных субъектов Федерации, не указывает в названии прямо на вопросы противодействия экстремизму и терроризму, однако включает в себя подпрограмму «Профилактика терроризма и экстремизма» со следующим перечнем основных мероприятий:
«подготовка и размещение в СМИ материалов антитеррористического содержания;
проведение научно-практических конференций. по вопросам предупреждения и профилактики терроризма и экстремизма;
проведение мероприятий, ориентированных на активные формы участия учащихся (конкурсов, олимпиад) и направленных на предупреждение распространения террористических и экстремистских идей среди молодежи <...>;
организация мониторинга состояния государственно-межконфессиональных отношений и иных исследований в области противодействия терроризму и экстремизму;
организация работы представителей традиционных конфессий по профилактике проявлений терроризма и экстремизма;
реализация комплекса инженерно-технических, межведомственных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, командно-штабных учений и тренировок по предупреждению террористических актов и минимизации их последствий» [7].
В качестве ответственного исполнителя и соисполнителя государственной программы Республики Башкортостан определен внушительный перечень субъектов - органов исполнительной власти и организаций, расположенных на территории Республики Башкортостан, в их числе: Министерство молодежной политики и спорта; Министерство образования; Министерство культуры; Министерство земельных и имущественных отношений; Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям; Агентство по печати и средствам массовой информации; Фонд социальных целевых программ (по согласованию) и др.
Таким образом, мероприятия, реализуемые в рамках соответствующей подпрограммы в Республике Башкортостан, не имеют определенного исполнителя, а реализуются усилиями большого количества субъектов и направлены на просвещение, мониторинг ситуации в сфере экстремизма, а также на антитеррористическую защищенность. Финансирование указанной деятельности осуществляется из средств бюджета Республики Башкортостан и Фонда социальных целевых программ Республики Башкортостан.
4. Государственная программа Краснодарского края (постановление губернатора Краснодарского края от 19 октября 2015 г. № 975) не содержит в названии указания на противодействие экстремизму или его профилактику и не предусматривает отдельную подпрограмму в рассматриваемой области, однако в качестве одной из задач называет «совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества. в вопросах профилактики распространения религиозной и расовой нетерпимости, направленной на разжигание межнациональной вражды и ненависти, профилактики экстремистских проявлений на национальной и религиозной почве.» [8].
Для реализации данной задачи государственной программы Краснодарского края предусмотрен комплекс мероприятий:
проведение мероприятия по профилактике идеологии терроризма и экстремизма на национальной и религиозной почве;
проведение форума по вопросам реализации государственной национальной политики и государственных конфессиональных отношений в Краснодарском крае;
проведение фестивалей, направленных на распространение знаний о краевых и местных национально-культурных автономиях и общественных организациях в рамках Дня народного единства (4 ноября);
103
проведение национально-культурного фестиваля коренного малочисленного народа Российской Федерации (шапсугов), других мероприятий публично-представительского, воспитательного характера.
Реализация мероприятий государственной программы Краснодарского края осуществляется за счет финансового обеспечения (выплат) из средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, местных бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
В рамках решения задачи по «совершенствованию взаимодействия ... в вопросах профилактики распространения религиозной и расовой нетерпимости» на территории Краснодарского края Департаментом внутренней политики администрации края осуществляются мероприятия культурного, воспитательного, научного характера, направленные в целом на гармонизацию межнациональных взаимоотношений.
5. Государственная программа Ставропольского края (постановление Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2023 г. № 824-п) как в своем названии, так и в содержании соответствует обозначенному основному направлению государственной политики в сфере противодействия экстремизму. Анализ содержания государственной программы Ставропольского края позволяет установить, что указанные в ней первая и третья цель напрямую касаются вопросов противодействия экстремизму и терроризму:
укрепление межнационального согласия, гармонизация межнациональных отношений, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности... укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства российской нации на территории Ставропольского края;
реализация в Ставропольском крае государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия терроризму путем совершенствования системы профилактических мер антитеррористической направленности [9].
При этом вторая цель может рассматриваться как сопутствующая, поскольку подразумевает привлечение членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы, а также сохранение и развитие традиционной казачьей культуры и казачьего образования на территории рассматриваемого субъекта.
Достижение обозначенных в государственной программе Ставропольского края целей планируется осуществлять посредством ре-
ализации комплекса мероприятий, в которые входят:
гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, социокультурная адаптация и интеграция иностранных граждан, предупреждение этнического и религиозного экстремизма;
увеличение доли привлекаемых к несению службы представителей казачьих обществ, а также увеличение количества обучающихся в образовательных организациях, использующих культурно-исторические традиции казачества;
совершенствование системы профилактических мер антитеррористической направленности.
Реализация указанных мероприятий возлагается на органы государственной власти субъекта и органы местного самоуправления, при этом ответственным за достижение целей программы названо Министерство Ставропольского края по национальной политике и делам казачества. Достижение обозначенных в программе целей осуществляется органами местного самоуправления, в том числе за счет субсидий из краевого бюджета. Эффективность использования субсидий оценивается органами государственной власти Ставропольского края исходя из достигнутых показателей, предусмотренных государственной программой.
Проведенный в настоящей статье анализ позволяет сделать вывод о том, что заявленное в Стратегии противодействия экстремизму направление государственной политики по принятию на региональном уровне программ, предусматривающих меры профилактики данного опасного явления, реализуется субъектами Российской Федерации. Формы и методы реализации указанного направления в каждом субъекте варьируются, также различаются ответственные исполнители и средства финансирования соответствующих программ (подпрограмм). Вместе с тем судить о достижении целей и решении задач государственной политики в сфере противодействия экстремизму следует не по количеству размещенных в средствах массовой информации материалов и проведенных фестивалей, а по уровню экс-тремизации населения того или иного субъекта Российской Федерации, который определяется количеством совершенных преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности, а также фактами несанкционированных массовых акций, направленных на разжигание межнациональной розни. Региональные программы долж-
104
ны содержать детализацию и конкретизацию документов стратегического планирования, алгоритмы взаимодействия органов государственной власти субъекта с органами государственной безопасности и органами внутренних дел, а также механизмы обнаружения и ранней превенции экстремистских проявлений в регионе. Проведение занятий в образовательных организациях и фестивалей не может заменить мгновенной реакции со стороны органов госу-
1. Воловик А. В. Санкции США в ответ на воссоединение России и Крыма // Вестник РМАТ. 2017. № 3.
2. URL: https://ria.ru/20160310/1387869452. html (дата обращения: 22.01.2024).
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. Доступ из ИПО «Гарант». URL: https://study. garant.ru (дата обращения: 16.01.2023).
4. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 29 мая 2020 г. № 344. Доступ из ИПО «Гарант». URL: https:// study.garant.ru (дата обращения: 16.01.2023).
5. Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Дагестан» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Дагестан от 22 дек. 2014 г. № 659. Доступ из ИПО «Гарант». URL: https:// study.garant.ru (дата обращения: 16.01.2023).
6. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сент. 2021 г. № 358. Доступ из ИПО «Гарант». URL: https:// study.garant.ru (дата обращения: 26.01.2023).
7. О государственной программе «Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 дек. 2014 г. № 670. Доступ из ИПО «Гарант». URL: https://study. garant.ru (дата обращения: 26.01.2023).
8. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Региональная
дарственной власти региона на определенную подозрительную активность молодежных групп в социальных сетях и мессенджерах, направленную на дестабилизацию ситуации того или иного субъекта Российской Федерации. Лишь совместная эффективная деятельность на федеральном и региональном уровнях позволит добиться нивелирования внутренних угроз безопасности страны, детерминированных зачастую внешним деструктивным воздействием.
1. Volovik A.V. US sanctions in response to the reunification of Russia and Crimea // Bulletin of the RMAT. 2017. No. 3.
2. URL: https://ria.ru/20160310/1387869452. html (date of access: 22.01.2024).
3. On Strategic Planning in the Russian Federation [Web resource]: fed. law d.d. June 28, 2014 No. 172-FZ. Access from information and legal support "Garant". URL: https://study.garant. ru (date of access: 16.01.2023).
4. On the approval of the Strategy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025 [Web resource]: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 29, 2020 No. 344. Access from information and legal support "Garant". URL: https://study.garant.ru (date of access: 16.01.2023).
5. On the approval of the state program of the Republic of Dagestan "Ensuring public order and combating crime in the Republic of Dagestan" [Web resource]: resolution of the Government of the Republic of Dagestan d.d. Dec. 22, 2014 No. 659. Access from information and legal support "Garant". URL: https://study.garant.ru (date of access: 16.01.2023).
6. On the state program of the Republic of Sakha (Yakutia) "Strengthening of the all-Russian civil identity and ethnocultural development of peoples in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2020-2024" [Web resource]: decree of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) d.d. Sept. 15, 2021 No. 358. Access from information and legal support "Garant". URL: https://study.garant.ru (date of access: 26.01.2023).
7. On the state program "Ensuring public safety in the Republic of Bashkortostan" [Web resource]: resolution of the Government of the Republic of Bashkortostan d.d. Dec. 31, 2014 No. 670. Access from information and legal support "Garant". URL: https://study.garant.ru (date of access: 26.01.2023).
8. On approval of the state program of the Krasnodar Territory "Regional policy and
105
политика и развитие гражданского общества» [Электронный ресурс]: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 окт. 2015 г. № 975. Доступ из ИПО «Гарант». URL: https://study. garant.ru (дата обращения: 26.01.2023).
9. Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Ставропольского края от 28 дек. 2023 г. № 824-п. Доступ из ИПО «Гарант». URL: https://study.garant.ru (дата обращения: 26.01.2023).
development of civil society" [Web resource]: resolution of the head of the administration (governor) of the Krasnodar Territory d.d. Oct. 19, 2015 No. 975. Access from information and legal support "Garant". URL: https://study.garant. ru (date of access: 26.01.2023).
9. On the approval of the Stavropol Territory state program "Interethnic relations, prevention of terrorism and support for the Cossacks" [Web resource]: resolution of the Government of the Stavropol Territory d.d. Dec. 28, 2023 No. 824-p. Access from information and legal support "Garant". URL: https://study.garant.ru (date of access: 26.01.2023).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Затолокин Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: kiap_krdu@mvd.ru
Насиров Марат Нухбалаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры физической культуры филиала Нижегородского государственного инженерно-экономического университета; тел.: +78312823066.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
A.A. Zatolokin, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: kiap_krdu@mvd.ru;
M.N. Nasirov, Candidate of Sciences in Philosophy, Assistant Professor of the Department of Physical Culture, Branch of the Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics; ph.: +78312823066.
106