Научная статья
УДК 343.974:343.34(470)
О ПРОБЛЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Александр Александрович Долгополов1, Анна Викторовна Белоконь2, Надежда Константиновна Кустова3
1 Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия, [email protected] 2-3 Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия
2 [email protected] 3 [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы противодействия проявлениям экстремизма в Российской Федерации. Приводятся угрозообразующие факторы распространения экстремизма. Авторы обращают внимание на меры, направленные на профилактику преступлений данной категории в Краснодарском крае.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, экстремистские проявления, противодействие экстремизму
Для цитирования: Долгополов А. А., Белоконь А. В., Кустова Н. К. О проблемах противодействия проявлениям экстремизма в Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 3 (97). С. 56-61.
Original article
ON THE PROBLEMS OF COUNTERING MANIFESTATIONS OF EXTREMISM
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Alexander A. Dolgopolov1, Anna V. Belokon2, Nadezhda K. Kustova3
1 Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia, [email protected] 2 3 Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia
2 [email protected] 3 [email protected]
Abstract. The article deals with the problems of countering manifestations of extremism in the Russian Federation. Threat-forming factors to counter extremism are given. The authors draw attention to measures aimed at preventing crimes of this category in the Krasnodar Territory.
Keywords: extremism, terrorism, extremist manifestations, countering extremism
For citation: Dolgopolov A. A., Belokon A. V., KustovaN. K. On the problems of countering manifestations of extremism in the Russian Federation // Bulletin of the Ufa Law Institute of MIA of Russia. 2022. No. 3 (97). P. 56-61.
В результате политико-экономических событий, лавинообразной миграции из зон военных конфликтов в мире значительно обострились межнациональные отношения. Ситуация осложняется попытками
проникновения на территорию России различных групп и организаций, занимающихся экстремистской и террористической деятельностью. Эта проблема особенно актуальна в Краснодарском крае, который
© Долгополов А. А., Белоконь А. В., Кустова Н. К., 2022
является одним из самых многонациональных регионов России и мира. Кроме того, экономические, социальные и политические факторы на фоне проведения специальной военной операции в Украине могут быть использованы некоторыми социальными группами в целях осложнения межнациональных отношений.
Правовую основу противодействия экстремизму составляет, прежде всего, законотворческая деятельность государства. Основополагающими документами в сфере борьбы с экстремизмом на федеральном уровне являются Федеральные законы от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1], от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [2], которые раскрывают понятие «экстремизм», «терроризм», определяют правовые и организационные основы по противодействию такого рода преступлениям и правонарушениям.
В 2012 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года [3], которая в качестве центрального направления деятельности государства в сфере национальной безопасности Российской Федерации определила деятельность по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.
Кроме того, в 2020 году Указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [4], установившая приоритетные направления по борьбе с указанными преступлениями и правонарушениями. Внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за противоправные действия экстремистского и террористического характера.
Кроме федерального уровня, весьма значимой деятельностью является организация противодействия экстремизму в регионах страны, которая позволяет привлечь к борьбе с экстремизмом и терроризмом широкие круги населения, обеспечить профилактику таких видов преступлений и правонарушений. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены рядом полномочий в области противодействия терроризму. В частности, к ним относятся полномочия по организации разработки и реализации мер, а также государственных программ субъекта Российской Федерации в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Органы местного самоуправления также являются субъектами противодействия экстремистской деятельности. Они в пределах своей компетенции осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, а также реализуют муниципальные программы в области предупреждения терроризма.
В решении названных проблем органы региональной и муниципальной власти Краснодарского края во взаимодействии с правоохранительными органами проводят значительную работу. Вопросы противодействия терроризму и экстремизму на территории края находятся под постоянным контролем различных силовых структур, органов государственной власти и местного самоуправления. К примеру, в 2014 году принято постановление администрации муниципального образования города Краснодара от 15 октября 2014 г. № 7471 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие гражданского общества», которое утвердило три подпрограммы, одной из которых является «Гармонизация межнациональных отношений и профилактика терроризма и экстремизма».
Основная цель данной подпрограммы состоит в гармонизации межнациональных отношений и профилактике терроризма и
экстремизма, участии в мероприятиях по обеспечению соблюдения населением и организациями на территории муниципального образования города Краснодара требований законодательства. Для достижения этой цели подпрограммой предусматривается решение следующих задач: распространение идей гражданского единства российской нации, межнационального мира и согласия, укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания); воспитание у молодежи культуры межнационального общения, формирование гражданской ответственности, чувства гордости за историю России; взаимодействие с институтами гражданского общества в области гармонизации межнациональных отношений, профилактики проявлений экстремизма, сохранения и развития национальных культур народов, проживающих в муниципальном образовании городе Краснодаре; создание условий для укрепления правопорядка, профилактики правонарушений и терроризма.
В крае, в связи с проведением специальной военной операции в Украине, осуществляются дополнительные меры, направленные на противодействие проявлениям терроризма и экстремизма, которые, в частности, отражены в решениях Антитеррористической комиссии в Краснодарском крае от 2 марта 2022 г. № 125. Так, приняты решения о необходимости разработки дополнительных мер, направленных на обеспечение антитеррористической и про-тиводиверсионной защиты стратегически важных объектов, в том числе отраслей топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, а также корректировки выработанной в регионе методики профилактической работы, в том числе в молодежной среде.
Об актуальности проблем, связанных с противодействием экстремизму и терроризму в Краснодарском крае, свидетельствуют результаты этой работы в прошедшем году. Так, на территории Краснодарского края в 2021 году выявлено 26 преступлений экстремистской направленности, расследовано
и направлено в суд 22 уголовных дела по преступлениям экстремистского характера, объявлено 3 официальных предостережения за участие в деятельности организации, признанной террористической в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также в 2021 году в крае возбуждено 37 уголовных дел по фактам совершения деяний террористической направленности. В процессе проводимой работы по информационному противодействию экстремистским проявлениям в открытых информационно-телекоммуникационных источниках выявлено 350 материалов экстремистского содержания, в том числе 57 материалов, ранее внесенных в федеральный список Минюста России по решениям судов [5].
Кроме того, на территории края в ходе мероприятий по розыску в пассажиропотоке задержаны 7 выходцев из Центральной Азии, причастных к деятельности международных террористических организаций. Фигуранты выдворены в страны исхода с информированием национальных спецслужб и закрытием им дальнейшего въезда в Россию. Пресечена деятельность 2 лиц, готовивших активные акции террористического и экстремистского характера «колумбайновской» направленности (другое название - «Скул-шутинг»). Первый подозреваемый в г. Сочи собирался подорвать в учебном заведении самодельное взрывное устройство, второй подозреваемый в г. Анапа планировал застрелить одноклассников из огнестрельного оружия. Здесь следует подчеркнуть, что в сети Интернет выявлено почти 700 сообществ, созданных для пропаганды движение «Колумбайн» (запрещено и признано террористическим в Российской Федерации) [6]. Об этом 25 апреля 2022 года на расширенной коллегии Генпрокуратуры России сообщил Генеральный прокурор Российской Федерации И. В. Краснов.
Кроме того, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края и постановлениями муниципальных образований Краснодарского края созданы соответствующие антитеррористические комиссии, решения которых являются обя-
зательными для исполнения гражданами, должностными и юридическими лицами. Важно отметить, что неисполнение или нарушение решений Антитеррористической комиссии в Краснодарском крае и антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях Краснодарского края, принятых в пределах их компетенции, предусматривает административную ответственность по ст. 4.16 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей [7].
К сожалению, несмотря на принимаемые меры, в Краснодарском крае сохраняется угроза радикализации населения, наблюдается рост протестных настроений и активизация радикальных экстремистских сообществ по подготовке и совершению террористических посягательств.
Формы и методы вовлечения граждан Российской Федерации в преступную деятельность, связанную с экстремизмом, можно рассмотреть на примере жительницы Кубани гражданки Т., ставшей на преступный путь, решив вступить в запрещенную террористическую организацию «Хайят Тахри-раш-Шам» (запрещенная в Российской Федерации). Морально-психологическое воздействие на эту женщину со стороны экстремистски настроенных субъектов привело к тому, что она пыталась вовлечь в преступную деятельность своего несовершеннолетнего сына. С помощью соответствующего аудио-видео-контента из интернета, тематической литературы и личных бесед склоняла мальчика вступить в ряды террористов. Купив авиабилеты из Краснодара в Стамбул, она с сыном планировала отправиться далее в Сирию. Сделать это фигурантке уголовного дела не удалось, в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий она была задержана сотрудниками УФСБ России по Краснодарскому краю. Как
установило следствие, женщина также была причастна к финансированию террористов, на банковские счета которых неоднократно переводила средства. Гражданка Т. признана виновной по статьям 150 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» и 205 «Содействие террористической деятельности» УК РФ и приговорена к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии общего режима.
Анализ сложившейся социальной, экономической и политической обстановки на примере Краснодарского края позволяет выделить следующие угрозообразующие факторы распространения экстремизма и терроризма:
1) сохранение в регионе угроз безопасности, исходящих от международных террористических организаций, членов Северо-Кавказского бандподполья и представителей украинских националистических структур, деятельность которых связана с планированием, подготовкой и совершением преступлений террористической направленности, а также вовлечением в них жителей Кубани, в первую очередь молодежи;
2) растущие миграционные потоки трудовых мигрантов из стран Центрально-Азиатского региона и Ближнего Востока, стремящихся к созданию закрытых анклавов по этническому и религиозному признакам, противопоставляемых местному населению с иными культурологическими особенностями;
3) применение современных технологий и сети Интернет для формирования и конспирации экстремистских ячеек, в том числе так называемых спящих ячеек международных террористических организаций, преимущественно из числа представителей этнических групп, а также для вербовки лиц, придерживающихся радикальных взглядов, для совершения террористических актов;
4) опасность распространения идей радикального ислама в исправительных учреждениях, вовлечения лиц, отбывающих наказание, в террористическую и экстремистскую деятельность и роста числа исламских «неофитов» среди заключенных;
5) попытки инспирирования отдельными представителями иностранных некоммерческих неправительственных организаций и международных объединений межнациональных конфликтов и протестных настроений.
сионального достоинства, ответственности и уважения к закону и, безусловно, любви к Родине.
Вместе с тем следует использовать современные способы распространения информации и доведения ее до целевой аудитории (социальные сети, интернет-мессенджеры, видеохостинги). Данная работа должна охватить все сферы жизни общества (культурную, политическую, экономическую, социальную и др.), начиная с детских садов до трудовых коллективов. Необходимо вести борьбу с проявлениями экстремизма на всех платформах сети Интернет, совершенствуя меры информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства от распространения идеологии терроризма и экстремизма.
Для повышения эффективности борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма, на наш взгляд, органам государственной власти необходимо обратить особое внимание на информационно-профилактическую работу (выпуск социальных видеороликов, издание книг, брошюр, агитационных листовок и т. п.). Важное место в этой деятельности должно занимать патриотическое воспитание граждан, повышение уровня правового сознания, формирование правовой культуры, воспитание чувства профес-
список источников
1. О противодействии экстремистской деятельности : Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
2. О противодействии терроризму : Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35 // Российская газета. 2006. 10 марта.
3. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 22. Ст. 3475.
4. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 52. Ст. 7477.
5. Отчет начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю о деятельности полиции органов внутренних дел Краснодарского края за 2021 год // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://23. мвд.рф/асйоп/отчеты-должностных-лиц/отчеты-должностных-лиц/отчет-начальника2021 (дата обращения: 01.05.2022).
6. Генеральная прокуратура Российской Федерации : официальный сайт. URL: genproc.gov.ru (дата обращения: 01.05.2022).
7. Об административных правонарушениях : Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/461606550 (дата обращения: 01.05.2022).
1. On counteracting extremist activity : Federal Law of July 25, 2002 No. 114-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 30. Art. 3031. (In Russ.)
2. On combating terrorism : Federal Law of March 6, 2006 No. 35 // Rossiyskaya Gazeta. 2006. March 10. (In Russ.)
3. On the approval of the Strategy for countering extremism in the Russian Federation until 2025 : Decree of the President of the Russian Federation of May 29, 2020 No. 344 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. No. 22. Art. 3475. (In Russ.)
REFERENCES
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
4. On the strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025 : Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 No. 1666 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 52. Art. 7477. (In Russ.)
5. Report of the head of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Krasnodar Territory on the activities of the police of the internal affairs bodies of the Krasnodar Territory for 2021 // Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL: https://23.mvd. rf/action/reports-of-officials/reports-of-officials/report-of-chief2021 (date of access: 01.05.2022). (In Russ.)
6. Prosecutor General's Office of the Russian Federation : official website. URL: genproc.gov.ru (date of access: 01.05.2022). (In Russ.)
7. On administrative offenses : Law of the Krasnodar Territory dated July 23, 2003 No. 608-KZ // Electronic fund of legal and regulatory documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/461606550 (date of access: 01.05.2022). (In Russ.)
Информация об авторах:
Долгополов А.А., доктор юридических наук, доцент;
Белоконь А.В., кандидат юридических наук;
Кустова Н.К., кандидат юридических наук.
Information about authors:
Dolgopolov A.A., Doctor of Law, Associate Professor;
Belokon A.V., Candidate of Law;
Kustova N.K., Candidate of Law.
Статья поступила в редакцию 01.07.2022; одобрена после рецензирования 02.08.2022; принята к публикации 23.09.2022.
The article was submitted 01.07.2022; approved after reviewing 02.08.2022; accepted for publication 23.09.2022.