Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...
на то, чтобы выступать арбитром и в необходимых случаях оказывать решающее воздействие на ветви власти. Концепция разделения власти предполагает действие механизма взаимосдерживания, взаимо-согласования, взаимоконтроля различных ветвей государственной власти, гарантируя при этом сохранение их самостоятельности и независимости. Отсутствие соответствующих качеств у каждой из ветвей государственной власти приводит к невозможности реализации принципа разделения власти.
Дальнейшее усиление власти главы государства, выходящее за пределы действия принципов народовластия и разделения власти, обусловленных Конституцией, посредством узурпации государственной власти приведет к новому виду авторитарного режима, несовместимого с идеалами демократии, социального и правового государства.
В то время как невозможность участия населения в осуществлении присущих ему властных полномочий, неисполнение государством своей обязанности по соблюдению и защите прав и свобод граждан, правовая «беспомощность» населения по отношению к власти порождают безразличие к политической жизни государства и общества и пассивность гражданско-правовой позиции.
Принципы народовластия и разделения государственной власти, помимо правового, имеют серьезный идеологический аспект. Столкнувшись с проблемой тотального правового нигилизма, конституционного цинизма граждан нашей страны, научная общественность в полной мере осознавала их значимость, поскольку реализация указанных принципов, предполагающих «облачение» воли народа в форму закона, контроль со стороны народа над властью, недопущение злоупотребления ею со стороны чиновников всех рангов, связана с возникновением определенного типа правосознания субъектов властных правоотношений, высоким уровнем правовой культуры граждан и является залогом формирования гражданского общества.
Авторы Отчета правы, утверждая, что «конституционные принципы должны не только пронизывать всю нормативную правовую базу, регулирующую общественные правоотношения (так в тексте, а следовало бы — «общественные отношения». — Н.П.), но и формировать в сознании людей идеологию высокого правосознания, уважения к Конституции, к праву как со стороны общества, так и со стороны государственных институтов. В этом случае продуктивной будет работа по реализации конституционных положений, восприятию Конституции как Основного закона, определяющего жизнь общества и деятельность государства» (т. 1, с. 11 —12). Да. Но остается много вопросов по формированию правовой культуры, гражданского общества, правосознания субъектов властных правоотношений.
Н.Н. Ершов, начальник кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент
О реформировании ГК РФ: проблемы и перспективы
В Отчете Федерального Собрания отдельное место отведено формированию гражданского законодательства, стоит отметить, что нынешний 2014 год знаменателен тем, что совсем скоро мы будем отмечать 20-летие принятия части первой действующего ГК РФ.
Принятие ГК РФ проходило достаточно долго, стоит вспомнить, что первая часть была принята Государственной Думой 21 октября 1994 года и введена в действие 1 января 1995 года, а четвертая часть введена в действие 1 января 2008 года, завершив тем самым формирование Гражданского кодекса РФ.
За данный период накопились отдельные проблемы в сфере правового регулирования имущественных отношений, которые во многом связаны с развитием новых экономических отношений, ролью государства в регулировании экономики, международной интеграции России в европейское экономическое сообщество.
Реформирование гражданского законодательства во многом связано с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». В качестве основной цели было установлено совершенствование законодательных основ рыночной экономики, правового обеспечения международных экономических и гуманитарных связей Российской Федерации. Перед разработчиками «Концепции развития гражданского законодательства» были следующие задачи:
1. Развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений.
2. Отражение в ГК РФ опыта его применения и толкования судами.
3. Сближение положений ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского Союза.
4. Использование в ГК РФ новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов европейских стран.
5. Поддержание единообразия регулирования гражданских правоотношений в государствах СНГ.
6. Обеспечение стабильности гражданского законодательства РФ.
Как мы видим, большинство задач связано с использованием европейского законодательства, что на юридических форумах назвали «Европеизация ГК РФ». При обсуждении «Концепции» было заявлено, что
304
Юридическая наука и практика
приоритетным развитием будет использование гражданских кодексов европейских стран и применение их на основе ГК РФ.
Стоит задуматься, насколько это необходимо и не придется ли нам вновь реформировать ГК РФ.
На данный момент отмечается две крайности:
1) слепое отрицание необходимости учета зарубежного опыта в регулировании экономических отношений;
2) желание дословно реципировать европейское законодательство.
Думается, что применение европейского опыта должно проходить сквозь призму российской действительности и с учетом сложившейся системы права. Большинство специалистов согласны с тем, что прежде чем переносить европейский опыт, его необходимо переработать и оптимизировать.
Говоря о стабильности гражданского законодательства РФ, хотел бы напомнить о сохранении сложившейся системы гражданского права, нельзя допустить ее размывания.
В завершение хотелось бы привести высказывания профессора С.Н. Братуся: «Система права должна опираться на достигнутый уровень юридической науки, т. е. на ту ступень научного познания системы гражданского права, которая является на данном этапе наиболее верным ее отражением». Это было сказано в конце 50-х годов, когда активно обсуждались вопросы кодификации советского права1.
Во время второй кодификации ГК РФ решались во многом схожие проблемы, в частности, основные предложения были направлены на улучшение структуры отдельных разделов ГК РФ с точки зрения законодательной техники и на дополнение отдельных разделов теми институтами, которые в настоящее время законодательно не урегулированы, либо урегулированы в других правовых институтах, или сложились и применяются на практике, но законодательно не закреплены или появились недавно и не были инкорпорированы в действующий ГК РФ.
Думается, что все изменения, которые на сегодняшний день вносятся в ГК РФ, не нарушат сложившуюся систему гражданского права, а поднимут на более качественный уровень действующее гражданское законодательство РФ, и на протяжении многих лет не будет необходимости ее менять, внося изменения в ГК РФ.
Н.В. Макарейко, докторант кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Законодательство об административных правонарушениях: состояние и перспективы развития
Развитие Российской Федерации как правового государства во многом определено качеством защиты прав и свобод граждан, наличием и применением соответствующего правоохранительного механизма. Система прав и свобод человека и гражданина, закрепленная в главе 2 Конституции РФ, свидетельствует о высоких стандартах, которые продекларированы и той высокой ответственностью, которую взяло на себя государство по их обеспечению. В этой связи встает вопрос о юридическом закреплении и надлежащем применении соответствующих средств обеспечения правового порядка и общественной безопасности. В арсенале государства имеется значительный запас методов правового воздействия, среди которых значительную роль играет административная ответственность.
Потенциал административной ответственности предопределен следующими факторами. Во-первых, кругом охраняемых отношений, так как административная ответственность применяется за нарушение правовых норм, которые регулируют экономические, политические, социально-культурные отношения. Во-вторых, установлением ее как на федеральном, так и региональном уровнях, что позволяет учесть специфику охраны на уровне субъектов Российской Федерации. В-третьих, возможностью привлечения к административной ответственности как физических, так и юридических лиц. Такое свойство административной ответственности удачно восполняет пробел, связанный с отсутствием уголовной ответственности юридических лиц. В-четвертых, потенциалом административных наказаний как средств реализации административной ответственности, которые способствуют предупреждению административных правонарушений. В-пятых, простотой применения, так как порядок привлечения к административной ответственности отличается меньшей детализацией процедур по сравнению с уголовным судопроизводством.
Государственной Думой и Советом Федерации при активном участии видных отечественных ученых, профессоров В.Б. Исакова, В.В. Лазарева, А.Е. Постникова был подготовлен Отчет о законотворческой деятельности парламента России за двадцатилетний период2. В этом материале в концентрированном виде было отражено важнейшее направление деятельности высшего законодательного органа государства за время действия новой Конституции России. Разработчиками Отчета был реализован комплекс-
1 См: Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 2005. С. 165.
2 Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации / под ред. A.A. Кли-шаса, В.Н. Плигина. М., 2013.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 1 (25)
305
Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...