Научная статья на тему 'О реализации мер по обеспечению радиационной безопасности в пунктах пропуска Дальневосточного таможенного управления'

О реализации мер по обеспечению радиационной безопасности в пунктах пропуска Дальневосточного таможенного управления Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радиационная безопасность / таможенные посты / производственный контроль / автомобильные и железнодорожные пункты пропуска / таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов / radiation safety / customs posts / production control / automobile and railway checkpoints / customs control of fissile and radioactive materials

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В.

Представлены результаты оценки реализации мер по обеспечению радиационной безопасности в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска Дальневосточного таможенного управления. Определены основные проблемные вопросы по выполнению мер, направленных на обеспечение радиационной безопасности должностных лиц таможенных органов, и предложены рекомендации для их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Implementation of Measures to Ensure Radiation Safety at Checkpoints of the Far Eastern Customs Administration

The article presents the results of an assessment of the implementation of measures to ensure radiation safety at automobile and railway checkpoints of the Far Eastern Customs Administration. The main problematic issues on the implementation of measures to ensure radiation safety of customs officials have been identified and recommendations for their solution have been proposed.

Текст научной работы на тему «О реализации мер по обеспечению радиационной безопасности в пунктах пропуска Дальневосточного таможенного управления»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543:53.082.7

DOI 10.24412/1815-0683-2024-1-40-51

А. В. БОРИСЕНКО*, Н. В. БЕРЛОВА*, Ю. В. ЧУБОВ*

О реализации мер по обеспечению радиационной безопасности в пунктах пропуска Дальневосточного таможенного управления

БОРИСЕНКО

Александр Валентинович - кандидат химических наук, доцент, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. borisenko.aleksandr@vfrta.ru.

BORISENKO A. V. - Candidate of Chemical Sciences, Docent, Head of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

БЕРЛОВА Наталья Викторовна -кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. berlova.natalja@vfrta.ru.

BERLOVA N. V. - Candidate of Engineering Sciences, Docent, Leading Researcher of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

ЧУБОВ Юрий Владимирович -кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. chubov.yurii@vfrta.ru.

CHUBOV Yu. V. - Candidate of Physico-Mathematical Sciences, Leading Researcher of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

Представлены результаты оценки реализации мер по обеспечению радиационной безопасности в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска Дальневосточного таможенного управления. Определены основные проблемные вопросы по выполнению мер, направленных на обеспечение радиационной безопасности должностных лиц таможенных органов, и предложены рекомендации для их решения.

Ключевые слова: радиационная безопасность, таможенные посты, производственный контроль, автомобильные и железнодорожные пункты пропуска, таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов.

A. V. BORISENKO, N. V. BERLOVA, Yu. V. CHUBOV On the Implementation of Measures to Ensure Radiation Safety at Checkpoints of the Far Eastern Customs Administration

The article presents the results of an assessment of the implementation of measures to ensure radiation safety at automobile and railway checkpoints of the Far Eastern Customs Administration. The main problematic issues on the implementation of measures to ensure radiation safety of customs officials have been identified and recommendations for their solution have been proposed.

Keywords: radiation safety, customs posts, production control, automobile and railway checkpoints, customs control of fissile and radioactive materials.

При выполнении возложенных на таможенные органы функций и задач должностные лица могут подвергаться

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

потенциальным рискам воздействия различных видов ионизирующего излучения (ИИ), возникающих в ходе:

- проведения таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения, а также товаров, имеющих в составе радионуклидные источники;

- эксплуатации технических средств таможенного контроля, работа которых основана на применении ионизирующего излучения (рентгеновские установки, радиоизотопные приборы (РИП)).

Для исключения возникновения последствий негативного воздействия ИИ таможенные органы, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют меры по обеспечению радиационной безопасности, к которым относятся получение разрешительных документов (лицензия, решение) на право эксплуатации радиационных источников и осуществление деятельности в области использования атомной энергии, а также точное исполнение лицензионных требований.

Происходящие в последние годы геополитические события в России и мире, а также стратегические планы ФТС России в части цифровой трансформации технологий таможенного контроля делают актуальным вопрос о соответствии действующих в таможенных органах мер по обеспечению радиационной безопасности уровням современных угроз ядерной и радиационной безопасности на государственной границе РФ и их влиянии на скорость перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом с учетом увеличения интенсивности грузового товарооборота в восточном направлении этот вопрос особенно важен для таможенных органов Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ).

С целью разработки предложений по решению имеющихся проблем в области обеспечения радиационной безопасности в таможенных органах ДВТУ авторами было проведено исследование, задачами которого стали:

- изучение вопросов нормативно-правового регулирования деятельности таможенных органов в области обеспечения радиационной безопасности;

- изучение текущего состояния дел по организации радиационной безопасности в таможнях и на таможенных постах в АПП и ЖДПП, расположенных в зоне деятельности ДВТУ;

- определение проблем организации радиационной безопасности и условий труда должностных лиц таможенных органов (ДЛТО), эксплуатирующих источники ионизирующего излучения и осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов и других объектов с повышенным уровнем ИИ;

- разработка рекомендаций по уменьшению неблагоприятного воздействия ионизирующего излучения на ДЛТО, а также по снижению

влияния действующих мер по обеспечению радиационной безопасности в таможенных органах на скорость перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Объектами исследования являлись таможенные органы зоны деятельности ДВТУ:

- Уссурийская таможня и ее таможенные посты, расположенные в автомобильных (МАПП Пограничный, МАПП Краскино) и на железнодорожном (ЖДПП Пограничный) пунктах пропуска;

- Хабаровская таможня и ее таможенные посты, расположенные в автомобильном (МАПП Кани-Курган) и на железнодорожном (ЖДПП Нижнеленинское) пунктах пропуска;

- Читинская таможня и ее таможенные посты, расположенные в автомобильном (МАПП Забайкальск) и на железнодорожном (ЖДПП Забайкальск) пунктах пропуска;

- Бурятская таможня и ее таможенные посты, расположенные в автомобильном (МАПП Кяхта) и на железнодорожном (ЖДПП Наушки) пунктах пропуска.

Предметом исследования являлось состояние радиационной безопасности в объектах исследования.

Методика проведения исследований заключалась в:

- изучении нормативно-правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности в организациях и на предприятиях, в том числе в таможенных органах при эксплуатации источников ионизирующего излучения (ИИИ) и проведении таможенного контроля ДРМ и других объектов с повышенным уровнем ИИ, а также товаров, имеющих в своем составе радионуклидные источники;

- направлении запросов по предмету исследования в таможенные органы и их обработке;

- получении и анализе информации от должностных лиц таможен, таможенных постов в АПП и ЖДПП в результате проведения консультаций, бесед и командировок в данные таможенные органы.

Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы по обеспечению радиационной безопасности организаций, в том числе и таможенных органов, представлена, в основном, документами федерального и ведомственного уровня.

Федеральным законом от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»1, а также санитарными правилами и нормативами2

1 О радиационной безопасности населения: федер. закон от 09.01.1996 № З-ФЗ (ред. от 18.03.2023).

2 Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ 992009)»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 № 47;

установлены основные принципы (принцип нормирования, принцип обоснования, принцип оптимизации) и требования радиационной защиты, лежащие в основе мероприятий по обеспечению радиационной безопасности при нормальной эксплуатации источников излучения.

Деятельность организаций по обеспечению радиационной безопасности регулируется также рядом федеральных законов РФ3, постановлений Правительства РФ4 и ведомственных правовых актов5.

Кроме того, санитарными правилами и нормативами регламентируется деятельность организаций и учреждений, в том числе таможенных органов, эксплуатирующих конкретные виды ИИИ (лучевые досмотровые установки, рентгеновские сканеры для персонального осмотра людей и т. п.)6.

Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.08.2010 № 18115.

3 Об использовании атомной энергии: федер. закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 28.06.2022); Об обращении с радиоактивными отходами: федер. закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ 11 (ред. от 21.12.2021); О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023).

4 О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности): постановление Правительства РФ от 25.01.2022 № 45; О порядке создания Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан: постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 718 (ред. от 05.06.2013); О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях: постановление Правительства РФ от 15.02.1998 № 189.

5 О лицензировании управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ, по железнодорожному транспорту деятельности в области использования ИИИ (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности: приказ Роспотребнадзора от 05.05.2014 № 383 (ред. от 22.07.2016); Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование: приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.05.2022 № 342н; О предоставлении дополнительного отпуска и установлении сокращенного служебного времени сотрудникам таможенных органов Российской Федерации за исполнение своих должностных обязанностей во вредных условиях: приказ ГТК России от 30.06.1998 № 440.

6 Об утверждении СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.09.2017 № 124; Об утверждении СанПиН 2.6.1.3289-15 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками, генерирующими рентгеновское излучение при ускоряющем напряжении до 150 кВт»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.07.2015 № 32 (ред. от 30.10.2017); Об утверждении СанПиН 2.6.1.3106-13 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при использовании рентгеновских сканеров для персонального осмотра людей»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.09.2013 № 44.

Вопросы организации радиационной безопасности при эксплуатации закрытых радионуклидных источников в таможенных органах регулируются приказами ФТС России.

Отметим, что в последнее время произошли существенные изменения в нормативно-правовой базе по направлению радиационной безопасности:

- вышло новое постановление Правительства РФ о лицензировании деятельности в области использования генерирующих ИИИ7, в котором изменились требования к проведению лицензионного контроля организаций со стороны Роспотребнадзора;

- утверждены приказами ФТС России новые Положения о таможенных органах8, в которых большое внимание уделяется вопросам обеспечения радиационной безопасности и эксплуатации радиационных источников.

Новый импульс решению вопросов организации радиационной безопасности придал указ Президента РФ от 13.10.2018 № 585, в котором были определены цели, задачи, основные направления и инструменты реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу9, в частности, «...обеспечение защиты от радиационного воздействия работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии..», «. недопущение проведения структурных, организационных и иных мероприятий, которые могут понизить достигнутый уровень ядерной и радиационной безопасности...».

Изучение текущего состояния дел по организации радиационной безопасности в таможнях и на таможенных постах в АПП и ЖДПП, расположенных в зоне деятельности ДВТУ, показало следующее.

1. Основные требования регламентирующих документов по вопросам обеспечения радиационной безопасности в таможенных органах выполняются. В частности, все таможенные посты располагают необходимой нормативно-технической документацией, разработаны и утверждены требуемые документы, в том числе инструкция по радиационной

7 О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности): постановление Правительства РФ от 25.01.2022 № 45.

8 Об утверждении Общего положения о таможне: приказ ФТС от 20.09.2021 № 798 (ред. от 21.11.2022); Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении: приказ ФТС от 20.09.2021 № 797 (ред. от 21.11.2022; Об утверждении Положения о Главном управлении информационных технологий: приказ ФТС России от 30.06.2021 № 550.

9 Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: указ Президента РФ от 13.10.2018 № 585.

безопасности, инструкция по охране труда при работе с лучевыми досмотровыми установками, инструкция по действиям персонала при радиационных авариях.

В каждой таможне разработан План по реализации мероприятий радиационной безопасности, который включает перечень мероприятий для обеспечения радиационной безопасности должностных лиц пунктов пропуска, работающих с техническими средствами, содержащими генерирующие источники ионизирующего излучения (ГИИИ), с закрытыми радиационными источниками, а также ДЛТО, проводящих фактический таможенный контроль.

В таможнях ежегодно заполняются радиационно-гигиенические паспорта таможенного органа, которые направляются в территориальные органы Управления Роспотребнадзора. Согласно заключениям последних, радиационная обстановка в таможенных постах АПП и ЖДПП на сегодняшний момент оценивается как удовлетворительная.

2. Деятельность таможенных органов, связанная с обращением с закрытыми радионуклидными источниками гамма- и нейтронного излучения, эксплуатацией различных технических средств таможенного контроля, содержащих генерирующие и радионуклидные ИИИ, должна обеспечиваться разрешительными документами (от Роспотребнадзора - для генерирующих источников, от Ростехнадзора - для радионуклидных источников).

В настоящее время таможенные органы, эксплуатирующие ИИИ, содержащие в своем составе только радионуклидные источники 4-й и 5-й категорий радиационной опасности, обязаны самостоятельно получать решение территориальных органов Ростехнадзора о регистрации таможенного органа в реестре организаций, эксплуатирующих радиационные источники, содержащие только радионуклидные источники 4-й и 5-й категорий радиационной опасности (для 1-й, 2-й и 3-й - требуется получать лицензию). Кроме того, в соответствии с законодательством РФ, они обязаны выполнять ряд организационно-технических и нормативно-правовых требований, в том числе по осуществлению мероприятий в системе государственного учета, контроля и физической защиты радиоактивных веществ10.

С учетом сокращения штатов во многих таможенных органах посчитали оптимальным избавиться от закрытых радионуклидных источников 4-й и 5-й категорий путем их захоронения, и на сегодняшний день

10 Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В. Актуальные вопросы правового регулирования деятельности таможенных органов в области использования атомной энергии // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 56-66.

в таможенных органах ДВТУ используется 106 ЗРИ, в том числе один ка-тегорируемый (4-й категории радиационной опасности) в Бурятской таможне, которая получила Решение территориальных органов Ростех-надзора о регистрации таможенного органа в реестре организаций, эксплуатирующих радиационные источники.

В соответствии с установленным порядком проведения технического обслуживания стационарных таможенных систем обнаружения ДРМ «Янтарь» (СТСО ДРМ «Янтарь») таможенные органы должны раз в полгода осуществлять проверку их работоспособности с помощью контрольных источников гамма- и нейтронного излучений. Кроме того, в таможенных органах, эксплуатирующих гамма-спектрометры (СКС-50М, Гамма-1С/ N51-02), должны быть источники гамма-излучения, необходимые для калибровки спектрометрического оборудования.

Таможенным органам следует поддерживать количество контрольных и калибровочных источников на достаточном уровне для своевременного обеспечения проверки работоспособности технических средств ТКДРМ, т. к. их нехватка может негативно повлиять на качество и эффективность деятельности по проведению таможенного контроля ДРМ и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения, а также товаров, имеющих в своем составе радионуклидные источники.

На деятельность в области использования генерирующих источников ионизирующего излучения всеми таможенными органами ДВТУ получены лицензии Роспотребнадзора (федеральными или территориальными органами в зависимости от вида источника).

Однако в некоторых случаях имеются сложности в получении разрешительных документов на эксплуатацию отдельных видов ТС ТК. Например, лицензию на осуществление деятельности в области использования ИИИ (генерирующих) - рентгеновских сканеров для персонального досмотра людей (РСЧ) и инспекционно-досмотровых ускорительных комплексов (ИДУК) выдает центральный аппарат Роспотребнадзора11, а экспертиза документов от соискателей лицензий, лицензирующихся на федеральном уровне, осуществляется ФГУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Получение лицензии для эксплуатации оборудования такого типа в зоне деятельности ДВТУ, территориально удаленной от организаций,

11 О порядке организации работы по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): информационно-методическое письмо Роспотребнадзора от 21.09.2005 № 0100/7690-05-32

выдающих разрешительные документы, становится продолжительным, что снижает эффективность работы при осуществлении таможенного контроля физических лиц.

3. При эксплуатации ИИИ в таможенных органах ДВТУ проводится производственный контроль, являющийся важнейшей частью обеспечения радиационной безопасности, включающий в себя контроль оперативной обстановки в таможенном органе и индивидуальный дозиметрический контроль ДЛТО, допущенных к работе с ИИИ.

Выполнение задач по организации радиационной безопасности и проведению производственного контроля на таможенных постах в АПП и ЖДПП возложено на уполномоченное должностное лицо таможни, которое также организует и проводит индивидуальный дозиметрический контроль должностных лиц, работающих с техническими средствами, содержащими ИИИ, а также осуществляющих фактический таможенный контроль (осмотр, досмотр) ДРМ и других радиационно-опасных объектов.

Анализ практической деятельности показал, что для обеспечения радиационной безопасности только в Уссурийской и Читинской таможнях отдельно выделены должности главного государственного таможенного инспектора, а в остальных таможнях имеет место совмещение функциональных обязанностей должностных лиц отдела таможенных процедур и таможенного контроля с обязанностями ответственного по радиационной безопасности.

С учетом территориальной отдаленности отдельных АПП и ЖДПП от таможенного поста ответственное лицо за обеспечение радиационной безопасности затрудняется в срок выполнять требуемые мероприятия. Это может привести к снижению качества функционирования системы радиационной безопасности в таможенных органах как при проведении производственного радиационного контроля, так и фактического таможенного досмотра товаров, имеющих повышенный фон радиоактивного излучения, оформления необходимых документов.

4. В таможенных органах лицами, допущенными к работам с ИИИ, являются не только должностные лица, их эксплуатирующие, но и те, в должностные обязанности которых входит проведение таможенного контроля ДРМ и других объектов с повышенным уровнем ИИ. Должностные лица, допущенные к работам с ИИИ, в соответствии с Нормами радиационной безопасности (НРБ-99/2009), относятся к категории облучаемых лиц (персонал группы А).

Основанием получения допуска должностных лиц к работе с ИИИ является наличие медицинского заключения и заключения о результатах психофизиологического обследования об отсутствии медицинских противопоказаний на выполнение определенных видов деятельности в области

использования атомной энергии, а также прохождение обучения по программам повышения квалификации, включающим раздел «Радиационная безопасность».

Подготовка ДЛТО ДВТУ по вопросам обеспечения радиационной безопасности при работе с генерирующими ИИИ осуществляется в рамках дополнительной профессиональной программы (ДПП) «Обеспечение радиационной безопасности при применении по целевому назначению и эксплуатации источников ионизирующих излучений (генерирующих)», предусматривающей обучение в течение 72 учебных часов, а подготовка должностных лиц таможенных органов по направлению ТКДРМ осуществляется по ДПП «Основы ТКДРМ (программа № 3)» и «Организация ТКДРМ (программы № 1, 4, 5, 7)». Отметим, что при прохождении обучения по программе «Основы ТКДРМ (программа № 3)» ДЛТО не получают в полном объеме знаний по вопросам обеспечения радиационной безопасности и не могут быть допущены приказом начальника таможенного органа к работе с ИИИ.

Тем не менее, несмотря на достаточное количество ДЛТО, отнесенных к персоналу группы А (общей численностью более двухсот должностных лиц в АПП и ЖДПП), по причине ротации и увольнения кадров, в частности переводом ранее обученных по направлению ТКДРМ лиц на участки работ, не связанных с ТКДРМ, в некоторых пунктах пропуска в настоящее время отмечается нехватка ДЛТО, допущенных к работе с ИИИ и проводящих фактический таможенный контроль объектов с повышенным уровнем ИИ. Например, на середину 2023 г. на три железнодорожных пункта пропуска Уссурийской таможни к проведению таможенного контроля объектов с повышенным уровнем ИИ до 1 мкЗв/ч допущено два человека, а более 1 мкЗв/ч - один человек. Для обеспечения непрерывной работы железнодорожных пунктов пропуска Уссурийской таможни требуется обязательное наличие в каждой смене должностных лиц, прошедших подготовку по направлению ТКДРМ и обеспечению радиационной безопасности.

5. Существенное влияние на состояние радиационной безопасности в таможенных органах оказывает обеспечение радиационной безопасности при проведении фактического таможенного контроля ДРМ и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

По информации, полученной из таможенных органов, в 2022 г. в зоне деятельности ДВТУ было выявлено свыше 8 тыс. объектов радиационного контроля с повышенным радиационным фоном. Более чем в 100 случаях усматривались признаки незаконного перемещения объектов радиационного контроля через российский участок таможенной границы ЕАЭС и нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (см. рисунок).

Объектами контроля являлись: минеральное сырье, руды, концентраты, автомобили, автозапчасти, бытовые товары, приборы, аппаратура, содержащая светомассу постоянного действия на основе Ка-226, а также физические лица, прошедшие лечение с помощью радиофармпрепаратов.

Выявление большого количества объектов с повышенным уровнем ИИ обусловливает высокую вероятность возникновения потенциальных рисков облучения ДЛТО и радиационных происшествий в пунктах пропуска. По этой причине объекты таможенной инфраструктуры должны обеспечивать необходимый уровень радиационной безопасности и защиты.

9 000 8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

140 120 100 80 60 40 20 0

Количество выявленных в 2022 г. в таможенных органах ДВТУ объектов радиационного контроля с повышенным уровнем ИИ (1), включая объекты с признаками незаконного перемещения через государственную границу РФ (2)

К сожалению, среди расположенных в зоне деятельности ДВТУ пунктах пропуска только МАПП Кяхта и ЖДПП Забайкальск, в которых проведена модернизация объектов таможенной инфраструктуры, удовлетворяют необходимым требованиям.

К недостаткам по направлению радиационной безопасности в рассмотренных пунктах пропуска можно отнести отсутствие выделенных мест для размещения радиационно опасных объектов таможенного контроля, а также мест для временного хранения выявленных радиационных источников.

Особого внимания требует обеспечение радиационной безопасности в таможенных органах, через которые перемещаются товары, содержащие ДРМ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.01.2011

№ 7512 международная перевозка ядерных материалов в зоне деятельности ДВТУ разрешена только через ЖДПП Забайкальск; вместе с тем перевозка радиоактивных веществ, в соответствии постановлением Правительства РФ от 03.06.2011 № 44213, разрешена практически во всех ЖДПП ДВТУ

Как показал анализ полученной информации, при перемещении грузов, содержащих ядерные материалы, через ЖДПП Забайкальск осуществляется полный комплекс мероприятий для обеспечения радиационной безопасности и предотвращения радиационных аварий, который включает проведение радиационного контроля, проверку маркировки и специального знака, а также необходимых документов. В деятельности ЖДПП Забайкальск, равно как и в иных пунктах пропуска в зоне деятельности ДВТУ отсутствуют аварийные ситуации, квалифицируемые как радиационные аварии.

По результатам проведенного исследования вопросов радиационной безопасности в АПП и ЖДПП в зоне деятельности ДВТУ в целях уменьшения неблагоприятного воздействия ионизирующего излучения на ДЛТО, а также снижения влияния действующих мер по обеспечению радиационной безопасности в таможенных органах на скорость перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу целесообразным представляется принятие следующих мер:

1. Обеспечить выполнение указа Президента РФ от 13.10.2018 г. № 585 в части «недопущения проведения структурных, организационных и иных мероприятий, которые могут понизить достигнутый уровень ядерной и радиационной безопасности, в федеральных органах исполнительной власти, .„в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии ...», а также «кадрового обеспечения всех видов деятельности, . включая совершенствование системы отбора, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, . работников . организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии ...».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во исполнение этого указа:

- решить вопрос о назначении на таможенных постах должностных лиц, ответственных за радиационную безопасность, в том числе

12 Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию и убытия из Российской Федерации ядерных материалов, а также содержащих их товаров: постановление Правительства РФ от 15.02.2011 № 75 (ред. 28.11.2017, 05.08.2022).

13 Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий: постановление Правительства РФ от 03.06.2011 № 442 (ред. 29.12. 2022).

за проведение производственного радиационного контроля, индивидуального дозиметрического контроля, за организацию учета, контроля и физической защиты радиационных источников.

- обеспечить на таможенных постах необходимую численность ДЛТО, осуществляющих ТК ДРМ и других объектов с повышенным уровнем ИИ;

- обеспечить соблюдение сроков периодического повышения квалификации ДЛТО по вопросам радиационной безопасности, учета и контроля закрытых радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- при проведении мероприятий, связанных с переводом ДЛТО на другие участки работы, учитывать факт прохождения ими обучения по вопросам ТКДРМ и обеспечения РБ в таможенных органах и направлять их на участки работы, где знания по указанным вопросам могут быть востребованы.

2. Усилить административный контроль за подчиненными таможенными органами в части безусловного обеспечения ими радиационной безопасности, мер системы государственного контроля, учета и физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.

3. Для снижения влияния действующих мер по обеспечению радиационной безопасности в таможенных органах на скорость перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу необходимо привести объекты таможенной инфраструктуры в соответствие установленным требованиям по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на государственной границе.

© Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В., 2024 © Бопяепко А. V., Бег1оуа N. V., СЬиЬоу Уи. V., 2024

Для цитирования:

Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В. О реализации мер по обеспечению радиационной безопасности в пунктах пропуска Дальневосточного таможенного управления // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2024. № 1(106). С. 40-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.