Научная статья на тему 'Проблемы применения приборов радиационного контроля на таможенных постах в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска таможен ДВТУ'

Проблемы применения приборов радиационного контроля на таможенных постах в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска таможен ДВТУ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технические средства таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами / таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов / радиационный контроль / таможенные пункты пропуска / technical means of customs control of fissile and radioactive materials / customs control of fissile and radioactive materials / radiation control / customs checkpoints

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ю.В. Чубов, А.В. Борисенко, Н.В. Берлова

Рассмотрена номенклатура, типовые требования, предъявляемые к техническим средствам радиационного контроля, и основные мероприятия по развитию программно-технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами в рамках совершенствования системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов в таможенных органах Российской Федерации. Приведены результаты исследования вопросов организации эксплуатации технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска в зоне деятельности ДВТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ю.В. Чубов, А.В. Борисенко, Н.В. Берлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Using Radiation Monitoring Devices at Customs Posts in Automobile and Railway Customs Checkpoints of the FECA

The article discusses the nomenclature, typical requirements for technical means of radiation control, and the main measures for the development of software and hardware for customs control of fissile and radioactive materials as part of the improvement of the system of customs control of fissile and radioactive materials in the customs authorities of the Russian Federation. The authors present the results of a study of the issues of organizing the operation of technical means of customs control over fissile and radioactive materials at automobile and railway checkpoints in the area of activity of the Far East Customs Administration.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения приборов радиационного контроля на таможенных постах в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска таможен ДВТУ»

УДК 339.544

БСИ 10.24412/1815-0683-2023-2-108-118

Ю. В. ЧУБОВ*, А. В. БОРИСЕНКО*, Н. В. БЕРЛОВА*

Проблемы применения приборов радиационного контроля на таможенных постах в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска таможен ДВТУ

ЧУБОВ Юрий Владимирович -кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. chubov.yurii@vfrta.ru.

CHUBOV Yu. V. - Candidate of Physico-Mathematical Sciences, Leading Researcher of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

БОРИСЕНКО

Александр Валентинович - кандидат химических наук, доцент, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. borisenko.aleksandr@vfrta.ru.

BORISENKO A. V. - Candidate of Chemical Sciences, Docent, Head of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

БЕРЛОВА Наталья Викторовна -кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. berlova.natalja@vfrta.ru.

BERLOVA N. V. - Candidate of Engineering Sciences, Docent, Leading Researcher of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

Рассмотрена номенклатура, типовые требования, предъявляемые к техническим средствам радиационного контроля, и основные мероприятия по развитию программно-технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами в рамках совершенствования системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов в таможенных органах Российской Федерации. Приведены результаты исследования вопросов организации эксплуатации технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска в зоне деятельности ДВТУ

Ключевые слова: технические средства таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, радиационный контроль, таможенные пункты пропуска.

Yu. V. CHUBOV, A. V. BORISENKO, N. V. BERLOVA Problems of Using Radiation Monitoring Devices at Customs Posts in Automobile and Railway Customs Checkpoints of the FECA The article discusses the nomenclature, typical requirements for technical means of radiation control, and the main measures for the development of software and hardware for customs control of fissile and radioactive materials as part of the improvement of the system of customs control of fissile and radioactive materials in the customs authorities of the Russian Federation. The authors present the results of a study of the issues of organizing the operation of technical

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

means of customs control over fissile and radioactive materials at automobile and railway checkpoints in the area of activity of the Far East Customs Administration.

Keywords: technical means of customs control of fissile and radioactive materials, customs control of fissile and radioactive materials, radiation control, customs checkpoints.

В настоящее время ФТС России во исполнение задач, определенных «Концепцией системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов в таможенных органах РФ» (Концепция) и «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия-2030)1, связанных с обеспечением ядерной, радиационной и экономической безопасности государства, осуществляет комплекс мер, направленных на развитие программно-технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) в таможенных органах.

Среди этих мер:

- обеспечение и организация эксплуатации технических средств ТКДРМ (ТС ТКДРМ);

- модернизация используемых и внедрение новых образцов ТС ТКДРМ;

- модернизация и развитие автоматизированных информационно-технических систем (ИТС) обеспечения радиационного контроля и создание единой информационной сети ТС ТКДРМ;

- максимальная автоматизация процесса измерений в целях минимизации влияния «человеческого фактора» на проводимые измерения и фиксация их результатов.

Руководящей основой этих мер явились разработанные и утвержденные ФТС России «Программа переоснащения таможенных органов ТС ТКДРМ на 2019-2030 гг.» (Программа переоснащения) и программа «Цифровая трансформация радиационного контроля и таможенного контроля ДРМ» (Программа цифровой трансформации)2.

Цель Программы переоснащения состояла в разработке эффективных механизмов переоснащения таможен фактического контроля современными ТС ТКДРМ и определении путей дальнейшего развития ТС ТКДРМ. Реализация Программы переоснащения планировалась в два этапа: I - 2019-2022 гг.; II - 2022-2030 гг. (рис. 1).

1 Об утверждении Концепции системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов в таможенных органах Российской Федерации: приказ ФТС России от 23.04.2019 № 688; Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р.

2 О направлении информации: письмо ФТС России от 21.06.2019 № 09-88/36763; О направлении дорожной карты: письмо ФТС России от 25.06.2020 № 09-092/34095.

1 у Перераспределение высвободившихся ТС ТКДРМ в условиях реформирования таможенных органов

2 ] Разработка технических требований к новым образцам ТС ТКДРМ

I 0 > Апробация технических и технологических решений по внедрению автоматизированных Этап I ( 3 ] информационно-технических систем радиационного контроля в таможнях фактического контроля

4 у Модернизация стационарного оборудования радиационного контроля, выслужившего свой ресурс

. Поэтапная поставка новых образцов спектрометрических комплексов в таможни фактического конт-5 ) роля, наделенные компетенцией по проведению таможенного контроля в отношении ДРМ

, Капитальный ремонт стационарного оборудования радиационного контроля, с истекшим сроком

1 ) службы, с целью полного восстановления ресурса

Организация внедрения и эксплуатации автоматизированных информационно-технических Этап 11 систем радиационного контроля в таможнях фактического контроля

3 ^ Поставка в таможни фактического контроля новых образцов ТС ТКДРМ

Рис. 1. Этапы и мероприятия реализации Программы переоснащения

Цель Программы цифровой трансформации - трансформация системы ТКДРМ посредством применения инновационных разработок на основе информационных и телекоммуникационных технологий для решения задач ТКДРМ. Программу цифровой трансформации планировалось выполнить в течение 2020-2025 гг. Основными направлениями ее реализации являются:

- модернизация существующего парка ТС ТКДРМ;

- внедрение систем сбора, обработки и передачи данных, полученных от ТС ТКДРМ;

- создание единой информационной среды функционирования ТС ТКДРМ.

С учетом решаемых в настоящее время таможенными органами стратегических задач, оснащенность пунктов пропуска в достаточном количестве ТС ТКДРМ, грамотное применение имеющихся ТС ТКДРМ по функциональному назначению, своевременное проведение работ по их модернизации и внедрению новых образцов ТС ТКДРМ, которые позволят максимально автоматизировать процесс измерений в рамках проведения таможенного контроля, являются факторами, существенно влияющими на эффективность и результативность таможенного контроля.

В настоящей работе представлены результаты комплексного исследования состояния организации и проведения таможенного контроля ДРМ и других объектов таможенного контроля с повышенным уровнем

ионизирующего излучения в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) [1] в части изучения проблем, связанных с оснащенностью пунктов пропуска и применением ТС ТКДРМ по их функциональному назначению. В первой части работы изложены сведения о номенклатуре, типовых требованиях к ТС ТКДРМ, имеющихся на оснащении таможенных органов, а во второй - о проблемах их применения на таможенных постах в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска таможен ДВТУ

Номенклатура и предъявляемые требования к ТС ТКДРМ. Впервые типовые требования к обустройству и техническому оснащению таможенной границы РФ были установлены приказом ГТК России от 19.03.1997 № 1273 в связи с необходимостью решения трех основных задач, возложенных на таможенные органы приказом ГТК России от 05.05.1995 № 3034:

- таможенный контроль, направленный на пресечение незаконного перемещения ДРМ через границу Российской Федерации всех транспортных средств, товаров и пассажиров (багажа) при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации с регистрацией превышения естественного гамма-нейтронного фона;

- таможенный контроль ДРМ, перемещаемых в рамках внешнеэкономической деятельности;

- обеспечение радиационной безопасности при работе с ДРМ и на досмотровой рентгенотелевизионной технике.

В требованиях была определена не только конкретная номенклатура технических средств радиационного контроля, но и их количество, необходимое для проведения таможенного контроля и обеспечения радиационной безопасности должностных лиц таможенных органов.

Требования к характеристикам установленной номенклатуры технических средств радиационного контроля были определены после выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в рамках которых под руководством ГТК России проводились сравнительные испытания аппаратуры дистанционного обнаружения ДРМ и радиационного контроля на площадках Российского федерального ядерного центра - ВНИИТФ Минатома России в Снежинске. Важной особенностью этих испытаний явилось использование образцов оружейного урана и плутония [2].

3 Об организации работ по радиационному контролю: приказ ГТК России от 19.03.1997 № 127.

4 О введении в таможенные органы должностей специалистов таможенного контроля за радиоактивными и делящимися материалами (вместе с Общим положением о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ) таможенного органа Российской Федерации): приказ ГТК России от 05.05.1995 № 303 (ред. от 05.07.2000).

В целях реализации п. 1 ст. 388 Таможенного кодекса РФ (2004 г.) и с принятием на оснащение таможенных органов новых ТС ТКДРМ, приказом ГТК России были утверждены Перечень и Порядок применения технических средств5. В Перечень ТС ТКДРМ вошли: специальные ТС ТКДРМ, комбинированные ТС ТКДРМ, индивидуальные ТС для обеспечения радиационной безопасности и ТС для радиационного контроля в целях обеспечения радиационной безопасности при работе с ТС таможенного контроля, имеющими в своем составе источники ионизирующего излучения.

В связи с образованием Таможенного союза, а в последующем Евразийского экономического союза, и принятием таможенных кодексов Таможенного союза и ЕАЭС, в соответствии с которыми государства самостоятельно устанавливают перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля, приказами ФТС России и Министерства финансов РФ устанавливались новые требования к перечню и порядку применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации, включая ТС ТКДРМ6.

При оборудовании пунктов пропуска через государственную границу РФ номенклатура ТС ТКДРМ определялась в соответствии с Типовыми требованиями по оснащению объектов таможенной инфраструктуры информационно-техническими средствами7 и уточнялась Типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ8.

В целях реализации п. 3 ст. 353 Таможенного кодекса ЕАЭС Коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила для вновь строящихся или реконструируемых объектов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, «Типовые требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах перемещения

5 Об утверждении Перечня и Порядка применения технических средств: приказ ГТК России от 29.10.2003 № 1220 (ред. от 04.02.2004).

6 Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации: приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509 (ред. от 15.05.2014); Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля: приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н; Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля: приказ Минфина России от 01.03.2019 № 34н.

7 Об утверждении Типовых требований по оснащению объектов таможенной инфраструктуры информационно-техническими средствами: приказ ФТС России от 05.02.2007 № 154.

8 Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ: приказ ФТС России от 31.10.2008 № 1349.

товаров через таможенную границу ЕАЭС, системой радиационного контроля» (Типовые требования)9.

Таким образом, в течение первого десятилетия деятельности Службы ТКДРМ в таможенных органах Российской Федерации была успешно реализована задача обеспечения таможенных органов аппаратурой радиационного контроля.

В настоящее время на оснащении таможенных органов имеются следующие типы технических средств радиационного контроля:

- стационарные системы обнаружения ДРМ: автомобильные (СТСО ДРМ «Янтарь-1 А, -2А»), железнодорожные (СТСО ДРМ «Янтарь-1Ж, -2Ж»), пешеходные (СТСО ДРМ «Янтарь-1П, -2П, -2П3»);

- переносные поисковые приборы радиационного контроля: измерители-сигнализаторы поисковые (ИСП-РМ1401К-01, -01М);

- радиометры-спектрометры универсальные (МКС-А02-1М, -А03-1);

- технические средства дозиметрического контроля: дозиметры микропроцессорные (ДКГ-РМ1203М), индивидуальные дозиметры гамма-и рентгеновского излучений (ДКГ-РМ1621 и ДКГ-РМ1610), универсальные дозиметры гамма- и рентгеновского излучений (ДКС-АТ1121 и ДКС-АТ1123);

- спектрометры гамма-излучения со сцинтилляционным (Гамма-1С/ N51-02) и полупроводниковым (СКС-50М) детекторами.

Практически все указанные выше технические средства радиационного контроля создавались в соответствии с техническими заданиями, разработанными ГТК (ФТС) России в период 1995-2005 гг. с учетом требований и рекомендаций международных и национальных стандартов, регламентов, санитарных правил и норм, а также задач таможенного контроля и финансовых возможностей таможенных органов.

На рис. 2 представлена общая численность ТС ТКДРМ, находящихся на оснащении таможенных органов РФ на сегодняшний день.

Большинство поставленных в эти годы в таможенные органы ТС ТКДРМ в настоящее время продолжают выполнять свои функции. Однако анализ оснащенности таможенных органов ТС ТКДРМ показывает, что срок эксплуатации их либо уже истек, либо закончится в ближайшие четыре-пять лет.

В связи с этим возникает вопрос: в какой мере эксплуатационные характеристики и функциональные возможности существующего на таможенных постах и в таможнях парка ТС ТКДРМ соответствуют

9 О типовых требованиях к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, системой радиационного контроля: решение Коллегии ЕЭК от 09.11.2021 № 145.

современным требованиям, предъявляемым к аппаратуре радиационного контроля, и способствуют решению стратегических задач, определенных Концепцией и Стратегией-2030.

Спектрометры :] 49 Радиомефы-снекфомефы | 651 Универсальные дозиметры ~| 341

Индивидуальные дозиметры ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: : : 3 278

Поисковые приборы 3 534

СТСО ДРМ ........................................... 1 394

0 500 1 000 1 500 2 000 2 500 3 000 3 500 4 000

Рис. 2. Количество технических средств ТКДРМ в таможенных органах, шт.10

За последнее время ФТС России в рамках реализации Программы переоснащения и Программы цифровой трансформации проведены ряд важных мероприятий, в том числе:

- в рамках государственных контрактов закуплены новые ТС ТКДРМ (поисковые приборы ИСП-РМ1401К-01М, гамма-спектрометры Гамма-ОС/ NB1-02), модернизированы старые ТС ТКДРМ (СТСО ДРМ «Янтарь», радиометры-спектрометры МКС-А03-1), восстановлена работоспособность эксплуатируемых гамма-спектрометров (СКС50М);

- проведены мероприятия по перераспределению ТС ТКДРМ между таможенными органами в зависимости от интенсивности работы;

- разработана Концепция развития ТС ТКДРМ;

- разработаны технические требования к спектрометрической аппаратуре радиационного контроля;

- проведены опытные испытания перспективных для применения при проведении таможенного контроля технических средств радиационного контроля: стационарных технических средств радиационного контроля (КСАР «Дозор» и «Рубеж»); радиометров-спектрометров (МКС-АТ6102, МКС-РМ1401К-3); гамма-спектрометров высокого разрешения (СКС-07П-Г, Гамма-1П, ORTEC Detective X);

- разработаны технические требования к единому протоколу передачи данных от первичных датчиков (приборов радиационного контроля) и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации проведено тестирование автоматизированной передачи данных от приборов радиационного контроля по единому электронному

10 О направлении информации: письмо ФТС России от 21.06.2019 № 09-88/36763.

протоколу на автоматизированное рабочее место должностного лица таможенного органа, по результатам которого согласованы с Минтрансом России подходы по созданию единой информационной шины и передачи данных от первичных датчиков в качестве сегмента Единой информационной системы интеллектуального пункта пропуска;

- разработаны и согласованы с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями (Минтранс России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, ОАО «РЖД», АО «Почта России») и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по интеграции стационарных технических средств радиационного контроля в пунктах пропуска в единый взаимосвязанный многофункциональный комплекс, передающий данные в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС ТО).

Состояние оснащенности автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска ДВТУ техническими средствами ТКДРМ. На сегодняшний день в структуре ДВТУ находятся 7 таможен (не считая оперативную и электронную), состоящих из 64 таможенных постов. Из этого числа в регионе деятельности 4 таможен находится 12 действующих многосторонних (МАПП) и двусторонних (ДАПП) автомобильных пунктов пропуска и 7 железнодорожных пункта пропуска.

В рамках реализации основных направлений Стратегии-2030 большая часть действующих пунктов пропуска подлежит реконструкции и модернизации. Строительство новых пограничных переходов и пунктов пропуска должно проводиться с учетом современных требований, предъявляемых к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, в том числе системой радиационного контроля.

Тем не менее на основе проведенного в 2022-2023 гг. авторами анализа оснащенности указанных в таблице пунктов пропуска ТС ТКДРМ следует, что фактическое оснащение реконструированных и прошедших модернизацию пунктов пропуска не соответствует в полной мере типовым требованиям, предъявляемым к элементам системы радиационного контроля.

Например, в некоторых введенных в эксплуатацию пунктах пропуска имеется потребность дооснащения стационарными системами радиационного контроля и универсальными радиометрами-спектрометрами МКС-А03-1.

В целом, для большинства действующих автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска в зоне деятельности ДВТУ можно отметить следующие проблемы:

- недостаточное оснащение таможенных постов определенными типами ТС ТКДРМ и использование имеющихся ТС ТКДРМ не по их функциональному назначению;

- наличие на балансе таможенных органов исправных, но морально устаревших ТС ТКДРМ, которые фактически не используются при проведении таможенного контроля;

- наличие значительного количества фактически невостребованной в таможенных органах аппаратуры индивидуальной дозиметрии.

Например, в подавляющем большинстве пунктов пропуска в настоящее время в качестве переносных поисковых приборов радиационного контроля используются измерители-сигнализаторы поисковые ИСП-РМ1401К-01, внесенные в реестр средств измерений и подлежащие ежегодной метрологической поверке. Централизованное оснащение таможенных органов этими типами приборов осуществлялось более десяти лет назад. ИСП-РМ1401К-01 хорошо зарекомендовали себя при решении задач обнаружения и поиска радиационно-опасных источников в составе объектов таможенного контроля. В тоже время, согласно эксплуатационной документации, ИСП-РМ1401К-01 позволяет измерять МАЭД фотонного излучения только по линии 137Сэ, поэтому его показания при измерении фотонного излучения других энергий могут отличаться от значений МАЭД, измеренных другими приборами (дозиметрами). Кроме того, у этого прибора отсутствует возможность записи измеряемых значений МАЭД в энергонезависимую память и передача этих значений в ЕАИС ТО. Таким образом, возможное использование ИСП-РМ1401К-01, как средства измерения, для проведения измерений МАЭД является некорректным и может привести к принятию ошибочных решений в отношении объекта таможенного контроля.

В то же время современная модификация этого прибора - измеритель-сигнализатор поисковый ИСП-РМ1401К-01М позволяет проводить измерение МАЭД во всем диапазоне регистрируемых энергий гамма-излучения. Кроме того, его технические характеристики и функционал полностью соответствуют типовым требованиям к параметрам переносной поисковой аппаратуры радиационного контроля, установленным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 145. Однако оснащение таможенных органов прибором этой модификации по причине недостаточного финансового обеспечения проведено не в полном объеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним прибором, предназначенным для непрерывного измерения МАЭД, согласно эксплуатационной документации, является дозиметр микропроцессорный ДКГ-РМ1203М. В настоящее время выпуск этого прибора прекращен, но он по-прежнему находится на балансе таможенных органов. Согласно Типовым требованиям, установленным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 145, дозиметр микропроцессорный ДКГ-РМ1203М, не относящийся к аппаратуре индивидуальной дозиметрии, не указан в качестве элемента системы радиационного

контроля. Кроме того, приборы такого типа отсутствуют в определенном приказом Минфина РФ от 01.03.2019 № 33н перечне ТС ТКДРМ, использующихся при проведении таможенного контроля.

Индивидуальные дозиметры ДКГ-РМ1621 и ДКГ-РМ1610, предназначенные для измерения индивидуального эквивалента дозы и ее мощности внешнего рентгеновского и гамма-излучения, в соответствии с их функциональным назначением могут быть использованы при проведении индивидуального дозиметрического контроля должностных лиц таможенных органов, отнесенных к персоналу группы А и имеющих допуск к работе с радионуклидными и генерирующими источниками ионизирующего излучения. По этой причине наличие приборов такого типа на таможенных постах является необходимым в случае, если таможенный орган самостоятельно осуществляет проведение индивидуального дозиметрического контроля в отношении персонала группы А и регистрацию его результатов.

Однако, как показывает практика работы таможенных органов, контроль доз внешнего облучения персонала осуществляется с использованием термолюминесцентных дозиметров с детекторами на основе фтористого лития типа ДТЛ-02 и проводится организациями, аккредитованными в установленном порядке на право проведения радиационного контроля.

Термолюминесцентные дозиметры включены в перечень ТС ТКДРМ в соответствии с приказом Минфина РФ № 33н, но не являются составляющими элементами системы радиационного контроля согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.11.2021 № 145.

Исходя из вышесказанного, для измерения МАЭД на таможенном посту в настоящее время могут применяться ИСП-РМ1401К-01М и универсальный радиометр-спектрометр МКС-А03-1, одним из основных назначений которого является проведение идентификации выявленных в процессе таможенного контроля радиационных источников.

Кроме того, как показано в недавней работе [3], радиометр-спектрометр МКС-А03-1, при использовании соответствующего программного обеспечения, может быть применен для измерения активности радионуклидов, перемещаемых через таможенную границу в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности.

Однако радиометры-спектрометры МКС-А03-1, по причине высокой закупочной стоимости, в пунктах пропуска, как правило, представлены единичными экземплярами.

Таким образом, анализ оснащенности и применения ТС ТКДРМ в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска ДВТУ, показал, что с учетом проведенных ФТС России мероприятий по модернизации имеющихся ТС ТКДРМ и внедрению новых образцов ТС ТКДРМ в деятельность таможенных органов в соответствии с направлениями Стратегии-2030,

на современном этапе номенклатура и функциональные возможности применяемых ТС ТКДРМ позволяют решать задачи, стоящие перед таможенными органами по направлению ТКДРМ.

Тем не менее считаем целесообразным рассмотреть в таможенных органах следующие вопросы.

1. О проведении списания и дальнейшей утилизации морально устаревших ТС, в частности дозиметра микропроцессорного ДКГ-РМ1203М.

2. Об оснащении таможенных постов техническими средствами измерения МАЭД путем поэтапной замены ИСП-РМ1401К-01 на ИСП-РМ1401К-01М, либо альтернативной замены ИСП-РМ1401К-01 на поисковый прибор другого типа, обладающий аналогичным функционалом измерения МАЭД и возможностью его интеграции в ЕАИС ТО.

3. О централизованном дооснащении таможенных постов радиометрами-спектрометрами МКС-А03-1 из расчета не менее двух приборов на каждый таможенный пост, для обеспечения проведения идентификации выявляемых в процессе таможенного контроля радиационных источников.

4. О необходимости провести работы по внедрению в деятельность таможенных органов модернизированных образцов ТС ТКДРМ и новых типов приборов, способных функционировать в ЕАИС ТО в рамках действующей модели интеллектуального пункта пропуска.

Список литературы

1. Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В. Об особенностях организации ТКДРМ в автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности ДВТУ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 1(102). С. 31-45.

2. Горчаков В. В. Радиационный контроль на границе: как все начиналось // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 2(91). С. 5-20.

3. Темченко В. В. О возможности применения радиометра-спектрометра МКС-А03 в целях проверки достоверности декларирования качественных и количественных характеристик делящихся и радиоактивных материалов // АНРИ. 2022. № 4 (111) С. 66-72.

© Чубов Ю. В., Борисенко А. В., Берлова Н. В., 2023 © СЬиЬоу Уи. V., Бопяепко А. V., Бег1оуа N. V., 2023

Для цитирования:

Чубов Ю. В., Борисенко А. В., Берлова Н. В. Проблемы применения приборов радиационного контроля на таможенных постах в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска таможен ДВТУ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 108-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.