ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
27 (84) - 2010
О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2010 - 2012 годы
Продовольственная безопасность города Москвы — это состояние экономики и социальной сферы столицы, обеспечивающее условия для удовлетворения потребностей жителей города в основных видах продовольствия. Она является важным фактором социальной стабильности общества и жизнеобеспечения Москвы. Постановлением правительства Москвы от 16.02.2010 № 131-ПП утверждена городская целевая программа «Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010—2012 годы», предусматривающая новые приоритеты безопасности города Москвы. Как же обеспечивается продовольственная безопасность в сложных условиях нынешнего года, каковы дальнейшие тенденции развития законодательства в области обеспечения продовольственной безопасности города? С какими российскими регионами столица осуществляет наиболее тесное сотрудничество в аг-ропродовольственной сфере по вопросам поступления продуктов питания, какова собственная столичная продовольственная база продуктов питания? Обо всех этих актуальных вопросах рассказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Александр Иванович Бабурин.
— Как известно, правительство Москвы целенаправленно и системно занимается вопросами укрепления продовольственной безопасности, благодаря чему принята Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010—2012 годы. Эта программа в Москве принята впервые, она охватывает многие направления работ. В частности, Москва — это мегаполис, который не имеет собственного сельскохозяйственного производства, собственных
* Интернет-интервью в Информационном агентстве «ГАРАНТ» с министром правительства Москвы, руководителем Департамента продовольственных ресурсов города Москвы А. И. Бабуриным, публикуется в сокращении.
2 -
сельхозугодий для его ведения. Поэтому Москва целиком и полностью зависит от состояния сельского хозяйства России и от поставок продукции по импорту, так как не имеет возможности по всем видам продовольствия накормить население за счет собственного производства, сформировать запасы, которые влияют на состояние продовольственной безопасности города, на цены.
Обеспечение продовольствием города также зависит от отношений правительства Москвы с Министерством сельского хозяйства РФ, с российскими регионами, от того, в каком состоянии поддерживается собственное городское складское хозяйство, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Этой проблемой занимается не только Департамент продовольственных ресурсов города Москвы. Ею тесно занимаются Департамент науки и промышленной политики города Москвы, так как предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности входят в зону его ведения, а также Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, который курирует все вопросы торговли, в том числе и продовольствия. Именно поэтому, сложив усилия всех этих трех департаментов и служб контроля качества, было решено, что в городе необходимо разработать специальную программу.
Вопросы обеспечения продовольственной безопасности столицы регламентируются законом города Москвы от 12.07.2006 № 39 «О продовольственной безопасности города Москвы». Распоряжением правительства Москвы от 04.08.2008 № 1780-РП в промышленную эксплуатацию введена Единая городская автоматизированная информационно-аналитическая система оптового продовольственного рынка Москвы (ЕГА ИАС ОПР), которая позволяет осуществлять мониторинг, анализ, контроль и прогнозирование показателей развития оптового продовольственного комплекса города. Появилась определенная
юридическая основа, механизмы влияния на эти процессы, необходимые рычаги, в том числе финансовые средства, которые правительство Москвы выделяет на эту работу. Правительство Москвы очень внимательно относится не только к объемам продукции, находящейся в обращении на территории города, но и к формированию запасов сырья и продовольствия, которое носит сезонный характер: картофель, овощи и т. д., а также к закупкам сырья в городской заказ и в городской резерв.
Городской заказ предназначен для обеспечения системы школьного питания, системы питания бюджетной сферы, к которым относятся здравоохранение и другие бюджетные организации. Также формируются определенные резервы, принадлежащие правительству Москвы, которые предназначены для использования в случае колебаний на продовольственном рынке, связанных с возможным дефицитом или резким ростом цен.
Тесное сотрудничество с Министерством сельского хозяйства РФ проявляется в том, что совместно с ним формируется единое информационное пространство для своевременного обмена информацией с производителями сельскохозяйственной продукции, поставщиками. Координируя усилия правительства Москвы, регионов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, мы получили такую программу.
Сама по себе программа, может быть, не очень интересна нашему населению, скорее всего, интересны результаты, которые появляются в результате ее реализации. В связи с этим можно сказать следующее. Если сегодня оценивать продовольственную безопасность города, то это необходимо делать по нескольким показателям: по зависимости города от импортных поставок, по присутствию импортного товара на наших полках и по уровню самообеспечения города, потому что сложно и неинтересно бесконечно скупать излишки продовольствия в регионах РФ. Для такого мегаполиса, как город Москва, нужно иметь свою стабильную сырьевую базу. И поэтому помимо кооперации, т. е. прямых сделок по закупке продовольствия в резервы предприятиями города, в 2003 г. правительство Москвы решило, что необходимо заниматься еще и самопроизводством. Поэтому правительство Москвы стимулировало приток капитала из столичных промышленных предприятий, финансово-промышленных групп в сельское хозяйство, чтобы сформировать цепочку стабильных поставок в Москву.
В чем они проявляются? Многие столичные предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой торговли создают фили-
алы своих производств в сельскохозяйственных регионах РФ, чтобы гарантированно производить и поставлять продукцию в Москву, т. е. вводить принцип частичного самообеспечения. Для того чтобы стимулировать предприятия или организации на эту работу, правительство Москвы выделило определенные средства. На сегодняшний день сформировано 25 таких цепочек. Москва практически на 70 % обеспечивает себя зерном (пшеницей, рожью), почти 40 % продукции картофеля и овощей, поступающих из регионов России, производятся именно московскими предприятиями. Значительное количество продукции этими агрохолдингами поставляется в Москву из главных регионов-партнеров: из Краснодарского края, Ставрополья, Центрального федерального округа.
С сентября 2010 г. потребности школьного питания в городе закрываются продукцией завода «МосМедыньагропром», созданного при прямом участии правительства Москвы и расположенного в Калужской области. Завод производит большую гамму продукции: чистое питьевое молоко, различные творожки, йогурты, творожные массы, масло, приготовленные по высшим стандартам именно для детского и школьного питания с жестким технологическим производственным контролем за качеством и безопасностью продукции. Это продукты высшего качества, специально производящиеся в Калужской области на средства, вложенные Москвой на покупку коров, производство кормов, переработку молока, транспортировку и доставку. Завод будет закрывать все потребности наших детей в этом прекрасном молочном продукте. В этом продукте нет ни капли сухого молока, ни одного грамма консервантов. Если говорить о сотрудничестве с регионами, то первые усилия столичных властей были направлены туда, где не только могут для себя произвести продукцию, но и обеспечить излишками продукции, в том числе Москву.
Сегодня Центральный федеральный округ по совокупности продуктов — самый главный партнер Москвы. В таких черноземных областях, как Воронеж, Тамбов, Орел, нашими же предприятиями производятся или поставляются в Москву свинина, птица, молоко, картофель, овощи, масло, творог — основные виды продовольствия. Поэтому программа обеспечения продовольственной безопасности предусматривает дальнейшее развитие этих отношений, определенные инвестиции со стороны правительства Москвы в развитие сельского хозяйства в этих регионах, создание новых предприятий и наращивание их мощностей.
- 3
— Какова продовольственная зависимость города Москвы от импортной продукции, поступающей из зарубежных стран?
— Одно из направлений и задач, которые поставило правительство Москвы, — проводить работу по снижению импортной зависимости. А проводить ее можно только в одном направлении — добиваться роста собственного сельскохозяйственного производства, поддерживать отечественного производителя, делать все для того, чтобы он мог беспрепятственно произвести продукцию и наиболее коротким путем доставить ее на продовольственный рынок столицы.
Что касается продовольственных ресурсов, то с 2003 г. был открыт доступ до складов для отечественного производителя, начато авансирование его поставок, предприятия города Москвы были обеспечены информационной связью. На тех операциях, которые курирует правительство Москвы, цена продукции, привозимой в город, на 10—15 % ниже аналогичной, которая идет самостоятельным путем. Такой патронаж со стороны администрации, информационное обеспечение прямого сотрудничества позволили выбить значительное количество посредников, как минимум 1—2 организации, т. е. оказывая посреднические услуги за счет разницы в цене продукции, они получали прибыль, которая шла в их карман. Когда государство курирует процесс поставки, то это в любом случае гарантирует сокращение затрат на 10—15 %. Но самое главное, что при этом селянин чувствует поддержку, уверен в том, что произведет продукцию, которую город у него купит.
Сегодня договариваемся, какое количество продовольствия нужно городу Москве, знаем, в каком регионе эта продукция может быть гарантированно произведена. Для развития нашего сельского хозяйства это самый главный вопрос. Мы научились производить хороший натуральный продукт, но пока не сумели его эффективно довести до потребителя.
В Государственной Думе РФ, на других площадках обсуждается вопрос о том, что для селянина путь до прилавков очень сложный. Первое, что ему нужно сделать, — предоставить заказ, хорошую цену и договор, согласно которому будет гарантировано, что произведенная им продукция будет востребована в городе. Это и есть самая главная задача в борьбе с импортом. Такая работа позволяет снижать зависимость города Москвы от импортных продуктов.
Можно отметить, что поставки мясопродуктов и животного масла для Москвы в настоящее
4 -
время являются очень критичными. Поддержка отечественного производителя и меры по тарифно-таможенному регулированию позволили сократить импортную зависимость по мясу с 85 до 50 %. Но все равно это огромнейшая зависимость. Зависимым считается государство, у которого доля в поставках по импорту достигает 20 %. В Москве эта доля в поставках достигает 50—60 %. То же самое происходит в работе по снижению импорта животного масла. Но все равно это очень высокая зависимость.
Правительство Москвы считает необходимым вкладывать средства в развитие сельского хозяйства, в развитие наших агрохолдингов, поддержку нашего производителя. Можно также отметить, что мы занимаемся не только производством чистой товарной продукции, но и вкладываем большие средства в науку, чтобы интенсифицировать эти процессы. Главное среди направлений научной деятельности — улучшение экологии, потому что имеются большие отходы при обработке сельскохозяйственных земель, при производстве кормов, молока, мяса.
В правительстве Москвы, в Департаменте продовольственных ресурсов города активно занимаются вопросами, связанными с эффективной переработкой навоза в биогаз и использованием энергии от сжигания этого газа для обеспечения электроэнергии хозяйств. Занимаются генетическими вопросами, чтобы снять зависимость не только по поставкам мяса, но и воспроизводства племенного поголовья. Проводятся научные работы по переработке отходов кормопроизводства, например соломы в биоэтанол, с целью получения хорошего топлива, чтобы обеспечить дополнительной мощностью сельскохозяйственные предприятии, а также работы по утилизации отходов так, чтобы окончательные отходы все-таки служили еще и удобрением для производства кормов. Поэтому осуществляется не просто скупка продукции, производство продовольствия, а еще и прилагаются значительные усилия для того, чтобы интенсифицировать сельское хозяйство.
Но важнейшей темой является обеспечение нормальных жизненных условий людей на селе. Если этого не будет, сам по себе труд никогда не будет привлекательным. Человек должен жить и работать на селе в условиях не ниже комфортабельности города. Такова позиция столичных властей.
— Александр Иванович, с какими проблемами приходится сталкиваться при обеспечении бесперебойных поставок продовольствия в город? Как удается сохранять широкий ассортимент на столичных прилавках? Удается ли сейчас сохранить
докризисный уровень обеспечения продовольственной безопасности города?
—Правительством Москвы пересчитывается все то, что находится и закупается в закрома города за счет бюджетных средств. Периодически проводятся проверки качества и безопасности продукции, ее сохранности, наличия и т. д. Это очень большая работа, мощная и хорошо отлаженная система. Можно еще раз подчеркнуть, что здесь должны работать на упреждение. Сегодня уже идет договорная кампания на продукцию, которая будет поставляться в 2011 г., а по некоторым видам продовольствия даже на три года вперед. Поэтому такая система опережающего воздействия на рынок не должна допустить колебаний на нем. Можно с уверенностью сказать москвичам, что проблем, которые могут вызвать какие-то негативные явления, связанные с ростом цен, с дефицитом продукции в городе, на сегодняшний день не существует.
— Насколько эффективно, на Ваш взгляд, Москве удается сдерживать цены на основные виды продовольствия? Как Вы оцениваете темпы роста потребительских цен на продовольственные товары в столице?
— В этом достаточно напряженном году за счет большого количества продукции на рынке правительству Москвы удалось сдержать цены ниже, чем темпы роста цен по РФ, хотя в Москве заработная плата и доходы населения выше, чем в других регионах. Поэтому рост цен в Москве по логике должен быть всегда выше. Но с 2003 г. удалось переломить эту тенденцию.
Москва каждый год идет либо чуть ниже, либо на уровне российских цен по их росту на рынке продовольствия. Правительство Москвы может принять решение — выпустить на рынок продукты в ущерб бюджету из своих запасов даже ниже тех цен, по которым их закупало. И в этом году, например, так поступили с зерном. Если сегодня зерно на рынке колеблется по ценам, допустим, с доставкой в Москву по 4,5—5 руб. за килограмм, то правительство Москвы выпускает их по закупочным ценам — ниже тех, по которым в свое время купило. Сегодня хлебозаводы и розница должны торговать столичным продуктом по ценам ниже, чем в любом регионе РФ. Еще раз можно подчеркнуть, что эта комплексная система позволяет управлять ситуацией, координировать усилия правительства Москвы и бизнеса в этой сфере.
— Какие государственные меры принимают московские власти для укрепления экономического и производственного потенциала предприятий оптового продовольственного комплекса города, а также
увеличения занятости населения и рабочих мест в данной отрасли?
— События последних лет, которые называются кризисом и его последствиями, поставили московские власти перед одним интересным вопросом. Дело в том, что помимо организационной поддержки, поддержки на межрегиональном уровне, правительство Москвы до настоящего времени предоставляло столичным предприятиям бюджетные кредиты для проведения работ по реконструкции предприятия, по закупкам продовольствия, по созданию агропромышленных холдингов. Когда предоставлялся бюджетный кредит, а предоставлялся он всего лишь под 1/4 ставки рефинансирования, то договаривались: если мы партнеры, то 50 % инвестиций вкладывает одна сторона, а 50 % в виде бюджетного кредита предоставляет правительство Москвы. Получился интересный результат. Если вначале договаривались о паритетных отношениях — 50/50, то через 2 года увидели, что паритет реально сложился 1:20. Когда наступил кризис, когда кредитные ресурсы в банковской системе оказались недоступны для большинства предприятий, эта мера по предоставлению кредита под 1/4 ставки рефинансирования оказалась основной суммой, которая позволила многим предприятиям не развалиться в этой ситуации. А что такое развал предприятия? Это рост безработицы, это выход на улицы голодных людей без поддержки государства, это остановка предприятий, это снижение налогооблагаемой базы в бюджете.
По уровню занятости населения в продовольственном комплексе города наблюдается интересный момент: уровень вакансий составлял 130—120 человек — средняя цифра по городу. Сейчас она в районе 150-ти. То есть массового сокращения рабочих мест не получили, и анализируя этот состав по профессиональным качествам, можно сделать вывод, что он практически не изменился. Единственное из того, что произошло негативного — увеличилось суточное потребление продовольствия. Так, в 2003 г. Москва потребляла 27 тыс. т продовольствия в сутки, а к 2008 г. потребление достигло до 32 тыс. т. Потребности столицы складывались из двух составляющих: из той продукции, которую москвичи съедают, и той части, которую Москва производила и которая вывозилась в регионы. Многие столичные предприятия имеют торговые дома в регионах РФ, поставляют туда свою продукцию.
Потребление Москвы не упало, сократилась доля продукции, которая вывозилась в регионы. По каким причинам? Скорее всего, это связано с
- 5
падением покупательской способности в регионах. В ближайшие год-два этот объем продукции, который производит Москва и который поставляется в регионы, возрастет. Сегодня к этому есть все основания. Уровень производства, уровень поставок в город начал возрастать, а это есть основа того, что и потребление восстановится, и выпуск продукции для регионов РФ опять будет увеличиваться. Для этого есть балансы, которые тщательно отслеживаются. Это баланс потребности, баланс потребления, баланс мощностей и баланс рабочей силы. Это основные рычаги, которые используются для работы и для характеристики ситуации в городе.
— Как складывалась ситуация с обеспечением продовольственной безопасности Москвы в период экономического кризиса и как обстоят дела с преодолением его последствий?
— Чтобы не создалось впечатления, что с обеспечением продовольственной безопасности города было все легко и гладко, можно отметить, что в период экономического кризиса был потерян ряд предприятий отрасли. Одновременно была удержана подавляющая масса предприятий и спасено несколько крупных. Мэр города держит эту ситуацию под контролем, и, конечно, не допустит их банкротства. У правительства Москвы и у банковских структур зарезервированы средства для того, чтобы поддержать эти предприятия. Есть ряд средних предприятий, которые вынуждены были обратиться к помощи правительства Москвы, чтобы их поддержали. Московские власти давали гарантии банковским системам, выделяли дополнительные финансовые средства. Предприятиям пищевой, перерабатывающей промышленности, оптовой торговли этот год дался очень непросто. Но все свои обязательства перед городом, в каких бы ситуациях они не находились, предприятия выполнили.
В течение 2009 г. в город было завезено продукции даже чуть больше, чем было запланировано. Население Москвы не должно было почувствовать каких-то резких колебаний ни по ассортименту, ни по объему, ни по ценам. Темп роста на продовольствие в городе Москве за 5 мес. был ниже, чем в среднем по Российской Федерации, и ниже, чем в Санкт-Петербурге. Именно совместная работа предприятий с городом, поддержка со стороны правительства Москвы позволяют заранее увидеть возможные угрозы: какое предприятие, в каком финансовом положении находится, какая ему нужна помощь.
В этом году для поддержки столичных предприятий отрасли активно используются средства
6 -
городского резерва, продается зерно из запасов правительства Москвы для поддержки мелькомбинатов. Предчувствуя экономический кризис, столичные власти закупили 10 тыс. т говядины за средства правительства Москвы в городской резерв, которая сейчас продается предприятиям города, чтобы обеспечить стабильное снабжение города этим продуктом. Предприятиями города выпускалось сливочное масло, причем так, чтобы цены на эту продукцию были чуть ниже рыночных, тем самым стимулировалось сдерживание цен.
В этом году правительство Москвы распорядилось продукцией городского заказа и городского резерва достаточно эффективно. Надеюсь, что москвичи не заметили каких-либо перепадов в обеспечении.
— Известно, что совершенствуется информационная поддержка обеспечения продовольственной безопасности Москвы, осуществляется техническое регулирование в сфере безопасности и качества пищевой продукции. Для достижения каких целей это делается?
— Дело в том, что когда еще в 2003 г. правительством Москвы было принято решение перейти от системы разовых закупок к программному методу, стало понятно, что без информатики в этой ситуации жить нельзя. Поэтому была создана информационная система, которая на основании такого документа, как товарно-транспортная накладная на всю продукцию, входящую на столичные предприятия, ведет постоянный мониторинг за количеством ресурсов: сколько прибыло, сколько находится в обороте, сколько съели, какова цена, откуда был получен этот продукт, куда он предназначен. Было решено, что каждое предприятие оптовой торговли, каждое предприятие пищевой или перерабатывающей промышленности в режиме реального времени должно всю информатику передавать в эту базу данных. А это 14 показателей, которые накапливаются в базах данных, формируются соответствующим образом, блокируются и в виде графиков, в виде таблиц, в виде диаграмм выдаются органу исполнительной власти. Эта система выдает всю необходимую информацию о состоянии рынка в городе Москве по видам продовольствия, по группам товаров, по предприятиям, по размещению в административных округах, по запасам, по информации, откуда поступил товар, по какой цене, в каком количестве, для кого он предназначен. Мощная вычислительная база формирует любой ответ на любой вопрос, связанный с состоянием рынка.
Эта система может, исходя из текущего состояния, прогнозировать развитие событий на срок от
3 до 12 мес. вперед. Но самое главное — она готовит предложения специалисту: какие меры в зависимости от развития ситуации нужно принять, какое решение наиболее целесообразно в данный момент. Сейчас проводится работа над тем, чтобы эту информационно-аналитическую систему о состоянии рынка, о его потребностях, о его запросах увязать с похожими системами в регионах РФ. Связать через эту систему напрямую производителя сельхозпродукции с ее конечным потребителем в г. Москве.
Это позволит правительству Москвы совместно с регионами РФ определить потребности г. Москвы на будущее. А региону, особенно тому, который производит сельскохозяйственную продукцию, дать самый гарантированный заказ чего и сколько они могут вырастить, обеспечить продажу этой продукции г. Москве. То есть это формирует межрегиональные продовольственные рынки, цепочки производства и продвижение продукции в г. Москву. Сегодня ключ от информационно-аналитической системы выдается администрациям регионов, нашим предприятиям, сельхозпроизводителям. Для эффективности своей работы они могут пользоваться этой информацией в полном объеме.
— Александр Иванович, скажите, пожалуйста, есть ли сегодня какие-либо программы, направленные на обеспечение продовольственными ресурсами, прежде всего малообеспеченных слоев населения? Есть ли какие-либо специализированные места, в которых такие категории граждан могли бы гарантированно быть обеспечены всей необходимой продукцией?
— Задача Департамента продовольственных ресурсов города Москвы заключается в том, чтобы сформировать массу продукции, которую необходимо доставить в Москву. Сформировать необходимые запасы, в том числе и для бюджетной сферы. В этих запасах резервируется часть продукции для поставки в так называемый социально аккредитованный магазин, где обслуживается население. И за счет экономических льгот со стороны правительства Москвы по уплате аренды, по уплате других видов платежей добиваемся, чтобы цена продукции в таких магазинах была на 10—15 % ниже, чем в обычных предприятиях торговли. Люди, имеющие социальную карту москвича, имеют право в таком магазине получить эту продукцию по более низким ценам, чем на потребительском рынке города. Для этого предусматривается и резервируется опреде-
ленная часть этой продукции для поставок. Но это касается только основных видов продовольствия. Это картофель, овощи, мясо, творог, хлеб. Это тот вклад, который осуществляет департамент.
— Всем ли потенциальным поставщикам продуктов питания открыт доступ на московские прилавки? Существует ли отбор, например, по качеству или региону поставляемой продукции ? Какова конкуренция на продовольственном рынке города?
— Если говорить о роли департамента, то можно отметить, что практически не сдерживается ни один участник рынка для оптовых поставок в городской резерв, на склады. Три года назад по правилам оказания финансовой поддержки департамент не работал с регионами. Но ввод системы позволил отслеживать формирование и прохождение продукции. Сегодня как московское предприятие, так и любое предприятие, соответствующее уровню требований, предъявляемых к участнику конкурса, имеет право участвовать в конкурсах. Приблизительно 30 % участников, имеющих право на поставку за счет бюджетных средств, — это региональные, а не московские поставщики. Это принципиальная позиция, которую будем и в дальнейшем развивать.
Что касается конкуренции... Здесь, к сожалению, нет возможности одни организации пускать, а другие не пускать к конкурсу только по каким-либо субъективным отношениям. Но недостаточно выиграть конкурс только по цене, необходимо еще и предоставить качественную продукцию. То есть необходимо показать имеющуюся у производителя систему контроля качества. А такой системой может обладать только производитель продукции, у которого есть лаборатория, есть зарегистрированная в органах система производственного контроля. А фирма-однодневка, которая, как правило, только и имеет квартиру, компьютер, телефон и трейлер, этим условиям соответствовать не может.
Все, кто гарантируют поставку качественного продукта, имеют право участвовать в конкурсе. Вот таким приемом отгоняются посреднические структуры в сторону. Качество от этого только выиграло, цена тем более. Если сельхозпроизводитель пришел на московский оптовый рынок, он всегда придет с ценой более низкой, чем средняя масса участников. А нам как потребителям важно соотношение цены и качества.