Экономика
МЕНЬШЕ ЗАВИСИМ ОТ ИМПОРТА, КРЕПИМ СВЯЗЬ С РЕГИОНАМИ
А.И. БАБУРИН,
министр Правительства Москвы, руководитель Департамента продовольственных ресурсов г. Москвы
Москва - самый северный мегаполис мира. Причем находится столица России в зоне так называемого «рискованного» земледелия, как и значительная часть российской территории. Инвестировать в отечественное сельское хозяйство рискованно, а развивать его сложно. Неблагоприятные погодные условия не дают поблажек. Тем не менее Москва является крупнейшим потребителем мясо-молочной и плодоовощной продукции в России, за год столица обеспечивается продовольственными товарами в количестве, составляющем примерно 40% от всех поставок по Российской Федерации. Как же выполняется столь грандиозная по масштабам задача, какие при этом возникают проблемы? Об этом пошла речь в Информационном центре Правительства Москвы на пресс-конфе-ренции Александра Ивановича Бабурина - министра Правительства Москвы.
БАБУРИН А.И.: Судя по количеству корреспондентов и камер, я понимаю, что вопросы продовольственного обеспечения и продовольственной безопасности города находятся по-прежнему в центре внимания. Действительно, год 2003 по различным причинам складывался не очень просто, но если говорить в целом о результатах, ни по одному виду продуктов дефицита допущено не было ни в оптовой, ни в розничной торговле. Мы сумели, несмотря на все проблемы, обеспечить необходимые поставки продуктов в Москву, удержать рост цен в пределах инфляционных процессов, сформировать основные запасы на 2004 и последующие годы. В целом мы считаем, что ситуация стабильная. Москва была и будет обеспечена необходимыми ресурсами, которые формируют ее продовольственную безопасность. Правительство Москвы планомерно реализует линию не только в этом направлении, но и на расширение номенклатуры поставляемых товаров, на развитие дальнейших связей с регионами Российской Федерации, на снижение нашей зависимости от импорта и на оказание финансовой поддержки развивающимся интегрированным хозяйствам регионов РФ.
За 2002 г. доля оптовой торговли Москвы в целом в РФ возросла и достигла 41,5%, поэтому одной из задач на перспективу мы считаем удержать эти тенденции, так как от них зависит в целом и устойчивое поступление в доходную часть бюджета, соответствующие отчисления из него. По различным группам товаров идет наполнение наших ресурсов. Центровые вопросы - это формирование запасов зерна, мяса и овощной продукции. Я
должен привести вам несколько примеров, которые могут характеризовать тенденцию на сегодняшнем оптовом рынке. Если вы помните, начиная с апреля 2003 г. активно муссировался вопрос о резком скачке цен на хлеб. Мы уже докладывали СМИ, что запасов зрена в Москве в тот период имелось как в городском, так и в неснижаемом запасе по 100 тыс. т. Мы впервые в 2003 г. по поручению Мэра Москвы провели организованный выпуск зерна из этих резервов, в первую очередь из городского запаса, и по согласованию с руководством мелькомбинатов и хлебопекарной промышленности добились того, что предрекаемого повышения цен на хлеб не произошло.
Ситуация складывалась так, что в регионах России, а также в странах СНГ возник дефицит зерна, цены на него пошли вверх. Поэтому мы вынуждены были, и слава Богу, правильно сделали, что так поступили. Мы выпустили 100 тыс. т зерна из городских запасов, чтобы не позволить осуществиться притоку в Москву пшеницы по более высоким ценам. Результат этого был таков: если за май-август темпы роста цен на муку и хлеб по России составили 114,2%, то по Москве этот показатель составил всего 107,2%, то есть-несколько ниже. Аналогичные операции были произведены с нашими запасами по мясу и мясопродуктам: накануне введения квот на это сырье по поставкам по импорту мы организованно выпустили из городского резерва порядка 6 тыс. т этой продукции, а также порядка 400 т масла животного. Все это позволило сдержать темпы роста цен на продукты питания. И я вам должен доло-
жить, что если за январь-август в среднем по России темп роста цен по всем видам основного продовольствия составил 106,3%, то по Москве он составил 106,2%. Если кто следит за статистикой, темпы роста цен по Москве всегда превышали темпы роста цен по РФ. Мы не считаем эти наши проведенные операции достижением, просто на определенном участке времени мы сумели грамотно и оперативно распорядиться запасами Москвы. В короткий период, когда мог возникнуть ажиотажный спрос, который нельзя было допустить, мы организованно распорядились запасом продовольствия, которое принадлежало Правительству Москвы. В настоящее время деньги от реализации этой продукции снова вернулись в бюджет.
Мы по-прежнему продолжаем опираться на работу с регионами РФ в целях снижения нашей импортной зависимости. И если за 2002 г. по основной нашей группе товаров мы снизили зависимость с 86 до 76%, то за 8 мес. текущего года мы понизили еще на 8% нашу зависимость от поставок мясосы-рья по импорту, а также по животному маслу. Сегодня порядка 50 регионов являются поставщиками продукции в Москву. У нас на базе 15 московских предприятий созданы интегрируемые вертикальные хозяйства в регионах РФ, а там с ними завязано еще более 30 предприятий. За прошедший год в этих хозяйствах на формирование вертикальных интегрируемых холдингов из бюджета Правительством Москвы вложено почти 850 млн руб. и около 2 млрд руб. непосредственно от самих наших московских предприятий. Эта тенденция будет и дальше наращиваться. Мы проработали эту программу до 2006 г. и планируем, что порядка 30 московских предприятий будут иметь свои тесные интегрированные связи более чем с 80 предприятиями в регионах РФ.
Эта пропорция складывается таким образом, что одно наше предприятие пищевой, перерабатывающей или оптовой торговли завязывается на несколько хозяйств, даже иногда в разных регионах РФ. Все это результат того, что у нас значительно более крупные предприятия, мощные структуры. Я скажу, что хладокомбинат «Икма» у нас завязан в работе по вертикальным интегрированным структурам и с Пензенской областью, и с Ярославской областью. Микояновский хладокомбинат имеет филиалы по выращиванию скота в шести регионах РФ. В целом Москва перерабатывает около 55 тыс. т.
Когда поднимался вопрос о росте цен в целом по России, то выброс зерна на рынок в Москве повлиял и на темпы в целом по России, потому что все-таки Москва является крупнейшим потребителем продукции, и наши объемы позволяют ока-
зывать влияние на рынок России в целом. За 2002 г. мы доставили на рынок Москвы потребителям порядка 7,5 млн т продукции, как я уже сказал, эта цифра составила 41,5% от РФ. Мы ставим перед собой задачу, учитывая, что население Москвы растет и Москва стала экспортировать свою продукцию в другие регионы, наращивать эти объемы. На-конец-то мы вышли на решение вопроса о выделении и оформлении участков для создания современных оптовых рынков мяса, овощной и масло-жировой продукции, что обеспечит устойчивую работу как пищевой и перерабатывающей промышленности, так и розницы. Мы оформили исходно-разрешительную документацию. Во время Дней Белоруссии в Москве было принято решение о том, что первый участок будет отдан под создание оптового рынка для продуктов питания и товаров народного потребления из Белоруссии. Мы планируем создание такого же рынка для регионов Центрального федерального округа, и один из этих участков будет отведен для крупных оптовых и перерабатывающих предприятий г. Москвы.
Хотел бы еще напомнить: двумя сопредседателями большого праздника «Золотая осень» являются Мэр Москвы Ю.М. Лужков и министр сельского хозяйства РФ, вице-премьер A.B. Гордеев. В преддверии Дня работника сельского хозяйства на большой выставке-ярмарке «Золотая осень» были представлены регионы РФ со своей продукцией, с новыми технологиями, научными разработками. Москва занимает лидирующую роль в организации этой выставки своей экспозицией - 800 кв. м и 55 предприятий. В 2002 г. эти цифры составляли соответственно 500 и 25. Российская Федерация имеет все необходимые условия для обеспечения себя всеми видами продовольствия. Для этого необходимо уделять внимание сельскому хозяйству. Мы твердо убеждены, что возрождение России должно начаться с производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Пока мы не научимся кормить себя, величие в любой другой области не будет показателем безопасности страны.
Вопрос: Вы рассказали о товарной интервенции по зерну. Какие еще могут быть в ближайшую зиму подобные меры? И второй вопрос: почему все-таки получилось так, что цены на хлеб не зависят от цен на зерно?
БАБУРИН А.И.: Проблема с зерном по-прежнему остается актуальной. Вы видите, какая полемика вокруг уборки урожая. Поэтому было принято решение, и его поддержал Мэр, о том, что мы в 2003 г. городской резерв, страховые запасы Правительства Москвы, которые составляли 200 тыс.
т, увеличим до 400 тыс. т, для того чтобы быть спокойными не только в течение летнего периода, но и всего года. Мы завезем в город порядка 500 тыс. т в страховые запасы Правительства. Порядка 500 тыс. т завезут наши четыре мелькомбината, порядка 100-150 тыс. т будет завезено по другим каналам. Таким образом, годовое потребление на уровне 1 млн 100 тыс. — 1 млн 250 тыс. т на 2004 г. будет обеспечено. Вот эту операцию, которую провели летом со 100 тыс. т, мы можем развить до 500 тыс. т, и, если будет необходимость, влиять на рынок, мы можем растянуть не на 2-3, а на 7-8 месяцев. В распоряжении Департамента продовольственных ресурсов г. Москвы имеется всегда необходимая сумма средств, для того чтобы, если возникнет необходимость, в течение достаточно короткого времени любой товар, продукт в Москву доставить. Мы предполагаем, что, возможно, придется активно работать на рынке картофеля и овощей. Мы готовы по любому из стратегических видов продукции провести такие операции.
Статистика показывает, что в цене на хлеб стоимость производителя зерна составляет порядка 25-30%, а по отдельным видам пшеницы — от 20 до 22%. А вот розничная надбавка в магазинах достигает 40% и иногда и 50%. Более того, если я скажу вам о том, что мы, удержав в Москве цены на зерно на постоянном уровне в течение нескольких месяцев, не получили не только снижения цены на хлеб и хлебопродукты в рознице, а и более того, цена его даже продолжала немножечко расти, то это говорит о том, что в целом по стране все-таки необходимо вырабатывать на уровне правительства какие-то меры, которые должны формировать принципы ценовой политика. Не регулирования, а ценовой ситуации.
Вот, кстати, интересный вопрос - интеграция. Есть такая формула московская: мы, зная, что в регионы, в агропромышленные комплексы нужно влить большое количество финансовых средств, чтобы поднять уровень до определенных объемов, качества, повысить механизацию работ, приняли такое решение. Крупным пищевым предприятиям Москвы, оптовым структурам, желающим иметь свои филиалы по производству сырья или продукции в регионах, выделяются льготные бюджетные кредиты на срок максимум до 10 лет. На выкуп пакетов акций, на вложение в технику, технологию, на реконструкцию этих предприятий. И происходит очень интересный процесс. Вспомните, как было раньше: у нас в Подмосковье выращивают картофель. Их задача — нам подороже его продать, а наших плодоовощных объединений — подешевле его купить. Казалось бы, все работают на одну цель — накормить Москву, а задачи на определенных этапах - противоположные. Нача-
ли создаваться интегрированные хозяйства, допустим, на базе наших московских оптовых предприятий («Новые Черемушки») - сразу эта проблема решилась. Завязка на единую цепочку производства и переработки устраняет противоположные интересы у производителя, переработчика и продавца, приводит к балансу интересов регионов, производителей и потребителей. Соблюдены интересы и Москвы, и предприятий-переработчиков. Мы вкладываем туда средства. Это и развитие производства, и повышение местных налогов, это предоставление рабочих мест, культура производства. Это сразу же приводит к тому, что наши предприятия начинают вкладывать средства не только в развитие производства, но и в социальную сферу, инфраструктуру, начинают привлекать новые кадры. Такая выстраивается цепочка, что просто становится интересно и дальше работать в этом направлении. Например, на нашем предприятии курском, бывшем «Беконе», который «Икма» восстановила, там и цена продукции резко упала. Если вначале они производили свинину по цене 39 руб., то буквально через 6 месяцев после начала работы ее себестоимость упала до 28 руб. Это было выгодно и региону, и нам с вами как потребителям.
Вопрос: Что нового в 2003 году было в проведении тендеров на закупку продовольствия?
БАБУРИН А.И.: Когда мы проводим конкурсы на закуп продукции в городской резервный продовольственный фонд, конечно, мы стремимся к тому, чтобы цена продукции была как можно меньше. Часть регионов, естественно, желая продать свою продукцию подороже, периодически через свои фирмы-операторы участвует в наших конкурсах, но, как правило, до конкурсов не доходит. Потому что мы объявляем не конкурс, а тендер, с определенной ограниченной ценой. 50% поставщиков, не выдерживая конкуренции, не доходят до конкурса.
В 2003 г. впервые мы заметили, что регионы, для того чтобы войти в московский рынок, готовы свою продукцию на 10-15% дешевле нам предложить. Дефицита на московском рынке нет ни по одному виду продовольствия. Но работать с Москвой очень престижно, надежно и перспективно, потому что мы очень аккуратно исполняем все договорные обязательства, мы гарантируем стабильность отношений. Я приведу вам пример. Традиционно считалось, что Московская область является подмосковным огородом и основным поставщиком картофеля и овощей. По цене в городской заказ по картофелю был установлена планочка в 5 руб. 10 коп. с затратами на доставку на наши оптовые структуры. География поставок картофеля увеличилась ровно в два раза.
Если в 2003 г. мы картофеля получили из общего объема из регионов России 15%, то сегодня 31%. По цене 5 руб. 10 коп. выгодно возить картофель даже из Тюмени, из Перми, из Западной Сибири. При этом от нас никто не просил авансирования, солдат, трудящихся или студентов для проведения работ. У нас появились такие новые поставщики, как Томск, не говоря о традиционных Чувашии, Мордовии, Татарии. Более 50% лука репчатого у нас идет из регионов РФ. Даже несмотря на то, что Московская область всегда являлась лидером в растениеводстве, уже порядка 2% (это первый шажок, я прошу обращать внимание не на величину, а на качество) и свеклы, и капусты, и моркови мы в 2003 г. в пробном порядке начали получать из регионов, чего никогда не было. Сейчас, почувствовав интерес к работе с Москвой и находясь в равноконкурент-ных условиях, я думаю, регионы РФ долю на овощном рынке в 2004 г. резко увеличат.
Вопрос: Собирается ли Правительство Москвы продвигать интересы российского бизнеса в Белоруссии ? Второй вопрос: не планируется ли выведение предприятий типа «Новые Черемушки» на фондовый рынок?
БАБУРИН А.И.: Начну со второго вопроса: есть такие планы! Просто для нас проект по выводу «Новых Черемушек» на фондовый рынок был первым. В отличие от промышленного сектора, мы в этом секторе немножко позже к этой теме подошли, и на этом проекте в пилотном варианте отрабатывали все наши вопросы. Бумаги 3-4 предприятий в будущем году мы обязательно выведем на этот рынок, чтобы продолжить реконструкцию этих предприятий.
Что касается отношений с Белоруссией, и это касается не только Белоруссии, мы всегда ставим вопрос о том, что часть нашей продукции, вырабатываемой московскими предприятиями, обязательно должна возвращаться в регионы. Приведу маленький пример. До 20% выпускаемой продукции Ми-кояновский мясокомбинат уже реализует в регионах. Нас постоянно убеждали, что эта продукция не будет пользоваться спросом, в частности в Санкт-Петербурге. Тем не менее открыт торговый дом, и люди, которые почувствовали вкус к продукции под этой маркой, постоянно ее там приобретают. Такая же продукция идет в Краснодарский край и другие регионы. Поэтому Правительство Москвы, договариваясь о том, что мы впускаем на свой рынок продукцию из регионов, обязательно ставит вопрос о том, что и наша продукция в ответном режиме должна реализовываться там. Более того, если мы решаем вопросы о создании вертикальных интегрированных хозяйств, мы договариваемся о том, что часть сырья обязательно перерабатывается на месте по
нашим технологиям и выпускается в реализацию непосредственно в регионе, а часть в виде сырья идет в Москву для переработки и реализации здесь.
Разговаривая, в частности, с Белоруссией и зная, что у них готовится закон о приватизации в сфере сельского хозяйства, мы поставили перед ними ряд вопросов, что мы хотели бы участвовать в этих обществах по производству свинины, говядины и птицы. Белоруссия всегда была традиционным поставщиком этой продукции в Москву. Они сохранили крупные, мощные откормочные комплексы. Для нас чрезвычайно интересно участвовать в дальнейшем в этих комплексах.
Вопрос: Вы упомянули о надбавках в розничной торговле, что имеется в виду?
БАБУРИН А.И.: По отдельным видам товаров, в том числе и на отдельные виды хлеба действует закон о свободе торговли, согласно которому мы не имеем право диктовать цены, уровень наценок.
Вопрос: Значит, покупатель не защищен от роста цен никак? Ведь цены же растут, а зарплаты не поднимаются?
БАБУРИН А.И.: Ну, это, понимаете, зависит от состояния экономики. Сегодня действительно тенденции таковы, что рост цен по отдельным видам товаров опережает рост доходов населения. Но вмешиваться сегодня в регулирование рынка за счет того, чтобы ограничивать предельный уровень наценок или же размеры их, просто нельзя. Потому что есть понятие «рынок», другими принципами надо руководствоваться. Вот сейчас мы этим и занимаемся.
Вопрос: Предполагается, что чем больше товаров, а товаров в Москве тьма, тем ниже должны быть цены. А цены — наоборот! Это неслучайно?
БАБУРИН А.И.: Вспомните, как у нас колебались цены на зерно пять лет назад: 5 тыс. руб., потом 4 тыс. руб., потом опять 5 тыс. руб., потом обвал до 2,5 тыс. руб. Казалось бы, нам всем надо радоваться, учитывая, что конечная цена на хлеб должна заметно снизиться. Ато, что в это время мы «посадили» производителя зерна, который не только прибыли не получил, а получил убытки от своего урожая, об этом мы с вами не задумываемся! Расходятся интересы покупателя и производителя. В этом году мы с этим четко столкнулись. Уборка урожая идет, а поступления его на элеваторы нет. Потому что производитель сказал так: «Чтобы меня не «кинули», как в прошлый раз, когда у меня за бесценок купили зерно, и я даже не смог затраты окупить, я его придержу немножечко у себя». Начинается ажиотажный спрос, и цена на зерно в течение месяца улетает с 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб. Вот это диспаритет цен на разных ста-
циях его производства. Мы с вами этого не ощущаем, потому что цена на хлеб повышается в пределах инфляции, а то, что происходит на разных стадиях ценообразования, может привести к скачку цен. Почему мы и вынуждены сейчас увеличить запасы зерна в Москве.
Вопрос: Как известно, большую часть реализуемой продукции составляет импортное мясо. И оно же дурного качества, оно дорогое, оно замороженное..., долго замороженное. Об этом пишут.
БАБУРИН А.И.: Ничего подобного. Наши зарубежные друзья владеют технологиями, которые позволяют в течение 40-50 дней с момента забоя и доставки в Москву везти мясо в охлажденном состоянии.
Вопрос: Значит, неправильно информируют те, кто проверяет качество этого мяса?
БАБУРИН А.И.: Нужно проверить достоверность фактов, мы не владеем подробной информацией. Я вас уверяю, что импортное мясо хорошего качества. Никто нам мясо плохого качества не поставляет. Есть разные понятия. Например, есть категория мяса для промышленной переработки, без которого в виде добавки колбасы не выпускаются. И есть деликатесные колбасы, в которые допускается добавление такого компонента, как шкурка. Есть любители таких колбасок. Шкурку мы качественную произвести не можем. В Бразилии умеют. Когда вам скажут, что шкурку добавляют в колбасу, вы скажете: что это такое, это плохо. А я вам скажу, что это деликатес. Никто нам продукцию плохого качества не заинтересован поставлять. Другое дело, что те требования, которые там предъявляют при производстве, не всегда совпадают с нашими. Импорт плох тем, что подрывает экономику. В 2002 г. у нас был импорт по мясу, мы его опустили до 76%. И в 2003 г. еще на 8%. Это поручение мэра, конечно, мы не опустим в ближайшее время до 50%, но мы показываем, по крайней мере, что можно это сделать, если есть желание.
Вопрос: Александр Иванович, не секрет, что подавляющая часть продукции поступает из-за границы. Есть ли планы у Правительства Москвы ограничить поставки сельскохозяйственной продукции из-за границы? И что делается для поддержки отечественных производителей?
БАБУРИН А.И.: Понимаете, если бы дорогая продукция поставлялась к нам в Москву, то наверное ситуация была бы другой. Дешевая продукция идет, субсидированная бюджетами стран-произво-дителей. Вот мы два года назад попали в тяжелую ситуацию. Я не будут цифры называть, но вот у нас
был горзаказ по мясу, приобретенному в России по цене А. В это время через Польшу забросили мясо по цене А минус 20%. И мы с реализацией мяса встали. Дешевле мясо идет из-за границы, вот в чем наша проблема. Если десять лет назад в силу финансового положения населения мы были вынуждены брать, потому что нужно было дефицит основных товаров закрывать, то сейчас, учитывая, что все-таки дефицита собственного продукта нет, мы стараемся больше брать из регионов России.
Вопрос: Нельзя сказать, что у нас сбалансированы критерии «цена — качество». Правительство Москвы планировало введение предприятий розничной торговли — сеть «Утконос». Что об этом можно сказать?
БАБУРИН А.И.: Я не хотел бы, чтоб у вас сложилось впечатление, что все у нас так спокойно, все легко. Проблем море! Безусловно, есть диспаритет цен и между разными видами продовольствия, и между товаром и его качеством. Абсолютно с вами согласен. И мы пытаемся работать, как-то влияя этими нашими стабилизационными операциями на рынок. Что касается «Утконоса». Принята программа создания магазинов шаговой доступности и распределительных центров в каждом административном округе. Но, для того чтобы подобрать землю для строительства, оформить исходно-разрешительную документацию, пройти согласование с более чем 40 ведомствами, требуется большое время. Порядка шести префектур вопрос по земле решили, это уже здорово.Решение проблемы, я думаю, потребует одного года как минимум.
Вопрос: Насколько этой зимой вырастут цены на хлеб, овощи, мясо, хотя бы примерно?
БАБУРИН А.И.: Я вам сказал, что мы планируем в этом вопросе ориентироваться на цены горзаказа. Купив картофель по цене 5 руб. 10 коп. за 1 кг, мы планируем его в самый тяжелый период, когда прекращается всяческий подвоз в Москву, то есть в январе, феврале и марте, отпускать примерно по 8 руб. максимум, с учетом затрат на его хранение, транспортировку, сортировку. В 2002 г. зимой картошка стоила 15-17 руб., мы отпускали ее в этот период по 7 руб. Я вам скажу, что в зимний период мы овощной продукцией на овощной рынок влияем, формируя его на 50%.
Вопрос: Если бюджетная сфера получает такую дешевую картошку, почему за обеды в школах платят 30рублей?
БАБУРИН А.И.: Подождите, там же не только картошка, там же присутствуют и яблоки, и выпечка, и мясо. Мы все время забываем один вопрос. Называется это дотацией к питанию школьников, а
по сути дела, она превратилось в питание. И на 30 руб. накормить школьника, дать ему и калории, и витамины, и массу - это очень сложно. Если бы речь шла только о картошке, то, возможно, хватило бы 9 руб. Мы же все ему должны дать: и белки, и жиры, и углеводы, и витамины. 30% наших школьников не могут быть призваны в армию по состоянию здоровья. 30 руб. — это очень мало, но это возможная цена из бюджета. Конечно, ее не хватает. Мэр поставил сегодня задачу разработать такую схему финансирования, чтобы горячим питанием были охвачены все учащиеся с 1 -го по 11-й класс.
Вопрос: На рынке очень много посредников. Как можно сократить их число и тем самым уменьшить цены?
БАБУРИН А.И.: Это очень правильный вопрос. Пока мы не в состоянии устранить этих посредников. Они, между прочим, не всегда должны вызывать такую отрицательную реакцию. Потому что тот, кто произвел картошку, допустим в Перми, никогда не будет иметь возможности сам ее везти сюда и продавать, потому что он в силу укладности нашей экономики занимается ее выращиванием. У него нет возможности самому осуществлять эту операцию. И он вынужден прибегать к промежуточной структуре. Да, бывают 3, и даже 4 таких посредника. Вот с этой многозвенностью надо бороться путем кооперирования и создания интегрированных хозяйств. Другого пути нет. Поэтому Мэр и Правительство Москвы нацеливают нас на то, чтоб мы формировали интегрированные звенья и распространяли их по стране.
Вопрос: Каково ваше отношение к генетически измененным продуктам? Они не полезны, но без них не обойтись?
БАБУРИН А.И.: А если я вам скажу, что в некоторых продуктах большинство населения мира эти модификаторы с детства получают и нормально живут, и не вызывается никаких патологических изменений? Понимаете, все хорошо в разумных пределах. Если, допустим, в пиве любой марки, за исключением баварского, есть эти ингредиенты, то они там содержатся в сотых долях процента, то мы бы с вами продолжали пить, не смущаясь при этом. Но когда вместо такого продукта, как молоко, нам дают какой-то напиток с соей, а пишут «молоко», то это, наверное, уже не здорово. То есть всему должен быть разумный предел, без нарушения баланса. Только мы, к сожалению, не знаем реального положения дел, потому что на упаковке не проставлен этот значок, который нам покажет, где есть что, и мы в зависимости от толщины кошелька выберем, что для нас важнее: удовлетворить насущные желания или побаловаться природным продуктом.
Вопрос: По каким продуктам питания могут возникнуть самые большие трудности, кроме хлеба?
БАБУРИН А.И.: Я вам гарантирую, что ни по каким, в том числе и по хлебу, не возникнут. Только нужно понимать одну вещь: если, допустим, идет рост цен в пределах инфляционных процессов, это одно, если возможен скачок за пределы — это другое дело. Мы будем работать так, чтобы скачка этого не было. Ведь знаете, есть еще одна проблема: мы с вами самый северный мегаполис мира. И у нас период отрицательных температур очень большой. Это период, когда подвоз многих видов продуктов в Москву замирает, и вот тут начинают работать наши запасы, которые мы формируем. Иначе многие коммерсанты смогли бы взвинтить цены. Они не повезут сюда запасы продуктов в надежде сбыть его по большей цене, потому что мы всегда можем выбросить запасы на рынок.
Вопрос: В последние годы устоялось мнение, что инвестировать в сельское хозяйство в полосе, где мы живем, рискованно. Какие аргументы есть для того, чтобы опровергнуть это мнение?
БАБУРИН А.И.: Да, действительно, мы живем в зоне рискованного земледелия. В 2003 г., вступая в уборочную компанию, мы столкнулись с двумя проблемами. Первая — климатическая ситуация, которая начало уборочных работ задержала на две недели. И вторая — у нас в 2002 г. на уборочных работах было привлечено 8 тыс. военнослужащих, в которых нам теперь отказали. Найти 8 тыс. пар рук, чтобы заменить солдат, тем более что технология уборки не изменилась с прошлого года, очень сложно. И мы были поставлены в тяжелейшие условия, чтобы обеспечить выполнение работ.
Вопрос: Является ли Правительство Москвы крупным государственным инвестором в сельское хозяйство, в те вертикальные интегрированные структуры, о которых вы много говорили?
БАБУРИН А.И.: За год инвестиции в сельское хозяйство от Москвы составили около 3 млрд руб., в том числе из бюджетных средств — около 1 млрд руб. Причем мы стараемся не влезать в хозяйственную деятельность. Мы предпочитаем, чтобы наши предприятия были акционерами там, в регионах. То есть мы ставим условия: если предприятие хочет развиваться и иметь в регионе свой филиал или производство сырья, первое условие — не менее 51% акций должно принадлежать нашему предприятию там. Но сама Москва там своей доли не имеет, и желания такого нет. Потому что обязательно придется влезать в хозяйственную деятельность, зачем нам эти проблемы. Пусть этим занимаются хозяйствующие субъекты.