Научная статья на тему 'О реализации кластерной политики на территории Алтайского края'

О реализации кластерной политики на территории Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
82
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ИНФРАСТРУКТУРА КЛАСТЕРА / АЛТАЙСКОЕ ПРИОБЬЕ / ALTAI PRIOBYE (OB RIVER AREA) / CLUSTER / CLUSTER POLICY / METHODS OF STATE SUPPORT / ALTAI REGION / BIOPHARMACEUTICAL CLUSTER / CLUSTER INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Ольга Юрьевна, Кондыков Александр Анатольевич, Странцов Игорь Алексеевич

Рассматриваются теоретические основы формирования и реализации региональной кластерной политики, основу которой составляют меры государственной поддержки, направленные на создание благоприятных условий для формирования и развития конкурентоспособных производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации кластерной политики на территории Алтайского края»

Библиографический список

1. Митин Б.А. Аудит эффективности проектов, программ, изобретений и открытий. Новометрия, квалиметрия и сертификация продукции и производств / Б.А. Митин, В.Б. Радин, В.В. Серебрянников; отв. ред. Б.А. Мишин. — М.: Экономика, 2008. — 366 с.

2. Рябухин С. Аудит эффективности государственного сектора экономики: курс лекций / С. Рябухин. — 2-е изд., доп. — М.: Триада Лтд, 2006. - 04 с.

УДК 334.7

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, методы государственной поддержки, Алтайский край, биофармацевтический кластер, инфраструктура кластера, Алтайское Приобье.

В последнее время в России активно обсуждается вопрос создания промышленных кластеров, так как существует потребность в определении и реализации приоритетов развития производственных комплексов, на которых будут сосредоточены усилия государства и бизнеса.

В то же время понятие кластера для экономики России является достаточно новым, поэтому его формальное определение ещё не сложилось.

Основоположником кластерной теории М. Портером кластер рассматривался как группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций определённой сферы, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [1].

Существуют и другие подходы к определению кластера, которые рассматривают его как сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, НИИ, взаимосвязанных в процессе создания доба-

3. Федеральный закон РФ от

06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах // Постановление Правительства Российской Федерации от

22.05.2004 г. № 249).

5. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru.

Э. Овчаренко, .. Кондыков, . Странцов

вочной стоимости, либо как регионально ограниченную форму экономической активности внутри родственных секторов.

Несмотря на некоторые разночтения в определениях кластера можно выделить его общие черты: организации, составляющие кластер, должны географически соседствовать так, чтобы взаимодействие между ними было экономически целесообразно; совокупность организаций кластера должна создавать добавленную стоимость, которая представляет собой разницу между стоимостью проданного продукта (оказанных услуг) и материалов, затраченных на его производство; участники кластера должны быть ориентированы на создание и внедрение инноваций в связи с наличием конкуренции за место в технологической цепочке производства конечного продукта.

Структуру кластера как открытой экономической системы можно представить в следующем виде (рис. 1).

Группировка структурных элементов кластера проведена согласно методическим рекомендациям по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, разработанным Министерством экономического развития (далее Методические рекомендации) [2].

+ + +

О.Ю А.А И.А

О РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

1 ехнологни. ноу-хау

У

Инвестиционные ресурсы

Образовательные учреждения среднзспецнального обрамквання

Научно - иссп угевательежи г организации

Ине естиционная и инновационная инфраструктура

V

Технопарки и технополисы

Бизнес-инкубаторы

Центры поддержки субподряда

Промышленные парки

В енчурные фонды

Центры энгргссбгргжгння

Производители сырья и полуфабрикатов

Производители оборудования

Организационная инфраструктура

| Торгово-промышленные палаты | | Центры кластерного развития | Объединения предпринимателей

Агентства по привлечению

Агентства регионального и муниципального развития

Торговые компании-поставщики сырья и материалов

Ч

Ресурсы, материалы

Рыночная инфраструктура

Консалтинговые

компании

Транспортные

компании

Страхо]

■г-'ннанссвс-кр гднгкыг

учреждения

Материальные

К

инфраструктур!

Пр^ггтр шли. ооЕт-ткньалощнЕ отрасли оощэго сюпьл>Бання

Рис. 1. Структура регионального кластера

Рис. 2. Типы кластеров

Представленная структура демонстрирует то, что кластер является проявлением самоорганизации социально-экономи-

ческого пространства по всем направлениям: факторам производства, технологиям, знаниям, занятости и др. Она является

универсальной для подобного рода экономических систем, создаваемых независимо от сфер и отраслей экономики. При этом отраслевая специфика кластера нашла своё отражение в его типах, таких как: дискретные, процессные, инновационные и творческие, туристические, транспортно-логистические (рис. 2).

Кластер как открытая система привлекает для обеспечения своего функционирования три типа ресурсов в объемах, пропорциональных количеству участников, тем самым способствуя развитию в регионе как научно-образовательной среды, так и финансовой системы. Внутренняя организация кластера такова, что побуждает своих участников к активному внедрению инноваций, тем самым содействует повышению конкурентных преимуществ конечного продукта кластера, инвестиционной привлекательности каждого из участников и тем самым оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие территории.

В то же время формирование и успешное развитие кластера возможно лишь в том случае, если в регионе созданы для этого благоприятные условия включая и систему мер государственной поддержки.

Такую систему отношений между органами государственной власти региона и хозяйствующими субъектами по поводу повышения их конкурентоспособности на основе формирования и развития кластеров называют региональной кластерной политикой.

Цель региональной кластерной политики, заключающаяся в создании благоприятных условий для формирования и развития конкурентоспособных кластеров, включает следующие задачи: диагностика кластера, поддержание кластерных инициатив; стимулирование развития кластеров; мониторинг деятельности кластеров и оценку эффективности кластерной политики (рис. 3).

Эффективное содействие развитию кластеров возможно только при учете эволюционирующего характера (жизненного цикла) развития данной системы — зарождения, развития, зрелости и трансформации.

Эволюционирование кластера связано с вопросами детализации задач в части применяемых методов и форм их реализации. Так, задача диагностики кластеров реализуется через: идентификацию кластеров, оценку конкурентоспособности кластеров и направлений их развития,

определение приоритетности кластеров с позиций регионального развития и т.д. Задача поддержания кластерных инициатив включает содействие усилиям по формированию кластера и созданию группы лидеров, институциализации кластерных инициатив, разработку стратегии развития кластера и т.д. Стимулирование развития кластеров включает: координацию усилий участников кластера, создание и развитие инфраструктуры, содействие в подготовке кадров и обучении, налоговые и другие льготы для участников кластера и др. Задача мониторинга деятельности кластеров и оценки эффективности кластерной политики состоит в разработке системы показателей развития кластера и методики их сбора и анализа; оценке эффективности кластера в целом и отдельных его участников, оценке социально-экономической эффективности кластера с позиций регионального развития, а также оценке эффективности кластерной политики региона.

Рис. 3. Меры государственной поддержки на этапах жизненного цикла кластера (стадии): 1 — зарождение кластера; 2 — развитие;

3 — зрелость; 4 — трансформация

Кластерная политика Алтайского края начала формироваться в 2008 г., когда впервые по инициативе Губернатора Алтайского края был поставлен вопрос о создании биофармацевтического кластера в рамках одного из направлений развития наукограда Российской Федерации г. Бий-ска.

На этапе зарождения кластера для решения задачи идентификации кластера распоряжением Администрации края от 01.04.2008 г. № 111-р была создана рабочая группа по разработке и реализации

стратегии формирования и развития биофармацевтического кластера, в состав которой вошли как представители органов исполнительной власти, так и руководители ведущих предприятий фармацевтической отрасли края и крупнейших научно-исследовательских центров. Результатом работы данной группы стало определение основных участников кластера (производственные предприятия, НПО и НИИ, образовательные учреждения, краевая и городская администрация и т.д.), а также наличие и характер связей (формальных и неформальных) между ними.

С целью стимулирования развития кластера, а также координации действий его участников в 2008 году было создано Некоммерческое партнерство «Алтайский биофармацевтический кластер» (НП АБФК). Основными задачами НП АБФК стало совместное развитие предприятий в части комплексного продвижения и представления продукции на различных рынках сбыта, а также проведении конференций и обучающих семинаров в интересах участников кластера.

На данном этапе развития кластера также были определены его конкурентные преимущества — наличие уникального природного сырья в крае, взаимосвязанная система генерации новых знаний в сфере фармацевтики, наличие статуса наукограда г. Бийска, позволяющего инвестировать значительные средства в развитие инновационной инфраструктуры, наличие производственной базы, позволяющей выпускать продукцию по четырем направлениям: лекарственные средства, биологически активные добавки к пище и продукты питания с заданными полезными свойствами, профилактические средства и космецевтика, медицинская техника.

В завершении первого этапа развития кластера был сформирован его прообраз, разработана концепция. Анализ первого этапа жизненного цикла кластера позволил позиционировать Алтайский биофармацевтический кластер как процесс-но-инновационный, поскольку более 90% участников кластера заняты производством наукоемкого продукта и 86% компаний кластера непосредственно осуществляют проведение научных исследований и разработок.

В целях обеспечения этапа развития кластера был разработан и реализован комплекс государственных мер и механизмов поддержки, обеспечивающий повышение конкурентоспособности пред-

приятий кластера и, как следствие, инвестиционной привлекательности региона: позиционирование проекта Алтайский биофармацевтический кластер на федеральный и межрегиональный уровень посредством включения проектов кластера в федеральные и краевые целевые программы; содействие продвижению продукции АБФК на международных и отечественных рынках посредством участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях; развитие организационной инфраструктуры кластера; обеспечение финансовой поддержки за счёт реализации ведомственных целевых программ, субсидирования затрат предприятий кластера на тех-перевооружение, проведения конкурсов, выдачи грантов и пр.

В рамках первого обозначенного направления кластерной политики были достигнуты следующие результаты:

Алтайский край отнесен к наиболее значимым регионам в сфере производства фармацевтической продукции в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена приказом Министерства промышленности и торговли России от 23 октября 2009 г. № 965);

распоряжением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 411-р Губернатор края А.Б. Карлин включен в состав Совета по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве Российской Федерации;

концепция формирования Алтайского биофармацевтического кластера размещена на официальном сайте Министерства экономического развития в качестве примера успешной реализации кластерной инициативы;

заместитель Губернатора М.П. Щетинин вошел в состав межведомственной рабочей группы по реализации кластерной политики в Российской Федерации при Министерстве;

направление «Развитие Алтайского биофармацевтического кластера» включено в краевую программу «Комплексное развитие Алтайского Приобья».

В рамках второго направления кластерной политики за счет средств краевого и муниципального бюджета продукция Алтайского биофармацевтического кластера представлялась на крупнейших специализированных выставках в России, таких как «Аптека», «Больница» и «Медицина и косметология».

С целью развития организационной инфраструктуры кластера 17 сентября 2010 г. было зарегистрировано КАУ «Алтайский центр кластерного развития», мероприятие «Создание и обеспечение деятельности Алтайского центра кластерного развития» включено в краевую целевую программу государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 20112013 гг. На учреждение возложены задачи по координации взаимодействия между участниками кластеров, с одной стороны, и потребителями конечной продукции, региональными и иными контрагентами — с другой, а также с органами власти в части формирования и проведения кластерной политики как в регионе, так и на федеральном уровне. Кроме того, в задачи учреждения входит разработка и сопровождение совместных кластерных проектов и содействие в привлечении инвестиций на их реализацию, в том числе и в виде государственной поддержки.

В планах по развитию существующих кластеров на ближайший год ставится задача по созданию центров коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием с привлечением средств федерального и краевого бюджетов на паритетной основе. Для Алтайского биофармацевтического кластера — это создание биотехнологической лаборатории.

В рамках четвертого направления в 2010 г. инновационные предприятия кластера успешно воспользовались поддержкой в части субсидирования затрат на приобретение оборудования. На эти цели было выделено 9790 тыс. руб. бюджетных средств. Денежные ресурсы были распределены между такими компаниями, как: ООО «Производственно-коммерческая фирма «Две линии»; ООО «ТММ»; ООО «Специалист»; ЗАО «Бальзам»; ЗАО «Бахташ»; ООО «КИТ»; ООО «Ал-ма»; ООО «Пантопроект».

В 2009 г. НП АБФК за счет бюджетных средств провело конкурс «Новая идея — новый бизнес», победителями и призерами которого в номинации «Лучшая инновационная идея» стали ЗАО «Алтайвита-мины» и ООО «Фирма «Малавит», а в номинации «Лучший инновационный проект» — ЗАО «Эвалар», ООО «Алма», ООО «ТММ» и ЗАО «Бальзам».

Также в развитие этого направления постановлением Администрации Алтайского края от 19.11.2010 г. № 518 утверждена краевая целевая программа «Раз-

витие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае на 2011-2015 годы».

Этап развития позволил выявить так называемую «группу лидеров» среди участников кластера, в которую вошли: ЗАО «Алтайвитамины», находящееся в первой «двадцатке» среди ста ведущих и самых влиятельных российских производителей фармацевтической продукции, ЗАО «Эвалар», занимающее четверть российского рынка БАДов, ФНПЦ «Алтай», как крупнейший научно-технический центр, обладающий мощной производственной базой, ИПХЭТ СО РАН, являющийся структурным звеном Российской академии наук.

Опыт биофармацевтического кластера был траспонирован на отрасль аграрного машиностроения Алтайского края. Алтайский кластер аграрного машиностроения (АлтаКАМ), как процессный, был создан в марте 2010 г. в форме некоммерческого партнерства. На сегодняшний день участниками АлтаКАМ являются 15 промышленных предприятий, 2 малых инновационных предприятия, научные учреждения, общественные организации края.

Данный кластер находится на начальном этапе возникновения, и первая задача, которая была успешно решена, — это проведение научного исследования существующих и потенциально востребованных технологий машин и агрегатов в сельском хозяйстве, на основании которого был разработан перспективный план выпуска сельхозтехники.

Результатом данной работы явилось формирование программного документа — «Системы машин в земледелии Алтайского края», на основании которого скомплектованы технологические комплексы для возделывания сельскохозяйственных культур из машин и орудий, как уже находящихся в серийном производстве, так и разработанные и поставленные на производство новые машины, отсутствующие на сегодняшний день в серийном производстве.

В настоящее время в Алтайском крае активно ведётся работа по обеспечению устойчивого развития сельских территорий и роста благосостояния населения региона на основе повышения уровня использования аграрного потенциала края и увеличения объемов выпуска отечественных продуктов питания для удовлетворения потребностей населения страны, посредством реализации программы «Комплексное развитие Алтайского Приобья на

2011-2015 годы и на период до 2025 года» и проекта создания особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь».

В рамках данной программы рассматривается возможность создания на территории Алтайского края туристско-рек-реационного и топливно-энергетического кластеров.

Поэтапное и комплексное решение проблем развития туристического кластера будет в значительной степени обеспечивать мультипликативный эффект от реализации проекта комплексного развития Алтайского Приобья за счет формирования устойчивого спроса на агропродо-вольственную продукцию.

Топливно-энергетический кластер имеет в своем составе объекты электро- и теплоэнергетики, газоснабжения, угледобывающие предприятия. Целенаправленное и сбалансированное развитие топливно-энергетического кластера позволит обеспечить энергетическую безопасность и экономическую эффективность системообразующих кластеров: агропромышленного, туристско-рекреационного и биофармацевтического.

Таким образом, реализация системного подхода к региональной кластерной политике позволит обеспечить повышение конкурентоспособности экономики региона за счет роста объемов производства, до-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ли инновационной продукции и производительности труда участников кластеров, увеличение объемов прямых инвестиций в экономику региона, интенсивное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение уровня локализации производства конкурентоспособной продукции на территории Алтайского края.

Библиографический список

1. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер. — М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.

2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации / Министерство экономического развития России (письмо от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19).

3. Шадрин А. Приоритеты реализации кластерной политики в Российской Федерации / А. Шадрин / / Новая экономика. Инновационный портрет России — 2008. — № 1(1) — С. 11-16.

4. Татаркин А.И. Кластерная политика региона / А.И. Татаркин, Ю.Г. Лаврикова // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2008. - № 8. - С. 11-19.

+ + +

УДК (338.49+316.453)+338.436.33 В.М. Помогаев

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ЕЕ МЕСТО В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ АПК

Ключевые слова: воспроизводственный процесс, глобализация, инновации, инфраструктура, инновационная подсистема, инновационная инфраструктура, институциональная среда, трансформация, экономическая система.

В условиях формирования новой парадигмы экономического развития России, основанной на снижении зависимости от реализации природного сырья и перехода на инновационный тип развития, сопровождающийся глубокой модернизацией во всех сферах экономики и общества, акту-

альной становится проблема поиска новых форм развития региональных и отраслевых экономических систем. Эта проблема находит свое отражение в работах ученых и практиков, где предлагаются разнообразные по форме и содержанию мероприятия, как правило, инновационного характера. В работе делается попытка теоретически обосновать влияние инноваций на все стадии воспроизводственного процесса и с точки зрения инфраструктурного подхода выделить инновационные подсистемы. Автором выполнена группировка элементов инновационной инфраструкту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.