Научная статья на тему 'Услуги высшего профессионального образования в контексте влияния на локальные рынки'

Услуги высшего профессионального образования в контексте влияния на локальные рынки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ УСЛУГ / ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК / ИНТЕГРАЦИЯ / КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савченко Юлия Юрьевна, Земляк Светлана Васильевна

Проведен анализ интеграционных процессов высшего профессионального образования и бизнеса в контексте влияния на развитие локальных рынков.Анализируются объективная необходимость исследования развития локальных рынков с целью совершенствования функционирования систем высшего образования в регионах и их внутренних элементов. Представлены показатели развития региона, оказывающие наиболее значимое влияние на процессы интеграции системы высшего образования с бизнесом в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савченко Юлия Юрьевна, Земляк Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Услуги высшего профессионального образования в контексте влияния на локальные рынки»

Услуги высшего профессионального образования в контексте влияния на локальные

рынки

SERVICES OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE

IMPACT ON LOCAL MARKETS

Савченко Юлия Юрьевна,

к.э.н., доцент кафедры менеджмента Алтайский государственный университет

Рубцовский институт (филиал) e-mail: savtenko@rb.asu.ru

Земляк Светлана Васильевна,

д.э.н., профессор кафедры маркетинга ФБГОУ ВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации» Смоленский филиал

e-mail: svaz007@mail.ru

Аннотация: Проведен анализ интеграционных процессов высшего профессионального образования и бизнеса в контексте влияния на развитие локальных рынков.Анализируются объективная необходимость исследования развития локальных рынков с целью совершенствования функционирования систем высшего образования в регионах и их внутренних элементов.

Представлены показатели развития региона, оказывающие наиболее значимое влияние на процессы интеграции системы высшего образования с бизнесом в Алтайском крае.

Annotation: The analysis of the processes of integration of higher professional education and business in the context of influence on the development of local markets. Analyzes the objective necessity of research of localized markets in order to improve the functioning of higher education systems in the regions and their internal elements.

Are indicators of the development of the region which have the most significant influence on the processes of integration of the system of higher education with business in the Altai Krai.

Ключевые слова: маркетинг услуг, локальный рынок, интеграция, кластер, инновации, вуз

Keywords:marketingservices, localmarket, integration, cluster, innovation, universities

В контексте проблем усиления интеграционных процессов высшего профессионального образования и бизнеса отчетливо проявляются проблемы развития локальных рынков. В декабре 2009 года президент России Медведев Д.В. объявил о необходимости создания отечественного инновационного технологического центра по примеру Силиконовой долины (США) и подобных аналогов других стран. Таким центром инновационного развития (инноград) стало подмосковное Сколково [1]. Проект получил финансовую поддержку со стороны государства, определенные налоговые льготы получили резиденты иннограда.

Прерогативой развития региональных центров высшей школы должна стать концепция интеграции высшего образования с другими, как интеллектуальными, так и техническими сферами. Сближение профессионального образования с другими областями человеческой деятельности ведет к необходимости формирования территориальных учебнонаучно-производственных комплексов или производственных кластеров, в которых вуз выступает в качестве интегрирующего звена. Такие комплексы располагают значительным интеллектуальным потенциаломи оказывают сильное воздействие на развитие экономики в регионе.

Одна из задач исследования локальных рынков услуг высшего образования - выделение региональных конкурентных преимуществ, факторов, влияющих на активизацию деятельности вузов в роли центров регионального

инновационного развития и определяющих положение участников бизнес-сообщества, что, в конечном счете, должно определить стратегию инновационного маркетинга вуза в рамках интегрированных структур.

Объективным фактором,влияющим на продуктовый портфель вуза в отношении рынка предприятий, являются потребностисубъектов бизнеса, достигнутый ими уровень технологического развития,уровень их инновационной активности, процессы и закономерности развития экономики региона.Исследования должны являться базой для подготовки специалистов, которые будут востребованы на рынке труда. Таким образом, университеты исследовательского типа не просто создают и распространяют научные знания, а формируют кадровые, технологические и корпоративные позиции в производстве [2].

Выделим показатели уровня социально-экономического развития региона, оказывающие наиболее значимое влияние на процессы интеграции системы высшего образования с бизнесом в Алтайском крае.

В 2011 году в Алтайском крае произошло стабильное восстановление промышленного сектора края, который показал рост на 20,9% относительно 2010 г., опередив темпы роста по стране в целом на 8,2%.

К настоящему времени в Алтайском крае сложилась следующая структура основных видов экономической деятельности в промышленности (рис. 1)1.

По данным Алтайского краевого инновационного банка данных, на территории Алтайского края осуществляют деятельность: некоммерческое партнерство «Алтайский биофармацевтический кластер» (НП «АБФК»); некоммерческое партнерство «Алтайский кластер аграрного машиностроения» (НП «АлтаКАМ»); некоммерческое партнерство «Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий» (НП «АЛТЭК»).

Алтайский биофармацевтический кластер (АБФК) создан в 2008 г. в форме некоммерческого партнерства. АБФК наиболее успешно развивающийся

1по данным Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края

кластер Алтайского края, полностью соответствующий определению инновационного, т.к. 90% участников кластера заняты производством наукоемкого продукта и 86% организаций кластера непосредственно осуществляют проведение научных исследований и разработок.

Производство

Электроэнергия;

16%

Производство машин и оборудования;

11%

Рисунок 1. Отраслевая структура производства промышленной продукции в Алтайском крае в 2012 г.

Структура АБФК с точки зрения характера деятельности входящих в него предприятий соответствует европейским полюсам конкурентоспособности: научные организации, образовательные и производственные при активном участии и поддержке городских и региональных властей (рис. 2).ФНПЦ - НПК «Алтай» является научным центром г. Бийска - наукограда РФ. В основу деятельности ФНПЦ «Алтай» заложен принцип полной завершенности работ. В случае НПК «Алтай» интеграция - это, в первую очередь, объединение возможностей организаций фундаментальной и прикладной науки, образовательных учреждений, предприятий малого и среднего бизнеса, кредитных и консалтинговых организаций для эффективного хозяйствования.

В структуру АБФК входит Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова».

Обработка древесины; 9%

Текстильное и швейное производство; 11%

Добыча полезных ископаемых; 1%

Производство резиновых и пластмассовых изделий; 3%

Металлургическое производство; 12%

. Химическое производство; 10%

пищевых продуктов; 18%

Производство кокса и нефтепродуктов; 9%

Кластерообразующие организации выпускают около 600 видов лекарственных средств, биологически активных добавок, субстанций лекарственных средств и обладают более чем 100 патентами.

Городские и региональные власти

I

Научные организации

Разработка технологий производства препаратов и инжиниринг

Поставщики сырья

Производство

экстрактов

I

Производители конечной продукции

Производители

лечебной

косметики

Производители биологически активных добавок

(БАД)

Производители лекарственных средств и субстанций

Производители

медицинской

техники

Инфраструктурные

организации

Официально не входят в кластер

Рис. 2. Структура АБФК

В 2010 году в Алтайском крае произведено фармацевтической продукции на общую сумму 2268157,56 тыс. рублей, что на 366181,69 тыс. рублей больше соответствующего периода прошлого года и составило 119 % к уровню прошлого года (табл. 1).

Таблица 1

Производство отдельных групп лекарственных средствв Алтайском крае

за январь-ноябрь 2011 года

Январь-ноябрь 2011 г., тыс. упаковок Январь-ноябрь 2010 г, тыс. упаковок Темп роста (снижения), в %

Средства лекарственные, содержащие пенициллин или прочие антибиотики

всего 12310,0 147536,0 84,7

ЗАО «Алтайвитамины» 1258,0 2175,0 57,8

Средства лекарственные, содержащие гормоны, но не содержащие антибиотиков

всего 2604,0 2067,0 126,0

ЗАО «Алтайвитамины» 2604,0 2067,0 126,0

Средства лекарственные, содержащие алкалоиды или их производные, но не содержащие гормонов или антибиотиков; прочие лекарственные средства, тыс. упак

всего 38391,8 52539,1 73,1

ОАО «Алтайхимпром» 144,3 198,2 72,8

ЗАО «Алтайвитамины» 37527,0 51416,0 73,0

ЗАО «Эвалар» 720,5 925,0 77,9

Средства лекарственные, содержащие алкалоиды или их производные, но не содержащие гормонов или антибиотиков; прочие лекарственные средства, тыс. ампул

всего 495,8 0 -

Препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний

всего 6076 8403 72,3

ЗАО «Алтайвитамины» 3305,0 4872,0 67,8

Препараты для лечения психоневрологических заболеваний, тыс. упаковок

всего 64,0 111,0 57,7

ЗАО «Алтайвитамины» 64,0 111,0 57,7

Болеутоляющие, жаропонижающие и противовоспалительные средства, тыс. упак

всего 4213,0 5022,0 83,9

ЗАО «Алтайвитамины» 1855,0 3037,0 61,1

Противоастматические и антигистаминные препараты, тыс. упак

всего 4526,0 6690,0 67,7

ЗАО «Алтайвитамины» 4526,0 4035,0 112,2

Препараты для наркоза и местной анестезии

всего 145,0 198,0 73,2

ОАО «Алтайхимпром» 145,0 198,0 73,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Препараты, применяемые в акушерско-гинекологической практике, тыс. упак.

всего 3,0 4,0 75,0

ЗАО «Алтайвитамины» 3,0 4,0 75,0

Витаминные препараты

всего 13449,0 19297,0 69,7

ЗАО «Алтайвитамины» 13449,0 19297,0 69,7

Три проекта предприятий кластера вошли в профильную федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 -2012 годы».Первый проект развивается в рамках Постановления Правительства № 218 от 09.04.2010г. и 3 проекта находятся на рассмотрении в Комиссии по модернизации экономики России.

Таблица 2

Инновационные проекты, реализуемые участниками кластера

Проект Цель проекта

ОАО «Федеральный научно - производственном центр «.Алтай»

1. Создание высокотехнологичного производства импортозамещающего соединения в кооперации с Томским государственным университетом - создание на территории России первого высокотехнологичного производства стратегически важного импортозамещающего соединения

2. Запуск полного инновационного цикла технологии и создание опытного производства окисленных декстранов совместно с научным центром клинической и экспериментальной медицины Сибирского Отделения Российской академии медицинских наук в рамках Федеральной программы: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007-2012 годы» - запуск за счет средств федерального бюджета и собственных средств полного инновационного цикла технологии и создание опытного производства окисленных декстранов (98 млн. руб./90,5 млн. руб.)

3. Разработка и создание высокоэффективных санитарно- совместно с Институтом физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук в рамках этой же ФЦП - разработка и создание

гигиенических средств нового поколения на основе кристаллических сорбентов высокоэффективных санитарно-гигиенических средств нового поколения на основе кристаллических сорбентов с эффективностью сорбции вирусов и бактерий не ниже 99,999%, обеспечивающих экспортный потенциал и замещение экспорта (федеральный бюджет - 150, собственные средства-150)/

4. Проект «Имидазол» совместно с Томским государственным университетом реализуется проект «Имидазол», целью которого является разработка технологии синтеза 2-метилимидазола - сырья для производства фармацевтических субстанций с противоинфекционной активностью. (федеральный бюджет - 146 млн. руб. внебюджетные средства - 135 млн. руб.)

Бийский технологический институт (филиал АлтГТУ им. И.И. Ползунова)

1. Разработка и исследование высокоэнергетических материалов и отработка технологий их производства Проект долгосрочный, реализуется совместно с ИПХЭТ СО РАН, ОАО «ФНПЦ «Алтай», ФКП «БОЗ». Конечная цель - повышение эффективности создаваемых материалов и разработка технологий их промышленного применения. Объем финансирования в 2011г. -1,5 млн. руб., планируемый объем финансирования в 2012г. - 2,5 млн. руб.

2. Разработка научных основ построения высокоэффективного УЗ технологического оборудования. Проект направлен на создание УЗ аппаратов различного назначения и внедрения их на промышленных предприятиях страны. Объем финансирования в 2011 г. - 1,5 млн.руб., планируемый объем финансирования в 2012 - 2 млн.руб.

3. Разработка технологий производства пищевых продуктов и вин из растительного сырья Алтайского края Проект направлен на создание новых технологий и организацию производства. Реализуется совместно с ЗАО «Алтайвитамины». Объем финансирования в 2011г. - 400 тыс. руб., планируемый объем финансирования в 2012 г. - 1 млн.руб.

4. Исследование методов внесения сверхмалых доз наноматериалов Конечная цель проекта - создание производства новых удобрений и биопрепаратов из цист Артемии-рачка соленых озер края. Объем финансирования в 2011г. - 1 млн. руб., планируемый объем финансирования в 2012 г. - 2 млн. руб.

5. Разработка датчиков контроля для быстродействующих средств подавления очагов возгорания Цель оснащение высокоопасных производств и шахт специализированным оборудованием. Объем финансирования в 2011г. - 2 млн.руб., планируемый объем финансирования в 2012 г. - 2 млн.руб.

6. Проект «Стекла лобовые и боковые с электрообогревом для подвижного состава железной дороги» ООО «Инженерные защитные системы» запланирована реализация инновационного проекта «Стекла лобовые и боковые с электрообогревом для подвижного состава железной дороги». Проект предполагает разработку технологии и выпуск специального остекления для электропоездов, электровозов, спецвагонов и тепловозов. Запланированные вложения 4700 тыс. руб.

В рамках кластера используются следующие инструменты продвижения: участие в выставках и ярмарках, круглых столах,проведение презентационноинформационных кампаний, интернет-сайт, брендинг.

Формирование кластера сельскохозяйственного машиностроения в г. Рубцовскеначалось с Постановления Администрации Алтайского края № 557 от 19.12.2008 «Об утверждении ведомственной программы «Развитие машиностроительного производства в Алтайском крае на 2009-2012 год». На сегодняшний день в него вошли 15 промышленных предприятий, 2 малых инновационных предприятия, органы исполнительной власти края, научные учреждения, общественные организации. Одним из первых совместных проектов реализованный в рамках Алтайского кластера аграрного

машиностроения стал выпуск ЗАО «Тонар плюс» сеялки-культиватора стерневой скоростной (СКСС-2.5) по разработанной ООО «Агроновь» технической документации, который был осуществлен при поддержке Администрации края.

Совместные кластерные проекты:создание Центра коллективного использования оборудования (лабораторного);создание научно-проектного центра;создание единого консультационного центра по внедрению систем менеджмента качества, финансовому консультированию и бизнес-планированию;создание образовательного центра для осуществления мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда, совместной (предприятия и образовательные организации) реализации образовательных программ, привлечения предприятий кластера к оценке качества выпускников, организации стажировок и производственной практики на предприятиях кластера, вхождение представителей предприятий в наблюдательные и попечительские советы учебных заведений.Создается единый маркетинговый центр с целью развития имиджевого направления «Сделано в кластере».

В отношении данного кластера стоит отметить низкую степень интеграции с вузами и НИИ в отличие от АБФК.

Проведенный анализ интеграционных процессов на рынке Алтайского края показал, что при оценке направлений интеграции «образование—бизнес» можно выделить две устойчивые модели:

а)развитие материально-технической базы научного секторавузов сопровождается обновлением инструментария научных исследований;

б)расширение сферы применения готовых разработок вузаи других организаций сочетается с совершенствованием управлениянаучными исследованиями, развитием материально-техническойбазы вузов и развитием информационных технологий. Данная модель связана с совместной реализацией инновационных проектов, с укреплением кадрового потенциала вуза, с повышением квалификации персонала организаций на базе вуза, с усилением роли фундаментальных исследований;в этом случае проекты

оказываются взаимовыгодными, однакоих доля в общей массе проектов «образование—бизнес» не превышает18 %. Все остальные направления совместной деятельности вузов и субъектов бизнеса не образуют устойчивых комбинаций.

Следует отметить, что взаимодействие науки и бизнеса в области научной деятельности асимметрично, так как бизнес, по мнению ученых, стремится не к интеграции, а к созданию собственных инновационных структур, используя, но не развивая вузы. Характерен акцент на быструю отдачу от вложений в исследования и разработки при игнорировании стратегической перспективы.

Трехстороннее взаимодействие «наука—образование—бизнес» в сфере научных исследований и разработок в рамках проблемного поля инновационного маркетинга более перспективно, нежели двухстороннее. При трехсторонних проектах, по мнению ученых, представители бизнеса не только используют готовую научную продукцию и технологии, но и проводят совместный мониторинг перспективных научных разработок, которые имеют отложенный результат. Однако проблема в том, что трехстороннее взаимодействие слабо развито.

Проведенный анализ, что российским вузам не удается в полном объеме реализовать идею интеграции в бизнес-сообщество. В связи с этим актуализируется потребность в изучении барьеров, возникающих на данном пути.

Специфика протекания интеграционного процесса вузов и бизнес-сообщества имеет следующие черты:

• неблагоприятные социально-политические и административноправовые условия;

• персонифицированный характер интеграции, чтоявляется препятствием развития трехстороннего взаимодействия;

• концептуальные расхождения участников процесса интеграции вотношении системы управления интегрированной структурой и механизмов взаимодействия.

Постепенное преодоление управленческих и инфраструктурных ограничений позволит ускорить темпы интеграционного процесса, в том числе с помощью инструментов инновационного маркетинга.

Библиографический список

1. Александрова Ю. Важно взаимодействие научных организаций...// Наука в Сибири. -2010. - № 41. - URL:http://www-sbras.nsc.ru

2.Притвиц Н.Сколково: мнения раскололись // Наука в Сибири. -2010. -№ 41. - URL:http://www-sbras.nsc.ru

Bibliography

1. AleksandrovaYu. Important interaction of scientific organizations ...//ScienceinSiberia. - 2010. -No. 41. - URL: http://www-sbras.nsc.ru

2. Pritvits H. Skolkovo: opinions split//Science in Siberia. - 2010. -No. 41. - URL: http://www-sbras.nsc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.