1.4. Сертификат соответствия Уровню «Признанное Совершенство» EFQM с высшей оценкой деятельности университета - 5 звезд (повторно). Срок действия сертификата соответствия - октябрь 2013 г.
2. Участие в конкурсах:
2.1. Конкурс Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». В ноябре 2011 г. ГУУ присуждено призовое место, вручены приз и диплом «За достижение значительных результатов в области качества подготовки в области подготовки выпускников»
2.2. VII Международный Турнир Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
В октябре 2011 г. ГУУ определен победителем и повторно получил сертификат EFQM «Признанное Совершенство» (5 звезд) и ценный приз за победу. Номер сертификата К4Е20111017-132352.
Срок действия сертификата - октябрь 2013 г.
Награды вручены в марте 2012 г. на торжественном заседании Торгово-промышленной палаты руководством ТПП РФ и Национального партнера Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) - ВОК (Всероссийской организации качества).
Литература
1. Звонников В.И., Сафонов А.А., Нефедов В.А. О подходах к созданию современных систем и технологий управления и руководства организациями Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, № 12, 2012.
2. Карабасов Ю.С., Кочетов А.И., Круглов В.И., Звонников В.И., Сафонов А.А., Нефедов В.А. и др. Повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования в условиях глобализации: проблемы интеграции процессов оценки деятельности по различным моделям совершенства // Открытое образование. 2012. № 2.
3. Звонников В.И., Сафонов А.А., Нефедов В.А. Опыт построения системы гарантий качества подготовки выпускников в области менеджмента в ГУУ. Гарантии качества профессионального образования (сборник нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов). - М.: Центр экспертизы образовательных программ РАНХ и ГС, 2012.
4. Звонников В.И., Сафонов А.А., Нефедов В.А. Модель делового совершенства европейского фонда управления качеством (EFQM) 2010 года: новые подходы к совершенствованию и улучшению. Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, №20, 2012.
О.В. Кожевина С.П. Балашова И. В. Федулова
УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация. Сформулированы основополагающие тезисы по повышению эффективности и результативности кластерного развития, которые состоят в следующем - основной целью кластерной политики проводимой в Алтайском крае, должно стать создание благоприятных условий для добровольного взаимодействия предприятий, создания сетей сотрудничества, реализации кластерных проектов и поддержки соответствующих инициатив.
© О.В. Кожевина, С.П. Балашова, И.В. Федулова, 2013
Ключевые слова: управление, регион, развитие, кластер, эффективность, инновации, конкурентоспособность.
В настоящее время кластеры стали ведущим направлением экономической политики, ориентированной на эффективное развитие, во всем мире. В России к кластерам как действенному механизму развития регионов и страны в целом также проявляется значительный интерес, причем как со стороны научного сообщества, так и со стороны власти.
Основой успешного функционирования российских регионов в настоящее время становятся новые формы организации воспроизводственных процессов, заключающиеся в интеграции различных технологических циклов на основе использования инновационного фактора. Своевременное внедрение инноваций приводит региональную экономическую систему к технологическому скачку. Внутрирегиональные объединения производителей обеспечивают лидерство на рынке комплексам, а не отдельным предприятиям, что отвечает современным требованиям развития рыночной экономики (сокращение трансакционных издержек, рациональное использование природных и человеческих ресурсов).
С другой стороны, совокупный эффект, получаемый в результате объединения технологических достижений компаний, находящихся на одной или смежных территориях, способствует повышению конкурентоспособности регионов, что отвечает стратегическим направлениям их социально-экономического развития, а именно повышению уровня и качества жизни населения.
Создание сети кластеров, реализующих конкурентный потенциал регионов России, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в России предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития.
Основной целью реализации региональной кластерной политики чаще всего является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности компаний, образующих кластеры. Однако насколько реальны эти кластеры, соответствуют ли они классической теории кластеров М. Портера? Насколько эффективны реализуемые кластерные проекты? Какие механизмы кластерной политики имеются в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ и насколько они эффективны?
Целью данного исследования является анализ опыта кластерного развития Алтайского края и оценка эффективности механизмов кластерного развития, применяемых в регионе. Нами предпринята попытка сформулировать основополагающие тезисы по управлению эффективностью кластерного развития как основополагающего стратегического направления.
Существующие теории развития региональной экономики, на наш взгляд, можно условно разделить на две группы. Первая основана на централизованном планировании размещения производственных мощностей и развития отраслей региональной экономики (теория полюсов роста Ф. Перру, в основе которой находится концентрация усилий в сфере развития ведущих отраслей экономики, создающих новые товары и услуги). [1] Идеи данной теории в современных реалиях реализуются посредством свободных экономических зон, технопарков, технополисов. К этой же группе можно отнести теорию о формировании и функционировании территориально-производственных комплексов, разработанную представителями советской экономической школы.
Особенностью теорий второй группы является использование оптимума Парето и экономического равновесия как во внутри- так и в межрегиональном сотрудничестве субъектов рынка. Каждый регион должен находить оптимальное решение обеспечивающее интересы своего населения, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на его территории. [3] Важнейшим направлением данных исследований является изучение региона как субъекта предпринимательской деятельности, целью которого является максимизация общественной выгоды населения
региона. Эффективность действия руководителей региона в условиях рынка объясняется их предприимчивостью, которую определяют: личностные качества руководителя региона, наличие и состояние рыночной инфраструктуры, предпринимательская культура населения региона.
Однако данная классификация теорий регионального развития не учитывает единство целей развития институциональных составляющих социально-экономической системы. Поэтому дополнительно необходимо выделить третью, институциональную группу теорий региональной экономики. Как показывает мировая практика, наиболее эффективной формой организации производства, гарантирующей экономический рост, а также устойчивое региональное развитие является кластерная система. Создание кластеров исключительно важно для перевода отечественной экономики на инновационный путь развития. Они являются движущей силой социального развития и источниками долгосрочного экономического роста.
Однако данная классификация теорий регионального развития не учитывает единство целей развития институциональных составляющих социально-экономической системы. Поэтому дополнительно необходимо выделить третью, институциональную группу теорий региональной экономики. Как показывает мировая практика, наиболее эффективной формой организации производства, гарантирующей экономический рост, а также устойчивое региональное развитие является кластерная система. Создание кластеров исключительно важно для перевода отечественной экономики на инновационный путь развития. Они являются движущей силой социального развития и источниками долгосрочного экономического роста.
Как свидетельствует зарубежный опыт, кластерное развитие в регионах характеризуется следующими отличительными признаками:
1) ярко выраженная активная роль науки и всего инновационного потенциала в интенсификации воспроизводственных процессов;
2) высокая фундаментальность прикладных технологических нововведений, получающих экономическое применение в крупном масштабе;
3) понимание в обществе важности постоянно расширяемой и совершенствуемой базы для осуществления расширенного воспроизводства на основе реализации высокоэффективных проектов;
4) способность научного потенциала (как на макроуровне, так и на уровне отдельных компаний и их взаимодействий) работать не просто на среднем, а на высочайшем (для конкретного момента истории) уровне технологических требований;
5) повышенная гибкость организационно-экономических форм, объединяющих усилия исследователей инновационного капитала в целевые группы, способные приносить в итоге достаточный коммерческий и социально-экономический эффект;
6) возрастающая роль инновационных стремлений в системе интересов субъектов экономики; наличие ресурсной среды, обладающей высокой инновационной готовностью и предполагающей значительную склонность к проектам с необходимой долей риска;
7) значительное участие государственного управления в регулировании научно-технической сферы при одновременно определяющей роли инновационной активности компаний.
Известно множество определений кластера, приведем некоторые из них.
Так, согласно М. Портеру, кластеры - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга.
Отраслевой кластер - это неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний на основе кооперационных и конкурентных связей, и отличающихся
способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ за счет синергетического эффекта, который достигается только за счет отрасли, т.к. именно она в этом случае выступает в качестве объединяющего фактора.
Региональный кластер - это экономическая агломерация фирм, работающих с синергетических эффектом в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства, образуя при этом между собой кооперационные и конкурентные связи. В данном случае синергетический эффект от взаимодействия организаций, входящих в такой кластер, достигается уже за счет возникающей региональной связи: все предприятия региона взаимодействуют на основе конкурентно-партнерских отношений ради достижения общей цели - развитие региона в целом как кластера. При этом все субъекты хозяйствования находятся в равных условиях для осуществления своей деятельности: одна территория, одно законодательство.
В крае создан Алтайский центр кластерного развития (АЦКР), миссия которого заключается в создании новых источников экономического роста за счет развития в региональных кластерах малых и средних производств. Центр также оказывает содействие участникам в формировании и сопровождении совместных инвестиционных проектов, в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставляет консультационные и иные услуги в интересах участников региональных кластеров. Что полностью соответствует основным направлениям кластерной политики, обозначенным в Методических рекомендациях Минэкономразвития РФ по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации.
В настоящее время в Алтайском крае осуществляют разработку и выпуск высокотехнологичной продукции три кластера: биофармацевтический (АБФК), созданный в 2008 году, кластер аграрного машиностроения (Алта-КАМ), образованный в 2010 году, и самый молодой кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий (АЛТЭК), сформированный в 2011 году.
Под «кластерный зонтик» объединились 66 промышленных предприятий, численность занятых составляет свыше 11 тыс. человек. Только в 2011 году создано 527 рабочих мест, освоено более 200 видов наукоемкой продукции.
Пионер кластерного движения края - биофармацевтический кластер - усиливает межрегиональную интеграцию. Представители АБФК совместно с организациями соседних регионов осуществили старт инновационных проектов, связанных с новыми технологиями производства фармацевтических субстанций и высокоэффективных санитарно-гигиенических средств нового поколения. Консолидированный бюджет проектов за 2010-2013 годы составит 1,3 млрд. руб. Данное сотрудничество позволило привлечь в кластер академические учреждения СО РАМН и СО РАН (Новосибирск), предприятия Кемеровской и Томской областей и увеличить число участников партнерства на начало 2012 года до 35 организаций.
Кроме того, применение механизмов государственно-частного партнерства способствовало старту в 2011 году двух масштабных проектов, вошедших в краевую программу «Комплексное развитие Алтайского Приобья» - строительство комплекса по глубокой переработке пшеницы (ООО «НИК «Карбоник») и расширение производства функциональных продуктов питания и натуральной косметики (НПФ «Алтайский букет»). Промыли ленные объекты общей стоимостью 6,7 млрд. руб. разместятся на площадке индустриального парка, на территории моногорода Новоалтайска.
В общей сложности на реализацию проектов по поддержке инновационных территориальных кластеров Алтайским центром кластерного развития в 2011 году привлечено 35 млн. руб., из них более 4,3 млн. руб. из внебюджетных источников. Данные средства позволили приобрести 11 единиц современного высокотехнологичного оборудования для энергомашиностроительного и биофармацевтического кластеров, а также провести комплекс обеспечивающих мероприятий в интересах участников кластера.
Однако, механическая реализация проектов в рекомендованных направлениях зачастую не обеспечивает эффективное функционирование кластеров, т.к. кластер - это прежде всего, взаимодействующие на постоянной основе, по собственной инициативе и для получения собственных выгод компании.
В настоящее время, кластеры, созданные на территории Алтайского края, на наш взгляд, организованы и функционируют по решению регионального органа власти с назначением ответственного лица в АЦКР за координацию деятельности по формированию кластера, с разработкой программы мероприятий по формированию кластера, организационного плана, календарного графика их выполнения и ежемесячным мониторингом и докладом руководству региона.
Однако, учитывая тот факт, что компании, образующие один кластер не обязательно находятся на территории одного региона, то есть достаточно близко друг от друга, а также то, что инновационная составляющая кластера, на наш взгляд, должна быть результатом только добровольного обмена знаниями и технологиями внутри кластера, можно сделать вывод, что такая формализация не повысит эффективность реализации кластерной политики.
На наш взгляд, основной целью управления кластерным развитием в Алтайском крае, должно стать создание благоприятных условий для добровольного взаимодействия предприятий, создания сетей сотрудничества, реализации кластерных проектов и поддержки соответствующих инициатив.
Мы считаем, что на уровне Алтайского края наиболее эффективным будет процесс создания кластеров «снизу». Другими словами, инициаторами должны выступать сами предприятия - будущие участники кластера, при этом поддержка должна оказываться всем без исключения кластерам. В общем случае инициатором кластерной инициативы может быть любой участник кластера (или группа участников), за исключением органов государственной власти или органов местного самоуправления. Проекты, инициированные органами власти с целью стимулирования внутриотраслевого взаимодействия (кластерные проекты) должны реализовываться при участии представителей кластера.
Эффективность кластерного развития определяется на основе соотношения эффекта и вызвавших его затрат (рис.). Эффективность - это относительная величина, которая измеряется в долях единицы или в процентах и характеризует результат произведенных затрат. Критерием эффективности выступает максимизация эффекта (в т. ч. прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат на достижение заданного эффекта.
Исследуя эффективность кластерного развития целесообразно рассматривать дополнительно экологический эффект: обеспечение благоприятной окружающей среды, сохранение природно-ресурсного потенциала, сбалансированное природопользование. Для агропромышленных регионов отрыв экономики от реальной, объективно существующей экологической основы не позволяет обеспечивать расширенное воспроизводство и реализовывать стратегии инновационного перспективного развития.
Анализ эффективности создания и функционирования кластера может осуществляться на основании двух взаимосвязанных подходов:
1. «Сверху - Вниз», когда определяется привлекательность и предпосылки для развития кластера в той или иной отрасли;
2. «Снизу - Вверх», когда осуществляется идентификация кластера на определенной территории.
При этом для анализа эффективности функционирования кластеров используются, как правило, качественные инструменты - такие, как метод Дельфи, фокус-группы, локальные опросы, анализ разрывов, стратегический межотраслевой анализ и так далее, а для оценки результатов их развития - количественные (коэффициенты локализации,
методы экономического моделирования, анализ сети, таблицы межотраслевого баланса и т.д.).
Эффективность кластерного развития
Эффект развития
Технический эффект Ресурсный эффект Экономический эффект Социальный эффект
Появление новой Высвобождение Укрепление
техники и технологии, ресурсов предприятия Повышение материального и
изобретений, (материальных, производительности культурного уровня
рационализаторских трудовых, труда и снижение жизни населения,
предложений, ноу-хау, финансовых, трудоемкости, более полное
производственное природных), в том материалоемкости и удовлетворение
проектирование. числе, себестоимости человеческих
незадействованных в продукции, рост потребностей,
деятельности ранее, прибыли, координирование
наиболее рентабельности и процессов миграции,
рациональное их ликвидности. улучшение условий и
использование, рост безопасности труда.
капитализации
Рис. Эффективность кластерного развития
На практике процесс анализа эффективности функционирования кластера объединяет два подхода и состоит из 3-х ключевых этапов:
1. Стратегический анализ отрасли и кластера;
2. Анализ международного опыта;
3. Выделение и анализ кластера на территории региона.
Вопрос эффективного развития всего кластера за счет включения в его структуру инновационных инфраструктурных элементов в настоящее время стоит весьма остро не только в нашей стране, но во всем мире. Это объясняется тем, что методологии проведения подобных мероприятия на сегодняшний день только начинает приобретать определенные черты.
Анализ работ, посвященных данному вопросу, позволяет утверждать, что оценка эффективности кластеров представляет собой не одномоментный акт, а процесс решения комплексной проблемы, в основе которого лежит идентификация, являющаяся по своей сути первоначальной оценкой кластера. Поэтому нами, на основе анализа существующего практического опыта по кластеризации Алтайского края, была разработана методика проведения алгоритма по анализу эффективности кластерного развития региона, суть которой заключается в выполнения ряда последовательных мероприятий:
1 этап. Подготовительные работы, предполагающие: анализ региона, составление заказчиком (Администрацией) технического задания (ТЗ) на разработку программы по развитию кластера, ознакомление с действующим законодательством в области поддержки кластерных инициатив в регионе.
2 этап. Анализ кластера, включающий: доказательство того, что выделенный кластер действительно отвечает всем требованиям, проведение кластеризации (выделение в кластере подкластеров), составление анкет и проведение по ним анкетирования субъектов хозяйствования, входящих в выделенные подкластеры.
3 этап. Обработка результатов анализа кластера: определение целей, задач и функций администрации кластера в целом, и подкластера в частности, установление взаимосвязи кластера с выделенными подкластерами.
Успешно развивающийся кластер становится привлекательным для инвестирования за счет устойчивого развития и высоких темпов роста. Эффект проявляется на уровне региональной экономики, а следовательно повышает привлекательность региона для потенциальных инвесторов. Формирование и развитие кластеров в различных регионах, в свою очередь, способствует повышению инвестиционной привлекательности страны в целом. Этот эффект имеет мультипликативный характер, решающее значение имеют не темпы роста экономики в целом, а примеры успеха по отдельным направлениям.
Определить степень влияния кластеров на функционирование экономики региона представляется возможным с помощью определения принципиальных отличий в показателях экономической деятельности компаний, находящихся в кластере и вне его. К таким показателям относятся:
1. Объем прибыли. Данный показатель выше в кластере из-за снижения издержек производства внутри кластера, а также за счет увеличения объема продаж. Объем продаж увеличивается за счет того, что продукция кластера на рынке, как правило, является более конкурентоспособной.
2. Производительность труда. В кластере выше. Повышение производительности труда достигается за счет того, что в кластере более развиты инфраструктура и связи между поставщиками и производителями, что позволяет сократить производственный цикл. Также в кластере большое внимание компании уделяют инновациям, что позволяет сделать процесс производства более совершенным и эффективным.
3. Расходы на рекламу. В кластере ниже. Компании кластера имеют более тесные и долгосрочные связи со своими партнерами, чем объясняются их меньшие расходы, тогда как другие фирмы вынуждены рекламировать свой товар, чтоб найти покупателя и партнеров.
4. Объем запасов на складе. Вне кластера выше. Компании кластера имеют отлаженную систему доставки и более гибкую систему взаиморасчетов. Компании хорошо осведомлены о потребностях друг друга в товарах и услугах, следовательно, имеют объем производства в соответствии со спросом.
5. Технологический импорт (лицензионные выплаты, патенты, программы). В кластере выше. В кластерах доминируют транснациональные корпорации, которые осуществляют трансферт технологий в кластере. Транснациональные корпорации формируют спрос на высокотехнологичную продукцию, что стимулирует остальные компании в кластере увеличивать импорт технологий.
Обобщая полученные результаты можно сделать вывод о том, что эффективность кластерного развития региона определяется:
1. Повышением доверия, улучшением отношений между компаниями региона
2. Оптимизацией функционирования цепочек ценностей.
3. Экономическим ростом, повышением конкурентоспособности региона, увеличение валового регионального продукта и налоговых поступлений.
4. Улучшением социального климата и увеличением человеческого капитала региона.
5. Развитием территории, улучшением качества жизни территории, повышением привлекательности региона.
6. Улучшением делового и инвестиционного климата в регионе.
Несмотря на то, что тема кластерного развития вошла в политический лексикон России в 2006-2008 гг., кластерная политика включена во все стратегические документы страны, разработаны и утверждены методические рекомендации по реализации
кластерной политики, - каких-либо значимых результатов этой политики в открытых источниках информации не выявлено.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности кластерной политики, проводимой в Алтайском крае. В настоящее время на региональном уровне только начинают формироваться механизмы содействия кластерному развитию, прежде всего это создание инфраструктуры - Центра кластерного развития. Однако недостаток опыта практической деятельности в данной сфере и отсутствие готовых специалистов для работы с кластерами снижают эффективность данных начинаний.
В качестве мероприятия, способного повысить результативность деятельности Алтайского центра кластерного развития, можно рекомендовать объединение региональных организаций инфраструктуры в сети сотрудничества. Это позволит использовать как лучший зарубежный опыт, так и лучшие практики регионов в данной сфере.
Пока кластерная политика в Алтайском крае, как и в целом по России имеет, в основном, декларативный характер. Органы власти объявляют о ее проведении, указывают на наличие определенных кластеров в регионе, иногда формализуют отдельные кластеры с помощью нормативных документов. В настоящее время единственным количественным критерием, по которому можно оценить эффективность кластерной политики, является количество кластеров. Подразумевается, что чем больше их в регионе, тем лучше.
Литература
1. Горетов И.Н. Перспективы реализации кластерных инициатив в регионах // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 12. С. 54-57.
2. Гриценко С. И. Развитие кластеров через призму синергетики: методология развития кластеров // Российское предпринимательство. 2009. № 5, вып. 2. С. 74-80.
3. Мосейко В.О. Выявление региональных кластеров: методологические подходы / В.О. Мосейко, В.В. Фесенко // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 7. С. 58-64.
4. Портер М. Конкуренция. - М., 2006.
5. Маршалл А. Основы экономической науки. - М., 2007.
А. О. Лазукина
МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Аннотация. Описывается современное состояние инновационной деятельности швейного производства в виде сопряженной модели, приводятся особенности и предпосылки развития отрасли. Предлагается новая интеграционная модель инновационной деятельности, где вводятся понятия торгового агента - ритейлера и проводится интеграция с внешней средой в виде потребителей продукции и поставщиков сырья и материалов.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, швейное производство, интегрированная модель, торговый агент, ритейлер, выбор поставщика, материальное обеспечение.
Общепризнано и не нуждается в дополнительном обосновании утверждение о безальтернативности инновационного пути развития. В условиях рыночных отношений предприятия, чтобы выжить в конкурентной борьбе, стремятся организовать
© А.О. Лазукина, 2013