Научная статья на тему 'О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.Г. Онищенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Проблемные статьи

©г. г. онищенко, 2005 удк 614.3/.4(470.5)

Г. Г. Онищенко

О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиоло-гическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-элидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Закон является базовым для всей системы санитарного законодательства РФ, которое включает 12 федеральных законов, 181 региональный закон и свыше 3 тыс. иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В настоящее время действует примерно 13 тыс. государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, из них в 2001—2003 гг. утверждено более 100 санитарных правил, 7.5 тыс. гигиенических нормативов, 50 методических указаний по гигиене и эпидемиологии и приблизительно 500 методических указаний по методам контроля.

Во исполнение указанного закона и реализации постановления Правительства РФ "Об утверждении положения о социально-гигиеническом мониторинге" от 01.06.2000 № 426 учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ реализуется система наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Проводится работа по формированию Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга (СГМ).

С целью реализации системы СГМ в субъектах РФ принято 64 региональных законодательных и нормативных правовых акта, 31 территориальная программа, постановления и другие распорядительные документы главных государственных санитарных врачей, отражающие вопросы внедрения методологии оценки риска для здоровья. Разработано 40 методических документов по указанному разделу на региональном уровне.

По данным, полученным в ходе СГМ, проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и безопасного рекреационного водопользования является одной из наиболее актуальных в стране. Так, в Свердловской области 2,6 млн человек используют питьевую воду из централизованных источников, не соответствующую гигиеническим нормативам по органолептическим показа-

телям, примерно 3 млн человек — не соответствующую по химическим показателям.

По данным за 2002 г., санитарное состояние водоемов как 1-й (используемых для питьевого водоснабжения), так и 2-й (для рекреации) категории водопользования остается неудовлетворительным: доля нестандартных проб составляет соответственно 29,25 и 26,22% по санитарно-химическим показателям и 23,74 и 21,80% — по микробиологическим, при этом наблюдается ухудшение качества воды по сравнению с показателями в 2001 г.

Воды рек Волги, Дона, Кубани, Оби, Лены, Печоры, являющихся основными источниками питьевого водоснабжения, оцениваются как "загрязненные", их притоков — Оки, Камы, Томи, Иртыша, Тобола, Миасса, Исети, Туры, а также реки Урал — как "очень загрязненные". Наибольшее антропогенное воздействие испытывают Волга и ее притоки, объем водозабора из которых составляет 38,5% общего объема водозабора в РФ.

При высоком уровне загрязнения источников питьевого водоснабжения 37% водопроводов из открытых водоемов не имеют зон санитарной охраны, 30% — полного комплекса очистных сооружений и 20% — обеззараживающих установок.

Для централизованного хозяйственно-питьево-го водоснабжения населения Уральского федерального округа (УФО) используется примерно 4 тыс. источников, из них поверхностных — 186. Качество воды указанных источников не соответствует требованиям гигиенических нормативов по сани-тарно-химическим показателям в 27,94% проб, по микробиологическим показателям — в 14,48% проб. Так, процент таких проб составляет в Курганской области соответственно 44,3 и 4,6, в Свердловской области — 22,8 и 5,1, в Тюменской области — 39,6 и 20,4, в Ханты-Мансийском автономном округе (АО) — 73,6 и 3,06, в Ямало-Ненец-ком АО — 42,1 и 34,0, в Челябинской области — 32,7 и 8,1.

В подземных водах, считавшихся наиболее надежным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения, как правило, наблюдается высокий уровень минерализации и жесткости воды, повышенные концентрации железа, кремния и марганца, что не только ухудшает их органолептические свойства, но и оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья населения.

Так, вода, поступающая из подземных источников водоснабжения в Курганской области, характеризуется повышенным содержанием бора, брома и железа (3—5 ПДК), марганца (1,5—2 ПДК), в

Ямало-Ненецком АО — повышенными мутностью (до 12 ГТДК), цветностью (до 5 ПДК), содержанием железа (до 11 ПДК), аммиака (до 5 ПДК). В Челябинской области природной особенностью большинства подземных водоисточников Красноармейского, Аргаяшского, Кунашакского и Еткуль-ского районов является повышенное содержание железа (свыше 5 ПДК), население Нагайбакского, Ки-зильского, Варненского и Октябрьского районов использует воду с повышенным уровнем жесткости (до 15 мг/экв/л) и минерализации (до 1500 мг/л). В Свердловской области избыток кальция и повышенная жесткость питьевой воды из подземных источников наблюдаются в Артемовском, Белояр-ском, Богдановичском, Красноуральском и Крас-ноуфимском районах. Более чем в половине водопроводов Свердловской области подается вода с повышенным содержанием железа, марганца и кремния. В восточных районах области (Байкало-во, Талица, Тугулым, Туринск и др.) используются подземные водоисточники, в которых отмечается повышенное содержание в питьевой воде натрия, хлоридов и сульфатов.

Основными причинами, влияющими на качество воды водоисточников, являются:

— продолжающееся загрязнение последних (качество воды только 1% поверхностных водоисточников отвечает требованиям, на которые рассчитаны традиционные технологии водоподготовки);

— отсутствие зон санитарной охраны;

— несоблюдение ограничительных мероприятий в зонах санитарной охраны.

Руководителями субъектов Федерации, входящих в состав УФО, не в полной мере решаются вопросы по организации зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Так, у половины указанных источников (50,22%) в УФО отсутствуют зоны санитарной охраны; не организованы зоны строгого режима у 12,6% источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в Челябинской области; у 11% подземных и у 8,3% поверхностных источников водоснабжения в Свердловской области; в Тюменской области 72 (68,57%) из 105 источников водоснабжения не соответствуют санитарным нормам; в Ямало-Ненецком АО зоны санитарной охраны отсутствуют у 20 из 23 источников.

Следует отметить несовершенство систем водоподготовки и недостаточное их количество. Так, только у 14% из 240 насосно-фильтровальных станций, расположенных в округе, имеется полный комплекс очистки, а 30,8% сооружений эксплуатируются без обеззараживающих установок.

Высокий уровень химического и микробного загрязнения источников водоснабжения, особенно открытых водоемов, требует применения высоких доз реагентов в процессе водоподготовки. В результате в питьевых водах превышения ПДК по остаточным концентрациям алюминия нередко достигают 2 раз, по остаточному свободному хлору — 5 раз.

В целом по РФ отмечается низкий уровень внедрения современных технологий водоочистки. Так, в Челябинской области в 15% случаев методы обработки, очистки и обеззараживания воды в водопроводах не соответствуют классу водоисточника. В Ямало-Ненецком АО в 75% случаев используются устаревшие, неэффективные технологии водо-

подготовки или отсутствует необходимый полный комплекс очистных сооружений на водопроводах. В Курганской области на большинстве локальных водопроводов из подземных источников водоснабжения отсутствует комплекс очистных сооружений, позволяющий довести качество питьевой воды до гигиенических нормативов.

В ряде административных территорий Свердловской области не решены вопросы по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой (города Асбест, Ирбит, Кировград, Кушва, Тавда, Туринск, Камышлов). Качество воды в распределительной сети на указанных территориях не соответствует гигиеническим требованиям по токсикологическим и органолептическим показателям. Последние превышают установленные гигиенические нормативы от 1,5 до 10 раз.

Сложное положение по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой сложилось также в Звериноголовском, Макушинском, Юрга-мышском районах Курганской области, где качество питьевой воды по санитарно-химическим показателям в 100% проб не соответствует гигиеническим нормативам. К территориям, неблагополучным по микробиологическим показателям, относятся Шадринский, Щучанский районы, где процент неудовлетворительных проб составляет от 21,5 до 14,1 при среднеобластных показателях — 7.

Высокой степенью эпидопасности питьевой воды характеризуются водопроводы в Свердловской области (города Верхотурье, Серов, Новая Ляля, Нижняя Тура, Ирбит, Кушва, поселки Байкалово, Белоярский, Пышма, Тугулым, Ачит).

Из-за значительной изношенности (более 50%) распределительных сетей систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, отсутствия коррозионной защиты трубопроводов, высокой аварийности возрастает объем потерь на пути транспортировки воды и происходит вторичное бактериальное и вирусное ее загрязнение. Такая ситуация является характерной во всех субъектах Федерации, входящих в УФО, и приводит к заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями (в Ямало-Ненецком АО 65% острых кишечных заболеваний имеют водный путь передачи).

При существующем неудовлетворительном качестве питьевой воды практически отсутствует производственный лабораторный контроль вследствие низкой обеспеченности хозяйствующих организаций лабораториями.

При анализе заболеваемости населения в УФО прослеживается ее связь с качеством питьевой воды. Так, повышенное содержание железа и марганца в питьевой воде вызывает развитие аллергических реакций, болезней крови, отложение соединений железа в органах и тканях, осложнения беременности и родов; повышенные уровни в питьевой воде бора, брома, кремния, натрия, хлоридов, сульфатов, жесткости, сухого остатка способствуют увеличению заболеваемости гипертонической болезнью и болезнями желудочно-кишечного тракта.

При анализе заболеваемости населения Курганской области установлена прямая связь повышенного содержания в питьевой воде нитратов с высокими показателями заболеваемости болезнями крови и кроветворных органов (Куртамышский район). Превышение в питьевой воде уровня об-

щей жесткости, сухого остатка и хлоридов обусловливает рост заболеваемости населения мочекаменной болезнью, болезнями желчного пузыря и жел-чевыводящих путей (Варгашинский, Далматов-ский, Макушинский районы и др.).

Повышенное содержание кремния (более 10 мг/л), избыток кальция в питьевой воде из подземных источников и повышенная ее жесткость наблюдаются в Артемовском, Белоярском, Богдановичском, Красноуральском и Красноуфимском районах Свердловской области, что увеличивает риск развития мочекаменной болезни, приводит к нарушению водно-солевого обмена, раннему обызвествлению костей, замедлению роста скелета у детей.

Содержание алюминия в питьевой воде 5 мг/л обусловливало увеличение распространенности у населения анемии до 7 раз, циститов — до 4 раз, дерматозов — до 2 раз по сравнению с показателями в контрольном населенном пункте, где его концентрация в питьевой воде не превышала 0,02 мг/л.

Общим фактором для водопроводов в УФО является недостаточное содержание в питьевой воде фтора и йода. Употребление питьевой воды с низким содержанием фтора обусловливает высокий уровень заболеваемости кариесом. В Свердловской области фторирование питьевой воды осуществляется только в поселке Рефтинский.

В связи с недостатком у хозяйствующих субъектов (администрации мелких населенных пунктов, сельскохозяйственные кооперативы) средств на содержание объектов коммунального хозяйства идет процесс передачи ведомственных водопроводов в муниципальную собственность при отсутствии нормативных документов.

Проблемой во всех субъектах Федерации, входящих в состав УФО, является недостаточное обеспечение объектов водоснабжения квалифицированными кадрами, не решен вопрос централизованной их подготовки.

Субъектами РФ недостаточно финансируются региональные программы по обеспечению населения питьевой водой.

В целях улучшения санитарного состояния водных объектов и питьевого водоснабжения населения учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы принимаются меры по совершенствованию законодательства, повышению ответственности должностных лиц в области обеспечения населения доброкачественной питьевой водой. Так, в 2001 г. подготовлены и утверждены СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества", СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".

Госсанэпидслужбой по субъектам РФ, входящим в УФО, приняты законы субъектов РФ "О питьевом водоснабжении" в Свердловской и Тюменской областях.

Разработаны программы обеспечения населения питьевой водой стандартного качества в Свердловской, Челябинской, Тюменской областях и в Ямало-Ненецком АО.

Главными государственными санитарными врачами субъектов РФ изданы приказы и распоряже-

ния "Об усилении контроля за системами централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения". Информация о состоянии последнего доводится до сведения органов исполнительной власти субъектов, данные вопросы рассматриваются на советах безопасности и санитарно-противоэпиде-мических комиссиях.

За нарушения санитарного законодательства в области водоснабжения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в 2002 г. наложено приблизительно 7000 штрафов, более 200 дел передано в следственные органы и вынесено более 4000 постановлений о приостановке эксплуатации объектов.

Проблемы водоснабжения населения освещаются в средствах массовой информации.

Другим важнейшим фактором среды обитания, оказывающим воздействие на здоровье населения, является питание. Ситуация со структурой питания и безопасностью продовольствия остается достаточно тревожной. Значительная часть населения региона подвержена неблагоприятному воздействию на здоровье загрязненных продуктов питания. Так, по данным проведенных расчетов, только по Свердловской области это более 60% населения, что во многом определяет низкий уровень состояния популяционного здоровья.

В некоторых регионах от 10 до 20% проб пищевых продуктов (молочных, мясных, рыбных, детского питания) не отвечают требованиям и нормативам. Особенно неблагополучной является ситуация с алкогольными напитками. Бракуется немало зерна, растительных масел, продуктов пчеловодства, рыбы, вылавливаемой и выращиваемой во внутренних водоемах.

Причинами этого являются прежде всего низкая ответственность должностных лиц и тех, кто занят изготовлением, поставкой, сбережением, реализацией пищевой продукции, и порожденные безответственностью и халатностью нарушения технологических режимов производства и правил хранения. Ослаблена система внутриведомственного контроля на предприятиях-изготовителях (в условиях приватизации и изменения форм собственности некоторые руководители из соображений экономии закрыли ОТК и лаборатории или значительно сократили их штаты). В производство и продажу пищевых продуктов вовлечено множество людей, не имеющих не только профессиональной подготовки, но и элементарных знаний в этой области.

Все изложенное не только сказывается на качестве продуктов питания, но и приводит к возникновению вспышек инфекционных заболеваний и пищевых отравлений. Так, в 2002 г. в Челябинской области зарегистрировано 2 вспышки дизентерии Зонне пищевого характера — среди детей в городах Кусе и Пласте (связана с употреблением загрязненной продукции Южно-Уральского молочного завода, пострадал 161 человек); среди детей и персонала ДОУ "Теренкуль' в Чебаркульском районе (пострадало 49 человек, в том числе 26 детей и 23 взрослых). Также вспышка дизентерии Зонне, связанная с употреблением инфицированных пищевых продуктов, была зарегистрирована в Свердловской области (пострадал 181 человек).

Наиболее загрязненными контаминантами химической природы остается продовольствие отечественного производителя как по УФО (4,4% слу-

чая), так и в целом по России. Средний по УФО показатель проб, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химиче-ским показателям, составил в 2002 г. 4,32%, по России — 3,9%. По отдельным территориям округа ситуация выглядит следующим образом: Курганская область — 6%, Тюменская область — 5,6%, Челябинская область — 4,9%, Ямало-Ненецкий АО — 4,5%, Ханты-Мансийский АО — 3,9%, Свердловская область — 3,3%. Результаты проведенной мно-госредовой оценки риска для здоровья населения на примере крупных городов Свердловской области показали, что самый высокий вклад в общую химическую нагрузку вносит пищевой путь поступления загрязнителей (примерно 90% как для взрослых, так и для детей). Риски для здоровья населения в связи с употреблением основных продуктов питания оказались значимыми в отношении таких загрязнителей, как свинец, кадмий, мышьяк, ртуть, цинк.

Не решен вопрос по защите рынка от присутствия на нем потенциально опасной алкогольной продукции. Алкоголизация населения остается в ряду наиболее значимых социальных и экономических проблем.

В округе начинается работа по организации контроля за производством и оборотом продукции, содержащей генетически модифицированные компоненты.

Ежегодно в России учреждениями Госсанэпид-службы осуществляется примерно 2 млн исследований по санитарно-микробиологическим показателям. Доля пищевых продуктов, не отвечающих национальным гигиеническим требованиям, остается существенной.

Среднереспубликанский показатель проб, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-микробиологическим показателям, составил 6,23%. В УФО он составил 5,95%, при этом ситуация по отдельным территориям выглядит следующим образом: Ханты-Мансийский АО - 10,2%, Ямало-Ненецкий АО - 9,65%, Тюменская область — 7,1%, Челябинская область — 6,8%, Курганская область — 6,1%, Свердловская область — 4,1%.

В 2002 г. в округе забраковано 10 449 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов (по России — 96 479 партий) общим объемом 1149 т, что составляет 10,5% от общего объема забракованной в стране продукции. Из них более 90% приходится на продукцию отечественного производителя. При этом в Челябинской области забраковано 4215 партий объемом 660 т, в Свердловской области — 2130 партий объемом 137 т, в Ханты-Мансий-ском АО — 1252 партии объемом 90,4 т, в Ямало-Ненецком АО — 753 партии объемом 195,6 т, в Тюменской области — 753 партии объемом 36,4 т.

Наибольшее количество партий забраковано в следующих группах (на примере Свердловской области): молоко и молокопродукты (22,6%), мясо и мясопродукты (19,3%), сахар и кондитерские изделия (13,3%). Следует отметить, что в целом на территории РФ структура забракованных продуктов является аналогичной.

В 2002 г. среди населения УФО зарегистрировано 755 случаев пищевых отравлений с общим числом пострадавших 816 (данные по России — 6620 случаев, 7823 человека). Больше всего отравлений

зарегистрировано в Тюменской области и Ханты-Мансийском АО.

За нарушения на объектах торговли, общественного питания, пищевой промышленности УФО в 2002 г. было наложено 13 089 штрафов (в целом по стране — 153 190), причем самое большое количество санкций применено за нарушения, выявленные на предприятиях торговли. Была приостановлена эксплуатация 4811 объектов, за различные правонарушения отстранено от работы 5324 человека.

В 2002 г. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ принимала активное участие в решении вопроса по защите рынка от присутствия на нем потенциально опасной алкогольной продукции. Было исследовано 59 759 образцов спирта и алкогольной продукции. Следует отметить, что снижается доля нестандартных проб алкоголя. Причем качество импортной продукции значительно улучшилось. Так, в 2002 г. процент проб, не соответствующих требованиям гигиенических нормативов, составил 2,24. Это наилучший показатель за последние 5 лет.

Вместе с тем в ряде регионов принимается недостаточно мер по предупреждению отравлений алкоголем и его суррогатами. В Ямало-Ненецком АО доля проб алкогольной продукции, не отвечающих требованиям безопасности, увеличилась с 3,2% в 2001 г. до 9,1% в 2002 г. В отдельные районы и поселки округа продолжает поступать фальсифицированная алкогольная продукция, что особенно отражается на здоровье коренных жителей: увеличивается уровень социально значимых заболеваний — алкоголизма, туберкулеза.

В ряде регионов, в частности в Свердловской области, отмечается увеличение частоты отравлений алкоголем и его суррогатами, которая возросла на 21,2% по сравнению с показателем 2001 г., причем ведущее место в структуре причин смерти от отравлений занимают отравления алкоголем и его суррогатами — 64,5%.

В УФО вследствие употребления рыбной продукции, не имеющей в ряде случаев санитарно-ве-теринарного заключения, отмечается высокий уровень заболеваемости описторхозом — 331 случай на 100 тыс. населения, что в 10 раз превышает среднероссийский показатель (30,9 на 100 тыс. населения), в Ханты-Мансийском АО эта цифра составляет 963,1, в Ямало-Ненецком АО — 584,4, в Челябинской области — 71,5, в Таборинском районе Свердловской области — 1346,9 случая на 100 тыс. населения. Не снижается заболеваемость описторхозом и среди детского населения округа.

Результаты мониторинга за питанием свидетельствуют о наличии дефицита полноценных животных белков, особенно в социально значимых группах населения, в первую очередь у детей и подростков, лиц с низкими доходами. Это приводит к нарушению функций ряда органов и систем, росту хронической заболеваемости, создает проблемы с призывом юношей в армию. Очень важной проблемой является дефицит микронутриентов (витамины, минеральные вещества, микроэлементы), который у детей приводит к нарушениям физического развития, снижению устойчивости к инфекциям, стабильному увеличению частоты заболеваний крови, желудочно-кишечного тракта, эндокринной и костно-мышечной систем.

В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 02.05.1997 № 11 "О профилактике йододефицитных состояний" в России реализуется программа преодоления последствий недостатка йода. В Тюменской, Челябинской, Свердловской областях, Ямало-Ненец-ком АО приняты соответствующие постановления глав администраций (программы) профилактики йододефицитных состояний. Несмотря на это, население Ханты-Мансийского АО обеспечено йодированной солью только на 58%, Ямало-Ненецкого АО — на 80% от расчетной потребности.

В последние годы на территории округа проводятся мероприятия по обеспечению населения продуктами питания, обогащенными микронутри-ентами. Принимаются территориальные программы, налажен выпуск обогащенной продукции (Челябинская, Свердловская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий АО). Так, по данным 2002 г., в Свердловской области получают обогащенные хлебобулочные изделия более 1 млн жителей, в том числе 415 тыс. детей (26% от численности населения области).

В последние годы сохраняется существенный дисбаланс в структуре питания населения — высокое потребление хлеба, хлебопродуктов, сахара, картофеля и крайне недостаточное потребление мяса, молока, рыбы, яиц, фруктов, овощей, растительного масла, являющихся источником незаменимых аминокислот, витаминов и микроэлементов, что оказывает существенное негативное влияние на здоровье населения и требует государственного вмешательства в решение проблемы.

Особая ситуация с питанием складывается в районах Крайнего Севера, например в Ямало-Ненецком АО. Суровые климатические условия, отсутствие собственного сельского хозяйства, слабо развитая сеть предприятий пищевой промышленности, большая территория и отсутствие транспортных магистралей приводят к необходимости использовать только завозимую продукцию, зачастую с истекшим сроком годности, нарушениями санитарных правил при транспортировке, без необходимых документов, подтверждающих ее безопасность.

Индустрия детского питания в стране развита слабо, необходима поддержка грудного вскармливания.

Достаточно остро стоит проблема организации горячего питания школьников, процент охвата составляет в Челябинской области 48, в Свердловской области и Ямало-Ненецком АО — 55, в Хан-ты-Мансийском АО — 60 (среднероссийский уровень — 65%).

С целью создания условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий населения в безопасном, рациональном, здоровом питании с учетом традиций, привычек и экономического положения, Правительством РФ принята подготовленная МЗ и СР РФ Концепция государственной политики в области здорового питания, основной целью которой является сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных отклонениями от правильного питания у детей и взрослых. Все субъекты округа проводят в настоящее время мероприятия по реализации I этапа Концепции.

Возрастает социально-экономическая значимость инфекционной патологии, в настоящее время считают, что до 70—80% всех заболеваний человека так или иначе связано с инфекциями. Экономический ущерб в Свердловской области только по 30 нозологическим формам за 6 мес 2003 г. составил 1 млрд 55 млн рублей.

В России создана, функционирует и доказала свою эффективность система эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Базовыми учреждениями этой межведомственной системы являются центры Госсанэпиднадзора. В оперативном режиме осуществляется сбор и обработка информации о случаях инфекционных болезней: в персонифицированном виде, о факторах окружающей среды, потенциально оказывающих негативное влияние на здоровье людей; устанавливаются причинно-следственные связи заболеваемости и этих факторов; разрабатываются комплексные межведомственные программы по приоритетным направлениям сохранения здоровья населения. В результате реализации указанных программ эпидемиологическая ситуация в субъектах УФО оценивается как стабильная. Не регистрируются случаи заболевания особо опасными инфекциями, снижен уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями, брюшной тиф регистрируется только в виде завозных случаев.

Высокую социально-экономическую эффективность показали программы вакцинопрофилактики инфекционных болезней. Создана нормативная база для реализации этих программ и многоуровневая система их финансирования. В 2003 г. из бюджета Свердловской области на финансирование мероприятий по иммунопрофилактике и предупреждению инфекционных заболеваний выделено 41,1 млн рублей; кроме того, привлекаются средства работодателей и граждан.

В результате целенаправленной работы снижена заболеваемость инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики:

— не регистрируются случаи заболевания столбняком, полиомиелитом, корью;

— сведена до спорадического уровня заболеваемость дифтерией (за 11 мес 2003 г. — 0,7%ооо), коклюшем (1,9%ооэ), эпидемическим паротитом (0,7%<юо);

— снижена в 6,7 раза по сравнению со средне-многолетними уровнями заболеваемость краснухой (34,3%ооо);

— более чем в 10 раз по сравнению с показателем 1999 г. снижена заболеваемость гепатитом В;

— снижена в 1,6 раза заболеваемость клещевым энцефалитом — КЭ (7,6%ооо).

В последние 3 года в округе удалось избежать широкомасштабной эпидемии гриппа, эту инфекцию также возможно перевести в разряд управляемых средствами специфической профилактики; начата реализация программ "Ликвидация кори, краснухи, эпидемического паротита" и вакцинопрофилактики гепатита А.

Предотвращенный экономический ущерб только от 7 инфекционных болезней составил за 6 мес 2003 г. по Свердловской области 424,5 млн рублей.

Дальнейшее совершенствование прозодимой центрами Госсанэпиднадзора и лечебно-профилактическими учреждениями иммунопрофилакти-

ки инфекционных болезней позволит добиться большей социально-экономической эффективности.

Оценивая ситуацию по природно-очаговым инфекциям (туляремия, геморрагические лихорадки, бешенство и т. д.), необходимо отметить, что в 2003 г. климатические условия были благоприятными для размножения и увеличения численности мелких млекопитающих во всех субъектах УФО. Санитарная служба субъектов УФО, изучая эпидемическую обстановку по природно-очаговым инфекциям, исследуя полевой материал, установила, что в Челябинской области по сравнению с показателем 2002 г. число положительных находок антигена туляремии снизилось до 3,6%, такие находки при обследовании объектов внешней среды имели место в Свердловской, Тюменской и Курганской областях, в которых сохраняется опасность возникновения заболеваний туляремией.

Напряженная обстановка по геморрагическим лихорадкам с почечным синдромом (ГЛПС) сохраняется в Челябинской области, где зарегистрирован 61 случай ГЛПС (в 2002 г. — 45 случаев). Уровень инфицированное™ хантавирусом мелких млекопитающих достигал 6,4%, увеличивается количество положительных находок и в Свердловской области.

В циркуляции вируса бешенства в природе участвуют дикие животные (красные лисицы и енотовидные собаки). Неблагополучными территориями по бешенству являются Курганская область (12 районов), где выявлено 18 положительных реакций от животных, а также Челябинская область, где эпизоотии бешенства выявлены на 14 административных территориях (в 18 населенных пунктах), относительное неблагополучие по бешенству отмечается и в Свердловской области.

УФО относится к числу высокоэндемичных по КЭ территорий. Ежегодно регистрируются десятки тысяч укушенных, сотни заболевших. Резкое обострение эпидемиологической ситуации по КЭ на Урале, как и на всей территории России, приходится на начало 90-х годов.

В 1996 г. уровни заболеваемости КЭ распределялись следующим образом: в Челябинской области — 19,9 случая на 100 тыс. населения, в Тюменской области — 41,2, в Свердловской области — 42,9 и в Курганской области — 44,1. В Свердловской области было зарегистрировано 38 летальных исходов. 10% заболевших перенесли КЭ в виде очаговой формы с последующей инвалидизацией.

Благодаря проведению мероприятий по профилактике КЭ, и в первую очередь вакцинации, удалось значительно снизить уровень заболеваемости и летальности от КЭ. Частоту заболеваемости КЭ в 2003 г. удалось снизить (по сравнению с 1996 г.): в Курганской области — в 3,3 раза, в Свердловской и Тюменской областях — в 5,75 раза и в Челябинской области — в 3,5 раза. На примере Свердловской области показано, что благодаря вакцинации частота заболеваемости привитых лиц в 2003 г. составила 3,6 случая на 100 тыс. населения против 19,1 случая у непривитых, т. е. фактически удалось уменьшить заболеваемость в 5,3 раза.

Вакцинация позволила также изменить клиническую структуру заболевания КЭ: увеличилась доля легких, стертых форм (с 60% в 1996 г. до 75% в 2003 г.), а доля менингеальных и очаговых форм,

приводящих к отдаленным последствиям в виде инвалидности, соответственно снизилась: с 30 до 20 и с 10 до 5% в 1996 и 2003 гг. соответственно.

На территории Свердловской области при средней численности клещей уменьшилось и число летальных исходов: с 38 в 1996 г. до 2 в 2003 г., т. е. фактически в 19 раз.

При этом следует отметить, что затраты на вакцинацию значительно ниже затрат на лечение: в 2003 г. средняя стоимость вакцины составляла 120 рублей, а лечение 1 случая КЭ обошлось государству в 17 419 рублей.

В 2003 г. в Свердловской области 60% укушенных получили противоклещевой иммуноглобулин, а дети в 100% случаев получают его бесплатно за счет средств муниципальных бюджетов.

С целью снижения численности клещей в Свердловской области проводится работа по санитарной расчистке и акарицидной обработке детских оздоровительных учреждений, парков и лесопарковых зон. Всего за сезон 2003 г. обработано противоклещевыми препаратами 1835 га, в том числе 669 га в детских оздоровительных учреждениях.

Специалисты ФГУ "ЦГСЭН в Свердловской области" широко пропагандируют свой опыт борьбы с КЭ в соседних субъектах УФО. В течение 2002— 2003 гг. были сделаны доклады и сообщения на тематических конференциях в Пермской, Челябинской, Тюменской областях и Удмуртии, проведены "Школы передового опыта" в Челябинской, Тюменской областях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проводится информационно-разъяснительная работа среди населения Свердловской области. Только в 2003 г. организовано более 50 выступлений на телевидении, 75 — на радио, опубликовано 35 статей в СМИ, издано 50 тыс. листовок, а также 7500 экземпляров специального выпуска газеты, посвященной КЭ.

В РФ с 1990 по 2000 г. заболеваемость людей сибирской язвой регистрировалась в 30 субъектах, в 2002 г. в Южном и Сибирском федеральных округах зарегистрировано 6 случаев сибирской язвы — в Республике Калмыкии и Читинской области, при этом в 1995—2000 гг. регистрировались эпизоотии среди сельскохозяйственных и домашних животных на территориях 40 субъектов РФ, в том числе в Курганской области.

За последние 15 лет заболеваемость сибирской язвой населения на территории субъектов УФО не зарегистрирована.

По архивным данным центров Госсанэпиднадзора субъектов, на территории УФО находится 1730 мест захоронений и объектов по утилизации павших сельскохозяйственных и домашних животных (скотомогильники, биотермические ямы и др.), в том числе 480 мест захоронений являются сибиреязвенным почвенным очагом (скотомогильники, где захоронены павшие от сибирской язвы животные). И только 195 (11,5%) из них отвечают требованиям действующего ветеринарно-санитарного и санитарного законодательства. Следует отметить, что в ветеринарной службе как в субъектах УФО, так и в муниципальных образованиях отсутствует должный учет этих объектов. Скотомогильники не состоят на балансе хозяйствующих субъектов и не имеют разрешительной документации, к ним возможен свободный доступ людей и животных, не ог-

раждена территория. Отсутствуют санитарно-за-щитные зоны. На территории скотомогильников проводятся работы, связанные с перемещением грунта. Имеют место факты захоронения трупов животных и отходов животноводства на городских свалках в вырытых траншеях, что запрещено законодательством с 1996 г.

Так, в Свердловской области 190 из 365 скотомогильников являются бесхозными, только половина биотермических ям соответствует требованиям ветеринарно-санитарного законодательства.

В Челябинской области только 106 из 246 скотомогильников находятся на учете в хозяйствах, 80 — в ведении муниципальных образований, 60 — бесхозные. Не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям более половины из них.

В Курганской области только 179 из 554 скотомогильников отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, в Кургане отсутствует оборудованное место для утилизации биологических отходов.

В Тюменской области примерно 80% из имеющихся 439 скотомогильников не соответствуют требованиям законодательства, а в городах Ишиме, Тобольске и Ялуторовске отсутствуют места для утилизации павших животных и отходов. Единственный в области ветсанутильзавод находится на реконструкции.

В Ямало-Ненецком АО в связи с арктическим климатом и вечной мерзлотой единственная имеющаяся биотермическая яма работает неэффективно. В Ханты-Мансийском АО 4 из 27 объектов по утилизации биологических отходов не соответствуют требованиям.

В то же время в субъектах УФО санитарной службой была проделана определенная работа по защите населения и окружающей среды от болезней, общих для человека и животных. Так, в Свердловской области совместно с заинтересованными ведомствами подготовлено постановление Правительства Свердловской области от 17.10.03 № 636-ПП "О неотложных мерах по защите окружающей среды и населения от болезней, общих для человека и животных, на территории Свердловской области", утвержден Комплексный план мероприятий по защите от указанных болезней.

В Курганской, Челябинской, Тюменской областях также имеются утвержденные планы ветери-нарно-санитарных и профилактических мероприятий, направленных на защиту населения и окружающей среды от заболеваний, общих для человека и животных.

В Ямало-Ненецком АО издано постановление губернатора АО "О дополнительных мерах по профилактике сибирской язвы на территории округа", определены основные задачи взаимодействия служб по профилактике зооантропонозов в округе. В адрес глав администраций муниципальных образований направлено предложение по установке кремационных печей.

С целыо охраны здоровья населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в УФО необходимо следующее.

Рекомендовать главам администраций субъектов РФ, входящих в УФО, для выполнения требований санитарного законодательства, направленных на обеспечение населения УФО доброкачественной питьевой водой и профилактики заболеваний:

— обеспечить взаимодействие с федеральными структурами при привлечении иностранной рабочей силы на территорию субъекта с активным выявлением больных (носителей) инфекционными заболеваниями среди иностранных граждан в местах их компактного проживания;

— принять меры по обеспечению населения питьевой водой должного качества и организации зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения с соблюдением ограничительных мер при планировке и застройке в зонах;

— принять меры по обеспечению организованных коллективов, особенно школ, горячим полноценным питанием, развивать систему индустрии детского питания для сохранения здоровья детей;

— обеспечить выполнение требований ветеринарно-санитарного законодательства при строительстве и эксплуатации объектов (биотермических ям, кремационных печей) с учетом их ответственными хозяйствующими субъектами;

— распространить опыт Свердловской области по организации вакцинопрофилактики, в том числе КЭ, и привлечению различных источников денежных средств для ее финансирования на всю территорию УФО.

МЗ и СР РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

— определить в качестве приоритетных по срокам разработки и финансированию технические регламенты в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности;

— организовать реализацию на региональном уровне системы СГМ, использование ее данных при формировании программ социального и экономического развития регионов;

— организовать разработку и реализацию региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по приоритетным проблемам охраны здоровья с учетом медико-географических, социальных и экономических особенностей регионов;

— разработать план мероприятий по реализации II этапа Концепции государственной политики в области здорового питания и мер по социальной поддержке в области рационального питания социально незащищенных групп, населения районов Крайнего Севера;

— разработать Национальную целевую программу по формированию у населения потребности и навыков здорового образа жизни, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья;

— принять меры по исключению дублирования функций и полномочий органов государственного надзора и контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и созданию на базе Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ органа надзора и контроля в части, касающейся защиты жизни и здоровья граждан от неблагоприятного влияния биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания человека;

— разработать методику проведения исследований и расчета химической нагрузки при употреблении продуктов питания для проведения оценки риска для здоровья населения, рекомендации по снижению указанной нагрузки и обеспечению про-

филактики неблагоприятного воздействия от загрязнения.

Главным врачам центров Госсанэпиднадзора субъектов УФО повысить действенность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за реализацией Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Органам исполнительной власти Ханты-Мансийского АО решить вопрос о строительстве лабораторного корпуса окружного центра Госсанэпиднадзора. Главным управлениям ветеринарии субъектов РФ, входящих в состав УФО:

— усилить государственный ветеринарный надзор за продукцией животноводства с целью профилактики зооантропонозов и паразитозов;

— составить перечень действующих, закрытых скотомогильников, биотермических ям, иных объектов и мест утилизации сельскохозяйственных и домашних животных на территории субъекта;

— усилить контроль за ветеринарно-санитар-ным состоянием мест и объектов по сбору, уничтожению и утилизации биологических отходов.

Гостулила 12.01.2004

Гигиена окружающей среды и населенных мест

© г. н. КРЛСОВСКИЙ, н. Л. ЕГОРОВА, 2005 удк 614.777:628.31

Г. Н. Красовский, Н. А. Егорова

НЕДОСТАТКИ БИОТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СТОЧНЫХ ВОД

ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва

Общепринятым способом обеспечения безопасных условий сброса сточных вод в водные объекты является расчет предельно допустимых сбросов (ПДС) на основе гигиенических и рыбохозяйствен-ных ПДК. Однако в последнее время традиционный контроль сбросов по этим четким количественным критериям вызывает неудовлетворенность некоторых представителей природоохранных служб, которые пытаются изменить существующую систему оценки опасности сточных вод, придать ведущее значение биотестам, оттеснив при этом на второй план нормативные величины и методы их аналитического определения [2].

Методы биотестирования действительно имеют ряд положительных сторон: просты и удобны в применении, быстровыполнимы, не требуют большого штата сотрудников, обеспечения дорогостоящими реактивами и позволяют одновременно оценивать действие на тест-объекты всего спектра загрязнения воды. Эти методы привлекли внимание природоохранных служб как легкодоступное средство определения токсичности сточных вод для исчисления платы за их сброс, и с помощью биотестов был осуществлен токсикологический контроль стоков свыше 12 000 промышленных предприятий [2]. В последние 3—5 лет на разных уровнях, от депутатских чтений в Государственной думе до совещаний в Департаменте Госсанэпиднадзора МЗ и СР РФ, стали высказываться и обсуждаться предложения о внедрении результатов биотестирования как единственного критерия опасности стоков для определения условий их сброса в водные объекты, в том числе используемые населением в целях хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

Рассмотрим возможные гигиенические последствия сброса сточных вод на основе методов биотестирования. Сразу же отметим, что биотестирование не лишено недостатков: оно не предусматривает определение отдельных веществ, их концен-

траций в воде, видов биологических эффектов, классов опасности, лимитирующих признаков вредности. Критерием безвредности сточных вод при использовании биотестирования является "отсутствие токсичности", установленное по результатам кратковременных экспресс-экспериментов (от 5 мин до 1—2 сут). Показатель "отсутствие токсичности" в отличие от вполне определенных величин СЬ50 (ЕС50) и ПДК является производным от разбавления стоков. Обычно "шаг" между действием (величиной СЬ50 или ЕС50) и недействием при биотестировании весьма небольшой и составляет не более 10 раз [10]. Это означает, что критерий "отсутствие токсичности" равен величине 0,1 СЬ50 (ЕС50). По убеждению сторонников оценки загрязнения сточных вод на основе биотестирования, "отсутствие токсичности" свидетельствует о полном благополучии в очистке стоков и может являться критерием безопасности их сброса в водный объект [2], т. е. представляет собой показатель ПДС. Из этого следует, что 0,1 СЬ50 (ЕС50) = ПДС. Для сбросов в пределах городской черты содержание загрязняющих веществ в стоках должно соответствовать гигиеническим нормативам [1], поскольку в этих условиях нельзя ожидать разбавления загрязнений, а в черте города, как правило, организуются зоны отдыха и купания населения. Следовательно, для условий сброса стоков в пределах города критерий 0,1 СЬ50 (ЕС50) следует приравнивать к ПДК.

Попытаемся оценить, какие концентрации вредных веществ можно ожидать в водных объектах, используемых населением, при определении условий сброса на основе биотестирования. Рассчитаем возможную степень превышения гигиенических ПДК в воде для органических и неорганических загрязнений сточных вод химической, целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии (табл. 1 и 2).

- Ю -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.