Научная статья на тему 'О развитии здравоохранения Российской Федерации'

О развитии здравоохранения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4053
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ / PUBLIC HEALTH / RUSSIAN FEDERATION / CONCEPT / FORM OFPROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щепин О. П.

Представлена система здравоохранения, характеризующаяся государственной ответственностью за здоровье граждан при различных формах собственности, изложены вопросы управления, планирования, финансирования и организации медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DEVELOPMENT OF PUBLIC HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents public health system characterized by public responsibility for health of citizen under various forms ofproperty. The issues of management, planning, financing and organization of health care are discussed.

Текст научной работы на тему «О развитии здравоохранения Российской Федерации»

Здоровье и общество

© О.П. Щепин, 2013 УДК 614.2(470+571)

О. П. Щепин, академик РАМН О РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, Москва, Россия

Представлена система здравоохранения, характеризующаяся государственной ответственностью за здоровье граждан при различных формах собственности, изложены вопросы управления, планирования, финансирования и организации медицинской помощи.

Ключевые слова: здравоохранение, Российская Федерация, форма собственности, концепция ABOUT DEVELOPMENT OF PUBLIC HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION

O.P. Schepin

The National Research Institute of Public Health of the Russian Academy of Medical Sciences,

105064 Moscow, Russia

The article presents public health system characterized by public responsibility for health of citizen under various forms ofproperty. The issues of management, planning, financing and organization of health care are discussed.

Key words: public health, the Russian Federation, form ofproperty, concept

Современная ситуация в здравоохранении Российской Федерации характеризуется сложностью и необходимостью его дальнейшего развития. В результате изменений в сфере социально-экономических отношений происходит постепенный распад сложившейся в предшествующие десятилетия государственной системы здравоохранения. Без достаточных оснований отбрасывается накопленный положительный опыт развития отечественного здравоохранения, широко признанный и используемый за рубежом.

Одной из причин низкой эффективности проведения преобразований в российском здравоохранении является отсутствие всесторонней концепции прогрессивного развития отрасли. В ее основу может быть положен критически переосмысленный отечественный и зарубежный опыт развития здравоохранения. Основное внимание должно быть уделено вопросам организации охраны здоровья граждан при различных формах собственности в здравоохранении, а также вопросам управления, планирования, финансирования и организации медицинской помощи.

Существовавшая в России целостная система здравоохранения характеризовалась государственной ответственностью за здоровье населения, развитыми вертикальными внутриотраслевыми связями, общедоступностью медицинского обслуживания, стратегической профилактической направленностью. В то же время эта система с трудом поддавалась изменениям и была малоспособна к динамичной реакции на изменения условий ее функционирования. Негосударственные структуры оказания лечебной, профилактической и реабилитационной помощи в ней присутствовали, но значительная часть населения не могла этим воспользоваться. Финансирование отрасли осуществлялось из средств государственного бюджета, что позволяло в целом обеспечивать только минимально необходимые уровень и качество оказания медицинской помощи населению. Практически не были задействованы такие важные механизмы финансирования, как медицинское страхование и частная медицинская практика. Таким образом, совокупность вышеуказанных условий и причин при-

вела к отчуждению системы здравоохранения не только от населения, но и от возникших качественно новых социально-экономических условий в стране.

Сегодня на здравоохранение возложена ответственность за состояние здоровья граждан, что само по себе не по силам одной отрасли в любом государстве. При этом здравоохранение ограничено в возможностях правового и иного воздействия на деятельность структур общества, связанную с влиянием на здоровье населения. Многие правовые механизмы в области охраны здоровья фактически не работают, а нормативно-правовые положения носят декларативный характер.

Однако здоровье и здравоохранение являются важнейшими компонентами социально-экономической системы страны, которые влияют на результаты деятельности всех отраслей национальной экономики и во многом определяют демографическую ситуацию, развитие социальной структуры, качество народонаселения, и при этом сами обусловлены вышеотмеченными факторами.

Полноценное сохранение и укрепление здоровья возможно только при совпадении интересов и целей как общества, так и государства. Сегодня здоровье следует рассматривать как социально значимый феномен, по уровню и состоянию которого судят о степени развитости и благополучия общества. Поэтому ведущей стратегической целью политики здравоохранения является охрана и постоянное улучшение здоровья каждого гражданина России.

Главная задача здравоохранения состоит в том, чтобы сделать квалифицированную медицинскую помощь доступной гражданам страны.

Состояние здоровья непосредственно определяется взаимоотношениями между государственной властью, здравоохранением и общественным и индивидуальным здоровьем. Характер этих взаимоотношений определяет как состояние общественного здоровья в целом, так и характер, и состояние системы здравоохранения.

Основной целью деятельности государственной власти является создание условий для обеспечения благосостояния граждан. Однако в России механизмы до-

стижения этой цели определены в малой степени. Социальная сфера отодвинулась на периферию интересов государственной власти. В значительной мере это касается и здравоохранения. Низки государственные расходы на здравоохранение, что привело фактически к кризису отрасли, захватившему все его сферы, от сужения возможностей для гражданина в получении необходимой медицинской помощи до нарушений в снабжении лекарствами и требований оплаты медицинских услуг пациентами, материальное положение которых не дает возможности это сделать.

Внешними условиями, необходимыми для успешного реформирования и положительного развития здравоохранения являются:

— создание базовых, характерных для успешно развивающихся индустриальных стран, условий жизнедеятельности граждан и их материального обеспечения;

— обеспечение принятия государственной властью на себя ответственности за эффективность всей деятельности в области охраны здоровья граждан;

— обеспечение финансирования системы здравоохранения в объеме не менее 6% от национального дохода;

— достижение оптимального баланса между секторами здравоохранения различной формой собственности;

— ответственность государственной власти за среду обитания граждан (экологическое благополучие), поддержка профилактической направленности здравоохранения

Исходя из накопленного в мире и в нашей стране опыта в основу политики здравоохранения могут быть положены следующие важнейшие принципы:

1. Ответственность государства, всех ведомств, общественных институтов и структур за охрану и постоянное укрепление здоровья каждого гражданина и всех членов общества. Реализация этого положения обеспечивается комплексом экономических и социальных мероприятий по укреплению общефедеральной государственной службы здравоохранения, сочетающей свою деятельность со страховыми и частнопредпринимательскими учреждениями, с возрастающей организационной и экономической ответственностью субъектов РФ за здоровье населения.

2. Комплексное проведение мероприятий по индивидуальной и общественной профилактике во всех сферах жизни общества, включая охрану окружающей среды, предупреждение болезней и раннее их выявление, органическое сочетание предупредительной, лечебной и реабилитационной деятельности всех медицинских учреждений на базе усиления первичной медико-санитарной помощи, многостороннюю пропаганду медико-санитарных знаний и формирование здорового образа жизни среди всех групп населения.

3. Обеспечение гражданам необходимого уровня лечебно-диагностической и реабилитационной помощи на основе экономически оправданного сочетания бюджетного, страхового и платного компонентов финансирования.

4. Развитие медико-биологических исследований, их устойчивое финансирование, постоянное использование достижений мировой медицинской науки и практики здравоохранения в целях обеспечения эффективности деятельности медицинских учреждений.

5. Рациональная подготовка и усовершенствование кадров для здравоохранения как основа успешного функционирования всех звеньев управления и деятельности медицинских учреждений.

Реализацию этих принципов следует проводить по следующим направлениям.

Обеспечение комплекса законодательных, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья граждан России, научное обоснование их приоритетов.

Комплексное решение экономического обеспечения здравоохранения, медицинской науки, вузов и социальной защиты их работников.

Развитие и совершенствование учреждений первичной медико-санитарной помощи. Приоритетное укрепление и развитие охраны материнства и детства, охраны здоровья подростков, инвалидов войны и труда.

Внедрение инновационных механизмов управления органами и учреждениями здравоохранения в целях повышения качества и эффективности лечебно-ди- агностического процесса в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях.

Совершенствование форм и методов деятельности специализированных служб, специализированных и узкопрофильных учреждений здравоохранения, в том числе высокотехнологичных, преемственность в их работе с базовыми учреждениями.

Совершенствование новых экономических отношений в лекарственном обеспечении населения и всех медицинских учреждений новейшими и высокоэффективными препаратами.

Участие в формировании и реализации активной демографической политики государства.

Разработка и активное участие в экологических программах, программах здорового образа жизни, охраны труда и техники безопасности.

Комплексное развитие государственной системы защиты жизни и здоровья граждан в случае возникновения аварий и техногенных катастроф.

Консолидация с деятельностью по охране здоровья благотворительных, религиозных и других общественных организаций, активное привлечение населения.

Развитие здравоохранения Российской Федерации возможно лишь при условии обязательного многостороннего участия в охране и укреплении здоровья населения всех политических, социальных и экономических структур, устойчивой, научно обоснованной экономической и финансовой поддержки системы здравоохранения, постоянного роста профессионализма врачей, средних медицинских работников, управленческого аппарата, широкого внедрения новых механизмов управления.

Процессы формирования здоровья граждан России характеризуются снижением рождаемости и высокой смертностью, уменьшением естественного прироста населения. В русскоговорящих регионах это снижение выражено наиболее заметно. Ухудшение демографической ситуации в России регистрируется еще с начала 1960-х годов. В середине 1980-х годов были инициированы такие мероприятия, как усиление государственной помощи семьям, имеющим детей, борьба с потреблением алкоголя, направленные на перелом негативной динамики. В результате было зарегистрировано увеличение рождаемости, снижение смертности, но на непродолжительное время.

Снижение рождаемости в последние годы усилилось. За последние 50 лет (1960—2010 гг.) коэффициент рождаемости резко упал с 23,2% до 12,3%, а в 2011 г. до 13,3%. Проблема заключается не просто в количественном уменьшении показателей рождаемости, а в снижении их до уровня, недостаточного для сохранения и просто воспроизводства населения.

За счет повышения смертности населения трудоспособного возраста отмечается тенденция роста общего уровня смертности с 7,4% (1960) до 13,3% (2011). После 1994 г. как общая, так и преждевременная смерт-

ность трудоспособного населения сокращалась. К 2004 г. часть смертных исходов в трудоспособном возрасте вернулась к уровню 1995 г. (8%), и это несмотря на повышение благосостояния большинства россиян.

Из трех основных причин смерти (болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы) в последние годы наиболее значительно возросла смертность от травм и отравлений. В ближайшие годы нет оснований ожидать резкого изменения этой неблагоприятной тенденции с ее определяющим влиянием на структуру и объем деятельности учреждений здравоохранения.

Сегодня показатель младенческой смертности в России в 2 раза превышает аналогичные показатели развитых стран. Сохранение здоровья родившихся все более будет связано с устранением сложных по характеру болезней перинатального периода и врожденных пороков развития. Современная диагностика этих состояний, формирующихся в период внутриутробного развития плода и обусловленных состоянием здоровья матери, требует организации хорошо оснащенной медико-генетической перинатальной службы, как это сделано в экономически развитых странах еще в 1970-е годы, что и позволило тогда осуществить качественный скачок в снижении перинатальной смертности.

Эти медико-демографические процессы сказываются на средней продолжительности предстоящей жизни, которая после длительной стабилизации на уровне 70 лет составила в 2011 г. для всего населения 68,8 лет (для мужчин 64, для женщин 74,9 года).

Неблагоприятное развитие процессов воспроизводства населения усугубляет проблемы его возрастного состава. К началу 1993 г. доля лиц пенсионного возраста приблизилась к 20%. В ряде областей центральной и северо-западной части России пожилое население превышает численность детей и подростков, что особенно остро ставит проблемы жизненного и медицинского обеспечения пожилых контингентов.

В последнее время наблюдается тенденция роста некоторых групп заболеваний при стабилизации общих показателей заболеваемости населения. Происходит замещение одних болезней другими, а в ряде территорий наблюдается снижение регистрируемого уровня общего показателя заболеваемости в связи со снижением посещаемости врачей. Последнее связывают с повышенным риском увольнения в связи с болезнью.

Современная патология российского населения характеризуется комплексностью и сочетанностью патологических проявлений. Около 20% детей имеют четыре и более заболеваний в течение года. У взрослых доля лиц с сочетанной хронической патологией составляет 40—45%. Поэтому важен систематический мониторинг физического развития детей, среди которых нарастает доля имеющих сложные отклонения. Поэтому усредненные уровни заболеваемости, особенно в условиях медицинского страхования, должны дополняться всесторонними описаниями состава населения типичного врачебного участка, в которых существенное место будут занимать группы здорового населения с другими потребностями в медицинской помощи.

Анализ динамики показателей инвалидности свидетельствует о том, что среди впервые признанных инвалидами каждый пятый утратил трудоспособность в возрасте моложе 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины). Система медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов в стране малоэффективна. Накопление в составе населения пожилых контингентов и инвалидов предполагает развитие соответствующих служб (гериатрия, реабилитология), а более тяжелая,

чем прежде, заболеваемость населения требует более высокого уровня медицинской помощи.

Тенденции в здоровье населения достаточно полно отражают меняющийся уровень социально-экономического развития страны. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социальные корни, включая региональные аспекты условий производства, экологии, уклада жизни, социальной защиты различных групп населения. Прежде всего это социальная напряженность, стрессо-генные ситуации, в том числе социальное расслоение. Усиление миграционных потоков по политическим и этническим мотивам приводит к нарастанию жизненно важных проблем у значительной части населения. Мигрантам свойственна большая невротизация, более высокий уровень заболеваемости социально значимыми болезнями, повышенный травматизм, худшие характеристики здоровья мигрирующих с родителями детей в условиях практического отсутствия соответствующей системы оказания им медицинской помощи.

Решение проблем, связанных с состоянием здоровья населения, возможно лишь при последовательном улучшении условий жизни граждан, обеспечении их благополучия в течение достаточно продолжительного времени.

Политика государства в области здравоохранения должна быть скорректирована в соответствии с сегодняшней ситуацией и сложившимися социально-экономическими условиями. К основным стратегическим направлениям политики Российского государства в области здравоохранения относятся:

— завершение структурной перестройки отрасли в условиях рыночных отношений;

— обеспечение необходимой государственной поддержки системы здравоохранения для защиты интересов граждан в получении медицинской помощи;

— создание, поддержка и регулирование многоуклад-ности здравоохранения и разнообразия его форм, включая государственное и региональное, деятельность фондов и ассоциаций, обязательное и добровольное медицинское страхование, частную медицинскую практику.

Государственный сектор здравоохранения обеспечивает населению необходимый оптимум медицинских услуг и принимает долевое участие в обязательном медицинском страховании.

Региональный сектор здравоохранения базируется на региональной форме собственности и управляется местной администрацией. Именно региональной системой здравоохранения оказывается населению основной объем первичной медико-санитарной помощи, включая ее финансовое обеспечение.

Учитывая, что уровень благосостояния большинства граждан РФ невысок и не позволяет оплачивать медицинскую помощь, государство регламентирует или лимитирует долю платных медицинских услуг в сфере здравоохранения. Тем самым государство гарантирует, что частная медицинская практика не вытеснит государственный сектор здравоохранения в условиях мно-гоукладности и равенства всех форм собственности в здравоохранении.

Юридическое признание сектора частной медицинской практики как неотъемлемой части системы российского здравоохранения требует проведения комплексных медицинских, социально-гигиенических и экономических исследований этой проблемы.

Стратегия государственной политики в области здравоохранения нацелена на обеспечение сбалансированности развития всех секторов здравоохранения независимо от форм их собственности. Государство не-

сет ответственность за обеспечение охраны здоровья граждан России и создание соответствующих условий для оптимального и эффективного функционирования системы здравоохранения.

Совершенствование системы управления здравоохранением осуществляется через ее децентрализацию и построение сбалансированной структуры стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи населению.

Децентрализованная система управления здравоохранением перераспределяет функции экономической и социальной ответственности между различными уровнями управления (региональный, территориальный местный) и отдельными структурными звеньями оказания медицинской помощи населению, позволяет сформировать и развить региональный подход к разработке общегосударственных программ и повышает роль местных органов власти в управлении здравоохранением. Это создает условия для применения в управлении здравоохранением межсекторальных подходов при сохранении методической и программной централизованной координации медицинской деятельности в отрасли.

Децентрализация здравоохранения проводится в целях создания более адаптивной системы в зависимости от уровня социально-экономического развития, показателей заболеваемости, нетрудоспособности и демографической ситуации на территории. Важными критериями служат возрастно-половая структура населения и соответствующий объем медицинской помощи, стоимость лечения, лекарственное обеспечение, материально-техническая оснащенность лечебно-профилактических учреждений.

Принципиально новые подходы к планированию здравоохранения определяются существующими механизмами рыночной экономики, потребностью в разработке не только перспектив развития отрасли, но и темпов интенсификации, децентрализации их деятельности с учетом конъюнктуры спроса и предложения.

Планирование и оценка деятельности учреждений здравоохранения в современных условиях требует наряду с такими показателями, как койко-место и поликлиническое посещение, использования качественных показателей, отражающих динамику состояния здоровья населения и удовлетворенности медицинской помощью. Наряду с традиционными подходами оно предполагает учет экономических условий и постоянный мониторинг спроса и предложения медицинских услуг, что позволит практически каждому учреждению корректировать обеспечение населения соответствующими видами медицинской помощи и самостоятельно определять организацию своей деятельности и формы удовлетворения потребностей населения в медицинских услугах.

Важным механизмом управления и планирования здравоохранения является финансирование. В настоящее время уровень расходов на здравоохранение не достигает даже рекомендуемого ВОЗ минимума в 5% ВНП. Имеющиеся ресурсы нередко используются нерационально и неэффективно. Положение усугубляется влиянием инфляционных процессов. Поэтому финансирование здравоохранения из государственного бюджета необходимо привести в соответствие к уровню, характерному для индустриально развитых стран.

Наряду с государственным бюджетным финансированием одним из основных источников финансирования здравоохранения в современных условиях является обязательное медицинское страхование с функциями контроля качества и экономической заинтересованности в здоровье.

Другим важным источником финансирования здравоохранения должно быть добровольное медицинское

страхование, которое позволяет за счет предприятий и фондов удовлетворить групповые или индивидуальные потребности граждан в медицинской помощи сверх предусмотренной обязательным медицинским страхованием. Государство несет ответственность и берет на себя обязанность регламентировать объем частных медицинских услуг с учетом темпов развития добровольного индивидуального медицинского страхования граждан. Кроме того, граждане имеют право на получение медицинских дополнительных услуг за счет личных средств. Однако высокие коммерческие цены на медицинскую помощь ограничивают спрос на платные медицинские услуги в основном во внебольничной помощи. Дополнительным источником финансирования являются специальные дотации конкретным учреждениям здравоохранения от различных коммерческих структур (спонсорские вклады), промышленных предприятий, отдельных граждан и общественных организаций Российской Федерации и других стран.

С целью соблюдения равной доступности медицинской помощи для всех граждан и эффективного использования поступающих средств механизмы распределения ресурсов и финансирования медицинских учреждений должны быть изменены, в качестве критерия может быть принят уровень подушевого дохода.

Эффективное использование ресурсов и создание системы стимулов повышения качества работы медицинского персонала обеспечивается изменением характера финансирования медицинских учреждений. Амбула-торно-поликлинические учреждения финансируются в основном по числу обслуживаемых граждан. Больницы финансируются из расчета на одного пациента в соответствии с системой диагностически связанных групп, обеспечивающей применение прогрессивных технологий. Медицинские учреждения, оказывающие помощь при социально значимых заболеваниях, а также служба скорой медицинской помощи получают бюджетное финансирование в сочетании с доплатами за объем и качество выполненной работы.

Действенность мер, направленных на улучшение и повышение эффективности управления, планирования и финансирования здравоохранения достигается только при адекватном информационном обеспечении здравоохранения различных иерархических уровней управления здравоохранением по определению объема, характера и периодичности поступления информации, уточнению перечня показателей, необходимых для обеспечения эффективной деятельности системы здравоохранения.

Действующая система медицинской статистики нуждается в дополнении системным анализом здравоохранения, разработкой моделей деятельности служб и учреждений, что позволит не только определить оптимальные объемы и характер информации, необходимой для управления на каждом уровне системы, но и учесть социальные, экономические и экологические факторы при разработке научно-практических программ борьбы с основными заболеваниями.

Система информационного обеспечения здравоохранения нуждается в государственной поддержке приоритетных направлений научно-исследовательских работ в этой области, в том числе опережающего развития моделирования медико-демографических процессов и систем управления лечебно-профилактическими учреждениями.

Важная роль в развитии отечественного здравоохранения принадлежит научным исследованиям в области медицины и социальной гигиены, которые обеспечивают обоснование и разработку как политики здравоохранения, так и целевых программ по охране здоровья

граждан, профилактике и лечению заболеваний, по реабилитации. Организация этой деятельности требует политической, социальной, экономической, финансовой и правовой поддержки на всех уровнях государственного управления. При этом особое внимание следует уделять разработке соответствующей стратегии научных исследований, которая позволит устанавливать их приоритетные направления, определять и выделять необходимые и достаточные материальные, финансовые и кадровые ресурсы, а в дальнейшем осуществлять мероприятия, направленные на улучшение и охрану здоровья граждан.

Обязательным условием успешной реализации этой стратегии является создание механизмов по обеспечению эффективного применения научного знания при разработке политики и программ в области здравоохранения. Не менее важно участие представителей всех научных дисциплин, занимающихся вопросами охраны здоровья, в планировании и координации научных исследований на всех уровнях государственного управления.

В то же время децентрализация управления здравоохранением повышает самостоятельность и ответственность регионов и территорий за использование достижений медицинской науки в охране и укреплении здоровья граждан. В этих условиях наиболее эффективным является создание научно-исследовательских подразделений на базе местных медицинских вузов и научных учреждений. Своевременное решение проблем, стоящих перед отечественным здравоохранением, невозможно без проведения научных исследований в области политики здравоохранения, которые должны стать постоянным фактором, определяющим стратегию и тактику охраны здоровья граждан России. Приоритет в этой области следует отдать изучению взаимосвязей между целями и способами осуществления политики здравоохранения, здоровьем людей и факторов, влияющих на ее реализацию, роли других секторов в области здравоохранения, в том числе взаимодействия между государственным и частным секторами, организационных и административных структур федеральных, региональных, территориальных и местных систем оказания медицинской помощи, экономической результативности служб здравоохранения и качества медико-санитарной помощи населению.

Новый уровень медицинского обеспечения населения может быть достигнут за счет приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, призванной

обеспечить удовлетворение основных медицинских потребностей населения путем организации соответствующих доступных служб, максимально приближенных к месту проживания граждан.

Ведущим медицинским учреждением городского и районного уровня является многопрофильный консультативно-лечебно-диагностический комплекс, в состав которого входят многопрофильная консультативно-диагностическая поликлиника с автоматизированным первичным скринингом состояния здоровья населения, лабораторно-диагностическая служба, общая для поликлиники и больницы.

Система оказания специализированной медицинской помощи определяется заболеваемостью, структурой городского и сельского населения, уровнем развития специализации помощи и социально-экономической целесообразностью. Создаваемые и функционирующие учреждения высокотехнологичной медицинской помощи предусматривают преемственность в работе и определение объемов лечебно-диагностического обслуживания пациентов на разных этапах.

Оценка качества медицинской помощи населению проводится на основе анализа результатов лечебно-диагностической деятельности как отдельных медицинских работников, подразделений, учреждений, так и территории в целом. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений должны гарантировать осуществление стандартов качества оказываемой медицинской помощи.

Важное место в обеспечении качества и эффективности медицинской помощи населению принадлежит санитарно-эпидемиологической службе, которая осуществляет научное обоснование, и контроль за реализацией всеми секторами национальной экономики мер по первичной профилактике болезней и укреплению здоровья населения в соответствии с региональными особенностями и потребностью в сохранении санитарного благополучия.

Ближайшими задачами здравоохранения Российской Федерации являются автономное управление и государственное регламентирование влияния общественного и частного секторов, финансовые ресурсы, финансирование медицинских потребностей. Это позволит здравоохранению России все более активно и эффективно влиять на поддержание и укрепление здоровья населения.

Поступила 05.07.13

© Коллектив авторов, 2013

УДК 614.2:616.1-036.88]:312.2(470+571)

Т.М. Максимова, В. Б. Белов, Н.П. Лушкина

СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ

ФГБУ Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, 105064, Москва, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смертность населения определяется как уровнем заболеваемости, так и уровнем медицинской помощи при возникновении заболевания.

На основе изучения баз данных установлено, что смертность населения России от болезней системы кровообращения в целом и основных заболеваний, входящих в этот класс (100—199 по МКБ-10), значительно выше, чем в странах Европы.

В России отмечено увеличение числа случаев госпитализации на одного умершего от этих причин больного, но этот показатель был ниже соответствующих показателей, характеризующих уровень госпитализации в странах ЕС. Для снижения смертности от этой патологии в России необходимо расширять показания к госпитализации.

Ключевые слова: болезни системы кровообращения, смертность, госпитализация

Максимова Тамара Михайловна, tmaximova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.