Научная статья на тему 'Концепция развития здравоохранения Липецкой области на 2001-2005 годы и на период до 2010 года'

Концепция развития здравоохранения Липецкой области на 2001-2005 годы и на период до 2010 года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Национальный проект «Здоровье» предполагает дальнейшее развитие системы здравоохранения в регионах России. Это находит отражение в решениях органов государственной власти субъектов РФ, направленных на повышение эффективности социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция развития здравоохранения Липецкой области на 2001-2005 годы и на период до 2010 года»

УДК 614(470.322)

Концепция развития здравоохранения Липецкой области на 2001-2005 годы и на период до 2010 года

Национальный проект "Здоровье" предполагает дальнейшее развитие системы здравоохранения в регионах России. Это находит отражение в решениях органов государственной власти субъектов РФ, направленных на повышение эффективности социальной политики.

Ключевые слова: приоритетные направления развития здравоохранения, государственные гарантии медицинской помощи, лекарственное обеспечение, социальная база здравоохранения.

Concept of development of the public health system in the Lipetsk region for 2001-2005 and for the period till 2010

National project "Health" supposed further development of the public health system in the regions of Russia. This fact is reflected in the decisions of state power bodies of the subjects of RF, directed to social policy effectiveness rising.

Keywords: priority-oriented direction of public health service development, state guarantees of medical aid, provision of medicines, social base of public health service.

1. Введение

2. Основные направления развития системы здравоохранения

3. Совершенствование организации медицинской помощи

4. Совершенствование системы финансирования здравоохранения

5. Организация здравоохранения

6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия

7. Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи

8. Развитие медицинской науки и внедрение ее достижений

9. Совершенствование медицинского образования и кадровой политики

10. Совершенствование лекарственного обеспечения, гарантии в области лекарственной помощи населению

11. Расширение социальной базы здравоохранения

1. Введение

В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают в полной мере население бесплатными медицинскими услугами. Вместе с тем имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются недостаточно эффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. Растет социальная напряженность из-за распространения теневой стороны оплаты медицинских услуг В связи с этим необходимо продолжение реформирования здравоохранения.

2. Основные направления развития системы здравоохранения

Целями Концепции развития здравоохранения Липецкой области являются:

• Стабилизация показателей здоровья населения путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение обра-

за жизни людей, формирование у них приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.

• Проведение мероприятий,направленных на коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые обусловливают высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы), злокачественных образований, инфекций.

• Проведение мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди детей и женщин детородного возраста.

• Снижение распространенности социально обусловленных заболеваний (туберкулеза, наркомании, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе передающихся половым путем).

• Развитие профилактики заболеваний, системы активного сохранения трудоспособности здорового человека.

• Формирование реального механизма ресурсного обеспечения приоритетных направлений развития здравоохранения.

• Развитие профилактики заболеваний как системы активного сохранения здоровья здорового человека.

• Расширение пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения, формирование навыков здорового образа жизни, понимания необходимости позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, повышение санитарно-гигиенической культуры.

• Содействие расширению понимания населением ценности здоровья и воплощение этого в соответствующее поведение населения страны.

• Всемерное развитие медицинской науки и передовых медицинских технологий, развитие информационных технологий.

• Обеспечение потребности населения в лекарственных средствах и медицинских изделиях.

• Формирование системы медико-социального страхования.

• Определение ценовой политики в области рынка медицинских услуг.

• Введение системы страхования профессиональной ответственности и повы-

шение социальной защищенности медицинских работников.

• Формирование системы медицинской реабилитации и развитие санаторно-курортных видов лечения.

• Расширение организационно-правовых форм организаций здравоохранения.

Реализация Концепции основана на следующих принципах:

• всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;

• профилактическая направленность;

• экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;

• активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.

В сложившихся условиях приобретают важное значение:

• реализация государственной политики в области здравоохранения и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию; обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения;

• развитие негосударственного сектора в здравоохранении;

• совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;

• разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;

• проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений - максимальный медицинский, социальный и экономический эффект на единицу затрат;

• повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;

• повышение социальной защищенности медицинских работников;

• привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации госу-

дарственной политики в области здравоохранения;

• совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;

• повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.

3. Совершенствование организации медицинской помощи

Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.

Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т.д.

Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:

• интенсивное лечение - до 20 процентов;

• восстановительное лечение - до 45 процентов;

• длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20 процентов;

• медико-социальная помощь - до 15 процентов.

Шире использовать дневные формы пребывания пациентов в стационарах.

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь

приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня финансирования и управления учреждениями здравоохранения.

Повышению качества медицинской помощи будет способствовать дальнейшее внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликли-нических, так и в больничных учреждениях.

Требуется принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.

Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Требуют государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии и кардиохирургии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению требуется сформировать на базе центральных районных больниц лечебно-диагностические комплексы, включающие в себя муниципальные сельские медицинские учреждения, развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консульта-

тивной помощи, создавать и развивать межрайонные клинико-диагностические центры.

Необходимо осуществить интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативно-правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения.

При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важную роль будет играть формирующийся частный сектор. Создание условий для его развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Участие медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.

Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах использования имущества, оплаты труда персонала.

4. Совершенствование системы финансирования здравоохранения

Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.

Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.

В этих целях необходимо: • совершенствовать правовые механизмы, обеспечивающие безусловное соблюдение соответствия объемов и условий обязательного медицинского страхования населения финансовому обеспечению;

• совершенствовать методики формирования тарифов на медицинские услуги;

• определить механизмы финансового покрытия части затрат на оказание медицинской помощи гражданам на основе развития добровольного медицинского страхования;

• способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг.

Для обеспечения целевого и эффективного использования средств, выделяемых на здравоохранение, необходимо:

• обеспечение более строгого контроля за их расходованием, а также за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций здравоохранения;

• совершенствование системы учета средств, получаемых учреждениями здравоохранения, в том числе за оказание платных медицинских услуг, а также их использование;

• совершенствование конкурсной системы закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

• органам исполнительной власти и местного самоуправления, фонду обязательного медицинского страхования, страховым медицинским организациям, медицинским учреждениям публиковать в обязательном порядке ежегодные отчеты о расходовании средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов.

Провести подготовительные и организационные мероприятия по внедрению единой системы обязательного медико-социального страхования.

5. Организация здравоохранения

В целях совершенствования оказания медицинской помощи необходимо обеспечить исполнение федеральных законов о государственном, муниципальном и частном здравоохранении.

Главными задачами организации здравоохранения должны быть:

• развитие здравоохранения с учетом территориальных особенностей;

• разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории области.

Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказать система единого медико-социального страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий.

Основой планирования станут федеральные программы развития здравоохранения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период и включающие в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• федеральные целевые программы развития здравоохранения;

• программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Для обеспечения единого (базового) уровня государственных гарантий в здравоохранении должно быть обеспечено исполнение медико-социальных стандартов, в том числе: основные показатели обеспеченности населения больничными и амбу-латорно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним медицинским персоналом; нормативы подушевого финансирования здравоохранения.

При формировании программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью должны быть определены: показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения; объемы финансирования за счет средств бюджета здравоохранения и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий; общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения; мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения; основные направления профилактической деятельности.

Должны быть утверждены нормативы затрат по амбулаторному и стационарному лечению. На основе этих нормативов и

показателей заболеваемости определяется структура медицинской помощи населению.

Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью должна служить основой для формирования муниципальных программ, содержащих показатели объема деятельности учреждений здравоохранения и их финансирования на муниципальных уровнях.

Органы исполнительной власти всех уровней обязаны контролировать исполнение соответствующих программ, что повысит эффективность организации здравоохранения.

Необходимо привлечение ведомственных медицинских учреждений для реализации программы государственных гарантий, что позволит эффективно использовать финансовые материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения государства ко всем гражданам независимо от места их работы, уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты ведомств.

6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия

Развитие и совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы является важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения области.

Обеспечение эффективного функционирования службы состоит в разработке и реализации государственной программы ее развития, предусматривающей приведение организационной структуры, управления, ресурсного и научного обеспечения службы, организации ее деятельности в соответствие с задачами и функциями.

Требуется продолжить реорганизацию структуры учреждений службы в соответствии с ранее утвержденной концепцией перестройки центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Необходимо обеспечить: • четкое разграничение функций государственного санитарно-эпидемиологического надзора и санитарно-эпидемиологической деятельности между организациями службы и лечебно-профилактическими учреждениями;

• охрану территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ;

• внедрение новых научных разработок;

• усиление взаимодействия с другими контрольными и надзорными органами;

• совершенствование экономического механизма деятельности и разработку критериев нормативного финансирования учреждений;

• совершенствование законодательной базы в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора. укрепление организационно-правового статуса службы;

• реорганизацию системы гигиенического воспитания и образования населения, формирование системы самооздоровления населения.

7. Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи

Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи должны быть обеспечены за счет средств соответствующих бюджетов, платежей по обязательному медицинскому страхованию (медико-социальному страхованию) и других поступлений. Для этого необходимо обеспечение выполнения программы государственных гарантий по предоставлению гражданам области бесплатной медицинской помощи, которая должна содержать:

• перечень соответствующих видов медицинской помощи;

• объемы медицинской помощи;

• базовую программу обязательного медицинского страхования как составную часть программы государственных гарантий;

• подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

8. Развитие медицинской науки и внедрение ее достижений

Основными задачами медицинской науки должны быть:

• формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения, разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями:

• использование полученных на основе фундаментальных исследований новых знаний о здоровом и больном организме человека, его жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды;

• разработка новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека;

• разработка новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением;

• развитие региональных научно-практических подразделений,разработка программ и проведение исследований;

• расширение связей между наукой и практическим здравоохранением;

• защита прав интеллектуальной собственности исследователей на результаты научной деятельности.

9. Совершенствование медицинского образования и кадровой политики

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения.

Необходимо совершенствовать систему итоговой государственной аттестации выпускников медицинских образовательных учреждений.

Подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач - медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних.

Следует распространять практику формирования целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.

В целях включения медицинских работников в работу по реформированию здравоохранения необходимо:

• совершенствовать систему оплаты труда работников здравоохранения с учетом сложности, объемов и качества лечебно-профилактической работы;

• устанавливать и индексировать заработную плату работников здравоохранения в размерах не ниже прожиточного минимума;

• регулярно пересматривать размеры тарифов на медицинские услуги.

В области обеспечения охраны труда медицинских работников необходимо:

• обеспечить исполнение нормативных документов по безопасности труда в учреждениях здравоохранения;

• организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей органов управления и учреждений здравоохранения.

10. Совершенствование лекарственного обеспечения, гарантии в области лекарственной помощи населению

Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном качественном ассортименте и объеме по доступным ценам.

Реализацию этой политики следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг.

В целях обеспечения безопасного применения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения необходимо постоянное усовершенствование существующей контрольно-разрешительной системы экспертизы, стандартизации и государственного контроля.

Основным направлением реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам должно быть лекарственное, в том числе льготное, обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий.

На этапе амбулаторного лечения:

• упорядочение льгот отдельным категориям граждан и обеспечение адресного предоставления на льготных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

• формирование в рамках государственных и муниципальных заказов списков лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного обеспечения граждан;

• формирование в рамках государственных и муниципальных заказов перечней и объемов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний.

На этапе стационарного лечения - бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных в программах государственных гарантий.

В целях эффективного расходования государственных средств, направляемых на льготное обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, предусматриваются разработка и внедрение системы учета и контроля этих средств, создание условий, обеспечивающих заинтересованность граждан в рациональном использовании льгот лекарственному обеспечению.

В области оптовых закупок и розничной продажи лекарственных средств следует:

• осуществлять эти закупки и продажи на конкурсной основе и обеспечивать гласность в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств;

• обеспечивать безопасность, эффективность и качество лекарственных средств путем отбора, стандартизации и контроля за соблюдением стандартов;

• обеспечивать наличие широкого ассортимента лекарственных средств в розничной продаже, в стационарной сети - по программам государственных гарантий.

11. Расширение социальной базы здравоохранения

К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи необходимо привлекать непрофессиональные общественные организации и профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, а также отдельных граждан, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально не защищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациен-

тов, развивать принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.

Работа по расширению социальной базы здравоохранения должна осуществляться по следующим направлениям:

• поиск действенных форм сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями;

• привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;

• создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни, усиление контроля за рекла-

мой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;

• содействие в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;

• работа среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству и отцовству;

• создание системы подготовки работников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других специальностей служб для оказания первой медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.