Научная статья на тему 'Правовое обеспечение регионального здравоохранения (сообщение 2)'

Правовое обеспечение регионального здравоохранения (сообщение 2) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / MEDICAL LAW / REGIONAL PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губин Георгий Иннокентьевич

Цивилизованное решение региональных проблем охраны здоровья населения невозможно без наличия соответствующей законодательной базы. Описывается юридическая конструкция законопроекта «О здравоохранении Иркутской области» для создания правовой базы функционирования областного здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support of regional public health (report 2)

A civilized decision of regional problems of population health protection is impossible without the proper legistative base. This article presents a juristically draft of «Irkutsk Regional Public Health» bill for creation of regional public health functioning legal basis.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение регионального здравоохранения (сообщение 2)»

Вопросы практического здравоохранения п случаи из практики

©ГУБИН Г.И. - 1999 УДК 616.329-089

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

(сообщение 2)

ГЛ. Губин

(Областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье», глав, врач - к.м.н. Г.И. Губин)

Резюме. Цивилизованное решение региональных проблем охраны здоровья населения невозможно без наличия соответствующей законодательной базы. Описывается юридическая конструкция законопроекта «О здравоохранении Иркутской области» для создания правовой базы функционирования областного здравоохранения.

Правовые основы системы финансирования здравоохранения региона

Этот параграф является структурным продолжением Законопроекта о здравоохранении Иркутской области и логически представляет собой один из его разделов «Система финансирования здравоохранения Иркутской области».

В данном разделе Законопроекта изложены вопросы регулирования отношений органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, медицинского страхования в области планирования и финансового обеспечения здравоохранения в Иркутской области, которые не урегулированы федеральным законодательством или иными федеральными нормативными правовыми актами.

Финансирование здравоохранения области осуществляется за счет: бюджетов всех уровней;

- средств обязательного медицинского страхования;

средств добровольного медицинского страхования;

средств хозяйствующих субъектов; личных средств граждан; благотворительных взносов;

- иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

Эти источники должны обеспечивать адекватное финансирование медицинской и лекарственной помощи в соответствии с утвержденными финансовыми нормативами в объеме и на условиях государственных гарантий, а также финансирование сервисных услуг здравоохранения для

групп населения, определенных Территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Государственные гарантии предоставления населению медицинской, оздоровительно-профилактической и лекарственной помощи обеспечиваются за счет бюджетных источников и средств обязательного медицинского страхования. Объем государственных гарантий утверждается Законодательным собранием области одновременно с рассмотрением областного бюджета.

Планирование осуществляется в форме областных программ по обеспечению населения медицинской помощью и развития здравоохранения, которые утверждаются Законодательным Собранием Иркутской области. Планирование и финансирование системы здравоохранения Иркутской области направлено на обеспечение профилактических мероприятий и осуществление эффективного санитарно-эпидемиологического надзора.

Основной объем первичной медицинской помощи население области получает на муниципальном уровне, который характеризуется значительной автономией и напрямую не подчинен исполнительной власти ни Российской Федерации, ни области.

На областном уровне основные задачи планирования заключаются в определении стратегии развития здравоохранения региона на основе анализа состояния здоровья населения Иркутской области, разработке и организации выполнения региональных целевых программ здравоохранения и развития системы оказания медицинской помощи.

Областные программы служат основой для формирования муниципальных заказов, содержащих объемные и финансовые показатели деятельности всех муниципальных медицинских учреждений. Тем самым создается основа для введения в действие единой системы планирования медицинской помощи с привлечением всех источников финансирования.

Органы управления здравоохранения контролируют выполнение программ государственных гарантий и муниципальных заказов, анализируют ход и степень их реализации. Тем самым будет восстановлено утраченное единство и эффективность системы управления здравоохранением области.

Для повышения эффективности системы здравоохранения региона основной задачей системы обязательного медицинского страхования следует установить реализацию планов финансирования оказания медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий и муниципальных заказов. Необходимо создать единую областную систему планирования капитальных вложений в здравоохранение и приобретения медицинской техники, дорогостоящего оборудования и иных ресурсов, необходимых здравоохранению области на всех уровнях.

Гарантии государственной власти Иркутской области по финансированию здравоохранения подкрепляются:

- реализацией государственных минимальных социальных и других государственных стандартов, областной тарифной системой, нормативами, установленными в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Иркутской области в областных программах оказания медицинской помощи и развития здравоохранения;

закреплением в бюджете защищенности расходных статей и объемов финансирования, предусмотренных утвержденными областными программами оказания медицинской помощи и развития системы здравоохранения;

- законодательным установлением обязательного минимального уровня бюджетного финансирования содержания и развития системы оказания медицинской помощи, а также иными финансово-экономическими, правовыми и организационными мерами по обеспечению финансовых потребностей медицинской помощи.

В бюджете Иркутской области закрепляются стабильные источники финансирования гарантированной медицинской помощи. Расходы по содержанию государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Иркутской области по части, не обеспеченной областной программой оказания медицинской помощи и средствами обязательного медицинского страхования, должны финансироваться из государственного и муниципального бюджетов.

Законодательным Собранием Иркутской области устанавливается перечень местных налогов, сборов и штрафов. Из которых образуются

резервные и целевые бюджетные фонды финансирования медицинской помощи и развития здравоохранения; льготы по налогам, сборам и иным платежам в бюджет для учреждений здравоохранения.

В Иркутской области устанавливается обязательный единый минимальный уровень бюджетного финансирования здравоохранения. Доля бюджетных расходов на финансирование здравоохранения, включая платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения и развитие здравоохранения составляет фиксированный процент от расходной части бюджета региона.

В Иркутской области гарантируется защищенность обязательного минимального уровня бюджетного финансирования здравоохранения, включая платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Регулярно проводится индексация размеров бюджетного финансирования здравоохранения.

Одной из основных задач системы финансирования здравоохранения Иркутской области является обеспечение на всей его территории возможности реализации Программы государственных гарантий по обеспечению населения области медицинской помощью.

Для региона определяется величина среднедушевого финансирования, обеспечивающая реализацию базовой программы государственного заказа. Среднедушевой норматив регулируется областными бюджетными трансфертами и частью средств областного фонда ОМС. Оплата всех видов лечебно-профилактической помощи в объеме государственных гаоантий проводится за счет всех источников финансирования.

Система финансирования здравоохранения области должна исходить из использования финансовых ресурсов не только как средств оплаты медицинских услуг, но и как инструмент управления качеством медицинской помощи и ее соци-ально-медицинской эффективностью. Важная роль в этом будет отведена экономической заинтересованности первичного звена медико-санитарной помощи в оптимизации оказания медицинской помощи на всех ее этапах и развитию стационарозамещающих технологий.

Совершенствование системы финансирования здравоохранения области потребует:

повышения эффективности системы ОМС; обеспечения целевых программ и инфраструктуры здравоохранения области и муниципальным бюджетным финансированием для решения приоритетных задач развития здравоохранения и контроля их целевого и эффективного использования;

подготовка и принятие законодательных актов на уровне области, обеспечивающих безусловное соблюдение соответствия объемов и условий программы обязательного медицинского страхования населения и ее финансового обеспечения;

поддержки тарифов на медицинские услуги на уровне, обеспечивающем все виды общественно необходимых затрат на их производство и ограничения тарифов на медицинские услуги монополистов рынка медицинских услуг;

- разработки механизмов личного участия больных в затратах на медицинскую помощь (непосредственное участие граждан в финансировании медицинской помощи сверх гарантированных объемов, развитие системы добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг, оказываемых помимо государственных гарантий);

льготного налогообложения деятельности всех некоммерческих организаций здравоохранения любых форм собственности; освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от налога на ту часть прибыли, которая направляется на цели здравоохранения;

исключения из совокупного годового налогообложения дохода граждан средств, направляемых ими на добровольное медицинское страхование и оплату медицинских услуг в установленном законом пределах; введения специальных налогов на производство и торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями с направлением собранных средств на финансирование целевых программ профилактики заболеваний причинно связанных с употреблением алкоголя и табака;

- обеспечения «прозрачности» финансовых потоков при реализации государственных программ и муниципальных заказов.

Правовые основы обеспечения качества

медицинской помощи Этот параграф структурно входит в заключительную часть предлагаемого Законопроекта о здравоохранении Иркутской области.

Ответственность за обеспечение качества медицинской помощи несут органы управления системой оказания медицинской помощи, организации, предоставляющие медицинские услуги, медицинские работники, непосредственно оказывающие эти услуги.

Контроль качества медицинской помощи осуществляется в целях обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.

Система контроля качества медицинской помощи населению Иркутской ооласти представлена ведомственным контролем.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями и

главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения.

Вневедомственный контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, а также физических лиц, осуществляют:

- лицензионно-аккредитационные комиссии; профессиональные врачебные ассоциации;

- страховые медицинские организации;

- территориальные фонды обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функций страховщика); страхователи;

- исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации; общества (ассоциации) защиты прав потребителей.

Результаты деятельности ведомственного контроля медицинской помощи используются и сопоставляются с данными вневедомственной экспертизы.

Контроль качества медицинской помощи населению Иркутской области осуществляется на основании Положения о системе контроля качества медицинской помощи, утверждаемого совместным приказом Комитета здравоохранения администрации области и ТФОМС.

Лицензированию и аккредитации подлежат все медицинские организации независимо от формы собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой.

Предлагаемая концепция Законопроекта устанавливает нормы, закрепляющие правовые, экономические, финансовые и социальные основы здравоохранения Иркутской области. Региональный Закон направлен на:

- обеспечение конституционального права граждан на бесплатную, доступную, качественную медицинскую помощь и лекарственное, в тоМ числе бесплатное и на льготных условиях, обеспечение;

создание санитарно-эпидемиологического благополучия в ооласти;

- совершенствование управления системами здравоохранения в регионе;

- усиление ответственности всех государственных органов и органов местного самоуправления за обеспечение деятельности систем здравоохранения в соответствии с потребностями населения и действующим законодательством.

LEGAL SUPPORT OF REGIONAL PUBLIC HEALTH

(Report 2)

G.I. Gubin

( Regional Medical Sports Health centre «Zdorovje» )

A civilized decision of regional problems of population health protection is impossible without the proper legistative base. This article presents a juristically draft of «Irkutsk Regional Public Health» bill for creation of regional public health functioning legal basis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.