создание учебных курсов, ориентированных на формирование целостных представлений о физической картине мира является необходимым условием эффективности этого процесса. Оно отражает замечательное и фундаментальное единство современного развития физики и математики.
Литература
1. Арнольд В. И. Математическая безграмотность губительнее костров инквизиции // Известия. 1998. 16 янв.
2. Голубева О. Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования / / Высшее образование в России. 1994. № 4.
3. Мануйлов В. Ф., Митин Б. С. Инженерное образование на пороге
XXI в. М., Изд. дом Русанова, 1996. 224 с.
4. Михалкин В. С. Новый общенаучный курс // Высшее образование
в России. 2002. № 5. С. 110-113.
5. Михалкин В. С. Основные концепции математического моделирования физических объектов и систем. Ижевск. Изд-во ИжГТУ, 1999. 147 с.
6. Суханов А. Д. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в государственных образовательных стандартах // Высшее образование в России. 1996. № 3.
7. Чебышев Н., Каган В. Основа развития современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 17-22.
8. Чебышев Н., Каган В. Терапия феномена «разрыва мышления» // Высшее образование в России. 1999. № 1.
9. Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. 2000. № 1.
УДК 377.032 ББК 74.571.2
О РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. М. Резер, М. С. Хохолуш
Ключевые слова: профессиональное образование, педагогические технологии, проблемное обучение, личностные качества, инструментальные ценности, терминальные ценности, сетевое обучение, творческая продуктивная деятельность.
Резюме: Авторы статьи считают, что подготовить молодого специалиста к жизни и деятельности в условиях постоянно меняющегося общества и технического прогресса возможно только путем развития потребностей и ценностных ориентаций у студентов в процессе профессиональной подготовки. Для этого необходимо использовать такие педагогические технологии, приемы, методы обучения, которые способствуют постоянному совершенствованию специалистов как в рамках учебного заведения, так и в будущей профессиональной деятельности.
В условиях реформирования системы профессионального образования и внедрения в учебный процесс новых образовательных стандартов особое значение имеет переход к новой концепции образования, обусловленной его модернизацией и предполагающей развитие будущего специалиста не только как профессионала, но и как личности. Цель образования в новых условиях состоит в том, чтобы подготовить человека к жизни и деятельности в условиях постоянно меняющегося общества и технического прогресса. Достижение этой цели возможно только путем развития потребностей и ценностных ориентаций у студентов в процессе профессиональной подготовки. Речь идет о развитии потребностей достаточно высокого уровня - социальных (взаимодействие, привязанность и др.), потребностей в уважении (самоуважение, уважение со стороны окружающих) и в самовыражении (реализация своих потенциальных возможностей). Развитие этих потребностей влечет за собой развитие и ценностных ориентаций (важнейших элементов внутренней структуры личности), обеспечивающих их устойчивость, образующих определенную ось сознания и в конечном итоге определяющих природу личности. Поэтому в подготовке специалистов системы профессионального образования и необходимо использовать такие педагогические технологии, приемы, методы обучения, которые способствуют постоянному совершенствованию специалиста как в рамках учебного заведения в период получения специальности, так и в будущей профессиональной деятельности. Большое значение в подготовке специалиста приобретает использование акмеологического подхода, предполагающего систематическую работу по достижению профессионального мастерства человеком. Подготовленный таким образом специалист может составить собственную акмеограмму, обозначить цели своей деятельности, определить пути достижения этой цели. В этом случае можно говорить о постоянном профессиональном развитии выпускников, о их сформировавшейся потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации, а, следовательно, в целом о реализации современной концепции образования.
В настоящее время в процессе образования меняется место и роль участников образовательного процесса. На смену объект-субъектным отношениям, характерным для традиционных образовательных систем, приходят
субъект-субъектные отношения. В процессе получения профессионального образования студенты являются не только объектом воздействия со стороны преподавателей, но и субъектами социальных отношений, активными участниками образовательного процесса, способными к творческой и продуктивной деятельности. В этом случае становится важным использование различных методов обучения, отдельных фрагментов современных педагогических технологий. Из них особо следует отметить те, которые реально способны воздействовать на развитие ценностных ориентаций, профессионально и личностно значимых качеств будущего специалиста. Мы представим некоторые из них.
1. Проблемное обучение, дающее возможность студентам решать определенные задачи на основе имеющихся знаний. Проблемное обучение может быть напрямую связано с ценностными ориентациями, сформировавшимися у человека на протяжении его жизнедеятельности и необходимыми для развития. Например, наши исследования (анкетирование, интервьюирование, пси-холого-педагогическая диагностика и мониторинг развития студента и др.) показали, что в иерархии терминальных ценностей студенты колледжа отводят первое место такой ценности, как здоровье. Это сформировавшаяся и самая главная ценность для них. А такая ценность, как творчество, у будущих медицинских работников оказывается в списке менее значимых ценностей. Поэтому в процессе обучения мы предлагаем студентам подготовить материал о необходимости человека вести здоровый образ жизни и выступить с ним перед школьниками и студентами системы профессионального образования. Предполагается, что, выполняя такое задание, студенты будут использовать имеющиеся у них медицинские знания, самостоятельно работать с дополнительной литературой, определять методы работы, обеспечивающие межличностные коммуникации. Таким образом, опираясь на сформированные ценности, например, здоровье, мы способствуем развитию пока еще менее значимых для студентов ценностей (творчество). Кроме этого, использование проблемного обучения предусматривает самостоятельную разработку студентами механизма и способов решения той или иной проблемы. В процессе такой обучающей деятельности у студентов пополняются не только знания, умения, навыки, но и развиваются ценностные ориентации. Например, такие терминальные ценности, как уверенность в себе, самостоятельность, независимость, стремление к общественному признанию, к уважению окружающих, товарищей по учебе, стремление работать над собой, расширять свое образование, кругозор, общую культуру, развиваться интеллектуально, стремление приносить пользу людям и другие ценности, играющие важнейшую роль в развитии личности. В процессе исследования нами установлено, что развитие терминальных ценностей у будущих медицинских работников способствует и развитию качеств как
личности (инструментальные ценности): образованность, ответственность, терпимость к чужому мнению, умение принять чужую точку зрения, дисциплинированность, умение добиваться своего, не отступать перед трудностями, способность здраво и логически мыслить, самостоятельно принимать решения, трудолюбие, продуктивность в работе, исполнительность, необходимые им в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности в качестве медицинского работника.
2. Обучение на основе конструирования, предполагающего использование творчества и фантазии студентов, умение их обсуждать проблему с различных позиций. При этой форме проблемного обучения преподаватель выступает в роли консультанта, оказывает помощь в случае необходимости, но при этом активно не управляет деятельностью студентов. В нашем случае примером такого обучения на занятиях по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического циклов в колледже может служить работа участников образовательного процесса по составлению социального портрета медицинского работника. Студентам предлагается составить социальный портрет медицинского работника, при этом они должны самостоятельно найти материал, определить социально-демографическую характеристику данной профессиональной группы и ее профессиональной деятельности; определить социальный статус профессии, профессиональную культуру; влияние профессии на образ жизни и развитие личности. При таком подходе в профессиональной подготовке в процессе работы у студентов совершенствуются учебные навыки - умение анализировать, обобщать полученные данные, умение логически и грамотно излагать свои мысли. Студенты самостоятельно приходят к выводам о значимости в своей будущей профессиональной деятельности определенных качеств личности, а это способствует развитию у них соответствующей системы ценностей. Будущие специалисты самостоятельно приходят к выводу о том, что в профессиональной деятельности медицинского работника особенно значимыми являются такие личностные качества, как доброта, чуткость, уважение иных вкусов, обычаев, традиции, аккуратность в делах, чистоплотность, трудолюбие, умение принимать логические и обдуманные решения, не отступать перед трудностями, добиваться поставленных целей и др. Таким образом, в нашем колледже студенты самостоятельно определяют для себя те качества, которые они должны развивать в себе, то есть определяют свои инструментальные ценности, понимают их значимость в будущей работе и стремятся им соответствовать.
3. Метод проектов, обучающий студентов постановке целей, планированию, выполнению целей, их оценке и одновременно вовлекающий их в сознательную и эффективную сферу деятельности. Студент самостоятельно органи-
зует свой учебный процесс. Данная проектная технология в целом ориентирована на применение актуализированных знаний студентов и приобретение ими новых для активного включения в проектную деятельность. Поэтому указанный метод проектов может быть использован в работе преподавателей системы профессионального образования весьма широко. Здесь могут быть использованы социальные, экологические проекты, проекты, направленные на организацию помощи социально незащищенным слоям населения - пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам и т. д. Так, в 2003 г. студенты колледжа приняли участие в семинаре «Социальное проектирование как один из способов добровольческой деятельности», организованном Министерством международного развития правительства Великобритании (DFID). Студенты самостоятельно разработали и представили проект под названием «Оказание социальной помощи людям пожилого и старческого возраста». Мы считаем, что это весьма эффективная форма работы по развитию системы ценностных ориентаций молодых людей, так как в процессе работы над проектом у студентов развиваются такие терминальные ценности, как творчество, продуктивная и активная деятельная жизнь и т. д. Однако, развивая именно эти ценности, преподаватели способствуют и развитию социальных потребностей личности, потребностей в уважении и самовыражении.
4. Обучение на основе межпредметной интеграции, предполагающей объединение различных гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, направленных на овладение определенными профессиональными знаниями, развитие социально и личностно значимых качеств и ценностных ориентаций личности. Мы считаем, что этого можно добиться разными способами. Например, учебный процесс можно спланировать так, чтобы студенты одновременно изучали один и тот же объект в разных дисциплинах. Например, на занятиях по предметам «Основы социологии и политологии», «Основы права», «Психология», изучая тему «Личность в системе общественных отношений», можно рассмотреть ее во многих аспектах, с позиций различных наук и с позиций разных специалистов, изучающих данную проблему. Поэтому можно также говорить о развитии определенных качеств и ценностей личности студента в ходе образовательного процесса на дисциплинах разных циклов. Кроме того, с целью развития ценностных ориентаций будущих медицинских работников мы предлагаем интегрировать и специальные медицинские дисциплины: сестринское дело в терапии, в хирургии, в акушерстве, этику и деонтологию, психологию, основы философии, историю медицины и др. В этом случае обучение на основе межпредметной интеграции позволит развить определенные качества личности и инструментальные ценностные ориентации (напрямую связанные с качествами личности), такие,
как милосердие, чуткость, заботливость, терпимость, внимание к людям, доброта, сострадание, ответственность, воспитанность и многие др. Это повлечет за собой развитие и терминальных ценностей у студентов, и, возможно, они более высоко смогут оценить такие ценности, как счастье других людей, жизненная мудрость, активная продуктивная жизнь, активная деятельная жизнь, развитие, общественное признание и др.
5. Сетевое обучение, позволяющее установить взаимосвязи между отдельными разделами комплексной тематики и способствующее формированию целостного взгляда на изучаемый объект, что позволяет правильно определить проблему, цель, задачи и направление деятельности. Например, при изучении вопроса о девиантном поведении человека прослеживается связь между отдельными темами и различными дисциплинами достаточно четко. Поэтому студентам предлагается обратиться к соответствующим разделам тем и дисциплин по физиологии, патофизиологии, психиатрии, психологии, социальной философии, основам права, социологии и политологии. Таким образом, студенты в комплексе выделяют причины, особенности, характеристики девиантного поведения человека, его формы, влияние на общество, возможности общества регулировать социальное поведение и другие вопросы. Поэтому проблема рассматривается не отдельно как часть темы, а как комплексная социально значимая проблема (алкоголизм, наркомания и др.). Следовательно, будущие медицинские работники будут уже подготовлены к ее решению в своей профессиональной деятельности и готовы к работе и к жизни в условиях постоянно меняющейся социально-экономической среды. Такой специалист социально мобилен и не боится перемен. У него развиваются такие ценностные ориентации, как творчество, активная деятельная и продуктивная жизнь, свобода в собственных и профессиональных действиях и т. д.
Наш практический опыт показал, что развитию ценностных ориентаций, профессионально личностно значимых качеств будущего медицинского работника способствует использование и других методов обучения: деловая игра, практическое обучение, развитие способностей к самостоятельной учебной работе и др., которые не рассмотрены в данной статье.
Мы считаем, что использование названных методов обучения в профессиональной подготовке медицинских работников позволяет решить двуединую задачу: получить новые знания и развить личность обучающегося через развитие ценностных ориентаций. Эффективность обучения в этом случае обусловлена тем, что студент самостоятельно «добывает» знания, перерабатывает их, соотносит с уже имеющимися у него. Под влиянием полученных таким образом знаний меняется внутренний социально-познавательный статус студента, он готов к самообразованию, он отвечает за качество и уровень образования пе-
ред самим собой. Одновременно меняется внутренняя природа личности, ее потребности и ценностные ориентации, обучающийся осознает себя личностью, способной к саморазвитию, самоорганизации и творческой продуктивной деятельности. Именно такой специалист востребован сегодня в практическом здравоохранении, необходим в условиях постоянно меняющейся социально-экономической среды, разных организационно-правовых форм оказания медицинской помощи и необходимости постоянного повышения качества и эффективности оказываемой медицинской помощи населению.
Статья представлена к публикации академиком Российской академии образования
Е. В. Ткаченко
УДК 377.014.54 ББК 74.571.5
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КОЛЛЕДЖА
Е. Г. Сафонова, А. Ю. Метелев, Е. В. Коровко
Ключевые слова: социальное партнерство, учреждения профессионального образования, рынок труда, социологические и маркетинговые исследования, образовательный заказ, трудоустройство выпускников, адаптация молодого специалиста.
Резюме: Рассматриваются вопросы ориентации подготовки специалистов в профессиональном колледже на текущие потребности рынка труда; создания действующей системы социального партнерства с целью формирования профессионально компетентной, социально-адаптированной конкурентоспособной личности выпускника. Заинтересованность социальных партнеров в конечном результате обучения обусловливает необходимость модернизации педагогической системы колледжа, изменений образовательного процесса на всех его этапах и взаимоотношений его участников.
Проблема управления социальным партнерством колледжа является актуальной и востребованной как в педагогической науке, так и на практике. Потребность, во-первых, в теоретическом обосновании интересов работодателя и закрепление этих интересов в образовательной практике, и, во-вторых, в оказании практической помощи собственным выпускникам в успешном трудоустройстве по специальности и в дальнейшем закреплении на рабочем месте