Научная статья на тему 'Формирование системы профессиональных ценностей личности будущего медицинского работника'

Формирование системы профессиональных ценностей личности будущего медицинского работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫЛОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова З. В.

Удовлетворение потребности в качественном профессиональном образовании возможно только при условии совершенствования современной системы профессионального образования России. При этом в обществе актуальной становится задача формирования ценностно-смысловых компонентов личности в процессе профессиональной подготовки будущего медицинского работника. Актуальность проблемы обусловлена и тем фактом, что педагогические приоритеты и ценности меняются и будут меняться в будущем. Реализация теоретической модели формирования ценностно-смысловых компонентов личности у будущего специалиста возможна при осуществлении комплекса описанных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы профессиональных ценностей личности будущего медицинского работника»

УДК 377.1:035

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

© З. В. Лукьянова

Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа 450000, ул. Ленина, 3.

Тел./факс + 7 (347) 272 41 73.

E- mail: ZV [email protected]

Удовлетворение потребности в качественном профессиональном образовании возможно только при условии совершенствования современной системы профессионального образования России. При этом в обществе актуальной становится задача формирования ценностно-смысловых компонентов личности в процессе профессиональной подготовки будущего медицинского работника. Актуальность проблемы обусловлена и тем фактом, что педагогические приоритеты и ценности меняются и будут меняться в будущем. Реализация теоретической модели формирования ценностно-смысловых компонентов личности у будущего специалиста возможна при осуществлении комплекса описанных педагогических условий.

Ключевые слова: ценности, ценностно-смыловые компоненты личности,

профессиональное образование, подготовка будущего медицинского работника, ценностное отношение, медицинское образование, профессионально значимые качества личности.

Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество и рыночные отношения привели к смене приоритетов и иерархии ценностей общества, резко изменили цели и ценности профессионального образования. Ведущие аналитики России признают, что динамическое развитие экономики в стране, рост конкуренции, сокращение сферы не-

квалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют возрастающую потребность в постоянном повышении профессиональной мобильности. Это обусловливает необходимость и особую важность интенсивного, опережающего развития образования молодежи. Удовлетворение потребности в качественном профессиональном образовании возможно только при условии совершенствования современной системы профессионального образования России, ее перехода от авторитарного устройства к личностно ориентированному. Поэтому идет активный процесс модернизации современного профессионального образования, направленного на формирование личности, способной не только к активной деятельности в современных рыночных условиях, но и способной ориентироваться в современном нестабильном обществе, в котором интересы различных социальных групп не стыкуются, противоречат друг другу [1].

Задача воспитания заключается в том, чтобы помочь растущей личности осуществить сознательный выбор общественных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую индивидуальную систему ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и мотивацию ее поведения и деятельности. Высокий же уровень сфор-мированности ценностных ориентаций позволяет человеку избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, адекватно воспринимать и оценивать их субъективную и объективную значи-

мость, т. е. ориентироваться в мире материальной и духовной культуры [2].

В этих условиях система профессионального образования как одна из ключевых «точек роста» российского государства призвана стать доступной, вариативной, многоуровневой, каждая ступень которой должна обеспечить государственный образовательный стандарт соответствующего уровня и направления. При этом в обществе актуальной становится задача формирования ценностно-смысловых компонентов личности в процессе профессиональной подготовки будущего медицинского работника.

Несмотря на имеющиеся работы по проблеме формирования ценностно-смысловых компонентов личности в процессе профессиональной подготовки будущего медицинского работника, следует отметить наличие ряда пробелов по этому вопросу: отсутствие целостного подхода к профориентации молодежи на медицинскую профессию, нарушение преемственности и непрерывности работы на всех этапах медицинского образования, ограничение использования личностно-деятельного и компе-тентностного подходов в профессиональной работе с молодежью в медицинских училищах и колледжах, неизученность психолого-педагогических механизмов эффективности профориентации по формированию ценностно-смысловых компонентов личности в процессе профессиональной подготовки будущего медицинского работника и развитию готовности учащихся к выбору профессии, к обучению в среднем специальном учебном заведении и адаптации к профессиональной деятельности, наличие противоречий в современном медицинском образовании между учебной и профессиональной деятельностью, содержанием медицинского образования и требованиями к компетентности специа-листа-медика.

Современное общество, на наш взгляд, характеризуется тенденцией к утрате взаимопонимания

Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, №4

217

между обществом и определенной частью молодежи, поэтому основными задачами любого образовательного учреждения являются не только привитие профессиональных качеств, формирование высококвалифицированных специалистов, воспитание их личностных качеств, но и формирование ценностно-смысловых компонентов личности [3].

Ценностное отношение к действительности, к будущей профессиональной деятельности в корне преобразует поведение человека, так как в поведении выстраивается отношение к тому, что ценно для него или для всех людей, и тогда ему не нужны напоминания о правилах поведения и излишним становится контроль за ним. Ценностное отношение - это отношение человека к высшим ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание» ... Но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «равенство»,

«справедливость»., когда само отношение выступает в качестве ценности [4].

Иерархическая пирамида высших ценностей венчается «человеком»: он - цель и мера всех вещей. Формирование ценностного отношения к человеку составляет основу образовательного процесса медицинского колледжа, тем более, что сфера будущей деятельности студента медицинского колледжа - это непрерывное общение с пациентами, их родными, коллективом. Философия сестринского дела также утверждает, что человек - уникальное, неповторимое явление в природе, и поэтому сестринский уход за больными рассматривается как организованный, многоплановый процесс, направленный на личность с ее физиологическими и психосоциальными проблемами.

Специфика медицинского образования уникальна тем, что профессиональные ценности в медицине максимально идентифицированы с общечеловеческими ценностями. Но этот факт отнюдь не упрощает процесс интериоризации профессиональных ролей в процессе обучения в медицинском учебном заведении. Как известно, клиническая практика, являющаяся структурным компонентом образовательного процесса, представляет собой воплощение будущего профессионального труда. Важнейшим аспектом клинической практики является понимание медицинской сестрой проблем пациента [5].

Образовательное движение студента медицинского образовательного учебного заведения чаще всего складывается стихийно, особенно на первом этапе обучения. Многие студенты лишены навыка самообразования и испытывают затруднения в обучении уже на доклиническом этапе. Непонимание и неприятие студентом особенностей педагогического процесса в медицинском учебном заведении может вылиться в дальнейшем в невозможность самореализации в профессии и несформирован-ность профессионально важных качеств. В этом случае ставится задача «ввести» студента в процесс образования как управления своей собственной

образовательной траекторией, помочь ему вырабатывать собственные техники, приемы работы, необходимые в построении им своей личной индивидуальной образовательной программы. Сопровождающая позиция преподавателя направлена в первую очередь на инициирование образовательных потребностей. А формировать у студента потребность непрерывного самообразования сможет лишь тот педагог, который сам владеет способами познания [6].

Наша задача - научить студентов принимать человека как ценность, то есть обнаруживать его присутствие в окружающем мире, уважать автономию, самочувствие, интересы, помогать человеку по мере своих сил, понимать человека во всех его проявлениях.

В итоге ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, великодушие, совестливость, т. е. гуманность [7].

Реально процесс формирования ценностносмысловых компонентов личности будущего медицинского работника в среднем профессиональном учебном заведении выглядит как создание новых установок и корректировка существующих в желаемом направлении средствами учебных дисциплин и образовательной квазипрофессиональной деятельности, что должно органично сочетаться с основной задачей профессионального образовательного учреждения - подготовкой специалиста среднего звена.

Результаты показывают, что медицинские учебные курсы недостаточно ориентированы на решение вопросов формирования ценностносмысловых компонентов и профессионально значимых качеств личности будущего медицинского работника. Созданный нами спецкурс на тему формирования ценностно-смысловых компонентов и профессионально значимых качеств личности будущего медицинского работника со средним профессиональным образованием помогает восполнить эти пробелы.

В Туймазинском медицинском колледже уделяется большое внимание формированию ценностно-смысловых компонентов личности будущего медицинского работника. Воспитание профессионально значимых качеств личности и формирование ценностно-смысловых компонентов личности обеспечивается через реализацию следующих форм деятельности:

1. Работа студенческого гуманитарного движения «Милосердие» по оказанию помощи ветеранам Туймазинского медицинского колледжа. Основной формой деятельности движения является патронаж ветеранов. Начальный этап патронажа (первые посещения) проводится небольшими группами студентов с последующим отчетом. В случае выявления нуждающихся разрабатывается план адресных мероприятий. Как правило, последующие

посещения студентамы проводят самостоятельно, представляя итоговый отчет. Активисты центра с большой готовностью посещают ветеранов на дому, осуществляют уборку квартир, помогают принять ванну, выполняют сестринский уход. Посещения ветеранов обсуждаются на занятиях с преподавателями, поскольку каждая встреча студентов с ветеранами - это соприкосновение с историей людей.

2. Проведение санитарно-просветительской и

профилактической работы участниками волонтерского движения колледжа «Шанс». Профилактическая работа будущего медицинского работника -одна из технологических процедур многоплановой медико-профилактической деятельности, состоящая из научно обоснованных и своевременно предпринимаемых действий: предотвращение воз-

можных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; помощь в достижении поставленных целей. Понимание профилактики как обязанности, составляющей повседневной работы среднего медицинского работника заключается в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. По своему характеру профилактическая работа во многих своих аспектах сближается с повседневной деятельностью средних медицинских работников. Именно поэтому успешность профилактики в значительной степени определяется успешностью деятельности, что в свою очередь связано с уровнем профессионального мастерства и творчества, уровнем сформированности ценностно-смысловых компонентов личности, развитием профессионально значимых качеств.

3. Организация работы студенческого отряда «Сестричка» при Туймазинской центральной районной больнице. Задача участников отряда - отработка умений по осуществлению сестринского процесса и его документации, что способствует формированию у студентов таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, аккуратность, внимательность, самостоятельность. Особенности деятельности студентов в отряде - объединение общей профессиональной задачей, добровольность вступления, относительная независимость от взрослых, широкие возможности для развития активности, самостоятельности и инициативы - придают определенное своеобразие его подразделениям. В силу этих особенностей, а также ввиду того что отряд действует по различным направлениям деятельности, предполагается разделение отряда на бригады. В данном отряде преду-

сматриваются бригады в зависимости от того, в каком отделении стационара работает студент.

Формирование ценностно-смысловых компонентов личности будущего медицинского работника не является разовым мероприятием, а проводится постоянно в течение всех лет обучения.

С первых дней обучения для студентов создаются условия осуществления сестринского процесса в практическом здравоохранении. Профессиональная направленность присутствует на всех видах занятий: лекциях, практических занятиях, семинарах. В период производственной практики и стажировки студенты непосредственно участвуют в лечебно-диагностическом процессе. Эффективность такого направления образовательного процесса подтверждается результатами анкетирования выпускников.

Профессиональное образование на современном этапе должно строиться таким образом, чтобы подготовить будущего специалиста к дальнейшим неоднократным изменениям, связанным с постоянным обновлением содержания и способов организации его деятельности [8].

Таким образом, реализация теоретической модели формирования ценностно-смысловых компонентов личности будущего специалиста со средним медицинским образованием возможна, на наш взгляд, при осуществлении комплекса описанных педагогических мер и наличии педагогических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. № 1

2. Никитина Н. Н. Развитие ценностного сознания учителя. // Педагогика. 2000. №6. С. 65-70

3. Разбегаева Л. П. // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград: «Перемена», 2004. С. 203.

4. Иванова Л. К Гуманистические ценностные основы социально-педагогической деятельности. Тамбов: ТГУ, 2003. -80 с.

5. Носкова С. В. // Материалы международной научнопрактической конференции «Сестринское дело и высшее сестринское образование XXI веке. Проблемы и перспективы» (27 - 28 апреля 2005 года) Санкт - Петербург, СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2005. С. 164-167.

6. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. Алексеев П. В. М.: Школа-Пресс, 1995. - 92 с.

7. Назифуллин В. Л., Амиров А. Ф. Формы привития этических принципов в процессе обучения сестринскому делу студентов медицинского вуза. // Материалы международной научно-практической конференции «Сестринское дело и высшее сестринское образование XXI веке. Проблемы и перспективы» (27 - 28 апреля 2005 года) (27 - 28 апреля 2005 года) Санкт - Петербург, СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2005, С. 159-161.

8. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. 2006. №3. С. 48-55.

Поступила в редакцию 19.06.2007 г.

Поступила в редакцию после доработки 23.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.