УДК 377.1:035
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
© З. В. Лукьянова
Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа 450000, ул. Ленина, 3.
Тел./факс + 7 (347) 272 41 73.
E- mail: ZV [email protected]
Удовлетворение потребности в качественном профессиональном образовании возможно только при условии совершенствования современной системы профессионального образования России. При этом в обществе актуальной становится задача формирования ценностно-смысловых компонентов личности в процессе профессиональной подготовки будущего медицинского работника. Актуальность проблемы обусловлена и тем фактом, что педагогические приоритеты и ценности меняются и будут меняться в будущем. Реализация теоретической модели формирования ценностно-смысловых компонентов личности у будущего специалиста возможна при осуществлении комплекса описанных педагогических условий.
Ключевые слова: ценности, ценностно-смыловые компоненты личности,
профессиональное образование, подготовка будущего медицинского работника, ценностное отношение, медицинское образование, профессионально значимые качества личности.
Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество и рыночные отношения привели к смене приоритетов и иерархии ценностей общества, резко изменили цели и ценности профессионального образования. Ведущие аналитики России признают, что динамическое развитие экономики в стране, рост конкуренции, сокращение сферы не-
квалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют возрастающую потребность в постоянном повышении профессиональной мобильности. Это обусловливает необходимость и особую важность интенсивного, опережающего развития образования молодежи. Удовлетворение потребности в качественном профессиональном образовании возможно только при условии совершенствования современной системы профессионального образования России, ее перехода от авторитарного устройства к личностно ориентированному. Поэтому идет активный процесс модернизации современного профессионального образования, направленного на формирование личности, способной не только к активной деятельности в современных рыночных условиях, но и способной ориентироваться в современном нестабильном обществе, в котором интересы различных социальных групп не стыкуются, противоречат друг другу [1].
Задача воспитания заключается в том, чтобы помочь растущей личности осуществить сознательный выбор общественных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую индивидуальную систему ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и мотивацию ее поведения и деятельности. Высокий же уровень сфор-мированности ценностных ориентаций позволяет человеку избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, адекватно воспринимать и оценивать их субъективную и объективную значи-
мость, т. е. ориентироваться в мире материальной и духовной культуры [2].
В этих условиях система профессионального образования как одна из ключевых «точек роста» российского государства призвана стать доступной, вариативной, многоуровневой, каждая ступень которой должна обеспечить государственный образовательный стандарт соответствующего уровня и направления. При этом в обществе актуальной становится задача формирования ценностно-смысловых компонентов личности в процессе профессиональной подготовки будущего медицинского работника.
Несмотря на имеющиеся работы по проблеме формирования ценностно-смысловых компонентов личности в процессе профессиональной подготовки будущего медицинского работника, следует отметить наличие ряда пробелов по этому вопросу: отсутствие целостного подхода к профориентации молодежи на медицинскую профессию, нарушение преемственности и непрерывности работы на всех этапах медицинского образования, ограничение использования личностно-деятельного и компе-тентностного подходов в профессиональной работе с молодежью в медицинских училищах и колледжах, неизученность психолого-педагогических механизмов эффективности профориентации по формированию ценностно-смысловых компонентов личности в процессе профессиональной подготовки будущего медицинского работника и развитию готовности учащихся к выбору профессии, к обучению в среднем специальном учебном заведении и адаптации к профессиональной деятельности, наличие противоречий в современном медицинском образовании между учебной и профессиональной деятельностью, содержанием медицинского образования и требованиями к компетентности специа-листа-медика.
Современное общество, на наш взгляд, характеризуется тенденцией к утрате взаимопонимания
Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, №4
217
между обществом и определенной частью молодежи, поэтому основными задачами любого образовательного учреждения являются не только привитие профессиональных качеств, формирование высококвалифицированных специалистов, воспитание их личностных качеств, но и формирование ценностно-смысловых компонентов личности [3].
Ценностное отношение к действительности, к будущей профессиональной деятельности в корне преобразует поведение человека, так как в поведении выстраивается отношение к тому, что ценно для него или для всех людей, и тогда ему не нужны напоминания о правилах поведения и излишним становится контроль за ним. Ценностное отношение - это отношение человека к высшим ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание» ... Но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «равенство»,
«справедливость»., когда само отношение выступает в качестве ценности [4].
Иерархическая пирамида высших ценностей венчается «человеком»: он - цель и мера всех вещей. Формирование ценностного отношения к человеку составляет основу образовательного процесса медицинского колледжа, тем более, что сфера будущей деятельности студента медицинского колледжа - это непрерывное общение с пациентами, их родными, коллективом. Философия сестринского дела также утверждает, что человек - уникальное, неповторимое явление в природе, и поэтому сестринский уход за больными рассматривается как организованный, многоплановый процесс, направленный на личность с ее физиологическими и психосоциальными проблемами.
Специфика медицинского образования уникальна тем, что профессиональные ценности в медицине максимально идентифицированы с общечеловеческими ценностями. Но этот факт отнюдь не упрощает процесс интериоризации профессиональных ролей в процессе обучения в медицинском учебном заведении. Как известно, клиническая практика, являющаяся структурным компонентом образовательного процесса, представляет собой воплощение будущего профессионального труда. Важнейшим аспектом клинической практики является понимание медицинской сестрой проблем пациента [5].
Образовательное движение студента медицинского образовательного учебного заведения чаще всего складывается стихийно, особенно на первом этапе обучения. Многие студенты лишены навыка самообразования и испытывают затруднения в обучении уже на доклиническом этапе. Непонимание и неприятие студентом особенностей педагогического процесса в медицинском учебном заведении может вылиться в дальнейшем в невозможность самореализации в профессии и несформирован-ность профессионально важных качеств. В этом случае ставится задача «ввести» студента в процесс образования как управления своей собственной
образовательной траекторией, помочь ему вырабатывать собственные техники, приемы работы, необходимые в построении им своей личной индивидуальной образовательной программы. Сопровождающая позиция преподавателя направлена в первую очередь на инициирование образовательных потребностей. А формировать у студента потребность непрерывного самообразования сможет лишь тот педагог, который сам владеет способами познания [6].
Наша задача - научить студентов принимать человека как ценность, то есть обнаруживать его присутствие в окружающем мире, уважать автономию, самочувствие, интересы, помогать человеку по мере своих сил, понимать человека во всех его проявлениях.
В итоге ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, великодушие, совестливость, т. е. гуманность [7].
Реально процесс формирования ценностносмысловых компонентов личности будущего медицинского работника в среднем профессиональном учебном заведении выглядит как создание новых установок и корректировка существующих в желаемом направлении средствами учебных дисциплин и образовательной квазипрофессиональной деятельности, что должно органично сочетаться с основной задачей профессионального образовательного учреждения - подготовкой специалиста среднего звена.
Результаты показывают, что медицинские учебные курсы недостаточно ориентированы на решение вопросов формирования ценностносмысловых компонентов и профессионально значимых качеств личности будущего медицинского работника. Созданный нами спецкурс на тему формирования ценностно-смысловых компонентов и профессионально значимых качеств личности будущего медицинского работника со средним профессиональным образованием помогает восполнить эти пробелы.
В Туймазинском медицинском колледже уделяется большое внимание формированию ценностно-смысловых компонентов личности будущего медицинского работника. Воспитание профессионально значимых качеств личности и формирование ценностно-смысловых компонентов личности обеспечивается через реализацию следующих форм деятельности:
1. Работа студенческого гуманитарного движения «Милосердие» по оказанию помощи ветеранам Туймазинского медицинского колледжа. Основной формой деятельности движения является патронаж ветеранов. Начальный этап патронажа (первые посещения) проводится небольшими группами студентов с последующим отчетом. В случае выявления нуждающихся разрабатывается план адресных мероприятий. Как правило, последующие
посещения студентамы проводят самостоятельно, представляя итоговый отчет. Активисты центра с большой готовностью посещают ветеранов на дому, осуществляют уборку квартир, помогают принять ванну, выполняют сестринский уход. Посещения ветеранов обсуждаются на занятиях с преподавателями, поскольку каждая встреча студентов с ветеранами - это соприкосновение с историей людей.
2. Проведение санитарно-просветительской и
профилактической работы участниками волонтерского движения колледжа «Шанс». Профилактическая работа будущего медицинского работника -одна из технологических процедур многоплановой медико-профилактической деятельности, состоящая из научно обоснованных и своевременно предпринимаемых действий: предотвращение воз-
можных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; помощь в достижении поставленных целей. Понимание профилактики как обязанности, составляющей повседневной работы среднего медицинского работника заключается в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. По своему характеру профилактическая работа во многих своих аспектах сближается с повседневной деятельностью средних медицинских работников. Именно поэтому успешность профилактики в значительной степени определяется успешностью деятельности, что в свою очередь связано с уровнем профессионального мастерства и творчества, уровнем сформированности ценностно-смысловых компонентов личности, развитием профессионально значимых качеств.
3. Организация работы студенческого отряда «Сестричка» при Туймазинской центральной районной больнице. Задача участников отряда - отработка умений по осуществлению сестринского процесса и его документации, что способствует формированию у студентов таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, аккуратность, внимательность, самостоятельность. Особенности деятельности студентов в отряде - объединение общей профессиональной задачей, добровольность вступления, относительная независимость от взрослых, широкие возможности для развития активности, самостоятельности и инициативы - придают определенное своеобразие его подразделениям. В силу этих особенностей, а также ввиду того что отряд действует по различным направлениям деятельности, предполагается разделение отряда на бригады. В данном отряде преду-
сматриваются бригады в зависимости от того, в каком отделении стационара работает студент.
Формирование ценностно-смысловых компонентов личности будущего медицинского работника не является разовым мероприятием, а проводится постоянно в течение всех лет обучения.
С первых дней обучения для студентов создаются условия осуществления сестринского процесса в практическом здравоохранении. Профессиональная направленность присутствует на всех видах занятий: лекциях, практических занятиях, семинарах. В период производственной практики и стажировки студенты непосредственно участвуют в лечебно-диагностическом процессе. Эффективность такого направления образовательного процесса подтверждается результатами анкетирования выпускников.
Профессиональное образование на современном этапе должно строиться таким образом, чтобы подготовить будущего специалиста к дальнейшим неоднократным изменениям, связанным с постоянным обновлением содержания и способов организации его деятельности [8].
Таким образом, реализация теоретической модели формирования ценностно-смысловых компонентов личности будущего специалиста со средним медицинским образованием возможна, на наш взгляд, при осуществлении комплекса описанных педагогических мер и наличии педагогических условий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. № 1
2. Никитина Н. Н. Развитие ценностного сознания учителя. // Педагогика. 2000. №6. С. 65-70
3. Разбегаева Л. П. // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград: «Перемена», 2004. С. 203.
4. Иванова Л. К Гуманистические ценностные основы социально-педагогической деятельности. Тамбов: ТГУ, 2003. -80 с.
5. Носкова С. В. // Материалы международной научнопрактической конференции «Сестринское дело и высшее сестринское образование XXI веке. Проблемы и перспективы» (27 - 28 апреля 2005 года) Санкт - Петербург, СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2005. С. 164-167.
6. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. Алексеев П. В. М.: Школа-Пресс, 1995. - 92 с.
7. Назифуллин В. Л., Амиров А. Ф. Формы привития этических принципов в процессе обучения сестринскому делу студентов медицинского вуза. // Материалы международной научно-практической конференции «Сестринское дело и высшее сестринское образование XXI веке. Проблемы и перспективы» (27 - 28 апреля 2005 года) (27 - 28 апреля 2005 года) Санкт - Петербург, СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2005, С. 159-161.
8. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. 2006. №3. С. 48-55.
Поступила в редакцию 19.06.2007 г.
Поступила в редакцию после доработки 23.06.2007 г.