научные сообщения
УДК 373.819 ББК Ч 45.352
О.П. Бороева
ценностная составляющая в подготовке будущего медицинского специалиста
Представленная статья обозначает существование кризиса духовнонравственных ценностей в обществе и необходимости формирования ценностных ориентаций в процессе подготовки будущих медицинских специалистов. В статье раскрыты различные точки зрения ученых-философов и педагогов, акцентирующие внимание на ценностную составляющую в профессиональной подготовке. Результаты опросника терминальных ценностей позволил выявить ценностные ориентации у будущих специалистов в Читинском медицинском колледже, что позволило прийти к выводу о необходимости постоянной воспитательной работы, направленной на развитие духовных ценностей.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, ценности ориентации, медицинские специалисты, терминальные ценности ориентации.
O. P. Boroeva
Value composition in еduсаtion оf the future medical specialists
Presented article recognizes existence of crisis of spiritual - moral values in society and necessity of forming valuable points in еduсаtion оf the future medical specialists. There are various points of view of great 120
scientists bringing to a focus to the subject of moral values. Results of diagnostic of some personal qualities has allowed to reveal a valuable points of the future specialists in Chita medical college that has allowed to come to conclusion about necessity for constant educational work at this problem.
Key words: moral values in society, valuable points, medical specialists, some personal qualities.
Существование любого общества, согласно обоснованиям ученых, возможно лишь при условии, когда подавляющая часть его граждан следует общепринятым ценностям и нормам поведения. Однако в настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывают процессы духовно-нравственной деградации личности в России. И, как следствие, в образовании происходит приобщение индивидов к культурным ценностям и превращение их в носителей этих ценностей.
Применительно к сфере профессионального образования проблема становления духовно-нравственной культуры будущих специалистов-медиков особенно актуальна в наши дни, потому что требуются качественно подготовленные и конкурентоспособные работники, обладающие такими терминальными ценностями, как гуманизм, креативность, индивидуальность, и другими личностными и профессиональными качествами.
Проблема ценностей является одной из основных проблем современности и привлекает пристальное внимание исследователей самого разного профиля:
философов, психологов, социологов, педагогов, медиков. Так, древнегреческие философы отмечали различные морально-эстетические ценности, отдавая приоритет следующим: истина, добро, красота. Позднее среди моральных качеств И.Кант выделял долг. Он считал, что без моральных качеств нет долга, который состоит из морального чувства, совести, любви к ближнему и уважения к самому себе, эстетического состояния. Долг людей друг перед другом, согласно этическому закону совершенства, философ считал максиму благоговения, или практическое человеколюбие, заключавшееся в любви ближнего своего как самого себя [9, с. 10]. Гегель в своей философии, рассматривая ценности, подразделял их на наличные, существующие, экзистенциальные, а также мыслимые, желательные, нормативные, идеальные [9, с. 9]. Мыслитель особо выделял ценностность таких социальных явлений, как семья, гражданское общество, государство. В. Виндельбанд и Г. Риккерт распространяли ценности на явления культуры.
Следует особо отметить позицию Ф. Ницше, который полагал, что все суждения о ценности жизни развиты нелогично и потому несправедливы [6, с. 43]. Доброта и любовь, по мыслям философа, являются драгоценными находками и нежными изобретениями любвеобильных людей [6, с. 56]. Он писал: «В мире недостаточно любви и благости...» [6, с. 100]. Поэтому он призывал учиться любить, учиться быть добрым с юных лет, упражняясь в этих чувствах, для блага собственной души [6, 44].
Внутренняя духовная связь между людьми через призму ценностей, которые становятся общепризнанными нормами, обладают свойством объединять людей. На социально-духовную общность людей, т.е. соборность, обращали свое внимание русские мыслители Х1Х-ХХ веков, выдвигая ее в качестве важнейшей ценности. Соборность, по
А. С. Хомякову, лежит в основе подлинно человеческого общения, она священна, потому что определена Богом. Другой исследователь Н. О. Лосский рассматривал в Боге единство бытия и ценности. В своей работе «Условия абсолютного добра» ученый выделяет могучую силу воли, свободу духа, искание абсолютного добра, ведущее к признанию высокой ценности всякой личности [4, с. 182]. Он отмечает, что ценность личности выше ценности неличных аспектов бытия и любовь к личности выше любви к неличным ценностям [4, с. 197]. Н. О. Лосский также признает ценности через счастье или эвдемонизм (от греч.счастье). Эвдемонизм не дает никакого объяснения поведения человека: он не отвечает на вопрос, как возможно глубокое различие между людьми, состоящее в том, что одни живут ценностями своего телесного процесса, другие - ценностями своего личного бытия, третьи - сверхличными ценностями. Вместо того чтобы выдвинуть на первый план это коренное различие, эвдемонизм подчеркивает лишь второстепенное обстоятельство - именно то, что, каковы бы ни были конечные цели человека, осуществление их отмечается в его сознании чувством удовлетворения [4, с. 29].
Современная философская мысль, признавая традиционные ценности, например гуманистические, представляет новые, такие, как экологические, или ценности качества жизни.
Так, гуманист А. Маслоу в своих работах, рассматривая систему жизненных ценностей, полагает, что бытийные ценности свойственны каждому индивиду, который принимает себя, свою человеческую природу, социальную жизнь в целом, а также природу и физическую реальность. Благодаря этому принятию формируются ценностные ориентации индивидов в повседневной жизни. Высшие ценности (существуют ) в самой человеческой природе. К бытийным ценностям А. Маслоу относит: истину,
доброту, красоту, целостность, дихотомическую трансцендентность, живость, уникальность, совершенство, неизбежность, завершенность, справедливость, простоту, яркость, легкость, игривость и самодостаточность [5, с. 122].
Философ В.П. Тугаринов указывает на этимологический смысл слова «ценность», как на то, что люди ценят. В его работах «Теория ценностей» и «Личность и общество» он пишет, что это могут быть и предметы, вещи (в том числе драгоценности, т.е. вещи, имеющие большую цену), и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры (например, произведения техники или искусства). Понятие ценностей возникает из того элементарного и повседневного факта, что люди в процессе жизнедеятельности удовлетворяют свои разнообразные потребности, используя предметы и их свойства, вещества и силы природы, а также «продукты» общественной деятельности людей [9, с. 8].
Ученый [8] выделяет конкретные ценности нового человека:
• Родина. Ведь в ней сосредоточены все ценности жизни. Родина - это не только наша плоть, но и наш дух. Наша культура есть выражение нашей народной души.
• Техника и материальные блага. Материальные блага, достаток и использование техники - великие ценности в жизни каждого человека.
• Труд, общение с людьми и природой.
• Социально-политические ценности. Свобода, равенство, братство, справедливость. Личная свобода и умение ею пользоваться.
• Духовная культура. Образование, наука, искусство.
• Счастье. Есть разумное обладание всеми материальными, социальнополитическими духовными ценностями.
Таким образом, философский аспект понятия «ценностей» представляет дли-
тельную историю и различные суждения по данному вопросу, и они (ценности) являются важнейшей составляющей человеческой жизни.
Проблемой выявления ценностей во все времена занимались также и педагоги-исследователи. Для них среди различных ценностей личность становится наивысшей. Так, в педагогике
В.А. Сухомлинского - Человек как высшая ценность. В структуре общечеловеческих ценностей он просматривает несколько уровней: первый - это жизнь, вселенная, земля, природа, вода; второй -это человек, семья, коллектив, народ, человечество; третий - это человечность и благородство, чуткость и сердечность, любовь и доброта, совесть и стыд, честность и порядочность, честь и достоинство, чистосердечность и щедрость души и многие другие. К сожалению, претворяются в жизнь идеи В.А. Сухомлин-ского о Человеке как высшей ценности с большим трудом. Слабая подготовка в области человековедения во многом определяет низкую культуру поведения, грубость и распущенность в отношениях с другими. Озлобленность, раздражение, дегуманизируя среду, деформируют человека как личность [1].
Поэтому базовыми жизненными ценностями являются человек, культура, социум. Одним из решений ценностной составляющей выступает жизнетворчество как творение человеком себя, создание мира человека, как культурное творчество, как улучшение, культурное преобразование социума. Духовными основаниями жизнетворчества являются законы нравственной жизни людей. Образцы и нормы культурной, достойной жизни воплощены в ценностях воспитания. Так, Е. В. Бондаревская предлагает реализацию следующих идей в образовательновоспитательном процессе:
- воспитание безопасной личности, т.е. личности не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе;
- воспитание языковой личности, владеющей родным языком и языками мира, способной к диалогу, бережному и трепетному отношению к слову.;
- воспитание гражданина и «государственного» человека, способного быть участником и организатором сложных общественных, социальных, экономических процессов.. .[3, с. 27-29].
Таким образом, появляется возможность обращаться к тому в личности, что представляет наибольшую ценность для человека. В целом - это ценность его жизни, которая у каждого народа имеет особенный смысл. Воспитание как обращение к национальным личностным ценностям более эффективно с гуманистической точки зрения. Оно направляет учащегося к самостоятельной работе над строительством своей личности, развивая то, что наиболее восприимчиво к развитию с позиций явной и неявной национальной культуры воспитания. Таким образом, возникает основная проблема ценностной составляющей в воспитании личности, соответствующей не только мировой, но и национальной культурной традиции [3, с. 31].
Различные ценности могут сосуществовать в образовательных парадигмах, составляя и определяя ее сущность и направленность. По мнению исследователя Б. П. Битинаса считается возможным выделить следующие типы воспитательных систем:
• Воспитание, основанное на трансцендентных ценностях. Духовное воспитание нацелено на приближение воспитанника к абсолютной ценности - к высшему Существу. Содержание воспитания включает такие ценности, как душа, бессмертие, посмертное счастье. Вера, любовь, надежда, вина, покаяние, искупление и др.
• Воспитание, основанное на социо-центрических ценностях. Ее базовые ценности - свобода, равенство, братство. Труд, мир, творчество, гуманность, солидарность, согласие и др., готовность
личности к самопожертвованию ради блага других людей, семьи.
• Воспитание, основанное на антропоцентрических ценностях. Такое воспитание нацелено на возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовые ценности - самореализация, саморазвитие, автономность, субъектность, польза, искренность, лич-ностность [2, с. 121].
Проблеме сохранения индивидуальности человека как ценности уделяет свое внимание другой педагог В.В. Сериков. Эта ценность вызывает необходимость значительно повысить творческий (креативный) потенциал личности [7, с. 65]. Понятие «творчество» чаще всего связывают с«креативностью», рассматривая их как личностные характеристики, которые обозначают созидание, сотворение нечто качественно нового и отличающегося неповторимостью и оригинальностью. Автор также отмечает, что индивидуальность зависит от социальных контактов людей в духе терпимости, взаимного понимания и взаимного уважения [7, с. 65].
Н. Е. Щуркова, выделяющая такие ценности, как «человек», «общество», «труд», «добро», «истина», «красота», опасается за подмену наивысших ценностей жизни такими материально -телесными ценностями, как «сила», «мистика», «богатство», «секс» [10, с. 4], направленными только на материальное положение, собственный престиж и достижения индивида. Поэтому в соответствии с обозначенной проблемой подмены ценностей исследователь предлагает избрать культурологический подход в воспитании. Этот подход обеспечивает каждому отдельному молодому человеку наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе, оснащая его способностью к жизнедеятельности на данном уровне достижений культуры и предотвращая выбрасывание личности за пределы реальной культуры [10, с. 5]. Неотъемлемой частью
в решении ценностной составляющей в воспитании будет нелегкое овладение, усвоение и присвоение культурного богатства учащимися [10, с. 24].
Таким образом, анализируя проблему ценностной составляющей, мы приходим к выводу о многообразии ее видов, систем и идей. Следует обратить особое внимание на духовное развитие учащихся, включающее такие ценности, как сохранение индивидуальности, креативности, саморазвития личности у подрастающего поколения, а также приобщения и превращения их в носителей личностных, социальных, культурных, национальных, общечеловеческих ценностей.
В ходе профессиональной подготовки ценностная составляющая является необходимой в образовательной парадигме. Каждая профессия имеет свою специфику, поэтому будущий специалист должен овладеть соответствующими профессиональными качествами и ценностями, присущими данной специальности.
С целью выявления ценностных ориентаций у студентов Читинского медицинского колледжа был предложен опросник терминальных ценностей тест «Отец» И.Г. Сенина. Терминальные ценности - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (по М. Рокичу). И.Г. Сенин к терминальным ценностям относит восемь следующих: собственный престиж, высокое материальное положение, достижения, а также ценности, относящиеся к духовному развитию: креативность, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности. Данный опросник дает возможность пользователю ответить на следующий основной вопрос: Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида? В исследовании приняли участие студенты I и II курсов сестринского, акушерского дела и зуботехнического отделения (78 человек).
Анализируя результаты терминальных ценностей I курса (диаграмма № 1), можно отметить, что высокое материальное положение и достижения являются ведущими ценностями для студентов. Духовное развитие уступает преобладающим ценностям. 34% респондентов акцентируют внимание на саморазвитии, но в то же время лишь 9% опрошенных отдали предпочтение такой ценности, как индивидуальность, а самый наименьший процент (6%) был отдан креативности. Таким важным ценностям, как активные социальные контакты и собственный престиж (а через него и престиж профессии) респонденты отдали всего 28% и 17% соответственно.
Диаграмма № 1
Терминальные ценности I курс
60 50 40 30 20 10 0
Приведенные терминальные ценности II курса (диаграмма №2) немногим отличны от результатов I курса. Отмечается материальное положение как лиди-
Диаграмма № 2
бо
50
4о
30
20
i0
0
рующая ценность; затем следует духовное развитие с саморазвитием; возрос процент сохранения индивидуальности от 9% (I курса) до 21% (II курса), а вот социальные контакты снизились в про-
Терминальные ценности II курс
48
38
3i 3i
2i i7
i0
&
центном соотношении от 28% до 17%; креативность, по-прежнему, занимает последнее место.
Итак, что касается терминальных ценностей по двум курсам, то они практически не отличаются по значимости для студентов обоих курсов.
Таким образом, сложность решения проблемы ценностной составляющей в подготовке будущего медицинского специалиста следует рассматривать
УДК 378.147:5 ББК Ч 486.44
Е.А. Игумнова, М.С. Пушкарёва
формирование у бакалавра естественнонаучного образования компетенций по проектированию предпрофильного обучения в школе
В статье раскрывается вопрос о подготовке студентов бакалавриата естественнонаучного образования к организации предпрофильного обучения в школе. В предлагаемом элективном курсе «Пред-профильная подготовка по естественнонаучному направлению» особое место
в различных аспектах, в частности, в философско-педагогическом. При этом качественные результаты возможны при систематической и целенаправленной работе в духовно-нравственном воспитании молодых специалистов. В дополнение необходимы элективные курсы для студентов, ориентированные на ценностное отношению к жизни, культурному наследию человечества, специфику своей будущей профессии.
занимает овладение студентами технологией проектирования школьных курсов предпрофильной подготовки.
Ключевые слова: бакалавр, естественнонаучное образование, компетенции по проектированию образовательного процесса, предпрофильное обучение в школе.
E. A. Igumnova, M.C. Pushkareva
Forming the competence of preprofile school educational projection in barchelors' of natural Sciences education
In this article the question of Barchelors of Natural Sciences education preparing for
Список литературы
1. Антология гуманистической педагогики. Сухомлинский В.А. / состав. авт. Г.Д. Глейзер, А.Ф.Иванов. - М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997. - 224 с.
2. Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. -Вильнюс, 1971. - 347 с.
3. Бондаревская, Е.В. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: коллект. монография в 2-х книгах. - Кн.1. - 2001. - 336 с.
4. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. - М.: Политиздат, 1991. -368 с.
5. Маслоу, А. Мотив и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.
6. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. - М.: Изд. ЭКСМО-пресс Харьков, изд.Фолио, 1998. - 1056с.
7. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии.- Волгоград: Перемена, 2000. - 147 с.
8. Тугаринов, В.П. Личность и общество.- М.: Мысль, 1965. - 191 с.
9. Тугаринов, В.П. Теория ценностей. - Л.: Изд. Ленин.универст., 1968. - 124 с.
10. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание. - М.: Пед. общество России, 2000. - 128 с.