Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Подготовка кадров / высшее образование / специалист по внешнеэкономической деятельности / Иркутская область / Human resources training / higher education / specialist in foreign economic activity / Irkutsk region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвигун Ирина Всеволодовна, Чепинога Оксана Александровна, Мельгунова Анастасия Геннадьевна

Данная статья посвящена вопросу подготовки специалистов по экономике, в частности, по внешнеэкономической деятельности, а также разработке ряда предложений по актуализации и усовершенствованию системы подготовки таких специалистов в высшей школе. Авторы особо подчеркивают важность и актуальность подготовки высококвалифицированных экономистов и подвергают сомнению существующий подход к экономическому образованию в целом, описывают общую и региональную тенденции в системе подготовки экономистов, сложившуюся за последние 15–20 лет, и вытекающие из этого проблемы. На примере Иркутской области рассматривается история вопроса и особенности подготовки специалистов по мировой экономике и внешнеэкономической деятельности, обосновывается необходимость и целесообразность существенных изменений в подходе и процессе их подготовки в высшей школе. В заключении авторы предлагают ряд комплексных мер по улучшению и развитию соответствующих программ высшего образования с целью обеспечения Иркутской области и страны в целом специалистами высокой квалификации в области внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цвигун Ирина Всеволодовна, Чепинога Оксана Александровна, Мельгунова Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE DEVELOPMENT OF A COMPLEX SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article touches upon the issue of training specialists in foreign economic activity, and contains a number of ideas for updating and improving the system of training economists at universities. The authors highlight the importance and relevance of training well-qualified economists and question the current general approach to economic education in the country; they also describe the national and regional trends in the system of higher education in the recent 10-15 years, and the emanating problems. The article outlines the history and the peculiarities of training specialists in world economy and foreign economic activity by the example of Irkutsk region. The authors rationalize and substantiate the necessity of fundamental changes in the current approach and process of training economists at universities. In conclusion, the authors propose a list of complex measures aimed at improving and developing the relevant programs of higher education, which eventually may provide Irkutsk region and the country as a whole with highly qualified specialists in foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 378:339.9(571.53) EDN FYQEBH

DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(2).632-644

И.В. Цвигун, O.A. Чепинога0©, А.Г. Мельгунова©

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: О.А. Чепинога, chepinogaoa@bgu.ru

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена вопросу подготовки специалистов по экономике, в частности, по внешнеэкономической деятельности, а также разработке ряда предложений по актуализации и усовершенствованию системы подготовки таких специалистов в высшей школе. Авторы особо подчеркивают важность и актуальность подготовки высококвалифицированных экономистов и подвергают сомнению существующий подход к экономическому образованию в целом, описывают общую и региональную тенденции в системе подготовки экономистов, сложившуюся за последние 15-20 лет, и вытекающие из этого проблемы. На примере Иркутской области рассматривается история вопроса и особенности подготовки специалистов по мировой экономике и внешнеэкономической деятельности, обосновывается необходимость и целесообразность существенных изменений в подходе и процессе их подготовки в высшей школе. В заключении авторы предлагают ряд комплексных мер по улучшению и развитию соответствующих программ высшего образования с целью обеспечения Иркутской области и страны в целом специалистами высокой квалификации в области внешнеэкономической деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Подготовка кадров, высшее образование, специалист по внешнеэкономической деятельности, Иркутская область.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 29 марта 2023 г.; дата принятия к печати 11 мая 2023 г.; дата онлайн-размещения 5 июня 2023 г.

Original article

I.V. Tsvigun, O.A. Chepinoga^ ©, A.G. Melgunova ©

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: O.A. Chepinoga, chepinogaoa@bgu.ru

TO THE DEVELOPMENT OF A COMPLEX SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

ABSTRACT. The article touches upon the issue of training specialists in foreign economic activity, and contains a number of ideas for updating and improving the system of training economists at universities. The authors highlight the importance and relevance of training well-qualified economists and question the current general approach to economic education in the country; they also describe the national and regional trends in the system of higher education in the recent 10-15 years, and the emanating problems. The article outlines the history and the peculiarities of training specialists in world economy and foreign economic activity by the example of Irkutsk region. The authors rationalize and substantiate the necessity of fundamental changes in the current approach and process of training economists at universities. In conclusion, the authors propose a list of complex measures aimed at improving and developing the relevant programs of higher education, which eventually may provide Irkutsk region and the country as a whole with highly qualified specialists in foreign economic activity.

© Цeигун M.B., ^euuuosa OA., Meubsyuoea A.r., 2023

KEYWORDS. Human resources training, higher education, specialist in foreign economic activity, Irkutsk region.

ARTICLE INFO. Received March 29, 2023; accepted May 11, 2023; available online

June 05, 2023.

В 2023 г. Президент РФ в послании Федеральному собранию выразил уверенность, что в российском образовании назрела необходимость существенных изменений с учетом требований во всех сферах жизни1.

В связи с этим, а также с учетом объективных изменений в сфере внешней политики, которые привели к существенным и, порой, радикальным изменениям во внешнеэкономических отношениях и внутренней экономике России, возникает проблема качественного обновления подготовки экономистов нового поколения, способных помочь своей стране справиться со всеми вытекающими проблемами.

Высказываются мнения, что в сегодняшней непростой ситуации России требуется мобилизационная экономика. При осуществлении мобилизационной стратегии важное внимание уделяется развитию образования [1, с. 404].

Понимая всю сложность и многогранность решения данной проблемы, авторы статьи, с учетом накопленного опыта работы в системе высшего образования, решили поделиться своими суждениями по поводу подготовки экономистов, в том числе по внешнеэкономической деятельности (ВЭД), и предложить комплекс возможных мер, которые могли бы помочь в решении обозначенной проблемы.

Комментируя Послание Президента РФ Федеральному собранию, Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил о новом этапе развития высшего образования в России, на котором необходимо учесть лучшие практики советского периода и последних десятилетий2. Система высшего образования является фундаментом для эффективного развития экономики России [2, с. 5; 3].

В СССР, помимо подготовки экономистов для всех отраслей народного хозяйства с продолжительностью обучения 4 года (бухгалтеры, плановики, специалисты по экономике труда и др.), велась подготовка инженеров-экономистов в течение 5 лет для определенных отраслей экономики: строительство, транспорт, машиностроение, горнодобывающая промышленность и т.д.

После подписания Россией Болонской Декларации в 2003 г. система высшего образования была перестроена: подготовка экономистов была переведена на двухуровневую систему — бакалавриат и магистратура. Впоследствии по некоторым направлениям подготовки экономистов был открыт специалитет (например, по экономической безопасности). Аспирантура стала третьим уровнем высшего образования. Болонская система высшего образования неоднократно подвергалась критике [4, с. 147; 5, с. 414—415], а в новых условиях глобальной трансформации напрямую высказываются мнения о ее отмене. Это вполне обоснованно, поскольку, когда система сталкивается с препятствиями, то реформирование и совершенствование системы — это фундаментальный способ обратить вспять ее упадок и придать ей новый импульс развития.

В контексте предстоящих преобразований необходимо, по нашему мнению, в корне пересмотреть подход к подготовке экономистов и опровергнуть давно бытующее и уже потерявшее свою актуальность мнение об их «перепроизводстве». Так, в 2009 г. на заседании Российского союза ректоров бывший Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко заявил, что гуманитарные специальности —

1 Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России : сайт. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565.

2 Интервью. Фальков о новом этапе развития высшего образования в России // Смотрим : сайт. URL: https://smotrim.ru/video/2568668.

экономисты, юристы, педагоги — это специальности, которые не обеспечивают нормальные рабочие места, и их подготовка — это дорога в никуда [6, с. 40]. Оправданы ли эти суждения сегодня?

Для обоснованного ответа на этот вопрос, а также для разработки предложений по усовершенствованию системы подготовки экономистов, следует рассмотреть несколько важных моментов.

Во-первых, необходимо осознать и по-новому взглянуть на проблему потери вузами «профильности» подготовки специалистов в целом, и в сфере экономики, в частности. Одной из особенностей экономического образования является то, что экономика относится к категории «легких» или малозатратных специальностей, по сравнению с высокозатратными или «тяжелыми» специальностями (например, медицина, химия, инженерные специальности и др.), где необходима соответствующая материальная база [там же, с. 7]. Поэтому многие технические, технологические, педагогические и прочие неэкономические вузы, как государственные, так и частные, получившие распространение с 90-х гг., на протяжении длительного периода активно осваивали данное «непрофильное» направление подготовки [там же, с. 39, 103], что в определенной степени и привело к «перепроизводству» экономистов [там же, с. 41] и, на наш взгляд, к снижению качества их подготовки. Следовательно, в нынешних условиях обострения геополитической ситуации, роста санкционного давления, акцента в экономической политике России на развитие импортозамещения в различных отраслях, возможно, вузам стоит сосредоточиться на подготовке специалистов по своим профилям, а непрофильную подготовку запретить или ограничить.

Второе, на что хотелось бы обратить внимание — это негативная тенденция на сокращение подготовки экономистов. Здесь стоит отметить, что реальная картина такова, что стремление государства устранить «излишки» экономистов на рынке труда привело к сокращению притока абитуриентов на направление подготовки «Экономика»3. В результате в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация — необходимо формировать сильную экономику, организации реального сектора экономики испытывают кадровый голод, а в вузах сокращается количество обучающихся. Для Иркутской области также характерен данный тренд (табл. 1).

Таблица 1

Приведенный контингент обучающихся*** по УГН(С)** 38.00.00 «Экономика и управление» в вузах Иркутской области*

Образовательная организация 2015 г. (мониторинг 2016 г.) 2021 г. (мониторинг 2022 г.)

ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет» 128,9 28,8

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» 1 502,8 1 067,6

ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» 4 524,1 2 229,8

ФГБОУ ВО «Братский государственный университет» 465,1 112,0

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» 551,6 215,1

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» 1 899,6 784,5

3 В современной ситуации подготовка бакалавров по направлению 38.03.01 Экономика, а также магистрантов по направлению 38.04.01 Экономика относится к УГН(С) 38.00.00 «Экономика и управление».

Окончание табл. 1

Образовательная организация 2015 г. (мониторинг 2016 г.) 2021 г. (мониторинг 2022 г.)

ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» 942,8 786,6

ЧОУ ВО «Восточно-Сибирский институт экономики и права» 76,7 57,6

Иркутский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» 12,3 46,0

Филиал ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» в г. Братск 167,6 19,9

Филиал ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» в г. Усть-Илимск 112,8 8,9

ИТОГО 10 384,3 5 356,8

* Составлена авторами по данным: Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2016/ vpo/material.php?type=2&id=11002; URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2022/ vpo/material.php?type=2&id=11002.

Примечания:

*** Приведенный контингент обучающихся рассчитывается как сумма численности студентов очной формы обучения, численности студентов очно-заочной формы обучения, умноженной на коэффициент 0,25, и численности студентов заочной формы обучения, умноженной на коэффициент 0,1.

** УГН(С) — укрупненная группа направления (специальностей).

В Иркутской области, в частности, сокращается количество обучающихся по УГН(С) 38.00.00 «Экономика и управление». По данным мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования приведенный контингент обучающихся по УГН(С) 38.00.00 «Экономика и управление» в вузах Иркутской области сократился примерно в 2 раза (с 10 385,3 до 5 356,8) в период с 2015 г. по 2021 г. Ведущим вузом региона, осуществляющим подготовку по данной УГН(С), традиционно был и остается ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» (БГУ)4, на него приходится 41,6 % обучающихся по УГН(С) «Экономика и управление» в Иркутской области. За указанный период приведенный контингент обучающихся по данной УГН(С) в БГУ сократился на 50 %.

В-третьих, анализируя сегодняшнюю ситуацию по подготовке экономистов в сфере ВЭД, необходимо обратить внимание на историю решения данного вопроса для Иркутской области. Подготовка специалистов по ВЭД — сравнительно новое направление, появление которого было обусловлено либерализацией внешнеэкономической деятельности в РФ, особенно после распада СССР, необходимостью интенсивного развития международных экономических связей со странами Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна. Стране нужны были грамотные высококвалифицированные экономисты-международники, знающие экономику, культурные особенности восточноазиатских стран, владеющие, помимо европейских, восточными языками, и способные осуществлять профессиональную деятельность во внешнеэкономической, валютно-кредитной и финансовой сферах. Восточно-Сибирский регион, в силу своего географического положения и экономического потенциала, стал ключевым звеном развития внешнеэкономических связей на востоке России.

4 ФГБОУ ВО «БГУ» имеет 90-летнюю историю и огромный опыт в подготовке экономистов для всех отраслей народного хозяйства. В 1930 г. в Иркутске был открыт Сибирский финансово-экономический институт, в 1939 г. он был преобразован в Иркутский финансово-экономический институт, далее в 1965 г. он преобразован в Иркутский институт народного хозяйства, в 1993 г. — в Иркутскую государственную экономическую академию, в 2002 г. — в Байкальский государственный университет экономики и прав, и в 2015 г. — в БГУ.

Подготовка таких экономистов впервые в Байкальском регионе началась в Иркутском институте народного хозяйства (ныне БГУ) в 1989 г., когда на базе факультета «Коммерческая деятельность» была открыта специализация «Экономика Восточной Азии». Для подготовки специалистов по данной специализации отбирали студентов вторых курсов, обучающихся на разных специальностях, на основе тестирования по иностранному языку. Условие для зачисления — изучение двух иностранных языков — европейского и восточного. Были заключены соглашения о периодических стажировках студентов старших курсов в Японии и Китае [8].

В 1994 г. было принято решение о создании самостоятельного структурного подразделения вуза — факультета мировой экономики, ориентированного на специализацию по внешнеэкономической деятельности.

В процессе реформирования высшего образования в России изменялись подходы к подготовке специалистов по внешнеэкономической деятельности. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060600 Мировая экономика, включавший 23 рекомендованные специализации, в том числе «Внешнеэкономическая деятельность», «Внешнеторговая деятельность», «Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм», был утвержден в 2000 г. и предусматривал получение квалификации «Экономист»5. Документ включал требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности 060600 Мировая экономика, т.е. в стандарте были перечислены обязательные дисциплины, приведено их содержание и количество часов. Специалист по мировой экономике должен был изучать 2 иностранных языка6, из специальных дисциплин обязательными были «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Международные валют-но-кредитные отношения».

В дальнейшем произошел переход на бакалавриат, и в 2009 г. был принят ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика, квалификация «Бакалавр»7. В результате сократился срок подготовки экономистов с 5 до 4 лет. При разработке данного образовательного стандарта использовался компетентностный подход. В стандарте 2009 г. еще содержались требования к структуре образовательных программ с перечнем основных дисциплин, но уже была утрачена специализация в сфере подготовки экономистов, хотя предусматривалась возможность выбора профиля образовательной программы.

Дальнейшее обучение в магистратуре на протяжении еще 2-х лет могло бы углубить специализацию, однако в полной мере реализовать данный подход не получилось, поскольку в магистратуру поступали выпускники с разным базовым образованием. В одной группе магистрантов зачастую обучались выпускники бакалавриата по образовательной программе с аналогичным профилем, выпускники с непрофильным образованием и иностранные студенты, плохо понимающие русский язык и не имеющие профильного образования.

Таким образом, переход на балакавриат не позволил сохранить качество подготовки специалистов по внешнеэкономической деятельности, т.к. уменьшение

5 Специальность 060600 — Мировая экономика // Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Утвержден 17.03.2000 г.

6 В конце 90-х-начале 2000-х гг. в вузах страны в учебных планах программ подготовки специалистов по мировой экономике на изучение первого иностранного языка отводилось в среднем 10 часов в неделю в течение 4,5 лет, а на изучение второго — 6 часов в неделю в течение 3,5 лет.

7 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «Бакалавр») : Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 дек. 2009 г. № 747 // СПС «КонсультантПлюс».

срока обучения привело к существенному сокращению подготовки по базовым экономическим дисциплинам, дисциплинам специализации и иностранным языкам. Кроме того, постоянный пересмотр образовательных стандартов негативно сказался на качестве университетского образования в целом, хотя оно является важнейшей характеристикой вузовского образования [9, с. 6; 4, с. 147; 10, с. 5].

В дальнейшем, в 2015 г., а затем в 2020 г. были приняты новые ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата 38.03.018. Данные стандарты уже содержали лишь минимальные требования к структуре образовательной программы. В настоящее время для всех экономистов, без учета их специализации, к числу обязательных дисциплин относятся только философия, история, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура. В качестве требований к результатам освоения образовательной программы в ФГОС перечислен перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся.

Будущие экономисты, независимо от сферы приложения их труда, на 1—2 курсах изучают базовые экономические дисциплины, на 3—4 курсах — преимущественно, дисциплины специализации. Обучающиеся первого и второго курсов перегружены дисциплинами, формирующими универсальные компетенции. Кроме того, образовательные программы магистратуры формируют аналогичные универсальные компетенции, что и программы бакалавриата, что снижает мотивацию к продолжению обучения в магистратуре.

Относительно подготовки специалистов по внешнеэкономической деятельности в Иркутской области можно констатировать, что по данной сфере деятельности ведется подготовка в 2-х вузах (табл. 2).

Таблица 2

Образовательные программы по ВЭД в вузах Иркутской области*

ВУЗ Бакалавриат Магистратура

ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» Направление подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Мировая экономика» (с 2023 г. «Внешнеэкономическая деятельность») и программы двойного дипломиро-вания аналогичного профиля Направление подготовки 38.04.06 Торговое дело, профиль «Международная торговля и электронная коммерция» (на 2023 г. набор не объявлен)

ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» Направление подготовки 38.03.01 «Международная экономика и бизнес» Направление подготовки 38.04.01 Экономика, профили «Экономика и управление в международном бизнесе» и «Экономико-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и защита бизнеса». Указанные программы магистратуры являются программами двойного дипломирования и реализуются совместно с Белорусским государственным экономическим университетом

* Составлена авторами по данным: URL: http://bgu.ru/sveden/education/; URL: https://www.istu. edu/deyatelnost/obrazovanie/urovni.

8 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата : Приказ Минобрна-уки России от 12 нояб. 2015 г. № 1327 // СПС «КонсультантПлюс»; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика : Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 авг. 2020 г. № 954 // СПС «КонсультантПлюс».

Следует иметь в виду, что Россия сохраняет открытость своей экономики по отношению к дружественным странам. Президент РФ в 2023 г. в послании Федеральному собранию в качестве одного из направлений развития экономики страны обозначил расширение перспективных внешнеэкономических связей9. В связи с этим, вместо профиля «Мировая экономика» в плане приема БГУ на 2023 г. заявлена образовательная программа по профилю «Внешнеэкономическая деятельность» в рамках направления 38.03.01 Экономика.

Российская экономика традиционно ориентирована на экспорт. В последние годы в связи с обострением геополитической ситуации, ростом санкционного давления произошел разрыв производственных и логистических цепочек, что привело к необходимости поиска новых рынков сбыта для российских товаров, переориентации экспортных поставок на другие регионы. Россия не отказывается от экспортной ориентации экономики в сложившихся условиях. Более того, Президентом РФ поставлена задача реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 % к 2030 г. по сравнению с показателем 2020 г.10

Внешнеэкономические и торговые связи смещаются от Запада к Востоку. Кульминационным моментом в этом вопросе явилось подписание В.В. Путиным и Си Цзиньпином заявления об экономическом сотрудничестве до 2030 г. Естественно, что динамичное и долгосрочное развитие китайско-российских отношений ставит вопрос о подготовке специалистов, способных это сотрудничество развивать.

Региональный экспортный стандарт 2.0, разработанный в соответствии с паспортом федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта»11, содержит такой обязательный к внедрению в регионах до 2024 г. инструмент стимулирования экспорта, как развитие системы подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности на базе высших учебных заведений субъекта РФ.

Для Иркутской области подготовка специалистов по внешнеэкономической деятельности является архиважной задачей по ряду причин. Как крупная административно-территориальная единица Российской Федерации, Иркутская область обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ в сфере экспортного потенциала. В первую очередь, они определяются природно-экономическими характеристиками региона. В Иркутской области есть все условия для успешного развития внешней торговли: это и уникальные по масштабам и разнообразию запасы топливно-энергетических, минерально-сырьевых, лесных и водных ресурсов, мощный промышленный потенциал и достаточно диверсифицированная структура хозяйства12.

Иркутская область традиционно является экспортоориентированным регионом, она занимает 11 место (1,7 %) по объему экспорта среди регионов России и 3 место среди субъектов Сибирского федерального округа13.

9 Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России : сайт. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565.

10 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // СПС «КонсультантПлюс».

11 Региональный экспортный стандарт 2.0 // Российский экспортный центр : сайт. URL: https:// www.exportcenter.ru/company/region standard /.

12 Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года : утв. Законом Иркутской области от 10 янв. 2022 г. N° 15-03. URL: https://irkobl.ru/region/gov pro-gramms/economy/strategiya.doc.

13 Государственная региональная программа Иркутской области «Развитие экспорта Иркутской области» на 2021-2030 годы» : утв. Распоряжением Правительства Иркутской области от 9 нояб. 2021 г. N 661-рп // Иркутская область: официальный портал. URL: https://irkobl.ru/sites/economy/ foreign economic/foreign trade/sovet/Программа%20экспорта.pdf.

Таблица 3

Показатели внешней торговли Иркутской области, млн долл. США*

Показатель 2020 г. 2021 г. Темп роста, %

Внешнеторговый оборот 7 273 10 518 144,6

Экспорт 5 724 8 391 146,6

Импорт 1 549 2 127 137,3

Сальдо 4 175 6 264 150,0

* Составлена авторами по данным: Общие итоги внешней торговли Иркутской области в январе-декабре 2021 г. // Сибирское таможенное управление : сайт. URL: https://stu.customs.gov.ru/ document/text/330162.

Внешнеторговый оборот Иркутской области в 2021 г. составил 10 518 млн долл. США и по сравнению с 2020 г. увеличился на 3 245,4 млн долл. США (на 44,6 %). Экспорт составил 8 391 млн долл. (рост на 46,6 %), импорт — 2 127 млн долл. (рост на 37,3 %).

В 2021 г. предприятия Иркутской области осуществляли внешнеторговые операции с партнерами из более чем 100 стран. По данным Сибирского таможенного управления, к числу основных торговых партнеров региона относятся Китай, Япония, Турция, Украина, Республика Корея, Германия, США, Нидерланды, Италия. В 2021 г. в Иркутской области было более 650 участников внешнеэкономической деятельности, большинство из них относятся к микро- и малым пред-приятиям14. На 5 % крупных предприятий Иркутской области приходится 80 % экспортной выручки, лишь 20 % — на малые и средние предприятия15.

В программе развития экспорта Иркутской области ставится задача «увеличение доли экспорта субъектов МСП в общем объеме экспорта Иркутской области до 24 % к 2030 г. за счет большей вовлеченности компаний данного сектора в экспортную деятельность»16.

По результатам опроса, проведенного Правительством Иркутской области среди субъектов МСП региона, одной из главных проблем, препятствующих развитию ВЭД, является дефицит специалистов по ВЭД17. Система подготовки кадров должна учитывать отраслевую специфику региональной экономики [11, с. 198].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из приоритетов социально-экономического развития Иркутской области, определенным в Стратегии ее социально-экономического развития18, является экономический рост и эффективное управление, в том числе за счет соответствующей кадровой политики.

Актуальность развития системы подготовки специалистов по ВЭД, в том числе для Иркутской области, усиливается в связи с утверждением в 2019 г. профессионального стандарта «Специалист по внешнеэкономической деятельности», с

14 Среди крупных предприятий — участников ВЭД: АО «Каравай», АО «Ангарская нефтехимическая компания», АО «Ангарский завод полимеров», ПАО «РУСАЛ Братск», ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», ООО «ИНК», ООО «Компания «Востсибуголь», АО «Фармасинтез», ОАО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод», АО «ЛДК Игирма», ООО «Иркутский масложиркомбинат», АО «Саянскхимпласт», ООО «Русфорест магистральный», АО «Иркутскка-бель», ООО «СУАЛ-ПМ», СПК «Окинский», СХАО «Белореченское» и др.

15 Государственная региональная программа Иркутской области «Развитие экспорта Иркутской области» на 2021-2030 годы» : утв. Распоряжением Правительства Иркутской области № 661-рп от 9 нояб. 2021 г. // Иркутская область : офиц. портал. URL: https://irkobl.ru/sites/economy/foreign economic/foreign trade/sovet/Программа%20экспорта.pdf.

16 Там же.

17 Там же.

18 Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года : утв. Законом Иркутской области от 10 янв. 2022 г. N° 15-03. URL: https://irkobl.ru/region/gov pro-gramms/economy/strategiya.doc.

четким определением его функционала19. С появлением данного стандарта можно утверждать о признании необходимости подготовки данных специалистов для российской экономики.

В соответствии с профессиональным стандартом высшее образование должно быть ориентировано на подготовку бакалавров, специалистов и магистрантов к выполнению обобщенной трудовой функции В «Осуществление внешнеэкономической деятельности организации» (бакалавриат), включающей такие трудовые функции как заключение внешнеторгового контракта, его документарное сопровождение, транспортно-логистическое обеспечение внешнеторговой сделки, контроль за исполнением обязательств по контракту, а так же к выполнению обобщенной трудовой функции С «Руководство внешнеэкономической деятельностью организации» (специалитет, магистратура), предусматривающей подготовку к разработке плана внешнеэкономической деятельности организации и организацию работ по ее осуществлению.

Представляется, что для специалиста по внешнеэкономической деятельности важны профессиональные компетенции экономиста: способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности организаций; способность рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и т.д.

Однако к числу наиболее важных профессиональных компетенций, учитывая требования профессионального стандарта, следует отнести способность организовать и осуществлять внешнеэкономическую деятельность с учетом действующей нормативно-правовой базы, а также способность осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке в сфере внешнеэкономической деятельности. То есть учебный план подготовки такого специалиста должен содержать такие дисциплины, как внешнеэкономическая деятельность, международный маркетинг, логистика внешнеэкономической деятельности, таможенное дело и т.д. Обучающиеся должны получить знания и сформировать навыки в сфере правовых, финансовых, налоговых аспектов внешнеэкономической деятельности, научиться коммуникации с зарубежными партнерами.

Хотелось бы подчеркнуть важность изучения иностранных языков для специалиста по ВЭД20. В экономических связях знание иностранных языков выполняет очень важную, если не определяющую функцию — общение. Если партнеры говорят на общем языке, им легко договориться о сделке, выяснить нюансы, грамотно провести переговоры. Общий язык — это отличный способ понять друг друга и устранить все препятствия на пути к плодотворному сотрудничеству. Более того, владение иностранным языком как социокультурная компетенция подразумевает готовность и умение существовать и взаимодействовать в современном многокультурном мире. Проявление интереса и толерантности к иной культуре, религии, истории и традициям стали данью уважения, неотъемлемой частью общения с зарубежными партнерами и неоспоримой ценностью в современном деловом обществе.

19 Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по внешнеэкономической деятельности» : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2019 г. N° 409н // СПС «КонсультантПлюс».

20 В настоящее время в БГУ изучению иностранных языков на программах бакалавриата для подготовки специалистов по ВЭД выделяется 4-6 часов неделю в течение 3,5 лет для первого иностранного языка и 4 часа в неделю в течение 2 лет — для второго.

Что дает знание иностранных языков конкретному специалисту по ВЭД? Это карьерный рост и более широкие возможности для работы. В любой компании специалисты, знающие иностранные языки (или хотя бы один), ценятся выше. Компании отказываются от услуг переводчика и охотнее принимают на работу таких сотрудников, которые способны работать со специализированной документацией и узкопрофильной литературой на иностранных языках. Такие сотрудники привлекаются к переговорам, им предоставляются зарубежные командировки и стажировки, тем самым обеспечивается и карьерный рост. Такой специалист через общение с иностранными партнерами значительно расширяет свой профессиональный опыт, становится более уважаемым и более ценным звеном.

Если предпринимателю нужно развивать свое дело, знание иностранных языков поможет выйти на зарубежные рынки, найти контакты и развивать отношения с иностранными партнерами самостоятельно, более оперативно решать важные вопросы, и — что важно для установления доверительных отношений — поближе познакомиться с партнерами в неформальной обстановке. Как отмечают специалисты в области преподавания иностранных языков студентам-экономистам, получив такое преимущество, как знание одного и более иностранных языков, можно пользоваться им всю жизнь, обеспечивая себе будущее [12]. Да и в целом, владение как минимум одним иностранным языком постепенно становится уже не уникальным, а практически базовым навыком, таким же, как и навык пользования ПК и программным обеспечением.

Кроме осуществления непосредственного делового общения, профессиональная деятельность современного специалиста в области ВЭД требует от него владения другими компетенциями, соответствующими специфике профессиональной среды и тем задачам, которые ему предстоит выполнять: изучать международные практики внешнеэкономической деятельности; знакомиться с зарубежным опытом развития экономики посредством актуальных учебных пособий и научной литературы, которые, как правило, издаются на английском языке; изучать специализированную литературу и, при необходимости, реферировать ее; вести документацию и деловую переписку с зарубежными партнерами; проводить мониторинг мировых валютных рынков и торговых операций.

Учитывая все вышеизложенное, в учебный план программы подготовки кадров для внешнеэкономической деятельности, реализуемой в Байкальском государственном университете, включены несколько дисциплин, успешное освоение которых позволяет студентам выучить два иностранных языка. Обучение построено на принципах индивидуализации (насколько это возможно в условиях групповых занятий) и профессионально-ориентированного подхода: разделение студентов на группы по уровню владения иностранным языком на начальном этапе обучения; обучение двум иностранным языкам в течение 2-3,5 лет; профилирование дисциплин и постепенное повышения уровня от базового до продвинутого. Однако хотелось бы надеяться на постепенное увеличение часов на подготовку будущих специалистов по ВЭД по иностранным языкам с учетом особенностей их будущей профессии и в целях повышения качества их профессиональной подготовки.

Обобщая вышеизложенное авторы статьи пришли к следующему заключению.

Во-первых, мнение об избыточности специалистов в области экономики и внешнеэкономических связей давно неактуально и в корне не верно. Соответственно, нужно срочно менять подход к подготовке экономистов.

Во-вторых, актуальность подготовки специалистов по внешнеэкономической деятельности в современных условиях становится все более острой.

В-третьих, для развития подготовки специалистов по ВЭД в РФ и, в частности, в Иркутской области необходимо:

— вернуть подготовку экономистов в профильные вузы;

— вернуться к традициям отечественного высшего образования, т.е. к подготовке не бакалавров, а специалистов по ВЭД в течение 5 лет и тем самым увеличить количество часов на изучение профильных дисциплин и иностранных языков;

— использовать механизм целевого обучения с целью повышения адресности, качества подготовки кадров, а также решения вопросов кадрового дефицита в Иркутской области;

— развивать взаимодействие вузов с региональными органами исполнительной власти (Министерство экономического развития и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Министерство лесного комплекса и др.) с целью определения потребностей экономики Иркутской области и увеличения контрольных цифр приема на соответствующие направления подготовки;

— развивать взаимодействие с региональными институтами развития экспорта (Фонд поддержки и развития предпринимательства Иркутской области, Центр «Мой бизнес» (Центр поддержки экспорта), Обособленное подразделение АО «Российский экспортный центр» в г. Иркутске, Союз «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири») с целью совершенствования подготовки обучающихся, привлечения студентов к участию в различных региональных проектах — акселераторах, конференциях и т.д., а также привлечения специалистов данных институтов к учебному процессу;

— активно взаимодействовать с организациями — участниками ВЭД с целью привлечения их к совершенствованию образовательных программ, организации практической подготовки обучающихся;

— постоянно повышать квалификацию преподавателей по практическим вопросам осуществления ВЭД;

— активно продвигать соответствующие образовательные программы среди абитуриентов.

Первые шаги в данном направлении сделаны в БГУ. В настоящее время идет подготовка трехстороннего соглашения между Министерством экономического развития и промышленности Иркутской области, ФГБОУ ВО «БГУ» и АНО ДПО «Школа экспорта АО «Российский экспортный центр» с целью развития подготовки специалистов по ВЭД в регионе.

Список использованной литературы

1. Цыкунов Г.А. Советский опыт освоения Сибири / Г.А. Цыкунов. — EDN TCBVDN // Историко-экономические исследования. — 2014. — Т. 15, № 2. — С. 401-410.

2. Винокуров М.А. Высшее образование и наука в России: проблемы и перспективы / М.А. Винокуров. — EDN PATOVP // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 4 (84). — С. 5-9.

3. Самаруха В.И. Трансформация рынка образовательных услуг в Российской Федерации / В.И. Самаруха, А.В. Самаруха. — DOI 10.17150/2411-6262.2020.11(2).5. — EDN RYJJXH // Baikal Research Journal. — 2020. — Т. 11, № 2. — C. 5.

4. Джойс Э.А. Актуальные проблемы развития высшего образования в России / Э.А. Джойс, А.А. Симаков. — DOI 10.24411/2073-3305-2020-10036. — EDN BJSBJP // Образование. Наука. Научные кадры. — 2020. — № 1. — C. 145-148.

5. Куприянов Р.В. Болонский процесс в России: специфика и сложности реализации / Р.В. Куприянов, А.А. Виленский, Н.Е. Куприянова. — EDN SYAIGX // Вестник казанского технологического университета. — 2014. — Т. 17, № 20. — С. 412-416.

6. Беккер Е.Г. Бренд и экономическая устойчивость вуза : монография / Е.Г. Беккер, Т.Н. Бурделова, А.Ю. Юданов. — Москва : КНОРУС, 2012. — 208 с.

7. Абанкина И.В. Перепроизводство экономистов и юристов в России — миф / И.В. Абан-кина. — EDN MWHFGR // Экономика образования. — 2010. — № 1. — С. 103-105.

8. Цвигун И.В. Роль международной деятельности в формировании бренда вуза: опыт факультета мировой экономики и государственного управления Байкальского государственного университета экономики и права / И.В. Цвигун. — DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(2).239-247. — EDN TSXLEJ // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 239-247.

9. Киреенко А.П. Разработка стратегии развития Байкальского государственного университета экономики и права / А.П. Киреенко. — EDN ONCRGR // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 6 (80). — С. 5-9.

10. Бровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть 1 / А.В. Бровкин. — EDN YUDZRZ // Современное образование. — 2018. — № 1. — С. 1-10.

11. Озерникова Т.Г. Качество образования — приоритет развития университета / Т.Г. Озерникова, Т.А. Бутакова. — DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(2).196-205. — EDN TSXLCV // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 196-205.

12. Тареева А.А. Значение изучения английского языка в современной экономике / А.А. Тареева. — EDN DAASVQ // Модели инновационных решений повышения конкурентоспособности отечественной науки : национальная (всерос. науч.-практ. конф., Киров, 22 мая 2022 г. — Уфа, 2022. — С. 66-69.

References

1. Tsykunov G. A. Soviet Experience in the Development of Siberia. Istoriko-ekonomich-eskie issledovaniya = Journal of Economic History and History of Economics, 2014, vol. 15, no. 2, pp. 401-410. (In Russian). EDN: TCBVDN.

2. Vinokurov M.A. Higher Education and Science in Russia: Problems and Prospecta. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 4, pp. 5-9. (In Russian). EDN: PATOVP.

3. Samarukha V.I., Samarukha A.V. Transformation of the Educational Services Market in the Russian Federation. Baikal Research Journal, 2020, vol. 11, no. 2. (In Russian). EDN: RYJJXH. DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(2).5.

4. Dzhois E.A., Simakov A.A. Actual Problems of the Development of Higher Education in Russia. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry = Science. Education. Academic Staff, 2020, no. 1, pp. 145-148. (In Russian). EDN: BJSBJP. DOI: 10.24411/2073-3305-2020-10036.

5. Kupriyanov R.V., Vilenskii A.A., Kupriyanova N.E. Bologna Process in Russia: Specifics and Difficulties of Implementation. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Herald of Kazan Technological University, 2014, vol. 17, no. 20, pp. 412-416. (In Russian). EDN: SYAIGX.

6. Bekker E.G., Burdelova T.N., Yudanov A.Yu. The Brand and Economic Sustainability of the University. Moscow, KNORUS Publ., 2012. 208 p.

7. Abankina I.V. Overproduction of Economists and Lawyers in Russia — A Myth. Ekono-mika obrazovaniya = Economics of Education, 2010, no. 1, pp. 103-105. (In Russian). EDN: MWHFGR.

8. Tsvigun I.V. The Role of International Activities in the University Brand Formation: Experience of the Faculty of World Economy and Public Administration of Baikal State University of Economics and Law. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 239-247. (In Russian). EDN: TSXLEJ. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).239-247.

9. Kireenko A.P. Working out Development Strategy of Baikal State University of Economics and Law. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 6, pp. 5-9. (In Russian). EDN: ONCRGR.

10. Brovkin A.V. The Issues of Modern Russian System of Higher Education and Ways of their Solution to the Benefit of All Participants of Educational Process: Part 1. Sovremennoe obrazovanie = Modern Education, 2018, no. 1, pp. 1-10. (In Russian). EDN: YUDZRZ.

11. Ozernikova T.G., Butakova T.A. Education Quality as the Universitys Development Priority. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. (In Russian). EDN: TSXLCV. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).196-205.

12. Tareeva A.A. Importance of Learning English in Modern Economics. Models of Innovative Solutions to Increase the Competitiveness of Domestic Science. National (Ail-Russian) Scientific and Practical Conference, Kirov, May 22, 2022. Ufa, 2022, pp. 66-69. (In Russian). EDN: DAASVQ.

Информация об авторах

Цвигун Ирина Всеволодовна — доктор экономических наук, профессор, директор Института мировой экономики и международных отношений, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, ZvegunIV@bgu.ru, SPIN-код: 3428-4364, Scopus AuthorID: 57205018991, ResearcherID: ABI-2670-2020.

Чепинога Оксана Александровна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, chepinogaoa@bgu.ru, https:// orcid.org/0000-0001-6340-9637, SPIN-код: 9749-7543, AuthorID РИНЦ: 471707.

Мельгунова Анастасия Геннадьевна — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков для профессиональных целей, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, an _gen2002@yahoo .com, © https://orcid.org/0000-0001-8966-5145, SPIN-код: 7751-5760, AuthorID РИНЦ: 381890.

Authors

Irina V. Tsvigun — D.Sc. in Economics, Professor, Director of the Institute of World Economy and International Relations, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, ZvegunIV@bgu.ru, SPIN-Code: 3428-4364; Scopus AuthorID: 57205018991, ResearcherID: ABI-2670-2020.

Oksana A. Chepinoga — PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, chepinogaoa@bgu.ru, О https://orcid.org/0000-0001-6340-9637, SPIN-Code: 97497543, AuthorID RSCI: 471707.

Anastasia G. Melgunova — PhD in Philology, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages for Special Purposes, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, an_gen2002@yahoo.com, 5) https://orcid.org/0000-0001-8966-5145, SPIN-Code: 7751-5760, AuthorID RSCI: 381890.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Цвигун И.В. О развитии системы подготовки кадров по внешнеэкономической деятельности / И.В. Цвигун, О.А. Чепинога, А.Г. Мельгунова. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(2).632-644. — EDN FYQEBH // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 2. — С. 632-644.

For Citation

Tsvigun I.V., Chepinoga O.A., Melgunova A.G. To the Development of a Complex System of Training Specialists in Foreign Economic Activity. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 632-644. (In Russian). EDN: FYQEBH. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(2).632-644.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023. Т. 14, № 2 ISSN 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.