Научная статья УДК 334+37 EDN SJKXMC
DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).39
Л.В. Санина0, С.Н. Мозулев, В.В. Поляков
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Автор, ответственный за переписку: Л.В. Санина, [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*
АННОТАЦИЯ. Исследование выбора предпринимательства как карьерной траектории находится сегодня в поле зрения многих российских и зарубежных исследователей, поскольку находится в тренде государственной, в том числе молодежной политики. Ученые и практики оценивают предпринимательские намерения на межстрановом и национальном уровне, осуществляя рекомендации для государственных органов управления; выявляют факторы, которые способствуют развитию предпринимательства для разных категорий населения; показывают роль высшего образования в совокупном воздействии этих факторов. Цель данной работы — исследовать предпринимательские намерения студенческой молодежи Иркутской области по созданию собственного бизнеса. Для достижения цели рассмотрены теоретические подходы к определению оценке предпринимательских намерений; разработан инструментарий для измерений и проведено онлайн-анкетирование более 3 000 респондентов — участников мероприятий, проводимых в Иркутской области Фондом поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр «Мой бизнес» в рамках реализации федерального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» при участии сотрудников Байкальского государственного университета. Приведены рекомендации по совершенствованию образовательных форматов при обучении предпринимательству, в том числе за счет совершенствования содержания учебных курсов и медийного воздействия на предпринимательские намерения студентов. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Предпринимательские намерения, молодежное предпринимательство, предпринимательская деятельность, предпринимательский дух, студенты, молодежь.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 1 июля 2022 г.; дата принятия к печати 29 июля 2022 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2022 г.
Original article
L.V. Sanina^, S.N. Mozulev, V.V. Polyakov
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Corresponding author: L.V. Sanina, [email protected]
ENTREPRENEURIAL INTENTION RESEARCH OF STUDENTS OF THE IRKUTSK REGION**
ABSTRACT. The study of choosing entrepreneurship as a career is on the agenda of many Russian and foreign researchers today, since it is one of the state policy trends, including youth policy. Scientists and practitioners evaluate entrepreneurial inten-
* Материалы обсуждены на IV международной научно-практической конференции «Развитие малого предпринимательства в Байкальском регионе» (г. Иркутск, 23 ноября 2021 г.).
** The materials were discussed at the IV international scientific and practical conference "Development of small business in the Baikal region" (Irkutsk, November 23, 2021).
© Санина Л.В., Мозулев С.Н., Поляков В.В., 2022
tions at international and local level, give recommendations to government authorities; identify factors that contribute to the development of entrepreneurship for different categories of the population; show the role of higher education in the combined impact of these factors. The purpose of this work was to explore the entrepreneurial intentions of the students of the Irkutsk region. We determined entrepreneurial intentions using a toolkit for measurements. An online questionnaire was conducted for more than 3,000 respondents. They were the participants of events held in Irkutsk Region by the Fund for Support and Development of Entrepreneurship of the Irkutsk Region Center "My Business" as part of the implementation of the federal project "Creating conditions for an easy start of business" - the national project "Small and Medium Entrepreneurship and Support for Individual Entrepreneurial Initiative" with the participation of employees of Baikal State University. We provided recommendations to improve educational formats in teaching entrepreneurship, including through improving the content of training courses and media impact on students' entrepreneurial intentions.
KEYWORDS. Entrepreneurial intentions, youth entrepreneurship, entrepreneurial activity, entrepreneurial spirit, students, youth.
ARTICLE INFO. Received July 1, 2022; accepted July 29, 2022; available online August 31, 2022.
Благополучие страны и уровень благосостояния ее жителей в значительной мере определяются тем, насколько в ней развит малый и средний бизнес, каково отношение общества к частной предпринимательской инициативе, несмотря на наличие достаточного количества предпринимательских рисков [1]. Президент России в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что одной из важнейших мер реальной поддержки этого сектора экономики является утверждение ценностей предпринимательства в обществе, формирование понимания особой роли такого труда как одного из важнейших ресурсов развития страны. Поскольку поддержка предпринимательства имеет большое значение для стимулирования экономического роста [2; 3], то первостепенной задачей становится поиск ответа на вопрос о том, что может способствовать увеличению масштабов предпринимательства и стимулировать его интенсивность. Научный интерес представляет ответ на вопрос, почему одни люди выбирают карьеру предпринимателя, а другие — нет и какие факторы могут стимулировать предпринимательские намерения.
Как указывают Г.В. Широкова, Т.В. Цуканова, К.А.Богатырева идея стать предпринимателем все более привлекательна для молодых людей, в том числе студенческой молодежи, поскольку данная перспектива рассматривается как способ участия на рынке труда без потери личной свободы [4]. Ряд исследователей отмечают, что намерение создать собственный бизнес может быть связано с уровнем безработицы в стране, разочарованием в работе в крупных компаниях, либо наличием необходимой инфраструктуры для новых предпринимательских структур, предоставлением налоговых льгот и программ поддержки, направленных на поощрение предпринимательства [5; 6]. Имеет для студенческой молодежи значение и возможность получить независимость, решая сложные задачи, тем самым самореализуясь и совершенствуясь [7].
Подрастающее поколение всегда отличает энергия, энтузиазм, креативность и желание достижения новых целей. В мире, который становится все более динамичным и глобальным, именно молодым принадлежит особая роль в развитии современного общества, генерации свежих идей, новых подходов в организации и развитии своего дела [8]. Но для того, чтобы молодежи двигаться дальше, нужно и внимательно ознакомиться с имеющимся опытом, и преодолеть во многом скептическое отношение населения к предпринимательской деятельности как таковой.
Вопросам исследования предпринимательского духа или намерений молодежи, в том числе студенческой, посвящено немало теоретических исследований. Термин «предпринимательские намерения» встречается чаще и более проработан с научной точки зрения [3—6; 9].
Так, Е.А. Александрова, О.Р. Верховская под предпринимательскими намерениями предлагают понимать «готовность индивида создать свой бизнес в ближайшем будущем» [6]. Данные исследователи описывают два подхода к исследованию предпринимательских намерений. Согласно первого объяснение происходит исходя из выявления различий в мотивации в зависимости от демографических характеристик, экономических и культурных факторов. Например, мужчины чаще имеют предпринимательские намерения, чем женщины; в старших возрастных группах намерения уменьшаются; чем выше уровень благосостояния, тем выше желание создать бизнес; наличие предпринимателей среди друзей и родственников положительно влияет на намерения и пр.
Второй подход базируется на теории запланированного поведения И. Айзена [10], на основе которой были впоследствии разработаны множество моделей оценки предпринимательских намерений. Е.А. Александрова, О.Р. Верховская выделяют с точки зрения данной теории три фактора, оказывающих влияние на создание бизнеса:
— личное отношение к предпринимательской деятельности, определяющее позитивное решение о создании бизнеса;
— субъективные нормы, отражающие одобрение другими желания стать предпринимателем, которое будет приниматься во внимание индивидом;
— оценки того, насколько легко или сложно стать предпринимателем [6].
Анализ формулировок, проведенный в работе К.А. Устиновой, А.А. Давыдовой, позволил им выделить три подхода к определению термина «предпринимательские намерения» с позиций: «1) прогноза предпринимательского поведения (прогноза будущей предпринимательской деятельности; способа предвидения будущих результатов деятельности, вероятности владения собственным бизнесом; предпосылок поведения человека); 2) мотивации и готовности к созданию бизнеса (стремления людей создавать свой бизнес; мотивации и готовности прилагать усилия для осуществления предпринимательского поведения; готовности к выполнению того или иного действия); 3) восприятия норм и действия в соответствии с нормами (восприятия социальных норм и самоэффективности; индивидуального отношения к субъективным нормам и контролю над поведением)» [5].
С точки зрения авторов, следует использовать сочетание подходов, например, «рассматривать не только внутренние факторы (мотивация к предпринимательской деятельности), но и внешние (связаны, в частности, с восприятием социальных норм) и переходить от одностороннего взгляда, закрепленного, например, в психологических теориях и изучающего поведение с позиций действия внутренних факторов, к многостороннему социально-когнитивному подходу» [там же].
Как отмечает И.Н. Шафранская тема предпринимательского образования, обучения предпринимательству находится в центре академической дискуссии так же долго, как и обсуждение самого феномена предпринимательской деятельности [11]. Основу этой дискуссии составляет противоречие между широкой распространенностью предпринимательского образования и неоднозначностью его влияния на предпринимательские намерения и активность. Автор обосновывает позицию о том, что намерения по созданию собственного бизнеса тем сильнее, чем менее доступна поддержка по его созданию. Развитие предпринимательства исключительно «сверху вниз» может оказать негативное воздействие на предпринимательские намерения. С этой точки зрения, массовые образовательные программы по предпринимательству типа «Ты — предприниматель» могут быть низкорезульта-
тивны — их проектирование осуществляется без учета конкретных потребностей, а реализация в формате лекций и мастер-классов серьезно ограничивает возможности развития предпринимательских навыков.
В ряде зарубежных исследований также выдвигается гипотеза о том, что обучение предпринимательству не имеет отношения к намерению предпринимателя, указывается на противоречивые данные о влиянии обучения предпринимательству на намерение предпринимателя [12; 13].
Исследование Р.К. Гупты на основе корреляционного и регрессионного анализа показывает степень влияния университетской предпринимательской экосистемы и обучения предпринимательству на предпринимательские намерения студентов, разработку политики стартапов на университетском уровне, направленной на создание пула потенциальных предпринимателей [14].
В статье Т. Охаши с соавторами построена расширенная причинно-следственная модель эмоционального интеллекта на основе глобального мониторинга предпринимательства и обоснованы предложения по улучшению предпринимательского образования в университетах [15].
На наш взгляд предпринимательские намерения студентов развиваются под влиянием как индивидуальных характеристик и обстоятельств, так и условий внешнего окружения, связанных в первую очередь с предпринимательской средой университета и общества в целом, зависят от принятой стратегии развития вуза [16—19].
С 2021 г. в Иркутской области Фондом поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр «Мой бизнес» в рамках реализации федерального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» проводится комплекс мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, в котором также принимает участие Байкальский государственный университет и его сотрудники.
Поскольку важное значение в решении задачи вовлечения молодежи в предпринимательство имеет выявление предпринимательских способностей (предпринимательского потенциала) молодых людей и их предпринимательских намерений по созданию собственного бизнеса, сотрудниками Байкальского университета проводится соответствующее обследование участников мероприятий. Изучение намерений респондентов производится путем проведения сплошного опроса участников мероприятий с использованием метода онлайн-анкетирования.1
Первый раунд исследования проводился в период с ноября 2021 г. по май 2022 г. Общее количество физических лиц, принявших участие исследовании — 3 222 чел. Из них в возрасте от 18 до 35 лет — 2 511 чел., в том числе 17 чел. — действующие предприниматели и более 30 чел. — самозанятые граждане; в возрасте от 14 до 17 лет — 711 чел. (рис. 1).
Все опрошенные лица являются обучающимися образовательных учреждений: высшего, среднего профессионального либо среднего образования, по образовательным программам от основного общего образования до магистратуры.
Географический охват участников исследования — 50 муниципальных образований Иркутской области: Аларский, Ангарский, Баяндаевский, Бодайбинский, Боханский, Братский, Жигаловский, Заларинский, Зиминский, Иркутский, Ка-чугский, Казачинско-Ленский, Киренский, Куйтунский, Мамско-Чуйский, Ниж-
1 В проведенном исследовании частично использованы материалы для вопросов, включаемых в опросы, проводимые Институтом «Высшая школа менеджмента» (Санкт-Петербургский государственный университет) при подготовке Национального отчета ОиЕВВЭ «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов».
h
26-35 лет H 4
18-25 лет
74
14-17 лет
22
0 10 20 30 40 50 60 70 80 Рис. 1. Распределение участников выборки по возрасту, чел. в %
Специалитет 17,6
Основное общее Магистратура образование 0,3 (5-9 классы)
4,1
Полное общее образование (10-11 классы) 7,8
Бакалавриат 17,2
СПО на базе 11 классов 13,6
СПО на базе 9 классов 39,4
Рис. 2. Распределение респондентов по осваиваемым образовательным программам, %
неилимский, Нижнеудинский, Нукутский, Ольхонский, Осинский, Слюдянский, Тайшетский, Тулунский, Усольский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Усть-Удин-ский, Черемховский, Чунский, Шелеховский, Эхирит-Булагатский районы, а также города Ангарск, Байкальск, Бодайбо, Братск, Железногорск-Илимский, Зима, Иркутск, Киренск, Нижнеудинск, Саянск, Свирск, Слюдянка, Тайшет, Ту-лун, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово, Шелехов.
Подавляющее число участников исследования (90,3 %) выразили уверенность в том, что молодым людям стоит заниматься собственным бизнесом (варианты ответа «Да, безусловно стоит» и «Скорее всего, стоит, но это нелегко»). Напротив, доля ответов «Нет, не стоит. Это невозможно» и «Скорее всего, не стоит. Это трудно» составила 2,7 %. Процент респондентов, считающих, что предпочтительнее в молодости получить опыт работы в качестве наемного работника, а потом рассмотреть возможность открытия собственного бизнеса на основе этого опыта, составила 5,4 %.
Оценка уровня предпринимательских намерений обучающихся позволяет охарактеризовать и их потенциальную готовность к открытию собственного дела.
Скорее всего не стоит
Затрудняюсь ответить 1,6
Нет, не стоит,
Не стоит. Это возможно, но лучше в молодости получить опыт работы в подчинении в качестве наемного работника 5,4
Скорее всего, стоит, но это нелегко 49,2
это трудно 1,6
это невозможно 1,1
Да, безусловно, стоит 41,1
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, стоит ли молодым людям заниматься собственным бизнесом?»
Предпринимательские намерения измерялись с помощью шести утверждений: «Я готов сделать все, что угодно, чтобы стать предпринимателем», «Моя профессиональная цель — стать предпринимателем», «Я готов предпринять все необходимые усилия для начала своего дела и управления своей собственной фирмой», «Я решительно настроен на создание своей фирмы в будущем», «Я серьезно обдумываю возможность начала своего бизнеса», «У меня есть серьезное намерение однажды начать свое дело». Степень согласия с этими утверждениями необходимо было оценить по 7-балльной шкале (от полностью не согласен (1) до полностью согласен (7)). Такой подход является обоснованным, так как иначе сложно выявить тех, кто задумывается о предпринимательской карьере, но рассматривает это как «план Б» (рис. 4). Индекс предпринимательских намерений, рассчитанный как среднее арифметическое полученных ответов, составил 4,52.
Некоторые студенты желают приобрести практический опыт, поэтому планируют после окончания обучения трудоустроиться в различные компании. Но у многих студентов и школьников могут быть иные представления о развитии карьеры через пять лет. Именно поэтому в исследовании участникам предлагалось ответить на два вопроса: кем они видят себя сразу после окончания учебы и спустя пять лет. Предлагаемые варианты ответа условно классифицированы на четыре группы в зависимости от выбранного карьерного пути: предприниматель (учредитель бизнеса) либо предприниматель (преемник семейного бизнеса, который наследует и перенимает управление); наемный работник (в малой, средней либо крупной компании); наемный работник в сфере, напрямую не связанной с бизнесом: некоммерческий/общественный сектор, академическая среда, государственный/муниципальный служащий, сотрудник силовых органов (рис. 5).
2 Для сравнения: данный индекс в России составляет 4,1 и находится на 29 месте из 54 стран мира по индексу предпринимательских намерений студентов [Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет. Россия 2018 // https://gsom.spbu.ru/files/fold-er 11/GUESSS report 2019 RUS.pdf.
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета
У меня есть серьезное намерение однажды
начать свое дело
Я серьезно обдумываю возможность начала
своего бизнеса
Я решительно настроен на создание своей фирмы в будущем
Я готов предпринять все необходимые усилия для начала своего дела и управления своей собственной фирмы
Моя профессиональная цель — стать предпринимателем
Я готов сделать все, что угодно, чтобы стать предпринимателем
4,4
4,3
4,9
4,5
4,5
4,5
4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 5,0
Рис. 4. Предпринимательские намерения респондентов
7
Предприниматель (учредитель бизнеса)
Предприниматель (преемник семейного бизнеса)
Работник в малой компании (до 50 чел.)
Работник в средней компании (до 250 чел.)
Работник в крупной компании (свыше 250 чел.) Наемный работник в некоммерческом секторе / академической среде / общественном секторе
Гос./мун. гражданский служащий, сотрудник силовых органов
Пока еще не знаю
2
4
14
I 18
В
7
Z1 8
12
24
25
19 19
33
10
20
30
40
Какой вариант карьеры Вы выберете сейчас (или сразу после окончания учебы)
Какой вариант карьеры Вы выберете спустя 5 лет
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Какой вариант карьеры Вы выберете сейчас (или сразу после окончания учебы) и спустя 5 лет?», %
6
0
Непосредственно желание создать собственный бизнес в перспективе ближайших 2-3 лет (в том числе после окончания обучения) — 30,9 %, в перспективе 3 лет и более — 45,9 % (рис. 6).
Не ранее, чем через 5 лет
после окончания 29,2
Сразу после окончания техникума, колледжа, школы 5,4
Совершенно точно никогда 3,2
В течение ближайших 6-12 месяцев -3,2
В течение ближайших 2-3 лет 11,4
Вероятнее всего, никогда 16,6
Не ранее, чем через 2-3 года после окончания 16,2
Во время обучения в университете 4,9
Сразу после окончания университета 5,4
Во время обучения в техникуме, колледже, школе 3,8
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Когда Вы планируете открыть свой бизнес?»
Намерение почти половины из числа опрошенных стать предпринимателями именно в перспективе 3-5 лет в значительной степени обусловлено стремлением приобрести практический опыт работы в малом бизнесе, который позволит организовать собственный бизнес более эффективно, о чем свидетельствует изменение предпочтений в профессиональной карьере между ситуациями «сейчас (или сразу после окончания обучения)» и «спустя 5 лет». Это показывает практически зеркальное распределение вариантов ответов «Предприниматель» и «Работник в малой компании» «сейчас» и в пятилетней перспективе. Карьеру преемника существующего семейного бизнеса определили для себя 2 % (сейчас) и 4 % (через 5 лет) респондентов. Доля не определившихся с карьерными устремлениями составляет 19 %.
Достаточно высокий уровень заинтересованности и мотивации молодежи на создание и ведение собственного бизнеса, как свидетельствует официальная статистика, не реализуется на практике. Ответы респондентов на соответствующий вопрос: «Какие главные препятствия Вы видите для того, чтобы открыть собственный бизнес?» (рис. 7) показывают, что, помимо экономической ситуации и геополитических условий (2021-2022 гг.) наиболее значимыми препятствиями, по мнению молодежи, являются: недостаток необходимых знаний, навыков (16,60 %) и личностных качеств (14,66 %), а также непроработанность бизнес-плана для реализации своей идеи (15,96 %) и отсутствие команды единомышленников (14,7 %).
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета
Не хватает образования Нет информации о программах поддержки предпринимателей Бюрократические препоны для предпринимателей
Экономическая ситуация в стране
Нет команды единомышленников
Есть идея, но нет бизнес-плана
Отсутствие стартового капитала
Отсутствуют необходимые личностные качества Не привлекает данный вариант профессиональной карьеры
^■ 16,60 5,89
16,98 14,70 15,96
1,16
14,66
5,15
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Какие главные препятствия Вы видите для того, чтобы открыть собственный бизнес?», %
Показательно, что отсутствие стартового капитала и бюрократические препоны получили довольно низкие оценки, что, вероятно, можно связать с определенным достигнутым уровнем государственной поддержки и защиты интересов малого бизнеса и начинающих предпринимателей. И, соответственно, решение вопросов формирования у молодежи необходимого уровня компетентности в вопросах организации и управления бизнесом, создание условий для развития «точек пересечения» молодых предпринимателей и будущих членов их команд, встреч с опытными предпринимателями, готовы оказать менторскую поддержку и стать наставниками является задачей следующего уровня, к решению которой государство уже тоже приступило (одним из характерных примеров работы такого рода является функционирование платформы «Кон-структориум»).
Отметим, что развитие молодежной предпринимательской активности является важным для экономического роста, так как молодые люди, будучи активными, мобильными, готовыми к изменениям, рассматриваются в качестве носителя инновационного потенциала общества, стратегического ресурса, пополняющего производительные силы страны.
В мире наблюдается устойчивый интерес к предпринимательству среди молодежи. В соответствии с результатами исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства»3, предпринимательские намерения среди возрастной группы от 18 до 34 лет в 1,6 раз выше, чем у взрослого населения, однако среди них доля тех, кто действительно решается начать предпринимательскую деятельность, существенно ниже. Развитие интереса к предпринимательству как варианту построения профессиональной карьеры у молодежи Иркутской области по темпам не уступает общероссийским и мировым показателям.
Исследование предпринимательских намерений студентов является важным для совершенствования предпринимательской экосистемы на уровне отдельных образовательных организаций.
В связи с тем, что запрос на образование в сфере предпринимательства среди студенческой молодежи присутствует возможна разработка нескольких курсов, доступных для студентов различных образовательных программ и направлений подготовки. С точки зрения содержания курсов важными должны стать различ-
3 Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2021/2022» // https://gsom.spbu.ru/images/1/1/otchet 2022 final 1.pdf.
ные мероприятия, направленные на активизацию личных характеристик студентов, способствующих предпринимательству, чтобы изменить образ мышления через развитие эмоционального интеллекта, управленческих навыков, повышения финансовой грамотности и прочих аспектов, фокусирующих внимание на умении распознавать прорывные технологии и продукты, финансовые и организационные инновации. Важным является менторинг и коучинг со стороны предпринимателей-практиков.
На уровне университета значимой может стать университетская медиасреда, поддерживающая развитие предпринимательства и формирующаяся из собственных СМИ и активностей организации и студентов в различных социальных сетях. Стоит обратить внимание на такие форматы [11]:
— медийный проект как часть проектного обучения (выбор платформы, тематики; запуск и реализация проекта, анализ результатов и экономической эффективности);
— создание контента о предпринимательстве и размещение его в медиасреде университета;
— создание и поддержка студенческих медиа о предпринимательстве;
— медийная поддержка амбассадоров брендов из числа выпускников и студентов, занимающихся предпринимательством;
— популяризация «полезных знакомств» среди студентов, организованных вокруг предпринимательских событий, проектов, продуктов, посвященных предпринимательству.
Таким образом, развитие предпринимательства среди молодежи региона требует реализации многосторонних мер на различных уровнях, включая сферы образования, промышленности, общественного развития. Разработка таких мер не может быть осуществлена без понимания особенностей текущего состояния предпринимательства среди молодежи. Принимая во внимание, что формирование отношения к предпринимательству как к карьерному выбору, становление предпринимательских намерений и переход к первым действиям по созданию бизнеса зачастую происходят в студенческие годы, важная роль должна быть уделена изучению предпринимательской активности среди студентов в динамике и поддержке на уровне образовательных организаций.
Список использованной литературы
1. Якимова Е.М. Концепция свободы предпринимательской деятельности через призму уголовно-правовой характеристики мошенничества / Е.М. Якимова. — DOI 10.17150/2500-4255.2019.13(2).291-299. — EDN AMIXVU // Всероссийский криминологический журнал. — 2019. — Т. 13, № 2. — С. 291-299.
2. Особенности развития и функционирования малого и среднего бизнеса в Иркутской области (по результатам социологических исследований) / А.П. Киреенко, Д.И. Сачков, А.А. Марасанова, Л.В. Санина. — EDN SIUDMD // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2014. — № 4. — С. 25.
3. Основы предпринимательства. Организация и управление малым предпринимательством : Учебное пособие в 3-х частях / Г.Л. Багиев, В.Ю. Буров, А.О. Блинов [и др.] ; Забайкальский государственный университет. — 2-е издание. — Чита : Забайкальский государственный университет, 2017. — 257 с. — ISBN 978-5-9293-1662-3. — EDN YSWAFP.
4. Shirokova G. University Environment and Student Entrepreneurship: The Role of Business Experience and Entrepreneurial Self-Efficacy / G. Shirokova, T. Tsukanova, K. Bogatyre-va. — DOI 10.17323/1814-9545-2015-3-171-207. — EDN UKEBFT // Educational Studies. Moscow. — 2015. — № 3. — P. 170-207.
5. Устинова К.А. Предпринимательские намерения населения: теоретический аспект / К.А. Устинова, А.А. Давыдова. — DOI 10.15838/tdi.2021.1.56.1. — EDN BYRPEV // Вопросы территориального развития. — 2021. — Т. 9, № 1. — С. 1.
6. Александрова Е.А. Предпринимательские намерения в России: эмпирический анализ / Е.А. Александрова, О.Р. Верховская. — EDN UBVQBZ // Российский журнал менеджмента. — 2015. — Т. 13, № 2. — С. 3-28.
7. Санина Л.В. Система непрерывного формирования и развития предпринимательских навыков / Л.В. Санина, С.Н. Мозулев, М.Ю. Мима. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).11. — EDN AXDTYS // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3.
8. Пятковская Ю.В. Государственная поддержка молодых специалистов как направление молодежной политики: региональный аспект / Ю.В. Пятковская. — DOI 10.17150/1819-0928.2021.22(3).230-244. — EDN JTXPMK // Академический юридический журнал. — 2021. — Т. 22, № 3(85). — С. 230-244.
9. Hristova V. Barriers Before Students' Entrepreneurial Intentions and Business Initiatives -Rresults by Empirical Study of Bulgarian and Polish students / V. Hristova, P. Wole-jsza. — DOI 10.12958/1817-3772-2020-4(62)-124-131. — EDN EKQARA // Экономический вестник Донбасса. — 2020. — No 4 (62). — P. 124-131.
10. Ajzen I. The Theory of Planned Behavior / I. Ajzen. — DOI: 10.1016/0749-5978(91)90020-T // Organizational Behavior and Human Decision Processes. — 1991. Vol. 50, iss. 2. P. 179-211.
11. Шафранская И.Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов / И.Н. Шафранская. — DOI 10.15826/ umpa.2019.03.021. — EDN OJSTSW // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — Т. 23, № 3. — С. 79-93.
12. Yung C.K. Entrepreneurship Education on Entrepreneurial Intention Among University Students in Malaysia / C.K. Yung, A. Al Mamun, A.A. Salamah. — DOI 10.1007/978-3-031-08090-6_70 // Innovation of Businesses, and Digitalization during Covid-19 Pandemic : ICBT, 2021 / B. Alareeni, A. Hamdan (eds.). — Springer, Cham., 2023. — (Lecture Notes in Networks and Systems. 2023. Vol. 488).
13. Корнева Е.В. Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности / Е.В. Корнева, А.В. Корень. — EDN SAKQEL // Интернет-журнал Науковедение. — 2013. — № 6 (19). — С. 50.
14. Gupta R.K. Does University Entrepreneurial Ecosystem and Entrepreneurship Education Affect the Students' Entrepreneurial Intention/Startup Intention? / R.K. Gupta. — DOI 10.1007/978-981-19-0561-2_32 // Industry 4.0 and Advanced Manufacturing / A. Chakrabar-ti, S. Suwas, M. Arora (eds.). — Springer, Singapore, 2023. — (Lecture Notes in Mechanical Engineering).
15. Enhancing Graduate Student Entrepreneurial Intention: A Designed Workshop Based on Exploratory Factor Analysis / T. Ohashi, H. Kusu, M. Inoue, H. Tsukagoshi, R. Takeda, M. Saijo. — DOI 10.1007/978-3-031-08090-6_54 // Innovation of Businesses, and Digitalization during Covid-19 Pandemic : ICBT, 2021 / B. Alareeni, A. Hamdan (eds.). — Springer, Cham., 2023. — (Lecture Notes in Networks and Systems. 2023. Vol. 488).
16. Бубнов В.А. Стратегия развития университета: социологический аспект / В.А. Бубнов, Е.В. Зимина. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(4).515-523. — EDN MZWGEE // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 4. — С. 515-523.
17. Балановская А.В. Направления развития образовательных организаций в условиях цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования / А.В. Балановская, Д.Н. Франтасов, О.А. Горбунова. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).423-431. — EDN HWTALU // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 423-431.
18. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности Байкальского университета / С.В. Чупров, Л.В. Санина, Д.И. Сачков, А.В. Распутина. — DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(2).206-220. — EDN TSXLDF // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 206-220.
19. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки / А.Ю. Чепуренко. — DOI 10.17323/1814-9545-2017-3-250-276. — EDN ZHRDUH // Вопросы образования. — 2017. — № 3. — С. 248-276.
References
1. Yakimova E.M. The Concept of Freedom of Enterprise Through the Prism of Criminal Law Characteristics of Fraud. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2019, vol. 13, no. 2, pp. 291-299. (In Russian). EDN: AMIXVU. DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(2).291-299.
2. Kireyenko A.P., Sachkov D.I., Marasanova A.A., Sanina L.V. Peculiarities of Development and Functioning of Small and Medium Businesses in Irkutsk Oblast (Subsequent to the Results of Sociological Studies). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2014, no. 4, p. 25. (In Russian). EDN: SIUDMD.
3. Bagiev G.L., Burov V.Yu., Blinov A.O., at al. Fundamentals of Entrepreneurship. Organization and Management of Small Business. Chita, Transbaikal State University Publ., 2017, 257 p. ISBN 978-5-9293-1662-3. EDN: YSWAFP.
4. Shirokova G., Tsukanova T., Bogatyreva K. University Environment and Student Entrepreneurship: The Role of Business Experience and Entrepreneurial Self-Efficacy. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, 2015, no. 3, pp. 171-207. EDN: UKEBFT. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-171-207.
5. Ustinova K.A., Davydova A.A. Population's Entrepreneurial Intentions: A Theoretical Aspect. Voprosy territorial'nogo razvitiya = Territorial Development Issues, 2021, vol. 9, no. 1. (In Russian). EDN: BYRPEV. DOI: 10.15838/tdi.2021.1.56.1.
6. Aleksandrova E.A., Verkhovskaya O.R. Entrepreneurial Intentions in Russia: An Empirical Analysis. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta = Russian Journal of Management, 2015, vol. 13, no. 2, pp. 3-28. . (In Russian). EDN: UBVQBZ.
7. Sanina L.V., Mozulev S.N., Mima M.Yu. The System of Continuous Formation and Development of Entrepreneurial Skills. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3. (In Russian). EDN: AXDTYS. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).11.
8. Pyatkovskaya Yu.V. State Support to Young Professionals as the Area of Youth Policy: Regional Aspect. Akademicheskiy yuridicheskiy zhurnal = Academic Law Journal. 2021, vol. 22, no. 3, pp. 230-244. (In Russian). EDN: JTXPMK. DOI: 10.17150/1819-0928.2021.22(3).230-244.
9. Hristova V., Wolejsza P. Barriers before Students' Entrepreneurial Intentions and Business Initiatives — Results by Empirical Study of Bulgarian and Polish Students. Ekonomich-eskii vestnik Donbassa = Economic Bulletin of Donbass, 2020, no. 4, pp. 124-131. — EDN: EKQARA. DOI: 10.12958/1817-3772-2020-4(62)-124-131.
10. Ajzen I. The Theory of Planned Behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 1991, vol. 50, iss. 2, pp. 179-211. DOI: 10.1016/0749-5978(91)90020-T.
11. Shafranskaya I.N. Can We Teach an Entrepreneur: Factors That Form Students' Entrepreneur Intentions. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2019, vol. 23, no. 3, pp. 79-93. (In Russian). EDN: OJSTSW. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021.
12. Yung C.K., Al Mamun A., Salamah A.A. Entrepreneurship Education on Entrepreneurial Intention Among University Students in Malaysia. In: Alareeni B., Hamdan A. (eds) Innovation of Businesses, and Digitalization during Covid-19 Pandemic. ICBT 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, 2023, vol. 488. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-031-08090-6_70.
13. Korneva E.V., Koren A.V. Analysis of Existing Approaches to the Definition of Entrepreneurial Activity. Internet-zhurnal «Naukovedenie» = Internet Journal of Academic Studies, 2013, no. 6, p. 50. EDN: SAKQEL.
14. Gupta R.K. Does University Entrepreneurial Ecosystem and Entrepreneurship Education Affect the Students' Entrepreneurial Intention/Startup Intention? In: Chakrabarti A., Suwas S., Arora M. (eds) Industry 4.0 and Advanced Manufacturing. Lecture Notes in Mechanical Engineering, 2023. Springer, Singapore. DOI: 10.1007/978-981-19-0561-2_32.
15. Ohashi T., Kusu H., Inoue M., Tsukagoshi H., Takeda R., Saijo M. Enhancing Graduate Student Entrepreneurial Intention: A Designed Workshop Based on Exploratory Factor Analysis. In: Alareeni B., Hamdan A. (eds) Innovation of Businesses, and Digitalization during Covid-19 Pandemic. ICBT 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, 2023, vol. 488. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-031-08090-6_54.
16. Bubnov V.A., Zimina E.V. University Development Strategy: Sociological Aspect. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State Universi-
ty, 2021, vol. 31, no. 4, pp. 515-523. (In Russian). EDN: MZWGEE. DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(4).515-523.
17. Balanovskaya A.V., Frantasov D.N., Gorbunova O.A. Directions of Development of Educational Organizations in Conditions of Digital Transformation of Science Field and Higher Education. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 423-431. (In Russian). EDN: HWTALU. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).423-431.
18. Chuprov S.V., Sanina L.V., Sachkov D.I., Rasputina A.V. Prospects for Research Activities Development in Baikal University. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomich-eskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 206220. (In Russian). EDN: TSXLDF. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).206-220.
19. Chepurenko A.Yu. How and Why to Teach Entrepreneurship to Students: Polemical Notes. Voprosy obrazovaniya = Issues of Education, 2017, no. 3, pp. 248-276. (In Russian). EDN: ZHRDUH. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-250-276.
Информация об авторах
Санина Людмила Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 6395-4901, Scopus Author ID: 57191416054, ResearcherID: ABI-1902-2020.
Мозулев Сергей Николаевич — старший преподаватель, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 5338-2922, AuthorID РИНЦ: 506834.
Поляков Владимир Владимирович — кандидат экономических наук, доцент, кафедра журналистики и маркетинговых технологий, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 7853-2000, Scopus Author ID: 57202735368.
Authors
Liudmila V. Sanina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected], SPIN-Code: 6395-4901, Scopus Author ID: 57191416054, ResearcherID: ABI-1902-2020.
Sergey N. Mozulev — Senior Lecturer, Department of Enterprise Economics and Entrepreneurship, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected], SPINCode: 5338-2922, AuthorID RSCI: 506834.
Vladimir V. Polyakov — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Journalism and Marketing Technology, Baikal State University, Russian Federation, vla88701858@ yandex.ru, SPIN-Code: 7853-2000, Scopus Author ID: 57202735368.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Санина Л.В. Исследование предпринимательских намерений студенческой молодежи Иркутской области / Л.В. Санина, С.Н. Мозулев, В.В. Поляков. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).39. — EDN SJKXMC // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 3.
For Citation
Sanina L.V., Mozulev S.N., Polyakov V.V. Entrepreneurial Intention Research of Students of the Irkutsk Region. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 3. (In Russian). EDN: SJKXMC. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).39.