Научная статья УДК 339.542.22 EDN YSDWOG
Б01 10.17150/2411-6262.2023.14(1).235-244 ¡]
Д.В. Балиновская0©, С.Н. Короткова©, Ю.Б. Ткач©
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: Д.В. Балиновская, balinovskava@vandex.ru
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО:
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ АСПЕКТ
АННОТАЦИЯ. Всемирная торговая организация была создана для развития и диверсификации мировых рынков, установления общих правил и принципов взаимодействия стран-участниц при осуществлении торговли товарами и услугами. Девятнадцать лет — столько продолжался период вступления России в ВТО. Следствием участия в этой организации стало кардинальное изменение законодательства, касающегося внешнеэкономической деятельности России, трансформация тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли, создание новых информационных и контрольных центров.
В статье анализируются исторические особенности и этапы вступления Российской Федерации в ВТО, а также основные изменения в законодательстве, методах регулирования и формах контроля, связанных с внешнеэкономической деятельностью России. Подводятся итоги влияния изменения ставок таможенных пошлин на внешнеторговый оборот и, как следствие на поступление таможенных платежей в федеральный бюджет. Выявляются существующие на сегодняшний день проблемы взаимодействия со странами-членами ВТО. Рассматривается целесообразность дальнейшего участия России во всемирной торговой организации. Предлагаются дальнейшие направления развития сотрудничества, соответствующие современным реалиям. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Всемирная торговая организация, Россия, внешняя торговля, тарифное регулирование, товары, ставки таможенных пошлин. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 26 декабря 2022 г.; дата принятия к печати 31 января 2023 г.; дата онлайн-размещения 3 марта 2023 г.
Original article
D.V. Balinovskaya^©, S.N. Korotkova ©, Yu.B. Tkach ©
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Corresponding author: D.V. Balinovskaya, balinovskaya@yandex.ru
MACROECONOMIC CONSEQUENCES OF RUSSIA'S WTO MEMBERSHIP:
ABSTRACT. The World Trade Organization was created to develop and diversify world markets, establish common rules and principles for the interaction of participating countries in the implementation of trade in goods and services. Nineteen years — so much continued the period of Russia's accession to the WTO. The result of participation in this organization was a radical change in legislation concerning Russian foreign economic activity, the transformation of tariff and non-tariff methods for regulating foreign trade, the creation of new information and control centers. The article analyzes the historical features and stages of the Russian Federation's accession to the WTO, as well as the main changes in legislation, regulatory methods and forms of control related to Russia's foreign economic activity. The results of the impact of changes in customs duty rates on foreign trade turnover and, as a consequence, on the receipt of customs payments to the federal budget are summarized. The problems of interaction with the WTO member countries that exist today are revealed. The expediency of Russia's further participation in the World Trade Organization is
© Балиновская Д.В., Короткова С.Н., Ткач Ю.Б., 2023
FOREIGN TRADE ASPECT
being considered. Further directions of cooperation development corresponding to modern realities are proposed.
KEYWORDS. World Trade Organization, Russia, foreign trade, tariff regulation, goods, customs duty rates.
ARTICLE INFO. Received December 26, 2022; accepted January 31, 2023; available online March 3, 2023.
22 августа 2022 г. членству России во Всемирной торговой организации (ВТО) исполнилось десять лет. Процесс вступления Российской Федерации в ВТО продолжался довольно долгий промежуток времени. ВТО изначально существовала как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Российская Федерация в 1993 г. подала заявление на присоединение к соглашению. В следствии того, что ГАТТ утратила статус соглашения и трансформировалась в ВТО, со стороны России потребовались новые усилия по вступлению в эту организацию. Для достижения этой цели в 2000 г. была создана специальная рабочая группа. С этого момента начинаются переговоры, которые стали самыми продолжительными в истории ВТО. Необходимо была принять решение о членстве в организации, обосновать его, просчитать все риски и преимущества. На эту работу ушло девятнадцать лет.
Данное решение нелегко далось для экспертов и политиков государства, многие высказывались против вступления, многие же иначе, считали это необходимостью.
В ходе исследования данной темы авторами были изучены различные точки российских и зарубежных экономистов, высказанные в научных публикациях, относящихся к интеграции России в ВТО, с целью более глубокого понимания данного аспекта. Так, в частности, в работе Т.М. Исаченко был проведен литературный обзор относительно вступления России в ВТО с выделением положительных и отрицательных сопутствующих процессов [1].
Согласно мнению Ван Нана взаимодействие в рамках ВТО приведет к созданию лучших условий в части развития их экономик [2]. Однако, в данной работе не учтен неблагоприятный санкционный фактор.
Необходимо отметить, что ряд ученых проводил анализ лишь некоторых аспектов функционирования ВТО и ЕАЭС с участием России. Так, В.А. Горячев рассматривал механизм применений разновидностей особых таможенных пошлин некоторых стран ЕС и ЕАЭС [3]; Ю.С. Неволина исследовала историю создания и общие тенденции развития экономических систем в рамках ВТО [4]; авторы О.А. Крицкая, Е.В. Харченко в своих публикациях поднимают вопросы, связанные с выявлением проблем, а также разработкой перспективных вариантов развития региональной экономики в условиях вступления в ВТО [5].
Известно, что в РФ на момент изъявления желания о присоединении к ГАТТ была довольно нестабильная ситуация, в том числе и в экономическом плане. Характеризуется это высокой инфляцией в стране, падением курса рубля, а также серьезным экономическим спадам. В начале 21 века, президентский курс способствовал интеграции РФ в мировое сообщество. Во время второго президентского срока В.В. Путина (2004—2008гг) экономическая реформа была немного сокращена, необходимо было направлять усилия на внутреннее регулирование важнейших для секторов отечественной экономики. Однако, в этот период времени, шаги, способствующие присоединению, все-таки совершались. Были проведены двусторонние переговоры с Европейским союзом и с США, а также с большинством других стран-членов ВТО. Темой переговоров и последующих соглашений было получение Россией доступа к участию в организации. Российская Федерация была близка к окончанию процесса присоединения, однако в 2009 г. было заявлено, что она отказывается от присоединения и направляет силы на создание
союза с Беларусью и Казахстаном. Стоит отметить, что в дальнейшем, решение было изменено в пользу присоединения к ВТО [6].
Процесс вступления в ВТО оказал огромное влияние на систему государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В результате переговоров выявлялись новые положения, требующие имплементации в национальном законодательстве. Довольно долгая временная протяженность данного процесса позволила в полной мере привести в соответствие нормам ВТО международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты. Процесс вступления РФ осложнялся экономическим кризисом 2008—2009 гг., различными мнениями ведущих экспертов, а также тем фактом, что РФ вступала в ВТО будучи государством-членом Таможенного союза. Однако, в октябре 2011 г. все юридические нормы Таможенного союза были приведены в соответствие нормам ВТО [7].
Основной целью Российской Федерации, при вступлении в ВТО был выход отечественных товаров на мировой рынок. Немаловажными задачами также были возможности решения торговых споров, привлечения иностранных инвестиций, что способствовало бы развитию национальной экономики. Учитывались также и интересы российских инвесторов, они получали возможность работы в странах-членах ВТО.
Отечественные экспортеры получали возможность выхода на международные рынки товаров и услуг, а также возможность добросовестной конкуренции за счет улучшения качества товаров. Это должно было способствовать расширению и диверсификации производства экспортной продукции [8].
Кроме вышесказанного для России важно было стать полноправным участником мировой экономики и проводить работу по установлению правил и условий внешней торговли, предлагать свои решения в области контроля, учитывая национальные интересы.
На Женевской конференции, которая состоялась 16 декабря 2011 г. Российская Федерация получила предложение стать членом ВТО. Для завершения процесса присоединения были утверждены условия вступления в организацию. Датой официального вступления с в ВТО принято считать 22 августа 2012 г.
Данное вступление сыграло большую роль в мировой экономической интеграции. Российская Федерация обязалась привести свое законодательство в соответствие с нормами ВТО и, соответственно, соблюдать общепринятые правила организации.
Эти правила состоят из следующих позиций:
— отсутствие дискриминации при ввозе товаров и услуг;
— изменение внешнеторговых тарифов в сторону уменьшения;
— применение мер при торговле товарами и услугами на принципе прозрачности;
— постепенное ограничение субсидирования сельского хозяйства;
— принятие мер, обеспечивающих охрану соблюдения прав интеллектуальной собственности иностранных правообладателей;
Можно сделать вывод, что решение о присоединении РФ к ВТО принималось довольно долго и тщательно. Существовали разные мнения, касаемо данного присоединения, но в итоге было принято решение о вступлении в ВТО, которое отразилось на мировой экономической интеграции в целом и на отечественной экономике в частности.
В результате вступления в ВТО РФ приняла на себя обязательства по реформированию системы государственного регулирования внешней торговли. Как следствие, возникают правовые, организационные, финансовые и кадровые проблемы, решение которых не терпит отлагательств. Появляется острая необходимость подготовки и переподготовки кадровых составов с учетом особенностей членства в ВТО. Трансформация механизма внешнеторгового регулирования со стороны
государства влечет за собой необходимость внесения изменений в существующую нормативно-правовую базу, а также создание новой. Также появилась необходимость разъяснения предпринимателям последствий присоединения к ВТО, правил, угроз и открывшихся возможностей [9].
В первую очередь процесс вступления в ВТО выражался в подготовке нормативно-правовой базы, необходимой для вступления и дальнейшего выполнения принятых обязательств. Стоит отметить, что изменения коснулись как международного законодательства, так и национального. В первую очередь необходимо было привести в соответствие с принятыми нормами ВТО законодательство России.
Данная работа представляла собой сложный и поэтапный процесс, который длился на протяжении не одного года. Внешнеторговую политику государства следовало привести в соответствие с правилами международной торговли, установленными ВТО. Как известно основными методами регулирования внешнеторговых отношений являются тарифные и нетарифные меры. Изменения затронули как таможенно-тарифные методы регулирования, так и нетарифные.
В части таможенно-тарифного регулирования изменению подверглись ставки таможенных пошлин, как следствие, можно заметить изменение товарной структуры и объемов поступления платежей в бюджет. В части нетарифного регулирования в соответствие с международными стандартами ВТО приведены санитарные и фитосанитарные нормы, а также технические регламенты и стандарты. Как следствие этого, необходимо было создать новую, усовершенствованную организационно-правовую систему, включающую элементы инфраструктуры.
Для информирования российских участников внешнеэкономической деятельности о действующих нормах и правилах в странах участниках ВТО необходимо было создать центры по регулированию вопросов, связанных с техническим регулированием, санитарным и фитосанитарным контролем товаров.
В документах о присоединении к ВТО было обозначено постепенное снижение ставок таможенных пошлин при вывозе товаров. В отношении некоторых товаров предполагается постепенное снижение пошлин в течении переходного периода, а в некоторых случаях предусматривается снижение до нуля. Важным моментом является тот факт, что для исчисления пошлин на нефть и газ предусмотрены формулы на основе мировых цен. Методика их расчета приведена в Постановлении Правительства РФ № 276 от 29 марта 2013 г. «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации». Вышеуказанное постановление предусматривает зависимость от средних цен мировых рынков расчета ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть [10].
В рамках обязательств, Российская Федерация применяла такую меру тарифного регулирования как тарифная квота. Эта мера применялась к ввозу мяса крупного рогатого скота, как замороженного, так и охлажденного. Аналогичные квоты действовали в отношении свинины и мяса птицы. При этом выполнялось условие сохранения внутрироссийского квотирования. Сроки окончания применения тарифной квоты были различными. Для мяса крупного рогатого скота и птицы такой срок не был зафиксирован, а для свинины истекал 31 декабря 2019 г.
После истечения срока с тарифных были приняты лимиты ставок ввозных таможенных пошлин для этих товаров. Для мяса крупного рогатого скота такая ставка должна быть не выше 27,5 %, для мяса птицы не выше 37,5 % и для свинины не выше 25 %. Также, одним из основных обязательств РФ перед ВТО являлось снижение ставок импортных пошлин. Таким образом, РФ необходимо было в течении переходного периода (в среднем 2—3 года) снизить средневзвешенные
ставки до уровня, согласованного при проведении переговоров. На момент вступления в ВТО размер средневзвешенной ставки пошлин ЕТТ был равен 10,29 %, на момент истечения так называемого переходного периода размер средневзвешенной ставки должен равняться 7,15 %.
В среднем ставки снизились на три процентных пункта. По оценкам экспертов, около половины ставок должны были остаться на уровне не ниже действующих на момент принятия обязательств, в отношении же остальных ставок, которые подвергнутся изменениям, снижение произойдет не более чем на шесть процентов. Помимо снижения средневзвешенной ставки, Российская Федерация должна была обеспечить снижение ставок на отдельные группы товаров, в том числе на иностранные лекарства, транспортные средства и сельскохозяйственные товары.
В отношении иностранных лекарств было принято обязательство по снижению ставок в среднем с 15 % до 6,5-5 %. На новые легковые автомобили снижение ставок пошлин планировалось в границах с 25 % до 15 % в течении 7 лет. На бывшие в употреблении автомобили ставки должны были снизиться до 20 %. На товары сельскохозяйственного производства средневзвешенная ставка должна быть снижена с 15,6 % до 11,3 %. Изменение размера средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины в период 2011 по 2021 гг. можно увидеть в табл. 1.
Таблица 1
Динамика изменения средневзвешенной ввозной таможенной пошлины
Средневзвешенные ставки, %
Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Размер ставки 10,3 8,75 7,56 7,3 6,1 5,3 4,8 4,6 4,5 4,5 4,5
Источник: Министерство финансов России : офиц. сайт. Москва, 2022. URL: https//minfin.gov.ru.
В результате анализа динамики средневзвешенных ставок таможенной пошлины, применяемой к ввозимым товарам за 2011—2021 гг., приходим к выводу, что Россия выполнила взятые при вступлении в ВТО обязательства в отношении ставок ввозной таможенной пошлины.
Снижение ставок ввозных таможенных пошлин в среднем составило пять процентных пунктов, однако, в отношении некоторых групп товаров, снижение достигло десять процентных пунктов, что, естественно, оказало влияние на объемы импорта данных товаров. При этом снижение вывозных таможенных пошлин позволило облегчить выход отечественным производителям на мировой рынок.
Таким образом, РФ выполнила взятые при вступлении на себя обязательства, основными из которых являлись:
— снижение средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины;
— снижение внутренней поддержки сельского хозяйства в установленных рамках;
— доступ иностранных компании на рынок услуг по 30 секторам;
— снижение вывозных таможенных пошлин [11].
Безусловно, выполнение обязательств перед ВТО было непосредственно связано с трансформацией государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Поскольку основные обязательства затрагивали ставки ввозных таможенных пошлин, потребовалось внесение изменений в таможенно-тарифное регулирование внешней торговли.
Для детального анализа и оценки влияния участия РФ в ВТО на экономические показатели страны обратимся к статистическим данным, опубликованным на официальном сайте ФТС РФ (табл. 2).
Таблица 2
Товарооборот России в период с 2011 г. по 2021 г., млн дол.
Товарооборот Экспорт Импорт Сальдо (экспорт-импорт) В % к предыдущему году
экспорт импорт
2011 822478,3 516717,9 305760,4 210957,5 - -
2012 841998,7 524735,4 317263,3 207472,2 101,66 103,8
2013 841273,8 525976,3 315297,5 210678,8 100,2 99,4
2014 784421,4 497358,7 287062,7 210296,0 94,6 91,0
2015 526261,5 343542,8 182718,7 160824,1 69,1 63,7
2016 468100,5 285652,3 182448,2 103204,1 83,1 99,9
2017 58 135,8 357265,7 227870,1 129395,6 125,1 124,9
2018 688987,7 450277,5 238710,2 211567,4 126,0 104,8
2019 668834 424261,3 244572,7 179688,6 94,2 102,5
2020 568773,4 337105,4 231668,0 105437,4 79,5 94,7
2021 785000,4 491580,3 293420,1 198160,3 145,8 126,7
Источник: Федеральная таможенная служба : офиц. сайт. Москва, 2022. URL: https://cus-toms.gov.ru.
После вступления в ВТО заметно увеличение товарооборота. Уже в 2012 г. товарооборот достигает максимума исследуемого периода. Однако после 2013 г. появляется тенденция отрицательной динамики, значительно уменьшаются объемы экспорта, особенно в период с 2014 по 2017 гг., обусловлено это, в первую очередь, введением в отношении РФ экономических санкций, которые повлияли на объемы товарооборота в целом.
Вступление в ВТО напрямую повлияло на внешнеторговый оборот России, и как следствие на размеры таможенных пошлин и налогов, за счет которых формируется бюджет государства. Результатом снижения средневзвешенной ставки пошлины стало уменьшение объема таких поступлений.
Таблица 3
Суммы таможенных платежей при ввозе товаров в Российскую Федерацию, поступившие в период с 2011 по 2021 гг., млрд дол.
Год Сумма таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет, млрд р. Сумма платежей при импорте, млрд р. Доля импортных платежей в общей сумме платежей, поступивших в федеральный бюджет, %
2011 6 029,3 2 115,1 35,1
2012 6 486,7 2 310,3 35,6
2013 6 565,4 2 260,2 34,4
2014 7 100,6 2 283,6 32,2
2015 4 933,2 2 184 44,3
2016 4 406,9 2 316,9 52,6
2017 4 575,7 2 490,3 54,4
2018 6 063,2 2 945,6 48,6
2019 5 729,1 3 345,4 58,4
2020 4 751,8 3 444 72,5
2021 7 156 4 352 60,8
Источник: составлено авторами на основе сведении, указанных в ежегодных сборниках «Таможенная служба Российской Федерации» с 2011 по 2021 гг.
В 2012 г. (год вступления в ВТО), заметен рост поступлении платежей в бюджет на 457,4 млрд р. по сравнению с предыдущим годом, 35,6 % от данных платежей приходится на платежи при импорте. В 2013 г. замечена также положительная динамика, суммы платежей, поступающих в бюджет, увеличиваются еще на 78,7 млрд р., доля платежей при импорте составляет 34,4 % от общей суммы. Обусловленное это в целом вступлением в ВТО, улучшением торговых отношении с иностранными государствами, выходом на отечественный рынок иностранных компании, как следствие, увеличение импорта.
Наибольшая сумма таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет приходится на 2014 г., однако сумма платежей при импорте в данном году почти не изменяется по сравнению с прошлым годом, это указывает на то, что в 2014 г. наибольший объем платежей пришелся на экспорт.
Начиная с 2015 г. заметен резкий спад объемов поступления таможенных платежей на 2 167,4 млрд р., вместе с тем, снижается и суммы платежей при импорте на 99,6 млрд р. Причин у этого несколько, основные из них:
Снижение средневзвешенной ставки импортной пошлины на 1,2 %, и как следствие снижение поступления платежей при импорте в натуральном выражении.
Пик применения санкции против РФ.
Минимальное значение, на протяжении всего исследуемого периода, приходится на 2016 г. Размер таможенных платежей составил 4 406,9 млрд р. Эта сумма на 526,3 млрд р. меньше значения прошлого года. Доля платежей при импорте, наоборот, начинает увеличиваться и составляет 52,6 % от всей суммы таможенных платежей. В последующие четыре года, доля платежей при импорте увеличивается вследствие увеличения объемов импорта в натуральном выражении.
В 2021 г. отмечен рекордный рост таможенных платежей в целом и доли платежей при импорте в общем объеме. Сумма таможенных платежей увеличивается на 2 404,2 млрд р. по сравнению с 2019 г., а доля платежей при импорте достигает 60,8 %
Проведенное исследование показывает, что вступление в ВТО положительно повлияло на торговые отношения РФ лишь в первые 2—3 года. Затем, из-за применения в отношении РФ экономических ограничений снижаются объемы товарооборота [10]. Проблема обострения конкуренции на внутреннем рынке стала довольно острой после вступления в ВТО, в следствии уменьшения размеров ставок таможенных пошлин при ввозе товаров. На отечественный рынок стало поступать большое количество относительно недорогих импортных товаров, которые способны составить конкуренцию отечественным производителям.
На момент вступления в ВТО экспертами рассматривались различные варианты развития событий, в том числе были ожидаемы и данные проблемы, однако существовало мнение, что проблемы будут решены в долгосрочной перспективе, а также положительные последствия от вступления в ВТО проявят себя по истечении 5—6 лет после выполнения всех принятых обязательств [12].
Однако на сегодняшний день ситуация обстоит иначе. 24 февраля 2022 г. было решено начать специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины. Реакция стран Евросоюза, США и Великобритании оказалась довольно резкой, впрочем, как и в 2014 г.
Важным является тот факт, что ВТО исключила Российскую Федерацию из режима наибольшего благоприятствования, что, несомненно, повлекло за собой рост таможенных пошлин на товары российского происхождения. Важно также отметить, что главной целью ВТО является беспрепятственная международная торговля, однако, ввиду последних событии, в отношении России данная цель не выполняется, следовательно, ВТО зарекомендовала себя как ненадежная ор-
ганизация. Стоит также отметить тот факт, что Российская Федерация платит взносы за членство в ВТО, несмотря на все ограничения, которые противоречат принципам ВТО.
На данный момент членство в ВТО является спорным вопросом. Начиная с 2014 г. заметно общее ухудшение отношений со странами ЕС и США, а также увеличивающиеся ограничительные действия экономического и политического характера в отношении России. На фоне этих событий, преимущества от членства в ВТО для Российской Федерации снижаются. 21 марта 2022 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о выходе РФ из ВТО. Однако, принятие такого решения может еще более осложнить торговые отношения. Следует отметить, что Евразийский Экономический Союз также создавался на базе права ВТО, а это означает, что в случае выхода из ВТО, на Россию будут возложены те же обязательства, но уже не будет преимуществ. Следует также учитывать членство Казахстана, Армении и Киргизии в ВТО.
20 мая 2022 г. президент РФ поручил проанализировать меры, направленные против России странами-членами ВТО. Президент также поручил кабинету министров представить предложения по обжалованию Россией таких мер в рамках организации, а также по обновлению стратегии участия России во Всемирной торговой организации.
В целях выполнения этого решения 8 июня 2022 г. Минэкономразвития РФ подготовило новый проект стратегии участия России во Всемирной торговой организации. Этот документ, дополненный предложениями по обжалованию санкций, введенных против России странами, участниками ВТО был представлен на рассмотрение правительству Российской Федерации.
Основным мотивом проекта стратегии является негативная оценка Минэкономразвития выхода России из ВТО. Министерство считает, что такой шаг скажется негативно на имидже России и будет способствовать ее изоляции. Напомним, что именно этого результата и добиваются недружественные России страны.
Предложенная стратегия предлагает широкое использование инструментов ВТО, включая такие как разрешение споров, мониторинг торговых режимов, устранение барьеров для рабочих органов ВТО и переговоры по новым правилам, поскольку существующие на сегодняшний день уже нарушены или нарушаются. Членство в ВТО является для России немаловажным фактором, способствующим защите отечественных экспортеров [13].
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что на сегодняшний день для России членство в ВТО остается площадкой для укрепления экспортного потенциала, международного сотрудничества и развития внешней торговли. При этом работа по существующим правилам и условиям неприемлема для Российской Федерации и требует кардинальных изменений.
Список использованной литературы
1. Исаченко Т.М. Реформа ВТО: предпосылки, условия и перспективы / Т.М. Исаченко. — ЕБЫ WEZRTH // Вестник МГИМО Университета. — 2016. — № 3 (48). — С. 239-248.
2. Ван Нана. Стратегический выбор экономического сотрудничества между странами в условиях глобализации / Ван Нана. — Б01 10.17150/1993-3541.2015.25(2).255-260. — ЕБЫ ТВХиР // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 255-260.
3. Горячев В.А. Анализ применения особых пошлин в Таможенном союзе и Европейском союзе / В.А. Горячев. — ЕОЫ PRKHVM // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии им. В.Б. Бобкова. — 2013. — № 3. — С. 129-149.
4. Неволина Ю.С. Вступление России в ВТО: предпосылки и тенденции развития / Ю.С. Неволина. — ЕБЫ ZFWEXW // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 117-120.
5. Крицкая О.А. Актуальные проблемы региональной экономики в условиях вступления в ВТО / О.А. Крицкая, Е.В. Харченко. — EDN RSFBDP // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 6 (92). — С. 66-73.
6. Корнеева А.В. Регулирование ВЭД в Российской Федерации: структурирование системы / А.В. Корнеева, Г.У. Корнеев. — EDN BKOWDC // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. — 2019. — № 2 (79). — С. 24-35.
7. Вологдин А.Л. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учебник / А.Л. Вологдин. — Москва : Юрайт, 2020. — 448 с.
8. Бобровская К.В. Основы международной торговли. Роль России в международной торговле / К.В. Бобровская, Л.Ф. Константинова. — EDN HAZEZX // Global & Regional Research. — 2021. — Т. 3, № 2. — С. 259-266.
9. Минаев А.В. Механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО: сущность и направления совершенствования / А.В. Минаев. — EDN XAEEBH // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 201-205.
10. Гарнов М.Г. Взаимодействие России и ВТО / М.Г. Гарнов. — EDN ZGZIOT // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 139-140.
11. Веселова Н.А. Роль государственного регулирования для внешнеэкономической деятельности и деятельности рынка / Н.А. Веселова. — EDN TEBCEA // Молодой ученый. —
2019. — № 50 (288). — С. 171-173.
12. Самарина В.П. Деятельность России в составе ВТО: прошлое, настоящее и будущее / В.П. Самарина. — EDN UHXBLR // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-1. — С. 325.
13. Балашова М.А. Роль внешней торговли в развитии современных наднациональных структур в условиях глобализации 4.0. / М.А. Балашова, И.В. Цвигун. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(2).186-196. — EDN MKLXFH // Известия Байкальского экономического университета. — 2021. — Т. 31, № 2. — С. 186-196.
References
1. Isachenko T.M. WTO Reform: Background, Conditions and Prospects. Vestnik MGI-MO-Universiteta = MGIMO Review of International Relations, 2016, no. 3, pp. 239-248. (In Russian). EDN: WEZRTH.
2. Wang Nana. The Strategic Choice of Economic Cooperation between Russian and China in the Context of Globalization. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy aka-demii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 255-260. (In Russian). EDN: TSXLFD. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).255-260.
3. Goryachev V.A. The Analysis of Application of Special Duties in the Customs Union and the European Union. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo im. V.B. Bobkova — filiala Rossi-iskoi tamozhennoi akademii = Scientific Letters of Russian Customs Academy St.-Petersburg Branch Named after Vladimir Bobkov, 2013, no. 3, pp. 129-149. (In Russian). EDN: PRKHVM.
4. Nevolina Yu.S. Russia's accession to the WTO: prerequisites and development trends. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2019, no. 27, pp. 117-120. (In Russian). EDN: ZFWEXW.
5. Kritskaya O.A., Kharchenko E.V. Actual Problems of Regional Economy in the Conditions of Accession to WTO. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 6, pp. 66-73. (In Russian). EDN: RSFBDP.
6. Korneeva A.V., Korneev G.U. FEA Regulation in Russian Federation: System Structuring. Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriya obshchestvennykh nauk = Bulletin of Tsulbp. Series of Social Sciences, 2019, no. 2, pp. 24-35. EDN: BKOWDC.
7. Vologdin A.L. Legal Regulation of Foreign Economic Activity. Moscow, Yurait Publ.,
2020, 448 p.
8. Bobrovskaya K.V., Konstantinova L.F. Fundamentals of International Trade. Russia's Role in International Trade. Global & Regional Research, 2021, vol. 3, no. 2, pp. 259-266. (In Russian). EDN: HAZEZX.
9. Minaev A.V. Mechanism of state regulation of foreign trade of the Russian Federation in WTO conditions: essence and directions of improvement. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 24, pp. 201-205. (In Russian). EDN: XAEEBH.
10. Garnov M.G. Cooperation of Russia and the WTO. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2019, no. 17, pp. 139-140. (In Russian). EDN: ZGZIOT.
11. Veselova N.A. Role of state regulation for foreign economic activity and market activity. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2019, no. 50, pp. 171-173. (In Russian). EDN: TEBCEA.
12. Samarina V.P. The Activity of Russia as a Part of the WTO: Past, Present and Future. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 2-1, pp. 325. (In Russian). EDN: UHXBLR.
13. Balashova M.A., Tsvigun I.V. The Role of the Foreign Trade in the Development of Contemporary Supernational Structures in the Age of Globalization 4.0 Izvestiya Baikal'sko-go gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 2, pp. 186-196. (In Russian). EDN: MKLXFH. DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(2).186-196.
Авторы
Балиновская Дина Владимировна — доцент кафедры международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, balinovskaya@yandex.ru, О https://orcid.org/0000-0002-7503-2213, SPIN-код: 1665-2686, AuthorID РИНЦ: 689995.
Короткова Светлана Николаевна — доцент кафедры международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, korotkovasn@bgu.ru, О https://orcid.org/0000-0002-5725-8331, SPIN-код: 80992980, AuthorID РИНЦ: 1115503.
Ткач Юлия Борисовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, tkach_ub@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9579-4816, SPIN-код: 6718-3121, AuthorID РИНЦ: 701287.
Authors
Dina V. Balinovskaya — Associate Professor of the Department of International Relations and Customs Affairs, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, balinovskaya@yandex. ru, https://orcid.org/0000-0002-7503-2213, SPIN-Code: 1665-2686, AuthorID RSCI: 689995.
Svetlana N. Korotkova — Associate Professor of the Department of International Relations and Customs Affairs, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, korotko-vasn@bgu.ru, О https://orcid.org/0000-0002-5725-8331, SPIN-Code: 8099-2980, AuthorID RSCI: 1115503.
Yulia B. Tkach — PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, tkach_ub@mail.ru, О https://orcid.org/0000-0001-9579-4816, SPIN-Code: 6718-3121, AuthorID RSCI: 701287.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Балиновская Д.В. Макроэкономические последствия членства России в ВТО: внешнеторговый аспект / Д.В. Балиновская, С.Н. Короткова, Ю.Б. Ткач. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(1).235-244. — EDN YSDWOG // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 1. — C. 235-244.
For Citation
Balinovskaya D.V., Korotkova S.N., Tkach Yu.B. Macroeconomic Consequences of Russia's WTO Membership: Foreign Trade Aspect. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 1, pp. 235-244. (In Russian). EDN: YSDWOG. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(1).235-244.