ЛИТЕРАТУРА. Василенко Ю. В. и др. Тезисы докл. Ююилейной сессии Украинск. центральн. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Киев, 1954, с. 76. — Кривоглаз Б. А. и др. В кн.: Материалы 1-й Всесоюзн. конференции по ранней диагностике, лечению, экспертизе трудоспособности и профилактике профессиональных заболеваний химической этиологии. М., 1971, с. 48. — Монцевичюте-Эринге-н е Е. В. Пат. физнол., 1964, № 4, с. 7. — Филатова Р. И. В кн.: Клиника, патогенез и профилактика профессиональных заболеваний химической этиологии на предприятиях цветной и черной металлургии. Свердловск, 1969, т. 4, ч. 2, с. 88. — Э й с о X. А. Гиг. труда, 1966, № 4, с. 39. — К г е с h n i a k J., Fluoride Quart. Rep., 1969, v. 2, p. 1.
Поступила 18/IV 1973 года
ON THE JOINT ACTION OF COMPOUNDS OF MANGANESE AND FLUORINE ON
THE BODY
V. I. Davydova, E. N. Pochashev
Four-month long experiments of chronic inhalation poisoning of albino rats with aerosols of compounds of manganese and fluorine were carried out. The joint action of both the substances was found to produce a more pronounced toxic effect even under conditions of comparably weak concentrations. The authors suggest the threshold value of the joint chronic action to be set for the concentration of Mn02 at the level of 0.15 mg/m3 and that of HF at the level of 0.25 mg/ms.
УДК 612.6.05.014.46:547.41 2.4
М. А. Возовая
О РАЗВИТИИ ПОТОМСТВА ДВУХ ПОКОЛЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ САМОК, ПОДВЕРГАВШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ДИХЛОРЭТАНА
Кафедра акушерства и гинекологии Башкирского медицинского института, Уфа, и Уфимский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональных заболеваний
Дихлорэтан относится к группе хлорированных углеводородов и используется в сельском хозяйстве, лабораторной практике и различных отраслях промышленности (маслобойно-жировой, в производстве пластмасс, синтетического каучука, резиновых технических изделий и т. д.). В этих отраслях народного хозяйства большинство работающих составляют женщины. Между тем в доступной нам литературе мы не нашли сообщений ни о клинических наблюдениях, касающихся влияния дихлорэтана на специфические функции женского организма, ни об экспериментальных исследованиях. Лишь в 1966 году была опубликована работа В. Д. Гостин-ского, изучавшего влияние дихлорэтана на детородную функцию белых крыс. Проведенные им опыты с однократным отравлением животных дихлорэтаном в концентрациях от 7800 до 1300 мг/м3 на 10-й день беременности показали большую чувствительность к дихлорэтану эмбрионов белых крыс по сравнению с беременными самками.
Исходя из этого и в связи с исследованиями последних лет об отдаленных последствиях влияния химических веществ на организм, мы поставили своей целью изучить влияние паров дихлорэтана на генеративную функцию и развитие потомства 2 поколений белых крыс. В качестве экспериментальных животных были использованы 54 беспородные половозрелые самки белых крыс с регулярным эстральным циклом. Из них 28 животных подвергали ингаляционному воздействию паров дихлорэтана в концентрации 57±10 мг/м3 (уровень ПДК 10 мг/м3) при динамическом режиме 6 дней в неделю по 4 ч в течение 6 и 9 мес; 26 крыс, являвшихся контрольной группой, содержались в аналогичных условиях. Для выяснения функций яичников использовали вагинальный тест, разработанный 51о-скагс! и Раратсо1аи. Мазки брали по методу, который описали И. П. За-
паднюк и соавт. При этом определяли среднюю продолжительность астрального цикла, стадий течки и покоя, а также среднее число циклов на 1 самку в месяц.
Об общетоксическом действии судили по общему состоянию, приросту веса и спонтанной гибели животных, на основании результатов ежемесячного исследования содержания лейкоцитов в крови, фагоцитарной активности нейтрофилов по отношению к культуре белого стафилококка, функциональных проб, выясняющих состояние центральной нервной системы, печени, мышечной выносливости (сумационно-пороговый показатель, действие углового ускорения, проба Квика — Пытеля, плавательная проба и т. д.), а также весовых коэффициентов внутренних органов. Затем к самкам-крысам подсаживали самцов из расчета 1 самец на 2 самки сроком на 6 дней. Если за это время у крыс ни разу не было течки, то случки производили второй раз в течение 10—12 дней. Такая необходимость возникала потому, что при отравлении дихлорэтаном у многих крыс удлинялась стадия покоя и течка наблюдалась редко. Наступление беременности устанавливали по наличию сперматозоидов во влагалищном мазке. День нахождения сперматозоидов учитывали как 1-й день беременности. Затравку животных не прекращали в течение всего срока беременности. Проводя такой эксперимент, мы исходили из реальных условий производства, когда работница подвергается воздействию химических веществ до наступления беременности и во время беременности вплоть до получения декретного отпуска.
У беременных самок общетоксическое действие изучали по тем же показателям, но тесты, выявляющие мышечную выносливость и воздействие углового ускорения, не проводили, чтобы не оказать влияния на внутриутробное развитие плодов. У крыс определяли способность к зачатию (процентное отношение беременных самок к числу слученных крыс), плодовитость, мертворождаемость и средний вес новорожденных крысят. При наблюдении за развитием потомства 1-го и 2-го поколений обращали внимание на время прорезывания резцов, покрытия шерстяным покровом, открытия ушей и глаз; использовали тесты, применявшиеся для выявления общетоксического эффекта у взрослых особей. Кроме того, изучали образование условнооборонительных рефлексов по [методу Б. И. Любимова.
Для выяснения состояния специфических функций у самок 2-х поколений изучали астральный цикл в течение 1 мес, начиная с 2-месячного возраста. В 3-месячном возрасте самки 1-го поколения были скрещены с самцами контрольной группы. Учитывали способность к зачатию, течение беременности, плодовитость, мертворождаемость и дальнейшее развитие потомства 2-го поколения до 3 мес. Наблюдение за развитием потомства 1-го поколения продолжали до 6 мес. В эстральном цикле самок опытной группы к концу 1-го месяца затравки произошли изменения. Существенно удлинилась по сравнению с контролем средняя продолжительность цикла за счет удлинения стадии покоя. Параллельно с нарушением продолжительности циклов и их фаз отмечено снижение общего количества циклов, особенно нормальных, приходящихся на 1 самку. Отклонения в циклировании держались в течение всего периода затравки.
Общетоксическое действие дихлорэтана не было выявлено по большинству тестов. Лишь на 2-м месяце эксперимента установлено понижение числа лейкоцитов, не выходящее за пределы физиологической нормы. К концу 3-го месяца отмечалось понижение фагоцитарной активности нейтрофилов. Во второй половине воздействия (с 4-го месяца) и в течение всей беременности отклонения показателей общетоксического действия по сравнению с контролем оказались несущественными.
Как показали наши наблюдения, способность к зачатию у самок, подвергавшихся отравлению дихлорэтаном в течение 6 мес, не имела достоверной разницы с той же способностью у контрольной группы. Вредное
влияние дихлорэтана на гонады проявилось в снижении плодовитости (6,5±1,13 особи на самку против 9,7±0,61 особи в контроле; Р<0,05), повышении мертворождаемости (23,1 ±5,84 % при 5,1 ±2,23% в контрольной группе; Р<0,01), снижении веса родившихся живыми крысят (5,06±0,16 и 6,44±0,12 в контроле; Р<0,01).
К концу 1-го месяца жизни существенной разницы в весе опытной и контрольной групп крысят не было. Ускорение прироста веса тела подопытных животных в период молочного вскармливания, с лучшими условиями их существования
П21
Смертность потомства 1-го (Рг) и 2-го поколений (Р2) от самок, отравлявшихся дихлорэтаном в концентрации 57 мг/м3 (в %). 1 — контроль; // — днхлврэтан.
по-видимому, было связано (в этой группе вследствие высокой смертности крысят в первые дни жизни на 1 самку приходилось в 2 раза меньше особей). В последующие месяцы потомство находилось в абсолютно равных условиях жизни. Прирост веса особей мужского и женского пола имел значительные различия. Самцы очень хорошо прибавляли в весе, и средний вес их неизменно на несколько грамм был выше среднего веса самцов контрольной группы. Прирост веса самок 1-го поколения происходил замедленно и^к 2—3-м месяцам жизни был существенно ниже, чем в контроле (соответственно на 18,3 и 17,6 г).
Неблагоприятное влияние дихлорэтана проявилось наиболее заметно в понижении жизнеспособности потомства 1-го поколения. Смертность крысят была достоверно выше, чем в контроле (см. рисунок).
В то же время дополнительные методы обследования потомства 1-го поколения в 2-,4-и 6-месячном возрасте (иммунологическая реактивность, мышечная выносливость, суммационно-пороговый показатель, действие углового ускорения и т. д.) не выявили существенной разницы с показателями контрольной группы. По-видимому, благодаря высокой смертности крысят в 1-й месяц жизни сохранились наиболее устойчивые особи, не давшие отклонений при примененных нами тестах.
При изучении эстрального цикла у потомства 1-го поколения констатирована регулярность циклирования, однако стадия эструса у подопытных крыс была продолжительнее, чем в контроле (1,32±0,07 и 1,02± ±0,01; Р<0,001). При гистологическом исследовании яичников, матки и труб потомства 1-го поколения в 6-месячном возрасте не обнаружено никаких морфологических отклонений, а также изменений весовых коэффициентов внутренних органов.
У потомства 1-го поколения женского пола от самок, подвергавшихся воздействию дихлорэтана, не произошло изменений в способности к зачатию и плодовитости по сравнению с контролем. В то же время перинатальная смертность крысят (совокупность мертворожденных и умерших новорожденных в 1-ю неделю жизни) была значительно выше, чем в контроле (26,19 и 8,0%; Р = 0,05). В дальнейшем зарегистрирована тенденция к понижению выживаемости потомства 2-го поколения, «бабушки» которого подвергались воздействию малых концентраций дихлорэтана (см. рисунок). Других отклонений в развитии 2-го поколения не обнаружено.
Самки, подвергавшиеся воздействию дихлорэтана в течение 9 мес, оказались бесплодными. Однако достоверность различий с контрольной группой не установлена, так как и у самок в контроле способность к зачатию была понижена, что, по-видимому, было связано с возрастным снижением репродуктивных процессов.
Выводы
1. Дихлорэтан в концентрации 57±10 мг/м3 в условиях ингаляцион. ного воздействия в течение 6 мес и всего срока беременности не вызвал у крыс-самок изменений показателей общетоксического действия, но неблагоприятно повлиял на эмбриогенез и развитие плода; об этом свидетельствует снижение плодовитости и среднего веса новорожденных крысят, а также увеличение мертворождаемости.
2. У потомства 1-го поколения от самок, подвергавшихся длительному воздействию малых концентраций дихлорэтана, отмечено снижение жизнеспособности, а у особей женского пола — отставание прироста веса тела и удлинение стадии течки по сравнению с контрольной группой самок. У потомства 2-го поколения наблюдалась повышенная перинатальная смертность.
3. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что дихлорэтан обладает гонадотропным действием и отрицательно влияет на репродуктивную функцию самок и развитие потомства. Для окончательного решения вопроса об эмбриотропном действии дихлорэтана необходимы дальнейшие исследования.
4. Полученные данные позволяют поставить вопрос о том, чтобы работницы на период беременности не имели контакта с дихлорэтаном.
ЛИТЕРАТУРА. Гостинский В. Д. В кн.: Материалы Научной конференции, П0СВЯ1Ц. вопросам гигиены труда, промышленной токсикологии и профессиональной патологии в нефтяной и нефтехимической промышленности. Баку, 1966, с. 175. — 3 а -паднюк И. П., Западнюк В. И., Захария Е. А. Лабораторные животные, их разведение, содержание и использование в эксперименте. Киев, 1962. — Любимов Б. И. Фармакол. и токсикол., 1965, № 4, с. 399. — Stockard Q., Papa-n i с о 1 a u G., Am. J. Anat., 1917, v. 22, p. 225.
Поступила 27/XI 1972 года
DEVELOPMENT OF POSTERITY OF TWO GENERATIONS OBTAINED FROM FEMALES SUBJECTED TO THE ACTION OF DICHLORETHANE
M. A. Vozovaya
The finding was that dichlorethane vapours at a concentration of 57 mg/m3 in case of action for a period of 6 months and at the time of gestation caused in female rats a fall of fertility and an increase in the number of still-born. The posterity of the 1st generation presented a decrease of viability and the female animals had a prolonged period of heat and a high perinatal mortality rate. In the development of the 2nd generation no deviations were noted.
УДК 616.24-008.662-092.9-083.288-07: [616.24-{-616.3 6]0« 18.2-09 2
Канд. биол. наук J1. Г. Бабушкина
ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО КОРМЛЕНИЯ КРЫС РАЗЛИЧНЫМИ ЖИРАМИ НА РАЗВИТИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ В ЛЕГКИХ И ПЕЧЕНИ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ СИЛИКОЗЕ
Институт гигиены труда и профзаболеваний, Свердловск
При различных патологических состояниях организма с исходом в склероз (атеросклероз, туберкулез, ателектаз, силикоз и др.), как правило, развитию фиброза предшествует накопление липидов в тех или иных органах и тканях. Накопление липидов в легких при силикозе показано в ряде исследований (Л. Г. Бабушкина, 1966; Б. А. Кацнельсон и соавт.; Marks и Marasas; Harington; Tuma, и др.).
Наряду с этим обнаруживается развитие пневмофиброза при интра-трахеальном введении жира (Pinkerton) или липидов, полученных из нормальных макрофагов (Harington).