канд. М., 1953.—Л евина Э. Н. В кн.: Руководство по гигиене труда. М., 1963, т. 2, с. 154.— П и г о л е в С. А. Основные вопросы гигиены труда в производстве изопрено-вого каучука из изобутилена и формальдегида. Автореф. дисс. канд. М., 1970.— Покровский В. А. Токсикология и гигиена производства синтетического каучука. М., 1955.— Полянский В. А. В кн.: Вопросы гигиены труда и профессиональной патологии. Л., 1967, с. 83.— Трахтенберг И. М., Савицкий И. В., Ште-ренгарц Р. Я- Гиг. труда, 1965, № 12, с. 7.— Трофимов В. А., Полянский В. А. В кн.: Шум и вибрация на производстве. Мурманск, 1967, с. 9.— Фаустов А. С., Крестовникова Д. В., Блинкова Т. Л. Труды Воронежск. мед. ин-та, I960, т. 36, с. 241.— Штессель Т. А. В кн.: Экспериментальные исследования по токсикологии вновь вводимых в промышленность веществ. Л., 193В, с. 126.— Levinskas G. I., Boron. Metallo — Boron Compounds and Boranes. New York, 1964, p. 693.— P f e i f f e г С. С., Hallman L. F., Gersh I., J. A. M. A., 1945, v. 128, p. 266.
Поступила 25/1X 1970 г.
THE JOINT ACTION OF ENVIRONMENTAL FACTORS IN INDUSTRY AND THEIR
STANDARDIZATION
N. Yu. Tarasenko, A. A. Kasparov, E. M. Smirnova, В. V. Ananiev
In chemical industry the action of toxic substances prevails on a background of other occupational noxious factors (noise, high temperature of air). Hygienic investigations carried out in the production of boric acid proved the intensity of prevailing noise to be at a level permissible by the standard. However, the functional state of the workers' ears presented a number of unfavorable shifts. The 80th curve, accepted as a standard curve of the permissible noise level, is quite unfit for a number of chemical productions.
In winter time the air temperature of work shops did not exceed 27—29°. Nevertheless, the workers presented signs of strain of thermoregulation. The standardization of the microclimate at the enterprises of chemical industry should be carried out with due regard to the fact that workers experience a joint action of several factors, including toxic substances, noise and high air temperature.
УДК 615.285.7.015.45:612.6
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕСТИЦИДОВ ГРУППЫ РТУТЬОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ НА ГЕНЕРАТИВНУЮ ФУНКЦИЮ И ПОТОМСТВО
Канд. мед. наук Г. А. Гончарук Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца
Расширение ассортимента группы ртутьорганических протравителей требует от гигиенистов, кроме обычной токсикологической характеристики, новых препаратов для подробного изучения возможности влияния их на генеративную функцию и потомство. В. И. Вашакидзе (1966, 1968) было показано, что гранозан даже в малых дозах существенно влияет на генеративную функцию и потомство.
При клинических наблюдениях острых и подострых случаев отравления гранозаном были обнаружены значительные нарушения течения беременности и различного рода патологические состояния у родившихся детей (Н. Д. Мухтарова; Е. А. Голома).
Нами были проведены исследования, направленные на изучение в сравнительном плане характера влияния этилртутных (гранозан, меркуран, меркургексан) и фенилртутных соединений (фенилмеркурацетат и фенил-меркурбромид) на генеративную функцию и потомство. Животных-родителей (белые крысы, белые мыши) подвергали действию ртутьорганических препаратов при пероральной затравке в дозе Vio—V20 LD50 и ингаляционной затравке в концентрациях, в 50—80 и 100—150 раз превышающих ПДК указанных соединений. Затравку родителей производили до и в различные периоды беременности. Исследовали половой цикл животных, особенности развития и функциональное состояние потомства в двух поколениях.
В результате исследования эмбриотоксического действия ртутьорганических пестицидов выявлено, что наибольшей агрессивностью обладают
гранозан и особенно ртутьорганические пестициды комбинированного действия — меркуран и меркургексан.
При ингаляционной затравке этими препаратами в концентрации, в 100— 150 раз превышающей ПДК (I серия наблюдений), в первой половине беременности (на 9—10-й и 12—13-й дни) у животных отмечался высокий процент резорбции плодов (80—90), во второй половине беременности эмбрио-токсический эффект выражался снижением веса плода и плаценты, что можно отнести за счет общего угнетения внутриутробного развития плодов под влиянием больших концентраций ядов.
Фенилмеркурацетат (ФМА) и фенилмеркурбромид (ФМБ) в тех же концентрациях (в 100—150 раз больше ПДК) у самок в первой половине беременности вызывали гибель плодов в 10—15% случаев, что существенно не отличалось от контроля (8—10%). При действии ФМА и ФМБ в этих же концентрациях у животных во второй половине беременности отмечалась также задержка общего развития плодов — снижался их вес и продольный размер. Следует отметить, что при воздействии этилртутных соединений в указанных концентрациях на животных во второй половине беременности в тканях плода (в головном мозгу, печени) и плаценте определялись достаточно высокие концентрации ртути (0,3—0,4 мг на 1 г веса органа), в то время как при действии ФМА и ФМБ в тканях плодов в большинстве случаев ртуть отсутствовала.
Во II серии наблюдений применяли ртутьорганические соединения меньших концентраций (в 50—80 раз превышающих ПДК). При этом обнаружено, что эмбриотоксическое действие их на беременных самок ослабевало, число случаев полной резорбции всех плодов уменьшалось до уровня контроля. Действие ядов в первой половине беременности выражалось в повышенном числе случаев частичной резорбции плодов, определяемой по разнице между количеством развившихся плодов и числом желтых тел. Следует отметить, что при этих концентрациях этилртутные препараты оказывали также более выраженное неблагоприятное влияние на внутриутробное развитие плодов по сравнению с фенилртутными. Так, при действии этилртутных соединений общая гибель эмбрионов составляла в этой серии исследований в среднем 42,8%, при действии фенилртутных соединений — 28,1%, а в контроле—19,3%.
Во второй половине беременности эмбриотоксическое действие этих соединений в указанных выше концентрациях проявлялось в снижении веса плодов. Ртуть в тканях плода и плаценте определялась в меньшем проценте случаев, чем в I серии исследований. При затравке фенилртутными соединениями ртуть в тканях плода обнаруживалась лишь в единичных случаях.
В III серии исследований белым крысам вводили этилмеркурхлорид (ЭМХ) и ФМБ per os в дозе V20 LD50 через день в течение 11/2 месяцев. В конце первого месяца затравки животных спаривали для получения потомства. Исследовали половой цикл, плодовитость, жизнеспособность, физическое развитие и плодовитость потомства первого и второго поколений. Определяли содержание ртути в органах потомства первого поколения в различные возрастные периоды и активность сульфгидрильных групп белков в крови и тканях внутренних органов.
Было установлено, что все ртутьорганические пестициды в изучаемых дозах существенно влияют на функцию гонад. У самок наблюдались нарушения со стороны полового цикла, что проявлялось в изменении продолжительности и последовательности его отдельных фаз. Эти изменения наступали у животных тогда, когда появлялись первые признаки интоксикации (снижение активности сульфгидрильных групп белкод крови и тканей внутренних органов) и были, по-видимому, обусловлены общетоксическим действием ядов. Наиболее рано возникали и были отчетливее выражены нарушения со стороны эстрального цикла у группы животных, подвергавшихся действию ЭМХ, позже они появлялись у животных, получавших ФМА.Сле-
2 Гигиена и санитария Ni 7
33
дует отметить, что изменения со стороны полового цикла носили нестойкий характер и после прекращения поступления яда в организм половой цикл восстанавливался к исходному уровню.
При спаривании животных к концу первого месяца затравки в опытной группе отмечалось снижение плодовитости, выраженное в одинаковой степени во всех опытных группах. Беременность у животных опытных групп наступала лишь на 4—5-м подсаживании самки к самцам в стадии эструса, в то время как в контроле обсеменение и беременность происходили на 1—2-м спаривании. Число родившихся детенышей в одном помете у животных, подвергавшихся действию ЭМХ, было меньше, чем у контрольных (в среднем 5,2 на самку). В группе животных, подвергавшихся действию ФМА и ФМБ, чйсло крысят в одном помете существенно не отличалось от контрольной (соответственно в среднем 6,2; 6,4; 6,6 крысят на одну самку). У всех родившихся животных в опытных группах отмечалась пониженная жизнеспособность. Число крысят, погибших на первом месяце жизни в опытных группах, составляло от 25 до 30%, в то время как в контроле—11%.
При наблюдении за потомством первого поколения было выявлено отставание в весе по сравнению с контролем, особенно в возрасте 1-го и 2-го месяцев внеутробной жизни. Следует отметить, что вес большинства новорожденных крысят опытных групп существенно не отличался, а в некоторых случаях был даже больше (в группе ЭМХ), чем в контрольной.
В результате изучения хода окостенения скелета родившегося потомства выявлено большое число случаев, особенно в группе животных, родители которых были подвергнуты действию ЭМХ, с отставанием появления и развития точек окостенения костей передних и задних конечностей.
При исследовании содержания ртути в органах и тканях потомства первого поколения опытной группы, где подвергали воздействию ЭМХ, она была обнаружена в желудке, кишечнике у новорожденных и у крысят первой недели жизни, что связано, по-видимому, с проникновением ртути в организм крысят через плацентарный барьер и с материнским молоком. С переходом на самостоятельное питание ртуть в тканях органов молодых животных не определялась. В опытной группе, где применяли ФА\А и ФМБ, ртуть в органах новорожденных отсутствовала. Не обнаружено изменений со стороны активности сульфгидрильных групп белков крови и тканей внутренних органов у потомства всех групп этой серии.
Животные первого поколения всех опытных групп отличались пониженной плодовитостью. При наблюдении в течение года за животными, родившимися от затравленных ртутьорганическими соединениями, установлено, что среднее число пометов за этот период на 1 самку составляло в группе получавших ЭМХ 1,3, в группе ФМА 2,6, в группе ФМБ 2,8, в контрольной 3,6.
Родившееся потомство второго поколения характеризовалось пониженной жизнеспособностью. В группе затравленных ЭМХ у крысят второго поколения было отмечено отставание в динамике наращивания веса и в ряде случаев—в процессе окостенения. В группе животных, на которых воздействовали фенилртутными соединениями, отставания в физическом развитии у потомства второго поколения не отмечено. Общим нарушением во всех группах подопытных животных второго поколения являлось резкое снижение плодовитости. Так, если в контроле число пометов за год на 1 самку составляло в среднем 2,3, то в опытной группе животных, являющихся потомством второго поколения крыс, которых подвергали действию ЭМХ, ФМБ, ФМА—соответственно 0,6; 1,2; 1,6.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, что ртутьорга-нические соединения существенно влияют на генеративную функцию и потомство. Это влияние зависит от дозы, концентрации и химической структуры соединения. В дозах и концентрациях одного порядка наибольшей агрессивностью в отношении генеративной функции и особенно потомства
обладают этилртутные соединения (гранозан и препараты комбинированного действия — меркуран и меркургексан). Фенилртутные соединения наряду с меньшей токсичностью оказывают на генеративную функцию менее выраженное влияние. Полученные данные подтверждают целесообразность требования гигиенистов и токсикологов о замене этилртутных соединений фенилртутными.
ЛИТЕРАТУРА
Вашакидзе В. И. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1966, в. 4, с. 80.— Вашакидзе В. И. Там же, 1968, в. 6, с. 742.— . Г о л о м а Е. А. Состояние гемодинамики при хронической интоксикации гранозаном. Дисс. канд. Фрунзе, 1966.— Мухтарова Н. Д. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1965, с. 556.
Поступила 29/XII 1970 г.
AN EXPERIMENTAL STUDY OF THE EFFECT OF PESTICIDES OF THE GROUP OF MERCURY ORGANIC COMPOUNDS ON THE GENERATIVE FUNCTION AND
OFFSPRINGS
G. A. Goncharuck
Experimental investigations proved mercury organic compounds to produce changes in the sexual cycle and the fertility of albino rats. Ethylmercury compounds were found to be most aggressive in respect to the generative functions and offsprings. Phenylmercury pesticides were less toxic and had a less pronounced effect on the generative funkction
УДК 616.24-003.662-057:6221-084-036.8
К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СИЛИКОЗА В ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Г. А. Бушуева, Б. А. Кацнельсон, К. Е. Бакалейник, Л. И. Яншина,
К■ А. Мокроносова
Свердловский институт народного хозяйства. Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний и Областной противосиликозной диспансер, ^ ' Свердловск
В Условиях социалистического государства оздоровительные мероприятия в промышленности должны проводиться независимо от связанного с ними экономического выигрыша или ущерба. Совершенно также не оправдан взгляд на расходы по профилактике профессиональных заболеваний как на непроизводительные.
Имеется ряд статей, в которых сообщается, что оздоровительные мероприятия могут снизить связанные с заболеваемостью потери и тем самым дать экономический эффект (В. Ф. Шпинев). Однако полная оценка экономической эффективности затрат требует сопоставления этого «выигрыша» («дохода») с теми расходами, ценой которых он был получен. При этом приходится мириться с объективно неизбежной приблизительностью расчетов как по доходной, так и по расходной частям баланса.
Наш анализ проведен по материалам профилактики силикоза на медных рудниках Среднего Урала, которые во многих отношениях могут служить типичным примером борьбы с силикозом в горнорудной промышленности нашей страны; они охватывают 22-летний период с 1947 по 1968 г. Оценку показателя экономической эффективности (Э) по всем рудникам, вместе взятым, и по отдельным рудоуправлениям производили по формуле:
а к (Я1 — Пд) Т А-•
где к — экономический ущерб, связанный с каждым случаем заболевания силикозом (в рублях); я4, п2—среднегодовые абсолютные числа вновь выявляющихся случаев силикоза соответственно до и после внедрения основ-
2*
35