Научная статья на тему 'К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СИЛИКОЗА В ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СИЛИКОЗА В ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF ECONOMIC EFFICACY OF SILICOSIS PREVENTION MEASURES IN MINING INDUSTRY

Reduction of silicosis morbidity rate diminishes the economic losses, that take place in the absence of preventive measures. Th£ amount of money saved as the result of reduction of silicosis morbidity in 1968 was about 2.5 times higher than the total sum of money spent for prevention of this disease since 1947.

Текст научной работы на тему «К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СИЛИКОЗА В ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

обладают этилртутные соединения (гранозан и препараты комбинированного действия — меркуран и меркургексан). Фенилртутные соединения наряду с меньшей токсичностью оказывают на генеративную функцию менее выраженное влияние. Полученные данные подтверждают целесообразность требования гигиенистов и токсикологов о замене этилртутных соединений фенилртутными.

ЛИТЕРАТУРА

Вашакидзе В. И. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1966, в. 4, с. 80.— Вашакидзе В. И. Там же, 1968, в. 6, с. 742.— . Г о л о м а Е. А. Состояние гемодинамики при хронической интоксикации гранозаном. Дисс. канд. Фрунзе, 1966.— Мухтарова Н. Д. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1965, с. 556.

Поступила 29/XII 1970 г.

AN EXPERIMENTAL STUDY OF THE EFFECT OF PESTICIDES OF THE GROUP OF MERCURY ORGANIC COMPOUNDS ON THE GENERATIVE FUNCTION AND

OFFSPRINGS

G. A. Goncharuck

Experimental investigations proved mercury organic compounds to produce changes in the sexual cycle and the fertility of albino rats. Ethylmercury compounds were found to be most aggressive in respect to the generative functions and offsprings. Phenylmercury pesticides were less toxic and had a less pronounced effect on the generative funkction

УДК 616.24-003.662-057:6221-084-036.8

К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СИЛИКОЗА В ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Г. А. Бушуева, Б. А. Кацнельсон, К. Е. Бакалейник, Л. И. Яншина,

К■ А. Мокроносова

Свердловский институт народного хозяйства. Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний и Областной противосиликозной диспансер, ^ ' Свердловск

В Условиях социалистического государства оздоровительные мероприятия в промышленности должны проводиться независимо от связанного с ними экономического выигрыша или ущерба. Совершенно также не оправдан взгляд на расходы по профилактике профессиональных заболеваний как на непроизводительные.

Имеется ряд статей, в которых сообщается, что оздоровительные мероприятия могут снизить связанные с заболеваемостью потери и тем самым дать экономический эффект (В. Ф. Шпинев). Однако полная оценка экономической эффективности затрат требует сопоставления этого «выигрыша» («дохода») с теми расходами, ценой которых он был получен. При этом приходится мириться с объективно неизбежной приблизительностью расчетов как по доходной, так и по расходной частям баланса.

Наш анализ проведен по материалам профилактики силикоза на медных рудниках Среднего Урала, которые во многих отношениях могут служить типичным примером борьбы с силикозом в горнорудной промышленности нашей страны; они охватывают 22-летний период с 1947 по 1968 г. Оценку показателя экономической эффективности (Э) по всем рудникам, вместе взятым, и по отдельным рудоуправлениям производили по формуле:

а к (Я1 — Пд) Т А-•

где к — экономический ущерб, связанный с каждым случаем заболевания силикозом (в рублях); я4, п2—среднегодовые абсолютные числа вновь выявляющихся случаев силикоза соответственно до и после внедрения основ-

2*

35

ных профилактических мероприятий, приведенные к численности контингента подземных рабочих последних лет 1; Т— длительность (в годах) периода, в течение которого проявляется оздоровительный эффект внедренных мероприятий; А —связанные с ними затраты (в рублях).

Начало проведения регулярных медицинских осмотров для выявления силикоза в горнорудной промышленности почти повсеместно совпало с началом организованной борьбы с этим заболеванием. Поэтому истинная заболеваемость до начала этой борьбы неизвестна, и за уровень заболеваемости, определяемый условиями труда, какие существовали перед внедрением профилактических мероприятий, приходится принимать показатели, относящиеся к первым годам рассматриваемого периода с учетом среднего «пылевого стажа» больных в то время. Для изученных нами рудников это примерно 1947—1953 гг., причем наиболее высокий показатель заболеваемости, отмеченный при первом осмотре (в 1947 г.), мы исключили, поскольку невозможно определить, в какой мере он был обусловлен накоплением случаев заболеваний за предшествовавшие годы. Такая оценка величины п1 безу-условно занижает ее и, тем самым, показатель Э. Отметим, что и во всех других случаях вынужденной неопределенности оценок той или другой величины мы предпочитаем занизить, а не завысить «доходную» часть и, наоборот, скорее завысить, чем занизить расходную, полагая, что на современном этапе доказательства самого факта окупаемости затрат на профилактику должны быть как можно более убедительными.

Для оценки величины п2 использовали относительно стабилизировавшиеся показатели заболеваемости за период 1959—1968 г., поскольку в промежуточное пятилетие (1954—1958), судя по стажевому составу заболевших, вклады условий труда, существовавших до и после снижения запыленности рудничной атмосферы, были соизмеримы. Поэтому для учета того числа случаев, которое в этот период можно было бы связать только с улучшившимися условиями, пришлось экстраполировать на это пятилетие показатель заболеваемости последующего десятилетия, более «чистого» в рассматриваемом отношении. Практически этого достигли тем, что период Т приняли равным 15 годам (т. е. с 1954 по 1968 г.). Такая оценка величины п2 полностью исключала тот оздоровительный эффект, который успел сказаться еще в 1947—1953 гг. Неизбежно остается также неизвестным тот эффект, который будет получен еще в будущем от профилактических мероприятий, осуществленных в течение рассматриваемого 22-летия. Оба обстоятельства опять-таки занижают величину Э.

Величину А определяли за весь 22-летний период, она складывалась из суммы ежегодных амортизационных отчислений от стоимости различных инженерных сооружений противопылевого комплекса, внедренных за этот период, и фактических ежегодных затрат на их эксплуатацию, обслуживание, пылевой контроль, проведение медицинских осмотров, льготы, компенсации и пр. Самостоятельный интерес представляет вопрос о структуре расходов на профилактику силикоза. Как оказалось, весьма крупный расход (42,5% общей суммы) связан с финансированием льгот и компенсаций, хотя мы учитывали лишь те из них, по которым силикозоопасный рудник отличается от прочих подземных горных работ. Таким образом, к тому времени, к<эгда полное искоренение опасности возникновения силикоза позволит счесть такие льготы и компенсации излишними, дальнейшие расходы на профилактику этого заболевания резко сократятся. Наиболее крупной статьей реализованных за 1947—1968 гг. затрат являются расходы на инженерно-технические мероприятия (56,2%).

Всего около 1 % затрат приходится на содержание органов контроля и надзора и только 0,3%— на проведение медицинских осмотров. Учиты-

1 Такую стандартизацию заболеваемости необходимо производить для того, чтобы элиминировать фактор уменьшения числа случаев болезни, происшедшего не в результате улучшения условий труда, а лишь в связи с тем, что на протяжении рассматриваемого пе риода значительно уменьшилось число лиц, подвергающихся риску заболеть силикозом

вая неизбежную приблизительность расчетов по основным статьям, двумя последними можно было бы пренебречь. Поэтому при проведении аналогичных расчетов на других горнорудных предприятиях мы рекомендуем не тратить время на сбор соответствующих данных.

Поскольку система профилактических мероприятий на любой отдельно рассматриваемой группе металлодобывающих шахт базируется на результатах научно-исследовательских работ, проводившихся в масштабах всей страны, оценить ту долю расходов на научные исследования, которую можно было бы сопоставить с экономией государства от снижения заболеваемости силикозов именно в этих шахтах, оказывается невозможным.

Сопоставление некоторых итогов борьбы с силикозом на медных рудниках Свердловской

области

Деггяр- Левнхин- Красногвар-

Показатели ский ский дейская

рудник РУДНИК шахта

Среднегодовые расходы на профилактику силикоза за 272,2

1947—1968 гг. (в рублях на 1 подземного рабочего) 437,7 321,1

Процент пылевых проб, не превышающих ПДК (за

1964—1967 гг.)................. 75,5 26,4 30,2

Число новых случаев силикоза на 1000 осмотренных

в среднем за год для периода 1964—1968 гг. ... 2,00 4,33 5,05

Показатель экономической эффективности ..... 2,96 2,03 1,95

Мы вычислили экономический ущерб, причиняемый обществу каждым случаем силикоза, возникшим на уральских медных рудниках, он составил 27 290 руб. Эта сумма зависит от ряда конкретных обстоятельств (соотношение между случаями неосложненного силикоза и силикотуберкулеза, частота и сроки присоединения туберкулеза к силикозу в «послепылевом» периоде, условия трудоустройства, соотношение между инвалидами разных групп и динамика инвалидности, средний возраст выхода на нее, летальность и пр.). Поэтому она не может быть распространена на другие силикозоопас-ные предприятия и должна рассчитываться для каждого из них. Однако порядок величин, вероятно, повсюду одинаков. Основные составляющие экономического ущерба таковы (в % к общей сумме):, пенсионное обеспечение (29,3%), потери по временной нетрудоспособности как в связи с профессиональным заболеванием, так и с повышенной у трудоустроенных больных силикозом общей заболеваемостью (4,6%),- расходы на стационарное и санаторное лечение (23,8%), затраты в связи с переквалификацией по месту трудоустройства больного силикозом и в связи с обучением сменившего его горнорабочего (1,8%), сокращение выпуска продукции на время такого обучения (16,3%), потери общества в связи с сокращением производительного периода жизни заболевшего силикозом (24,2%).

Вычисленная на основании всех этих данных величина показателя экономической эффективности оказалась равной 2,45. Таким образом, уже к 1968 г. расходы государства на борьбу с силикозом не только окупились за счет сокращения того ущерба, который был бы причиней, если бы профилактика силикоза не осуществлялась, но и были более чем вдвое превышены этой экономией («доходом»).

Как видно из таблицы, при сравнении 3 медных рудников по различным показателям эффективности профилактических мероприятий оказалось, что именно то предприятие, которое достигло наилучших показателей состояния воздушной среды и наибольшего снижения заболеваемости, оказалось и наиболее экономически эффективным. Между тем как раз на этом руднике затраты на профилактику в расчете как на одного рабочего, так и на тонну продукции оказались наименьшими, хотя горногеологические условия и технология добычи на сравниваемых шахтах однотипны. Это свидетельству-

ет, что само по себе увеличение затрат на профилактику еще не обеспечивает должного гигиенического эффекта. Одним из важнейших условий является повседневная забота о правильном использовании тех технических i средств, в которые вложены эти затраты. Отметим, что та самая борьба с силикозом, которая дает обществу в целом значительный экономический выигрыш, оборачивается убыточной для того предприятия, которое эту борьбу проводит. Действительно, если вычислить тот же показатель экономической эффективности, учитывая только те статьи расхода на профилактику и только тот выигрыш от снижения заболеваемости, которые непосредственно отражаются на балансе рудников, то он окажется в среднем не 2,45, а всего ~0,5. Такое парадоксальное положение связано с тем, что если 98,7% всех расходов на профилактику несет сам рудник (включая эти расходы в себестоимость продукции), то от общей суммы недопущенных потерь, т. е. от «дохода», непосредственно на долю рудника приходится лишь 21,5%.

Экономия государства на пенсионном обеспечении и лечении больных и увеличение национального дохода в связи с предупреждением прежде- я временной инвалидизации члена общества на экономике самого предприятия непосредственно не сказываются.

Соблюдение принципов полного хозрасчета требовало бы, чтобы государство возмещало из полученного выигрыша руднику хотя бы часть, необходимую для покрытия тех расходов, благодаря которым этот выигрыш был получен. Направление этих средств на дополнительные профилактические мероприятия (например, на строительство профилакториев, на усиленное профилактическое питание и т. п.), а также на прямое материальное поощрение тех рабочих и инженерно-технических работников, которые особо тщательно и добросовестно используют комплекс средств пылеподав-ления, способствовало бы дальнейшим успехам борьбы с силикозом. Разумеется, чтобы быть действенной, такая система материального стимулирования должна быть тщательно продумана и обсуждена во всех деталях.

ЛИТЕРАТУРА

Ш п и н е в В. Ф. Гиг. труда, 1970, № 1, с. 26.

Поступила 24/VIII 1970 г.

ASSESSMENT OF ECONOMIC EFFICACY OF SILICOSIS PREVENTION MEASURES

IN MINING INDUSTRY

G. A. Bushueva, B. A. Katsnelson, К■ E. Bakaleinik, L. /. Yakshina, K. A. Mokronosova

Reduction of silicosis morbidity rate diminishes the economic losses, that take place in the absence of preventive measures. Thé amount of money saved as the result of reduction of silicosis morbidity in 1968 was about 2.5 times higher than the total sum of money spent for prevention of this disease since 1947.

%

УДК «12.592-087.86

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА ТЕПЛА В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ЕГО ОХЛАЖДЕНИИ

Канд. мед. наук Р. Ф. Афанасьева, С. Г. Окунева Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности, Москва

Учитывая необходимость дифференцированного подхода к определению дефицита тепла в организме человека, мы проанализировали данные, полученные в эксперименте в условиях микроклиматической камеры при температуре воздуха 10°, 0° и —10°. Испытуемыми были 4 обнаженных мужчин в возрасте 30—35 лет, находившихся в состоянии относительного £ покоя (сидя). Каждый эксперимент продолжался до тех пор, пока они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.