Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ'

О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / НАВЫКИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ / ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Наталья Горгоньевна, Гусева Ульяна Михайловна

В статье представлены результаты обследования навыков словоизменения и словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Данное нарушение является распространённым среди детей выделенной группы. В работе описан констатирующий эксперимент, созданный на основе практических источников. Проанализированы результаты экспериментального исследования, которые подтверждают теоретические источники по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Наталья Горгоньевна, Гусева Ульяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF THE SKILLS OF WORD FORMATION AND INFLECTION OF ADJECTIVES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR LEVEL 3

The article presents the results of a survey of the skills of inflection and word formation of adjectives in older preschool children with ONR level III. This violation is common among children of the selected group. The paper describes a ascertaining experiment created on the basis of practical sources. The results of an experimental study are analyzed, which are confirmed by theoretical sources on this topic.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ»

5. Шульга Е.А. Образ идеального учителя в трудах отечественных и зарубежных исследователей // Синергия наук. 2017. № 14. - С. 590-596. - URL: http://synergy-journal.ru/archive/article0860

© Зинченко М.О., 2021

УДК 376.37

Савельева Наталья Горгоньевна Гусева Ульяна Михайловна

г. Владимир, РФ

О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ

Аннотация

В статье представлены результаты обследования навыков словоизменения и словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Данное нарушение является распространённым среди детей выделенной группы. В работе описан констатирующий эксперимент, созданный на основе практических источников. Проанализированы результаты экспериментального исследования, которые подтверждают теоретические источники по данной теме.

Ключевые слова:

дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, навыки словообразования и словоизменения прилагательных, логопедическое обследование.

Saveleva Natalia G.

Guseva Ulyana M.

Vladimir, Russia

ON THE DEVELOPMENT OF THE SKILLS OF WORD FORMATION AND INFLECTION OF ADJECTIVES IN OLDER

PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR LEVEL 3

Abstract

The article presents the results of a survey of the skills of inflection and word formation of adjectives in older preschool children with ONR level III. This violation is common among children of the selected group. The paper describes a ascertaining experiment created on the basis of practical sources. The results of an experimental study are analyzed, which are confirmed by theoretical sources on this topic.

Keywords:

older preschool children, general underdevelopment of speech, skills of word formation and inflection

of adjectives, speech therapy examination.

Навыки словообразования и словоизменения любых частей речи являются важнейшими и ключевыми элементами в формировании грамматического строя речи. Грамматические операции сложны и для детей с нормальным речевым развитием, и, конечно, для детей с общим недоразвитием речи, так как данные операции предполагают определенно высокий уровень сформированности

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

аналитико-синтетической деятельности. При общем недоразвитии речи навыки словообразования и словоизменения формируются в той же последовательности, что и у детей с нормальным речевым развитием, но характеризуются своеобразием, а именно: низким темпом усвоения грамматических форм и дисгармонией в сформированности систем языка. Как следствие, общая картина речевого развития у данной категории детей искажается. [4]

Исследуя вопрос формирования у детей навыков словоизменения и словообразования разных частей речи, мы отметили, что именно со словоизменением имён прилагательных у дошкольников с ОНР 3 уровня наблюдаются наибольшие трудности. [2]

Развитие навыков словообразования и словоизменения прилагательных осуществляется у них в более поздние сроки, как правило, тогда, когда дети уже владеют системой словоизменения и словообразования имён существительных. [3]

Для определения уровня развития навыков словообразования и словоизменения имён прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, мы провели констатирующий эксперимент. Для проведения констатирующего эксперимента нами был разработан протокол обследования с опорой на труды таких авторов, как: Акименко В.М., Лалаева Р.И., Ефименкова Л.Н. и создана система оценок к нему. Критерии оценок строились с учётом методики Архиповой Е.Ф. [1]

Обследование, вполне, применимо к детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Теоретические сведения подкреплены практическим экспериментом, констатирующим особенности владения навыками словообразования и словоизменения имён прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Экспериментальной базой стал МБДОУ комбинированного вида №4 г. Мурома. В обследовании участвовало 10 детей в возрасте 5 и 6 лет (работа проводилась индивидуально с каждым ребёнком).

В протоколе обследования были определены следующие разделы:

1. Раздел «Понимание признаков предметов»

Обследование понимания слов, обозначающих цвет и прилагательных номинативного лексического значения.

2. Раздел «Словарь»

Пассивный словарь. Активный словарь.

3. Раздел «Словообразование»

Обследование умения детей согласовывать прилагательные с существительными в именительном и творительном падеже в мужском, женском и среднем роде; с существительными в именительном, винительном, родительном падежах в мужском, женском и среднем роде; с существительными в родительном падеже множественного числа.

4. Раздел «Словоизменения»

Образование качественных прилагательных со значением малой степени качества, отглагольных, относительных, притяжательных, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, простой сравнительной степени прилагательного.

Максимальное количество баллов за каждое задание раздела - 4.

Оценки выставлялись по следующим критериям:

4 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;

3 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

2 балла - задание выполняется с ошибками, в ходе работы самостоятельно не исправляются;

1 балла - задание выполняется неправильно, требуется активная помощь взрослого;

0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции не эффективны.

Исходя из данной системы оценок, мы определили пороговые значения в баллах для уровня сформированности навыков словообразования и словоизменения имен прилагательных. Значения представлены ниже:

От 48 до 64 баллов - навыки сформированы на высоком уровне От 32 до 47 баллов - навыки сформированы на достаточном уровне От 16 до 31 баллов - навыки сформированы на низком уровне От 0 до 15 баллов - навыки не сформированы

Констатирующий эксперимент, проведенный в МБДОУ комбинированного вида №4 г. Мурома, показал, что среди 10 детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня 90% владеют навыками словоизменения и словообразования имён прилагательных на низком уровне, и только 10% детей владеют указанными навыками на достаточном уровне. Высоких результатов, среди детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня не выявлено. Дети затруднялись или не выполняли задания, совершали большое количество ошибок как в словообразовании, так и в словоизменении прилагательных. Примеры ошибок: «подушка из пуха - пухлая», «рога оленя - оленевые», «банка из стекла- стекольная» и т.п. Такие прилагательные, как «высокий- низкий», «толстый- тонкий», «широкий- узкий», дети заменяли на сравнение по величине, то есть использовали лишь прилагательные: «большой- маленький». Мы отмечали, что во время проведения эксперимента, дети, практически, не использовали прилагательные в самостоятельной речи, признаки предметов дошкольники называли лишь в случае повторной инструкции.

Таким образом, определив незначительный уровень сформированности навыков

словообразования и словоизменения имён прилагательных у детей экспериментальной группы, мы планируем в дальнейшем, опираясь на труды отечественных учёных, а также, на игровую терапию, создать специальную систему заданий и упражнений по усовершенствованию развития навыков словоизменения и словообразования имён прилагательных в речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Список использованной литературы:

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 77 с.

2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Астрель, 2007. - 224 с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи. М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

© Савельева Н.Г., Гусева У.М., 2021

УДК 37.03

Сизова Алина Витальевна

г. Ростов-на-Дону, Россия

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация

Проблема возрастных особенностей развития детей не теряет свою актуальность на протяжении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.