Научная статья на тему 'ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ / ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ "УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК" / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Марина Олеговна

В условиях гуманизации образовательного процесса в современной России актуальной стало изучение мнения учащихся средней школы относительно составления образа «идеального учителя». В статье представлены результаты, полученные в ходе проведенного исследования при описании учащимися характеристик, которыми должен обладать современный педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEAL IMAGE OF A MODERN TEATHER IN THE CONTEXT OF HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

In the context of the humanization of the educational process in modern Russia, it has become urgent to study the opinion of secondary school students regarding the formation of the image of an «ideal teacher». The article presents the results obtained in the course of the study when students describe the qualities that a modern teacher should have.

Текст научной работы на тему «ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 37.08

Зинченко Марина Олеговна

магистрант 1 курса психолого-педагогического направления (профиль подготовки: психология развития в образовании) Кубанского государственного университета

Россия, Краснодар

ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В условиях гуманизации образовательного процесса в современной России актуальной стало изучение мнения учащихся средней школы относительно составления образа «идеального учителя». В статье представлены результаты, полученные в ходе проведенного исследования при описании учащимися характеристик, которыми должен обладать современный педагог.

Ключевые слова

образ идеального учителя, отношения в системе «учитель-ученик», психологические характеристики

педагога, гуманизация образовательного процесса.

Zinchenko Marina O.

Russia, Krasnodar

THE IDEAL IMAGE OF A MODERN TEATHER IN THE CONTEXT OF HUMANIZATION

OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Abstract

In the context of the humanization of the educational process in modern Russia, it has become urgent to study the opinion of secondary school students regarding the formation of the image of an «ideal teacher». The article presents the results obtained in the course of the study when students describe the qualities that a modern teacher should have.

Keywords:

the image of the ideal teacher, the relationship in the «teacher-student» system, the psychological characteristics of the teacher, the humanization of the educational process.

Тенденции развития современной системы образования направлены на гуманизацию образовательного процесса, в связи с этим, взаимодействие на уровне «ученик-учитель» также претерпевают изменения, чем обусловлена актуальность изучаемой темы.

Пункт 3 статьи 3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет положение о том, что основным принципом государственной политики является «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1].

Таким образом, условия реализации названного принципа предполагает внедрение определенной системы мер, ориентированной на совершенствование личности учащегося, его

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№4 / 2021

свободное развитие в образовательной среде, подразумевающее переход от авторитарной системы отношений «учитель-ученик» к системе нравственных гуманистических отношений, основанных на взаимоуважении, искреннем интересе к школьным предметам, пониманию значимости и ценности получаемого образования.

Личностные и профессиональные качества учителя играют важную роль среди множества факторов, способствующих плодотворной образовательной деятельности. Рассматривая учителя как профессионала, необходимо особо подчеркнуть тот факт, что его личностные качества выступают рабочим инструментом профессиональной деятельности [4]. Личность педагога существенно влияет на развитие личности обучающихся [3] через разнообразные формы воспитательной деятельности [2].

Образ учителя во многом воспринимается учащимися как директивный, жесткий, имеющий возможность влияния по средством выставления неудовлетворительных оценок. Однако, система оценивания постепенно теряет свою значимость. Основанная на страхе, а не мотивации к действию, воспринимается учащимися как нежелательный фактор образовательного процесса и тем самым создает негативное отношение к учителю, выставившему низкий балл.

В целях составления портрета «идеального учителя» автором был разработан опросный лист, содержащий перечень характеристик, которыми должен обладать современный педагог. В качестве метода исследования был использован метод тестирования (по примеру теста ценностных ориентаций Рокича). В ходе тестирования учащиеся выбирали в порядке значимости характеристики, которыми на их взгляд должен обладать идеальный учитель. Группа респондентов состояла из 50 учащихся 5-7 классов, возрастной категории от 10 до 13 лет.

Опросный лист 1

Характеристики, которыми должен обладать идеальный учитель

№ Характеристика Оценка

1 Уметь сопереживать учащимся

2 Интересно и грамотно вести урок

3 Применять интерактивные методы в работе

4 Постоянно повышать свою квалификацию

5 Иметь хорошее чувство юмора

6 Давать возможность детям выражать свое мнение

7 Ставить заслуженные детьми оценки (не завышая и не занижая их в зависимости от личного отношения к ученику)

8 Иметь сдержанный тон при общении с учащимися

9 Общаться с детьми так, как они этого заслуживают

10 Уметь держать дисциплину в классе

11 Структурировать урок

12 Задаваться целью донести информацию так, чтобы понял каждый учащийся

13 Не уклоняться от заданной темы урока

14 К концу урока выставлять оценки всем учащимся, находящимся в классе

15 Уделить внимание на уроке каждому ученику в индивидуальном порядке

16 Использовать в качестве примеров для объяснения нового материала ситуации из жизни

17 Не ставить двойки вообще

18 Ставить двойки, если ученик не подготовился к уроку в качестве мотивации к работе

19 Оказывать стимулирующее воздействие на учащегося, завышая балл

20 Держать дисциплину в классе, ориентируясь на оценки

21 Держать дисциплину в классе, ориентируясь на взаимоуважение и взаимопонимание между учащимися и учителем

22 Добиваться успехов на профессиональном пути (участие и победа в профессиональных конкурсах)

23 Грамотно выстраивать взаимоотношение с родителями

Ваш вариант

Источник: разработано автором.

Проведенное исследование показало, что большинство учащихся (67% от общего количества респондентов) средней школы на первое место поставили умение интересно и грамотно вести урок. Такие характеристики как (выстроенные в порядке убывания): давать возможность детям выражать свое мнение; не ставить двойки вообще; уметь сопереживать учащимся; уделить внимание на уроке каждому ученику в индивидуальном порядке; иметь хорошее чувство юмора; оказывать стимулирующее воздействие на учащегося, завышая балл; применять интерактивные методы в работе, - получили наиболее высокий балл, при составлении образа «идеального учителя».

К числу наименее значимых характеристик учащимися были отнесены личные и профессиональные достижения педагога: добиваться успехов на профессиональном пути (участие и победа в профессиональных конкурсах); постоянно повышать свою квалификацию, они получили наименьший балл.

В числе дополнительных характеристик, которые учащиеся вписали в пустую графу, были отмечены такие как: быть с учеником «на одной волне», любовь к детям, гуманность по отношению к учащимся, давать возможность на отдых ученикам в течение урока.

Современный учитель ежедневно сталкивается с высоким уровнем психоэмоциональных нагрузок, бесконечным потоком информации, ситуациями личностного и профессионального выгорания. Работая в школе, учитель должен соответствовать ожиданиям учащихся, которые будут посещать с интересом его занятия; родителей, которые надеяться на получение их детьми качественных, глубинных знаний по предмету; школьной администрации, которая возлагает на педагога высокий уровень личной ответственности и самоорганизации.

В связи с вышеперечисленным, профессия педагога, работающего в школе, предполагает постоянное профессиональное совершенствование, наличие развитых коммуникативные навыки, базовых знаний в области возрастной психологии, устойчивой нервной системы.

Значимость приобретают педагогические способности, составляющие образ идеального педагога, осознание которых определяет принятие ценностей педагогической профессии, и обуславливает процесс формирования профессионально-педагогической направленности личности [5].

Взаимоотношения в рамках школы между учителем и учащимися складываются по-разному. Мотивом к посещению школьных предметов у ученика могут быть: интерес к предмету, необходимость успешной сдачи экзамена, страх перед наказанием в случае прогула, интересная подача материала и личностные характеристики учителя, преподающего урок. Атмосфера на уроке во многом зависит от уровня доверия, взаимопонимания и взаимоуважения между учителем и учащимися. Подводя итог, стоит отметить, что условия взаимодействия в рамках учебного процесса должны быть комфортно выстроены для всех его участников.

Список использованной литературы:

1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года - М.: Просвещение, 2010.

2. Двойнин М.Л., Двойнин А.М. Формы воспитания школьников в период педагогической практики студентов // Психолого-педагогические аспекты деятельности учителя / Науч. ред. М.Л. Двойнин. -Тара: Филиал ОмГПУ в г. Таре, 1999. - С. 3-9.

3. Двойнин А.М., Двойнин М.Л. Влияние личности учителя на процесс развития личности ученика // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. О. И. Ключко. - СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2016. - С. 215-222.

4. Медведева О.А., Сусляков Т.Д. Современный образ идеального учителя // Вестник экспериментального образования. - 2018. - № 1. - С. 10-18.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№4 / 2021

5. Шульга Е.А. Образ идеального учителя в трудах отечественных и зарубежных исследователей // Синергия наук. 2017. № 14. - С. 590-596. - URL: http://synergy-journal.ru/archive/article0860

© Зинченко М.О., 2021

УДК 376.37

Савельева Наталья Горгоньевна Гусева Ульяна Михайловна

г. Владимир, РФ

О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ

Аннотация

В статье представлены результаты обследования навыков словоизменения и словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Данное нарушение является распространённым среди детей выделенной группы. В работе описан констатирующий эксперимент, созданный на основе практических источников. Проанализированы результаты экспериментального исследования, которые подтверждают теоретические источники по данной теме.

Ключевые слова:

дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, навыки словообразования и словоизменения прилагательных, логопедическое обследование.

Saveleva Natalia G.

Guseva Ulyana M.

Vladimir, Russia

ON THE DEVELOPMENT OF THE SKILLS OF WORD FORMATION AND INFLECTION OF ADJECTIVES IN OLDER

PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR LEVEL 3

Abstract

The article presents the results of a survey of the skills of inflection and word formation of adjectives in older preschool children with ONR level III. This violation is common among children of the selected group. The paper describes a ascertaining experiment created on the basis of practical sources. The results of an experimental study are analyzed, which are confirmed by theoretical sources on this topic.

Keywords:

older preschool children, general underdevelopment of speech, skills of word formation and inflection

of adjectives, speech therapy examination.

Навыки словообразования и словоизменения любых частей речи являются важнейшими и ключевыми элементами в формировании грамматического строя речи. Грамматические операции сложны и для детей с нормальным речевым развитием, и, конечно, для детей с общим недоразвитием речи, так как данные операции предполагают определенно высокий уровень сформированности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.