Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ФУНКЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / ЧЕСТНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / ОПТИМИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабуров Хайрулло Мирзоевич

Данная статья раскрывает основную идею демократического образования и автором предлагаются рекомендации о необходимости реформирования современной системы образования Республики Таджикистан. Наряду с этим, научно характеризуется использование передового образовательного опыта гуманистической педагогики, соблюдение педагогических норм общения, где ведущая роль отведена учителю начальных классов для реализации этих приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

ПЕДАГОГИКА ВА МЕТОДИКАИ ТАЪЛИМ ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Сабуров Хайрулло Мирзоевич

Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова

Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004) декларирует демократический, государственно-общественный характер управления образованием. В Законе четко прописаны и прослеживаются три смысла демократизации образования и управления им:

1. Демократизация характеризуется ликвидацией монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе управления образованием, децентрализацией управления образованием, то есть участием местной власти и местной общественности в управлении образованием через соответствующие органы.

2. Демократизация образования основана на автономности образовательных учреждений, что определяет самостоятельность учебных заведений в выборе стратегии своего развития, целей, содержания и методов работы, а также их юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность и независимость. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Эти полномочия конкретизируют объявленный в ст. 4 закона принцип автономности образовательных учреждений.

3. Демократизация образования отражает создание демократических отношений в системе образования, что связано с гуманизацией педагогических отношений, изменением самой их сути, изменением отношений сотрудничества субъектов образования: взрослого и ребенка, педагога и управленца, школы, общества и государства.

Реформирование современной системы образования Республики Таджикистан напрямую связано с демократизацией школы.

Демократическая школа должна обеспечить защиту учащихся от некачественных образовательных услуг и создавать условия для развития творческого потенциала каждого ученика. При этом происходит увеличение степени открытости школы для всех заинтересованных лиц, общества в целом.

Так, например, О.Е. Лебедев выделил следующие признаки демократической образовательной системы [1]:

- доступность образования всем детям;

- обеспечение материальных возможностей для осуществления права на образование;

- возможность выбора образовательного учреждения;

- право учащихся на собственные взгляды;

- установление стандартов;

- создание условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала;

- информирование о состоянии образовательной системы, обеспечивающей возможность общественного контроля за образованием;

- публичное обсуждение проблем образования, достижение консенсуса при определении приоритетов в области образования;

- распределение полномочий по управлению образованием между государством и

местным уровнями, ориентация на децентрализацию управления;

- автономность образовательных учреждений.

Опираясь на названные признаки, он охарактеризовал советскую и современную системы образования (применительно к условиям г. Санкт-Петербурга) [1]. При этом степень реализации каждого признака оценивалась по следующей шкале:

0 - признак отсутствует;

1 - признак представлен частично;

2 - признак реализован в полной мере.

Результаты анализа представлены в таблице 1.

Анализ данных таблицы позволяет констатировать, что наибольших успехов школа добилась по следующим показателям:

- автономность образовательных учреждений (отношения «школа - государство»);

- возможность выбора образовательного учреждения (отношения «родители -

школа»);

- право учащихся на собственные взгляды (отношения «ученик - учитель»).

Ухудшения произошли по следующим параметрам:

- обеспечение материальных возможностей для осуществления права на

образование (компетенция государства);

- установление стандартов (компетенция государства).

Данные, проведенного анализа, позволили О.Е. Лебедеву констатировать, что необходимо реформирование образования в условиях кризиса общества, что в свою очередь требует углубления общественного характера образования. Мы полностью разделяем это мнение.

Таблица 1

Оценка степени демократичности советской ^ и постсоветской систем образования

№ Признак Советская образовательная система Современная образовательная система

1. Д оступность образования всем детям 2 2

2. О беспечение материальных возможностей для осуществления права на образование 2 1

3. Возможность выбора образовательного учреждения близко к 0 близко к 2

4. Право учащихся на собственные взгляды близко к 0 близко к 2

5. Установление стандартов 2 1

6. Создание условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала 0 1

7. Информирование о состоянии образовательной системы, обеспечивающее возможность общественного контроля за образованием ближе к 0 ближе к 1

8. П убличное обсуждение проблем образования, достижение консенсуса при определении приоритетов в области образования 1 1

9. Распределение полномочий по управлению образованием между национальным, региональным и местным уровнями, ориентация на децентрализацию управления ближе к 0 ближе к 1

10. Автономность образовательных учреждений ближе к 0 ближе к 2

Современная Концепция воспитания Республики Таджикистан основана на принципах гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания, так как проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания становятся особо актуальными.

В этом русле первостепенное значение приобретает развитие и внедрение в теорию и практику современного образования основных идей и положений гуманистической педагогики.

Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований как зарубежных (Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой), так и отечественных учённых (И.Х. Каримова, Ф. Шарифзода, М. Лутфуллоев, А.Нуров, Х. Маджидова).

Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практики воспитания, которое характеризуется следующими основными тенденциями:

- личностно-ориентированный характер образовательного процесса;

- демократизация процессов воспитания и обучения, преодоление авторитаризма;

- позитивная эмоциональная окрашенность процесса овладения учащимися знаний, умений и навыков.

Гуманизация процессов воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Она является социально-педагогической характеристикой самого процесса воспитания и обучения и представляет собой деятельность, направленную на развитие личности как активного субъекта творческого учебного познания и общения. По своим целям гуманизация является важнейшим условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, «гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности» [3, с. 29].

Гуманизация воспитания и обучения предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, то есть такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания личностно-ориентированы.

В процессе развития гуманистического подхода в педагогике разработан ряд положений, характеризующих гуманистическую педагогику и которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться в педагогическом процессе. Характерными признаками гуманистической педагогики являются:

- создание эмоционально позитивной школьной среды, стимулирующей процесс обучения и воспитания;

- обязательное поощрение инициативы и достижений учащихся в учебно-воспитательном процессе;

- установление конструктивных межличностных отношений в классе;

- разработка образовательных программ, направленных на максимальное развитие интеллектуального потенциала и творческих способностей учащихся для полноценной реализации целей учебно-воспитательного процесса;

- совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки в педагогическом процессе;

- отказ от использования отметки как формы принудительной мотивации и давления на учащихся.

Построение педагогического процесса и взаимодействия с позиций гуманистической педагогики позволяет использовать различные формы учебно-воспитательной работы. Это могут быть гибкие и спонтанные формы на этапе самоопределения учащихся, а также достаточно жесткие, которые опираются на устойчивую мотивацию и учитывают потребности детей.

Исследования в области возрастной педагогики показывают, что значительная часть проблем организации педагогического процесса обусловлена не столько недостатками научно-методической подготовки учителей начальных классов, сколько

деформацией сферы профессионально-педагогического общения. При этом особую роль играет психолого-педагогическая компетентность педагога в области учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также закономерностей общения и взаимодействия.

Педагогическое общение представляет собой совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач учебно-воспитательной работы и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Ниже коротко рассмотрим виды и стили педагогического общения. В психологии наиболее разработанным и распространенным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Общение - это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие [4].

Выделяют две разновидности общения:

- социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;

- личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности. Педагогическое общение, возникает в процессе учебно-воспитательной работы

между учителем и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и развивающие задачи.

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с учеником индивидуально (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностно-ориентированное.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы с авторитарных на гуманистические. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, заменяется взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся, их сотрудничество, основными параметрами которого являются взаимоотношение, поддержка, взаимоприятие, доверие и др.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на:

- авторитарный;

- демократический;

- попустительский [5].

Авторитарный (монологический) стиль общения подразумевает, что педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности каждого учащегося и всего класса.

Попустительский (анархический, конформный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты.

Общими особенностями для попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является диалогический стиль общения субъектов педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При

таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Оптимальность и эффективность педагогического общения зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления позитивных и доверительных взаимоотношений с учащимися педагог должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из них, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам учащихся, сопереживать им.

Исследования ученых показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм в отношениях с учащимися, поверхностно участвуют в педагогическом процессе, ведут себя авторитарно, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.

У педагогов с центрацией «я-другой» выявлено устойчивое стремление к сотрудничеству, к налаживанию общения на равных началах и развитию его в форме диалога.

Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений субъектов педагогического процесса и всего образования в целом.

Следует особо отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является ученик, класс, группа. При диалогической форме педагогического общения присутствуют «субъект-субъектные» отношения, при которых педагог взаимодействует с учащимися на основе отношений сотрудничества, в союзе с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности учитель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие - учиться и развиваться под его руководством. При этом условиями плодотворного педагогического общения на основе педагогического сотрудничества являются:

1. Педагогическое сотрудничество - двусторонний процесс, основанный на взаимодействии субъектов образования, успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и обучаемого.

2. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям и способностям личности обучаемого и содействует их максимальному проявлению.

3. Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск оптимальных педагогических решений.

Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве субъектов образования, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации педагогического процесса.

Своеобразие педагогической деятельности состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер и в процессе ее выполнения учитель решает две задачи:

- адаптивную;

- гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным социальным требованиям, а гуманистическая функция нацелена на развитие личности учащегося и его творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог готовит своих воспитанников к жизнедеятельности в определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. А, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работает на будущее. При этом педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции:

- обучающую;

- воспитывающую;

- развивающую.

Реализация этих функций требует от современного учителя следующих личностных качеств:

- потребность и способность к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

- тактичность, чувство эмпатии, терпеливость и терпимость в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а в случае необходимости и защищать;

- понимать своеобразие и относительную автономность саморазвития личности;

- умения организовать внутригрупповое и межгрупповое общение;

- предотвращать конфликты в детском и педагогическом коллективах;

- знать возрастные и индивидуальные особенности психического развития, особенно детей с проблемами, и стремиться вместе с ними, целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

- способности к собственному саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию. Гуманный педагог должен учитывать возможности ученика, его интеллектуальный

и творческий потенциал, не опираться только на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить способности учащегося, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует всесторонней подготовки - специальной и человековедческой.

Во все времена учитель должен был обладать определенным набором нравственных качеств.

И первое их этих качеств - честность. Честность в том, чему учишь - потому что есть чему обучать, потому что любишь свое дело. Честность в том, что если общаешься с учеником - то делаешь это искренне, в любви. Честность в том, что не произносишь фраз, содержание которых не прочувствовано и не принято тобою. Честность - в руке, которая держит книгу, и во взгляде, скользящем по известным строкам.

Стыд - за то, что лучше мог бы подготовиться к уроку; за фальшивые мысли, слова и эмоции; за отсутствие интереса к постоянному познанию, открытиям; за то, что отстаешь от духа времени и требований, предъявляемых современностью.

Способность к самопожертвованию, потому что зачастую необходимо отказаться от «милых сердцу удовольствий» - сна, отдыха, телевизора, любимых занятий; ограничивать общение с друзьями и даже родными.

Открытость - к детям и людям в целом, когда не прячешь свои ошибки и не боишься проявлять себя настоящего, не придуманного, без маски. Открытость к непрекращающемуся потоку знаний, к искусству, слову, природе, миру животных.

Умение радоваться даже самым маленьким успехам учеников и своим собственным; доложить каждой минутой представленного судьбой общения, обмена мыслями и чувствами; радоваться новому дню и не жалеть о прошлом.

Великодушие, которое Б.А. Буяльский описывает следующим образом: «В малом и большом человеком быть; быть. а не слыть. Ибо только человек может растить человека» [6, с. 11].

Терпение, требующее от учителя большого трудолюбия, дисциплинированности и такта. Терпение в преодоление трудностей и неудач, в борьбе с ученической ленью и отсутствием интереса к своему предмету; терпение в работе над собой.

Креативность, способность к творчеству, развитие фантазии и воображения делает общение учителя с учениками не только интересным, но и богатым, полным, деятельным.

Оптимизм - что означает уверенный взгляд в будущее, веру в лучшее, светлое, в каждого ребенка, и, конечно же, способность любить.

Вот краткий перечень душевных качеств и черт учителя, которые выработала педагогика на протяжении многих веков. На современном учителе лежит огромная ответственность за воспитание подрастающего поколения и, следовательно, за будущее человечества.

Литература:

1. Лебедев О.Е. Будущее российского общего образования. //В кн.: Петербургский образовательный форум 2011. СПб.: Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по образованию, 2011. - С. 36-41.

2. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 1999.- 288 с.

3. Белкин А.С. Концептуальные модели образования. - М.: Изд. центр «Феникс», 2000.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.-М.:Политиздат, 1977.-304 с.

5. Новое педагогическое мышление. /Под ред. А.В.Петровского.-М.: Педагогика, 1989. - 280 с.

6. Буяльский Б.А. Курс на мастерство. - Киев, 1970.-203с.

7. Шарифзода Ф. Философия педагогических взглядов предков. - Душанбе: Ирфон, 2012.-402с.

8. Лутфуллоев М. Слава нации (на тадж. языке). - Душанбе: Сарпараст, 2003. - 287 с.

9. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. /Под ред. В.С. Собкина. - М: Центр социологии образования РАО, 2003 - 391 с.

10. Стандарты начального обучения. - Душанбе, 2010.-150с.

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Сабуров Хайрулло Мирзоевич

Данная статья раскрывает основную идею демократического образования и автором предлагаются рекомендации о необходимости реформирования современной системы образования Республики Таджикистан. Наряду с этим, научно характеризуется использование передового образовательного опыта гуманистической педагогики, соблюдение педагогических норм общения, где ведущая роль отведена учителю начальных классов для реализации этих приоритетов.

Ключевые слова: демократизация, гуманизация, общение, сотрудничество, функция, учитель, честность, открытость, оптимизм.

SOME PEDAGOGICAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF HUMANISTIC EDUCATION AMONG PUPILS OF ELEMENTARY CLASSES

Saburov Khayrullo Mirzoevich

In this article, the author revealed the main idea of democratic education, and proposed recommendations about necessities of reform in modern education system of the Republic of Tajikistan. Moreover, the author scientifically characterized the use of advanced educational practices of humanistic pedagogy, and implementation of pedagogic norms of communication where the important role is given to the teachers of elementary classes in realization of these priorities.

Key words: democratization, humanization, communication, cooperation, function, teacher, honesty, openness, optimism.

Сведения об авторе: Сабуров Хайрулло Мирзоевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова, Тел: (+992) 928477607, e-mail: saburov.67@mail.ru

Information about the author: Saburov Khayrullo Mirzoevich, Ph.D. in Pedagogy, docent, Chair of Pedagogy and Psychology of Professional Activity of Khujand State University named after academician B. Ghafurov, tel.: (+992) 928477607, e-mail: saburov.67@mail.ru

БАЪЗЕ АНДЕШАХР ОИДИ САЛО^ИЯТ^О ВА ДОНИШ^ОИ МЕТОДОДОГИИ

ОМУЗГОРОНИ СИНФ^ОИ ИБТИДОИ

Чавод Тавакули Фар

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айнй

Дар чахони имруз тарбияти неруи инсонй мухимтарин накшро дар пешрафти чомеа дорад. Чунин тахаввуле тахакук нахохад ёфт, магар ин, ки тарзи тафаккур ва амали мудирон ва коргузорони низоми омузишй ба вижа муаллимон тахаввул ёбад. Мухитхои омузишй замоне метавонад, асарбахш ва коромад бошад, ки куллияи фаъолиятхои омузишй аз меъёрхои мушаххаси илмй бархурдор бошад. Ёдгирй ва тахаввули саноатй ба зур ва тахмили андеша, иттилоот ва ба шеваи гайриилмй наметавонад дар дигарон асарбахш бошад. Тахдввул ба бастар ва фазои муносиб ниёзманд аст, то битавонад, дониш, биниш ва нигариши афродро тагйир дихад. Эчоди чунин шароите ба омилхои мутааддиде чун бофти фархангй, вазъияти иктисодй, шароити ичтимой ва сиёсй вобаста аст. Илова бар омилхои ёдшуда дар боло мухити омузишии муносиб бо ниёзхо ва хадафхои мучриёни огох, барномарез ва муаллимони тавонманд хама ба навъе метавонанд, дар ёдгирй ва тахаввули ёдгирандагон муассир бошанд. Аммо он чи беш аз хама дар кохиши осебхо ва эчоби фурсатхо дар чихати рушди насли чавон муассир аст, мудирият яъне созмондихй ва хидояти омузишист. Дар чараёни фаъоляитхои омузишй муаллимон ва мудирони мадрасахо ба унсурхои аслй ва калидй, тахаввули неруи инсонй ба хисоб меояд. Бинобар ин, бояд аз корой ва асарбахшии лозим бархурдор бошанд. Муаллимони коромад ва асарбаш хам, ки бо назарияхо, мабонй ва усулу равишхои таълиму тарбият ошно бошанд ва биниши хунармандона дошта, фазо ва мухитеро фарохам созанд, ки ба чойи интиколи иттилоот ва тахлили андеша эхсоси амният, шоистагй, худназоратй ва худтахаввулиро дар донишомузон таквият кунанд. То онхо битавонанд, мушаххасан меъёри таълиму тарбияти худ бошанд. «Таррохон ва мучриёни барномахои дарсй низ бояд бовар кунанд, ки дар асри инфичори илттилоот ва маълумот муаллимон танхо интиколдихандаи дониш ва маърифати илмй нестанд. Балки омилхои зиёде дар интиколи дониш ва шаклгирии андешаи насли чавон муассир аст. Бинобар ин, онхо бояд таррох, мудир ва созмондехи фаъолиятхои омузишй бошанд ва накши созмондихй, рохнамой ва тасхилгарии фаъолиятхои омузиширо дошта бошанд ва танхо ба интиколи иттилоот ва дониши илмй басанда нанамоянд» [1].

Бинобар ин, лозим аст муаллимон ба вижа омузгорони ибтидой, ки мехоханд ба кор машгул шаванд, бо шевахои методологии омузишии руз ва ин омузишхо пас аз шуруъ ба кор низ идома ёбад. Барои муаллимоне, ки аз гузашта низ ба кор гирифта шудаанд, хам даврахои омузишй гузошта шавад. Имруза яке аз калидитарин бахсхо дар пажухиш ва барои расидан ба халлокият ва назарияпардозй бахс ва бахси равишшиносй ё методологй ва равиши тахкик мебошад. Дар тахкикоти илмй ва бунёдй ахамияти вижае бархурдор аст. Бахси бунёдини равишшиносй метавонад, моро ба меъёрхои амик ва дакик, ки рохкушои мушкилот дар арсахои бакоргирии фанноварии нав дар халлокияти муаллимон ва донишомузони ибтидой бошад, рахнамун гардад. Тахаввули асосй ва пойдор дар хар чомеае дар гирави мутахаввил шудани низоми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.