Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ДИСТАНЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (МОДЕЛЬ-ПРОГРАММА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)'

О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ДИСТАНЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (МОДЕЛЬ-ПРОГРАММА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет / компьютерные сети / онлайн-образование / вебинары / форумы / дистанционное обучение / образовательный кластер / онлайн обучение / квалификация / переподготовка кадров.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. Т. Юлдашева

В этой статье отмечается, что традиционные курсы квалификации не полностью оправдывают себя в системе образовании и переподготовки современных государственных педагогов. В системе общественного образования Узбекистана необходимо постоянно совершенствовать навыки учителей через онлайн-платформы. Настоящее время, школьные учителя в Узбекистане проходят обучение раз в пять лет, что является старой системой, школьные учителя должны на постоянной основе совершенствовать свои знания. Предлагаю несколько моделей интерактивных онлайн-курсов обучения в стране через определенные интерактивные интернет платформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ДИСТАНЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (МОДЕЛЬ-ПРОГРАММА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)»

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ДИСТАНЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (МОДЕЛЬ-ПРОГРАММА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

Г. Т. Юлдашева

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области

УиШвЬеуа§и11уа@§ша11 .сот

АННОТАЦИЯ

В этой статье отмечается, что традиционные курсы квалификации не полностью оправдывают себя в системе образовании и переподготовки современных государственных педагогов. В системе общественного образования Узбекистана необходимо постоянно совершенствовать навыки учителей через онлайн-платформы. Настоящее время, школьные учителя в Узбекистане проходят обучение раз в пять лет, что является старой системой, школьные учителя должны на постоянной основе совершенствовать свои знания. Предлагаю несколько моделей интерактивных онлайн-курсов обучения в стране через определенные интерактивные интернет платформы.

Ключевые слова: Интернет, компьютерные сети, онлайн-образование, вебинары, форумы, дистанционное обучение, образовательный кластер, онлайн обучение, квалификация, переподготовка кадров.

Похоже, пришло время конца областным центрам переподготовки и повышения квалификации населения, педагогам целесообразно использовать онлайн-курсы для повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений. Так как разработка новой системы курсов повышения квалификации и ее внедрение является требованием времени. Целесообразно еще больше повысить роль онлайн-курсов в системе образования страны. В этой статье я предлагаю несколько моделей онлайн-курсов: в сфере народного образования. Реализовать систему онлайн-курсов обучения в стране областными центрами повышения квалификации обучения через определенные интерактивные платформы. В статье обобщены результаты теоретического анализа проблемы распространения онлайн моделей обучения. Мы рассматриваем онлайн-обучение как самостоятельную систему, как одну из форм обучения. Поэтому, прежде всего, необходимо сослаться на возможные варианты организации онлайн-обучения, их особенности, чтобы определить для каких целей и при каких условиях может быть наиболее подходящим тот или иной вариант, а во-вторых, определить специфику компонентов каждого из возможных вариантов логически сконструировав их правильно.

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

Существующая сегодня в мировой практике сеть открытого и онлайн-образования базируется на некоторых моделях. Которые используют различные традиционные средства массовой информатизации: телевидение, видеозаписи, печатные издания, компьютер телекоммуникации и многое другое.

Мы, в свою очередь, предлагаем следующие модели организации учебного процесса. Это позволит нам реализовать весь потенциал - интернет-технологий:

Когда мы анализируем литературу по проблемам онлайн-обучения, мы можем сделать вывод, что когда дело доходит до модели онлайн-обучения, авторы выбирают разные основы для их классификации. Есть несколько разных подходов к определению моделей онлайн-обучения. В основном авторы предлагают протестировать онлайн-обучение. Модели, основанные на практике, а не на теоретическом анализе.

1) традиционный (внешний): подразумевает наличие взаимодействия между учителем и слушателем, ориентированы только на самостоятельную работу, а затем на продолжение самостоятельной работы в данной методические комплекции;

2) использование информационных и коммуникационных технологий. При этом слушатель работает самостоятельно с комплектом учебных пособий, которые предоставляются частично в электронном виде. Взаимодействие между учителем и учащимся осуществляется с помощью разных типов общения. Модели онлайн-обучения предложенные выше почти неотличимы от онлайн-обучения;

3) получать учебно-методическую помощь через мессенджер электронно-телеграмм и учить уроки самостоятельно. Эта модель - уникальная особенность онлайн-обучения, которая предполагает реализацию систематической обратной связи между учеником и учителем через специально созданный телеграмм канал или группу;

4) комбинированный. Все четыре модели онлайн-обучения в основном нацелены на обучаемых, которые совершенствуются. Их навыки в системе государственного образования. Определение типа (модели) дистанционного онлайн-обучения относится к взаимодействиям между учащимися и учителя, учебные материалы, веб-материалы. Каждый последующий тип онлайн-обучения отличается от предыдущий в том, что он смещает акцент учебного процесса на его онлайн-компонент. Следующие ниже типы онлайн-обучения не исключают других возможных комбинаций и могут отражать как отдельные области обучения, так и быстро развивающийся набор очного и дистанционного обучения процесса.

Модель 1. Учебное заведение - Интернет. В рамках данной модели онлайн-образования процесс базового обучения проходит в очной смене. Доступ в интернет используется как дополнительный источник информации.

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

Слушатели вместе с преподавателем, взаимодействуют с информацией, которая непонятна им и используют разные предметы технологии обучения. В этом случае онлайн-обучение становится дополнительным инструментом в решении традиционных общеобразовательных проблем. Сеть расширяет доступ к информационным массивам, а использование обратной связи онлайн-обучения увеличивает качество. Критерии оценки результатов данного вида онлайн-обучения остаются такими же, как при очной форме обучения.

Модель 2. Учебное заведение - Интернет - Учебное заведение. Охватывает студентов и учителей, которые участвуют в общем онлайн образовательные проектах двух или более учебных заведении дневного вида обучения. Этот вид обучения является дополнением к основному, но иногда проект позволяет изучать определенные темы или разделы, но это исключительные ситуации. Связь с удаленными слушателями устанавливается, но не регулярно.

3-модель. Слушатель - интернет - учитель. Онлайн-обучение частично заменяет очное обучение. А учитель, который находится вдали от него, будет работать с онлайн-учеником на регулярной или периодической основе. Разные в учебном процессе используются формы занятий - онлайн-курсы, семинары, консультации. Номер сеансов взаимодействия между слушателем и онлайн-преподавателем увеличится, а затем увеличится качество онлайн-исполнения. Группа состоит из студентов дневной и онлайн-формы обучения. Группы проводятся онлайн, как правило, в режиме дополнительного образования и включают углубленное изучение темы или предмета, подготовки к поступлению в ВУЗ и так далее. В редких случаях (например, в дневной школе нет необходимого учителя), онлайн-учитель научит студентов теме, включенной в основной компонент. Это вариант онлайн-обучения: когда учитель проводит занятия с учениками из своей школы, а также со студентами из других школ и далеких городов. Результаты онлайн-обучения определяются в зависимости от конкретных задач для каждого урока, с незначительным пересечением с очными общими результатами обучения, которые в основном дополняет их.

4-модель. Студент - интернет - центр. Онлайн-обучение сравнивают с очным обучением и средства индивидуализации обучения. Слушатели обучаются в онлайн-центре с дополнительными возможностями раскрыть свой творческий потенциал. Вариант - полное онлайн-обучение. Аудитории (одна или несколько), конечно, не из той же дневной школы, но зарегистрированы в онлайн-школе, колледже или центре базового образования или его важная часть. В этом случае обучение в основном проходит онлайн. В виртуальных классах работа студентов происходит, когда почти все предметы далеки друг от друга. Онлайн-обучение здесь работает как отдельный вид обучения -сопоставимый на базовое или хотя бы дневное образование. Роль и место всех

Zamonaviv ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologivalarning dolzarb muammolari va vutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

основных компонентов традиционного образование меняются: цели, содержание, формы, критерии оценки образования.

5-модель. Слушатель - Интернет - ... Онлайн-обучение выполняет функцию распределенного обучения в пространство и время. Слушатель посещает несколько школ одновременно, а не дневную или онлайн-школу. Обширная учебная программа слушателя построена таким образом, что разные предметы изучаются его или ее в разных учреждениях или от разных учителей. Координирующую роль играет дневной или удаленное учреждение или родитель. Школа превращается в центр личного обучения. Эта модель онлайн-обучения позволяет гибко учитывать личность и цели слушателя, создавать свою индивидуальную траекторию обучения. Однако для реализации этих возможностей необходимы координация высококвалифицированного обучения наставником или другим преподавателем-тренером, работающим в уникальном и хорошо функционирующем педагогической системе. Система диагностики и оценки результатов по типам, целям, содержанию, будет создана организационная структура, формы и методы онлайн-обучения, т.е. дидактическая система создается. Кроме того, в обоих случаях в школе действует онлайн-система. Выбранный тип онлайн-обучения позволяет организаторам учебного процесса планировать отношения между очными и онлайн-обучающимися, которое автор называет уровнем онлайн-обучения в динамике развития. Однако обратите внимание, что модели, описанные выше, не определяют особенности онлайн-обучения, такие как тип общения, синхронизация и частота взаимодействий, возможности интерактивной информационно-обучающей среды и так далее. Не подчеркивая эти условия, это неуместно говорить только о возможности создания дидактической, а тем более методической системы, в соответствии с вышеупомянутыми моделями.

Некоторые учёные рассматривают модели онлайн-обучения, основанные на использовании интернета, не только как средство коммуникации, но и как средство учебной среды.

Новой идеей, основанной на этой модели, является идея расширения аудитории сферы онлайн-образования посредством технических средств связи (телевидение, радио, интернет). Эта модель широко используется в Корее, Китае, Японии и др.

Учитывая эти модели онлайн-обучения, можно рассматривает модели для организация деятельности учебного заведения (или сети учебных заведений), более классифицированным и фактически осуществлять процесс непрерывного качественного онлайн-обучения

Кроме того, некоторые авторы по разному различают модели онлайн-обучения.

Модель 1. Полное онлайн-обучение. В этой модели будут учителя, которые преподают онлайн. Ученики выполняют следующие действия в

Zamonaviv ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologivalarning dolzarb muammolari va vutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

определенной последовательности: получают учебный материал - изучают задачи - решают - присылают результаты - проверяются и оцениваются. Отношения между учителем и слушателем, слушателем и другим слушателем, преподавательский и учебный контент, слушатель и контент, по мнению автора, сведены к минимуму и неудобно.

Модель 2. Частично онлайн-обучение сочетается с традиционными формами обучения. Эта модель предусматривает различные варианты использования элементов онлайн-обучения в процессе обучения в рамках онлайн-обучения.

Во первом случае - использует содержание онлайн-курсов для прямого обучения в обычном классе (Учитель и интернет-ученик). Во-втором, научить слушателей обучаться онлайн (учитель - интернет и слушатель) Кроме того, выделяются пять типов организации процесса онлайн-обучения на основе анализа литературы и обобщения практики. Основные средства доступности учебных материалов считается важным критерием, на основе которого различают эти модели.

В рамках проекта ISO «Специализированное обучение использованию интернета» было предложено шесть моделей обучения через интернет в контекст онлайн-обучения.

1) классическая модель обучения;

2) проектная модель обучения;

3) модель дифференцированного обучения;

4) модель обучения в режиме «лекция-семинар»;

5) внешнее исследование;

6) гибридная модель обучения.

Все шесть моделей основаны на работе с интернет-комплекса слушателей. В общем, интернет-комплекс состоит из описаний, содержания, задач, средств обучения и контроля, а также рекомендаций для учителей-кураторов. Интернет-комплекс может иметь любую форму, удобную для сетевого учителя. Главное требование к форме организации интернет-комплекса состоит в том, чтобы его можно было отправить с помощью Интернет-сервисов.

В рамках классической модели онлайн-образования работа учащихся с одним набором интернета осуществляется за одно занятие. Оптимальным, по мнению разработчиков, является обучающий режим для изучения информационного материала и выполнения заданий, предусмотренных в комплекте для чтения и выполнения при наблюдении учителя-куратора. Остальная работа по изучению содержательного материала а выполнение заданий должно выполняться самостоятельно. Рекомендуемое количество занятий в неделю не должно превышать четырёх. По результатам

Zamonaviv ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologivalarning dolzarb muammolari va vutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

промежуточного экзамена содержание и методы обучения может быть изменено учителем-организатором.

В модели обучения, основанной на проектах, учащиеся выполняют один или несколько проектов. Онлайн-кураторы предоставляют консультационную помощь. Распределение учебного времени в рамках проекта не регламентируется. Основное требование к форме представления результатов проекта - возможность отправки через интернет-сервисы.

В модели дифференцированного обучения учитель-организатор работает индивидуально с аудиторией онлайн, с использованием разных методов для каждого и разных учебных материалов для каждого, в зависимости от процесса и результатов задач учащегося и результаты личного взаимодействия через интернет. Отдельным слушателям разрешается выбирать своё направление и методы обучения, отправляя различные онлайн-материалы.

Модель обучения лекция-семинар организована сетевым преподавателем в рамках онлайн-обучения. Обучение и все преподаваемые уроки разделены на лекции и семинары. Кроме того, учащимся требуется самостоятельное выполнение домашних заданий. Лекции будет читать преподаватель в ученика в аудитории или в сети с использованием интернет-технологий. Семинары проходят в группах под руководством преподавателя-куратора. Темы и методы проведения семинаров определяет преподаватель. Семинары для школьников проводятся в течение урока по 40-45 минут под руководством учителя-наставника.

Остальную работу по изучению материала и выполнению заданий следует выполнить непосредственно. Количество семинаров в неделю не должно превышать трех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всех рассмотренных моделей можно сделать вывод, что учащиеся смогут работать независимо друг от друга, с учителем и учителем-куратором, индивидуально или коллективное интерактивное обучение.

Мессенджер Telegram, телеконференции, чат или форум можно использовать в моделях, которые предполагают наличие этих взаимодействий для организации взаимодействия субъектов учебного процесса - слушателей, учителя, учителя-кураторы. При реализации модели гибридного образования используются подходы и принципы, характерные а некоторых применяются одновременно описываемые модели.

С точки зрения нашего исследования, мы должны сначала вывести государственное образование на новый уровень профессионального развития. Модели онлайн-обучения можно дополнительно отличить от моделей, предлагаемых в рамках онлайн-обучения, на основе, описанной выше. Различные модели онлайн-обучения, методологическая система может быть

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

разработана для каждой выбранной модели или группы моделей. Это в первую очередь связано с различиями в характеристиках среды информационных технологий. Это, в свою очередь, приводит к отличию целей, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данного онлайн обучения.

Таким образом, онлайн-обучение — это инновационный метод доставки образования пользователям, который содействует развитию новой культуры обучения, коммуникации, сотрудничества, получению знаний через Интернет, созданию академических сообществ. Появление массовых открытых дистанционных курсов базируется на реализации современных образовательных принципов открытости обучения, равенства участников учебного процесса, интернационализации образовательных систем и глобализации образовательного пространства. Стремительное развитие таких курсов количественно уменьшает роль традиционной системы образования, однако, не принижает ее фундаментально-академического значения. Несмотря на радикальную трансформацию процесса обучения в условиях массовой информатизации общества, качественное непрерывное образование невозможно без базиса теоретических знаний, полученных с участием педагогов, экспертов, профессионалов той или иной отрасли наук.

REFERENCES

1. Online teaching: textbook E. E.S. Polat. - M .: Online Education, 2013.

2. Kalmikov A.A. Online training. Introduction to pedagogical technology. - M., 2011.

3. Skibitskiy E.G., Kholina L.I. Theoretical foundations of online learning: Monograph. -

Novosibirsk: NGPU Publishing House, 2009.

4. A. V. Khutorskoy Modern Didactics: A Textbook for Schools. - SPb: Peter, 2001.

5. Kornilova I.M. Sotsiologicheskie issledovaniya sredi molodeji povoprosu sovremennogo

vysshego obrazovaniya // Gumanitarnyenauki v sovremennom obrazovanii: problemy, resheniya,

perspektivy razvitiya: sb. nauch. tr. M., 2014. S. 131-143.

6. Andreev A.A. Pedagogy in the information society, or electronic pedagogy Vyssheeobrazovanie v Rossii. 2011. № 13. S. 114.

7. Panchenko T.V. Izopyta proektnoy deyatelnosti po sozdaniyu elektronnyx obrazovatelnyx

resursov (napravlenie - «Pedagogika») // Nauka I sovremennost - 2011. Sbornikmaterialov VIII

Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Novosibirsk: Izd-voSibAGS,

2011. Ch.

307-312

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

8. Lapchik M.P. O pedagogike v usloviyax elektronnogo obucheniya // Nauka o cheloveke:

gumanitarnye issledovaniya. 2013. № 2. S. 77-85.

9. Akhmedov, B. A., & Khasanova, S. K. (2020). Public education system methods of distance in education in development of employees. Journal of Innovations in Engineering Research and Technology, 1(1), 252-256.

10. Gafforova, G. G., Khaitmetov, R. K., & Madalimov, T. A. (2020). A STRATEGY OF ACTION AS A COMPLEX SYSTEM. International Scientific Journal Theoretical & Applied Science, 90(10), 448-452.

11. Ахмедов, Б. А. (2020). Математические модели оценки характеристик качества и надежности программного обеспечения. EURASIAN EDUCATION SCIENCE AND INNOVATION JOURNAL, 3(10), 97-100.

12. Гулбоев, Н. А., Дуйсенов, Н. Э., Ахмедов, Б. А., & Рахманова, Г. С. (2020). Модели систем управления электрическими сетями. Молодой ученый, 22(312), 105-107.

13. Мухамедов, F. И., & Ахмедов, Б. А. (2020). Инновацион "Klaster mobile" иловаси. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 140-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.