О РАЗВИТИИ LEGAL TECH В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Молдабаев Аржан Саркытбекович
Каспийский общественный университет, специальность «юриспруденция», магистрант 1-го курса, ВШП «Адилет», занявший 3-е место в конкурсе
«Законы и учреждения должны идти рука об руку с прогрессом человеческого ума.
По мере того, как он развивается, становится более просвещенным с новыми открытиями, установлением новых истин и изменением нравов и взглядов ввиду изменившихся условий, установленные законы должны
также улучшаться и идти в ногу со време0нем»1
Томас Джефферсон
Введение
На сегодняшний день в условиях глобальной конкуренции и всемирной цифровиза-ции, нашему обществу, в частности, и законодательству предстоит ряд трансформаций и переосмыслений. Как и двадцать лет назад, со времен зарождения интернета, общество находится на этапе переходного периода. Страна претерпевает быстрые перемены в государственной, предпринимательской и социальной сферах.
Цифровая гонка, охватившая мир, заставляет действовать на опережение, уже сегодня в рамках развития программы «Цифровой Казахстан» определены основные векторы развития и применения цифровых технологий.
Программа, которая будет реализована в период 2018-2022 годы, обеспечит дополнительный импульс для технологической модернизации флагманских отраслей страны и сформирует условия для масштабного и долгосрочного роста производительности труда.
Внедрение новых технологий в юридическую деятельность с каждым годом все больше и больше набирает обороты. Беря свои истоки с начала 2000-х годов, в США начали появляться компании, инициативно внедряющие и продвигающие информационные технологии для решения юридических задач.2 Уже тогда зарождается термин LegalTech (от англ. Legal Technology, то есть информационные технологии в юридической деятельности), однако на тот момент под Legal Tech понимали в основном, информационно-технологическое обслуживание именно профессиональной юридической деятельности. Это что-то среднее между новыми технологиями и правом. Сейчас мы с вами являемся свидетелями трансформации как права, так и пра-
воотношений. Эта трансформация выражается в автоматизации процессов, следовательно, автоматизация влечет за собой повышение эффективности и снижение затрат.
Здесь мы можем наблюдать совсем иной подход к пониманию права, здесь меняется та устоявшаяся парадигма знаний о праве. На сегодняшний день, беря во внимание ажиотаж вокруг блокчейна, криптовалют, искусственного интеллекта, нейронных сетей, назрела революция на рынке Legal Tech, эта революция стала возможна благодаря технологическому прогрессу, который делает возможным совершенствование юриспруденции.
Как отмечает амбассадор Европейской Ассоциации Юридических Технологий (ELTA), Хольгер Цщайге, по своей сути технологические решения в юридической деятельности существуют уже около 30 лет, но термин «Legal Tech» - относительно новый. При этом в раскрытии этого понятия существуют несколько точек зрения. Одно из мнений, которое высказывается обывателями, что продукты Legal Tech, полностью заменят юристов и профессия юрист исчезнет в недалеком будущем. Другие к Legal Tech относят программы для «обслуживания» юристов, для профессионального использования юристами. Для самого Хольгера Цщайге: «Legal Tech - это все те технологии, которые способствуют повышению эффективности работы юриста и делают юридические услуги более доступными. Если для реализации таких задач используются блокчейн или искусственный интеллект, то продукт с этими инструментами будет частью Legal Tech».3
Таким образом, выделяют два основных пути при разработке Legal Tech продуктов в зависимости от субъекта - это внешние и вну-
1Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона //Политические исследования (Полис). № 1 (103), 2008. - С. 135-138.
2Legal Tech and other smart contracts: what future for legal automation? (Romain Keppenne) URL: http:// parisinnovationreview.com/articles-en/what-future-for-legal-automation
3URL: http://legalinsight.ru/moscow-legal-tech-2018/
тренние. Внешние рассчитаны на обычного пользователя, которым необходимо решить какую-либо юридическую проблему быстро и дешево. Внутренние - это Tech in Legal - технологии, которые используются уже профессиональным участникам автоматизировать различные юридические задачи. Примером могут послужить информационно-правовые системы, программы для учета судебных разбирательств, CRM-системы, электронный документооборот и прочее. По своей сути, юристы весьма консервативны им необходимо прийти к технологии, понять ее, довериться. На сегодня большинство юристов больше предпочитают бумажную папку, вместо облачного хранилища данных.4
На этот счет, интересная мысль высказывалась заведующим кафедрой НИУ ВШЭ, ранее занимавший пост Председателя Высшего Арбитражного Совета РФ, Антона Иванова, который отмечал: «что на сегодняшний день очень много говорят о различного рода новых технологиях, криптовалютах, смарт-контрак-тах, нейронных сетях, о применении искусственного интеллекта в юридической деятельности. Все это представляется свежим и необычным; при этом, некоторые юристы задаются вопросом об отмирании права. Однако, как продолжал А. Иванов, принципиального нового в юриспруденции очень мало. А сама идея об автоматизации права довольно стара, она берет свое начало с эпохи Возрождения, в то время люди стали мечтать о замене человека машиной, начали создавать автомато-ны и механически копировать изображения. В 1920-ые годы коммунистические юристы тогда выступили с лозунгом отмирания права как буржуазного пережитка. Как тогда, так и сейчас адепты новых тенденций склоны преувеличивать влияние технических отношений на право и общество. Право быстро измениться не может - должны пройти десятилетия, пока люди свыкнутся с новыми явлениями, а пока искусственный интеллект воспринимается ими как нечто странное и несерьезное»5.
Безусловно, некоторые эксперты придерживаются мнения, что новые технологии неоправданно переоценены и их дальнейшее внедрение не изменит ситуацию на юридическом рынке. Тем не менее, данное мнение представляется ошибочным, да вполне возможно, что эти изменения будут происходить не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее автоматизация права неизбежно происходит уже сейчас. И здесь как нельзя, кстати, сле-
дует придерживаться мнения Томаса Джеф-ферсона, который отмечал что с развитием прогресса, с учетом изменившихся условий, закон следует улучшать, и он должен идти в ногу со временем. В данной научной работе, предлагается улучшать не только закон, но и процедуру его принятия.
Так следует привести примеры «жертв» прорывных технологий. В сфере коммуникаций (whatsapp, skype, telegram), торговли (alibaba, aliexpress, amazon), перевозок (uber, yandex taxi), таких примеров трансформации привычных нам услуг несметное количество. Вот и юридическая деятельность долго оставаясь «нетронутой» необходима такая трансформация.
Еще одним аргументом в пользу развития технологических решений в юридической деятельности является быстро растущий поток инвестиций и денежного оборота Legal Tech продуктов, только в США, за 2017 год в стар-тапы Legal Tech инвесторы вложили более $306 млн. Если сравнивать с 2016 годом, то сумма инвестиций составляет $158 млн.6 тем самым, мы можем наблюдать значительный интерес среди инвесторов в Legal Tech продукты и перспективу их развития. Так в разных уголках мира проводятся так называемые хакатоны, предназначенные в короткие сроки объединить разработчиков, специалистов из разных областей для решения какой-либо проблемы. В частности, относительно юриспруденции, то с каждым годом количество подобного рода мероприятий становится все популярнее и популярнее. В истории таких мероприятий в апреле 2018 года, прошел первый Международный юридический хакатон (Global Legal Hackathon). Так в одно время начинали создавать Legal Tech продукты в 50 городах, 30 странах и на 6 континентах. Основной целью которых, является развитие технологических решений для совершенствования правовой индустрии во всем мире. В финальном раунде победили 4 команды, каждая из которых представила уникальный продукт в сфере LegalTech.7
Действительно, чтобы быть в числе лидеров необходимо следовать современным технологическим трендам. Ни для кого не секрет, что нынешняя ситуация в Казахстане с применением технологий и использование технологического прогресса в юридической практике находится в зародыше. Если брать во внимание Россию, то нынешний этап развития характеризуется завершением «конфетно-букет-
4Автоматизация права: сможет ли искусственный интеллект справиться с юридическими задачами? (Андрей Хорошилов) URL: https://zakon.ru/blog/2018/03/20/avtomatizaciya_prava_smozhet_li_iskusstvennyj_intellekt_ spravitsya_s_yuridicheskimi_zadachami
5Новые технологии и право: корни LegalTech нашли в эпохе Возрождения (Дмитрий Мунгалов). Цитата Антона Иванова. URL: http://sk.ru/news/b/articles/archive/2017/12/04/novye-tehnologii-i-pravo-korni-legaltech-nashli-v-epohe-vozrozhdeniya.aspx
6Legal Tech Startup Financings Take Off As Automation Hits White-Collar Industries URL: https://www.cbinsights. com/research/legal-tech-funding-white-collar-automation/
7https://globallegalhackathon.com/
ного» периода, в нашем же случае это лишь «первое знакомство».8
С другой стороны, в Казахстане, Нурсултан Абишевич Назарбаев поручил на базе одного из объекта EXPO-2017 создать международный технопарк IT-стартапов, в котором и сосредотачиваются лучшие умы для создания казахстанских технологических решений, помимо этого, еще с 2008 года начал свою работу «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» при поддержке которого, осуществляет свою работу сервис открытых данных https://data.egov.kz на котором были собраны, обработаны и опубликованы в машиночитаемом виде (XML) данные некоторых государственных органов.9
Дан старт, создаются условия для реализации задуманных планов, необходимо больше писать, говорить, проводить хакатоны, конференции, подобного рода конкурсы для того, чтобы побудить юристов изучать данную тему, необходимо подготовить казахстанских юристов в эпоху глобализации.
При этом говоря о том, «убьют» ли технологии профессию юриста, то на этот счет упомянутый выше Хольгер Цщайге говорил о том, что юристов не заменят блокчейн или искусственный интеллект, юристов заменят другие юристы с правильно подобранными технологиями. Только мы определяем, будут ли технологии нашим другом или врагом. И чем скорее мы начнем использовать их, тем более вероятно, что наша страна и юристы, выживут в этом жестоком мире глобальной конкуренции.10
К сожалению, объем данной работы ограничен, в связи с чем, предлагается перейти к обсуждению основной части работы. Тем не менее, данная тема является областью моих научных интересов, и в дальнейшем будет изучаться более детально.
Основная часть
Вводной части, представляется оценка современного состояния юридических технологий, актуальность исследования и вектор развития данной темы.
Законотворческий процесс представляет собой урегулированную нормами права деятельность уполномоченных, по разработке и принятию законов, их совершенствованию и признанию утратившими силу.
При этом, ключевым субъектом законодательной власти в стране является парламент Республики Казахстан.
Традиционно в структуре законотворческого процесса выделяют следующие стадии:
1) Законодательная инициатива
2) Рассмотрение и принятие
законопроекта
3) Подписание закона
4) Официальное опубликование
Законодательная инициатива представляет собой официальное внесение текста проекта закона, обязательного рассмотрению Парламентом.
Содержание данной стадии не исчерпывается внесением текста проекта закона на рассмотрение Парламента
Она состоит из следующих этапов:
1 этап. Принятие решения о разработке законопроекта
2 этап. Разработка законопроекта
3 этап. Согласование доработанного законопроекта
4 этап. Внесение законопроекта на рассмотрение в Мажилис Парламента Республики Казахстан.
Субъектами законодательной инициативы являются:
1. Президент
2. Депутат Парламента
3. Правительство
Для каждого из перечисленных субъектов устанавливается особый порядок реализации права законодательной инициативы.
Не будем детально раскрывать процедуру принятия нормы права, а остановимся на способах совершенствования этого процесса.
Еще в 2002 году предпринималась попытка диджитализации права, проект Agora Lex финансируемый Федеральным управлением по научным, техническим и культурным вопросам Бельгии, который был направлен на гармонизацию законодательства путем включения интеллектуальных методов для составления, индексирования и гипертекстовой связи. Такой подход позволил автоматическое обновление текстов и справочных данных в базах данных.11
На постсоветском пространстве достаточно детально сформулировала положения автоматизации нормотворчества российская компания Симплоер.
Антон Вашкевич, основатель компании Симплоер, отмечает, что важно разграничивать процесс нормотворчества и его автоматизацию, с одной стороны, и перевод норм в машиночитаемый вид и автоматизацию их исполнения — с другой. По его словам, над задачей автоматизации процесса нормотворчества уже ведутся работы в различных министерствах и ведомствах, которые знакомы с этим процессом и его нюансами «изнутри». Решения в этой области по большей части организационные, либо они направлены на создание удобных программных инструментов
8Конфетно-букетный период закончился URL: https://www.kommersant.ru/doc/3427999?query=legaltech
9URL: https://zerde.gov.kz/activity/center-competencies/open-data/#hcq=pOXAHQq
10Legal Tech. Революция уже началась (Holger Zscheyge) URL: http://legalinsight.ru/legal-tech-revolyuciya-uje-nachalas/
11Digital Legislation: Reflections on the Agora-Lex Project URL: https://www.law.kuleuven.be/citip/en/research/ projects/finalized/agora-lex
для согласования и оформления нормотворче-ской воли.12
Если рассматривать проблемы нормотворчества, то они существуют и не только у нас. В связи с этим, изначально необходимо устроить законотворческий процесс иным образом, а уже использование технологий еще больше сделает законотворческий процесс более эффективным. Эффективное законотворчество выглядит примерно следующим образом: профессиональные юристы, законотворцы, сосредоточенные в одном месте должны разрабатывать высокопрофессиональный текст, при этом предварительно собрав необходимые социологические, экономические и другие эмпирические исследования, подготовленных представителями заинтересованной части общества (но не по указке вышестоящего начальства) или собираемых данных на портале открытых данных., Следующим этапом правительство вносит в парламент законопроект, основываясь на необходимости его принятия. При этом также необходимо обсуждение данного законопроекта и портал https:// legalacts.egov.kz в этом нам может существенно помочь. Помимо этого, предлагается сузить субъектов законотворчества. Исключительным право законодательной инициативы должно обладать правительство (при этом, разумеется, парламент может обязать правительство разработать тот или иной закон). У депутатов есть только два пути принятия решения, либо они принимают в целом закон, написанный профессионалами, либо отклоняют его. Никаких поправок депутаты (не будучи профессионалами в сфере права) вносить в текст, подготовленный юристами, не могут. Они - депутаты (то есть, общественники, спортсмены, певцы, бизнесмены и проч.) -будучи представителями общества, могут от лица общества либо принять, либо не принять законодательную инициативу правительства. В случае несогласия парламента с внесенным законопроектом, должна создаваться согласительная комиссия, которая будет обсуждать тот текст, за который парламент будет согласен проголосовать. Разумеется, текст будет основан на компромиссах, но юристы-разработчики проекта должны выразить готовность идти на них. В результате реализации такой модели законопроектная работа станет относительно неспешной, намного более основательной и профессиональной.13 Такая система законотворчества предлагается Р.С. Бевзенко, что касается наших правоведов, то важными вопросами задается С.В. Скрябин в своем личном блоге, относительно последних событий с взысканием с авиаперевозчиков
штрафов и изъятия импортированного авиатоплива на сумму более 25 млрд. тенге.
Обращая внимание сразу на суть, С.В. Скрябин упоминает: «что уполномоченный государственный орган принял решение, согласно которому определенная сфера бизнеса подверглась серьезному ограничению и негативному воздействию, понесла значительные убытки. Или еще проще: государственный орган вместо помощи и содействия национальному бизнесу создал ему проблемы на очень конкурентном рынке. Вопрос, который заботит уже давно: кто-то должен отвечать за непродуманность (это мягко!) принятых решений? Ответ, по-моему, на поверхности. ДОЛЖЕН! И тот кто инициировал, и тот кто утвердил.
Нам нужно что-то делать со сложившимся механизмом правотворчества в Казахстане. Неужели никто не видит проблемы: законы (и прочее) творит тот, кто завтра их будет применять. Этот творец изначально заинтересован сделать что-то для себя.. ,»14
Учитывая текущее положение дел и наличие недостатков как законотворчества, так и нормотворчества в целом, автоматизация в этой сфере позволит:
(1) выявить действительную волю законодателя;
(2) устранить противоречивость правовых норм на этапе создания;
(3) сократить издержки на разработку законов;
(4) снизить транзакционные издержки на регулирование и контроль;
(5) уменьшить бюрократические и коррупционные элементы на каждой стадии регулирования.
Это станет возможным в случае автоматизации не только процессов (что происходит уже сейчас), но и самих правоотношений.
Такая автоматизация предполагает создание правовых норм изначально в машиночитаемом виде — с помощью специального юридического языка программирования (смарт-законы). Это позволит значительно снизить существующие недостатки — противоречивость норм, затруднения в понимании их смысла и в практике применения. Однозначный программный код закона не потребует толкования.15
Основным элементом автоматизации - это внедрение соответствующих процессов уже на уровне создания нормы. Результат внедрения выглядел бы следующим образом.
Законодательные инициативы также разрабатываются по описанному выше алгоритму на естественном языке. Затем данную
12Началась работа по автоматизации правоприменения URL: https://www.simplawyer.com/amazing/ publications/advgazeta-law-enforcement-automation2/
13»Законорея», или Почему у нас такие плохие законы // И почему они в ближайшем будущем вряд ли станут лучше Р.С. Бевзенко, URL: https://zakon.ru/blog/2018/03/22/zakonoreya ili pochemu u nas takie plohie zakony i pochemu_oni_vblizhajshem_buduschem_vryad_li_sta
14https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=234445150463056&id=100016927186169
15Автоматизация права. Новые резервы эффективности. Сценарии и технологии. URL:
инициативу необходимо с помощью языка программирования переработать в программный код, далее готовится законопроект в машиночитаемом виде.
На следующем этапе законопроект автоматически проверяется на соответствие уже принятым законам, Конституции, международным обязательствам страны и т.д. Система сравнивает новый акт с предыдущими — формирует отчёт о выявленных несоответствиях или противоречиях. Далее моделируется его потенциальное регулирующее воздействие, оцениваются возможные социально-экономические последствия, которые повлечет за собой принятие закона, также автоматически будет проверяться каждая норма проекта на предмет наличия в ее содержании условий для совершения коррупционных правонарушений. Рассмотрение проекта проходит в привычном режиме — законодатель, с помощью специального программного обеспечения, видит текст на естественном языке. Голосует в этой же программе, но закон принимается именно в виде кода.
Одна из больших задач — перевести в машиночитаемый вид законы, принятые ранее. Возможно, несколько вариантов её решения — от сохранения их действия в привычном виде до полной переработки в код (как вариант — с помощью искусственного интеллек-та).16
Заключение
Действительно, изучение данной темы позволит вывести нормотворческую деятельность существенно на новый уровень. У нашего государства есть все шансы обеспечить технологическую нормотворческую деятельность. Однако другим вопросам является финансирование, готово ли государство вкладывать в развитие?
Безусловно, внедрение новой системы нормотворчества будет требовать не малое количество денежных средств, при этом внедрение технологических решений оказывается существенно дороже, чем дальнейшая работа без такого технологического решения.
Тем самым низкая заработная плата и низкооплачиваемый человеческий труд в значительной мере препятствуют разработке и внедрению инновационных технологий.
Тем не менее, сводить все новшества работы по совершенствованию нормотворчества только к применению новых технологий, навряд ли будет правильным, не стоит забывать о научной экспертизе, юридический мониторинг, концептуальный подход к праву, привлечение специалистов к разработке законопроектов, контрольно-обеспечительные формы нормотворчества и т.д.
В совокупности используя все способы и технологии, я верю, что наши нормативно правовые акты будут приниматься во благо.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сытин, А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона //Политические исследования (Полис). № 1 (103), 2008. - С. 135-138.
2. Legal Tech and other smart contracts: what future for legal automation? (Romain Keppenne) URL: http://parisinnovationreview.com/articles-en/what-future-for-legal-automation
3. URL: http://legalinsight.ru/moscow-legal-tech-2018/
4. Автоматизация права: сможет ли искусственный интеллект справиться с юридическими задачами? (Андрей Хорошилов) URL: https://zakon.ru/blog/2018/03/20/avtomatizaciya_ pravasmozhetliiskusstvennyjintellektspravitsya syuridicheskimizadachami
5. Новые технологии и право: корни LegalTech нашли в эпохе Возрождения (Дмитрий Мунгалов). Цитата Антона Иванова. URL: http://sk.ru/news/b/articles/archive/2017/12/04/ novye-tehnologii-i-pravo-korni-legaltech-nashli-v-epohe-vozrozhdeniya.aspx
6. Legal Tech Startup Financings Take Off As Automation Hits White-Collar Industries URL: https://www.cbinsights.com/research/legal-tech-funding-white-collar-automation/
7. https://globallegalhackathon.com/
8. Конфетно-букетный период закончился URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3427999?query=legaltech
9. URL: https://zerde.gov.kz/activity/center-competencies/open-data/#hcq=pOXAHQq
10. Legal Tech. Революция уже началась (Holger Zscheyge) URL: http://legalinsight.ru/legal-tech-revolyuciya-uje-nachalas/
11. Digital Legislation: Reflections on the Agora-Lex Project URL: https://www.law.kuleuven.be/ citip/en/research/projects/finalized/agora-lex
12. Началась работа по автоматизации правоприменения URL: https://www.simplawyer. com/amazing/publications/advgazeta-law-enforcement-automation/
13. "Законорея", или Почему у нас такие плохие законы // И почему они в ближайшем будущем вряд ли станут лучше Р.С. Бевзенко, URL: https://zakon.ru/blog/2018/03/22/zakonoreya_ili_ pochemu_u_nas_takie_plohie_zakony__i_pochemu_oni_v_blizhajshem_buduschem_vryad_li_sta
14.https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=234445150463056& id=100016927186169
15. Автоматизация права. Новые резервы эффективности. Сценарии и технологии. URL:
16Там же