А. Н. Митин
уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)
о процессах внедрения в юриспруденцию новых информационных технологий
В статье рассматриваются возможности автоматизации юридической деятельности. Особое внимание уделяется новой отрасли бизнеса LegalTech, которая позволяет предоставлять потребителям юридические услуги с использованием информационных технологий. Кратко описаны некоторые проекты в этой области: конструктор документов FreshDoc, приложение «Видеодоговор», электронные торговые площадки Legal Space и Pravoved.Ru.
Отмечается, что хотя юридическое сообщество не вполне готово к работе в подобных условиях, в вузах уже идут реформирование учебных программ, разработка дисциплин, позволяющих получать профессиональные компетенции по внедрению технологий, автоматизирующих юридический труд, и т. п. Автор, в свою очередь, предлагает использовать чат-боты в юридических клиниках, приводит примеры новых дисциплин для магистратуры, рассматривает идею о вынесении итоговых экзаменов за пределы университетов в центры сертификации и т. д.
Подчеркивается, что в юриспруденции достаточно много типовых ситуаций, в которых нужно принимать типовые решения, и здесь искусственный интеллект станет хорошим помощником, позволит ученым выделить время для глубокого анализа норм права. таким образом, даже с учетом появления новых технологий творческая работа юристов останется востребованной всегда.
Ключевые слова: информационные технологии, LegalTech, право, юридическое образование, юридическая деятельность
DOI: 10.34076/2410-2709-2019-3-82-86
Современность предъявила юридическому сообществу дилемму: продолжить традиции предоставления рутинных и более сложных услуг или активно заниматься их автоматизацией. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны (в частности, созданы обновляемые базы законодательства («КонсультантПлюс») и т. д.
Также расширяется новая отрасль бизнеса LegalTech, специализирующаяся на информационно-технологическом обслуживании профессиональной юридической деятельности. Она ориентирована на кардинальное изменение самого способа оказания услуг, а в некоторых случаях - и на попытку заменить юристов искусственным интеллектом.
Чрезвычайно интересен здесь проект Фонда «Сколково» «Карта LegalTech России»1.
1 Инновационный бизнес заявил, что нуждается в юристах, а не пытается заменить их // URL: https:// www.advgazeta.ru/novosti/innovatsionnyy-biznes-
Чтобы ее создать, потребуется не только провести инвентаризацию существующих роботов, но и разработать в дальнейшем с участием экспертов определенные правила в сфере цифровой экономики, предложить принципы законодательного регулирования робототехники.
По существу, это начало работы над исследованиями, посвященными развитию законодательства в области искусственного интеллекта, где основной проблемой будут предложения о том, кто должен нести ответственность за действия робота. Хотя некоторые шаги на пути создания законодательства о робототехнике и киберфизических системах уже сделаны.
Сторонники самостоятельной подготовки договоров продвигают проект FгeshDoc, с помощью которого можно подготовить
zayavil-chto-nuzhdaetsya-v-yuгistakh-a-ne-pytaetsya-zamenit-ikh/ (дата обращения: 16.03.2019).
проект договора1. Конструктор таких документов предлагает более 1500 шаблонов. По сути это личный робот-юрист.
Существует приложение «Видеодоговор», которое фиксирует на видео договоренность между сторонами (составляет видеопротокол встречи). Подготовка видеодоговора может осуществляться из любой точки земного шара, где есть Интернет, исключает искажение первоначальных договоренностей. Тем не менее в сделках, требующих государственной регистрации, видеодоговор необходимо продублировать на бумаге.
Нельзя не упомянуть и о Legal Space -«маркетплейсе» для юристов, где они могли бы предлагать свои услуги в определенных отраслях права более широкой аудитории2. Это по сути электронная торговая площадка, а на законодательном уровне она могла бы называться «товарным агрегатором». Данный сайт одновременно выполняет три функции: дает возможность ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг); заключить с продавцом (исполнителем) такой договор; произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем безналичного расчета.
Pravoved.Ru3 - тоже «маркетплейс», несомненное подспорье для пользователей, не работающих в сфере юриспруденции, и одновременно место заработка юристов, которые после онлайн-запроса пользователя предлагают свои услуги.
Авторы многих научных статей по соответствующей тематике отмечают, что Россия начала активно внедрять онлайн-сервисы в сфере юридических услуг, «маркетплейсы» для повседневной работы юристов и юридических фирм.
По мнению Н. Тюрникова [Тюрников 2017], много факторов говорит в пользу интенсивного развития этого сегмента рынка, который составляет пока менее 1,5 млрд долл. в год. Для сравнения, в США он составляет около 450 млрд долл., причем существенно зарабатывают миграционные
1 URL: https://www.freshdoc.ru/ (дата обращения: 20.03.2019).
2 URL: https://legalspace.world/ (дата обращения: 19.03.2019).
3 URL: https://pravoved.ru/about/ (дата обращения: 04.03.2019).
юристы - около 6 млрд долл. ежегодно. Автор называет LegalTech инновационной, прорывной технологией и отмечает, что в России успешно продвигается сервис по юридической проверке текстов договоров EasyLaw, внедрены проекты AutoLawyerBot для web и мессенджера Telegram, бот Право.ги для мессенджера Telegram, Notarize, который предоставляет потребителям сервис цифрового нотариата. При этом А. Тюрников считает, что этих стартапов явно недостаточно, а потому инвесторам еще предстоит оценить преимущества LegalTech.
Генеральный директор «Инфотропик Медиа» Цшайге Хольгер [Хольгер 2018] считает, что слабость российского рынка юридических услуг с применением современных информационных технологий - недостаточная коммуникация между разработчиками и юристами. Даже крупные юридические фирмы в стране не особенно автоматизированы, в них отсутствуют менеджеры по инновациям. Но по нашему мнению, применение LegalTech не стоит связывать с размером юридической фирмы. Главное здесь то, что рутинную работу могут действительно делать роботы, но выполнять важнейшие функции юриста - анализ, прогнозирование ситуации, поиск оптимальных решений - никогда не сможет ни одна машина. Невозможно полностью автоматизировать ни правотворчество, ни правоприменение.
Здесь мы согласны с аргументацией А. Иванова [LegalTech и юристы будущего 2017: 22], который считает, что «право имеет некоторые сущностные свойства, которые не позволят полностью доверить его создание и применение искусственному интеллекту, т. е. машинам. Периодическое отступление норм права от законов формальной логики - одна из лежащих на поверхности причин, которые препятствуют его цифровизации. Чтобы перевести на компьютерный язык нормы, содержащие многозначные термины, придется делать слишком много оговорок и исключений. Поэтому сначала потребуется изменить право таким образом, чтобы его термины имели одинаковое содержание во всех законах. Титаническая задача! При этом разное значение терминов - самый очевидный случай нарушения законов логики, а многие иные логические противоречия скрыты гораздо глубже и выявляются лишь в процессе
многократного применения конкретной нормы, когда она просвечивается в разных бытовых ситуациях. Например, крайне трудно, если вообще возможно, цифровизировать норму о злоупотреблении правом, которая носит, скажем так, резервный характер, избирательно дискриминируя определенные периодически выявляемые виды поведения».
Вместе с тем в юриспруденции много стереотипных ситуаций, в которых нужно принимать типовые решения, как то: наложение штрафов и арестов, сдача налоговых деклараций, получение различного рода справок и выписок, регистрация прав, за-
Далеко не всегда юридическое сообщество
соглашается с тем, что цифровизация юридической профессии - это актуальный научный и практический тренд
ключение простых договоров. В этих сферах искусственный интеллект будет хорошим подспорьем. Работа юристов станет более технологичной, алгоритмы высвободят им время для глубокого анализа норм права, принятия решений об их применении. Судью, следователя или прокурора заменить алгоритмом не получится, однако кого-то из них при необходимости можно переподготовить в аналитика, способного вести поиск нужной информации с помощью новейших технологий.
Далеко не всегда юридическое сообщество соглашается с тем, что цифровизация юридической профессии - это актуальный научный и практический тренд. Но все-таки его поддержка неизбежно ведет к перестройке системы юридического образования и науки, подготовке новых научно-педагогических кадров, способных формировать у юристов «цифровые компетенции». Проблемой здесь является неготовность многих юристов к соответствующим изменениям.
Современные тенденции в подготовке профессиональных юристов таковы: повсеместное освоение английского языка; перемещение образования в интернет-сферу; изучение информационных технологий, облегчающих юридический труд; переход к
вузам распределенного и сетевого типа с сокращением количества вузов классических; развитие интернет-сервисов в провинциях на принципах дистанционного обучения; подготовка к выпуску специалистов, заинтересованных в автоматизации правоотношений и цифровизации нормотворчества; создание направления подготовки судебных аналитиков для обслуживания новейших су-дебно-аналитических систем и проведения судебной экспертизы по верификации информации, полученной из цифровых источников; разработка дисциплин, позволяющих получать профессиональные компетенции по внедрению технологий автоматизации на блокчейн-платформах для разработки смарт-законов с регламентацией регистрации правонарушений и юридической ответственности и т. д.
Новые технологии также дадут возможность переходить, например, от простого анализа судебных дел к разработке предложений по созданию массивов машиночитаемой информации с применением искусственного интеллекта, формированию предварительных решений по таким однотипным делам, как взыскание долгов за ЖКХ, просроченных кредитов, алиментов, штрафов ГИБДД и др.
Многие годы в юридических вузах работают юридические клиники, предоставляющие консультации для граждан. К примеру, в Уральском государственном юридическом университете можно с участием магистрантов и студентов реализовать проект «Автоматическое определение подсудности судебного дела». Для этого потребуется чат-бот, который позволит определить подсудность наиболее часто встречающихся дел: в сфере семейных, трудовых, административных правоотношений, защиты прав потребителей и др. В результате суды будут реже возвращать дела в связи с нарушением правил подсудности.
Также для облегчения работы юристов можно внедрить в учебный процесс создание коллекции оцифрованных судебных решений (допустим, решений судов общей юрисдикции) по интересным для университета направлениям. В этом случае потребуется открытие научной лаборатории, в которой бы разрабатывались алгоритмы для проверки
юридических текстов и судебных решений на соответствие законодательству с применением векторного анализа.
Своевременным будет и создание для магистратуры новых дисциплин: «Новые технологии для юристов», «Математическая юриспруденция», «Теория графов», «Телекоммуникационное право», «Право информационной безопасности и противодействие киберпреступности». Студентов надо больше учить размышлять и понимать, как работает право. А юридические знания они могут найти везде.
В УрГЮУ существуют различные курсы по переподготовке и повышению квалификации. Быть может, с учетом интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий стоит создать проект для выпускников «Пожизненный контракт для обучения». Для электронной образовательной среды вуза это будет «виртуальная вселенная», преподаватели и участники проекта продолжат обновление дисциплин, привлекут возможности LegalTech. Более того, сами преподаватели создадут институт независимых экспертов, которые будут предлагать свои услуги в узкоспециализированных областях.
Предлагается также создать в Университете открытую (бесплатную для слушателей) платформу онлайн-образования по одному из профилей бакалавриата на английском языке после сдачи вступительного экзамена и формирования квотированного количества обучающихся. Здесь можно в полной мере понять плюсы и минусы дистанционного образования.
Еще одна идея заключается в вынесении итоговых экзаменов за пределы университетов в центры сертификации. Унифицирован-
ная шкала баллов в них по результатам подтверждения квалификации может устранить субъективизм их приема. Тогда университеты становятся поставщиками образовательных услуг, но сами услуги не оценивают.
Возможно, в числе стратегических задач развития УрГЮУ следует рассмотреть создание в сотрудничестве с Ассоциацией юристов России Центра сертификации юристов, оснащенного современным оборудованием. Внедрение в его работу сертифицированной системы экзаменов станет гарантией качества высшего образования, а диплом - только документом о его получении, поскольку работодатель сможет проверить результаты выпускных экзаменов по единой базе данных.
Итак, использование искусственного интеллекта существенно упрощает поиск необходимых документов, освобождает юристов от рутинных операций, способствует обнаружению в нормах права противоречий, избыточности или нелогичности, обусловливает развитие новых коммуникационных платформ для общения клиентов и юристов, правовое регулирование внедрения смарт-контрактов и смарт-законодательства, автоматизацию права по формуле «нормы в коде + контекст с помощью искусственного интеллекта (точнее, дополнительного интеллекта) + контроль юриста». Последней технологии пророчит перспективное будущее А. Вашкевич [LegalTech и юристы будущего 2017: 28].
Тем не менее творческая работа юристов будет востребованной, пока существует человеческая цивилизация. Принятие законодательства остается их прерогативой, а обогащенный технологиями искусственного интеллекта юридический труд будет постоянно развиваться.
Список литературы
LegalTech и юристы будущего // Закон. 2017. № 11. С. 20-36.
Тюрников Н. Почему Россия может стать одним из «дисрапторов» на рынке LegalTech? // URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/344865-pochemu-rossiya-mozhet-stat-odnim-iz-disraptorov-na-rynke-legaltech (дата обращения: 20.03.2019).
Хольгер Ц. О рынке LegalTech в России // URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/o-rynke-legal-tech-v-rossii/ (дата обращения: 20.03.2019).
Александр Николаевич Митин - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: idom@usla.ru.
On Introducing New Information Technologies in Jurisprudence
The article discusses the possibilities of automation of legal activities. Special attention is paid to the new branch of the business LegalTech, which allows providing legal services using information technology. Some projects in this area are briefly described: FreshDoc document designer, VideoContract app, and electronic trading platforms such as Legal Space and Pravoved.Ru.
Although the legal community is not quite ready to work in such conditions, higher education institutions are already reforming their curricula, developing disciplines that allow gaining professional competence in introducing technologies that automate legal work, and so on. The author, in turn, offers using chat bots in legal clinics, gives examples of new disciplines for master's degree programs, considers the idea of passing final examinations outside universities in certification centers, etc.
It is emphasized that in jurisprudence there are a lot of typical situations in which typical decisions need to be made, and here artificial intelligence will be a good helper, and scientists will have more time to undertake a comprehensive analysis of law. Thus, even with the advent of new technologies, the creative work of lawyers will always be in demand.
Keywords: information technologies, LegalTech, law, legal education, legal activity
References
Holger Ts. O rynke LegalTech v Rossii [About LegalTech Market in Russia], available at: https://www.advgazeta.ru/mneniya/o-rynke-legal-tech-v-rossii/ (accessed: 20.03.2019).
LegalTech i yuristy budushchego [LegalTech and Lawyers of the Future], Zakon, 2017, no. 11, pp. 20-36.
Tyurnikov N. Pochemu Rossiya mozhet stat' odnim iz disraptorov na rynke LegalTech? [Why Can Russia Become One of the «Disrupters» on the LegalTech Market?], available at: https:// www.forbes.ru/tehnologii/344865-pochemu-rossiya-mozhet-stat-odnim-iz-disraptorov-na-rynke-legaltech (accessed: 20.03.2019).
Aleksandr Mitin - doctor of economic sciences, professor, head of the Department of theory and practice of management, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: idom@usla.ru.
Дата поступления в редакцию / Received: 08.04.2019
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 13.06.2019