Научная статья на тему 'О развитии исполнительского мастерства на хакасских национальных музыкальных инструментах среди детей и юношества (по результатам 2014-2016 гг. )'

О развитии исполнительского мастерства на хакасских национальных музыкальных инструментах среди детей и юношества (по результатам 2014-2016 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / PERFORMANCE / ХАКАССКАЯ МУЗЫКА / KHAKAS MUSIC / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / NATIONAL MUSIC INSTRUMENTS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОНКУРС / CONTEST / МАСТЕР-КЛАСС / MASTER CLASS / КОМПОЗИТОРСКАЯ ШКОЛА / COMPOSER SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мазай Лариса Юрьевна

В статье освещаются вопросы, связанные с совершенствованием исполнительского мастерства учащихся музыкальных школ и школ искусства Республики Хакасия, а также студентов музыкального колледжа и Института искусств Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова на хакасских народных музыкальных инструментах. В связи с рассматриваемой проблемой характеризуются разные творческие мероприятия (конкурсы, концерты, фестивали и др.), участие в которых способствует не только приобретению юными музыкантами опыта выступлений, но и повышению их исполнительского мастерства. Предлагается информация о достижениях воспитанников учреждений музыкального образования разных ступеней Республики Хакасия. Даются рекомендации по повышению уровня исполнения на народных музыкальных инструментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Development of Khakas National Musical Instruments Performance Skills of Children and Youth (for Results 2014-2016)

The article highlights issues associated with improving the Khakas folk musical instruments performance skills of students of musical schools and art schools of the Republic of Khakassia as well as students of the music vocational school and the arts institute of Katanov Khakas State University. The author characterizes different creative activities (contests, concerts, festivals, etc.) that make young musicians gain the performance experience as well as improve their performing skills. The article informs about the achievements of students of musical educational institutions of different levels in the Republic of Khakassia. The author gives recommendations about the ways of improving folk instruments performance skills.

Текст научной работы на тему «О развитии исполнительского мастерства на хакасских национальных музыкальных инструментах среди детей и юношества (по результатам 2014-2016 гг. )»

УДК 781.7(571.513)

О РАЗВИТИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА НА ХАКАССКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ 2014-2016 ГГ.).

Л. Ю. Мазай

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье освещаются вопросы, связанные с совершенствованием исполнительского мастерства учащихся музыкальных школ и школ искусства Республики Хакасия, а также студентов музыкального колледжа и Института искусств Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова на хакасских народных музыкальных инструментах. В связи с рассматриваемой проблемой характеризуются разные творческие мероприятия (конкурсы, концерты, фестивали и др.), участие в которых способствует не только приобретению юными музыкантами опыта выступлений, но и повышению их исполнительского мастерства. Предлагается информация о достижениях воспитанников учреждений музыкального образования разных ступеней Республики Хакасия. Даются рекомендации по повышению уровня исполнения на народных музыкальных инструментах.

Ключевые слова: исполнительство, хакасская музыка, национальные музыкальные инструменты, образование, конкурс, мастер-класс, композиторская школа.

В 1990-е годы протекал процесс возрождения и развития хакасской национальной культуры, в том числе и исполнительского мастерства. Изменения в культурной жизни Хакасии в указанное время прослеживаются и на образовательном уровне. Ю. Е. Киштеевым было открыто отделение хакасских народных инструментов в детской музыкальной школе № 1 г. Абакана. В эти же годы в Абаканском музыкальном колледже открывается отделение хакасских народных инструментов. Сегодня студенты продолжают дальнейшее обучение в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова на кафедрах музыки и музыкального образования, народно-художественного творчества Института искусств.

Достаточно активно в музыкальном образовании нашего региона реализовывается национально-региональный компонент. Разрабатываются и утверждаются программы, создаются авторские методические разработки, издаются репертуарные сборники хакасских композиторов. За последние пять лет вышли из печати нотные издания Т. Шалгиновой, С. Ким, В. Галочкина, Ю. Киштеева, А. Токмашева и др. Более того, возросла активность самих представителей коренной национальности. Не только родители, но и учащиеся испытывают высокую потребность в самообразовании, познании национальных традиций, в том числе и музыкальных, так как музыка во все времена, включая и современное, является важной стороной жизнедеятельности хакасского народа.

Особое место в Республике Хакасия отводится обучению игре на национальных инструментах. Развитие обучения, повышение качества образования рассматриваются как важные проблемы в различных документах, как то: «Концепция развития художественного образования в Республике Хакасия (2012-2020 годы)»; «Долгосрочная республиканская целевая программа «Культура Республики Хакасия (2012-2020 годы)». Одной из ключевых задач в рамках реализации Концепции развития художественного образования в Республике Хакасия (2012-2020 годы) является открытие национальных отделений исполнительских специальностей в музыкальных образовательных учреждениях и создание национальных концертных коллективов, главным образом, в сельских населённых пунктах.

Как видим, большое значение в обучении игре на музыкальном инструменте имеет первая ступень обучения. В настоящее время в музыкальных школах и школах искусств дети имеют возможность получить навыки игры на хакасских народных инструментах. Кроме того, создаются и развиваются детские фольклорные ансамбли. Так, в г. Абакане созданы такие детские фольклорные коллективы, как «Час Ханат», «Парчо», «Айас», «Нанчылар», «Чылтыс», Ооршк», «Айаным», «Чахаяхтар», «Ай чарии». Создаются детские коллективы и в других городах и сёлах Республики Хакасия. Например, «Чустюг» в Усть-Чульской ДМШ (детской музыкальной школе) Аскизского района, «Санычах» в Аршановской ДМШ Алтайского района и др.

Учащиеся имеют возможность проявить свой талант и исполнительское мастерство в следующих конкурсах: Республиканском конкурсе носителей народной музыки «Айтыс», Республиканском конкурс авторской и народной песни «Хысхы саннары», Республиканском конкурсе исполнителей на хакасских национальных инструментах, Межрегиональном фестивале интернациональной дружбы «Ынырхас чоллары» («Дороги дружбы»), межрегиональном конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки, Региональном конкурсе-фестивале исполнителей на национальных инструментах «Дынгылдай», Всероссийском конкурсе юных музыкантов и художников им. А. А. Кенеля, Международном музыкальном конкурсе «Найдал» и др. Кратко охарактеризуем творческие достижения юных музыкантов.

Первый Межрегиональный конкурс-фестиваль исполнителей на национальных инструментах с характерным названием «Дынгылдай» (припевом «О, дынгыл-дылгындай» завершается одна из известных тувинских песен) стартовал в 2002 году в городе Кызыле Республики Тыва. Е. К. Карелина отмечает: «Среди лауреатов первого конкурса-фестиваля «Дынгылдай», наряду с тувинскими участниками, выделились юные и уже опытные музыканты из Бурятии, Манголии, Хакасии» [1, с. 14]. Республику Хакасия в первом конкурсе представлял Максим Кобяков (хомыс), студент Музыкального колледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова, занявший 2-е место во второй воз-

растной категории (класс преподавателя Тодиновой Раисы Васильевны). На третьем «Дылгындае» (2009 г.) 1-е место в первой возрастной категории занял Андрей Кичеев (хомыс); лауреатом второй степени стала Анарку-лова Дильнара (хомыс), заняв 2-е место во второй возрастной категории. Оба лауреата, учащиеся Детской музыкальной школы № 1 им. А. А. Кенеля, являются воспитанниками Сартыковой Марии Сергеевны, заслуженного работника культуры Республики Хакасия. Чуть позже пьедестал победителей займут Марина Султрекова, Андрей Кичеев, Айсили Майнагашева (лауреаты 1-й, 2-й, 3-й степеней соответственно), а Айсили назовут «девушкой, словно рождённой с хомысом» [1, с. 15].

Международный музыкальный конкурс «Найдал» проводится в г. Улан-Удэ Республики Бурятия. В 2011 году нашу республику на этом конкурсе представляли студентки Музыкального колледжа Института искусств Ай-Тана Терешева и Тарина Аскаракова. Студентка 4-го курса Ай-Тана Терешева (класс преподавателя Л. В. Кирбижековой) стала лауреатом II степени. Кроме того, Лауреатом III степени этого конкурса стала Алина Гетманова, ученица Хакасской республиканской национальной детской школы искусств, а дипломантом IV степени стала Айсили Майнагашева, ученица 5-го класса Детской музыкальной школы № 1 им. А. А. Кенеля г. Абакан (класс преподавателя М. С. Сартыковой). В 2014 году дипломом лауреата II степени награждён Юрий Шалгынов, воспитанник Хакасской республиканской национальной детской школы искусств (это имя мы ещё не раз услышим), дипломантами стали также Андрей Кичеев, учащийся ДМШ № 1 им. А. А. Кенеля и Айсили Майнагашева, студентка Музыкального колледжа Института искусств ХГУ им. Н. Ф. Катанова (все - воспитанники М. С. Сартыковой). Достойно Хакасию представили Дильнара Анаркулова, студентка Музыкального колледжа Института искусств ХГУ им. Н. Ф. Катанова (класс преподавателя Л. В. Кирбижековой), Алина Гетманова, Ориса Боргоякова (класс преподаватель М. С. Сартыковой), Кристина Таначакова (класс преподавателя О. А. Карачаковой).

2015 год стал плодотворным для нашей республики. Во-первых, список лауреатов и дипломантов пополнился новыми именами на межрегиональном конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки (г. Абакан). Так, дуэт хомысистов (А. Гетманова, Ю. Шалгынов) занял 3-е место во второй возрастной группе, О. Боргоякова и С. Троякова - 2-е место в первой возрастной категории; ансамбль «Типр Хуры» (рук. А. Б. Тюденева) получил диплом лауреата I степени в первой возрастной категории; сборный ансамбль «Артыс» стал лауреатом I степени во второй возрастной категории (рук. А. Б. Тюденева, О. А. Карачакова).

Во-вторых, на Четырнадцатых молодёжных Дельфийских играх (номинация «Народные инструменты») в возрастной группе 10-15 лет дипломантом стал Ю. Шалгынов (в 2014 году данного почётного звания была удостоена А. Гетманова). Юрий также был награждён дипломом за лучшее исполнение народной мелодии.

В-третьих, на III Всероссийском фестивале-конкурсе оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России «Многоликая Россия», проходившем в столице Бурятии Улан-Удэ в ноябре 2015 года, 2-е место заняли ансамбль «Чылтыс» и оркестр хакасских национальных музыкальных инструментов (далее -ХНМИ) Музыкального колледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова (рук. М. С. Сартыкова).

В-четвёртых, Республика Хакасия была достойно представлена на IVМеждународном конкурсе «Сибириа-да». Лауреатами 1-й степени здесь стали О. Боргоякова, С. Троякова, Ю. Шалгынов, ансамбль «Чылтыс», оркестр ХНМИ Музыкального колледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова (класс преподавателя М. С. Сартыковой), О. А. Карачакова, Р. Н. Назырова. Учащиеся Аскизской ДШИ (детская школа искусств), Хакасской республиканской национальной ДШИ также стали обладателями призовых мест. Ансамблю «Чылтыс» вручён приз зрительских симпатий от Фонда имени Юрия Арбычакова. Лучшим педагогом названа М. С. Сартыкова, концертмейстером - Л. Ю. Мазай.

В-пятых, на I Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Сибирское вдохновение» в рамках международного проекта «Салют талантов» (г. Новосибирск, июнь 2015 г.) фольклорный ансамбль «Типр Хуры» стал лауреатом I степени в номинации «Вокально-инструментальный ансамбль» и лауреатом II степени в номинации «Инструментальное творчество», а солистка Кристина Кольчикова - обладателем диплома лауреата II степени в номинации «Народный вокал. Соло». На фестивале музыки народов России и стран Ближнего зарубежья (г. Санкт-Петербург, октябрь 2015 г.) фольклорный ансамбль «Типр Хуры» стал лауреатом I степени в номинации «Вокал» и лауреатом II степени в номинации «Инструментальное исполнение».

Оркестр ХНМИ Музыкального колледжа Института искусств ХГУ им. Н. Ф. Катанова также успешно поддерживает свой исполнительский уровень. Доказательство тому - 2-е место на III Всероссийском фестивале-конкурсе оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России «Многоликая Россия» в Бурятии и 1-е место на IV Международном конкурсе «Сибириада» (руководитель оркестра - Сартыкова Мария Сергеевна, заслуженный деятель культуры Республики Хакасия).

Участие в разных конкурсах даёт возможность определить уровень мастерства не только исполнителей, но и преподавателей, ведущих обучение игре на ХНМИ. Так, М. С. Сартыкову, руководителя оркестра ХНМИ, можно назвать лучшим педагогом и просветителем в сфере национального искусства и музыкального исполнительства. Мария Сергеевна на высочайшем профессиональном уровне ведёт подготовку на всех уровнях сформировавшейся в нашей республике системы музыкального образования детей и юношества.

Е. А. Улугбашев, В. П. Боргояков, В. И. Тюкпиекова, О. А. Трояков, Р. С. Чебодаев, Т. Н. Давлетова, А. Л. Бурнаков - преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств Хакасии, активно пропаганди-

рующие национальное искусство и на высоком уровне обучающие детей игре на ХНМИ. Среди молодых педагогов индивидуальность и творческую инициативу проявляют преподаватели Хакасской республиканской национальной ДШИ А. Б. Тюденева, О. А. Карачакова, директор Аскизской ДШИ Н. Г. Иптышева и др.

Следует отметить, что росту исполнительского мастерства способствует Республиканский конкурс исполнительских и методических работ преподавателей детских школ искусств, а также участие преподавателей в подобных конкурсах в других регионах России, в том числе центральных. Так, в 2015 году на республиканском конкурсе 1-е место присуждено преподавателям ГБОУ РХ ДОД «Хакасская республиканская национальная детская школа искусств» Назыровой Руслане Николаевне (домра) и Тюденеву Аржану Вячеславовичу (ыых). На IV Международном конкурсе «Сибириада» по результатам конкурсных прослушиваний лауреатом первой степени стали О. А. Карачакова (в номинации «Музыкальное исполнительство коренных народов Сибири»), Р. Н. Назырова (в номинации «Народные инструменты. Национальные инструменты народов России») - преподаватели уже названного учебного учреждения. Следует продолжать организовывать конкурсы и концерты с включением в их программы национальной музыки и проводить методические семинары на всей территории Хакасии и за её пределами с целью обмена опытом и совершенствования исполнительских навыков.

Особенно знаменательной для юных исполнителей стала весна 2016 года. На XI Всероссийском конкурсе музыкантов и художников им. А. А. Кенеля в номинации «Национальные инструменты» приняли участие юные музыканты из республик Хакасия, Тыва, Бурятия и Красноярского края, которые играли на цимбалах, хомысе, чатхане, иочине, чанзе, чадагане. Высокое жюри (доцент Казахской национальной консерватории им. Курман-газы А. И. Раимбергенов, Е. А. Улугбашев, Л. В. Кирбижекова) присудило призовые места следующим талантливым участникам конкурса: Санике Трояковой, Орисе Боргояковой, Юрию Шалгынову, Александру Троякову, Алисе Побызаковой и др.

В апреле 2015 года Ю. Шалгынов стал победителем Пятнадцатых молодёжных Дельфийских игр России. Хакасия показала здесь высокий уровень исполнительского мастерства в первой и второй возрастных категориях. Становится очевидным, что в образовательной вертикали укрупнён начальный этап обучения детей игре на хакасских народных инструментах.

При этом злободневным является вопрос о II уровне образовательной системы художественного образования в Республике Хакасия - образовательных учреждениях среднего профессионального образования, дающих выпускнику возможность работать согласно полученной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении. В Хакасии учреждением подобного уровня является Музыкальный колледж Института искусств ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». Встаёт острый вопрос: «Где продолжить музыканту обучение по направлению «Музыкально-инструментальное искусство»?

Согласно Концепции развития художественного образования Республики Хакасия (2012-2020 гг.), III уровень - это высшее учебное заведение культуры и искусства, в котором повышается уровень профессиональных умений и навыков, полученных на предшествующем уровне образования [2]. Таким учреждением высшего профессионального образования в республике является Институт искусств ХГУ им. Н. Ф. Катанова. В условиях перехода на двухуровневую систему высшего образования насущным стал вопрос о лицензировании нового направления подготовки «Музыкально-инструментальное искусство» (профиль «Национальные инструменты народов России»). В 2012-2013 гг. Л. В. Кирбижековой и Л. Ю. Мазай (в то время заведующими кафедрой народного художественного творчества Института искусств ХГУ им. Н. Ф. Катанова) было осуществлено руководство по подготовке всех необходимых документов в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта. Однако работа в данном направлении на сегодняшний день ещё не завершена.

Более того, актуальной остаётся проблема расширения репертуара для хомыса, ыыха и духовых инструментов от малых форм до крупных. Необходимо активно привлекать композиторов Хакасии для создания оригинального репертуара для хакасских народных музыкальных инструментов. В частности, 8 апреля 2016 года на XI Всероссийском конкурсе музыкантов и художников им. А. А. Кенеля в номинации «Национальные инструменты» впервые на хомысе прозвучали пьесы «Тарантелла» С. Т. Кима, «Самбыл - страна счастья», I и II части концерта для хомыса В^иг Т. Ф. Шалгиновой. Победно прозвучала первая часть названного концерта в Тюмени на Дельфийских играх России. Безусловно, написание концерта может послужить хорошей отправной точкой для расширения репертуара крупных музыкальных форм, интонационной основой которого станет национальный мелос, характерные для хакасского народа художественные образы.

Кроме конкурсов, тесного взаимодействия с композиторами Хакасии, большое значение для повышения качества игры на национальных инструментах имеют мастер-классы и творческие школы. Уже традиционно в республике проходит Летняя творческая школа «Лето в солнечной Хакасии». В разные годы для его проведения приглашались: преподаватель Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства Э. Б. Дымбрылов, доцент Кыргызской национальной консерватории Ж. О. Айсаев, доцент Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан А. И. Раимбергенов. Абдулхамит Искакович и в этом году провёл мастер-классы для учащихся и педагогов.

Нынешнее посещение нашей республики для А. И. Раимбергенова было уже пятым, он поделился своими впечатлениями и мыслями: «,Мне невероятно приятно быть здесь, моё знакомство с Хакасией началось ещё в советское время, когда ансамбль «Улгер» приехал с выступлениями в Алма-Ату. Тогда впервые мы узнали о вашей музыке, об инструментах. Очень интересно, ведь у нас есть очень схожие инструменты - ваш чатхан и наш жетыген. По описаниям, по легендам мы его воссоздали, но не могли настроить. И только когда позна-

комились с музыкантами из Хакасии, поняли, как правильно развивать этот инструмент. В конце концов, мы не только изучили, но и открыли в консерватории целый класс, посвящённый жетыгену.

Вот ещё один пример: у вас есть ещё инструмент хомыс, он похож на нашу домбру, но когда-то в Хакасии он только-только развивался, а сегодня у вас в музыкальных школах и институтах открываются классы. Всё это благодаря моему воспитаннику Евгению Улугбашеву, который закончил Казахскую национальную консерваторию и перенял те технические навыки, которые у нас передаются тысячелетиями.

Так, благодаря хакасам, мы восстановили традицию жетыгена, а благодаря казахской домбре, у вас изучен хомыс. Взаимное обогащение культур - самое главное, и я всё больше убеждаюсь, что это большая единая культура и единые традиции. У нас очень схожий язык, схожий менталитет. Каждый раз, когда я приезжаю сюда, вижу, что национальная музыка в Хакасии имеет большое развитие. Молодёжь всё с большим интересом проникается ею» [3].

Безусловно, творческую энергию необходимо пополнять новыми исполнителями и педагогами. Тогда мы гордо можем сказать не только о возрождении, но и о развитии исполнительской культуры в нашей национальной республике Хакасия.

В заключение отметим, что обучению игре на национальных инструментах в учреждениях музыкального образования Республики Хакасия отводится особое место. Учащиеся детских музыкальных школ, детских школ искусств, студенты Музыкального колледжа и Института искусств Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова имеют возможность проявить свой талант и исполнительское мастерство во многих конкурсах различного уровня (республиканского, межрегионального, всероссийского, международного).

С целью обмена опытом и совершенствования исполнительских навыков следует продолжить традиции по организации и проведению конкурсов и концертов с включением в них национальной музыки, а также проводить методические семинары для учителей и преподавателей на всей территории Хакасии и за её пределами. Безусловно, большое значение для повышения качества игры на национальных инструментах имеют мастер-классы и творческие школы, которые на территории Республики Хакасия проводятся систематически.

Особо необходимо расширение репертуара для хомыса, ыыха, духовых инструментов от малых форм до крупных. Необходимо привлечение композиторов Хакасии с целью создания оригинального репертуара для исполнения на хакасских народных музыкальных инструментах.

Библиографический список

1. Карелина, Е. К. «Дынгылдай»: Праздник музыки / Е. К. Карелина // Музыкальная жизнь. - 2011. - № 11. - С. 14-15.

2. Концепция развития художественного образования в Республике Хакасия (2012-2020 годы) // Концепция развития отраслей культуры Республики Хакасия до 2020 года / С. Н. Сапрыгина; под общ. ред. канд. культурологии С. А. Окольниковой.

3. Culture19.ru. // Официальный сайт Министерства культуры Республики Хакасия (дата обращения: 19.09.2016).

© Мазай Л. Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.