Научная статья на тему 'Образы поэзии В. К. Татаровой в вокальных сочинениях композиторов Хакасии'

Образы поэзии В. К. Татаровой в вокальных сочинениях композиторов Хакасии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
183
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / IMAGE / ПОЭЗИЯ / POETRY / МУЗЫКА / MUSIC / ВОКАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ / VOCAL WORKS / РИТМ / RHYTHM / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / ИНТОНАЦИЯ / TONE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мазай Лариса Юрьевна

Вокальное сочинение представляет собой диалог двух видов искусств музыки и поэзии, которые объединены ритмом, композицией, интонацией. Каждая музыкальная культура имеет свою неповторимую историю, судьбу, мелодию, интонацию. Современная хакасская музыка представлена творчеством многих композиторов, в сочинениях которых сочетаются исторический опыт, накопленный самобытной хакасской культурой, с опытом мировой музыкальной классики. Чуткое слышание поэтических строк и выбор средств музыкальной выразительности позволили композиторам Хакасии донести до слушателя образы поэзии В. Татаровой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tatarova’s Poetic Images in Vocal Works by Composers of Khakassia

The vocal composition presents a dialogue between two art forms: music and poetry that are united by rhythm, composition, tone. Each culture has its own unique history, destiny, melody, intonation. Modern Khakas music is represented by the work of many composers, works that combine historical experience accumulated by Khakassian original culture, with the experience of the world classical music. Sensitive hearing of poetic lines and the choice of means of musical expression have allowed composers of Khakassia to convey to the listener the images of B. Tatarova’s poetry.

Текст научной работы на тему «Образы поэзии В. К. Татаровой в вокальных сочинениях композиторов Хакасии»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 82-192:78.071.1(571.513)

ОБРАЗЫ ПОЭЗИИ В. К. ТАТАРОВОЙ В ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ ХАКАСИИ

Л. Ю. Мазай

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Вокальное сочинение представляет собой диалог двух видов искусств — музыки и поэзии, которые объединены, ритмом, композицией, интонацией. Каждая музыкальная культура имеет свою неповторимую историю, судьбу, мелодию, интонацию. Современная хакасская музыка представлена творчеством многих композиторов, в сочинениях которых сочетаются исторический опыт, накопленный самобытной хакасской культурой, с опытом мировой музыкальной классики. Чуткое слышание поэтических строк и выбор средств музыкальной выразительности позволили композиторам Хакасии донести до слушателя образы поэзии В. Татаровой.

Ключевые слова: образ, поэзия, музыка, вокальное сочинение, ритм, композиция, интонация.

Говоря о вокальном искусстве, важно напомнить, что вокальное сочинение представляет собой диалог двух видов искусств: музыки и поэзии. Небезызвестно, что они возникли из единого искусства. Так, античная музыка как важное средство воспитания гармоничного человека находилась в неразрывной связи с поэзией, театром, танцами, не могла существовать вне пластики или театрального действия.

Поэзия, музыка и танец включали в своё художественное пространство такие поэтические элементы, как стих, метр, ритм, стопа. Ритм, интонация, композиция - единые понятия данной триады. Например, метрика стихосложения основывается на квантитативном соотношении долгих и кратких слогов. Ритм стиха определяет логику музыкального ритма.

Можно найти аналогии музыки с поэзией не только в метрике и ритмике, но и в принципах строения (пропорции частей, принципы повторности и контраста). Б. М. Эйхенбаум делает вывод о том, что мелодика является формантой стиха, играет основную роль в его формообразовании [цит. по: 1].

Понятием «мелодика» отечественный литературовед Б. М. Эйхенбаум называет развёрнутую систему интонирования с характерными явлениями интонационной симметрии, повторности, нарастания, кадансирования и т. д. [цит. по: 1]. Выдвинутый этим исследователем приём мелодизации, по мнению музыковеда В. А. Васиной-Гроссман, реализуется в синтаксисе стиха через «мелодико -синтаксические фигуры», то есть «определёнными синтаксическими оборотами, всегда связанными с характерной для них интонацией» [1, с. 17]. В основе мело-дико-синтаксических фигур лежат вопросительная и восклицательная интонации, а также повторы и приёмы синтаксического параллелизма. Они дают эффект эмоционального и интонационного нарастания.

В ХХ веке наблюдается тесное сплетение разных видов искусств. В произведениях отечественных композиторов Р. Щедрина, В. Гаврилина, С. Слонимского, Г. Свиридова и др. речь и пение составляют единое целое. В их музыку включены напевная лирика, говор, декламация, сопровождаемая мелодическим интонированием. Отклонение от метрической схемы (стопы), неравномерное чередование ударений, изменение ритма преобразуют стихотворную речь в «живую речь», не разрушая при этом метрическую схему стиха.

Многие музыковеды ХХ столетия говорят о речи, речевой интонации как об основе выразительности музыкального языка. Музыку-слово, музыку-речь В. А. Васина-Гроссман справедливо относит к звуковому процессу. Композитор, музыковед, музыкальный критик Б. В. Асафьев в речевом и музыкальном интонировании видит единство музыки и слова. Он изучает сущность музыкальной интонации в единстве с музыкально-речевым комплексом. Б. В. Асафьев ввёл в музыковедение понятие «речевая интонация». По его мнению, речевая и собственно музыкальная интонации - ветви одного звукового потока. «Мелоносное» влияет на характер речи, а речевое становится тем или иным типом мелоса. Данный исследователь отмечает, что «...речевая интонация даёт композитору материал, тесно связанный с появлением психической жизни. Иначе говоря, в данном случае происходит процесс выделения мелоса или, вернее, «выжимка» из живой речи мелодического сока» [2, с. 7].

Проблема интонирования, понимания стиля и ведущих интонаций является значимой в области музыкознания и исполнительства. Гармония, ритмические фигурации, лады, форма выступают своего рода символами интонации музыкальной речи, символами национальной музыкальной культуры. Эти элементы музыкальной речи (как «единства обобщения и общения», по Л. С. Выготскому) в соответствии с семиотической теорией американского математика, логика, естествоиспытателя и философа Чарлза Сандерса Пирса (основатель современной семиотики) (Piers) (1839-1914) составляют в музыке интонационную семантику (см. об этом, например, в работе Н. Б. Мечковской: [3]).

Каждая музыкальная культура имеет свою неповторимую историю, судьбу, мелодию, интонацию. Современная хакасская музыка представлена творчеством многих композиторов, в сочинениях которых сочетаются исторический опыт, накопленный самобытной хакасской культурой, с опытом мировой музыкальной классики. Признание получают музыкальные произведения многих современных хакасских композиторов: А. Кенеля, Г. Челборакова, Н. Катаевой, А. Стоянова, А. Токмашова, Ю. Киштеева, И. Боргоякова, В. Галочкина, Т. Шалгиновой и др.

В музыкальной культуре хакасов одним из ведущих жанров, наряду с инструментальной миниатюрой, является песня, широко отражённая в вокальном творчестве А. Кенеля, Г. Челборакова, П. Боргоякова, О. Токоякова, А. Токмашова, Н. Катаевой, И. Боргоякова, О. Алахтаевой, А. Аршановой, Т. Маганаковой, Г. Танбаева. Важно помнить о том, что поэтическая традиция пронизывает в целом мировидение хакасов, памятники народного творчества. В книге «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири» отмечается, что присутствие певцов и музыкантов обеспечивало успех любого мероприятия (охоты, свадьбы и пр.) [4]. Человек, обладающий даром поэтически, ритмически организовывать речь, пользовался в коллективе особым высоким положением, авторитетом и уважением. Вот как об этом говорит В. К. Татарова: «.. .любая философская мысль пелась!»

Песня прошла долгий путь своего становления и развития. Одной из вершин эволюционного процесса в музыкальной жизни Хакасии мы с гордостью называем романс. Этому способствовало влияние отечественной фортепианной школы на формирование пианистического исполнительства в Хакасии (бурное развитие которого наблюдается в конце ХХ в.). Благодаря созданию композиторами Хакасии пьес для фортепиано и активной исполнительской деятельности преподавателей, пианистическая культура приобрела масштабность в исполнительской деятельности ведущих музыкантов Хакасии и обогатила репертуар современных ансамблей и сольных исполнителей. В свою очередь, возросший уровень пианистического исполнительства в Хакасии во многом повлиял и на появление жанра романса в хакасском музыкальном искусстве. Особый интерес к данному жанру проявлен композиторами Хакасии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Итак, наиболее яркими в песенном искусстве являются вокальные циклы Г. Челборакова, Н. Катаевой, А. Токмашева, Т. Шалгиновой, О. Алахтаевой, Ю. Киштеева, Л. Мазай и др. Эти и другие хакасские композиторы обращаются к поэтическим текстам М. Кильчичакова, В. Майнашева, М. Чебодаева, Я. Тиспирекова, И. Костякова, К. Нербышева, В. Барашкова, А. Кыштымова, Г. Сысолятина, Ю. Полюхина и др. Не обошло внимание музыкантов и творчество поэтесс В. Татаровой, Н. Ахпашевой, С. Табаевой, Л. Маценко и др.

Обратимся к анализу вокальных сочинений композиторов Хакасии на стихи В. Г. Татаровой, творческое наследие которой полюбили жители не только Республики Хакасия, но и сопредельных территорий, регионов России и зарубежья. Образы, которые мы узнаём в стихах В. Татаровой, очень близки читателю. Поэтесса уточняет, что любой поэтический образ должен быть узнаваем. Так, в поэзии Валентины Кирилловны отражены самые разные концепты (пространство, время, шаманизм, солярный знак, природные стихии, мировая гора, мировое дерево и пр.) и константы (музыкальные инструменты, горловое пение, песенное творчество, природная зона, менгиры, курганы и пр.). Чувства, переданные поэтическими строками, напоминают нам о наших заблуждениях и достойных решениях, о поиске пути и обретении равновесия, об отчаянии и удовлетворении.

Принцип «от общего к частному», используемый В. Татаровой, помогает читателю ощутить себя сопричастным ко всему, что нас окружает.

Стихи Валентины Кирилловны притягательны благодаря предоставленной их автором возможностью домыслить, дорисовать. В стихах поэтессы много недосказанности (см. циклы «Тени предков моих» и «Мои простые тайны», а также многие её стихи, например: «Отчего земля», «Однажды вдруг», «Я листаю сегодня вечер», «Настанет время», «Отчего плачет грусть», «Гляжусь я в зеркало», «Отчего-то приснился», «Недоплакан-ная слеза», «Расскажи мне о том» и др.). Небольшой лишь штрих, намек. и становится очевидным, что концепт «деталь» рождает большее, словно из колоска взращивается нива (см. например, следующий образный ряд: коралловый браслет - веточка брусники - брусничный край). Хочется подчеркнуть, что хакасский народ и сегодня не утратил способности самостоятельно всё понимать, без особых объяснений извне.

Обратимся к вокальным сочинениям ряда хакасских композиторов (П. М. Боргоякова, Н. В. Катаевой, К. Е. Сунчугашевой, В. И. Раздобурдина, А. С. Саможикова, И. Ф. Боргоякова, О. Г. Алахтаевой, Н. К. Барановой, Ю. Е. Киштеева, Т. Ф. Шалгиновой, Т. Д. Маганаковой). Следует отметить, что в музыкальных произведениях этих композиторов проявилась их яркая индивидуальность, ими созданы целые миры, которые предстоит воспринять и познать слушателю.

Первым музыку на стихи В. Татаровой написал композитор В. И. Раздобурдин. Им написаны песни «Белая птица», «Песнь кукушки», «Белые всадники», а также музыка к спектаклю «Крик турпана». Наиболее исполняемой и полюбившейся зрителям стала песня «Белые всадники», которая написана к спектаклю В. Шулбаевой «Недопетая песня». Главные герои пьесы любят друг друга, они оба погибают на войне. Но погибают герои за свой народ. Владимир Раздобурдин смог в музыке передать переход из бытового уровня простой любви к люб-

ви народа, уход в вечность. В исполнении наиболее полно эти чувства до слушателей донёс певец Александр Киштеев.

В основе песни Н. В. Катаевой «Куску чиллер» («Осенние ветры») лежит народная мелодия с присущими ей окончаниями, цикличным музыкальным временем. Трёхдольность, часто используемая Ниной Викторовной, привносит в музыку движение, а ре мажор - проникновенность и лёгкость. Несмотря на сюжетное развёртывание, композитор своё музыкальное произведение, как правило, выводит на мажор, на позитивное мировосприятие. Пожалуй, такое восприятие радости жизни в любом его проявлении присуще хакасскому народу. Л. В. Ан-жиганова, доктор философских наук, профессор, отмечает, что позитивное мировосприятие неизбежно способ-ствуюет позитивной деятельности, ориентированной на творчество [5].

Элементы хакасского мелоса также прослушиваются в сочинениях П. М. Боргоякова. Композитор очень деликатен в музыкальном тексте. В музыкальной ткани всё гармонично, «в меру». Безусловно, Павел Михайлович в искусстве выступает ярким представителем «сибер чон» - «народа, у которого всё в меру». П. Боргояков в музыке чутко реагирует на интонационность поэтических строк. В песне «Атпанар хустарны» («Не стреляйте в птиц») композитор выходит за пределы квадратности, использует приём тонального сопоставления (C-dur - a-moИ), что придаёт звучанию текучесть и особую проникновенность, задушевность. Сопоставление мажора и минора прослушивается и в «Алтын мууспг сшг сыын» («Золоторогий морал»), и в «Хысхылых хызыл иир» («Красный закат фламинго»). Эти песни написаны в тахпаховом стиле. В произведениях также нет резкого отрицания, наблюдается некое сокрытое, потаённое любование. Как говорит сама поэтесса, «П. Боргояков хакасскую мелодию поднимает до классики мирозданья».

К изданию готовится сборник вокальных сочинений на стихи В. К. Татаровой, куда, в частности, войдёт тахпах «Адам чирi адачаам» («Земля отцов, земля родная»), записанный К. Е. Сунчугашевой, заслуженным работником культуры РСФСР, заслуженной артисткой Республики Тыва, народной артисткой Республики Хакасия. Клара Ефимовна - один из самых популярных мастеров сценического искусства, прославившая своим вокалом хакасскую национальную культуру не только в Хакасии и России, но и далеко за рубежом. К. Е. Сун-чугашева, исполнявшая хакасские народные песни как сольно, так и в дуэте с В. Г. Чаптыковым, изнутри чувствует и понимает интонационность хакасского языка, природу музыкального языка, которые в хакасской песне представлены едино.

Благодаря активной работе К. Е. Сунчугашевой в качестве составителя сборника «Хакасский песенный фольклор», в нём впервые изданы хакасские народные песни, записанные А. А. Кенелем, а также первые нотные записи хакасских народных песен, сделанные И. Гмелиным. К. Е. Сунчугашева очень тщательно редактировала тексты и ноты, поскольку в рукописях многие фрагменты требовали не только восстановления, но и уточнения. Покоряет особое бережное отношение Клары Ефимовны к каждой ноте, интонации, слову, фразе представленных в сборнике песен, чему в немалой степени способствовали глубокое уважение самого музыканта, педагога, просветителя, исследователя к исторической памяти родного народа, любовь к его культуре.

К. Е. Сунчугашева также бережно использует элементы народной мелодии в представленном тахпахе. Ею соединены элементы фольклора с собственной композиционной формой и исполнительским стилем. Индивидуальное композиционное видение, подача сказового материала, знакомая восприятию интонационность рождает у слушателей желание сделать глубокий вдох и продолжить вместе с певицей исполнение музыкального произведения. На трепетное отношение исполнителя к народной мелодике указывает также особое продление звука в окончаниях фраз. Безусловно, в исполняемой музыке прослушивается внутренняя, скрытая любовь к родине. Более того, несмотря на простоту изложения музыкального материала, в данной вокальной миниатюре возникает ощущение внутренней силы. Как говорила сама поэтесса в беседе с автором данной статьи, «у музыканта-мелодиста должен быть размер. Он должен петься».

Именно мелодика стиха так близка многим композиторам. Так, Н. К. Баранова отмечает удобную мелодику стиха «Брусничный край», указывает на классические приёмы формообразования данного музыкального сочинения. Движение восьмыми длительностями придаёт названному сочинению нежное звучание, внутренне ритмическое «покачивание». Восходящее движение к опорным точкам фразы в соответствии с динамической шкалой подчёркивает смысл фраз «поёт на хомысе рассвет», «у солнца вечно юной девы».

Как было сказано в начале данной статьи, вокальное сочинение представляет собой диалог двух видов искусства: музыки и поэзии. Такой диалог уже заложен в стихах Валентины Кирилловны Татаровой. В целом в творчестве В. Татаровой тонко представлена звуковая культура. Действительно, культура Хакасии - это по природе своей культура звучащая:

Какие чудные напевы Ведёт на хомысерассвет? У Солнца - вечно юной девы, Горит коралловый браслет.

В игре той девы солнцеликой Звучит ли песня древних рун. У сердца веточку брусники Колышут звуки вечных струн. О, дева в золотой короне, На дивном хомысе играй И озари ты жизни кроной Родимый мой брусничный край.

(«Брусничный край»)

Далее остановимся на творческом содружестве поэта В. Татаровой и композитора Т. Д. Маганаковой (Ка-бельковой). Они знакомы со школьной скамьи. Их сотворчество началось с поэтического сборника «Брусника на ладони». Как вспоминает композитор, «...в 1999-2000-ые гг. вокальные сочинения (от «Белой птицы» до «Брусники на ладони») были созданы на одном дыхании. Ведь стихи В. К. Татаровой - это поющая поэзия».

Творческий диапазон Тамары Даниловны Маганаковой широк. Ею созданы песни и классические романсы и на хакасском, и на русском языках. Следует подчеркнуть, что классика романса, наложенная на хакасский язык, в творчестве композитора обновлена и одновременно узнаваема. В её музыке прослушивается некая сосредоточенность на передаче центрального образа. В. Татарова указывает на то, что кульминация музыкальных образов приходится на вокальные сочинения, написанные на тексты хакасских поэтов. Поэтесса особо обращает внимание на песню «Чир1мей», в которой одни из последних слов «Чир1м-чир1м» композитор несёт словно «бруснику на ладони». Поступенное движение мелодии придаёт музыке особую песенность, певучесть. Зачастую мелодии Т. Маганаковой звучат в миноре, что придаёт им особую трепетность, задушевность, некую ранимость. Сам исполнитель при исполнении собственных вокальных сочинений привносит в каждую ноту личные переживания и особенное осмысление, что заставляет порою слушателя «дрогнувшей рукой» смахнуть с щеки «недопла-канную слезу».

В музыке Т. Маганакова бережно преподносит каждый песенный факт. Созданные композитором мелодии словно покачивают, успокаивают слушателя. Удивительны «тихие кульминации», когда важные интонации звучат полушёпотом, едва слышно. В. К. Татарова говорит, что в этом приёме просматривается некая сокровенность, исповедальность, сосредоточие на «родниковости», хрупкости образа.

Композитор также обращает внимание на деепричастные обороты хакасского языка, которые отличает особая поэтичность. В музыке эти обороты, как правило, подчёркнуты восходящим движением в диапазоне секунды-терции. Фраза завершается на долгих нотах, при этом зачастую на половинных длительностях. «Длящаяся» нота словно продлевает мгновение, даёт возможность слушателю осмыслить строки. Например, в романсе «Раненая птица» ключевыми стали слова «птица», «в полынье», «в тепле», «крылья», «улечу», «застыла», «в ноябре». Половинные ноты в конце фраз в романсе «Последняя брусника» на словах «в кустах», «отыскав», «бруснику» выступают неким смысловым лейтмотивом не только творчества поэта, но и особого философско-лирического мироощущения композитора - двух женщин, ищущих истину, счастье и умеющих летать. А главное, с великой любовью поющих о родной Хакасии:

В эту лунную ночь я неслышно во сне Облетела земли моей гулкий простор. О, как дорого было и сладостно мне В том полёте познать высоту моих гор! Серебристо сиял на вершинах их снег -В каждой крапинке был изумрудный узор. О, как дорого было и сладостно мне Всей душою постичь чистоту моих гор! А я птицей парила, летя в вышине -Обнимал всё собою небесный мой взор. О, как дорого было и сладостно мне Ощутить сердцем всем тишину моих гор!

(«В эту лунную ночь»)

Как важно на жизненном пути найти свои истоки. Именно они нас поднимают до образного видения своей родины. Действительно, от образа брусники мы восходим до образа Земли. По сути, данное стихотворение -это песня о Хакасии, о нашей родине. В. Татарова называет её Горной страной Хакасией.

К циклу стихов «Белая птица» также обратится Т. Ф. Шалгинова, создав музыкальный цикл «Пять романсов на стихи В. Татаровой». Татьяна Фёдоровна проявила себя тончайшим лириком и мелодистом. И вновь мы слышим в звучащих обертонах длинных нот на фермате «ауру тишины». Звуки вне тоники в конце произведе-

ний наводят слушателя на мысль о недосказанности... Время длится. Тишина выступает в таком случае «беззвучной модуляцией». Вот как об этом рассказывает сама Татьяна Фёдоровна: «.когда сочиняешь музыку, будто заходишь в особый мир, царство Тишины, которую ещё нужно уметь услышать. Музыка - это некая тайна. По законам звука, определённых вибраций устроена Вселенная».

Вокальный цикл «Белая птица» на стихи В. Татаровой посвящён Екатерине Ильиничне Кыштымовой - первой исполнительнице пяти вокальных сочинений композитора. Эти миниатюры-зарисовки пронизаны различными тонкими, душевными чувствами. Так, романс «Расскажи» пронизан надеждой, светлой грустью, сомнением. Во втором романсе - «Я дрогнувшей рукой» - автор призывает дорожить каждой минутой своей жизни, ценить всё, что наполняет её. Третий романс - «Княгиня» - в иносказательной форме повествует о зарождающемся чувстве любви. Четвёртый романс - «Ты всегда со мною» - наполнен светлой печалью, воспоминаниями о любимом. В заключительном романсе героиня превращается в белую птицу, которая с болью прощается с родной землей, с родными просторами. Вся миниатюра пронизана щемящим чувством ностальгии. Е. Кышты-мова очень тонко донесла до слушателей идею о сплетении мгновения и вечности, о мерцании счастья, одиночестве и безграничной любви к родной земле.

Поэтесса слышит в музыке Т. Шалгиновой плещущиеся из стороны в сторону переливы, широкие волны. В беседе с автором этих строк Валентина Кирилловна Татарова признаётся: «.в «Княгине» строк было больше. Я убрала. Оказывается, полезно не всё сказать».

Итак, образная сфера стихов В. Татаровой разнообразна. От созерзательности и исповедальности образов перейдём к эпико-философскому повествованию. Композитор Ю. Е. Киштеев очень тщательно относится к выбору стихов. В них должна быть философия, размышление о бытии. Не случайно Юрий Егорович обращается к таким стихам поэтессы, как «Быль», «Да, мы оттуда», «Солнце-бубен», «Белые всадники» «Отчего», «Та-гарский сосуд», «Стоит высокая трава» и др.

В. К. Татарова, размышляя о данных вокальных сочинениях, отметила неожиданное торжество хакасского образа. Музыкальные интонации звучат не трафаретно, выпукло, «распрямив плечи». Действительно, в малом звучит большое.

Фактически все вокальные сочинения данного композитора пронизаны ритмическим рисунком, напоминающим шаг и/или бег коня. Следует отметить, что в творчестве Ю. Киштеева тема «наездники» занимает важное место. На фоне размеренного ритма словно калейдоскоп проходят события (см. «Быль», вокальные сочинения на стихи В. Татаровой из циклов «Тени предков»).

Да, разная у людей «дорога жизни». «Кто-то из-за первого жизненного препятствия слабеет, «ломается». А кого-то жизненные невзгоды делают крепче, сильнее. Такой человек всё преодолеет» - размышляет композитор в музыке. А ведь стихи В. Татаровой, обрамлённые в музыкальную оправу, действительно обладают целительными свойствами и могут помочь «от высоты отдохнуть» (см., например, стихотворение «Тебя я спасу»).

Композитор также вспоминает о мелодии А. Саможикова, о которой далее пойдёт речь: «Однажды, недалеко от села Аршаново, - рассказывает Юрий Егорович, - я обозревал степь и неожиданно задумался о том, сколько же событий видела и пережила эта земля, степь. и горького, и хорошего. Стояла удивительная тишина, лишь о чём-то шептали степные ковыли. Почему-то вспомнилась давно услышанная песня А. Саможикова. Откуда-то из глубины моего подсознания мелодия зазвучала по-иному, чем наиграл мне автор».

Песни А. Саможикова интонационно богаты и ритмически разнообразны. Композитор смело применяет опевания, заполнения широких ходов, украшает мелодию триолями, обогащает музыкальную ткань вводными нотами, гармоническими отклонениями.

А. Саможиков тонко ощущает слово. Валентина Кирилловна говорит об «образной оголённости слова». Музыка словно скрывает оголённость образа, его внутренний драматический надрыв. В музыке данного композитора ощущается «внутренняя воинская энергия». Так, в «Чыллар-чыллар» заложена, по словам самой поэтессы, «вопрошаемая надрывность». Безусловно, образ связан с конями, словно с годами, проносящимися вскачь. Возникает вопрос: «Почему вы, кони, не можете остановиться?».

Как отмечает В. Татарова, в другой своей песне «Чыл пазы» композитор тонко подметил каноническое музыкальное искусство. «Молитвенное речитативное исполнение. Так никто больше не может», - замечает Валентина Кирилловна. Именно обрывистость заключительных фраз скрывает «внутреннюю напряжённость мо-лебенности». В видимой простоте скрыты жизненный позитив и восторг. Так А. Саможиков передал народную веру в добро и его всенародное ожидание. Данная музыка звучит как призыв к жизни.

А. Саможиков, как и другие композиторы, обращается к характерному для хакасов видению мира в движении коня и его прерывистости дыхания в непрерывности движения. Кони устремлены в будущее. Можно почувствовать их внутреннюю энергию, горячее дыхание ноздрей животных. Данный образ символизирует позитивное отношение к жизни, торжество жизни.

В песнях И. Ф. Боргоякова мелодическая линия вторит пунктуации стиха и состоит из коротких мотивов с поступенным движением. Синкопы придают музыке лёгкость, некую игривость. Все средства музыкальной выразительности особо привлекательны для слушателей и удобны в исполнении. Не только юные исполнители из студии «Час ханат», но и учащиеся других учебных учреждений искренне полюбили песни Игоря Фёдоровича и с удовольствием исполняют их на различных конкурсах.

Интересна история создания песни О. Г. Алахтаевой (Капсаргиной) «Театрнын оттары» («Огни театра»). Само название обращает нас к театру. В начале 90-х гг. прошлого столетия зритель ждал новый спектакль «Зов марала» (по пьесе В. Г. Шулбаевой). Режиссёр Э. М. Кокова обратилось к молодому композитору с просьбой о создании песни для открытия театрального сезона. Так и родились «Огни театра». Оксана Герасимовна, использовав пунктирный ритм, двухдольный размер, мажорный лад, смогла передать в музыке торжественность и масштабность события. Смена тональности, ритмического рисунка, применение внутри- и межтактовых синкоп привносит в припев решительность и уверенность. Следует отметить, что и музыка к спектаклю «Зов марала» -не последнее сочинение композитора для театра. Так, О. Г. Алахтаева написала музыку к спектаклю У. Шекспира «Виндзорские насмешницы» (2004 г.).

Из представленного музыкально-стилистического анализа мы видим, что чуткое слышание поэтических строк и выбор средств музыкальной выразительности позволяют композиторам Хакасии донести до слушателя гамму чувств от грусти до гордости. Вместе с образами поэзии Валентины Кирилловны Татаровой каждый её почитатель может найти свою дорогу и идти по ней достойно, как это делает сама поэтесса.

Библиографический список

1. Васина-Гроссман, В. А. Интонация / В. А. Васина-Гроссман // Музыка и поэтическое слово. - В 3-х ч. Ч. 2. - М.: Музыка, 1978. - 368 с.

2. Асафьев, Б. В. Речевая интонация / Б. В. Асафьев. - Москва-Ленинград: Музыка, 1965. - 136 с.

3. Мечковская, Н. Б. Чарльз Сандерс Пирс, признанный основатель семиотики Нового времени / Н. Б. Мечковская // Семиотика. Язык. Природа. Культура: курс лекций: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Изб. Центр «Академия», 2007. - С. 32-34.

4. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. В 3 кн. Кн. 3: Знак и ритуал. - Новосибирск: Наука, 1990. - 209 с.

5. Анжиганова, Л. В. Ментальные основания этничкеской культуры: монография / Л. В. Анжиганова. - Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2000. - 94 с.

© Мазай Л. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.