Научная статья на тему 'О развитии дистанционного образования в России'

О развитии дистанционного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
929
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

В статье обсуждаются перспективы перехода российской школы на качественно новый уровень. Наиболее значимыми ориентирами в этом переходе автор считает персонализацию образования, интеграцию педагогических технологий с информационными и переход к открытому содержанию образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии дистанционного образования в России»

I Июм* I

ШШМИШШШ

Хуторской Андрей Викторович

О РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИИ

Будущее российской школы в развивающемся информационном мире связано с качественно новым уровнем образования. Анализ имеющихся тенденций в теории и практике дистанционного образования позволяет сделать вывод, что наиболее значимыми ориентирами в этом переходе будут: персонализация образования, интеграция педагогических технологий с информационными и переход к открытому содержанию образования.

Персонализация образования - это выстраивание индивидуальных траекторий обучения учащихся по отношению к образовательным Интернет-массивам и базам данных.

Технологической основой здесь может стать персональный образовательный центр - комплекс компьютерных программ, подключенных к сети и позволяющих учитывать индивидуальные особенности и предпочтения ученика в процессе его образования. Такого центра пока еще нет, но его разработка становится все

б-исЛрлссёлАссе иАрСксфуАмьАих Лрл&сЛаорссй обучения укщ/схся «о ойАошеНсл к обрлуоблйел-ьАим ^-АйерАей - млсси&лм и блулж фЯААЫХ,

более актуальной в связи с расширением функций персонального компьютера.

Интеграция педагогических и информационных технологий предполагает непрерывное взаимосвязанное создание и

использование педагогических Интернет-технологий для обеспечения продуктивного взаимодействия удаленных друг от друга учащихся, педагогов, образовательных учреждений, а также Интернет-ресурсов. Организация данного направления требует научно-обоснованного подхода, участия в нем не только технических специалистов, но и научных сотрудников в области образования.

Открытость информационных Интернет-массивов предполагает разработку новых принципов конструирования содержания школьного образования. В современном информационном мире содержание образования - это не то, что должно быть усвоено, а открытая среда, в которой ученик учится ориентироваться и действовать. Включение в учебный процесс всего многообразия информационных и культурных Интернет-массивов предполагает задание деятельностного содержания образования - минимально необходимого набора технологий и способов деятельности с информацией.

Необходимым условием развития дистанционного образования в России является разработка основ дистанционной педагогики. Выделим направления научно-практических исследований в области дистанционной педагогики:

- философия, методология, психология виртуального образования;

- базисный учебный план, предусматривающий асинхронные формы обучения и соответствующие нормативы учебных ча-

сов с использованием Интернет-технологий и ресурсов;

- учебные программы по предметам, предусматривающие различные формы сочетания очного и дистанционного обучения, обеспечивающие соотношение индивидуальных и общих учебных программ;

- формы дистанционного обучения - дистанционные учебные курсы, проекты, конференции, олимпиады;

- электронные учебники, веб-квесты, образовательные сайты;

- телекоммуникационные образовательные технологии, обеспечивающие распределенное образование;

- системы дистанционной диагностики, контроля и аттестации, тестирования, документооборота и др.

- подготовка кадров, перестройка системы повышения квалификации - переход от очных курсов к использованию Интернет-технологий для профессионального самосовершенствования. Дистанционные педагогические курсы и семинары.

Для того чтобы разрабатываемые основы дистанционной педагогики были адекватны требованиям времени и динамично меняющимся условиям, необходима широкая экспериментально-практическая база. Институт общего среднего образования РАО (www.ioso.ru) совместно с Центром дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru) проводит научно-практические исследования, связанные с дистанционной деятельностью российских школ, в которых участвуют школьники, педагоги, управленцы образования. Так, в 1998-2000 г.г. проведены дистанционные эвристические олимпиады по физике, математике, русскому языку, естествознанию, английскому языку, географии, химии, экономике, физкультуре, в которых приняло участие 3109 школьников. Разрабатываются и ведутся дистанционные образовательные проекты (1438 школьников).

Дистанционная деятельность относится не только к ученикам, но и к учителям. В этом направлении организована массовая научно-экспериментальная работа. С 1999 года проводится Всероссийс-

кий конкурс «Дистанционный учитель года», во время которого учителя обсуждают ключевые проблемы дистанционного обучения, намечают пути их решения, ведут уроки с удаленными учениками (www.eidos.ru/dist teacher/index.htm).

"■Я&егр<щи& педагогических и иЯформащиоЯЯих ЛехЯологиЛ предполагаем. Яеареры&Яое б-^ачмосё^-^аЯЯое со^даЯче и исяольуо4аЯие педагогических "яйерЯеЛ-йехЯологчй для обеспечения продук&и&Яого &$аимодейай$и& удалеЯЯих друг ой друга учащихся, педагогов, обрлуоЗл&ельЯих учреждений, а Лакфе "яЛерЯей-ресурсо^,

C 1999 года проводится Дистанционная августовская конференция по проблемам проектирования будущей 12-летней школы, в которой участвуют педагоги и администраторы образования из 45 городов России. В результате решаются не только задачи, связанные с тематикой конференции, но и разрабатывается технология организации массовой очно-дистантной педагогической деятельности. Для учителей проводятся также дистанционные педагогические курсы и семинары на актуальные педагогические темы, причем не только по тематике дистанционного обучения.

В августе 2000 года был проведен дистанционный педсовет, в котором учителя обсуждали актуальные для них проблемы с помощью Интернет-технологий. Рассмотрим результаты работы секции «Дистанционное образование», работавшей под нашим руководством в режиме электронной телеконференции.

Целью секции являлось обсуждение методологических, дидактических и организационно-методических вопросов использования дистанционных технологий, поиск реально необходимых и возможных путей развития Интернет-образования в отечественных школах.

Работа секции строилась на основе электронного списка рассылки Центра дистанционного образования «Эйдос» (e-mail: [email protected]) и локальной стра-

ницы секции по адресу http://www.eidos.ru/ pedsovet/index.htm. В работе секции с докладами, сообщениями и дискуссиями приняло участие 35 человек, из которых -9 директоров ИУУ, ИПК, Центров информатизации и других учреждений, 7 представителей университетов (профессора, доценты, деканы факультетов), 6 методистов информационно-образовательных служб и центров, 7 учителей, 4 ученика-старшеклассника, представители издательств.

География участников секции (22 города): Барнаул, Владивосток, Волжский, Екатеринбург, Ижевск, Кемерово, Косто-мукша (Карелия), Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Одинцово, Омск, Оренбург, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Тамбов, Харьков, Южно-Сахалинск, Ярославль.

Участники секции пришли к следующим результатам, отражающим состояние и перспективы развития дистанционного образования.

Необходима разработка принципов конструирования базисного учебного плана, учебных программ и электронных учебников нового типа, предусматривающих различные формы сочетания очного и дистанционного обучения. Главным условием развития теории дистанционного обучения является организация и анализ деятельности учителей-практиков. Такая работа проводится в рамках Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года», во время дистанционных курсов, проектов, олимпиад.

^ елбремеЯЛам иАерлрмли/илЯАам мире содержание аёрл^аёлНия — Не Лл, гЛл дллфНл цее&оеНа, л ередл, &

клЛлрлй угеНшс ориеНЛиро&лЛ^ея и

Требуется существенная переоценка имеющегося содержания образования в категориях информационных процессов в открытом информационном поликультурном пространстве. Это означает глубокие трансформации и в «традиционных» сферах, таких, как нормирование

содержания, методы и формы образования, особенно гуманитарного, способы контроля. Должны изменяться методики преподавания и представления о навыках, необходимых школьникам для полноценного обучения. Недопустимо перенесение в дистанционные формы образования традиционной школьной отметки, которая, становясь самоцелью, вытесняет другие цели учения. Оценка должна носить характер помощи и стимулировать развитие навыков самооценки. Вполне допустимо одновременное существование и развитие различных моделей дистанционного образования. Например, предлагается компенсирующая модель использования ДО с предпочтением очной работе учителя и учеников с удаленными от них ресурсами. В дистанционном обучении, когда учитель и ученики удалены друг от друга, меняется традиционная модель взаимодействия «учитель-учащийся», появляются очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, которые нуждаются в соответствующих условиях реализации.

Одна из главных возможностей применения Интернет в образовании - это использование его ресурсов в качестве инструмента активизации творческого потенциала учителя и ученика. Участники секции планируют продолжение научно-практических исследований по разработке и реализации системы сетевых мероприятий эвристической направленности, осуществляемых Центром дистанционного образования «Эйдос» совместно с Институтом общего среднего образования РАО и рядом российских центров.

Особой задачей научных, учебных и административных органов образования должна стать забота об обеспечении свободного выбора выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащимися и педагогами. Для обеспечения индивидуальной траектории учащихся при проектировании дистанционных курсов предлагается использование модулей двух видов: инвариантных - обязательных для изучения всеми обучаемыми, и вариатив-

ных - содержание которых изучается в зависимости от желания обучаемого и его личностных возможностей. Индивидуальная траектория обеспечивается мониторингом - непрерывным процессом анализа информации обратной связи и синтезом (на основе этого анализа) новых ситуаций, воздействий, ответом на запросы развивающейся личности.

Необходимо, чтобы электронный учебник обеспечивал изучение нового не через изучение написанной теории, а посредством выполнения учеником специальным образом упорядоченных заданий, работая над которыми, ученик совершает «открытие» нового. Электронный учебник должен быть максимально личностным, адаптивным, автообновляемым, предполагающим обратную связь с педагогом, рефлексию. Одним из вариантов конструирования учебника является линейно-концентрическая модель, проявляющаяся в линейной последовательности изучения модулей и концентричности их внутренней организации.

Необходима разработка педагогических основ школьного сайта, который, с одной стороны, может быть инструментом эффективного решения традиционных задач очного обучения (организация дистанционных родительских собраний, проведение конкурсов, информационная поддержка обучения), с другой, - являться средством коммуникации с внешним миром. Имеется опыт работы «Дистанционного консультационного пункта» для учителей и учеников по общеобразовательным предметам и национального консультативного сайта исследовательских работ школьников и студентов. Предлагается создать самопополняемый каталог-путево-

Хуторской Андрей Викторович, доктор пед. наук, действительный член Международной педагогической академии, зам. директора Института общего среднего образования РАО.

дитель по сетевым проектам «Образовательные проекты школьного Рунета». Специфика такого каталога в непрерывности поступающей информации и ее обобщенности.

Феобхорима рлурлбоЛкл «риАи/ипо^ коАсЛрхуиро&лАиЯ блуисАого учебного «млАл, угебАых программ и алекЛроААих угебАико& Аоёого Липл, «реfусмл.(йрíсiл(C^их рлумигАые формы согеЛлАия огАого и <рис&лАии(оААого обугеАиЯ.

Интеграция школьного образовательного процесса и образовательных ресурсов Интернет возможна при условии создания в школах новой структурной единицы - информационной службы. Школьные медиацентры ряда школ уже берут на себя функции внедрения элементов дистанционного образования в школьный образовательный процесс, сотрудничая с Центром дистанционного образования «Эйдос», со «Школьным сектором» Ассоциации РЕЛАРН, участвуя в международных образовательных проектах. Предлагается на государственном уровне обсудить необходимость создания в школах структурной единицы, занимающейся Интернет-образованием. Министерству образования предлагается разработать организационно-правовые акты, регламентирующие дистанционную деятельность учителей и школ, имеющих возможность обучать дистанционно учеников из других регионов.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы дают богатый материал для анализа состояния дистанционного обучения в России, а также для прогнозирования перспектив его развития.

НАШИ АВТОРЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.