Научная статья на тему 'Конкурс «Дистанционный учитель года»'

Конкурс «Дистанционный учитель года» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

Статья также представляет из себя изложение доклада на конференции "Интернет. Общество. Личность" 2000 года. Основная идея конкурса "Дистанционный учитель года", по мнению докладчика, в разработке технологий, связанных с дистанционным обучением. Эти технологии должны быть реалистичны для нынешней российской школы, и, с другой стороны, должны предусматривать некоторые перспективы в своем развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс «Дистанционный учитель года»»

Хуторской Андрей Викторович

КОНКУРС «ДИСТАНЦИОННЫЙ УЧИТЕЛЬ ГОДА»

Напомню факт примерно годичной давности, когда появилась статья одного из руководителей Министерства образования с заголовком «Нельзя представить виртуального учителя». Одна из мыслей, которая высказывалась в статье, - учитель по своей сути не может быть дистанционным. Прошло несколько месяцев, и Российская академия образования, Институт общего и среднего образования, который я представляю, и Центр дистанционного обучения «Эйдос» провели конкурс «Дистанционный учитель года».

Мы не ставили задачей этого проекта лишь выявление учителей, активно использующих в своей работе Интернет. Основной целью считалась разработка технологий, связанных с дистанционным обучением, которые, с одной стороны, были бы реалистичны сегодня для российской школы, и, с другой стороны, содержали бы некоторые перспективы развития этих технологий.

Я назову проблемы, которые лежат в основе этого исследования. Во-первых, смысл дистанционного обучения неоднозначен и по-разному трактуется. Вторая проблема - каковы могут быть типы дистанционного обучения? Вероятно, и не должно быть единого понятия дистанционного обучения, должны быть представления о различных его разновидностях. Третья проблема - каковы тенденции развития телекоммуникационных образовательных технологий? Очевидно, что реальные тенденции развития таких технологий исходят не из того, что нам хотелось бы, а из того, что ре ально возможно.

Конкурс «Дистанционный учитель года» проходил два месяца с отборочными этапами. Те 12 человек, которые прошли весь марафон и попали в финал, говорили, что смысл победить для них уже отошел на второй план, осталось понять, разработать, ощутить различные формы урока и решить проблемы, ко-

мера фнс&аЩиоЯЯо&йи,

торые при этом возникают. Сразу обозначились две цели конкурса: с одной стороны, -поддержать учителей, с другой стороны, - определить реально действующие телекоммуникационные технологии и перспективы их развития.

Конкурс проходил в четыре этапа. Первый этап был для всех желающих, которым предлагалось описать свой опыт по определенной структурной схеме. На втором этапе предлагалось задание - сформулировать проблемы дистанционного обучения комплексно: и философские, и методологические, и административные, и технические. Участники должны были сформулировать по каждому разделу проблему и предложить свои пути ее решения. На третьем этапе была теоретическая дискуссия - в основном через электронную почту. Иногда проводили сеансы видеосвязи, но очень краткосрочные, потому что не у всех высокая скорость передачи данных. И четвертый, самый емкий и самый интересный по оценке большинства участников этап, - это проведение дистанционных уроков. Каждый из 12 финалистов проводил 1, 2 или 3 урока для учеников других учителей из других городов. При этом на местах им помогали те же конкурсанты, но уже не в роли учителей, а в роли локальных координаторов этих уроков. Первое место в конкурсе занял А.В.Сосков из Костомукши. Сейчас мы готовим книгу по материалам конкурса. (В настоящий момент книга уже вышла в свет, ее название: На урок - в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под ред. А.В.Ху-торского. - М.: ИОСО РАО, 2000.- 299 с. См.: www.eidos.ru/ ЬсхО^/рпсс.ИШт!).

Приведу примеры вопросов, которые обсуждались в ходе конкурса. Первый вопрос - какие предметы могут быть переведены в систему дистанционного обучения? Один из ответов - должны быть дистанционные курсы, материал ко-

торых не входит в школьную программу, потому что они интереснее. С этой точки зрения дистанционное обучение рассматривается как дополнительное. Кто-то говорит, что нецелесообразно проводить в дистанционном режиме уроки пения, физкультуры и труда. В то же время один из участников говорит, что надо пробовать все, и ссылается, в том числе, на дистанционную олимпиаду по физкультуре, которую Центр «Эйдос» проводит в мае. Она уже разрабатывается, и речь идет не о том, чтобы измерить силу нажатия на «мышку», а о том, чтобы дистантно провести соревнования, в которых будут участвовать школьники из разных городов.

Еще один конкурсный вопрос: может ли кто-нибудь предложить форму занятия для дистанционного обучения, у которой в принципе нет аналога в очном обучении? Один из участников шутливо ответил, что это наш конкурс, поскольку он невозможен в очном режиме. Приводили и примеры занятий, в которых применение дистанционных технологий наиболее эффективно. Например, демонстрация событий, которые в обычных условиях наблюдать невозможно, - работа космонавтов на орбите, процессы в микромире и так далее. Еще один пример - очно-дистантный урок: ученики в одной школе с помощью видеокамеры участвуют в уроке, который проводится в другой школе.

Рефлексия как осознание деятельности - основной инструмент и для осознания учениками результатов своих занятий на дистанционных уроках и для осознания научно-методической ценности того, что на нем происходит. Поэтому большинству учеников и учителей-конкурсантов постоянно предлагались задания по осознанию того, что происходит в дистанционном режиме, как это происходит. Полученные результаты дали возможность понять, что происходит на конкурсе в целом. Исходя из этого опыта, мы пришли к выводу, что типы дистанцион ного обучения могут отличаться, по крайней мере, по трем парамет рам. Первое - мера дистанци-онности в образовательном процессе: например, учитель с учениками вместе смотрят на удаленную от них инфор-

с&еенеЯь оерслЯсыж^ли/ш,

мацию или удалены друг от друга и учитель, и ученики, и информация. Второй вопрос - степень персонализации, или личностной ориентации: можно, например, участвовать в коллективном дистанционном проекте, пусть и с разной степенью участия, а можно проводить индивидуальное дистанционное обучение. Третий параметр - это продуктивность: является ли результатом обучения создание учеником какого-либо образовательного продукта или происходит только передача и усвоение готовой информации?

Данные параметры мы положили в основу нашей классификации. Мы выделили 5 типов дистанционного обучения. Первый тип условно называется «Школа - Интернет». Это самая простая форма обучения, наиболее распространенная среди конкурсантов, когда просто ищется информация в сети. Или, например, школа формирует свой сайт. Сначала на нем размещают информацию о школе, потом понимают, что туда надо не просто портрет директора помещать, а что-то еще, то есть сайт должен быть интерактивным. Смысл данного типа обучения в том, что дистанционное обучение стоит на обслуживании очного.

Следующий тип дистанционного обучения и соответствующих телекоммуникационных технологий связан с тем, что школа через Интернет связывается с другими школами, и возникают дистанционные проекты. Естественно, проектная форма более продуктивна, чем простое нахождение и изучение материала, и уже не просто дополняет очное обучение, но и влияет на него. Этот тип дистанционного обучения мы называем «Школа - Интернет - Школа».

В третьем типе дистанционного обучения больше проявляется личностная ориентация, то есть речь идет не столько о школе как участнике проекта, сколько об отдельном ученике как субъекте обучения. Здесь вступают в силу более систематические формы занятий - курсы, семинары, конференции. Их пока очень мало, и одна из причин этого состоит в том, что заочное обучение в школе (в отличие от вузов) практически не имеет традиций. Третий тип обучения предполагает, что уроки могут проводить именно удаленные педа-

гоги, то есть здесь действует формула «Ученик - Интернет - Учитель». Дистанционное обучение уже частично заменяет очное.

Четвертый тип дистанционного обучения ориентирован на то, чтобы работу, которую пытаются проводить десятки и сотни школ в России, систематизировать и организовать в рамках специализированных центров, которые предоставят возможность реализовать связь «Ученик - Интернет - Центр». Задача таких центров - не управлять образованием в авторитарном смысле, а помогать людям найти траекторию своего образовательного движения, организовывать обучение в виртуальных классах. Это актуально для решения проблемы отсутствия педагогов в очных школах, обучения детей, находящихся в больницах, колониях, для образовательной поддержки трудных и одаренных детей. Четвертый тип дистанционного обучения относится скорее к завтрашнему дню, поскольку первые три типа так или иначе реализованы, а четвертый почти нет.

Пятый тип связан с идеей распределенного образования. Например, ученик может одновременно обучаться в нескольких образовательных учреждениях. Для этого необходимо наличие тьютора и особой педагогической системы, интегрированной с информационными технологиями. Речь идет о том, что ученик может и должен обучаться в соответствии со своими внутренними запросами. Это не означает изучение им любимого предмета в ущерб другому. Задача в том, чтобы каждую область знаний ученик мог изучать в соответствии со своими способностями, интересами, в своем темпе. Нами вынашивается идея создания персо-

НАШИ АВТОРЫ

нального образовательного центра - комплекса компьютерных программ, которые помогут каждому ученику выстраивать свое образование по всему комплексу образовательных областей. В будущем, мы уверены, такой центр станет непременным атрибутом любого персонального компьютера.

По ходу конкурса мы говорили о необходимости разработать философию и методологию дистанционного обучения. Например, пока не ясно, каким образом выстраивать сочетание очного и дистанционного обучения, как это сочетание должно отражаться в учебных планах, программах, учебниках. Интеграция педагогических и информационных технологий - это, по сути дела, тема нашей сегодняшней конференции. Некоторые формы обучения лучше действуют в дистанционном варианте, некоторые хуже, и надо продумать, например, как проводить занятие в chat-комнате с несколькими учениками, как организовывать групповую дистанционную форму занятий.

Если для учителей, сотрудничавших с нами, самым ярким событием стал конкурс «Дистанционный учитель года», то для учеников - дистанционные олимпиады (www.eidos.ru/ olymp/olympiads .htm). Мы каждый месяц проводим дистанционные эвристические олимпиады по предметам, и раз в год проходит межпредметная олимпиада, на которой сотни учеников соревнуются в дистанционном творчестве. Такую олимпиаду мы проводим уже четвертый год. А конкурс «Дистанционный учитель года», уже второй по счету, будет проходить с октября по декабрь 2000 года. Приглашаем всех желающих принять участие в этом конкурсе (www.eidos.ru/dist teacher/index.htm).

Хуторской Андрей Викторович, доктор пед. наук, действительный член Международной педагогической академии, зам. директора Института общего среднего образования Российской академии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.