Хуторской Андрей Викторович
КОНКУРС «ДИСТАНЦИОННЫЙ УЧИТЕЛЬ ГОДА»
Напомню факт примерно годичной давности, когда появилась статья одного из руководителей Министерства образования с заголовком «Нельзя представить виртуального учителя». Одна из мыслей, которая высказывалась в статье, - учитель по своей сути не может быть дистанционным. Прошло несколько месяцев, и Российская академия образования, Институт общего и среднего образования, который я представляю, и Центр дистанционного обучения «Эйдос» провели конкурс «Дистанционный учитель года».
Мы не ставили задачей этого проекта лишь выявление учителей, активно использующих в своей работе Интернет. Основной целью считалась разработка технологий, связанных с дистанционным обучением, которые, с одной стороны, были бы реалистичны сегодня для российской школы, и, с другой стороны, содержали бы некоторые перспективы развития этих технологий.
Я назову проблемы, которые лежат в основе этого исследования. Во-первых, смысл дистанционного обучения неоднозначен и по-разному трактуется. Вторая проблема - каковы могут быть типы дистанционного обучения? Вероятно, и не должно быть единого понятия дистанционного обучения, должны быть представления о различных его разновидностях. Третья проблема - каковы тенденции развития телекоммуникационных образовательных технологий? Очевидно, что реальные тенденции развития таких технологий исходят не из того, что нам хотелось бы, а из того, что ре ально возможно.
Конкурс «Дистанционный учитель года» проходил два месяца с отборочными этапами. Те 12 человек, которые прошли весь марафон и попали в финал, говорили, что смысл победить для них уже отошел на второй план, осталось понять, разработать, ощутить различные формы урока и решить проблемы, ко-
мера фнс&аЩиоЯЯо&йи,
торые при этом возникают. Сразу обозначились две цели конкурса: с одной стороны, -поддержать учителей, с другой стороны, - определить реально действующие телекоммуникационные технологии и перспективы их развития.
Конкурс проходил в четыре этапа. Первый этап был для всех желающих, которым предлагалось описать свой опыт по определенной структурной схеме. На втором этапе предлагалось задание - сформулировать проблемы дистанционного обучения комплексно: и философские, и методологические, и административные, и технические. Участники должны были сформулировать по каждому разделу проблему и предложить свои пути ее решения. На третьем этапе была теоретическая дискуссия - в основном через электронную почту. Иногда проводили сеансы видеосвязи, но очень краткосрочные, потому что не у всех высокая скорость передачи данных. И четвертый, самый емкий и самый интересный по оценке большинства участников этап, - это проведение дистанционных уроков. Каждый из 12 финалистов проводил 1, 2 или 3 урока для учеников других учителей из других городов. При этом на местах им помогали те же конкурсанты, но уже не в роли учителей, а в роли локальных координаторов этих уроков. Первое место в конкурсе занял А.В.Сосков из Костомукши. Сейчас мы готовим книгу по материалам конкурса. (В настоящий момент книга уже вышла в свет, ее название: На урок - в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под ред. А.В.Ху-торского. - М.: ИОСО РАО, 2000.- 299 с. См.: www.eidos.ru/ ЬсхО^/рпсс.ИШт!).
Приведу примеры вопросов, которые обсуждались в ходе конкурса. Первый вопрос - какие предметы могут быть переведены в систему дистанционного обучения? Один из ответов - должны быть дистанционные курсы, материал ко-
торых не входит в школьную программу, потому что они интереснее. С этой точки зрения дистанционное обучение рассматривается как дополнительное. Кто-то говорит, что нецелесообразно проводить в дистанционном режиме уроки пения, физкультуры и труда. В то же время один из участников говорит, что надо пробовать все, и ссылается, в том числе, на дистанционную олимпиаду по физкультуре, которую Центр «Эйдос» проводит в мае. Она уже разрабатывается, и речь идет не о том, чтобы измерить силу нажатия на «мышку», а о том, чтобы дистантно провести соревнования, в которых будут участвовать школьники из разных городов.
Еще один конкурсный вопрос: может ли кто-нибудь предложить форму занятия для дистанционного обучения, у которой в принципе нет аналога в очном обучении? Один из участников шутливо ответил, что это наш конкурс, поскольку он невозможен в очном режиме. Приводили и примеры занятий, в которых применение дистанционных технологий наиболее эффективно. Например, демонстрация событий, которые в обычных условиях наблюдать невозможно, - работа космонавтов на орбите, процессы в микромире и так далее. Еще один пример - очно-дистантный урок: ученики в одной школе с помощью видеокамеры участвуют в уроке, который проводится в другой школе.
Рефлексия как осознание деятельности - основной инструмент и для осознания учениками результатов своих занятий на дистанционных уроках и для осознания научно-методической ценности того, что на нем происходит. Поэтому большинству учеников и учителей-конкурсантов постоянно предлагались задания по осознанию того, что происходит в дистанционном режиме, как это происходит. Полученные результаты дали возможность понять, что происходит на конкурсе в целом. Исходя из этого опыта, мы пришли к выводу, что типы дистанцион ного обучения могут отличаться, по крайней мере, по трем парамет рам. Первое - мера дистанци-онности в образовательном процессе: например, учитель с учениками вместе смотрят на удаленную от них инфор-
с&еенеЯь оерслЯсыж^ли/ш,
мацию или удалены друг от друга и учитель, и ученики, и информация. Второй вопрос - степень персонализации, или личностной ориентации: можно, например, участвовать в коллективном дистанционном проекте, пусть и с разной степенью участия, а можно проводить индивидуальное дистанционное обучение. Третий параметр - это продуктивность: является ли результатом обучения создание учеником какого-либо образовательного продукта или происходит только передача и усвоение готовой информации?
Данные параметры мы положили в основу нашей классификации. Мы выделили 5 типов дистанционного обучения. Первый тип условно называется «Школа - Интернет». Это самая простая форма обучения, наиболее распространенная среди конкурсантов, когда просто ищется информация в сети. Или, например, школа формирует свой сайт. Сначала на нем размещают информацию о школе, потом понимают, что туда надо не просто портрет директора помещать, а что-то еще, то есть сайт должен быть интерактивным. Смысл данного типа обучения в том, что дистанционное обучение стоит на обслуживании очного.
Следующий тип дистанционного обучения и соответствующих телекоммуникационных технологий связан с тем, что школа через Интернет связывается с другими школами, и возникают дистанционные проекты. Естественно, проектная форма более продуктивна, чем простое нахождение и изучение материала, и уже не просто дополняет очное обучение, но и влияет на него. Этот тип дистанционного обучения мы называем «Школа - Интернет - Школа».
В третьем типе дистанционного обучения больше проявляется личностная ориентация, то есть речь идет не столько о школе как участнике проекта, сколько об отдельном ученике как субъекте обучения. Здесь вступают в силу более систематические формы занятий - курсы, семинары, конференции. Их пока очень мало, и одна из причин этого состоит в том, что заочное обучение в школе (в отличие от вузов) практически не имеет традиций. Третий тип обучения предполагает, что уроки могут проводить именно удаленные педа-
гоги, то есть здесь действует формула «Ученик - Интернет - Учитель». Дистанционное обучение уже частично заменяет очное.
Четвертый тип дистанционного обучения ориентирован на то, чтобы работу, которую пытаются проводить десятки и сотни школ в России, систематизировать и организовать в рамках специализированных центров, которые предоставят возможность реализовать связь «Ученик - Интернет - Центр». Задача таких центров - не управлять образованием в авторитарном смысле, а помогать людям найти траекторию своего образовательного движения, организовывать обучение в виртуальных классах. Это актуально для решения проблемы отсутствия педагогов в очных школах, обучения детей, находящихся в больницах, колониях, для образовательной поддержки трудных и одаренных детей. Четвертый тип дистанционного обучения относится скорее к завтрашнему дню, поскольку первые три типа так или иначе реализованы, а четвертый почти нет.
Пятый тип связан с идеей распределенного образования. Например, ученик может одновременно обучаться в нескольких образовательных учреждениях. Для этого необходимо наличие тьютора и особой педагогической системы, интегрированной с информационными технологиями. Речь идет о том, что ученик может и должен обучаться в соответствии со своими внутренними запросами. Это не означает изучение им любимого предмета в ущерб другому. Задача в том, чтобы каждую область знаний ученик мог изучать в соответствии со своими способностями, интересами, в своем темпе. Нами вынашивается идея создания персо-
НАШИ АВТОРЫ
нального образовательного центра - комплекса компьютерных программ, которые помогут каждому ученику выстраивать свое образование по всему комплексу образовательных областей. В будущем, мы уверены, такой центр станет непременным атрибутом любого персонального компьютера.
По ходу конкурса мы говорили о необходимости разработать философию и методологию дистанционного обучения. Например, пока не ясно, каким образом выстраивать сочетание очного и дистанционного обучения, как это сочетание должно отражаться в учебных планах, программах, учебниках. Интеграция педагогических и информационных технологий - это, по сути дела, тема нашей сегодняшней конференции. Некоторые формы обучения лучше действуют в дистанционном варианте, некоторые хуже, и надо продумать, например, как проводить занятие в chat-комнате с несколькими учениками, как организовывать групповую дистанционную форму занятий.
Если для учителей, сотрудничавших с нами, самым ярким событием стал конкурс «Дистанционный учитель года», то для учеников - дистанционные олимпиады (www.eidos.ru/ olymp/olympiads .htm). Мы каждый месяц проводим дистанционные эвристические олимпиады по предметам, и раз в год проходит межпредметная олимпиада, на которой сотни учеников соревнуются в дистанционном творчестве. Такую олимпиаду мы проводим уже четвертый год. А конкурс «Дистанционный учитель года», уже второй по счету, будет проходить с октября по декабрь 2000 года. Приглашаем всех желающих принять участие в этом конкурсе (www.eidos.ru/dist teacher/index.htm).
Хуторской Андрей Викторович, доктор пед. наук, действительный член Международной педагогической академии, зам. директора Института общего среднего образования Российской академии образования.