Научная статья на тему 'Технологические аспекты проведения очных и дистанционных конкурсов по школьным дисциплинам'

Технологические аспекты проведения очных и дистанционных конкурсов по школьным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / ОЛИМПИАДА / ДИСТАНЦИОННЫЙ / ТЕХНОЛОГИЯ / ШКОЛЬНЫЙ / ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельчусов Анатолий Александрович

Выделены основные информационно-коммуникационные технологии, используемые при проведении дистанционных конкурсов. Особое внимание уделено проведению дистанционных конкурсов в социальных сетях и с помощью социальных сервисов Web 2.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты проведения очных и дистанционных конкурсов по школьным дисциплинам»

УДК 37.035.461

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧНЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСОВ ПО ШКОЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZING INTRAMURAL AND DISTANT CONTESTS IN SCHOOL SUBJECTS

А. А. Бельчусов A. A. Belchusov

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Выделены основные информационно-коммуникационные технологии, используемые при проведении дистанционных конкурсов. Особое внимание уделено проведению дистанционных конкурсов в социальных сетях и с помощью социальных сервисов Web 2.0.

Abstract. Basic information technologies used in distant contests are selected. Special attention is given to organizing of distant contests in social networks and by means of social services Web 2.0.

Ключевые слова: конкурс, олимпиада, дистанционный, технология, школьный, информатика.

Keywords: contest, competition, distance, technology, school, computer science.

Актуальность исследуемой проблемы. Применение информационно-

коммуникационных технологий для организации внеурочной деятельности учащихся, в частности, при организации конкурсов, олимпиад, викторин, проектной деятельности, является актуальной проблемой, находящейся на стыке дистанционного образования и организации внеклассной работы учащихся. Благодаря использованию сети Интернет традиционные олимпиады и конкурсы, требовавшие очного участия учащихся, их непосредственного взаимодействия с жюри конкурса и экспертами сменили форму проведения на дистанционную. Резко возросло количество участников, стала более разнообразной их география. В связи с этим важно выявить информационнокоммуникационные технологии, которые обеспечили бы все этапы проведения конкурса в дистанционной форме.

Материал и методика исследований. Материалом исследования служили информационно-коммуникационные технологии, на базе которых организовывались и проводились дистанционные конкурсы по школьным дисциплинам. Анализу также подвергались положения, протоколы награждения, списки участников, обсуждения экспертов, имевшие место в ходе проведения дистанционных конкурсов.

Результаты исследований и их обсуждение. Ранее дистанционные конкурсы проводились в основном с использованием электронной почты и статичного сайта, специально создаваемого для этой цели, на котором размещались положение о конкурсе и другие материалы, не подразумевающие организацию интерактивного взаимодействия [1]. Нами установлено, что в настоящее время широкое распространение получили дистанционные конкурсы по различным предметам школьного курса обучения. Они проводятся с использованием различных информационно-коммуникационных технологий. Используются такие технологии, как Wiki, среда дистанционного обучения Moodle, электронная почта, сетевые сообщества, специально созданные порталы и программные продукты. Технология Wiki представляет собой технологию взаимодействия пользователя с веб-сайтом, предназначенную для коллективной разработки, хранения и структуризации информации, в основном гипертекста. Данную технологию начали применять при проведении дистанционных конкурсов достаточно давно. Как отмечается в [5], при переходе на Wiki-поддержку конкурсной деятельности учителей мы получаем:

- открытость и четкость всего конкурсного процесса;

- возможность задавать публичные вопросы и оперативно получать публичные ответы;

- свободу творчества (возможность полного представления материала с использованием различных сетевых сервисов);

- навык представления материала в определенном стандарте (использование шаблона для представления своих материалов);

- возможность видеть конкурсные работы;

- возможность принимать участие в обсуждении хода конкурса и конкурсных работ;

- знакомство со многими полезными ресурсами и ссылками;

- знакомство с новой для многих конкурсантов технологией Wiki и пошаговое ее освоение.

При этом начальные шаги в использовании Wiki в этом направлении были достаточно робкими, так как не только конкурсанты, но и организаторы имели малый опыт работы в данной технологии и только осваивали данное пространство. Помимо этого для эффективной работы необходимо было не только хорошо владеть технологией, но и увидеть, смоделировать конкурсный процесс через призму данной технологии (определить оптимальное содержание конкурсной Wiki-статьи). И именно поэтому на начальном этапе конкурсы скорее фиксировались на ресурсах с Wiki, чем там проходили, т. е. организаторы вначале только размещали итоги конкурсов, затем стали размещать положения и публиковать конкурсные работы, а затем и обсуждение частично перенеслось на Wiki-ресурсы.

Эффективность использования технологии Wiki подтверждается А. С. Васильевой и С. П. Одеговой в [7]. Они указывают, что при проведении дистанционной обучающей олимпиады по математике (ДООМ) в 2005-2006 учебном году проводилось обсуждение материалов и статей посредством форума. А уже в 2006-2007 учебном году участники олимпиады с большим интересом решали математические задачи в интерактивном режиме. При решении задач олимпиады школьникам было предложе-

но использовать возможности Wiki-среды. Сравнивая результаты, полученные посредством форума и Wiki, А. С. Васильева и С. П. Одегова пришли к выводу, что применение технологии Wiki дает больший эффект, а итоговые решения получаются более качественными по содержанию. Применение данного сетевого сервиса показалось ребятам очень интересным и продуктивным, а преподаватели отметили педагогическую ценность полученного документа, поэтому в дальнейшем А. С. Васильева и С. П. Одегова решили распространить использование Wiki-технологий на другие дистанционные проекты.

В некоторых регионах значительная часть дистанционных конкурсов проводится с использованием Wiki-технологий. Так, в Саратовской области кафедрой дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» на портале http://wiki.saripkro.ru/ ежегодно в среднем проводится около 15 дистанционных конкурсов с использованием среды Wiki, которые охватывают историю, информатику, географию, технологию и другие дисциплины.

Все большей популярностью при проведении дистанционных конкурсов пользуется среда дистанционного обучения Moodle, изначально для этого непосредственно не предназначенная. Рассмотрим опыт ее использования не только для проведения дистанционных учебных курсов, но и для организации внеурочной деятельности и проведения олимпиад. Окружным методическим центром Северо-Западного окружного управления департамента образования г. Москвы в среде Moodle (http://szouo.ru/tcc/) проводятся дистанционные обучающие олимпиады по биологии, мировой художественной культуре, конкурс компьютерного рисунка, конкурс творческих компьютерных проектов и Web-сайтов, викторина «Из истории науки и техники» и др. Организаторами для школьников составлена подробная инструкция по регистрации в качестве участника дистанционной олимпиады. Среда Moodle технологически позволяет осуществить са-мозапись на конкурс, отослать конкурсные работы в виде одного или нескольких файлов, провести один из этапов конкурса в форме теста, оценить принятые работы по 100балльной шкале, качественно добавив к оценке комментарий.

Олимпиады по программированию чаще проводятся на специализированных порталах, которые позволяют в автоматическом режиме пройти регистрацию в качестве участника, получить задания для решения, отправить их на проверку, тут же получить подтверждение об их правильности. Мы в [4] осуществили анализ систем автоматической проверки задач олимпиады по программированию, в ходе которого были выявлены основные технологические модули подобных систем:

• архив задач различной сложности с наборами тестов для проверки и правильными решениями для проведения апелляции;

• модуль проверки решений участников, поддерживающий распространенные языки программирования (Basic, Pascal и C) и формирующий рейтинг участников;

• модуль работы с участниками олимпиады (регистрация, помощь и справка, вопросы жюри, положение о конкурсе, сроки и т. д.).

Одна из старейших технологий взаимодействия в сети Интернет - электронная почта - как единственное средство организации дистанционного конкурса сейчас практически не используется. Сейчас она органично дополняет другие технологии и в основном служит для организации консультаций для участников конкурса и формирова-

ния списков рассылок. Без списков рассылок не обходится ни один конкурс, они используются для рассылки заданий, изменений в порядке проведения и организации конкурса, извещения о результатах и др. Свои списки рассылок ведут центр «Эйдос», конкурс «Инфознайка» и т. д. Часто электронная почта используется для сбора решений задач участников конкурса. Это особенно характерно для случаев, когда число участников невелико и организатор может за приемлемое время обработать всю входящую корреспонденцию. Активно такая форма используется для проектов, проводимых в рамках одной школы. Примером могут служить проекты МОСШ № 18 г. Нижневартовска «Школа безопасности» и «Приказано выжить». Целью проекта «Школа безопасности» было формирование и развитие у детей навыков безопасного поведения на дороге, участниками проекта были 16 команд, сформированных из учеников этой же школы. Проект «Приказано выжить» проводился с целью формирования ключевых компетенций старшеклассников, в нем приняли участие 8 команд. Как видно, в обоих случаях число участников было небольшим.

Социальные сети Campus и Open Class активно предлагают свои сервисы для проведения дистанционных конкурсов. О работе в сети Campus существует подробное руководство [6], в котором указаны действия школьника и учителя:

Если вы - студент или школьник, вы можете:

• получать задания от преподавателя;

• обмениваться учебными материалами с одноклассниками/сокурсниками, иметь доступ к материалам других пользователей ресурса;

• составлять учебное и личное расписание, устанавливая собственные настройки его видимости;

• создавать и вступать в кампусы, общаться со сверстниками/преподавателями;

• подбирать качественное и подходящее вам место учебы и работы;

• участвовать в конкурсах;

• самовыражаться.

Если вы - преподаватель, то в ваших силах:

• проводить дистанционное обучение;

• устраивать учебные проекты;

• популяризировать свою дисциплину, научный и педагогический подход;

• организовывать конкурсы в образовательных целях;

• повышать собственный уровень осведомленности и способствовать росту образованности учащихся в области информационных технологий;

• развивать современный подход в обучении студентов и школьников.

Заметим, что и для учителя, и для ученика предлагается механизм проведения

(участия) конкурсов. Для оперативного информирования о проводимых конкурсах существует специальный раздел на сайте, который называется «Конкурсы». Конкурсы в социальной сети Campus проводятся с помощью следующих инструментов [8]: «портфель» - это хранилище файлов; «события» - календарь мероприятий; «посты» -аналог форума, где размещается основная содержательная информация с возможностью ее комментирования, «участники», «фотографии», «анкеты» - интуитивно понятны, «профиль» - возвращает на главную страницу кампуса; «разговоры» -подобны форуму и могут быть инициированы любым участником кампуса (обычно

используются для текущих рабочих обсуждений); «wiki-учебник» - носит пока локальный характер и ориентирован на информатику, «рассылки» - позволяют отправлять сообщения всем участникам сразу. Благодаря наличию этих инструментов технология проведения дистанционного конкурса в социальной сети Campus значительно упрощается, что привлекает как организаторов, так и участников подобных мероприятий. Отметим наиболее интересные, с нашей точки зрения, конкурсы, проведенные в сети Campus .

Конкурс «5х5» предполагал, что участник должен выложить в папку 5 своих работ. Это могли быть реферат, доклад, сочинение, проект, лабораторная работа и т. п. Работа должна была быть сдана на «отлично», тогда каждый 25-й участник получал приз. Здесь использовался инструмент «портфель», в котором участник должен был создать папку со своими работами.

На конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых «Меня оценят в XXI веке» принимались научно-исследовательские и творческие работы, отражающие тематику конкурса по двум номинациям:

1) научно-исследовательские работы в форме научных статей, характеризующие проблемы и перспективные направления развития российского общества в XXI веке;

2) творческие эссе на тему «Меня оценят в XXI веке».

Все файлы (визитка, работа, приложения) участник помещал в папку с фамилией и инициалами автора. Таким образом, здесь тоже использовался инструмент «портфель».

Конкурс «Следствие ведут колобки» проводился по мотивам известного мультсериала. Он рассчитан на команды школьников 7-12 лет из 3-5 человек. Для получения заданий в этом конкурсе использовались инструменты «рассылка», «посты», «разговоры», а для подведения итогов - «скайпчат».

Турнир шифровальщиков охватывал следующие предметные области: кодирование, представление числовой информации, поиск информации, защиту информации, информационные технологии. В нем использовались инструменты «портфель», «фотографии», «посты» и ссылка на Wiki-страницу проекта вне сети Campus.

Общероссийский студенческий чемпионат по дизайну «ШТРИХ» был направлен на привлечение внимания молодых людей - будущих профессионалов в сферах промышленного и графического дизайна - к задачам, с которыми им предстоит столкнуться на рабочем месте. В нем также могли принимать участие школьники 10-11 классов. Он проводился с помощью таких инструментов, как «посты», «разговоры», «кампусы-участники», «портфель», «фотографии».

В сетевом образовательном сообществе OpenClass (Открытый класс) нет отдельного раздела, посвященного организации дистанционных конкурсов, однако их проведение стало одной из самых востребованных форм деятельности учителей в OpenClass. В связи с этим был проведен семинар «Технология создания и проведения сетевого конкурса». В ходе этого семинара была определена последовательность создания контента, используемого для организации сетевого пространства конкурса. Одним из результатов семинара была табл. 1, связывающая этапы конкурсы и тип контента, предоставляемого пользователю открытого класса.

Таблица 1

Соответствие этапов конкурса и контента

Этап конкурса Использованный тип контента (прямая ссылка на используемый контент)

Выбор администратора сообщества ссылка на страницу личного кабинета администратора сообщества

Создание сообщества конкурса сообщество-конструктор с возможностью настройки макета структуры страницы сообщества

Определение целей и задач конкурса главная страница сообщества

Объявление о конкурсе - приказ Управления образования об объявлении конкурса это может быть главная страница сообщества, страница в сообществе или ссылка на внешний источник (например, документы Google)

Реклама конкурса блоги соответствующей направленности

Определение состава экспертной группы страница со ссылкой на документ Google

Создание форума «Есть вопрос...» форум в сообществе

Публикация работ по номинациям авторский план-конспект урока (занятия)

Проведение экспертизы документы Google

Подведение итогов страница «Итоги конкурса» со ссылками на протоколы экспертизы (документы Google), на нортфолио экспертов и на экспертные листы

В OpenClass были проведены следующие конкурсы: муниципальный конкурс электронных рисунков (г. Питкяранта, Республика Карелия), дистанционный творческий конкурс компьютерного рисунка, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В них использовались такие инструменты, как «сообщество-шаблон», «вебальбомы Picasa», «сайты Google», «форум сообщества», «wiki-альбом». Национальным фондом подготовки кадров в рамках Недели безопасного Интернета был проведен конкурс «Если с другом вышел в сеть», в нем применялись такие типы контента, как «подшивки», «сообщество-конструктор», «блоги». В конкурсе презентаций «Все об одном слове» и межрегиональном конкурсе электронных презентаций «Моя любимая книга» использовались формы для создания цифровых образовательных ресурсов. В конкурсе сайтов среди школьных команд г. Искитима (Новосибирская область) активно использовались Wiki-страницы и комментарии.

Отдельно стоит сказать о проведении конкурсов с использованием специально разработанного программного обеспечения. Чувашским региональным отделением Академии информатизации образования совместно с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики проводятся конкурсы «Инфознайка», «Найди ответ в WWW» и «Турнир по программированию». В целях автоматизации проверки работ для всех конкурсов разработано специальное серверное программное обеспечение, позволяющее анализировать загружаемые решения участников конкурса [2], [3].

В Украине проводится конкурс по информатике «Бобер». Каждый участник конкурса должен установить и использовать на своем компьютере специальную программу. Участник получает пароль к открытию пакета заданий в день конкурса, файл ответов создается автоматически в процессе решения задач, участник сразу после окончания конкурса сдает его своему координатору. Конкурс длится 90 минут (время на решение задач без учета времени открытия пакета и заполнения анкеты).

При большом количестве участников в одной школе ученики могут выполнять задания на домашних компьютерах. Школьный координатор определяет время и порядок сдачи файлов ответов для каждого такого участника. Программа автоматически фиксирует время начала и время завершения работы над заданиями. При нарушении временных сроков проведения конкурса результат может быть аннулирован.

После окончания работы над задачами координатор собирает файлы ответов всех участников, формирует школьный пакет вместе с полным списком участников и координаторов. Электронный пакет с темой «Результаты конкурса “Бобер”» высылается в адрес оргкомитета в день проведения конкурса.

Резюме. Наблюдается тенденция к проведению дистанционных конкурсов с использованием сетевых сообществ педагогической направленности (Campus, OpenClass) в тесном взаимодействии с социальными сервисами Web 2.0 (в частности, Wiki, Google Doc, Picasa и т. д.). Такой подход не требует от организаторов наличия команды программистов, достаточно обычных навыков работы с офисными пакетами, электронной почтой и браузером. Происходит разработка специализированного программного обеспечения, которое иногда размещается на сайте проведения конкурса (серверная часть), а иногда устанавливается на компьютеры участников конкурса (клиентская часть). Такое разделение обуславливается спецификой конкурсов, прежде всего содержанием и охватом участников. Так, при небольшом количестве участников и выраженной гуманитарной составляющей, как правило, используются социальные сервисы, а при широком охвате и возможности формализации процедур оценивания разрабатывается специализированное программное обеспечение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельчусов, А. А. Технолого-организационные аспекты проведения очных и дистанционных конкурсов по информационным технологиям в Чувашии / А. А. Бельчусов // Педагогическая информатика. - 2007. -№ 1. - С. 18-25.

2. Бельчусов, А. А. Технология автоматической оценки работ участников дистанционного конкурса «Найди свой ответ в WWW» / А. А. Бельчусов // Новые информационные технологии и системы : труды VIII Международной научно-технической конференции : в 2 ч. Ч. 2. - Пенза : ПГУ, 2008. - С. 140-147.

3. Бельчусов, А. А. Автоматическая оценка произведений живописи и фотографии / А. А. Бельчусов // Проблемы развития и внедрения информационных технологий : материалы II Международной научнопрактической конференции. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. - С. 32-34.

4. Бельчусов, А. А. Разработка сайта интернет-олимпиады по программированию / А. А. Бельчусов // Математика. Информационные технологии. Образование : сборник научных трудов. - Оренбург : ОГУ, 2008. - С. 284-289.

5. Брусницына, Г. Г. О дистанционных формах сопровождения профессиональной деятельности педагогов с использованием сервисов веб 2.0 / Г. Г. Брусницына // Информационные технологии в образовании -2008 : сборник научных трудов участников VIII научно-практической конференции-выставки. - Ростов н/Д. : Ростиздат, 2008. - C. 100-102.

6. Буланов, С. М. Campus.ru: учиться легко : методическое пособие для работников образования, студентов и школьников старших классов / С. М. Буланов и др. - М. : OOO «Креатив Медиа», 2009. - 86 с.

7. Васильева, А. С. Использование социальных сервисов Web 2.0 в системе послекурсовой поддержки педагогов / А. С. Васильева, С. П. Одегова // Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой». - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 2007. - C. 69-72.

8. Горюнова, М. А. Опыт использования социальной сети Campus.ru в учебной и внеклассной деятельности / А. А. Горюнова // Компьютерные инструменты в школе. - 2010. - № 1. - С. 21-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.