Научная статья на тему 'Понятие и типология дистанционных конкурсов'

Понятие и типология дистанционных конкурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1551
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / ДИСТАНЦИОННЫЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПОНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельчусов Анатолий Александрович

На основе анализа терминологического аппарата внеурочной деятельности и дистанционного обучения введено понятие дистанционного конкурса, сформулированы и обоснованы критерии классификации дистанционных конкурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и типология дистанционных конкурсов»

УДК 37.035.461

ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСОВ

CONCEPT AND TYPOLOGY OF DISTANCE CONTESTS

А. А. Бельчусов A. A. Belchusov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. На основе анализа терминологического аппарата внеурочной деятельности и дистанционного обучения введено понятие дистанционного конкурса, сформулированы и обоснованы критерии классификации дистанционных конкурсов.

Abstract. On the basis of the analysis of terminological framework of extra-curriculum activity and distance training the concept of a distance contest is introduced, criteria of classification of distance contests are formulated and given proof.

Ключевые слова: конкурс, дистанционный, классификация, понятие.

Keywords: mntest, distance, classification, concept.

Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня, с одной стороны, существует практически сложившаяся терминология в области дистанционного обучения, а с другой -хорошо проработанная терминология внеурочной деятельности, которая велась еще до активного использования информационных технологий в учебном процессе. Однако благодаря использованию сети Интернет многие формы внеурочной деятельности, требовавшие очного участия учащихся, их непосредственного взаимодействия с организаторами мероприятия, сменили форму проведения на дистанционную. В связи с этим возникла потребность уточнить понятие дистанционного конкурса, ввести критерии для построения классификации дистанционных конкурсов.

Материал и методика исследований. Материалом исследования послужили положения, методические рекомендации, информационные письма и другие нормативные документы, определяющие порядок организации и проведения дистанционных конкурсов. В качестве методов исследования применялись анализ документов, сравнительный анализ, изучение опыта.

Результаты исследований и их обсуждение. С развитием сети Интернет и появлением персонального компьютера у все большего числа учеников многие предметные конкурсы, традиционно проводимые в школах, а также на региональном и федеральном уровнях, стали проводиться в дистанционной форме. Однако, в отличие от дистанционного обучения школьников и студентов, понятие дистанционный конкурс еще не сформировалось, также отсутствует и типология дистанционных конкурсов. В данном исследовании под типологией будем понимать метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели, которая используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей,

функций, отношений, уровней организации объектов как сосуществующих, так и разделенных во времени [1].

Так, в литературе можно встретить понятия «дистанционная эвристическая олимпиада» и «компьютерная телекоммуникационная викторина». Дистанционные эвристические олимпиады являются интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся. Такие олимпиады включают в себя задания, на которые, как правило, нет готовых ответов [10].

Компьютерной телекоммуникационной викториной (олимпиадой) называется соревновательная групповая вопросно-ответная игра с использованием электронной почты для связи между группами учащихся из различных городов (школ, вузов и пр.) [3].

Приведенные определения носят частный характер, поэтому мы обратимся к Большой Советской Энциклопедии. В ней «конкурс» (от латинского concursus, букв. -стечение, столкновение, встреча) понимается как соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников. В общеобразовательной школе и специальных учебных заведениях конкурсы различного содержания и характера (по учебным дисциплинам, худо -жественного и технического творчества, спортивные и др.) используются как одна из эффективных форм внеучебной образовательно-воспитательной работы, позволяющей выявлять и развивать интересы и способности учащихся. В СССР регулярно проводились всесоюзные, республиканские и местные конкурсы на лучшие сочинение школьников, научные работы студентов (по отраслям науки и техники), в системе профессионально-технического образования - на лучшего учащегося (по профессиям) [1].

Часто в качестве синонима слова «конкурс» используются такие термины, как «олимпиада», «марафон», «матч», «первенство», «спартакиада», «турнир», «чемпионат», «эстафета», «викторина», «игра». Проанализируем определения этих терминов и выявим в них общее.

Олимпиада - соревнования учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний. В СССР первая (математическая) олимпиада школьников состоялась в 1934 г. в Ленинграде. Школьные математические олимпиады стали традиционными с 30-х годов XX в. С 60-х годов проводятся городские, районные, областные, республиканские олимпиады учащихся 5-10-х классов по физике, химии, биологии и другим предметам школьной программы. Олимпиада - одна из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствует повышению интереса учащихся к знаниям, развитию их способностей, профессиональной ориентации, позволяет выявить и рекомендовать наиболее способных в высшую школу (с этой целью олимпиады для старшеклассников и абитуриентов проводят и вузы), содействует укреплению связи общеобразовательной школы с вузами [1].

Марафон - длительное, многоступенчатое состязание, соревнование в чем-либо [2] или длительный и напряженный ход развития чего-нибудь [4].

Матч - (англ. match) состязание между двумя или несколькими спортсменами, командами. Со 2-й половины XIX в. матчами назывались регулярно проводившиеся традиционные спортивные соревнования. В этом значении термин получил широкое распространение в середине XX в., когда стали традиционными встречи спортсменов. В конце XIX - начале XX в. матчами стали называть также состязания отдельных спортсменов, в том числе за звание чемпиона мира (профессиональный бокс, шахматы), а затем и соревнования в спортивных играх (футбол, баскетбол, хоккей и др.) [1].

Первенство - соревнование за первое место [9].

Спартакиада - традиционные комплексные массовые спортивные соревнования, названные в честь Спартака. Первые Спартакиады начали проводиться в начале 20-х годов XX в. рабочими организациями в СССР, Германии, Чехословакии [7].

Турнир - форма проведения личных или командных соревнований при числе участников свыше двух. Основные системы: круговая (каждый встречается один или несколько раз со всеми) и олимпийская, или кубковая (с выбыванием проигравших в очередном турнире) [7].

Чемпионат - официальные спортивные соревнования (в каком-либо виде спорта) высшего уровня для определенных коллективов, территории (района, города, области, страны, континента, мира), розыгрыш первенства с целью установления победителя-чемпи-она (спортсмена или команды) [1].

Эстафета - спортивные командные соревнования в скоростном преодолении дистанции, разбитой на этапы. Спортсмены, входящие в команду, после завершения своего этапа передают друг другу (в ряде видов спорта - символически) эстафетную палочку. Различают эстафеты простые, в которых все этапы преодолеваются одинаковым способом (например, гладким бегом), и комбинированные - из одного (например, плавание различными стилями) или нескольких (например, бег, гребля, веломотогонки и т. д.) видов спорта [1].

Викторина - игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой-нибудь общей темой [9].

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным [7]. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.

Конкурс - это соревнование коллективов или соревнование на личное первенство, имеющее целью повысить интерес учащихся к той или иной области науки, искусства, спорта и выделить лучших. Он может быть самостоятельной формой работы или составной частью школьного праздника, вечера, занятия кружка, быть тематическим и отчетным. В связи с конкурсами могут устраиваться выставки компьютерного творчества школьников (рисунки, анимация, программы и т. п.).

Из приведенных выше определений видно, что ключевым понятием в них является соревнование. Будем понимать соревнование как форму деятельности (работы, игры), при которой участвующие стремятся превзойти друг друга [4].

Однако все приведенные выше определения подразумевают, что соревнующиеся встречаются очно и стремятся превзойти друг друга, находясь лицом к лицу. Исключение могут составить разве что шахматные турниры по переписке. В случае дистанционных конкурсов учащиеся не встречаются лично, более того, они вообще не знакомы друг с другом. В связи с этим мы должны обратиться к опыту дистанционного обучения и применить имеющийся в нем терминологический аппарат к внеурочной деятельности. Само слово «дистанционный» в словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой [4] трактуется как «совершаемый на расстоянии». Понятие «дистанционные образовательные технологии» закреплено в стандарте [5] и означает образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и коммуникационных технологий при опосредо-

ванном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Е. С. Полат приводит факторы, определяющие дистанционную форму обучения [6]:

• разделение учителя и учащихся расстоянием, по крайней мере, на большую часть учебного процесса;

• использование учебных средств, способных объединить усилия учителя и учащихся и обеспечить освоение содержания курса;

• обеспечение интерактивности между учителем и учащимися, между администрацией курса и учащимися;

• преобладание самоконтроля над контролем со стороны учителя.

И. В. Роберт дает следующее определение дистанционного обучения - интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) [8].

Таким образом, в дистанционном обучении авторы выделяют пространственную удаленность участников процесса, наличие интерактивности и использование информационных и коммуникационных технологий.

Теперь, возвращаясь к понятию конкурса, мы можем сказать, что дистанционный конкурс - это форма деятельности, совершаемой на расстоянии, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в ходе интерактивного взаимодействия с жюри конкурса, между собой и специальным программным обеспечением.

Введение понятия «дистанционный конкурс» послужило отправной точкой для осуществления анализа нормативной документации дистанционных конкурсов, который поводился автором совместно с учителями на курсах повышения квалификации, проводимых в Чувашском республиканском институте образования. Для этой цели в социальной сети OpenClass было создано сообщество «Организация внеклассной работы в школе на основе дистанционных конкурсов». В сообществе были организованы форумы и блоги. Сначала в блоге «Конкурсы, в которых принимают участие ученики» собирались сведения о названиях дистанционных конкурсов и составлялся их общий список. Затем составлялось описание дистанционного конкурса. В итоге были составлены описания свыше 30 конкурсов по информатике и информационным технологиям. После этого учителя проводили SWOT анализ, т. е. выясняли сильные и слабые стороны конкурса, а также возможности и угрозы развития конкурса в будущем, затем переходили к построению модели собственного дистанционного конкурса.

В результате обобщения построенных учителями моделей были выявлены следующие закономерности: 35 % учителей считают, что конкурс должен проходить в течение 1-4 часов, а 38 % - в течение одного дня, т. е. фактически 73 % учителей считают, что время проведения конкурса не должно превышать один день. Получение заданий через сайт

конкурса считают оправданным 75 % учителей, они предпочитают эту форму по сравнению с электронной почтой или интернет-пейджером. При подготовке конкурса 80 % учителей считают важной доступность заданий прошлых лет и наличие рекомендаций, и 53 % отмечают необходимость пробного тура. Предпочтительный возраст участников 78 % учителей ограничивают 5-8 классом. Почти 83 % учителей считают, что ученик должен иметь право выбирать уровень сложности решаемых задач. На необходимость использования компьютеров при проведении конкурса указывают 57 %, а на индивидуальный характер решения заданий - 55 % учителей. Предпочтение тестовой форме конкурсных заданий отдают 73 % учителей.

Обобщение моделей дистанционных конкурсов, построенных учителями, и сравнительный анализ нормативной документации дистанционных конкурсов позволили выделить несколько групп критериев для классификации дистанционных конкурсов (рис. 1).

Первая группа критериев затрагивает временные характеристики конкурса, такие как продолжительность, периодичность и количество туров. Некоторые конкурсы проводятся в течение одного урока, а некоторые, предусматривающие выполнение проекта, - в течение учебной четверти. Наиболее распространены следующие временные интервалы: в течение 3-4 часов, т. е. времени, фактически отводимого на сдачу единого государственного экзамена. Часто участники выполняют конкурсные задания дома, в том числе и вместе с родителями, что не запрещается положениями некоторых конкурсов; в этом случае учащиеся фактически работают над заданиями те же 3-4 часа, однако формально время увеличивается до одних суток. Если при организации конкурса отдельно выделяются самостоятельные направления, например, компьютерная графика, программирование, офисные технологии и т. д., то с организационной точки зрения оказываются эффективными недельные сроки и в школе проходит так называемая «неделя информатики». Для некоторых случаев, когда принимаются работы, выполненные ранее и соответствующие требованиям конкурса, точное время работы над заданием определить невозможно, хотя это можно сделать приблизительно по датам объявления конкурса и окончания приема работ.

Массовые дистанционные конкурсы обычно проходят в один тур, но в некоторых случаях используется два тура: в первом туре все участники получают одинаковые задания, а во втором - индивидуальные. Также есть конкурсы, в которых предусмотрено более двух туров. Например, конкурс «Найди свой ответ в WWW» проводится в четыре тура, один из которых пробный, а три - зачетные. Проведение конкурса в несколько туров позволяет учащимся привыкнуть к организационным особенностям, процедуре оценки и т. д., так что они перестают существенно влиять на результат, снижается эффект случайности, а учащие -ся всецело могут сконцентрироваться на решении заданий.

У каждого конкурса может быть разная периодичность. Мы выделяем разовые конкурсы, приурочиваемые к какой-нибудь важной дате или событию, и ежегодные, которые проводятся на протяжении нескольких лет или даже десятков лет, имеющие свои традиции, символику и т. д.

Вторая группа критериев касается массовости конкурса. Главным показателем здесь является количество участников. Если конкурсом охвачено количество учеников в пределах средней численности одного класса (около 25 человек), то это - нулевой уровень, в пределах средней численности одной параллели (около 100 человек) - низкий уровень, в пределах средней численности одной школы (около 1000 человек) - средний уровень и, наконец, если количество участников выше средней численности одной школы), - высокий уровень. Заметим, что высокий уровень может обеспечить и одна крупная школа при усло-

вии, что в конкурсе принимают участие все ученики, а в положении о конкурсе нет ограничения на количество участников от одного образовательного учреждения. Напротив, если такое ограничение имеется, например, по одному человеку от каждого района субъекта Российской Федерации, то по охвату конкурс может оказаться и на нулевом уровне.

Конкурсные задания могут быть рассчитаны на определенный класс или группу учащихся, в связи с этим целесообразно выделять целевую аудиторию, охваченную конкур -сом. Здесь возможны два подхода. В первом случае деление идет по ступеням: начальная школа, основная школа, средняя школа, а во втором случае - по профилям: информационно-технологический, физико-математический, экономический, гуманитарный и т. д.

На массовость, безусловно, влияет география конкурса. Конкурс может проходить в пределах одного района, соответственно, к нему будут привлекаться только учащиеся школ этого района. Далее к участию могут привлекаться несколько районов субъекта Российской Федерации, и такой конкурс мы будем называть региональным. Учитывая дистанционный характер участия, многие ежегодные конкурсы быстро перерастают во всероссийские. К всероссийским конкурсам, в свою очередь, подключаются русскоязычные учащиеся из стран ближнего зарубежья, в частности, в конкурсе «Инфознайка» активно участвуют школы Казахстана, и конкурс становится международным.

К группе критериев массовости мы также относим и форму участия в конкурсе -индивидуальная или командная. Если, согласно положению о конкурсе, образовательное учреждение должно сформировать команду, это приводит, как правило, к снижению количества участников.

В третью группу критериев вошли те, что описывают форму и содержание заданий конкурса. В дистанционных конкурсах общение между участниками и жюри носит асинхронный характер, поэтому вопросы с оформлением работ и представлением результатов могут существенно повлиять на итоговую оценку. В положениях различных конкурсов мы встречаем две принципиально разные трактовки предоставления результатов: стандартизированная форма и произвольная форма. В стандартизированной форме всегда есть строгий шаблон или бланк для указания правильных ответов, выходных данных, часто он создается специальным программным обеспечением, например, конкурс «Бобер» или конкурс «КИО». Произвольная форма предполагает наличие лишь общих требований к оформлению и пересылке работ, не затрагивающих содержание, она характерна для творческих заданий, например, конкурсов компьютерной графики, сайтов и т. д. Также можно выделить и условно произвольную форму, которая возникает, если, кроме общих требований к оформлению работ, задаются еще и тематические номинации. Так, в конкурсе компьютерной графики могут быть введены номинации: «Малая родина», «Экологическая», «День Победы» и т. д.

Важную роль в данной группе критериев играет тип ответов на задания, предлагае -мые участникам. В случае стандартизированной формы учащиеся чаще всего работают с тестами, и результатом будет просто список номеров выбранных учеником вариантов ответов. Но в зависимости от тематики конкурса ответами могут служить: рисунок (в конкурсе компьютерной графики и анимации), компьютерная программа (в олимпиадах и турнирах по программированию), сайт (в конкурсах домашних страничек), презентация (в конкурсе по офисным технологиям), электронная таблица (в конкурсе по моделированию), исследовательский проект и т. д.

Временные критерии

Продолжительность

конкурса

Периодичность

Количество туров

Используемая

информационная

технология

Wiki

Moodle

Социальные сети

Собственный портал (интерактивный)

Статичный WEB

Клиентское ПО

Критерии массовости

Охват

Целевая аудитория География конкурса Форма участия

Дистанционный

конкурс

Критерии проверки

Кто проверяет (оценивает)

Определение победителей

Критерии оценивания

За счет грантовой поддержки или

За счет организационных взносов

Предоставление

результатов

Критерии формы и _ . „

^-------—--------- Тип задании

содержания задании

По тематике туров или заданий

Роль учителя

Педагогические критерии

Какую педагогическую функцию выполняет конкурс

Виды внеурочной Рис. 1. Классификация дистанционных конкурсов

Содержание заданий и тематика туров могут быть как связаны с одним разделом дисциплины или с несколькими, так и принадлежать разным дисциплинам. В случае проведения конкурса в несколько туров распространена ситуация, когда первый тур со -держит теоретические вопросы, например, по теоретической информатике, а второй -практические задания по программированию.

В четвертую группу включены критерии оценки конкурсных работ и выявления победителей. В творческих конкурсах оценка работ проводится экспертным методом, когда качественные характеристики переводятся экспертом в баллы, которые затем усредняются по всем экспертам, формируя таким образом рейтинговую таблицу. В тех случаях, когда каждую характеристику конкурсной работы можно легко оценить, например, количество тестов, которое прошла компьютерная программа, или близость к оптимальному решению в задачах по моделированию и оптимизации, переходят к авто -матизации проверки работ. Серьезные шаги в области автоматизации оценки конкурсных работ сделаны в олимпиадах и турнирах по программированию. В частности, в школах Чувашской Республики широко используется система Excutor, на сайте гимназии № 5 создан специальный раздел с методическими рекомендациями по работе с данной системой. Стоит упомянуть еще одну систему оценивания работ, которая построена на голосовании Интернет-сообщества. Она распространена в конкурсах компьютерного рисунка и web-страниц. Такой подход предполагает, что конкурсные работы или ссылки на эти работы выкладываются на сайт с возможностью голосования. Некоторые социальные сервисы, например, ресурс «Каля-маля», специально ориентируются на такого рода услугу. Затем работы оцениваются или посетителями сайта, или самими участниками конкурса (собственная работа не оценивается). Возможны также разные варианты объединения оценок, полученных в результате голосования, и оценок, выставленных жюри конкурса.

Какой бы из подходов к оценке работ участников конкурса ни был выбран, в ито -ге жюри конкурса получает рейтинговую таблицу и встает вопрос определения победи -телей. Здесь возможны следующие варианты. Число победителей фиксировано в самом положении о конкурсе и жестко задается количеством призовых мест: одно первое место, два вторых места, три третьих места - всего получаем шесть победителей. В другом варианте фиксируется бал, который обеспечивает победу в конкурсе. В третьем варианте победители определяются как процент от общего числа участников.

В пятую группу собраны критерии, определяющие информационно-коммуникационные технологии, используемые при организации конкурса. Различные информационно-коммуникационные технологии могут использоваться на этапе рассылки информационных писем, регистрации участников, рассылки заданий, приема решений участников, оценки работ и т. д. На сегодняшний день широкое распространение получили следующие технологии. Технология wiki привлекает удобством создания контента, наличием процедуры регистрации, возможностью загрузки файлов ответов. Использование системы дистанционного обучения Moodle позволяет предлагать участникам конкурса задания в тестовой форме, автоматически проверять их, проводить конкурс в несколько туров, осуществлять экспертную оценку, объединять итоги нескольких туров, строить рейтинговые таблицы. Немаловажным фактором является бесплатное распространение СДО Moodle. Привлечение большого числа участников и увеличение охвата помогают добиться социальные сети. В социальных сетях Campus и OpenClass

существуют специальные разделы и сообщества, посвященные проведению дистанционных конкурсов. Ежегодно проводимые конкурсы, как правило, обзаводятся собственным порталом, где размещаются задания прошлых лет, информационные письма и положения, методические рекомендации, имеется возможность посмотреть правильные ответы, пройти регистрацию и оставить заявку на участие, обсудить на форуме возникающие вопросы. Конкурсы, проводимые на уровне района, часто используют статичный web-сайт, просто размещая материалы на сайте одной из школ, которая в данном случае является базовой. В некоторых случаях организаторами конкурса разрабатывается специализированное программное обеспечение. Участники должны скачать и установить на свой компьютер соответствующую программу и уже с помощью этой программы выполнять решения задания, как происходит в конкурсе «Бобер» и «КИО».

В шестую группу помещен всего один критерий, он определяет принцип фор -мирования призового фонда. Каждый из участников надеется на победу и на получение приза, даже если не удалось победить, всегда хочется иметь документ (сертификат или свидетельство), подтверждающий факт участия и отражающий достигнутые результаты. Чтобы обеспечить учеников призами, дипломами, сертификатами, выдать благодарности активным педагогам, которые на местах выполняли функции школьного координатора конкурса, любому оргкомитету необходимо сформировать призовой фонд. В одном случае он формируется за счет регионального бюджета, направленного на образование, в частности, на финансирование системы дополнительного образования, или грантовой поддержки, получаемой от благотворительных фондов. В другом случае призовой фонд формируется за счет оргвзносов, которые оплачивают сами участники конкурса.

В последнюю, седьмую группу вошли педагогические критерии. Они определяют роль учителя, который, с одной стороны, может выступать как тренер-консультант, осу -ществлять научное руководство, быть лидером-наставником команды, с другой - учитель может ограничиться организационно-технической функцией и лишь обеспечивать регистрацию и формирование списка заявок на участие, помогать с отправкой решений, осуществлять контроль самостоятельности выполнения заданий, обеспечивать учащих -ся компьютерной техникой и предоставлять доступ в Интернет. Каждый из конкурсов выполняет несколько педагогических функций. Вместе с тем, если предусматривается проведение подготовки к конкурсу и имеется пробный тур, усиливается обучающая функция. Наличие творческих и исследовательских заданий способствует выполнению развивающей функции. Если тематика конкурса посвящена правилам поведения в обществе, патриотизму (например, в конкурсе «Найди свой ответ в WWW» предлагалось ответить на вопросы по сетевому этикету), успешно реализуется воспитывающая функция. Если задания конкурса сформулированы в виде тестов и достаточной мере полно отражают учебную программу, то учителя часто по результатам конкурса выставляют ученикам оценки по своему предмету, тем самым выполняется контролирующая функция.

Резюме. В ходе проведенных исследований было введено понятие дистанционного конкурса, построена классификация дистанционных конкурсов, т. е. выделены множества установленных групп подобных объектов, приведены основания, по которым объекты объединяются в группы, и сформулирован принцип, согласно которому все группы соединяются, организуются в единую систему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая Советская Энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1970-1977. - 3 изд. - 18240 с.

2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. -М. : Русский язык, 2000. - 1088 с.

3. Могилев, А. В. Педагогические аспекты дистанционного образования / А. В. Могилев. - Воронеж : ВГПУ, 1997. - 184 с.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : ИТИ Технологии, 1994. - 944 с.

5. Отраслевой стандарт Госкомвуза Российской Федерации. Информационные технологии в высшей школе. Термины и определения (утвержден и введен в действие Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 12.02.96 № 260). - 10 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева ; под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 2004. - 416 с.

7. Современный толковый словарь. - М. : Большая Советская Энциклопедия, 1997. - 6110 с.

8. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И. В. Роберт, Т. А. Лавина. - М. : ИИО РАО, 2006. - 88 с.

9. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. - М. : Изд-во ЛадКом, 2011. - 848 с.

10. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.