Кузнецова Ирина Николаевна
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - В ШКОЛЕ?
Я работаю в самой обычной школе, правда, она оснащена локальной сетью c выходом в Интернет, двумя компьютерными классами. Поэтому информационные технологии имеют большое значение в учебном процессе (на уроках, в методической работе), во внеклассной работе для поддержки общественной жизни школы.
И в этой обычной школе так же, как и везде встает вопрос «как учить, чему учить».
Вот что пишут девятиклассники в сочинении «Школа, какой я ее хочу видеть»:
Школа будущего - это отсутствие школы как таковой. Это - домашнее обучение с помощью компьютерные нововведений XXI века. Я имею в виду пакетную передачу данные непосредственно в мозг человека...
Хочу подытожить, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерные технологий...
...Я считаю, что компьютер может помочь обучению и в других предметах как учебное пособие. Хоть компьютеры - это дорогое удовольствие, но давайте представим себе компьютеризированную школу будущего: ученики этой школы1 не носят груды1 учебников, а имеют только маленький КПК (pocket PC), которыш соединяется с сетью Интернет по технологии Wi-Fi. И ученик сможет загрузить нужныш параграф любого учебника...
...Быило бы1 замечательно, если бы1 во время уроков мы могли путешествовать во времени, например, на уроке химии побывать в том времени, когда была составлена таблица Менделеева, или путешествовать в разных химических веществах. А на уроках биологии побывали бы1 в организме человека. Тогда и учиться быило бы1 интереснее и легче.
... Так^же можно бы1ло бы1 представ-ляты нас разными существами, тогда мы1 точнее бы1 понимали природу. По экономической географии, например, можно быило бы1 побы1ваты и, естественно, посо-действоваты в Думе...
...Одним словом, лучше быило бы1 не сидеты в кабинетах и не решаты однообразные примеры1, а проникаты в суты и про-боваты это самим...
Посмотрите, как наши дети определили цель образования и наметили пути достижения этой цели (использование информационных технологий)!
Однако в нашей школе методы и формы обучения остались традиционными.
Я занимаюсь также проблемой обучения детей с проблемами здоровья. Некоторые из них не посещают массовую школу, другие пропускают много занятий. Тем не менее, в связи с состоянием здоровья образование вообще и информационная культура в частности им будут особенно нужны в профессиональной деятельности. Поэтому я пытаюсь применять элементы дистанционного обучения как в дополнительном, так и в обычном школьном образовании.
Здесь хотелось бы поделиться своим опытом, выделить общие проблемы.
Опыт первый. Обучение информационным технологиям детей с гемофилией.
Для каждого ученика был составлен личный учебный план, соответствующий его уровню знаний и поставленной учебной задаче. В течение года учащийся должен был бы несколько раз проходить тестирование для оценки качества обучения и, возможно, изменения учебной программы. Каждый учащийся имеет дома компьютер и выход в Интернет. Учебные пособия подготовлены
НАМ ПИШУТ
85
Кузнецова И.Н.
в электронном виде (использовались, в частности, материалы Роботландского университета - www.botik.ru/~robot/ru/index.htm ). Учащиеся, по возможности, приезжали на очные занятия. В остальное время они обменивались с учителем электронной почтой. В обучение обязательно включалось участие в коллективных мероприятиях - конкурсах, конференциях, семинарах.
А итоги такие: если родители активно участвовали в образовании своего ребенка, то этот ребенок достигал отличных результатов и далее (с 14-15 лет) переходил к самообразованию. Но таких случаев, к сожалению, очень мало.
Опыт второй. Дистанционный курс по программированию для старших школьников.
Несколько учеников нашей школы попытались дополнительно изучать программирование на курсах в ИТМО. Десятиклассники сначала ездили в ИТМО на лекции и практику. Оказалось, что школьная подготовка у них недостаточна, поэтому они быстро перестали понимать теоретический материал и не справлялись с задачами. Тогда мы решили организовать в школе группу, которая зарегистрирована в системе дистанционного обучения в ИТМО. Каждый ученик при этом может самостоятельно изучать теорию по материалам, опубликованным на сайте курса, решать задачи, дистанционно участвовать в олимпиадах, проходить тестирование. Кроме того, они приходили на очные занятия со школьным учителем, который был своего рода «толмачом» - отвечал на вопросы, растолковывал задачи и т. п.
Итоги - обучение проходило гораздо медленнее. Однако сдвиги явно наметились у тех учащихся, которые сами прикладывали большие усилия.
Опыт третий. Дистанционные курсы и олимпиады Центра «Эйдос».
При поиске в Интернет на запрос «Дистанционное образование» обнаружились ссылки на ВУЗы, и Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru). Оказалось, что Центр «Эйдос» с 1997 года организует курсы для школьников и преподавателей, а также олимпиады. В 2003-2004 учебном году было проведено 55 олимпиад, в которых участвовало 28786 школьников с 1 по 11 классы. Нет, пожалуй, ни одного школьного предмета, по которому такая олимпиада не была предложена.
Сначала я сама попробовала пройти дистанционный курс «Методика разработки дистанционных курсов». Мне, специалисту по информационным технологиям с большим (более 20 лет) стажем, казалось, что эти занятия не займут много времени.
Но задания, формы работы оказались настолько увлекательными, что я во время отпуска просидела 10 дней у компьютеров, стремясь разработать свой собственный дистанционный курс «Школа Лого». И я это сделала! Конечно, это было первое приближение, но сейчас этот курс (http:// acm.eltech.ru/logo/) проходит обкатку, появляются новые идеи.
Теперь я предлагаю своим коллегам (как учителям информатики, так и предметникам) воспользоваться этой интересной возможностью повысить свою профессиональную квалификацию. Многообразие курсов, которые предлагает Центр «Эйдос», позволит каждому найти свое направление.
Кузнецова Ирина Николаевна, учитель информатики общеобразовательной средней школы № 640,
директор Негосудартвенного образовательного учреждения дополнительного образования «Пейпертовский Центр».
© Наши авторы, 2005. Our authors: 2005.
86
© КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБРАЗОВАНИИ. № 2, 2005 г.