Наряду с ними, следовало бы проводить более активное исследование в сфере энергетики, особенно построенной на новых принципах, в частности: S атомной энергетики; S квантовой энергии;
S био, гео, гидроэнергии (также на новых принципах) и т.д.
В целом, указывая на возможности пополнения госбюджета за счет прогрессивной налоговой нагрузки олигархов, назовем ее первым важнейшим источником. Вторым важнейшим источником преодоления дефицита бюджета является активизация омертвленного капитала, который находится в семейном бюджете населения. На основе разработанной нами модели активизации семейного бюджета, проведены практические расчеты с учетом процентных ставок, которые колеблются от 15 до 30%, в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуаций. Это позволило бы получить дополнительно приблизительно 1,4-1,8 трлн. руб.
Литература и источники
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Структура Госбюджета. Интернет информация. 2016 г.
3. Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математика в экономике. Математические методы и модели: Учебник -М.: Финансы и статистика, 2007.
4. Хубулава Н.М. Эконометрика XXI века. "Восход-А", 2010.
5. Рекомендуемые ресурсы сети Интернет:
5.1. www.fsgs.ru (Федеральная служба государственной статистики, ФСГС).
5.2. www.budget.ru - Финансовое казначейство РФ.
5.3. www.mon.gov.ru - Министерство образования РФ.
5.4. www.minfin.ru (Министерство финансов РФ).
5.5. http://economicus.ru (Экономический портал).
5.6. www.hse.ru (Государственный университет — Высшая школа экономики).
5.7. www.nns.ru (Национальная электронная библиотека).
5.8. www.imf.org/external/np/ds/ (База данных МВФ).
5.9. http://media.karelia.ru/~resource/econ/teor_fin/13.htm (Базовые категории финансового менеджмента)
5.10. http://www.emd.ru/education/opn_sem/razd.php?razd=6 (финансовый менеджмент - каталог по типу документа)
5.11. http://www.it2b.ru/it2b3.view3.page27.html (Технологии разведки для бизнеса - роль и значение рисков в банковском финансовом менеджменте)
5.12. http://www.bdc.ru/new/mng/mg2002/fin.shtml Издательская группа (БДЦ-пресс)
5.13. http://mb.bash.ru/article.php?a=show&id=49 Центр научно-технической информации.
ХУБУЛАВА НОЕ МИХАЙЛОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования России, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Университета Российского Инновационного Образования (УРИО), г. Москва ([email protected])
HUBULAVA, NOE M. - Doctor of Economics, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of Russia, head of the department of management and control of the Russian State University of Innovative Education (URIO), Moscow.
УДК 347.734:336.7
ГЛАДКОВА С.Б., ГУЛЬКО А.А., ЧУКАНОВА Е.С. О РАЗВИТИИ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Ключевые слова: экономическая безопасность, кредитование, малый и средний бизнес, проблемы малого и среднего предпринимательства, деятельность банков.
В статье обоснована роль малого и среднего бизнеса в обеспечении экономической безопасности государства, проанализированы основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ, определены основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса, рассмотрены проблемы банковского кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и предложены меры для стимулирования банковского кредитования МСБ на государственном уровне.
GLADKOVA, S.B, GULKO, A.A., CHUKANOVA, E.S.
ABOUT THE DEVELOPMENT OF BANK LENDING OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES AS A FACTOR OF PROVISION OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Keywords: economic security, lending, small and medium businesses, the problems of small and medium-sized businesses, the activities of banks.
In the article substantiated the role of small and medium-sized businesses in provision of the economic security of the state, analyzes the main indicators of activity of subjects of small and medium-sized enterprises in Russian Federation, determined the major factors impeding the development of small and medium-sized businesses, viewed the problems of bank lending of small and medium-sized enterprises, and proposed measures to stimulating of bank lending of SME at the state level.
В современной экономической науке существует большое многообразие подходов к определению экономической безопасности. Ряд ученых определяют данную дефиницию как состояние, отсутствие опасности; способность системы возвращаться в состояние равновесия или же, как состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими субъектами. Согласно положениям Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации экономическая безопасность представляет собой такое состояние развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз [1].
Исходя из этого, полноценное развитие малого и среднего бизнеса является важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности государства. Оно способствует эффективности общественного производства и вовлечению ресурсов в хозяйственный оборот, преодолению монополизма в экономике, обеспечению приемлемых для большинства населения условий жизни и развитию личности, преодолению значительной дифференциации в доходах граждан, конкурентоспособности и продвижению экспортных товаров на мировых рынках, формированию возможностей по завоеванию рынков сбыта отечественных товаров и услуг и т.п.
Малое и среднее предпринимательство (МСП) занимает ведущую роль в экономике развитых стран мира. Выполняя ряд важнейших функций общеэкономического, социального и инновационного характера и при этом не требуя крупных стартовых инвестиций и гарантируя высокую скорость оборота ресурсов, оно является важнейшим фактором политической и экономической стабильности государства [3]. Малый и средний бизнес (МСБ) обеспечивает рост совокупного предложения, способствует снижению уровня безработицы и росту доходов от предпринимательской деятельности в совокупной величине денежных поступлений. Малое предпринимательство имеет огромное значение, рассматривается наряду со средним и обеспечивает занятость около 50% мирового трудоспособного населения, а объем производства в данном секторе достигает 33-66% ВНП всех стран в среднем (по различным оценкам), и является одним из важнейших фактором развития экономики и обеспечения ее безопасности.
Опыт развитых зарубежных стран демонстрирует весьма высокую эффективность деятельности малых фирм и их возрастающую роль в экономической системе (рис. 1).
70 60 50 40 30 20 10 0
доля МСБ в ВВП (%)
доля МСБ в ВВП (%)
Китай Европа США Россия
Рис. 1. Роль (доля) МСБ в развитии экономики Определение МСП в России (табл.1) не полностью соответствует обычной европейской практике - стандартный порог занятости для микропредприятия менее 15 сотрудников при пороге для стран Организации экономического сотрудничества и развития менее 10; для малых - до 100 сотрудников при обычном пороге 10-49 сотрудников.
Таблица -1
Критерии малого и среднего предпринимательства в РФ_
Категории субъектов МСП Предельные значения средней численности работников Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг), без НДС
Микропредприятия от 1 до 15 человек 120 млн. руб.
Малые предприятия от 16 до 100 человек 800 млн. руб.
Средние предприятия от 100 до 250 человек 2000 млн. руб.
Источник: [1]
Основными сферами МСБ в Российской Федерации являются торговля, а также операции с недвижимостью (аренда, купля, продажа) и строительство.
По состоянию на 1 января 2016 года было зарегистрировано и действовало 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек (табл.2).
Таблица - 2
Основные показатели деятельности субъектов МСП в России _по состоянию на 1 января 2016 года_
Показатели Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия ИП Все категории МСП
Количество субъектов МСП, тыс.ед. 1868,2 235,6 13,7 2413,8 4531,3
Доля в секторе МСП, % 41,2 5,2 0,3 53,3 100
Среднесписочная численность работников, тыс.чел. 4431,1 5358,4 1585,8 5645,7 18021
Выручка субъектов МСП, млрд. руб. 9699,3 16692,9 5027,8 10447,5 41867,5
Источник: [4]
Таким образом, «количественную» основу сектора МСП составляют индивидуальные предприниматели (ИП) - 2,4 млн. ед. (53,3% от общего числа субъектов МСП) и микропредприятия - 1,9 млн. ед. (41%). При этом на микропредприятиях и в сегменте ИП трудится более половины всех занятых в секторе МСП - 55%. Увеличение количества предприятий в секторе МСБ происходит главным образом за счет роста числа малых и микропредприятий - юридических лиц (только за 2014 год более, чем на 35 тыс. единиц). Вместе с тем, несмотря на увеличение числа субъектов МПС, в данном секторе занята лишь четверть экономически активного населения России. Доля МСП в ВВП составляет всего 22% (для сравнения в Бразилии - 60%, Германии - 80) [2,с.128], сектор по-прежнему отдален от общего процесса формирования предпринимательской среды. Это говорит о существенном потенциале роста данного сектора в России.
Между тем, в России существует множество актуальных проблем, мешающих развитию малого и среднего бизнеса. В числе основных факторов, отрицательно влияющих на безопасность предпринимательской деятельности, выделяют [5]:
- ограниченный доступ к финансовым ресурсам;
- активное участие представителей власти в коммерческой деятельности;
- низкую профессиональную подготовку молодых кадров;
- отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции;
- отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положении;
- отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде;
- активизацию шпионской и разрушительной деятельности со стороны спецслужб развитых стран и крупных компаний, имеющих большой опыт данной деятельности [6].
Рассматривая фактор ограниченного доступа к финансовым ресурсам, следует отметить, что основными источниками финансирования малого и среднего предпринимательства являются самофинансирование, заемные и привлеченные средства, а также государственная поддержка малых предприятий.
Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе является крайне необходимым на уровне государства. Вот почему политика в данной сфере «является частью государственной социально-экономической политики» [7]. В качестве форм государственной поддержки МСП следует отметить реализацию комплекса мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата России, совершенствование законодательной базы и создание организационных условий ведения предпринимательской деятельности, формирование инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и властью, защиту прав инвесторов. Разрабатывается и развивается законодательство, направленное на стимулирование предпринимательской деятельности, ликвидацию административных барьеров, финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, внедряются базовые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в рамках реализуемых целевых программ.
Современные политические и экономические реалии усиливают мотивацию государства в развитии малого и среднего бизнеса, так как оно может снизить степень нефтяной зависимости и способствовать реализации столь необходимых структурных реформ в экономике. С учетом выше названного кредитование предприятий малого и среднего бизнеса не просто должно оставаться целевым сегментом для российских банков, а стать приоритетным направлением их деятельности. Более того - оно является для них жизненно необходимым, поскольку другие источники генерации прибыли банков для них практически исчерпали свой потенциал (в частности кредитование крупных корпоративных клиентов и физических лиц).
По состоянию на начало 2016 года объем задолженности по банковским кредитам У1СП составил 4,8 трлн. руб. и вырос по сравнению с началом 2010г. на 77,8% (рис. 2). 6000
5000
4000
.О" \>
Задолженность по кредитам, млрд.руб.
Объем просроченной
задолженности,
млрд.руб.
Доля просроченной
задолженности,^
Рис. 2. Динамика банковского кредитования МСП В Российской Федерации в 20092015 годах Источник: Собственная разработка автором на основе [4] В исследуемом периоде наиболее значительный рост банковского кредитования МСБ отмечался в 2011 году - 19%, хотя он заметно отставал по темпам развития от розницы и ссуд крупному бизнесу (соответственно +36% и +28%). В 2012 году темп прироста снизился до 18,4%, а в 2013 году упал до 15,5%. В 2014-2015 годах отмечается сужение банковского «кредитного поля» по МСБ - по итогам 2014 года задолженность по ссудам снизилась на 0,8% , а за 2015 год произошло снижение уже на 5,8%. О развитии кредитования МСП дает представление данные табл.3. [8]
Таблица-3
Динамика кредитования МСП в период 2010-2016 гг._
Годы Всего, млрд руб. В том числе просроченная
В млрд руб. В % ко всей задолженности
2010 2907,1 221,2 7,6
2011 3531,2 311,4 8,8
2012 4260,6 314,9 7,4
2013 5046,1 401,9 8,0
2014 5806,0 398,3 6,9
2015 5759,7 446,5 7,8
2016 5298,4 737,1 13,9
Резкое падение задолженности по кредитам в рассматриваемом сегменте началось в августе 2014 года, когда объем портфеля кредитов достиг своего пикового значения -5,4 трлн. руб. Если сравнивать с кризисным 2009 годом, то следует отметить существенную разницу - в 2009 году был все же обеспечен рост задолженности по кредитам МСБ (4%) при снижении объемов кредитования крупного бизнеса и физических лиц (на 0,6% и 11% соответственно), а снижение объемов кредитования МСБ за 2014 год произошло на фоне росте корпоративного портфеля кредитов крупному бизнесу (на 41%) и розничного кредитного портфеля (на 14%) [9].
Падение объемов банковского кредитования сопровождалось резким ухудшением качества портфеля кредитов, предоставленных банками МСБ. Только за 2015 год доля просроченной задолженности в нем выросла с 7,7% до 13,9, или на 6,2 п. п., а в целом за период - на 6,3 п. п. Основными ключевыми причинами, оказавшими негативное влияние на замедление кредитования МСБ, стало ужесточение подходов банков к кредитованию (усиление требований к обеспечению и финансовому положению
заемщиков, ограничение сроков кредитования, сокращение среднего размера кредита, «сворачивание» кредитования с использованием технологий беззалоговых кредитов, микрокредитов и экспресс-кредитов) на фоне сбывающихся негативных прогнозов развития экономики и ухудшения финансового состояния самого сегмента малого и среднего предпринимательства.
Дополнительное давление на темпы роста рынка банковских кредитных услуг для МСБ оказало повышение ставок кредитования, вызванное удорожанием фондирования для самих банков и нарастанием кредитных рисков. Кредитование небольших компаний, весьма рискованно для кредитных организаций, и они стремятся компенсировать свой риск высокой процентной ставкой. Повышение ставок и кредитных требований к заемщикам приняло масштабный характер к концу 2014 года, когда ставка для субъектов МСП поднялась в среднем на 8 п. п. Все это оказало негативное влияние на интерес добросовестных заемщиков к кредитным ресурсам, сведя практически к нулевой отметке инвестиционное кредитование, в то время как основная доля спроса стала приходиться на овердрафтные кредиты и кредиты на закрытие кассовых
В результате, большинство малых и средних предприятий, если и могут рассчитывать на финансирование от банков, то по ставке не менее 17% годовых [9].
Изменение приоритетности в кредитной политике российских банков в период экономической нестабильности в 2014-2015 гг. привело к снижению объема кредитования такой категории заемщиков, как малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели (табл. 4).
Таблица - 4
Динамика объемов кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам РФ в рублях и иностранной валюте, за период с 01.12.2014 г. по 01.11.2015 г.,
млн руб.
Регион Рублевые кредиты субъектам МСП, на 01.11.2015 г. Изменение объемов кредитования в рубля за период Валютные кредиты субъектам МСП, на 01.11.2015 г. Изменение объемов кредитования в иностранной валюте за период
Российская Федерация 4131333 -2437100 286778 -44803
Москва 1138458 -646161 153071 -12758
Все остальные субъекты РФ 2992875 -1790939 13707 -32045
В этих условиях, на наш взгляд, было бы весьма целесообразным принятие ЦБ РФ и правительством критерия, предложенного Ассоциацией российских банков (АРБ) в качестве базового для участия банков в программе докапитализации за счет средств Агентства по страхованию вкладов (АСВ), - вхождение банка в число трех крупнейших по кредитованию субъектов МСП в регионе регистрации кредитного учреждения или осуществление кредитования не менее, чем в пяти субъектах Российской Федерации, при задолженности по кредитам МСБ не менее четверти от общего кредитного портфеля банка и 35% от объема всего корпоративного кредитного портфеля [9,10]. Но данное предложение принято не было, что «выбросило за борт» ряд банков с высокой долей присутствия на региональных рынках кредитования МСБ, тем самым лишив определенных возможностей предпринимателей.
Очевидно, что для стимулирования банковского кредитования МСБ необходимо принятие ряда мер на государственном уровне.
Государство должно способствовать развитию независимой экспертизы кредитных рисков по МСБ в соответствии с лучшими международными стандартами, стимулируя деятельность центров скоринговой оценки широкого круга предприятий данного сектора и предоставление основанной на нефинансовых данных аналитической и бизнес-информации. Необходимо уменьшить концентрацию большого объёма денежных фондов в небольшом числе финансовых институтов, расширив возможности доступа к ресурсам малых и средних банков. Поскольку для последних практически единственным источником долгосрочной ресурсной базы являются кредиты МСП Банка, целесообразно рассмотреть возможность увеличения его лимитов при финансировании банков-партнеров до уровня 100% от объема их собственных средств (сейчас от 30 до 50%) [9]. Весьма разумным и своевременным могло бы стать снижение коэффициентов рисков по ссудам, выдаваемым предприятиям, способствующим процессам импортозамещения.
Принятие названных мер требует определенных изменений в регуляторной среде. Причем повышение ответственности регулятора должно дополняться ответственностью банков. Коммерческие банки должны проводить социально-ответственную кредитную политику, совершенствуя и развивая технологии кредитования субъектов МСП, разрабатывая и внедряя новые способы снижения кредитных рисков.
Комплексное решение проблемы расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, несомненно, будет способствовать не только повышению их экономической безопасности, но и обеспечению экономической безопасности на макроуровне.
Литература и источники
1. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» (утв. указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608). - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/106503/paragraph/129:2
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015). - Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854/
3. Гулько А.А., Чорба В.П. О проблемах банков в развитии их кредитных отношений с субъектами малого и среднего предпринимательства// Актуальные проблемы развития экономических, финансовых и кредитных систем: материалы III Международной научно-практической конференции (г. Белгород; 8 сентября 2015 г.)/ под научн. ред. М.В. Владыка, Т.Н. Флигинских, Ю.В. Всяких. -Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. - С. 127-130.
4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации - Режим доступа: http://www.crb.ru, свободный
5. Зыков В.В. Бизнес как система и объект экономической безопасности // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 11. - С. 225-231.
6. Кизим А.А., Солахов П.А., Лукьянцева К.А. Экономическая безопасность малого бизнеса в условиях кластеризации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. - № 3.- С. 137-145.
7. Гулько А.А., Чуканова Е.С. Проблемы развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса в России //Актуальные направления фундаментальных прикладных исследований. - 2015. - С. 223-214.
8. Банковский сектор России: проблемы и перспективы: колл. монография / под.ред. В.Э. Кроливецкой. - Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016. - 107 с.
9. Официальный сайт Ассоциации российских банков// Режим доступа: http://www.arb.ru, свободный.
10. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]// Режим доступа: -http://www.gks.ru, свободный.
ГЛАДКОВА СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России ГУЛЬКО АНЖЕЛИКА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, инвестиций и инноваций Белгородского государственного национального исследовательского университета.
ЧУКАНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА - магистрант Института экономики Белгородского государственного национального исследовательского университета ([email protected])
GLADKOVA, SVETLANA B. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of financial and economic activity, St. Petersburg University of MIA of Russia ([email protected]) GULKO, ANGELICA A. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Finance, Investment and Innovation, Belgorod State National Research University (E-mail: [email protected]) CHUKANOVA, ELENA S. - Master, Institute of Economics, Belgorod State National Research University
УДК 378:331.101.262
АЛЕКСЕЕВА И.А. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ВУЗА КАК ОСНОВНОГО ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, человеческий капитал, высшее учебное заведение, развитие персонала, научно-педагогические кадры
В статье проанализированы основные направления профессионального развития человеческого капитала вуза, являющегося ключевым фактором в повышении его конкурентоспособности. Использован комплексный метод оценки кадровых показателей конкурентоспособности вуза с помощью профессиографии. Предложена технология развития карьерных ориентации научно-педагогических кадров, способствующая повышению их внутриорганизационной мобильности и лояльности вузу.
ALEKSEEVA, I.A.
DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL OF UNIVERSITY AS THE MAIN FACTOR TO
IMPROVE ITS COMPETITIVENESS
Keywords: competitiveness of university, human capital, higher education school, staff development, scientific-pedagogical personnel
In the article analyzes the main branches of professional development of human capital of higher education school, which is a key factor in improving its competitiveness. It is used a complex method of assessing the personnel indicators of competitiveness of university through professiography. It is presented the technology of development of career orientations of the scientific-pedagogical personnel, contributing to both increase their intra-organizational mobility, and loyalty to higher education school.
В современных условиях стремительного устаревания профессиональных знаний, умений и навыков способность организации постоянно повышать уровень сотрудников является одним из важнейших факторов достижения конкурентоспособности. По существу, сегодня российские вузы столкнулись с кризисом в развитии своего человеческого капитала, обусловленным несоответствием традиционной системы управления профессиональным развитием новым условиям современной экономики, дефицитом специалистов, умеющих управлять развитием по-новому. Также нужно учесть специфические особенности подготовки и развития человеческого капитала вуза, заключающиеся в том, что подготовка, воспроизводство и накопление происходит в одной и той же системе - системе образования. Безусловно, препятствием на пути современного развития человеческого капитала вузов является и отсутствие у различных категорий научно-педагогических кадров навыков управления собственным развитием, поскольку длительное время данную функцию традиционно выполняли школа, вуз и работодатель.
Проведенный нами анализ понятийного аппарата показал, что под человеческим капиталом представителями разных экономических направлений понимают совокупность знаний, умений, навыков, опыта, образования, мотиваций, интеллектуального и творческого потенциала работников. Данную структуризацию с точки зрения системного подхода нельзя считать целостной, так как человеческий капитал не рассматривается как элемент более общей системы, характеризующейся