6. Воробьева С. А. Специфика деятельности руководителя в государственных органах власти и управления / С. А. Воробьева, Э. Р. Мухамеджанов, Е. С. Подвальный, О. А. Сухоруких // Регион: государственное и муниципальное управление. — 2015. — № 4 (4). — С. 13.
7. Подвальный Е. С. Информационный мониторинг в социотехнических системах / Е. С. Подвальный // Регион: системы, экономика, управление. — 2014. — № 2 (25). — С. 206—211.
8. Общая информация о Краснодарском крае [Электр, ресурс] // Администрация Краснодарского края [Офиц.сайт]. —URL: http://krasnodar.ru/content/36/show/29838/.
9. Инвестиционный портал Краснодарского края. — Режим доступа: http://www. investkuban.ru/.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал)
Малахова О. А., преподаватель кафедры государственной и муниципальной службы и кадровой политики E-mail: [email protected] Тел.: 8-473-253-76-80
Михайленко Д. К)., магистрант E-mail: [email protected] Тел.: 8-473-253-76-80
Подвальный Е. С., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой математики и информационных технологий в управлении
E-mail: [email protected] Тел.: 8-473-253-76-80
УДК 332.1
В. С. Самсонов, В. В. Скапенко
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Аннотация: в статье представлен анализ основных направлений и форм государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса (предпринимательства). Рассмотрены в отношении малого и среднего предпринимательства в РФ основные цели государст венной политики, а также выделены, и представлены основные направления данной политики.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, субъекты малого и среднего бизнеса, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, взаимодействие государства и бизнеса.
UDK 332.1
V. S. Samsonov, V. V. Skapenko
THE MAIN DIRECTIONS AND FORMS OF STATE SUPPORT OF SUBJECTS OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS
Abstract: the article presents an analysis of the main directions and forms of state support for small and medium-sized businesses (en trepreneurship). The main objectives of the state policy are considered in relation to small and medium-sized enterprises in the Russian Federation, as well as the main directions of this policy are iden tified, and presented.
Keywords: small and medium-sized businesses, small and medium-sized businesses, state support for small and medium-sized businesses, the in teraction of the state and business.
Введение Федерации и ответных мер, а также в це-
В настоящее время в условиях кризис- лях снижения последствий от данных явных явлений, санкций против Российской лений в законодательстве РФ выстрое-
ны основные приоритетные направления, связанные с развитием экономики нашей страны, одним из них является развитие малого и среднего бизнеса или предпринимательства. Среди наиболее значимых проблем современного развития малого и среднего бизнеса особо выделяется формирование и эффективное использование на практике механизмов государственной поддержки.
В РФ наблюдается рост количества малых и средних предприятий. Поэтому данные предприятия становятся неотъемлемыми элементами экономической системы, а при динамичном развитии малого и среднего бизнеса проявляется доминирующее влияние, связанное с формированием среднего класса как базы для политической и социальной стабильности в гражданском обществе. Данное развитие также будет являться одним из важных факторов прироста валового регионального продукта. При этом активные привлечения работников на условия вторичной занятости, которые свойственны малому и среднему бизнесу, создаст дополнительный источник дохода населению.
Также необходимо отметить, что малый и средний бизнес очень чувствителен к социально-экономическим ситуациям, к любому действию, направленному на его регулирование.
Поэтому в процессе совершенствования экономической политики государства необходимо установление баланса интересов государства и бизнеса, обеспечения оптимальных условий для предпринимательской деятельности, в целях повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса.
Таким образом, в современных условиях особенно необходима разработка и реализация продуктивных механизмов, связанных с управлением малым и средним бизнесом в РФ, которые будут учитывать, как отечественный опыт, так и опыт зарубежных стран с развитыми системами регулирования малого и среднего предпринимательства. При этом успешное развитие малого и среднего бизнеса в кризисные и посткризисные периоды невозможно без эффективной системы государственной поддержки.
Анализ основных направлений и форм государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса
Необходимо отметить, что основой любой экономической системы является малый и средний бизнес. Данный бизнес во многих экономически развитых странах приносит 50—60 % их валового внутреннего дохода (ВВП) [9]. Таким образом, многие государства отводят важную роль развитию и поддержке малого и среднего бизнеса (предпринимательства) у себя в стране. При этом данный бизнес считается основой образования среднего класса, наличие и размеры которого позволяют отнести государство к экономически развитому. К основным преимуществам малого и среднего бизнеса перед крупным, относятся:
— высокая гибкость и мобильность малых и средних предприятий по сравнению с крупными компаниями. Т. е. данные предприятия знают на местном уровне лучше уровень спроса, быстро реагируют на изменения рыночных предпочтений, также способны быстро подстроиться под изменяющиеся рыночные ситуации и к внедрению новых и перспективных систем управления;
— малый и средний бизнес требует меньшие капиталовложения, а также при внедрении новых технологий и изобретений менее затратен. Часто именно данный бизнес занимается освоением принципиально новых видов товаров и услуг, инновационными технологиями.
Часто субъекты малого и среднего предпринимательства занимаются теми видами бизнеса, которые связаны с повышенным коммерческим риском. Это обусловлено тем, что данные субъекты могут с меньшими затратами и более просто перевооружаться, у них меньше фактические сроки строительства и более низкие издержки в управлении, а также отсутствует большой бюрократический аппарат, препятствующий принятию многих управленческих решений в оперативном режиме.
Субъекты относятся к малому и среднему бизнесу согласно критериям, разработанным на законодательном уровне, для четкого определения при осуществлении государственной поддержки развития и применения налогообложения данных видов бизнеса.
Для определения критериев, по которым субъект относят к сфере малого и среднего
бизнеса, рассмотрим действующее законодательство РФ.
Регламентация данной категории субъектов представлена в ФЗ от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3]. Данный закон гласит, что субъектами малого и среднего предпринимательства признаются, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям установленными ч. 1.1 ст. 4:
— индивидуальные предприниматели;
— хозяйственные партнерства и общества;
— потребительские и производственные кооперативы;
— крестьянские и фермерские хозяйства.
Также данным ФЗ предусмотрены лимиты, разделяющие субъекты хозяйствования по размерам, градация приводится по среднесписочному числу трудящихся за предшествующий календарный год,. ш-миты делят малый бизнес на 2 категории и 1 категорию среднего:
— менее 15 человек — микропредприятия;
— менее 100 человек — малые предприятия;
— от 101 до 250 человек — средние предприятия.
Еще одним критерием является предельное значение дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, показатели представлены в Постановлении Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [4]. Таким образом, лимиты будут следующими:
— 120 миллионов рублей — микропредприятия;
— 800 миллионов рублей — малые предприятия;
— 2000 миллионов рублей — средние предприятия.
Необходимо отметить, что в большинстве стран ключевым критерием отнесения компаний к сегментам малого, среднего и крупного бизнеса также как и в РФ является численность сотрудников (см. рисунок 1) [8].
10
ЕС
Микро Малые
I ~
100 V
Средние
250
РФ
15 100
Микро Малые
Средние
250
Китай
Малые
300 1000
Средние
США
Микро
У
Малые
1500
Средние и крупные
Рис. 1. Численность сотрудников, для отнесения компании к сегментам бизнеса
При этом в ряде стран также существуют ограничения по обороту или выручке компаний (см. рисунок 2) [8].
Наиболее близким к российскому определением сегмента малого и среднего биз-
неса является принятое в странах Европейского союза (ЕС), в частности таких странах как Чехия, Словакия, Швейцария и Франция [7].
Однако в целях налогообложения Налоговый кодекс РФ [1], [2] и подзаконные акты утвердили дополнительные ограничения в различных режимах для предпринимателей.
Государством РФ сферой экономической деятельности, способной к быстрому предоставлению для него экономических выгод, признано малое и среднее предпринимательство. В связи с этим правительство РФ ставит приоритетным направлением раз-
витие данного предпринимательства. Таким образом, в отношении малого и среднего предпринимательства государственная политика РФ направлена на всестороннюю помощь и поддержку данного бизнеса. В адрес малого и среднего бизнеса, а также его развития данная политика включает создание условий в сфере экономики, права и политологии. В свою очередь данные условия должны обеспечить предприятиям малого и среднего бизнеса:
ЕС РФ США
(млн. евро) (млн. руб.) (млн. долл.)
Микро 2 120 0,75
Малые 10 800 38,5
Средние 50* 2000 1000
* Активы - 43 млн. евро Рис. 2. Ограничение по выручке и активам для сегментов бизнеса
— возможность максимального роста за счет повышения социальной защищенности персонала и увеличения эффективности деятельности данных предприятий. Как следствие должна образоваться крупная доля среднего класса в общей численности населения страны, которая будет основой политической стабильности государства;
— ускорение темпов роста количества данных предприятий. Как результат должна увеличиться доля от малого и среднего предпринимательства в валовом национальном доходе, а также расширяться сферы экономики, в которых участвуют предприятия малого и среднего бизнеса.
Таким образом, в отношении малого и среднего бизнеса можно выделить основные цели государственной политики:
— увеличить занятость населения за счет малого и среднего предпринимательства;
— разработать и реализовать мероприятия, которые будут способствовать повышению эффективной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса;
— создать условия, способствующие устойчивому развитию субъектов малого и среднего предпринимательства с целью формирования и увеличения доли среднего класса в стране;
— увеличить финансовый вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджетах городов, областей, регионов и страны в целом.
Таким образом, исходя из выше изложенных или обозначенных целей, можно выделить основные направления государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства в РФ: 1. Регулирование государством РФ нормативно-правовых норм, связанных с деятельностью малого и среднего бизнеса. При рассмотрении данного вопроса проводится пересмотр действующей нормативно-правовой базы в отношении малого и среднего предпринимательства, устранение излишних бюрократических мер при осуществлении контроля над субъектами данного предпринимательства, а также при открытии пред-
приятии данного сегмента. Также государством разрабатываются законодательные акты, регулирующие деятельность предприятий малого и среднего предпринимательства.
В РФ деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в основном регулируется ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3]. В данном законе приведено содержание основных положений по поддержке малого и среднего бизнеса посредством разработки методов и форм государственного стимулирования при данном виде деятельности.
Другим основным актом, регулирующим деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, является Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [4]. При этом характеризуются критерии доходов, которые будут основанием для отнесения предприятий к субъектам данного сегмента. Также на уровне регионов создаются нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность предприятий сегмента малого и среднего бизнеса. Еще одной мерой государственной политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства является законотворчество, связанное с Инновационными технологиями.
2. Изменения, связанные с режимом налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса. Например, данные субъекты, применяя систему упрощенного налогообложения, освобождаются от лишних
временных затрат. При этом снижение налогового бремени позволит расходовать на развитие бизнеса дополнительные средства.
3. Развитие института финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Воздействия, связанные с данным вопросом, происходят не только напрямую при непосредственной выдаче субсидий, пособий, но и при влиянии на банковскую систему, которая в свою очередь расширяет спектр кредитных возможностей для данного спектра бизнеса.
Концентрация сегмента увеличилась до рекордного уровня за последние годы: доля топ-30 банков в совокупной задолженности по кредитам малого и среднего бизнеса (МСБ) достигла 65 % на 01.07.2017. Крупные банки стали активно наращивать долю рынка с середины 2016 года: +11 п. п. с 01.07.2016 по 01.07.2017. За 1 полугодие 2017-го объем кредитов, выданных крупными банками субъектам МСБ, вырос на 45,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как банки за пределами топ-30 продемонстрировали сокращение на 10 %, Так, около 43 % банков — участников рэнкинга показали рост объема кредитного портфеля МСБ за рассматриваемый период, при этом нарастили выдачи 57 % опрошенных банков. Во многом динамика сегмента МСБ определилась Сбербанком, увеличившим в 1 полугодии 2017-го объем выдач кредитов МСБ на 83,9 %, портфель с 01.07.2016 по 01.07.2017 — на 24,4 % (см. таблицу 1) (без учета лидера рынка совокупный портфель кредитов МСБ уменьшился бы на 2 %, а объем выдач вырос бы всего на 14,3 %) [5].
Таблица 1
Рэнкинг банков по размеру портфеля кредитов, выданных субъектам малого
и среднего бизнеса (на 01.07.2017)
Место по объему кредитного портфеля МСБ на 01.07.17 Место по объему кредитного портфеля МСБ на 01.07.16 Наименование банка № лицензии Остаток ссудной задолженности по кредитам, выданным МСБ, млн руб. Темпы прироста кредитного портфеля МСБ (01.07.16— 01.07.17), %
на 01.07.17 на 01.07.16
1 1 ПАО Сбербанк 1481 1 192 251 958 542 24.4
2 3 ВТБ 24 (ПАО) 1623 176 352 182 762 -3.5
3 5 ПАО «Банк «Са н к т-Пе тер бург» 436 66 820 70 469 -5.2
4 6 ПАО «АК БАРС» БАНК 2590 61 585 63 593 -3.2
5 10 ПАО «Промсвязьбанк» 3251 56 757 40 789 39.1
Во II квартале 2017 года объем выдачи кредитов показал прибавку на 25 %, достигнув 1,6 трлн рублей. Текущие показатели существенно лучше динамики прошлых лет (+0,8 % за II квартал 2016-го и -35,5 % за II квартал 2015-го), однако в абсолютном выражении объем выдач еще далек от докризисного уровня (2 трлн рублей за II квартал 2014-го) [5].
Кредитный портфель МСБ продемонстрировал положительные годовые темпы прироста впервые с 2014 года, достигнув 4,8 трлн рублей на 01.07.2017 (+3,7 % по сравнению с 01.07.2016). Более скромная динамика задолженности по сравнению с выдачей объясняется преобладанием коротких ссуд в кредитном портфеле МСБ, а также рефинансированием кредитов прошлых лет, предоставленных под высокие ставки. Прирост кредитного портфеля МСБ немного уступает розничному кредитованию (портфель кредитов физическим лицам увеличился с 01.07.2016 по 01.07.2017 на 5,8 %), в то время как кредитование крупного бизнеса продолжает сокращаться с III квартала 2016 года (-5,2 % за аналогичный период) [5].
Также необходимо отметить, что государственная помощь субъектам малого и среднего бизнеса может осуществляться через следующие формы: выдачу едино-разовых пособий для открытия собственного бизнеса, целевых субсидий, при этом используются гарантийные региональные фонды.
Данные меры в первую очередь ориентированы на вновь создаваемые предприятия, для которых разработана система оказания консультационной помощи, связанной с юридическими и финансовыми вопросами. Органами государственной власти, принимающими участие в данном процессе, являются: министерства экономического развития и здравоохранения, центры занятости населения и т. п.
4. Вопросы, связанные с информационной поддержкой субъектов малого и среднего бизнеса, играющую важную роль и осуществляющуюся в рамках каждого из перечисляемых направлений государственной политики в отношении данного сегмента.
5. Реализация кадровой поддержки малого и среднего бизнеса, в данном направлении организуется помощь при подборе и в обеспечении (Центры занятости) персонала.
6. Антимонопольная политика, способствующая развитию предприятий (организаций) малого и среднего предпринимательства. В данном направлении при выполнении муниципальных государственных заказов реализуются условия для предоставления всем производителям равных возможностей.
7. Создание и реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса, так же являющееся важным направлением в государственной политике.
Необходимо отметить, что в данном вопросе Правительством РФ определены приоритетные направления в развитии. К примеру, оказывается поддержка инновационному и производственному сектору экономики, разрабатываются предложения, связанные с использованием наиболее эффективных производственных технологий (технологии энергосбережения и т. п.). Также одним из программных направлений является упрощение процесса, связанного с получением лицензий и сокращением лицензируемых видов деятельности.
Программа по стимулированию экономической активности предусматривает дополнительное финансирование, которое именуется субсидией. Субсидирование представляет собой целевую и безвозмездную государственную выплату на открытие предпринимательской деятельности. Деньги не придется возвращать, как это обычно делается при займе или взятии кредита.
Согласно информации Министерства экономического развития нашей страны [6], на всю программу 2017 г. было выделено 11 миллиардов руб., тогда как в 2014 г. данная сумма составляла более 20 миллиардов, а в 2015 г. — 17 миллиардов руб. Данные средства поделены между всеми субъектами РФ на основе проведенных конкурсных процедур. В связи с ощутимым сокращением поддержки, регионам страны придется самостоятельно определиться с приоритетными для финансирования направлениями предпринимательской деятельности. Каждым субъектом РФ может быть установлен вид субсидии. При этом государственная помощь может быть следующего вида:
— на поддержку бизнеса (25000 руб.);
— на открытие бизнеса, при возможности повышения субсидии за новое рабочее место (размер субсидии зависит от региона, в кото-
ром проживает предприниматель, в среднем сумма выплат составляет 60000 руб.);
— на открытие бизнеса при условии, что предприниматель, является единственным родителем ребенка, не трудоустроенным: или имеет инвалидность (300000 руб.).
Субсидия может быть получена не только на открытие бизнеса, но и на его развитие. При этом можно иметь собственные идеи производства для малого бизнеса или открывать его по франшизе. Выдается денежная сумма индивидуальным предпринимателям и для малого бизнеса.
Среди приоритетных направлений субсидирования являются инновационная сфера, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, социальная сфера, гостиничный бизнес и туризм. После представления денежных средств предприниматель обязан отчитаться целевом использовании финансирования, а также подтвердить обозначенные финансовые показатели.
Необходимо отметить что, в планах Правительства РФ намечен запуск системы геомаркетингового навигатора. Для этого было разработано свыше 200 бизнес-планов по 75 направлениям деятельности малого бизнеса. С помощью данной системы предпринимателям будет легче выбрать сферу или нишу для открытия малого бизнеса. Если проект получит одобрение, то государственная поддержка станет хорошим подспорьем для предпринимателей.
Существует еще несколько видов помощи начинающим предпринимателям от государства:
— предоставление обучения (в том числе безвозмездное);
— лизинг (на льготных условиях);
— аутсорсинг на льготных условиях (бухгалтерское и юридическое обслуживание);
— приобретение государственного имущества в собственность по льготным ценам;
— использование инфраструктуры, специально созданной государством для развития предпринимательской деятельности (технопарки, офисы, бизнес инкубаторы и т. д.);
— аренда недвижимости на льготных условиях;
— участие в выставках на льготных условиях;
— кроме единовременной финансовой помощи от государства, начинающие предприниматели могут рассчитывать на полу-
чение государственного гранта (необходимо оформить заявку и подать ее в соответствующие органы).
Также необходимо отметить, что Министерством экономического развития РФ в 2018 г. планируется запустить новый Реестр малого и среднего предпринимательства. Процедура создания реестра будет автоматической. Если предприятие оформлено в новом реестре, то предприниматель сможет получить бюджетные деньги на поддержку малого бизнеса.
В свою очередь, государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется через создание структуры, которая подразумевает совокупность организаций, реализующих указанные направления данной политики. При этом задействуются механизмы с участием государственных органов, а также частного сектора (осуществляется через систему государственных заказов).
Также создаются фонды поручительства и гарантий, поддержки предпринимательства, инвестиционные фонды, бизнес-инкубаторы, научные парки и т. п. Среди представленных можно выделить общественные организации, роль которых заключается в формировании контактов с зарубежными партнерами, оказании юридической защиты и помощи.
Созданные муниципальные и государственные фонды функционируют практически во всех регионах РФ, оказывают помощь при проведении проектных экспертиз. Данные фонды также реализуют региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, занимаются организацией финансовой помощи.
Оказанием помощи при кредитовании занимаются фонды поручительства и гарантийные фонды, т. е. они выполняют функции поручителя, предоставляют гарантии по кредитам, оказывают помощь по лизинговым договорам.
С одобрения местных властей создаются негосударственные агентства (структуры), оказывающие помощь малому и среднему предпринимательству, при оказании консалтинговых услуг в области обучения персонала или получении инвестиций.
В свою очередь, бизнес-инкубаторами выступают предприятия, помогающие субъектам малого и среднего бизнеса «встать на
ноги», при предоставлении льготных условий аренды площадей, помощи в получении дополнительного образования, оказании консультационных услуг. Данные предприятия могут входить в состав других организаций, которые оказывают помощь начинающим предпринимателям или работать как отдельные.
8. Реализация возможности получения дополнительного обучения. В данном вопросе предпринимателям могут помочь бизнес-школы, оказывающие услуги, как руководству компании, так и персоналу. Данные школы также могут оказывать услуги при обучении безработных граждан, старшеклассников и других граждан, которые желают начать свой бизнес. В данном направлении также работают социально-деловые центры.
Заключение
Таким образом, отметим, что проблема поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса в РФ является стратегическим направлением, которое реализуется при участии коммерческих банков, технопарков, бизнес-инкубаторов, бизнес-центров (экспертиза бизнес-разработок), венчурных фондов. Данная работа проходит на фоне развития информационной обеспеченности бизнеса и при внедрении инновационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): [принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.] : от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.11.2016). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ соЦ8_(1ос_ЬА\У_19671/.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [принят Гос. Думой 19 июля 2000 г.]: от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 30.11.2016). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ сопв_(Ьс _ЬА\У_28165/.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ ЕА\¥_52144/.
4. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предприни-
мательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : постановление Правительства от 04 апреля 2016 г. № 265. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW_196415/.
5. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: рынок для избранных [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА). — Режим доступа: https:// raexpert.ru/researches/banks/msb_lh2017.
6. Малое и среднее предпринимательство в экономике России [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. — Режим доступа: http:// economy.gov.ru/wps/wcm/connect/c5262b2b-2833-4be9-bcc9-c238574c5bda/ report_msp. pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=c5262b2b-2833-4be9-bcc9-c238574 c5bda.
7. Портал малого и среднего предпринимательства Воронежской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://business.govvrn.ru/ Infrastructure/ Detail?id=313.
8. Развитие малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт [Электронный ресурс] // МСП Банк/ Главная/ Аналитический центр/ Исследования и Аналитика. — Режим доступа: https://www.mspbank. ru/analiticheskiy_tsentr/issledova-niya_i_ analitika.
9. Экономическая статистика стран мира: ВВП на душу населения стран мира с 2000 по 2017 год [Электронный ресурс] // Справочные таблицы InfoTables. ru. — Режим доступа: http://infotables.ru/ statistika/43-ekonomicheskaya-statistika-stran-mira/425-vvp-na-dushu-naseleniya-stran-mira-tablitsa#hcq=RvtZCNq.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал)
Самсонов В. С., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры математики и информационных технологий в управлении
E-mail: [email protected]
Тел.: 8 (473) 242-77-21
Скапенко В. В., магистрант
E-mail: [email protected]
Тел.: 8 (473) 242-77-21