Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / МИКРОБИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / БЮДЖЕТ / BUDGET / MICRO BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурина О. Н., Дубенская Н. С.

В статье рассмотрены преимущества малого и среднего бизнеса, анализируется динамика кредитного портфеля и стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Обоснована низкая степень финансовой поддержки и разработана система приоритетных целей по развитию инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Бабурина О.Н.1, Дубенская Н.С.2 ©

1 2 Д.э.н., профессор кафедры «Экономика и менеджмент»; магистрант.

ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова

Аннотация

В статье рассмотрены преимущества малого и среднего бизнеса, анализируется динамика кредитного портфеля и стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Обоснована низкая степень финансовой поддержки и разработана система приоритетных целей по развитию инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса в России.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, микробизнес, инвестиции, стратегия, бюджет. Keywords: small and medium business, micro - business, investments, strategy, budget.

Деятельность малого и среднего бизнеса (МСБ) является важной частью российской экономики. В настоящее время доля МСБ составляет 20% в ВВП России. Правительством планируется этот показатель удвоить к 2030 г. Стоит отметить, что в США и других развитых странах, доля малого бизнеса в ВВП доходит до 50%. В экономике РФ количество занятых в секторе МСБ составляет 25% от общей численности занятых, что также ниже показателя развитых стран, где в нем задействовано почти половина занятых в экономике.

Малый и средний бизнес (МСБ) помогает развить конкуренцию, насыщает рынок необходимыми товарами и услугами, поддерживает занятость населения, внедряет технологические инновации и активно использует местные ресурсы. Инвестиционная деятельность МСБ, имеет следующие преимущества:

1) малые предприятия являются стартом на пути к созданию крупных и средних компаний;

2) малые и средние предприятия более точно приспосабливаются к потребностям потребителей и поставщиков на рынке.

3) в условиях стремительного внедрения достижений НТП в развитии экономики страны огромное значение приобретает инновационная деятельность.

Необходимо учитывать, что инновации этих видов предпринимательства существенно отличаются от применения инноваций крупными компаниями. Так, для осуществления инвестиционных проектов крупным компаниям необходимо большое количество финансов и значительный период времени. Насыщенность рынка товарами и услугами надлежащего качества прямо зависит от состояния малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса быстрее приспосабливаются к изменчивым условиям на рынке и сглаживают структурные изменения, помогают развивать отдаленные от центра регионы и вводить технологические инновации.

Несмотря на важность роли МСБ, по данным Росстата, в 2016 году число малых предприятий сократилось и составило 172,8 тыс., в то время как в 2015 году их было 242,6 тыс. [9]. Это предварительные цифры. Более точно проследить динамику сокращения малых и средних предприятий нет возможности. Этот факт объясняется тем, что «Постановлением правительства РФ №702 от 13 июля 2015 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» были в два раза увеличены показатели для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса». «В итоге, большую часть малых предприятий отнесли к микробизнесу, а средних - к малому бизнесу, поэтому пока нет точных данных о том, сколько предприятий было закрыто за это время, а сколько открылось новых» [3, с. 29].

© Бабурина О.Н., Дубенская Н.С., 2017 г.

При распределении инвестиционных средств малому и среднему бизнесу российских предприятий отводится лишь малая часть, поэтому финансирование остается самой главной проблемой. Проводимая Минэкономразвития программа поддержки малого и среднего бизнеса реализуется во всех субъектах РФ и предлагает финансовую поддержку в виде субсидий, а также создание определенной инфраструктуры (имущественная, производственная, финансовая, инновационная). В 2015 году финансовая поддержка по предоставлению субсидий некапитального характера составила 16,903 млрд. рублей [10].

В Федеральном бюджете на финансирование МСБ выделяется все меньше средств: в 2017 г. планируется выделить 7,5 млрд. рублей, в 2018 - 5,7 млрд. рублей, в 2019 - 4,2 млрд. рублей. В связи с сокращением, их необходимо рассредоточить на конкретные проекты, эффективность реализации которых, несомненно, принесет результат.

«Проблема развития малого и среднего предпринимательства довольно остра в экономическом положении России, поэтому решать ее необходимо как можно быстрее. Это поможет устранить диспропорции не только в экономике, но и в обществе» [1, с. 7]. Малые и средние предприятия имеют важные социально - экономические функции: влияют на занятость населения; помогают увеличить спрос на материалы, оборудование; внедряют инновации.

Слабое инвестирование МСБ связано с высоким кредитным риском. «Это связано с тем, что у малых и средних предприятий нет возможности предъявить стопроцентные гарантии своих обязательств, кадры обычно не соответствуют требуемым профессиональным качествам, поэтому предлагаемые инвестиционные проекты слабо проработаны или же слишком дорогостоящие» [5, с. 25].

Состояние малого и среднего бизнеса на рынке бывает нестабильным, поэтому банки относят их к рисковым заемщикам. Ссуды им выдаются с завышенным процентом и дополнительными гарантиями, что существенно ограничивает возможности кредитования [6, с. 487].

Доступ малых и средних предприятий к финансовым ресурсам с целью развития бизнеса остается сложным. В 2015 году доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 16,9%. По данным Банка России за 2015 г. объем выданных малому и среднему бизнесу кредитов сократился на 28,2%, при этом спрос на кредиты с их стороны продолжает расти.

Динамика кредитного портфеля МСБ за 2015 -2016 гг.

5,2

5,1 5 5 12

155 4,9 4 9

^ 4 9 , 1

а 4,8

® 4,7 ? 4,6 4,5 4 72

4,6

4,4

4,3

& э А А А А А А & & & А .у чХ «.X ¿У иУ л У апУ лУ Л «X чХ «X й/у иУ АУ V®4 ч^ч^ ч«^ ч^5 ч*^ ч*4 ч^ ч^ ч^ ч^ ч^

Рис.1. Объем кредитного портфеля МСБ за 2015 - 2016 гг.

Источник: расчеты ЯЛБХ (Эксперт РА) по данным Банка России, 2015 - 2016 гг. // http://raexpert.ru/.

График на рисунке 1 показывает, что размер кредитного портфеля МСБ продолжает постепенно снижаться. На 01.07.2016 он снизился на 1,7 % и составил 4,6 трлн. рублей.

Для стабильного роста производственной деятельности предприятиям МСБ нужна поддержка со стороны государства. «Должны быть созданы гарантии, которые будут обеспечивать их стабильную работу, стимулировать их деятельность по производству отечественных товаров на уровне мировых стандартов, а также сельскохозяйственной продукции» [4, с. 50].

В 1995 году была создана без ограничения срока действия «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», деятельность которой направлена на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса.

Основные направления финансовой поддержки Корпорации:

1. Гарантийная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса путем выдачи гарантий и поручительств;

2. финансирование кредитных организаций, которые оказывают поддержку малому и среднему предпринимательству;

3. использование других форм финансовой поддержки: лизинг, факторинг.

В течение всего 2015 года АО «Корпорация малого и среднего бизнеса» предоставила гарантии на сумму 19,2 млрд. рублей, и кредиты с гарантией корпорации на сумму 41,7 млрд. рублей [8].

В 2015 году корпорация вместе с Минэкономразвития и Банком России разработала и запустила программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего бизнеса для снижения процентной ставки по кредитам субъектов МСБ за счёт инструментов гарантийной поддержки. Поэтому процентная ставка составила 10% и 11 %. «В условиях программы было оговорено, что для участия в ней полная стоимость инвестиционного проекта должна быть не меньше 50 млн. рублей и не больше 1 млрд. рублей» [7].

Участие в этой программе приняли 12 самых крупных банков: ПАО «Сбербанк», ПАО ВТБ, ПАО ВТБ 24, АО «Россельхозбанк», ПАО «Промсвязьбанк», ОАО «Банк Москвы», АО «Райффайзенбанк», ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО Российский национальный коммерческий банк, АО «Альфа - банк», АО «Газпромбанк», ПАО «Росбанк».

МСБ очень остро реагируют на негативные перемены в предпринимательском секторе. «Введенные санкции, ограниченные кредитные ресурсы, скачок курса валют -ставят существование малого и среднего бизнеса под сомнение» [2, с. 5]. Понимая серьезность данной проблемы, Минэкономразвития была подготовлена и принята 2 июня 2016 года Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Главная цель - развить сферу малого и среднего предпринимательства, принимая во внимание не только инновационное развитие и улучшение отраслевого сектора, а также социальное развитие и стабильный уровень занятости населения. Ожидается, что оборот малых и средних предприятий увеличится в 2,5 раз, а доля обрабатывающей промышленности в обороте возрастет на 20%.

Реализация данной стратегии была разбита на 3 этапа:

1. 2016 - 2018 гг. - обновить все инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

2. 2019 - 2025гг. - обеспечить устойчивую динамику развития и стимулировать создание новых рыночных ниш;

3. 2026 - 2030 гг. - обеспечить лидерство в отдельных сферах деятельности на мировом уровне.

Для успешной реализации стратегии в условиях дефицита финансовых ресурсов предлагаем придерживаться следующих приоритетных целей:

- разработать систему критериев по финансированию основных направлений развития МСБ и обосновать их реализацию;

- разработать инструменты, способствующие активному развитию инвестиционной деятельности МСБ и повышению ее эффективности;

- разработать систему показателей для оценки ресурсов, отражающих инвестиционную привлекательность малого и среднего бизнеса на региональном уровне. В этой системе показателей необходимо учесть наличие промышленной и ресурсной базы, состояние потребительского рынка и отразить социальные проблемы региона.

В совокупности достижение этих целей обеспечат привлечение предпринимателей в те сегменты, которые в большей степени будут отвечать необходимым потребностям региональной экономики.

Таким образом, чтобы повысить эффективность инвестиционной деятельности малых и средних предприятий, необходимо провести тщательный анализ целесообразности выпуска новых видов продукции, технологической и производственной базы, изменить структуру управления, создать более эффективные коммерческие структуры.

Исходя из вышесказанного, отметим, что в настоящее время в России уровень развития МСБ не соответствует современным требованиям национальной экономики и острой конкуренции на мировом рынке. Малое и среднее предпринимательство имеет весомый потенциал, но его недостаточное развитие приостанавливает решение многих проблем, которые влияют не только на малый и средний бизнес, но и на всю экономику в целом. Следовательно, в настоящее время одной из приоритетных задач государства является развитие малого и среднего бизнеса. Прилагаемые усилия правительства РФ по поддержке малого и среднего предпринимательства на данный момент недостаточны. Малый и средний бизнес максимально ориентированы на общественные проблемы и нужды, поэтому если государство будет активно поддерживать малый и средний бизнес, это поможет пополнить бюджеты на муниципальном уровне и решить насущные проблемы по повышению качества и уровня жизни населения.

Литература

1. Волкова И.А., Попова А.Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт. 2016. № 4. С. 6-10.

2. Головинов О.Н., Аветисова А.А. Малый бизнес: проблемы и пути их решения // Мир науки и образования. 2016. № 1. С. 4-7.

3. Демкович В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. 2015. № 11. С. 26-31.

4. Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Структурный потенциал малого и среднего предпринимательства: тенденции и векторы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 4. С. 47-60.

5. Костина Н.Н., Даниленко Н.И., Ивлев А.В. Кредитование малого бизнеса государственными и коммерческими банками: анализ и перспективы развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 38. С. 20-33.

6. Мухина И.В. Проблемы финансирования и развития малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. 2015. № 3. С.487-493.

7. Оказание мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства «АО Корпорация МСБ» 2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://corpmsp.ru/. (Дата обращения: 3.01.17).

8. Предварительные итоги исследования российского рынка кредитования малого и среднего бизнеса 2015 года. ЯЛБХ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://raexpert.ru/releases/2015/Sep11c. (Дата обращения: 10.01.2017 г.).

9. Статистика малого и среднего предпринимательства в России 2015 - 2016. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/. (Дата обращения: 9.01.17).

10. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года. Официальный сайт Министерства экономического развития. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depMB/20151216. (Дата обращения: 11.01.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.