СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Лазуткин Е.А.1, Газизулина И.А.2
'Лазуткин Евгений Александрович - магистрант;
2Газизулина Ирина Александровна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансового рынка и финансовых институтов, факультет корпоративной экономики и предпринимательства, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск
Аннотация: в данной статье описывается необходимость кредитования малого и среднего бизнеса. Сравниваются сущность и подходы к ведению малого и среднего бизнеса в России и в других развитых странах.
Ключевые слова: кредитование, коммерческий банк, малый и средний бизнес, предпринимательство, конкуренция.
Малый и средний бизнес играет важную роль в развитии экономики и валового национального продукта, а также влияет на численность занятого населения во многих странах мира. Малый и средний бизнес можно характеризовать, как основание рыночной экономики, так как оно способствует появлению смешанной экономики, в которой совмещаются различные виды собственности, взаимодействуют между собой рыночная конкуренция и законодательное регулирования производства любой величины.
Во многих развитых странах разработаны виды малого и среднего бизнеса, которые способствуют перенесению инновационных идей в крупный бизнес. Например, это гарантирует возможность использования научных или оборонно-промышленных достижений. Этот фактор приумножает значимость малого и среднего бизнеса. В зарубежных странах более 70% малого и среднего бизнеса образуется с помощью крупного бизнеса.
Федеральный законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ гласит, что малым и средним бизнесом может являться коммерческая организация, в уставном капитале которой доля РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Также существует ещё ряд критериев. В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на: микропредприятия — до 15 работников, малые предприятия — до 100 работников включительно, средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно. В зависимости от размера выручки за календарный год: микропредприятия — 120 млн рублей, малые предприятия — 800 млн рублей, средние предприятия — 2 млрд рублей.
Причин появления малых предприятий может быть множество. Производство немногочисленных партий продукции, расходование незначительного количества материалов при изготовлении продукции для узкого круга потребителей, малый бизнес может заниматься изготовлением изделий по индивидуальным предпочтениям заказчиков, в котором преобладает ручное производство. Также малый и средний бизнес преобладает в инновационных и научных сферах, потому что высока вероятность отсутствия результатов [2].
В деятельности малого и среднего бизнеса участвует значительная доля экономически активного населения, а на производство приходится более половины ВВП. Преимуществами малого и среднего бизнеса можно назвать высокую оборачиваемость оборотных средств, легкую адаптацию к изменениям на рынке, быстрое распределение вложенных средств. Однако есть и недостатки такие, как невысокая доходность, технологические проблемы, нехватка ресурсов и высокая конкуренция.
Значительную роль в России малый и средний бизнес сыграл в 90-годах во время падения экономики страны. МСП способствовал созданию рыночной экономики и продолжает ее укреплять. Малый и средний бизнес производит восьмую часть от всего ВНП России.
Малый и средний бизнес участвует в формировании бюджета страны за счет налоговых отчислений от предпринимательской деятельности. Также, как и во многих странах мира малый и средний бизнес в России создает рабочие места для населения страны, хотя в нем принимают участие всего 10% от занятого населения [1].
В Российской Федерации малый и средний бизнес хорошо адаптируется к сложным условиям. По статистическим данным малый и средний бизнес развивается, и количество предприятий растет. На конец 2017 года в России было зарегистрировано более 6 миллионов представителей МСП, из них более 91% - микропредприятия, более 5% - малые предприятия и около 1% составили средние предприятия.
Малое и среднее предпринимательство на территории США предоставляет большое количество рабочих мест и является главным поставщиком нововведений. На малый и средний бизнес приходится более 95% компаний, которые активно участвует в экспорте товара и гораздо чаще, чем крупные предприятия создают что-то новое. В США малый и средний бизнес задействован почти во всех сферах экономики.
В малом и среднем бизнесе Японии государство почти не принимает участие. Все средства принадлежат частным инвесторам. В Японии к малому и среднему бизнесу относятся практически все предприятия, половина всех проданных товаров и большая часть занятого населения [3].
Для развития и дальнейшего существования малого и среднего бизнеса необходимо вложение в него денежных средств, которые предприниматели получают через доступные кредиты. Если крупный бизнес зачастую может обходиться без кредитов, вкладывая в свою деятельность собственную прибыль или получать заемные средства за счет выпуска ценных бумаг, то для малого и среднего бизнеса такие варианты не подходят. Самым известным способом финансирования деятельности малого и среднего бизнеса является банковский кредит, но и этот вариант доступен не всем. Основными проблемами считаются стоимость кредитов и высокие требования к заемщикам [4].
Кредитование малого и среднего бизнеса несет за собой высокие риски. Однако коммерческие банки получают значительную прибыль, выдавая заемные средства представителям малого и среднего бизнеса. За последние годы рынок кредитования данного сегмента только увеличивается.
Объем выдачи кредитов МСБ во II квартале 2017 года показал прибавку на 25%, достигнув 1,6 трлн рублей. Данные показатели лучше динамики прошлых лет, но в абсолютном выражении объем выдач не достиг от докризисного уровня 2014-го. Кредитный портфель МСБ продемонстрировал положительные годовые темпы прироста впервые с 2014 года, достигнув 4,8 трлн рублей на 01.07.2017. Преобладает динамика роста выдачи коротких ссуд в кредитном портфеле МСБ, а также рефинансирование кредитов прошлых лет, предоставленных под более высокие ставки.
Доля топ-30 банков в совокупной задолженности по кредитам МСБ достигла 65% на 01.07.2017. Крупные банки стали активно наращивать долю рынка с середины 2016 года. Выданные кредиты крупными банками субъектам МСБ за 1 полугодие 2017-го объем кредитов, вырос на 45,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Примерно 43% банков из топ-30 показали рост объема кредитного портфеля МСБ за рассматриваемый период, при этом нарастили выдачи 57% банков. Динамика сегмента МСБ определилась Сбербанком, увеличив в 1 полугодии 2017-го объем выдач кредитов МСБ на 83,9%, портфель с 01.07.2016 по 01.07.2017 - на 24,4%.
За период с 01.07.2016 по 01.07.2017 доля просроченной задолженности сократилась до 13,2% за период с 01.07.2016 по 01.07.2017. Просроченная задолженность в кредитах МСБ составила 636 млрд рублей, что на 10% меньше показателя на 01.07.2016. У банков из топ-30 доля просроченной задолженности в кредитах МСБ составила 9,6%, у банков вне топ-30 -19,9%, при этом платежеспособность субъектов МСП хуже, чем в других сегментах кредитования: просроченная задолженность составляет 7,8% розничного портфеля и 5,3% кредитов крупному бизнесу.
В кредитовании субъектов МСБ растет спрос на инвестиционное финансирование на фоне снижения доли краткосрочных кредитов. С июля 2016-го по июнь 2017-го в среднем около 15% кредитов МСБ в месяц выдавалось на срок свыше трех лет, за аналогичный период прошлого года - всего 11%. Во время кризиса спрос малых и средних предпринимателей был сконцентрирован на кредитах для пополнения оборотного капитала. При расширении программ льготного финансирования в 2016-2017 годах стоимость долгосрочных кредитов МСБ снижалась быстрее кредитов до года, что способствовало улучшению условий кредитования. В результате объем кредитных заявок МСБ за 1 полугодие 2017-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года превысил показатели в 1,8 раза, при этом увеличилось число заявок от малого бизнеса. Объем кредитного портфеля МСБ составил более 5,4 трлн рублей, показав прирост более, чем на 13%. Спрос на кредиты МСБ в 4 квартала 2017 года усилился вследствие
49
сезонного увеличения объема продаж. Охват рынка по объему кредитного портфеля МСБ на 01.07.2017 составил около 45% [5].
Заинтересованность государства в развитии малого и среднего бизнеса связана с возможностью формирования среднего класса в России.
Малый и средний бизнес важен для развития конкуренции, обеспечивает экономике необходимую гибкость, так как гораздо быстрее реагирует на появление новых потребностей. Следовательно, развитию малого бизнеса уделяется большое внимание со стороны государства.
Правительство опубликовало подписанное 30 декабря 2017 года Дмитрием Медведевым постановление о правилах субсидирования банков, которые кредитуют малый и средний бизнес на льготных условиях - под 6,5% годовых. Размер субсидируемой процентной ставки составит 3,5% для малого бизнеса и 3,1% для среднего, срок льготного инвестиционного кредита - до десяти лет, оборотного - не более трех лет. Министерство экономического развития России 9 января 2018 года открыло отбор российских кредитных организаций в качестве уполномоченных банков на получение субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, которые были выданы субъектам малого и среднего бизнеса на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке.
Субсидии предоставляются коммерческим банкам в целях обеспечения доступности заемных средств для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях - сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, туристской деятельности, здравоохранении и утилизации отходов.
Субсидии предоставляются в период 2018-2020 годов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Министерство экономики предлагает снизить ставку налога на прибыль на первые два года деятельности для малого бизнеса, переходящего с упрощенной системы налогообложения на общий режим. Для патентной системы налогообложения обещано расширение видов деятельности, уменьшение размера уплачиваемого налога по патенту на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды. Для того чтобы заинтересовать муниципалитеты в развитии МСП, предлагается установить на федеральном уровне нормативы единых отчислений доходов от упрощенной системы налогообложения в местные бюджеты.
Данные меры наглядно демонстрируют значимость малого и среднего бизнеса для экономики страны, что позволяет сохранить стабильность и существенно увеличить рост экономического развития.
Список литературы
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. [Электронный ресурс]. Режим доступа: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика», «Управление» / В.Я. Горфинкель; под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 495 с.
3. Нурмухаметов А.В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа: Лето, 2014. С. 16-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5778/ (дата обращения: 09.03.2018).
4. Черкасов Д.О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый, 2016. № 2. С. 626-629. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/106/25029/ (дата обращения: 12.03.2018).
5. Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwxbr.ra/statistics/UDStataspx?-TЫГО=302-17/ (дата обращения: 14.03.18).