Научная статья на тему 'О разрешительных функциях Минобороны России'

О разрешительных функциях Минобороны России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МИНОБОРОНЫ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБОРОНА / РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ / РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / РАЗРЕШЕНИЕ / MINISTRY OF DEFENCE OF RUSSIAN / PUBLIC ADMINISTRATION / DEFENCE / ALLOWING WAYS / ALLOWING FUNCTIONS / PERMISSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Владимир Иванович

Рассматривается проблема регулирования разрешительным способом общественных отношений, регламентация которых находится в сфере ведения Минобороны России. Анализируются положения наиболее значимых работ по этой теме и исследуются разрешительные полномочия данного министерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to a problem of regulation by allowing way of the public relations which regulation is in the sphere of maintaining the Ministry of Defence of the Russian Federation. Are analyzed the provision of the most significant scientific works on this subject and allowing powers of the specified ministry are considered.

Текст научной работы на тему «О разрешительных функциях Минобороны России»

О разрешительных функциях Минобороны России

КУЗНЕЦОВ Владимир Иванович,

старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП, кандидат юридических наук

Концепцией административной реформы1 предусматривалась оптимизация функций органов исполнительной власти. Основными направлениями были избраны: повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Значимыми результатами проведенных мероприятий стали2: сокращение количества государственных функций управления и органов исполнительной власти, их осуществляющих; упрощение процедур выполнения функций управления на основе административных регламентов; упорядочение контрольно-надзорных и разрешительных функций и усиление значимости аналитических и регулирующих функций; ограничение объема свободного усмотрения органов исполнительной власти.

Новые направления развития государственного управления сформулированы В. В. Путиным в ходе президентской избирательной кампании. Президент РФ видит их в реализации концепции конкурентоспособного государства, перераспределении государственных полномочий по критерию — функция

1 Одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

2 См.: Концепция развития российского законодательства. М., 2010. С. 164.

должна исполняться на том уровне власти, где это будет сделано с наибольшей пользой для граждан России, их предпринимательской активности, для развития страны в целом3.

Дальнейшее позитивное движение государства в избранном направлении обеспечивается надежной его защищенностью от внешних и внутренних угроз. Важным представляется вопрос о способах и методах достижения поставленных целей в оборонной сфере.

В этом отношении символическим выглядит вынесенный в название предвыборной статьи В. В. Путина тезис: «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России». Избранный Президент РФ во главу угла ставит вопросы создания новой структуры компактных Вооруженных сил, развития оборонно-промышленного комплекса, в том числе за счет продвижения государственно-частного партнерства в оборонной промышленности, а также упрощения процедур по созданию современных оборонных производств. Налицо совершенно новое явление — демократизация деятельности в области обороны.

Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия — это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества4.

Долгое время вопросы обороны страны находились в сфере ведения исключительно государственных структур. Намеченные контуры реформирования предполагают повышение требований к оборонным предприятиям, поощрение развития

3 См.: Путин В. В. Демократия и качество государства. URL: http://www.putin2012.ru.

4 Там же.

конкуренции, модернизацию самого оборонно-промышленного комплекса (ОПК), подготовку специалистов, обеспечение технического, технологического, организационного превосходства над любым потенциальным противником.

Очевидно, что направленность деятельности властных органов на обеспечение такого равновесия характерна для всего государственного аппарата. Государство, изменяя «уровень запретности» в тех или иных сферах путем установления новых запретов и ограничений, ужесточения имеющихся либо, наоборот, отмены действующих, снижая тем самым запретительный порог, устанавливает приемлемый для общества баланс, удовлетворяющий и само государство. Одновременно вариативность соотношения «разрешено — запрещено» создает, с одной стороны, регулятивное, с другой — охранительное воздействие на общественное поведение. Охранительное воздействие заключается в обеспечении охраны интересов и обладателя разрешения в случае его получения в целях удовлетворения собственных потребностей, и интересов третьих лиц, если разрешение получено для обеспечения удовлетворения их потребностей.

Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны и иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Минобороны России5.

5 См. Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное

Для достижения поставленных целей Минобороны России привлекает широкий круг субъектов, участие которых обусловлено наличием у них специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности в оборонной сфере в области образования, авиации, атомной энергетики и др., разработки и производства продукции военного назначения, военно-технического сотрудничества. Либерализация экономической деятельности в области обороны на первый план выдвигает совершенствование методов осуществления управленческой деятельности, включая методы прямого административного воздействия на субъекты права6.

В первую очередь следует провести ревизию системы административных запретов, действующих в оборонной сфере. На частных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, которые являются одними из важнейших субъектов отношений, возникающих в оборонной сфере, должен действовать особый правовой режим. Но это не должно становиться препятствием для создания компаний, их развития и доступа к участию в государственном оборонном заказе. Именно новые частные предприятия могут быть источником технологических прорывов, способных радикально изменять отрасль7. Вместе с тем в целях обеспечения обороны и безопасности государство должно будет продолжать осуществлять функции

Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 (далее — Положение о Минобороны России).

6 На превалирование (избыточность) разрешительных функций в деятельности федеральных органов исполнительной власти по сравнению с аналитическими и регулирующими функциями обращалось внимание в кн.: Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабрие-вой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М., 2004. С. 401.

7 Там же.

руководства стратегическими отраслями.

Расширение круга субъектов требует совершенствования порядка допуска к деятельности в сфере обороны. Другими словами, вся совокупность запретов и ограничений, составляющих специальный правовой режим осуществления оборонной деятельности, также нуждается в модернизации. Баланс между ними должен смещаться в сторону увеличения диспозитивной составляющей в регуляции и тем самым вызывать усиление разрешительного метода воздействия на отношения в области обороны.

Следует отметить, что в работах, посвященных анализу деятельности исполнительной власти, одно из ведущих мест занимает названный метод, который рассматривается как особый метод административно-правовой регламентации8. Указывается на разнообразие видов и форм раз-решений9.

Разрешение предполагает поведение, запрещенное тем лицам, у которых такое разрешение отсутствует, и связано с соответствующим ему запретом. При отсутствии запрета разрешение как таковое теряет смысл, поэтому оно представляется способом обеспечения общественного порядка, безопасности, соответствия дозволенного поведения интересам общества и государства, которое, очерчивая разрешенный государством круг действий, воздействует на общественные отношения.

Разрешением охватываются два основных направления: правоуста-новительное, когда путем разрешения обеспечивается возможность реализации гражданами своих прав

8 См.: Осинцев Д. В. Основы административного права. Курс лекций. Лекция 3.7. Метод разрешительного воздействия. URL: http://94.143.53.100/SUMIK/e-SUMIK-admin.

9 См., например: Валяев Ю. К. Метод раз-

решения в административном праве: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3.

на те или иные социальные блага, и правоохранительное, направленное на обеспечение общественной безопасности при совершении дозволенных действий. По своему правовому содержанию разрешение представляет способ обеспечения правовой охраны публичных и частных интересов, выраженный во внешнем властном воздействии, предусматривающим в том числе и применение мер административного воздействия на юридических и физических лиц для обеспечения исполнения законных требований, осуществляемого прямым воздействием на объект управления. Цель разрешения двоякая: с одной стороны, санкционирование права юридического лица и гражданина на осуществление определенного вида деятельности и корреспондирующей ему обязанности иных лиц соблюдать это право, с другой — обеспечение при осуществлении разрешенной деятельности законоустановленного порядка и безопасности и тем самым охрану их прав.

Исследуя метод разрешения в административном праве, Ю. К. Валя-ев10 выделил следующие формы разрешений: лицензия, разрешение, специальное разрешение, согласование, пропуск, свидетельство, поверка, экспертиза, аттестация, аккредитация, диплом, сертификация, аккредитация, квотирование, специальное право. С этим делением можно согласиться, но разнообразие наименований не должно вводить в заблуждение. При всех имеющихся отличиях в процедурах получения различных форм разрешений они представляют собой результаты определенных видов деятельности властных органов, в результате которых невластный субъект может получить при соблюдении ряда условий возможность реализации принадлежащих ему, но ограничен-

10 Подробнее об этом см.: Валяев Ю. К. Метод разрешения в административном праве России. М., 2009. С. 2—39.

ных законом прав и свобод. Поэтому деятельность государственных органов по выдаче разрешений составляет особую группу государственных функций, исполнение которых связано с внедрением соответствующих методов государственного регулирования.

Разрешительная функция, как вид деятельности органов исполнительной власти, не имеет легальной дефиниции и не учитывается при анализе разрешительной системы, широко используемого правового института административного права. Можно согласиться с Н. В. Субано-вой, отметившей отсутствие в научной литературе единого понимания существа и содержания разрешительной системы (разрешительных процедур, «функции», «полномочий», «деятельности», «порядка», «политики»)11.

Разрешительная деятельность органов исполнительной власти осуществляется в различных формах. В работе Н. В. Субановой приводится классификация этих форм12, которая, по нашему мнению, является наиболее верной. Она выделяет следующие формы: лицензирование, разрешение (специальное разрешение), сертификация, допуск, аттестация, аккредитация, квотирование, регистрация, иные виды разрешений (включение в реестр, предоставление права, удостоверение, паспорт и т. п.).

Эти формы закреплены в правовых актах различной юридической силы. Однако используемое в нормотворчестве применительно к деятельности органов исполнительной власти словосочетание «разрешительные функции» достаточно редко можно встретить в текстах этих актов. Анализ нормативной базы показывает, что некоторые из перечисленных форм находят практическое

11 См.: Субанова Н. В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации. М., 2012. С. 30.

12 Там же. С. 73.

выражение в деятельности Минобороны России.

Как отмечалось выше, функции Минобороны России закреплены в законодательных актах, актах Президента РФ и Правительства РФ. Так, в Положении о Минобороны России содержатся прямые указания на две формы разрешений, а именно: 1) выдача разрешения на строительство (подп. 69 п. 7) объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил и 2) организация и осуществление (подп. 813 п. 7) в соответствии с законодательством РФ специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах РФ.

Рассмотрим их подробнее.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГсК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство объекта завершается получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и постановкой объекта капитального строительства на государственный учет. Как вытекает из ч. 1 ст. 55 ГсК РФ, разрешение на ввод в эксплуатацию соответствующих объектов выдает Минобороны России. Разрешение представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строи-

тельство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В настоящее время действует Административный регламент исполнения Минобороны России государственной функции по осуществлению выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ13. Результатами исполнения государственной функции являются выдача застройщику разрешения на строительство, отказ в выдаче застройщику разрешения на строительство, выдача застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, отказ в выдаче застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Какие функции следует считать разрешительными в сфере безопасности дорожного движения?

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Органами, осуществляющими специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, являются Государственная инспекция безопас-

13 См. приказ Министра обороны РФ от 19 мая 2009 г. № 443.

ности дорожного движения МВД России14, Минобороны России15 — в области обеспечения безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах РФ, а также иные федеральные органы исполнительной власти. Порядок государственной регистрации автомототранспорт-ных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации установлен постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938. При этом государственную регистрацию транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций обязаны осуществлять военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования. Следовательно, регистрация и выдача соответствующих документов являются специальными разрешительными функциями.

Разрешительная деятельность не исчерпывается исполнением только приведенных полномочий. Разрешительные функции, осуществляемые Минобороны России, закреплены в ряде тематических актов.

В частности, Минобороны РФ уполномочено проводить государственное регулирование деятельности в области16 государственной авиации, а также полное регулиро-вание17 использования воздушного пространства России.

14 См. п. 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее — Положение о Госавтоинспекции).

15 См. подп. 813 п. 7 Положения о Минобороны России.

16 См. Положение о Минобороны России.

17 См. постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 605.

В статье 16 Воздушного кодекса РФ предусматривается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства РФ. В действующих Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации18 под разрешительным порядком использования воздушного пространства понимается порядок, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на такое использование. Здесь легализована дефиниция понятия «разрешение на использование воздушного пространства», т. е. предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, доведенными центрами Единой системы организации воздушного движения РФ.

Порядок получения необходимых разрешений урегулирован федеральными правилами использования воздушного пространства РФ, утверждаемыми Правительством РФ, и федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, закрепленными за ними Воздушным кодексом РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ. Для государственной авиации Минобороны РФ

18 См. постановление Правительства РФ

от 11 марта 2010 г. № 138. В аналогичных ра-

нее действовавших Федеральных прави-

лах (постановление Правительства РФ от

22 сентября 1999 г. № 1084) разрешительный порядок использования воздушного пространства определялся как общий термин, означающий в соответствующих случаях порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на использование воздушного пространства.

утверждены Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации19.

Одним из необходимых предварительных условий получения разрешения на полет является наличие государственной регистрации воздушного судна. Согласно п. 9 Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов20 к полетам в установленном порядке допускается государственное воздушное судно, занесенное в соответствующий Реестр и имеющее свидетельство о регистрации. Государственную регистрацию государственных воздушных судов авиации Вооруженных Сил РФ осуществляет Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Главного командования Военно-воздушных сил.

Таким образом, получение разрешения на использование автомобильного и государственного авиационного транспорта представляет собой сложную взаимосвязанную совокупность административных действий, урегулированных нормами права, результатом которой выступает государственная санкция правомерного использования транспортных средств по предназначению.

Важным условием реализации патентных прав является наличие патента. Согласно п. 1 ст. 1354 ГК РФ патент удостоверяет приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. На основании патента осуществляется охрана интеллектуальных прав правообладателя.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 2 октября 2004 г. № 514 организация в установ-

19 См. приказ Министра обороны РФ от 24 сентября 2004 г. № 275.

20 См. приказ Министра обороны РФ от 28 ноября 2002 г. № 460.

ленном порядке патентно-лицензионной работы, а также рассмотрение заявок и выдача патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, входят в полномочия Минобороны России. Выдача патента осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления Минобороны России государственной услуги по организации рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники21.

Однако полномочия Минобороны России в сфере лицензирования нельзя признать значительными. В частности, на основании решений Правительства РФ22 Минобороны России осуществляет лицензирование следующих видов деятельности: допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны; образовательная деятельность образовательных учреждений.

Круг субъектов, которым предоставляются лицензии также весьма ограничен. Лицензирование допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется исключительно в отношении:

открытых акционерных обществ, созданных в соответствии с Указом Президента РФ от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»;

предприятий, подчиненных Минобороны России.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в отношении образовательных учрежде-

21 См. приказ Министра обороны РФ от 30 марта 2011 г. № 360.

22 См. постановления Правительства РФ от 3 июня 2010 г. № 397, от 15 апреля 1995 г. № 333, от 3 февраля 2010 г. № 49.

ний органа внешней разведки Минобороны России, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Оборона страны невозможна без получаемых от оборонно-промышленного комплекса качественного вооружения, военной техники и иных товаров, работ и услуг. Поставщики обязаны обеспечить соответствие вооружения, военной техники и серийной продукции обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком на основании законодательства РФ о техническом регулировании, и (или) условиям государственных контрактов.

Особенность указанной продукции заключается в необходимости ее соответствия специфическим требованиям, а также требованиям к процессам проектирования (включая изыскания), разработки, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения на территории России оборонной продукции, установленным в документах по стандартизации. Перечень таких документов закреплен в п. 12 Положения об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,

перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 822.

В случае необходимости применения документов, сведения о которых не включены в перечень или указатель государственных военных стандартов, могут применяться другие документы по стандартизации, используемые на территории Российской Федерации. Решение о применении таких документов устанавливается государственным заказчиком (заказчиком) оборонного заказа или головным исполнителем (исполнителем) оборонного заказа по согласованию с государственным заказчиком (заказчиком) оборонного заказа. Таким образом, Минобороны России, которое является государственным заказчиком оборонного заказа, вправе разрешить исполнителю заказа применение иных документов по стандартизации.

В указанном Положении закреплен лишь общий порядок получения такого разрешения. Учитывая особый характер оборонной продукции, применение других документов по стандартизации нуждается в более подробной регламентации.

Многоаспектность оборонной сферы государственного управления требует согласованной деятельности всех субъектов соответствующих отношений. Юридическое со-гласование23 с Минобороны России

23 Согласования Минобороны России как обязательное условие получения разрешения необходимы и при планировке территорий. См., например, Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».

зачастую становится разрешением для осуществления тех или иных действий уполномоченных органов исполнительной власти. Хотя иногда довольно трудно выявить такую функцию и понять, почему выбрана столь сложная процедура.

Президент РФ в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» уполномочен устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области военно-технического сотрудничества. Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062 закреплен перечень полномочий Минобороны России в этой сфере. Прямого указания на выполнение разрешительных действий в какой-либо из форм этот перечень не содержит. Однако названным Указом утверждено Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, в п. 8 которого установлено, что заявление на получение лицензии согласовывается с Минобороны России, которое должно подтвердить, что:

в установленном порядке обеспечивается военно-техническое сопровождение поставок указанной в заявлении продукции военного назначения, в том числе контроль за разработкой, производством и поставками этой продукции;

указанная в заявлении ввозимая или вывозимая продукция правильно классифицирована как продукция военного назначения.

Если заявление на получение лицензии согласовывается другим государственным заказчиком продукции военного назначения, в интересах которого осуществляется ввоз или вывоз такой продукции, то этот заказчик обязан получить у Минобороны России подтверждение, что указанная в заявлении ввозимая или вывозимая продукция правильно классифицирована как продукция военного

назначения. Порядок рассмотрения и согласования в Минобороны России заявлений на получение лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения утвержден приказом Минобороны России от 8 февраля 1996 г. № 53.

Для вывоза продукции военного назначения необходимо, чтобы она была включена в список продукции, разрешенной к передаче иностранным заказчикам. Государственная принадлежность иностранного заказчика также имеет значение: он должен относиться к государству, включенному в список стран, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам. Правила подготовки указанных списков закреплены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2007 г. № 831.

Согласованные Минобороны России проекты списков передаются в Правительство РФ для последующего утверждения. Отметим, что первый из указанных списков направляется Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (подведомственна Минобороны России), а второй — МИД России.

Таким образом, только при наличии всех разрешительных компонентов, включая согласование (или подтверждение) с Минобороны России, из которых складывается комплексное разрешение на ввоз (вывоз) продукции военного назначения, заявитель получит искомую лицензию и сможет осуществить ввоз (вывоз).

Урегулированная нормами административного права разрешительная деятельность Минобороны России направлена на обеспечение об-

щественной безопасности. Разрешительные функции министерства являются внешним выражением этой деятельности, структурными элементами его государственного управления в установленной сфере ведения, правовое регулирование которой требует четкого отграничения от регламентации надзорных и контрольных функций.

«Дробление» компетенций органов исполнительной власти негативно сказывается на скорости принятия управленческих решений. Совершенствование разрешительной деятельности напрямую связано с оптимизацией системы и структуры исполнительной власти. Следует избегать чрезмерно сложных многоэтапных процедур получения разрешений. В этом смысле разработка административных регламентов получения комплексных разрешений позволит решить многие проблемы.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валяев Ю. К. Метод разрешения в административном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Валяев Ю. К. Метод разрешения в административном праве России. М., 2009.

Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабрие-вой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М., 2004.

Концепция развития российского законодательства. М., 2010.

Осинцев Д. В. Основы административного права. Курс лекций. Лекция 3.7. Метод разрешительного воздействия. URL: http://94.143.53.100/SUMIK/e-SUMIK-admin.

Путин В. В. Демократия и качество государства. URL: http://www.putin2012.ru.

Субанова Н. В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.