Научная статья на тему 'О РАЗРАБОТКЕ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕРМИНОВ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ'

О РАЗРАБОТКЕ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕРМИНОВ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Д.Н. Лоранский, И.А. Петрищева, О.А. Фокина, Т.А. Мельникова, В.Н. Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАЗРАБОТКЕ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕРМИНОВ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

циальную медицинскую группу. М., 1965. л 7. Новике Ю. А., Михалко О. — В кн.: Неразрушающие методы испытаний строительных материалов и конструкций. Рига, 1980, с, 49—55.

8. Петров Н. В.. Щербаков В. С., Волков В. И. — Теор. и практ. физ. культуры, 1971, № 9, с. 54—57.

9. Шумский В. В., Мертен А. А., Дзенис В. В. — Механика полимеров, 1978, № 5, с. 884—888.

10. Янсон X. А. Биомеханика нижней конечности человека. Рига, 1975.

Поступила 22.07.83

Summary. Modified ultrasound technique was used to study the functional state of the tibia in 182 girls-students of specially selected medical groups. It has been shown that conventional methods of physical training do not exert beneficial effects on the osseous tissue. The use of the in-terval-circular method in physical training enhances the sturdy quality of the tibia in individuals with different diseases, though the degree of durability is different, depending on the disease.

Социальная гигиена, история гигиены, организация еанитарного дела

УДК 614.3741.001.33

Д. Н. Лоранский, И. А. Петрищева, О. А. Фокина, Т. А. Мельникова, В. Н. Иванова

О РАЗРАБОТКЕ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕРМИНОВ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Формирование и развитие системы отраслевой Ф терминологии подчиняются определенным закономерностям, отражающим естественное развитие данной науки в целом. Постоянно происходят устаревание какой-то части терминов, их отмирание и, наоборот, так же постоянно идет обогащение науки новыми понятиями, а терминов — новым содержанием. В специальную терминологию проникают понятия и соответствующие термины из смежных областей науки и техники. Эти процессы естественны для каждой отрасли знания, они необратимы, поскольку органически свойственны динамически развивающейся научной деятельности.

Нельзя не отметить, однако, что рост терминологического фонда, происходящий стихийно, сопровождается целым рядом отрицательных явлений, которые создают почву для путаницы в понимании тех или иных явлений, осложняют межотраслевые контакты ученых, передачу новых идей, понятий, поиски и обработку информации. Они отрицательно сказываются на качестве подготовки специалистов, вносят затруднения в международное сотрудничество. Все это в значительной степени отражается на темпах решения актуальных задач, стоящих перед соответствующими отраслями знаний, г Нельзя себе представить плодотворное развитие любой науки, если совокупность понятий, которые она изучает, не имеет строгой научной ► терминологии. Это не менее важно и для практической деятельности, базирующейся на данных, выработанных наукой.

Сложившаяся в санитарном просвещении практика терминообразования показывает, что здесь имеется большое своеобразие. Санитарное просвещение— наука, соприкасающаяся со многими другими дисциплинами, оказывающими влияние на его терминологию. Это и понятно, ибо предмет изучения данной науки — закономерности развития, формирования и динамики санитарной культуры человека — требует многодисциплинарного подхода. Санитарно-просветитель-ная терминология более слита с общеразговорным языком, чем, например, терминология физики, химии или медицины в целом. Многие ее термины заимствованы из других наук с полным или частичным изменением своего первоначального значения («лекция», «индивидуальная беседа» и др.). Здесь находят практическое применение расширенные понятия, не имеющие терминологического обозначения в строго научном смысле этого слова («санитарное просвещение по первичной профилактике болезней»; «санитарное просвещение различных групп населения» и др.).

Имеется определенное число устоявшихся терминов, хотя и не вполне отвечающих определенным понятиям, но являющихся в настоящее время общепризнанными, что пока не дает оснований для их замены («санитарная культура», «санитарное просвещение», «дом санитарного просвещения» и др.).

Многие области санитарного просвещения изобилуют терминами-синонимами. Так, в литературе часто встречается термин «санитарное про-

свещение по борьбе с курением» наряду с «антитабачной пропагандой», «антиникотиновой пропагандой», «противокурительной пропагандой» и др., «санитарное просвещение по борьбе против рака» и «противораковая пропаганда» и т. п. Приходится сталкиваться с произвольностью в лингвистическом оформлении однотипных терминов «антитабачная пропаганда» (но «противораковая пропаганда») и др.

Из приведенных примеров ясно, что проблема упорядочения и систематизации санитарно-про-светительной терминологии очень важна, причем ее надо рассматривать как постоянную задачу, поскольку развитие терминологии происходит постоянно в тесной связи с развитием науки.

Неизбежно будут появляться новые понятия, термины и возникать в связи с этим новые спорные вопросы. Важно своевременно находить научно обоснованное решение с учетом требований логики и лингвистики. В этом смысле проблема систематизации и упорядочения терминологии имеет все основания считаться одной из важных научных проблем санитарного просвещения.

Не менее сложной является задача разработки научно обоснованной классификации понятий санитарного просвещения. Наличие подобной классификации даст возможность правильно строить и отбирать термины, а также формулировать определения, отражающие существенные признаки понятий.

Создание классификаций понятий — важнейший фактор, влияющий на точность терминологии — правильность определений и отбор терминов. По данным Комитета научно-технической терминологии АН СССР, определения почти всегда строятся неправильно, если это делается без предварительной разработки классификации понятий.

Однако работа по систематизации понятий и созданию классификаций встречает определенные трудности. Так, И. П. Лидов и А. М. Сто-чик [1] и др. отмечают острый недостаток в научно-теоретических фундаментальных разработках по основам упорядочения медицинской терминологии. Подчеркивается, что обработка, накопление и наблюдение за эволюцией медицинского терминологического фонда должны проводиться планомерно и постоянно на основе систематизации понятий, построения иерархических (классификационных) схем понятий с учетом их родовидовых отношений и использованием современных и научно обоснованных критериев их дифференциации.

Работа над этими проблемами позволит достичь определенной нормативности в образовании и употреблении терминов и подойти к решению задачи стандартизации терминологии.

Специалисты СССР и других социалистических стран большое внимание уделяют вопросам упорядочения терминологии санитарного просвещения. Результаты этой работы очевидны.

В 1981 г. в Москве вышел в свет международный терминологический словарь «Санитарное просвещение», являющийся ценным справочно-терминологическим пособием, позволяющим сделать первый шаг в деле систематизации и упорядочения терминологии.

В настоящее время продолжаются разработка, анализ и научное обоснование терминов, их систематизация и классификация. К этой работе, осуществляемой на основе кооперации ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР совместно с Институтами санитарного просвещения НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, ЧССР, СФРЮ, широко привлекаются специалисты этих стран.

Рабочая группа социалистических стран по терминологии имеет определенный задел в разработке классификации понятий санитарного просвещения. При работе над международным терминологическим словарем «Санитарное просвещение» осуществлялась системная группировка понятий, были определены подходы к построению классификационных схем — графических моделей [2]. Одним из примеров удачного решения является классификация понятий, относящихся к области «характеристика групп населения, среди которых проводится саннтарно-просветительная работа» (глава VI словаря). В качестве основных признаков деления здесь были выбраны: «по возрасту», «по состоянию здоровья», «по специфическим потребностям в области санитарного просвещения», «по участию в проведении санитарного просвещения». Определенный интерес представляют также подходы к решению проблемы классификации понятий, относящихся к методам и средствам санитарного просвещения (глава V), где основным признаком деления понятий, относящихся к методам, был «по типу коммуникации» (индивидуальная, групповая, массовая) и др.

Следует признать, однако, что разработка проблемы классификации санитарно-просветн-тельной терминологии пока еще находится в начальной стадии и требует серьезного внимания. Важной частью этой работы является систематизация по категориям.

Необходимо основываться на рекомендациях Комитета научно-технической терминологии АН СССР, предложившего выделять при систематизации такие категории понятий, как «предметы», «процессы» (явления), «манипуляции», «свойства», «величины». Как представляется, рекомендуемые категории понятий могут рассматриваться в качестве основы для дальнейшей разработки. Было бы целесообразно внимательно изучить терминологический фонд санитарного просвещения под углом зрения данной системы категорий. Не исключено, что при этом могут выявляться понятия и термины, требующие раз- < работки специфически санитарно-просветитель-ных категорий.

Вероятно, к категории «предметы» могут быть ■4 отнесены такие термины, как «фланелеграф», «диапозитив», «магнитная доска» и др. «Процессами» можно считать «пропаганду здорового образа жизни», «санитарное просвещение по гигиене питания», «индивидуальную беседу» и другие подобные им термины. К «свойствам» могли бы быть причислены «гигиенические навыки», «санитарная сознательность» и т. п.

Это, конечно, лишь предварительные попытки наметить пути категоризации понятий санитарного просвещения, рассматриваемые авторами как дискуссионные.

Систематизация и классификация терминологического фонда санитарного просвещения — важный раздел общей работы по упорядочению терминологии. Несомненно, итогом этой работы явится создание такой структуры, которая позволит рассматривать понятия санитарного просвещения с учетом динамики развития этой дисциплины. Такая структура не только создаст прочную научно обоснованную базу для упорядочения терминологии, но и, возможно, поможет выявить отдельные пробелы в системе терминов. В специальной терминоведческой литературе упоминаются случаи, когда в процессе клас-

сифицирования выявились понятия, не имеющие своих терминов, или было «предсказано» возникновение новых понятий в классифицируемой дисциплине. Классификация санитарно-просве-тительной терминологии — многоэтапный процесс, который может развиваться лишь на основе углубленного изучения структуры санитарного просвещения как науки и отрасли. Основные звенья этого процесса: отбор понятий, их распределение по категориям, систематизация и группировка, разработка признаков — оснований деления, построение классификационных схем, определение понятий, отбор соответствующих терминов из числа имеющихся синонимов, создание новых терминов.

Решение проблемы классификации позволит поставить работу по упорядочению санитарно-просветительной терминологии на твердую научную основу и будет содействовать плодотворному развитию санитарного просвещения.

Литература. 1. Лидов И. П., Сточик А. М. — Вести.

АМН СССР, 1976, № 3, с. 54—60. 2. Петрищева И. А. — В кн.: Симпозиум ин-тов санитарного просвещения социалистических стран. 6-й. София, 1982, с. 43—47.

Поступила 30.08.83

УДК 613+6141:376.661

А. П. Шицкова

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ ГИГИЕНЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИХ КАФЕДР МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И САНЭПИДСТАНЦИЙ МИНЗДРАВА РСФСР (1982—1983)

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

В последние годы в деятельности гигиенических учреждений Российской Федерации появились новые тенденции и направления в развитии гигиенических исследований, возросла их эффективность и связь с практикой. В научно-организационном плане осуществляется дальнейшая мобилизация усилий, направленных на решение крупных народнохозяйственных вопросов, увеличивается заказная тематика. В свете требования ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС в области планирования отмечен рост комплексных и целевых программ. В настоящее время в системе Минздрава РСФСР ведутся гигиенические исследования в рамках более 20 программно-целевых работ (ПЦР). В подавляющем большинстве они выполняются не только межпроблемно в учреждениях системы Минздравов СССР и РСФСР, в том числе с санэпидстанциями, но и совместно с другими ор-► ганами и ведомствами, т. е. имеют межведомственный и даже международный характер. Например, по проблемам городского шума, лазе-

ров осуществляется сотрудничество в рамках СЭВ, а также с Францией, Данией и другими странами. В свете решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС созданы программы по решению гигиенических проблем в связи с созданием агропромышленных комплексов: исследования по ряду ПЦР ведутся на важнейших территориально-производственных объектах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, на предприятиях основных отраслей народного хозяйства; нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей, целлюлозобумажной, химической, энергетической, машиностроительной и металлургической промышленности, производств БВК, объектах сельского хозяйства, агропромышленных комплексах Черноземья и Нечерноземья.

Следует отметить высокую эффективность и значимость для народного хозяйства этих работ. Например, по программе «Прогнозная гигиеническая оценка последствий перераспределения части стока северных рек в бассейн Вол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.