Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНО-КРУГОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНО-КРУГОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.А. Мертен, P.А Янсоне, П.П. Озолинь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modified ultrasound technique was used to study the functional state of the tibia in 182 girls-students of specially selected medical groups. It has been shown that conventional methods of physical training do not exert beneficial effects on the osseous tissue. The use of the interval-circular method in physical training enhances the sturdy quality of the tibia in individuals with different diseases, though the degree of durability is different, depending on the disease.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНО-КРУГОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ»

ми новое жилищное строительство в селах западных районов УССР, выявлены и некоторые дефекты внутренней планировки обследованных домов, в определенной степени снижающие их санитарно-гигиенический уровень.

К числу таких недостатков следует отнести прежде всего отсутствие в значительном числе новых домов внутреннего теплого туалета. При современной санитарной технике представляется полная возможность устройства в новых домах тружеников сельского хозяйства гигиенических и теплых уборных, так называемых люфт-клозетов, тем более что в проектах они предусмотрены.

Одним из гигиенических дефектов планировки новых домов колхозников следует считать также отсутствие специально выделенной санитарной комнаты для умывания и купания, причем даже во многих домах, построенных по типовым проектам, к сожалению, не оказалось комнат гигиены, что следует считать неоправданным строительным и санитарно-гигиеническим дефектом.

Обращает на себя внимание и такой существенный гигиенический недостаток в планировке нового сельского жилища в селах западных районов УССР, как строительство в некоторых случаях новых домов под одной крышей с хозяйственными постройками.

Видимо, строительным и санитарным организациям необходимо обратить внимание на устранение указанных дефектов. К решению этих проблем должны быть привлечены архитекторы, строители, санитарные врачи.

Общее санитарное состояние обследованных сельских жилищ нового строительства с точки

зрения поддержания в них чистоты, опрятности и создания уюта следует признать вполне удов- > летворительным. В преобладающем большинстве домов просторно, светло, солнечно.

Внешний вид домов колхозников и рабочих совхозов становится все более привлекательным: стены чисто выбелены, со стороны фасада часто красиво раскрашены. Оконные рамы и выходные двери главного фасада покрыты масляной краской. Отрадно, что 97,9 % новых усадеб озеленены, 88,7 % имеют фруктовые и декоративные сады.

Совершенно очевидно, что такие факторы, как архитектура жилых домов, их оформление, внешний вид, а также внутренняя обстановка и уют, имеют, несомненно, большое значение для здоровья человека.

В современных условиях проблемы нового сельского жилищного строительства должны быть подняты на более высокий санитарно-гигиенический уровень, что будет способствовать дальнейшему оздоровлению условий труда, быта и всего образа жизни колхозников и рабочих совхозов.

Поступила 02.11.83

Summary. Sanitary-hygienic characterization of new rural housing in the western regions of the Ukraine, and analysis of the findings obtained in the course of the examination of such houses are presented. As it has been shown by the surveillance data, the construction material used for rural houses meets the major sanitary-hygienic requirements. The housing surveillance revealed certain • shortcomings, among them: absence of an in-house warm lavatory in the new houses for rural residents, absence of a specially designed room for washing and bathing; besides the new rural houses have one roof for dwelling and auxiliary household premises.

УДК 612.75-06:613.71 /.731-057.875

А. А. Мертен, Р. А Я неоне, П. П. Озолинь

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНО-КРУГОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Латвийский НИИ экспериментальной и клинической медицины; Латвийский университет

им. П. Стучки, Рига

Сравнение динамики антропометрических данных и физической работоспособности у студентов специальных медицинских групп при традиционных методах обучения [1, 4, 6, 8 и др.] показывает недостаточно эффективное влияние этих методов на развитие физических качеств и физической подготовленности в течение трехлетнего обучения. Традиционные занятия в специальных медицинских группах носят характер обучения преимущественно двигательным стереотипам без тренирующего эффекта. Следует отметить, что в специальные медицинские группы отбираются по медицинским показателям 6— 7 студенток из 1000. Как правило, при оценке влияния физических упражнений на организм не учитывается функциональное состояние скелета.

В то же время распространение заболеваний костно-суставной системы (деструктивно-дегенеративных изменений костной системы) выдвигает задачу разработки профилактических мероприятий по укреплению функционального состояния скелета. В то же время распространение заболеваний костно-суставной системы (деструктивно-дегенеративных изменении костной системы) выдвигает задачу разработки профилактических мероприятий по укреплению функционального состояния костной ткани. Это делает необходимым изучение состояния скелета при выполнении физических упражнений, в частности при проведении оздоровительных мероприятий < у лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Исследования последних лет [3] показали, что для

этой цели целесообразно использовать ультра- л

звуковую импульсную методику.

Целью данной работы являлось сравнение фи-зиолого-гигиенических характеристик влияния физических занятий по традиционной методике с аналогичными характеристиками в процессе занятий с применением интервально-круговой методики обучения. В основе современной методологии круговой тренировки лежат многократное выполнение движений в условиях точно дозированной нагрузки и чередование этой нагрузки с учетом индивидуальных особенностей студенток.

Обследованы 182 студентки. Они были распределены по формам заболевания на следующие группы: 1-я — с миопией, 2-я — с функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы (нейроциркуляторной дистонией, неактивной фазой ревматизма и др.), 3-я — с заболеваниями почек, 4-я — с заболеваниями легких, 5-я — с повышенной массой тела, 6-я — с заболеваниями ЛОР-органов, 7-я — с заболеваниями позвоночника дистрофически-дегенеративного характера, 8-я — с тиреотоксикозом, 9-я — с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 10-я — после перенесенного туберкулеза.

Для изучения функционального состояния скелета применялась импульсная ультразвуковая методика с экспоненциальными насадками уль-г$ тразвука. Преимущество таких насадок в том» что они позволяют проводить измерения на малых базах 10—20 мм, благодаря чему можно составить топографическую картину скорости распространения ультразвука по вертикальной оси большеберцовой кости (БК) [3]. Точечный контакт с изучаемой поверхностью значительно улучшает акустические характеристики ультразвуковых датчиков [7]. О состоянии БК судили по скорости распространения ультразвука, которую измеряли в 10 зонах по вертикальной оси на медиальной поверхности как правой, так и левой БК (ПБК и ЛБК соответственно) [3] В каждой зоне проведено от 4 до 6 измерений В специальных исследованиях [9] установле но, что увеличение скорости ультразвука сопро вождается повышением прочности костной тка ни, т. е. более высокая прочность соответствует большей скорости ультразвука. Коррелятивная связь в этой закономерности характеризуется коэффициентом линейной регрессии (г) порядка 0,84.

БК была избрана как одна из наиболее сильно нагруженных костей тела человека. В ряде исследований показано, что бег оказывает на нее деформирующее воздействие, равное 5 кгс/мм2 и более [5, 10].

В I серии наблюдений скорость распространения ультразвука измеряли в начале учебного семестра, во II —в конце семестра, в течение которого занятия проводились по традиционной методике, в III серии исследования проводили в

6 -Н 5

X X

0J

г >>

ь

ш

с;

US

с

о в

о"

к

X

X с-X

я о. н

и &

в

о га а.

с.

о ж

со —

СМ Ol

•ч-

со

ем

■Ч"

со

ем

о

СМ СО

см

СО

со г-со

СО

■н

о

СО

оо

со со со

СО CN

-н -н -н

■о со

О

со см

■н

1С ю

СО

ю со

•н

см о ем

СО

г-со

о со

■н -н -н

SOO 00

ем ej>

со — со

СМ

— см

-н -н

со <т>

о> со

см ю

■н -н -н

о ю

ю

-н -н -н

со со —

о> —• см

см со io

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

-н -н -н

•ч- со со

05 СО СМ

см со ю

■н

со

■н

см ю

ем

ем

-Н -Н 41

— t- t-

■ч- — t»

СО СО

X X

X ч К со

О =Х

с X

S 5

9 =

т

о

X <и о Ч

s 8 СОС

»I

= о s Е X .х X X О

га с

et х

а _ 2

с- S О. g X *

s S-ö

X X

2 « Ч

3 5 «

X g о

со со см

ем см см

-н -н -н

ю оо -ч-

о о

см -ч- со

00 ю

— см

-н -и

со 00

СО 00

см со

f-см СО

ю ем

СО

о со

-н -н +

Т 00

см со

■н -н

со m

00 со

со ю

— О)

1\ fl

см ю

СО ОС

см см

05 см

со о

■Ч*

00 00

— см

■н -н

"С со

О) см

см см

СО

ю о

00 —

— см

-н -н

СО СО

ю —

СО 'Ч-

■ч>

+1 ю о ю

Ю Ol см —

■ч*

-н -н -н

Ol о со

СО СО см

со со ю

Г- 00

— см

-н -н

со ст>

со о

со см

с-со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■н

ю

СО f-

— см

-н -н

in "Ч-

— т со —

СО

■н

СО

со

X

о

X X й X X X г( к га

ее-

и S ч

S к

О X

= га Ч со

о

X <D

о 4

= 8 ССС

в

X S я S к >= X X о S х я

га v g

ф

1-го-

О X X

г <и

15

= о

с

конце II семестра, когда занятия велись по ин-тервально-круговой методике.

В исходном состоянии средняя скорость распространения ультразвука по ПБК 1323±17 м/с, ЛБК— 1325±20 м/с. Топографическая картина распределения скорости ультразвука по вертикальной оси обеих БК практически одинакова. Необходимо отметить, что также не выделяются зоны с повышенной скоростью распространения по сравнению с соседними. Перечисленные особенности скорости распространения ультразвука по БК у студенток специальных медицинских групп характерны для малотренированных лиц [3]. Анализ скорости распространения ультразвука по БК в зависимости от нозологических форм заболевания показал, что средняя скорость распространения ультразвука у лиц всех групп мало различается (см. таблицу). Последнее объясняется одинаковыми условиями нагрузки скелета у студенток. Кроме того, ни при одном из перечисленных заболеваний не удается выделить зоны БК, отличающиеся повышенной скоростью распространения ультразвука по сравнению с соседними, что характерно для костной ткани, подвергающейся недостаточной нагрузке [9]. При увеличении нагрузки на вертикальной оси БК выделяются зоны с повышенной скоростью распространения ультразвука, соответствующие наибольшему напряжению.

Занятия по традиционной программе 2 раза в неделю в течение семестра у студенток специальных медицинских групп не вызывают статистически достоверного увеличения скорости распространения ультразвука по БК. В конце семестра средняя скорость распространения ультразвука для ПБК 1301±18 м/с, для ЛБК — 1310±21 м/с. При анализе изменений функционального состояния БК у студенток отдельных групп обнаружено гетерогенное влияние занятий физкультурой. У студенток с заболеваниями почек, легких и ЛОР-органов снижена скорость распространения ультразвука (Р<0,05) в БК. В то же время у студенток, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта и с остаточными явлениями туберкулеза легких, повышена скорость распространения ультразвука как на правой, так и на левой БК (Р<0,05), что видно из таблицы.

Полученные в этой серии данные свидетельствуют о том, что занятия физкультурой в рамках традиционной методики обучения не оказывают однонаправленного влияния на функциональное состояние БК. В большинстве случаев нагрузки являются недостаточными для укрепления опорно-двигательного аппарата и не способствуют повышению функционального состояния костной ткани.

Наблюдения III серии проводились с теми же студентками во II семестре, когда занятия проводились по интервально-круговой методике.

В конце семестра средняя скорость распространения ультразвука значительно возрастала как на ПБК, так и на ЛБК и составляла соответственно 1497±17 и 1485±19 м/с. В топографической картине распределения скорости распространения ультразвука не удалось выделить зоны, различающиеся по приросту скорости ультразвука. Скорость распространения ультразвуковой импульсной волны по ПБК и ЛБК у студенток с разными заболеваниями одинакова. Очевидно, что занятия по интервально-круговой методике меняют функциональное состояние костной ткани равномерно по всей длине БК. При этом во всех зонах отмечается увеличение скорости ультразвука, т. е. изменения однона-правленны.

Анализ влияния физической нагрузки показал, что у студенток происходило увеличение скорости распространения ультразвука как по правой, так и по левой БК (см. таблицу). Организация занятий с учетом их интенсивности даже только 2 раза в неделю повышает прочностные свойства костной ткани. Кроме того, полученные результаты указывают на то, что средние по величине нагрузки, отличающиеся от экологических, способны изменить функциональное состояние скелета.

Проведенное исследование позволило установить, что занятия студенток специальных медицинских групп с применением интервально-кру-говой методики обучения повышают оздоровительно-гигиеническое влияние физической нагрузки как на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, так и на функциональное состояние костной ткани.

Выводы. 1. Традиционные методы проведения занятий со студентками специальных медицинских групп не оказывают укрепляющего влияния на костную ткань.

2. Проведение занятий по интервально-круговой методике способствует повышению прочности костной ткани у студенток, страдающих различными заболеваниями.

3. Положительная динамика функционального состояния костной ткани при различных заболеваниях выражена неодинаково. Для усиления оздоровительного влияния занятий физкультурой необходимо учесть особенности течения заболевания.

Литература. 1. Булате В. Г., Бреманис Э. Б. — Теор. и практ. физ. культуры, 1976, № 11, с. 55—58.

2. Волкова Т. В., Волков А. Г.— Там же, 1978, №2, с. 57—59.

3. Дзенис В. В., Мертен А. А.. Шумский В. В. — Механика композитных материалов, 1979, № 5, с. 856—860.

4. Захарова Н. Г., Каплина Э. С.—Теор. и практ. физ. культуры, 1976, № 5, с. 42—46.

5. Кнетс И. В., Пфафрод Г. О., Саулгозис Ю. Ж. Деформирование и разрушение твердых биологических тканей. Рига, 1980.

6. Моргачев В. А., Петров Н. В., Тарасенко М. Н. Физическое воспитание студентов вузов, зачисленных в спе-

циальную медицинскую группу. М., 1965. л 7. Новике Ю. А., Михалко О. — В кн.: Неразрушающие методы испытаний строительных материалов и конструкций. Рига, 1980, с, 49—55.

8. Петров Н. В.. Щербаков В. С., Волков В. И. — Теор. и практ. физ. культуры, 1971, № 9, с. 54—57.

9. Шумский В. В., Мертен А. А., Дзенис В. В. — Механика полимеров, 1978, № 5, с. 884—888.

10. Янсон X. А. Биомеханика нижней конечности человека. Рига, 1975.

Поступила 22.07.83

Summary. Modified ultrasound technique was used to study the functional state of the tibia in 182 girls-students of specially selected medical groups. It has been shown that conventional methods of physical training do not exert beneficial effects on the osseous tissue. The use of the in-terval-circular method in physical training enhances the sturdy quality of the tibia in individuals with different diseases, though the degree of durability is different, depending on the disease.

Социальная гигиена, история гигиены, организация еанитарного дела

УДК 614.3741.001.33

Д. Н. Лоранский, И. А. Петрищева, О. А. Фокина, Т. А. Мельникова, В. Н. Иванова

О РАЗРАБОТКЕ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕРМИНОВ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Формирование и развитие системы отраслевой Ф терминологии подчиняются определенным закономерностям, отражающим естественное развитие данной науки в целом. Постоянно происходят устаревание какой-то части терминов, их отмирание и, наоборот, так же постоянно идет обогащение науки новыми понятиями, а терминов — новым содержанием. В специальную терминологию проникают понятия и соответствующие термины из смежных областей науки и техники. Эти процессы естественны для каждой отрасли знания, они необратимы, поскольку органически свойственны динамически развивающейся научной деятельности.

Нельзя не отметить, однако, что рост терминологического фонда, происходящий стихийно, сопровождается целым рядом отрицательных явлений, которые создают почву для путаницы в понимании тех или иных явлений, осложняют межотраслевые контакты ученых, передачу новых идей, понятий, поиски и обработку информации. Они отрицательно сказываются на качестве подготовки специалистов, вносят затруднения в международное сотрудничество. Все это в значительной степени отражается на темпах решения актуальных задач, стоящих перед соответствующими отраслями знаний, г Нельзя себе представить плодотворное развитие любой науки, если совокупность понятий, которые она изучает, не имеет строгой научной ► терминологии. Это не менее важно и для практической деятельности, базирующейся на данных, выработанных наукой.

Сложившаяся в санитарном просвещении практика терминообразования показывает, что здесь имеется большое своеобразие. Санитарное просвещение— наука, соприкасающаяся со многими другими дисциплинами, оказывающими влияние на его терминологию. Это и понятно, ибо предмет изучения данной науки — закономерности развития, формирования и динамики санитарной культуры человека — требует многодисциплинарного подхода. Санитарно-просветитель-ная терминология более слита с общеразговорным языком, чем, например, терминология физики, химии или медицины в целом. Многие ее термины заимствованы из других наук с полным или частичным изменением своего первоначального значения («лекция», «индивидуальная беседа» и др.). Здесь находят практическое применение расширенные понятия, не имеющие терминологического обозначения в строго научном смысле этого слова («санитарное просвещение по первичной профилактике болезней»; «санитарное просвещение различных групп населения» и др.).

Имеется определенное число устоявшихся терминов, хотя и не вполне отвечающих определенным понятиям, но являющихся в настоящее время общепризнанными, что пока не дает оснований для их замены («санитарная культура», «санитарное просвещение», «дом санитарного просвещения» и др.).

Многие области санитарного просвещения изобилуют терминами-синонимами. Так, в литературе часто встречается термин «санитарное про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.