[11]. И, наконец, в 2010 г. Российский фонд фундаментальных исследований объявил конкурс среди ученых России в области наук о человеке и обществе на проведение междисциплинарных исследований в науках исторического цикла на тему: "Системный анализ и математическое моделирование исторических процессов". В 2010 г. можно констатировать, что при изучении законов истории российские ученые изменили, наконец, "совершенно предмет наблюдения", к чему и призывал, и убеждал нас все эти сто лет Лев Николаевич Толстой в своем романе "Война и мир".
ЛИТЕРАТУРА
1. Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3-4 // Библиотека всемирной литературы, серия вторая. Т. 114. М.: Худож. лит., 1968. 716 с.
2. Из записной книжки Д.В. Григоровича // Ежемесячные литературные приложения к журналу "Нива". 1901. Декабрь. С. 626.
3. Лурье Я.С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. 192 с.
4. Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007. 224 с.
5. См.: Лычкина Н.Н. Ретроспектива и перспектива системной динамики. Анализ динамики развития // Имитационное моделирование. Теория и практика: Сб. докл. IV Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: ОАО «ЦТСС», 2009. С. 48-56.
6. Акаев А.А., Коротаев А.В., Малинецкий Г.Г. Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики. М.: ЛКИ/URSS, 2010. 352 с.
7. Павловский Ю.Н., Белотелов Н.В., Бродский Ю.Н. Имитационное моделирование: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 234 с.
8. Ожиганов Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов. М.: РУДН, 2009. 190 с.
9. Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б. Моделирование систем. Динамические и гибридные системы: Учеб. пособие. СПб.: БХВ, 2006. 224 с.
10. Тымчук Д.А., Свечкарев В.П. Многоагентное моделирование критических социальных поведений // Инженерный вестник Дона. 2010. № 1. [Электронный журнал]. URL: http://www.ivdon.ru/ magazine/latest/n1e2010/175.
11. Розин М.Д. Модельный подход к анализу и прогнозированию процессов социальных взаимодействий на Юге России // Инженерный вестник Дона. 2010. № 2. [Электронный журнал]. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/latest/n2e2010/184.
4 октября 2010 г.
УДК 378.147
О РАЗРАБОТКЕ И ПРЕПОДАВАНИИ НОВОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ НА КАФЕДРЕ ВСЕОБЩЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ АГПУ
В.Б. Виноградов, С.Л. Дударев, С.В. Назаров, В.В. Назарова
Переход от советской эпохи к современному этапу развития российского общества отечественную науку поразил методологический кризис, имевший для этого глубокие основания. Отказ от марксистской монопо-
Виноградов Виталий Борисович - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей и региональной истории Армавирского государственного педагогического университета, 352901, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Р. Люксембург, 159, тел. 8(86137)40415;
Дударев Сергей Леонидович - доктор исторических наук, профессор, заведующий той же кафедрой, e-mail: [email protected], тел. 8(86137)30026;
Назаров Сергей Васильевич - кандидат исторических наук, доцент той же кафедры, e-mail: [email protected];
Назарова Вероника Вячеславовна - кандидат исторических наук, доцент той же кафедры.
лии на истину, а затем и от марксистской идеологии вообще привел к необходимости поисков новых ориентиров в развитии исторического знания.
Как известно, в постмодернистскую эпоху произошли существенные изменения
Vitaly Vinogradov - doctor of history, professor of the General and Regional History Department at the Armavir State Pedagogical University, 159 Rosa Luxemburg Street, Krasnodar region, Armavir, 3529901, ph. +7(86137)40415;
Sergey Dudarev - doctor of history, head of the same Department, e-mail: [email protected], ph. +7(86137)30026;
Sergey Nazarov - Ph.D. of history, lecturer of the same Department, e-mail: [email protected],
Nazarova, Veronica Vyacheslavovna - Ph.D. of history, lecturer of the same Department.
в подходах к истории. Реальностью стал плюрализм в области исторической науки [1]. Возникли возможности применения разных методологических подходов и сочетания их между собой.
В этих условиях резко возросла творческая роль субъекта, т.е. историка, занимающегося научными исследованиями. Казалось бы, наступившая свобода открыла новые горизонты и дала небывалые возможности. Но одновременно историк столкнулся с такими трудностями, о которых он раньше и не помышлял. Для историка-позитивиста источник, т.е. документ, подлинность которого удостоверена, - это едва ли не "фотографическое" изображение реальности. Историки-постмодернисты исходят из того, что историческое знание относительно. Однако если прежде историки утверждали, что это знание опосредовано системой представлений и ценностей историка, то постмодернисты указывают не только на мировоззренческую, но и на лингвистическую зависимость историка.
С точки зрения постмодернистов, историк, пишущий свое сочинение, не исследует реальность, а конструирует ее посредством выстраивания текста. Здесь уместно вспомнить высказывание Габриеля Гарсия Маркеса: "Жизнь - это не то, что было пережито, а то, что ты об этом помнишь, и как ты об этом рассказываешь". Отсюда история, исторический текст, сочинение историка есть некая форма литературной фикции, которая имеет с литературой общие формы и средства. Иначе говоря, история - это род литературы (артефакт литературы) [2, с. 78-79]. Вот почему постмодернисты не видят разницы между вымыслом и историей. Историю можно отнести к разряду повествования, т.е. нарратива. Как заявили Новые "Анналы", всякая научная практика конструирует реальность на базе серии гипотез, открытых для верификации. "Правдивым" рассказом является тот, который дает наиболее типичную для данной культурной традиции интерпретацию действительности. Что вышло из такого подхода, нетрудно догадаться.
В настоящее время историческая наука стала полем для выступлений ученых типа академика Фоменко и иных дилетантов от истории. Очень популярным жанром "исторического творчества" стал жанр "фолк хистори", т.е. народной истории, в духе ко-
торого выдержаны некоторые непрофессиональные северокавказские издания. Новая ситуация особенно ярко проявилась в национальных регионах, где стала создаваться "фантазийная", мифологизированная история [3, 4]. Ряд подобных публикаций и устных версий являются частью феномена "альтернативной истории" (в основе которого нередко находится безудержная идеализация прошлого того или иного народа), охватившего планету от Кавказа до Латинской Америки. Объяснение этого феномена в том, что ряд современных народов через такое творчество стремится реализовать свою национальную идентичность и связанные с ней политические и иные притязания [5].
Обратной стороной наступившей свободы стал не только рост исторической фантастики. Мы стали свидетелями прогрессирующего разрушения целостности исторической науки. Известный отечественный историк-методолог Б.Г. Могильницкий намечает пути преодоления методологической анархии, заключающиеся в своеобразной "инвентаризации" существующих точек зрения, призывает к поиску консенсуса. Путь к нему, как справедливо полагает ученый, лежит через методологический синтез [6].
В этом смысле важно использовать глубокие теоретические наработки марксистской исторической науки, в том числе науки отечественной, о чем говорит опыт зарубежных ученых [7]. Ф. Бродель отмечал: "Гений Маркса состоит в том, что он первый сконструировал действительные социальные модели, основанные на долговременной перспективе" [8]. Как это контрастирует с высказыванием отечественного корифея медиевистики А.Я. Гуревича: «Но "Карфаген должен быть разрушен" - имею в виду марксистско-по-зитивистскую методологию, пробравшуюся (sic! - Авт.) из XIX в. в 2006 г.» [9, с. 189].
Тем не менее ныне уже невозможно руководствоваться одними подходами марксизма. Тот же Бродель, дав столь высокую оценку учения Маркса, указал: "...Мы больше не верим объяснению истории на основе того или иного доминирующего фактора. Не существует односторонней истории.", имея в виду известный экономический детерминизм, связанный с марксистским подходом. В то же время в рамках традиционной формаци-онности так или иначе отодвинут на второй
план субъект истории - человек и человеческая деятельность. Необходим плюрализм, который видится нам, как и многим отечественным ученым, в соединении формацион-ного и цивилизационного подходов, что было отмечено еще на широко известном "круглом столе" 1994 г. [10]. Мы придерживаемся того мнения, что названные два подхода невозможно резко противопоставить друг другу. Это два неодинаковых подхода, но они демонстрируют различные измерения исторического процесса, дополняющие друг друга, и реализация только одного из них привела бы, для сравнения, к тому, что мы бы, стремясь дать параметры какого-либо предмета, указали бы только его длину или ширину [11].
И здесь, наконец, настала пора сказать о том, что в начале 1990-х годов к поискам новых подходов в осмыслении истории подключились и историки Армавирского государственного педагогического института (ныне -университета), преподаватели кафедры всеобщей истории (теперь - всеобщей и региональной истории), представленные переехавшими на постоянное место жительства на Кубань членами Кавказоведческой Школы профессора В.Б. Виноградова. В 1992-1993 годы В.Б. Виноградовым, С.Л. Дударевым и Е.И. Нарожным были сделаны первые наброски схемы оригинальной периодизации всемирной истории, опубликованной в г. Армавире в 1993 и 1995 годах в виде отдельной брошюры [12]. Впоследствии, по инициативе главного редактора одного из центральных, ведущих отечественных академических исторических журналов "Восток. Афро-азиатские общества: история и современность" Л.Б. Алаева, армавирская периодизация была переиздана в № 5 этого журнала за 1995 г. [13]. Эти публикации вызвали оживленное обсуждение среди научной общественности ряда вузов и научно-исследовательских учреждений России и СНГ, представители которой прислали свои отзывы на периодизацию на кафедру всеобщей истории тогда еще АГПИ [14]. Обсуждение продолжалось и позднее, отразившись на страницах как центральных, так и местных изданий России [15-19]. В процессе дискуссии разработчикам были высказаны пожелания, замечания и т.п., позволившие глубже осмыслить те или иные аспекты периодизации.
Одновременно на стационаре и ОЗО истфака АГПИ-АГПУ (в плане обеспечения специализации по всеобщей истории) был введен курс по выбору "Основные этапы всемирной истории", который читается С.Л. Дударевым с 1996 г. С 2000 г. данный курс был введен и на специальности "Преподаватель высшей школы" при аспирантуре данного вуза. В 1999, 2001 и 2006 годах издавалась программа спецкурса, в которой учтены наиболее принципиальные предложения, сделанные в ходе обсуждения данной периодизации, а также новые наработки, сделанные в процессе чтения курса [20]. Наконец, в 2009 г. было издано учебное пособие по курсу, которое аккумулировало в себе наработки предыдущих полутора десятилетий функционирования периодизации в научно-методическом и учебном поле АГПУ и научного сообщества историков [21]*. Ознакомление студентов с периодизацией кафедры всеобщей и региональной истории, охватывающей все хронологическое поле всемирной истории, способствует ориентировке будущих историков в основных проблемах дисциплин, преподаваемых на кафедре, и особенно - выбору ими конкретного направления студенческой НИРС по всеобщей истории, в том числе тем курсовых и выпускных квалификационных работ, рефератов по истории и философии науки при аспирантуре АГПУ.
Методология, на которой строится периодизация, - это сочетание формационного и цивилизационного подходов. В то же время ведущим принципом армавирской периодизации всемирной истории является интеграционный. Суть его состоит в установлении этапов реально существовавшей на протяжении всей человеческой истории интеграции человеческих общностей. В его рамках особая роль отводится событиям. Мы придерживаемся тех положений, что "события составляют нерв исторического движения, а их совокупность образует ткань истории", "исторический мир - это мир событий".
История невозможна вне времени. Именно поэтому в рамках нашей периодизации особое значение придается таким центральным событиям мировой истории,
* Ввиду ограниченности объема настоящей статьи, авторы готовы предоставить экземпляры указанного издания всем коллегам, желающим принять участие в обсуждении предлагаемой периодизации и использовать наши наработки в своей практической деятельности.
как, например, Великое переселение народов, крестовые походы, Великие географические открытия европейцев. Они являются вехами, обозначающими движение народов на пути к познанию ценностей и культуры друг друга, к самопознанию и иному взгляду на другие этносы и их менталитет, к прорыву прежней планетарной изоляции, созданию новых этнических общностей, новых государств. При этом, описывая этапы интеграции, мы, прежде всего, опираемся на историю Евразийского континента. "Евразийскость" нашей периодизации отмечена рецензентами в период ее обсуждения в российских вузах и вузах СНГ, как определенный недостаток. Между тем Евразия, по нашему убеждению, составляет "силовое поле" истории, откуда мировой исторический процесс, учитывая его интеграционный характер, начал шествие на другие континенты.
В мировой истории особую роль играет Европа, особенно ее западная часть. Акцентирование ее значения для глобальных процессов может быть расценено негативно, как европоцентризм. Однако значение Европы, как родины капитализма, неоспоримо с точки зрения лидерства этой социально-экономической системы в современном мире, как одной из несущих опор международной интеграции, модернизации и формирования различных структур глобального суперобщества. Другое дело, что ценности капитализма необязательно рассматривать с точки зрения критериев успешности или не успешности развития той или иной страны с точки зрения антропологического подхода к историческому процессу. В рамках интеграционных процессах нами уделяется внимание как их социально-экономическим составляющим, так и духовному, ментальному, религиозному компонентам, как равноценным факторам развития человечества.
В соответствии с интеграционным принципом и строится периодизация, а также структура читаемого на кафедре всеобщей и региональной истории курса по выбору для студентов и аспирантов.
Тема 1 представляет собой введение, в которой обосновывается актуальность курса и его предыстория. В теме 2 дается историография различных схем всемирной истории
(в том виде, в каком последняя понималась представителями различных человеческих обществ на тех или иных этапах его развития). Затем нами последовательно представлены темы 3-8, в которых рассматриваются соответственно шесть этапов интеграции человечества: 1-й - период первобытной локальности; 2-й - этап так называемых "очаговых" цивилизаций (1У-Ш тыс. до н.э. - начало (середина) I тыс. до н.э.; 3-й - период древних "мировых" держав, как первый шаг к интеграции человеческих сообществ в рамках Старого Света - I тыс. до н.э. - конец IV в. н.э.; 4-й - период средневековых "мировых" держав (конец IV в. - середина XIX в.); 5-й - эпоха колониальных империй - начальный этап объединения народов во всемирном масштабе (XVI-XIX вв.); 6-й - XX - начало XXI в. - переход от "конфронтационной" мировой интеграции к интеграции на основе добровольного международного сотрудничества.
В ходе изучения курса студенты получают представления о социально-экономических, геополитических, ментальных предпосылках возникновения крупных человеческих общностей различных уровней. Ими изучаются особенности сложной диалектики интегративных и дезинтегративных процессов, принципы "технологии" построения государственных образований "имперского" типа и причины их распада, что особенно актуально в наши дни, когда возникновение "единой Европы" резко контрастирует с развалом СССР, Югославии, фактами сепаратизма и регионализма в Западной Европе (Бельгия, Испания, Италия), Канаде, России и др. В ходе преподаваемого курса студенты закрепляют представления о том, каково соотношение между собственно мировой историей и отдельными региональными историями, в чем состоят особенности проявления современного мирового исторического процесса и его перспективы.
Нельзя не отметить связь нашей периодизации с глобалистикой [22], особенно ее третьим направлением - исторической геополитикой - историей мировых держав как узлов глобальной системы политических отношений.
Реализуя интеграционный подход, мы стремимся, опираясь, прежде всего, на принцип историзма, максимально избегать
крайностей, характерных и для формацион-ного, и для цивилизационного подхода. Следует указать, что ныне выделяется понятие неоисторизма. Особенно существенна такая его черта, как антропологическая направленность, фокусировка исторического процесса вокруг человеческой личности во времени. Еще одна важная мысль, которую следует подчеркнуть, - это двойная ответственность историка: перед коллегами, наукой и теми поколениями прошлого, которые он изучает. Реконструируя исторические процессы, историк должен руководствоваться принципом "не лгать", в том числе не лгать умолчанием (характерный пример - некоторые современные школьные российские учебники по истории) [23].
Одновременно следует отдавать отчет в том, что историческое событие - явление многоканальное. В этом смысле следует отметить рассуждения акад. Ю.А. Полякова об исторических руслах [24].
Нельзя забывать и об относительном характере исторического знания. Историк нередко создает, так сказать, "истины-версии". Знаменательно высказывание М. Гилдерхауза: "Заприте десять историков в одной комнате (или камере), дайте им один и тот же набор источников, и они придут вам к десяти различным выводам", которое должно служить предостережением для того, кто профессионально занимается историей. Следует напомнить о точке зрения, согласно которой "историю нужно переписывать, она вечно находится в стадии становления и преодоления самой себя" (Ф. Бродель). Через историю общество познает самое себя, стремится узнать, каковы этапы его развития, понимаемые им самим, каков их характер, особенности. Через историю общество рефлексирует. История - это способ самоидентификации общества.
Особо укажем на воспитывающий характер исторической науки. Прав был Цицерон, говоря: "Historia est magistra vitae!" (История - наставница жизни). Действительность показывает, что полная деидеологизация истории невозможна, эта наука обслуживала и будет обслуживать область идейно-нравственного воспитания (если только ей будет позволено это делать), но при всем том не-
обходим отказ от превращения ее в служанку идеологии и политической конъюнктуры.
Разумеется, наша периодизация включает в себя и события российской истории, которая должна найти свое место на глобальном историческом полотне. Студентам нужно осознать историческую преемственность в судьбах России, личную сопричастность к происходящим событиям, необходимость актуализировать изучаемые явления. Однако следует помнить и о различиях между такими понятиями, как актуальность (т.е. близость, созвучность событий прошлого современным явлениям и процессам) и злободневность (=конъюнктурность).
В ходе изучения периодизации прослеживается становление всемирной истории, устанавливаются основные вехи всемирно-исторического процесса, систематизируются знания студентов в таком важном вопросе, как основные подходы к структурированию исторического процесса. В конечном счете цель курса заключается в уяснении студентами смысла и назначения истории, т.е. познания обществом и отдельным человеком особенностей пройденного пути с точки зрения меняющихся запросов социума, уяснения опыта прошлого для самоидентификации в настоящем и будущем.
Обратимся теперь к краткой характеристике выделяемых нами периодов мировой истории. Они, в целях экономии места, тезисно представлены в виде программы, предлагаемой студентам и аспирантам (сплошную рубрикацию тем см. выше).
Схема периодизации всемирной истории кафедры всеобщей и региональной истории АГПУ
1. Период первобытной локальности
Возникновение человека и первобытных человеческих общностей. Первобытное человеческое стадо. Подавление животного эгоизма и формирование коллективистических навыков и норм поведения. Возникновение Homo Sapiens - "человека разумного", переход от стада к общинно-родовой организации как более высокой форме интеграции и кооперации людей. Первые этнические общности - племена. Замкнутость и сепаратизм родоплемен-
ных демосоциоров. Враждебное отношение ко всему, что находилось вне рода и племени. Оппозиция "мы - они" - основа оформления отношений между племенами. Межродовые и межплеменные грабительские войны как способ ведения экономики, завоевания "жизненного пространства". Союзы племен - предтеча политарной организации. Великие миграции эпохи первобытности, их роль в формировании человеческой Ойкумены.
2. Этап очаговых цивилизаций
Развитие человеческих общностей
от первобытной локальности к центрам древней Ойкумены. Возникновение городов как центров экономической, политической, религиозной и культурной жизни ("городская революция"). Города-государства Древнего Востока. Образование федераций городов-государств во главе с городом-центром и последующая интеграция в более крупное государственное образование (Хеттское, Митаннийское царства и др.). Объединение Египта - пример иного пути государственной интеграции на Древнем Востоке.
Постепенное складывание периферии древнейших "рабовладельческих" обществ. Воздействие на нее старых центров цивилизации. Возникновение античной цивилизации. Великая греческая колонизация. Древняя Греция - мост между народами и культурами Востока и будущим Западным миром. Интегрирующий характер античной культуры.
3. Период древних "мировых" держав как первый шаг к интеграции человеческих сообществ в рамках Старого Света
Возникновение "мировых" держав древности - первый опыт межконтинентальной интеграции человечества в рамках Старого Света. Насильственное объединение в рамках империй. Возникновение "национальной" розни и имперских амбиций. Взаимовлияние и синтез культурных комплексов, созданных разными народами в рамках "мировых" держав. Феномен эллинизма. Религиозные системы как средство интеграции разноэтничных общностей. Возникновение мировых религий и религиозно-этических учений как свидетельство мощных глобальных духовных перемен в жизни древних обществ ("осевое время"). Античный космополитизм. Христианская проповедь универсалистского идеала любви
ко всем людям данного вероисповедания независимо от этнической принадлежности.
Выдающаяся роль Средиземноморского очага Ойкумены. Противоборство в нем сил Запада и Востока. Торговые связи Китая с Римом. Возникновение Великого шелкового пути - магистрали мирового значения. Интеграционные процессы на периферии классовых обществ. Возникновение номадизма и его всемирно-историческое значение.
4. Период средневековых мировых держав
Начало "Великого переселения народов" (ВПН). ВПН в свете концепции Л.Н. Гумилева. Падение Западной Римской империи и возникновение так называемых варварских королевств.
Византийская империя между Западом и Востоком. Дополнение и подкрепление идей римского универсализма и ойкуменизма идеями христианства. Завоевания Карла Великого и возникновение франкской империи как попытка объединения Запада под эгидой христианского государя. Политика "дирижизма". Причины распада империи и его геополитические аспекты.
Воплощение идей Исидора Севильского и Беды Достопочтенного - translatio imperii Карла Великого. Возникновение Германской империи Оттонов (962 г.). Священная Римская империя как своеобразная модель интеграции европейских народов в "христианскую империю".
Крестовые походы как военно-инте-гративная экспансия европейцев на Восток. Эпоха крестового движения - важный этап в изменении средневековой картины мира, в изменении отношения к "Другому".
Возникновение ислама. Интегрирующая роль новой мировой религии. Арабские завоевания. Арабский халифат. Арабизация и исламизация. Тюркские каганаты в истории Центральной Азии. Завоевания Чингизидов и возникновение Монгольской империи. Гигантские этнические перемещения.
Особое историческое место Русского централизованного государства. Освоение норм и традиций Запада и Востока. "Византинизм" в истории Руси и его исторические причины. Зарождение идеи "Москва - Третий Рим". Идея о единстве Русской земли.
Возникновение Османского бейлика. Завоевания турок-османов, создание ими самой могущественной исламской "мировой" империи на Востоке. Тюркская идентичность и ислам - главные факторы интеграции в систему османской государственности. Китайская средневековая конфуцианская империя. Нашествие монголов и политическое устройство империи Юань. Китай в период династии Мин. Маньчжурское завоевание.
Средневековые империи Запада и Востока - общее и особенное. Тесная связь державно-"имперского" института с идеей распространения истинной веры. Знакомство с миром "Другого" через противоборство и непонимание.
5. Эпоха колониальных империй - начальный этап объединения народов во всемирном масштабе
Начало Великих географических открытий и значение этого события как важнейшего шага к возникновению всемирной истории. Интеграция мирового сообщества через посредство универсалистских государств. Их основные черты. Возникновение колониальных империй Испании и Португалии.
Ранний колониализм и его основные черты. Характер реакции восточных стран на вмешательство европейцев.
Начало борьбы за передел мира. Взятие под контроль европейцев сначала внешней торговли многих зависимых стран, а затем и их национальных рынков. Подготовка последующего подчинения местных обществ на государственно-административном уровне. Британская колониальная империя. Первые последствия европейской экспансии для стран Латинской Америки, Востока и Океании. Начало насильственной модернизации неевропейских стран.
Второй этап колониализма. Переход к широким территориальным захватам, стремление освоить страны Азии в качестве рынков сбыта европейских товаров и источников промышленного сырья.
Третий этап колониализма ("период империализма"). Попытки разделить между европейскими державами все неевропейские народы и территории. Новый этап в развитии европейского капитализма - интернационализация капитала. Начало империалистических войн за перекройку колониальных владений.
Исторический опыт Российской империи в сравнении с западным. "История России есть история страны, которая колонизуется" (В.О. Ключевский). Геополитический фактор в истории России. Разные исторические варианты присоединения к России (от завоевания до добровольного вхождения). Россия и Кавказ. Понятие "российскости". Российская континентальная держава - отличный от западного опыт строительства универсалистского государства, отрицающий определение "колониальная".
6. От "конфронтационной" мировой интеграции к международному сотрудничеству на добровольной основе (XX - начало XXI в.)
Рост интегративных тенденций в различных сферах в начале ХХ в. Образование единой мировой системы хозяйства. Проявление дезинтегративных тенденций. Рост национализма.
Начало борьбы империалистических держав за передел мира. Образование Антанты и Тройственного союза. Первая мировая война и ее геополитические последствия. Вер-сальско-Вашингтонская система. Лига Наций. Мировой экономический кризис 1929-1933 годов и его глобальные последствия.
Октябрьская революция в России и возникновение первого в мире социалистического государства. Начало противоборства между капитализмом и социализмом.
Вторая мировая война как крупнейшее в мировой истории противостояние военно-политических блоков. Итоги второй мировой войны. Начало крушения мировой колониальной системы. Возникновение ООН. "Холодная война" как противостояние двух "сверхдержав" - США и СССР.
Геополитические последствия политики "перестройки": революции в странах Центральной и Восточной Европы, роспуск Организации Варшавского Договора, развал СССР, падение социалистической системы, прекращение "холодной войны". "Новый мировой порядок". Гегемония США в мировых международных отношениях.
Центробежные и центростремительные тенденции в мировой политике в 1990-е годы. Все более тесная интеграция стран ЕС. Движение НАТО на восток. НАТО и страны Кавказа. Проблемы сепаратизма и регионализма.
Попытки налаживания интеграции внутри СНГ и ее сложности. Сепаратизм и регионализм внутри России и его проявления. Проблема Чечни и ситуация на Кавказе. Ваххабизм как одно из проявлений мирового религиозно-политического экстремизма и фундаментализма.
События 11 сентября 2001 г. Операция США против афганских талибов, ее геополитические последствия. Агрессия США и Великобритании в Ираке. Проблема "несостоявшихся государств" в контексте событий на Ближнем Востоке.
Компьютеризация и информатизация, создание единого информатизационного пространства. Современные интеграционные модели. * * *
Предлагаемая периодизация всемирной истории, разумеется, не позиционируется нами как единственно возможная, или та, которой нужно отдать безусловное предпочтение перед другими. Она является возможным направлением исторического исследования, способом структурирования истории, который поможет найти новые перспективные направления на пути познания феномена истории и ее смысла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникеев А.А. Постмодернизм и современная историческая наука // Ученые записки кафедры новой и новейшей истории Ставропольского государственного университета. Вып. 1. Ставрополь: СГУ, 2008. С. 333-334.
2. Филюшкин А. Смертельные судороги или родовые муки? Споры о конце исторической науки в начале XXI в. // Россия XXI. Общественно-политический и научный журнал. 2002. № 4. С. 64-99.
3. Тилов Р.Р. Говорящая бронза Кавказа: этническая интерпретация племен кобанской культуры. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2006. 80 с.
4. О подобных примерах см.: Багаев МХ, Гапаев А.С. Об ингушах, шумерах и других сновидениях (о книге И.У. Абадиева "Эздел. Формула земной и вечной жизни". Назрань, 2002. 96 с.) // Проблемы древней истории и культуры Северного Кавказа. М.: ИА РАН, 2004. С. 171-192.
5. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: ИКЦ "Академкнига", 2003. 592 с.
6. Могильницкий Б.Г. Методология истории в системе университетского образования // Новая и новейшая история. 2003. № 6. С. 3-17.
7. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Весь мир, 2000. 296 с. С. 211.
8. Цит. по: Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М.: Аспект Пресс, 1994. 80 с. С. 30.
9. Гуревич А.Я. Post scriptum: peasant society и профессор Крис Уикхем // Одиссей: человек в истории. Феодализм перед судом историков. М.: Наука, 2006. С. 184-200.
10. Актуальные проблемы теории истории. "Материалы круглого стола" (12 января 1994 г.) // Вопросы истории. 1994. № 6. С. 45-102.
11. История Востока: В 6 т. Т. 1. Восток в древности. М.: Вост. лит., 1997. 688 с. С. 8.
12. Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И. Основные этапы всемирной истории. Армавир: Армавирское полиграфпредприятие, 1993; 1995. 20 с.
13. Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И. Основные этапы всемирной истории. Методический материал // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 1995. № 5. С. 126-135.
14. См.: К обсуждению методического материала "Основные этапы всемирной истории". Сборник отзывов. Армавир: КНИИТИМ, 1994. 32 с.
15. Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И. О ходе обсуждения новой периодизации всемирной истории, разрабатываемой в Армавирском госпединституте // Вторые научные чтения по всеобщей истории, посвященные памяти академика С.Д. Сказкина. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1995. С. 9-13.
16. Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И. О ходе дискуссии по периодизации всемирной истории // Российский исторический журнал. 1995. № 1. С. 3-10.
17. Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И. К дискуссии по периодизации всемирной истории // Проблемы всеобщей истории. Вып. 1. Армавир: Армавирское полиграфпредприятие, 1995. С. 5-17.
18. Виноградов В.Б. О формировании новой концепции всемирной истории // Российский исторический журнал. 1996. № 1. С. 6-10.
19. Дударев С.Л. К вопросу о месте новой периодизации всемирной истории в системе координат исторической науки // Проблемы всеобщей истории. Вып. 2. Армавир: Армавирское полиграф-предприятие, 1996. С. 60-65.
20. Дударев С.Л. Учебная программа спецкурса "Основные этапы всемирной истории". Армавир: Изд. центр АГПИ-АГПУ, 1999, 2001, 2006. 26 с.
21. Основные этапы всемирной истории: Учеб. пособие / Под ред. В.Б. Виноградова и С.Л. Ду-дарева. Армавир: Графа, 2009. 260 с.
22. Ионов И.Н. Глобальная история: основные направления и существенные особенности // Теория и методология истории. Историография и источниковедение. Методические материалы. М.: ГУГН, 2004. С. 5-21.
23. Загладин Н.В. и др. История Отечества XX -начало XXI века. М.: Русское слово, 2005. 476 с.
24. Поляков Ю.А. Как отразить многомерность истории // Новая и новейшая история. 2003. № 4. С. 3-7.
4 августа 2010 г.