Научная статья на тему 'К 50-летию кавказоведческой школы В. Б. Виноградова'

К 50-летию кавказоведческой школы В. Б. Виноградова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗОВЕДЧЕСКАЯ ШКОЛА / CAUCASUS STUDY SCHOOL / ИСТОРИЧЕСКОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / HISTORICAL REGIONAL STUDIES / РОССИЙСКОСТЬ / СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ КРИЗИС / NORTH CAUCASIAN CRISIS OF THE / ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ / INTEGRATION PERIODIZATION OF WORLD HISTORY / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / ROSSISKOST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дударев Сергей Леонидович

В работе рассматриваются основные вехи истории кавказоведческой научно-педагогической школы профессора В.Б. Виноградова, отмечающей в 2013 г. свое 50-летие. Для данного коллектива характерны преемственность поколений, системная работа со студенческой молодежью, интегративный подход к освещению событий мировой и региональной истории, последовательная позитивная оценка последствий вхождения народов Северного Кавказа в состав России, внимание к процессам межэтнического сближения и пропаганда их конструктивных результатов, активное внедрение результатов своих исследований в практику школьного и вузовского преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дударев Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 50TH ANNIVERSARY OF THE CAUCASUS STUDIES SCHOOL OF V. VINOGRADOV

The paper examines the main milestones of the research and teaching of the Professor V.B. Vinogradov's Caucasus Study School, celebrating in 2013 its 50th anniversary. For this group is characterized by the succession of generations, systematic work with students, integrative approach to news coverage of world and regional history, a consistent positive assessment of the consequences of entering the North Caucasus in the Russian, attention to the processes and the promotion of interethnic convergence of positive results, the active implementation of the results of their research into the practice of school and university teaching.

Текст научной работы на тему «К 50-летию кавказоведческой школы В. Б. Виноградова»

ВУЗЫ И НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ ЮГА РОССИИ

УДК 94 (470.6)

С.Л. Дударев

К 50-ЛЕТИЮ КАВКАЗОВЕДЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В.Б. ВИНОГРАДОВА

S.L. Dudarev

THE 50TH ANNIVERSARY OF THE CAUCASUS STUDIES SCHOOL OF V. VINOGRADOV

В работе рассматриваются основные вехи истории кавказоведческой научно-педагогической школы профессора В.Б. Виноградова, отмечающей в 2013 г. свое 50-летие. Для данного коллектива характерны преемственность поколений, системная работа со студенческой молодежью, интегративный подход к освещению событий мировой и региональной истории, последовательная позитивная оценка последствий вхождения народов Северного Кавказа в состав России, внимание к процессам межэтнического сближения и пропаганда их конструктивных результатов, активное внедрение результатов своих исследований в практику школьного и вузовского преподавания.

Ключевые слова: кавказоведческая школа, историческое регионоведение, российскость, северокавказский кризис, интеграционная периодизация всемирной истории, этническая толерантность._

The paper examines the main milestones of the research and teaching of the Professor V.B. Vinogradov's Caucasus Study School, celebrating in 2013 its 50th anniversary. For this group is characterized by the succession of generations, systematic work with students, integrative approach to news coverage of world and regional history, a consistent positive assessment of the consequences of entering the North Caucasus in the Russian, attention to the processes and the promotion of inter-ethnic convergence of positive results, the active implementation of the results of their research into the practice of school and university teaching.

Key words: Caucasus Study School, historical regional studies, rossiskost, North Caucasian crisis of the, integration periodization of world history, ethnic tolerance.

С.Д. Дударев

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Армавирской государственной педагогической академии (г. Армавир). E-mail: dudarev51@mail.ru.

© Дударев С.Л., 2013

S.L. Dudarev

Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of General History of the Armavir State Pedagogical Academy (Armavir).

E-mail: dudarev51@mail.ru. © Dudarev S.L., 2013

В 2013 г. одна из старейших научных школ Северо-Кавказского региона - кавказоведческая школа профессора В.Б. Виноградова - отмечает полувековой юбилей. Главной своей задачей автор считает определение основных вех истории коллектива, созданного В.Б. Виноградовым, его отличительных черт и основных подходов к исследованию исторических процессов.

Возникновение студенческого кружка, находящегося в основании сегодняшней школы, которая с самого своего начала была глубоко интернациональной (в нее входили русские, чеченцы, ингуши, украинцы, татары, кабардинцы, осетины и др.), берет истоки в 1963 г. и связано с деятельностью молодого тогда ученого В.Б. Виноградова, выпускника истфака МГУ им. М.В. Ломоносова, младшего научного сотрудника Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы и преподавателя Чечено-Ингушского государственного педагогического института (ЧИГПИ). Окончательное формирование кружка завершилось к декабрю 1964 г. [1, с. 5]. Отсюда берет начало «кружковой период» в истории школы, который длился с 1964 по 1975 г. Системообразующей дисциплиной для кружка в то время была археология, романтическое обаяние которой и большое влияние личности самого В.Б. Виноградова привлекали в поле поисковой деятельности немало студентов исторического факультета, принимавших участие в раскопках и выступавших на студенческих научных региональных и всесоюзных конференциях в Краснодаре, Тбилиси, Москве, Ужгороде и других с результатами своих скромных опытов. В 1974 г. коллектив впервые сумел провести «взрослую» научно-практическую конференцию «Археология и религия», в которой принимали участие и начинающие ученые, и студенты. Через год открылась заочная аспирантура по археологии (при СОГУ им. К.Л. Хетагурова), право на которую В.Б. Виноградов получил, защитив в 1973 г. докторскую диссертацию в своей Alma mater и став затем профессором. Так началось складывание отряда кандидатов и докторов наук, которых ныне насчитывается около сорока, многие из которых добились ученых степеней, пройдя и через институт соискательства. Значительная часть учеников В.Б. Виноградова защитила диссертации «без отрыва от производства».

Второй период деятельности коллектива (1975 - 1987 гг.) стал временем признания последнего в качестве научной школы. С 1976 г. оформилась Предгорно-плоскостная археологическая экспедиция (ППАЭ) ЧИГУ, деятельность которой за последующие пятнадцать лет привела к открытию и частичному изучению десятков памятников древности и средневековья. Эффективность работ экспедиции возросла с открытием в 1986 г. в ЧИГУ хоздоговорной археологической лаборатории. Ее отряды работали на территории Чечено-Ингушетии, также в соседних субъектах Северного

Кавказа (Ставрополье, Дагестан). Накопление полевых материалов стимулировало защиту квалификационных работ В.А. Петренко, С.Л. Дударева, Т.С. Магомадовой, Х.М. Мамаева, Н.Н. Бараниченко (Великой), Л.М. Ха-куловой, Д.Ю. Чахкиева и др. [2, с. 89-90].

Середина 1970-х - конец 1980-х гг. стали рубежными в трансформации школы В.Б. Виноградова из преимущественно археологической в историко-археологическую, а затем историко-регионоведческую, что было связано с дальнейшим развитием творчества В.Б. Виноградова, все более углубленно занимавшегося более поздними эпохами истории Кавказа [3]. С конца 1970-х гг. и до конца 1980-х гг. школа занималась широкой пропагандой известной концепции «добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России».

В 1980-е гг. школа становится основой регионального научно-методического кавказоведческого семинара, являвшегося одним из нарождавшихся центров интеграции северокавказской науки в республиках Северного Кавказа. С 1981 г. проведение на базе школы научных конференций, причем с практическим уклоном (например, «Археология и краеведение - вузу и школе»), стало ежегодным, а в последние годы работы коллектива в г. Грозном (1988-1991 гг.) проводилось по нескольку конференций, студенческих региональных олимпиад и выставок (в том числе по заданию СКНЦ ВШ) в год. Помимо сборников тезисов в грозненский период был накоплен первый опыт издания сборников научных трудов. Таким стал сериал «Археология и вопросы (атеизма, этнической, социальной, хозяйственно-экономической истории)».

В 1987 г. научная школа В.Б. Виноградова послужила базой для формирования кафедры истории народов Северного Кавказа (ИНСК) в ЧИГУ им. Л.Н. Толстого, что обозначает новый этап в ее деятельности (19871991 гг.). Кафедра ИНСК (В.Б. Виноградов, С.Л. Дударев, С.Н. Савенко, Б.М. Хашегульгов, С.А. Голованова, Б.Б-А. Абдулвахабова, К.З. Махмудова, Х.В. Туркаев) активно содействовала пропаганде идеи русско-чечено-ингушского историко-государственного единства. За короткое время она опубликовала около полусотни научно- и учебно-методических разработок, книг, брошюр, сборников научных трудов и тезисов научных конференций, сдала в печать подготовленную по заданию Северо-Кавказского научного центра высшей школы (г. Ростов-на-Дону) коллективную монографию «История сельского населения и крестьянства Северного Кавказа (с древнейших времен до XV в.)»1, и т.д. Научно-творческая деятельность коллектива сочеталась с широким внедрением его результатов в процесс школьного и вузовского преподавания и пропагандой исторических зна-

1 Рукопись не увидела свет в связи с событиями начала 1990-х гг. в стране.

ний среди населения Чечено-Ингушетии, шедшей под девизом «История -наставница жизни», через прессу, радио и телевидение.

С 1989 г. на кафедру ИНСК обрушились преследования тех, кто так или иначе причастен к разжиганию событий, взорвавших мирную Чечено-Ингушетию. Условия жизнедеятельности преподавателей становились экстремальными, о чем говорит трагическая гибель ректора ЧИГУ профессора В.А. Кан-Калика. В.Б. Виноградов и часть его школы переезжают из г. Грозного в г. Армавир, где, будучи принятыми на новое место работы, вливаются в состав молодого армавирского истфака в стенах АГПИ. В.Б. Виноградову и его сподвижникам суждено было послужить своеобразным «локомотивом» в развитии научной работы в АГПИ [4, с. 52-54]. Грозненская школа в процессе своего приживления на новой почве стала армавирской.

Уже осенью 1992 г. по инициативе В.Б. Виноградова в АГПИ состоялся первый студенческо-преподавательский семинар [5]. Так начался новый этап истории кавказоведческой школы, продлившийся до 1998 г. В 1993 г. была образована кафедра всеобщей истории, заведующим которой стал В.Б. Виноградов, а в ее составе трудились его ученики. Начало работы кафедры ознаменовалось тем, что В.Б. Виноградов и его ученики предложили новую периодизацию всемирной истории, основанную на интеграционном принципе, которая с тех пор стала основой для всей научной и учебно-методической деятельности как вновь образованной кафедры, так и ее будущих преемниц [6, с. 126-135; 7; 8, с. 33-40]. Одновременно с новыми подходами в осмыслении зарубежной истории В.Б. Виноградовым формулируется новая концепция «российскости» как генеральная основа русско-кавказского единства [9, с. 3-11; 10, с. 88-101]. В 1995 г. возрождается под уточненным названием научно-практическая конференция «Историческое регионоведение Северного Кавказа - вузу и школе». Начинает выходить сборник «Проблемы всеобщей истории». В 1996 г. возникают новые, не имеющие прецедентов, биобиблиографические и иные регионоведческие сериалы. 1997 г. ознаменовался выходом в свет ежегодного сборника научных статей «Вопросы северокавказской истории», который в 2006 г. приобрел новое название «Вопросы южнороссийской истории». С 1998 г. школа В.Б. Виноградова в содружестве с Фондом культуры кубанского казачества начинает длящийся и по сию пору резонансный проект - Кубано-Терскую научно-практическую конференцию «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа» (получившую в 2002 г. статус международной). При кафедре всеобщей истории уже вскоре после переезда в г. Армавир создается археологическая лаборатория, главным объектом деятельности которой становятся раскопки могильника и поселения эпохи раннего средневековья у х. Горькая Балка

[11, с. 5-12]. Организуется краевая межвузовская конференция «Археология и краеведение Кубани».

1998 г. становится началом нового этапа в истории кавказоведческой школы, продолжавшегося до 2008 г. Из состава кафедры всеобщей истории выделилась кафедра регионоведения и специальных исторических дисциплин (РСИД), которая взяла на себя преподавание комплекса предметов, развивающих основные идеи кавказоведческой школы (прежде всего концепцию российскости) [12]. Заведующим кафедрой РСИД стал

B.Б. Виноградов. Показательно, что в 1998 г. впервые уже на Кубани, в г. Армавире, завершают аспирантуру с защитой диссертаций молодые специалисты (Б.В. Виноградов, С.В. Телепень и др.). Кафедра всеобщей истории продолжила разработки в сфере зарубежной истории и стыковых с ней областях, все более углубляя специализацию в изучении тех или иных стран зарубежья. После защиты ее заведующим С.Л. Дударевым докторской диссертации в Институте востоковедения РАН [13] в 2000 г. начинает работу аспирантура по всеобщей истории. В 2000-е гг. ее заканчивают ряд молодых специалистов, защитивших кандидатские диссертации в университетах Краснодара, Ростова-на-Дону и Ставрополя (С.В. Назаров, И.И. Басов, Т.Н. Шалдунова, Д.А. Волошин, А.В. Прокопчук, А.В. Сальников и др.) [14, с. 546-547].

Школа разделилась на два крыла, каждое из которых занималось своим участком работы, но не теряло общей взаимосвязи, базируясь на интеграционной периодизации всемирной истории и других общих наработках. Наступившие 2000-е гг. были весьма успешными для коллектива. Представители его старшего поколения - Н.Н. Великая в 2001 г. [15], а

C.А. Голованова в 2006 г. [16] - защитили докторские диссертации. И вскоре на суд научной общественности были представлены диссертации уже их аспирантов - О.С. Пылкова, Т.Г. Письменной, С.Е. Сазоновой, А.С. Малаховой и др.

Число подготовленных и защищенных диссертаций к 2002 г., когда школа отметила 10-летие деятельности в Армавире, достигло почти тридцати. Среди них отметим работы С.Н. Ктиторова, Г.О. Аствацатурова, Ю.В. Приймака, С.И. Алиевой, З.З. Зинеевой, С.Д. Шаовой, О.В. Ктиторо-вой [17, с. 208]. Постоянно пополнялся и корпус аспирантов и соискателей, регулярно действовал и студенческий кружок. Показателем роста кавказоведческой школы было создание в 2002 г. на базе археологической лаборатории при кафедре РСИД Центра археологических исследований АГПУ (директор Е.И. Нарожный), который успешно продолжил ранее начатые полевые исследования. Кроме того, центр наладил выпуск объемных «Материалов и исследований по археологии Северного Кавказа», ставших заметной археологической «трибуной» не только для «виногра-довцев», но их научных партнеров из других вузов и НИИ России [18]. В

ЦАИ вскоре появились и свои подготовленные кандидаты наук, чьи диссертации опирались уже и на добытые сотрудниками лаборатории и центра материалы [19].

Плодотворными были и следующие пять лет жизнедеятельности кавказоведческой школы, которые принесли новые результаты, в том числе защиты кандидатских диссертаций (К.В. Скиба, А.А. Цыбульникова, Л.Н. Хлудова, В.А. Матвеев, А.Н. Рябиков, С.В. Самовтор) [20, с. 156]. Но наиболее знаменательно то, что в 2000-е гг. в рядах грозненско-армавирской школы появились доктора наук, исследования которых олицетворяли движение уже ее среднего поколения к достижению высших ученых степеней. К ним относятся Ю.Ю. Клычников [21], Б.В. Виноградов [22], З.Б. Кипкеева [23].

В рассматриваемое десятилетие кавказоведческая школа продолжала публикацию ряда научных сериалов, ранее основанных в Армавире: «Практические опыты исторического регионоведения» (55 выпусков), сборники «Вопросы южнороссийской истории» (17 выпусков), «Археология, этнография и краеведение (Кубани) Северного Кавказа» (18 выпусков), «Чтения по археологии Средней Кубани» (16 выпусков), «Историческое регионове-дение Северного Кавказа - вузу и школе» (9 выпусков), «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа» (8 выпусков), «Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа» (8 выпусков) и т.д. К числу наиболее весомых, качественных показателей научного роста школы на указанном отрезке времени следует отнести выход серии монографий (всего более 30) по различным проблемам истории Северного Кавказа - от древности до наших дней (В.Б. Виноградов, Н.Н. Великая, Б.В. Виноградов, Н.Н. Гарунова, С.Л. Дударев, Ю.Ю. Клычников, З.Б. Кипкеева, А.А. Цыбульникова и др.).

Важной качественной чертой развития школы в 1998-2008 гг. было то, что она вышла на международный уровень. Представители школы, развивая достижения своего наставника, выступили на многих международных конференциях за рубежом и издали в их трудах ряд статей (Германия, Франция, Польша, Греция, Турция, Чехия и др.) [24, с. 38-53]. В апреле 2008 г. кавказоведческая школа отметила свое 45-летие и отпраздновала 70-летие Виталия Борисовича Виноградова. В честь этих дат был выпущен сборник межрегиональной научной конференции [25], а также сборник избранных работ основателя школы - В.Б. Виноградова [26].

С 1 декабря 2008 г. по конец августа 2013 г. длился следующий этап в истории кавказоведческой школы, когда были объединены кафедры всеобщей истории и РСИД. Современный период в жизни коллектива характерен прочным включением его в систему разработок по грантам, прежде всего, РГНФ и Министерства образования и науки РФ (в рамках федеральных целевых программ). Так, школой в рамках ФЦП разрабатыва-

лась тема «Российскость и евразийство». Ныне в рамках госзадания от министерства представители школы разрабатывают тему «Основы этнической толерантности и межкультурного диалога на Северном Кавказе» (руководитель - профессор С.Л. Дударев). Инициатором темы по этнической толерантности является ректор АГПА доцент А.Р. Галустов. Важным результатом разработки данной темы уже стал выпуск учебного пособия для учителей [27], а также учебного пособия (учебника) для учащихся общеобразовательных учреждений Краснодарского края [28]. В 2012-2013 гг. кафедрой всеобщей и региональной истории АГПА были проведены всероссийская и внутривузовская научно-практические конференции по проблемам этнической толерантности [29, 30]. К глубокому сожалению, в сентябре 2012 г. скончался В.Б. Виноградов, что явилось огромной и невосполнимой потерей для коллектива.

Коснемся теперь основных черт кавказоведческой школы и ее основных подходов к изучению истории региона. Поскольку этот аспект работы коллектива уже освещался в печати [31, 32], позволим себе лишь тезисное изложение сути вопроса.

Школа на протяжении всей своей истории последовательно решала вопрос о подготовке новых поколений исследователей [33, с. 30, 31, 36]. Для коллектива характерно наличие четкой, «классической», возрастной и степенной лестницы: студенты - аспиранты - кандидаты наук (доценты) -доктора наук (профессора). При этом возраст кандидатов наук колеблется в пределах 34-45 лет, профессоров - 37-62 лет. Ядро коллектива многие годы было объединено на одной кафедре (всеобщей истории, регионове-дения и специальных исторических дисциплин и др.). Двигателем деятельности коллектива долгие годы был энтузиазм, когда те или иные научные мероприятия (включая археологические экспедиции) или публикации организовывались «в складчину». Внутри коллектива существует единая идейная направленность, главным стержнем которой является отстаивание русско-северокавказского историко-государственного единства. Школа на протяжении всей своей истории была многонациональным коллективом, что проецировалось и на научные выводы, не связанные в ракурсе региональной истории или истории единого Отечества с какой-то конкретной национальной или этнической ангажированностью и основанные на идее «российскости». В этой связи характерной чертой научного творчества нашего коллектива является утверждение идеи динамичности, подвижности этнополитических границ в регионе с глубокой древности, переплетенности исторических судеб предков многих коренных народов Северного Кавказа, невозможности и несправедливости разведения (а подчас и просто разрывания!) их истоков и дальнейшей истории по тесным «национальным квартирам», бесперспективности решения территориальных и иных споров путем кровавых «разборок», ведущих народы в

гибельный тупик. Кавказоведческая школа против этномифов, цель которых - утверждение «престижных» версий происхождения тех или иных народов и придание им более высокого социального и политического статуса, чем тем, у которых нет такой «славной истории».

Школа В.Б. Виноградова исходит из того, что невозможно утверждать чей-либо этнический (этнонациональный) приоритет в ареале равнинного Предкавказья, навечно закрепляя территорию за той или иной группой населения с древнейших времен. Единственный приоритет, который видится незыблемым на долгие века, - это доминанта многонационального Российского государства, которое более двухсот лет обустраивает Северный Кавказ как часть Большой России во имя мира и процветания всех живущих здесь народов. Школа всегда настойчиво и всесторонне демонстрировала положительный потенциал русско-северокавказских отношений последних четырех столетий, разумеется, не закрывая глаза, особенно сегодня, на проблемы и сложности интеграционных процессов между Большой Россией и Северным Кавказом («северокавказский кризис» XIX в. и т.д.) [34].

Свое видение прошлого Северо-Кавказского региона исследователи школы раскрывают через судьбы и свершения представителей российской общественно-политической и культурной элиты, происхождение, жизненный путь которой в той или иной степени были связаны с Кавказом. Персонифицируя историю, «виноградовцы» создают живую картину прошлого, в которой важную роль играет субъективный фактор - человеческие поступки и свершения, без которых понять причины тех или иных событий невозможно. И здесь речь идет не только о деятелях давно минувших дней, но и о наших современниках, судьбы которых (нередко весьма нелегкие) являются примером достойного служения науке и своему Отечеству (данные персоналии, изучаются, например, в таких сериалах школы, как «Лики российской истории», «Российские исследователи Кавказа», «Северокавказские историки-краеведы», и др.).

На уровне разработок по всемирной истории доминирующим является интеграционный принцип, определявший ход истории «от локальности к интеграции», объединению народов в региональном, государственном, планетарном масштабах. В области изучения социальной истории школа В.Б. Виноградова традиционно выступала за объективное позиционирование генезиса социальных отношений у горских народов и выявление его реального уровня, возражая против искусственного порой завышения достижений общественного развития автохтонов. В области духовной культуры кавказоведческая школа высказывалась о выяснении сложного генезиса религиозных верований у народов региона, их глубоком синкретизме и своеобразии, далеком от «правоверия», отстаивала тезис о том, что любые попытки утверждать исконное и «чистое» наличие тех или

иных мировых религиозных систем у народов региона с незапамятных времен являются далекими от истины, а попытки навязывания «чистой религии» обычно связаны с насилием.

Школа традиционно занималась пропагандой исторических знаний среди населения, откликалась на потребности образовательно-воспитательной сферы, используя исследовательские данные в вузовской и школьной практике, чему служили как научно-популярные газетные и журнальные публикации, выступления на радио и телевидении, так и выпуски научных сериалов («Историческое регионоведение Северного Кавказа - вузу и школе» и др.), в которых активно сотрудничали школьные и вузовские педагоги.

Таковы некоторые основные итоги деятельности кавказоведческой научно-педагогической школы В.Б. Виноградова за полвека, прошедшие с момента ее возникновения. Достигнутые коллективом результаты посвящаются памяти своего учителя.

Примечания

1. Краткая летопись жизни и деятельности Виталия Борисовича Виноградова (род. 5.04.1938 г.). М.; Грозный; Армавир, 2008.

2. Виталий Борисович Виноградов. Биобиблиографические сведения. Армавир, 1998.

3. Виталий Борисович Виноградов (страницы жизни и творчества) // Научная мысль Кавказа. 2013. № 1.

4. Историческому факультету АГПА - 20 лет! // XVI чтения по археологии Средней Кубани: краткое содержание докладов. Армавир: Графа, 2011.

5. К изучению историко-культурного прошлого населения Прику-банья: материалы заседания студенческо-преподавательского семинара по итогам работ 1992 г. Армавир, 1992.

6. Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И. Основные этапы всемирной истории: методический материал // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 1995. № 5.

7. Основные этапы всемирной истории / под ред. В.Б. Виноградова и С.Л. Дударева. Армавир, 2009.

8. Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Назаров С.В., Назарова В.В. О разработке и преподавании новой периодизации всемирной истории на кафедре всеобщей и региональной истории АГПУ // Научная мысль Кавказа. 2010. № 4.

9. Виноградов В.Б. «Российскость» как парадигма северокавказского историко-культурного единства в составе России // «Российскость» в истории Северного Кавказа. Армавир, 2002.

10. Великая Н.Н. Российскость как парадигма изучения российско-кавказского единства // Актуальные и дискуссионные проблемы истории Северного Кавказа. Южнороссийское обозрение. 2007. № 45. Ростов н/Д, 2007.

11. Виноградов В.Б. Археология в Армавирском государственном педагогическом университете // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказе. Вып. 4. Армавир, 2004.

12. Кафедра регионоведения и специальных исторических дисциплин / сост. В.Б. Виноградов. Армавир, 1998.

13. Дударев С.Л. Северный Кавказ и ранние кочевники в предскиф-скую эпоху (IX - первая половина VII в. до н.э.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1999.

14. Сборник научных работ С.Л. Дударева. М.: Илекса, 2011.

15. Великая Н.Н. Политические, социально-экономические, этнокультурные процессы в Восточном Предкавказье (XVШ-XIХ вв.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Ставрополь: СГУ, 2001.

16. Голованова С.А. Казачество Терека и Кубани: этнополитические и культурно-исторические особенности становления и эволюции (вторая половина XVI - конец XIX в.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М.: МПГУ, 2005.

17. Виталий Борисович Виноградов. Персоналия // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 1. Армавир, 2003.

18. Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Армавир, 2001-2006. Вып. 1-6.

19. Соков П.В. Раннесредневековые памятники VШ-IX вв. Средней Кубани: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж: ВГУ, 2004.

20. Виноградов В.Б. Российский Северный Кавказ: факты, события, люди. М.; Армавир, 2006.

21. Клычников Ю.Ю. Российская политика на Северном Кавказе (1827-1840): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Пятигорск: ПГТУ, 2004. 51 с.

22. Виноградов Б.В. Специфика российской политики на Северном Кавказе в 1783-1816 гг. Армавир, 2006.

23. Кипкеева З.Б. Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа: миграции и расселение в период их вхождения в состав Российской империи (60-е годы XVIII в. - 60-е годы XIX в.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Ставрополь: СГУ, 2007.

24. Дударев С.Л. Мы и мир (зарубежные связи кафедры всеобщей истории) // Методические статьи и заметки по истории. Вып. V. Армавир, 2005.

25. Материалы Межрегиональной научной конференции «Российский Северный Кавказ: перспективы исследования и исторические вызовы» (к 70-летию В.Б. Виноградова). Армавир, 2008.

26. Сборник избранных статей Виталия Борисовича Виноградова (к 70-летию со дня рождения). Армавир, 2008.

27. Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Изд. 3-е, перераб. и доп. Армавир: РИЦ АГПА, 2013.

28. Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Изд. 4-е, перераб. и доп. Армавир, 2013.

29. Этническая толерантность и межнациональный мир на Северном Кавказе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Армавир, 2012.

30. Миграционные процессы и толерантность: история и современность: материалы внутривуз. студ.-препод. конф. Армавир, 2013.

31. Феномен школы В.Б. Виноградова // Политические и интеллектуальные сообщества в сравнительной перспективе: материалы науч. конф. 20-22 сентября 2007 г. М., 2007.

32. Кавказоведческая научно-педагогическая школа В.Б. Виноградова // Историки, научные школы и исторические сообщества юга Российской империи, СССР и постсоветского пространства: материалы между-нар. науч. конф.: сб. науч. ст. Краснодар, 2012.

33. Гиль Э.Л., Мирская З.Л. Морально-этические аспекты функционирования научных школ // Этические проблемы научного исследования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1975.

43. Дударев С.Л. К изучению специфики интегративного процесса у народов Северного Кавказа и большой России в XVIII - начале XXI века / под ред. Н.Н. Гаруновой. Армавир: Дизайн-студия Б, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.