ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. С. КОЗУЛИНА инспектор отдела по контролю за исполнением наказаний,
не связанных с изоляцией осужденных от общества УФСИН России по Забайкальскому краю, капитан внутренней службы
О разработке и использовании в работе Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Забайкальскому краю Методических рекомендаций по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних
В течение 2017 года по учетам ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю (УИИ) прошло 588 несовершеннолетних, из них 28 подростков совершили повторные преступления, уровень повторной преступности среди несовершеннолетних составил 4,7 %.
В целях повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений, в том числе повторных, улучшения контроля за поведением несовершеннолетних осужденных на территории
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019
Забайкальского края, взаимодействия УИИ с органами и учреждениями системы профилактики при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних осужденных в марте 2018 года были разработаны и утверждены распоряжением начальника УФСИН России по Забайкальскому краю Методические рекомендации по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних.
69
Основными задачами разработки и применения методических рекомендаций являются:
- снижение уровня подростковой преступности на территории Забайкальского края;
- предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- защита прав и законных интересов подростков;
- оказание социальной, правовой и психологической помощи несовершеннолетним;
- организация и оказание помощи в трудовой занятости несовершеннолетним, в том числе в летний период времени;
- правовое просвещение несовершеннолетних.
По итогам применения методических рекомендаций в практической деятельности в 2018-2019 годах получены следующие результаты.
Увеличилось количество проведенных профилактических бесед с подростками и их родителями (законными представителями), проверок по месту жительства как сотрудниками УИИ, так и сотрудниками полиции: в I квартале 2019 года сотрудниками УИИ проведено 602 профилактические беседы, в I квартале 2018 года - 542. Осуществлено 287 проверок по месту жительства несовершеннолетних совместно с сотрудниками полиции (АППГ - 245).
В 2018 году сотрудниками УИИ проведено 3 504 профилактические беседы (АППГ - 3 324), осуществлено 3 604 проверки по месту жительства несовершеннолетних (АППГ - 3 062), из них 1 893 проверки осуществлены сотрудниками УИИ (АППГ - 1 940), 1 711 - сотрудниками полиции (АППГ - 1 122).
По результатам применения методических рекомендаций в 2018 году и в I квартале 2019 года снизился уровень повторной преступности среди несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ. Так, в течение 2018 года по учетам УИИ прошло 543 несовершеннолетних (АППГ - 588). По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество подучетных несовершеннолетних уменьшилось на 45 человек, или на 8 %.
В 2018 году 16 несовершеннолетних (их них двое несовершеннолетних состоят на учете по двум приговорам) совершили повторные преступления, уровень повторной преступности среди несовершеннолетних составил 2,9 %, что ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,8 % (АППГ - 28 и 4,7 %).
В течение I квартала 2019 года двое несовершеннолетних совершили повторные преступления, уровень повторной преступности среди несовершеннолетних составил 0,8 %, что ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,1 % (АППГ- 3 и 0,9 %).
Методические рекомендации по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних
1. Общие правила
1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют организацию исполнения филиалами уголовно-исполнительной инспекции (далее - инспекция) наказаний и
мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних осужденных.
1. 2 . Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом
70
[email protected] www.or.fsin.su
Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142 (далее - Инструкция-142), Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 11.10 . 2010 № 258 (далее - Инструкция-258), Регламентом взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений, утвержденным приказом Минюста России и МВД России от 04.10.2012 № 190/912, нормативными правовыми актами ФСИН России, организационно-распорядительными документами УФСИН России по Забайкальскому краю и ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю
2. Особенности постановки несовершеннолетних осужденных на учет и проведения первоначальной беседы
2.1. Постановка несовершеннолетних на учет осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции-142, Инструкции-258.
2.2. Несовершеннолетних осужденных инспекция ставит на учет в присутствии родителей или законных представителей В дальнейшем допускается проведение бесед с несовершеннолетними в отсутствие родителей или законных представителей.
2.3. Инспекция выносит несовершеннолетнему предупреждение о возможности отмены условного осуждения, о замене наказания более строгим видом наказания, предостережение о недопустимости нарушения установленных судом ограничений в присутствии родителей или законных представителей
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019
2.4. В день поступления копии приговора в отношении несовершеннолетнего инспекция дополнительно направляет сообщения о постановке осужденного на учет в адрес:
- подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) с целью постановки осужденного на профилактический учет;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) с целью рассмотрения несовершеннолетнего на заседании комиссии;
- органа опеки и попечительства в случае, если несовершеннолетний - сирота или опекаемый
2.5. При поступлении копии приговора инспекция направляет в адрес суда, вынесшего решение, в котором работает служба социального сопровождения несовершеннолетних (ювенальная служба), запрос о предоставлении в отношении несовершеннолетнего карты социально-психологического расследования Полученная карта изучается сотрудником, исполняющим наказание в отношении несовершеннолетнего, о чем на документе ставится отметка Карта социально-психологического расследования приобщается к отдельному номенклатурному делу.
2.6. В день постановки на учет осужденному направляется уведомление о дате явке в инспекцию с родителями или иными законными представителями (опекуны, социальные педагоги, воспитатели и так далее)
2.7. Первоначальная беседа с несовершеннолетним, установка технических средств надзора и контроля осуществляются в присутствии родителей или иных законных представителей, которые своей подписью подтверждают факт присутствия в следующих документах: подписка, анкета, памятка, справка о первоначальной беседе, постановление об использовании технических средств надзора и контроля, акт технического состояния оборудования
2 8 При постановке несовершеннолетнего на учет с родителями или законными представителями осужденного проводится беседа, по результатам которой составляет-
71
ся справка (приложение № 1 к Методическим рекомендациям)
2.9. После проведения первоначальной беседы осужденному выдается направление к психологу с целью прохождения психологического обследования
Обследование несовершеннолетних необходимо проводить ежеквартально
2 10 Инспекция составляет план совместных мероприятий по работе с несовершеннолетними, со специалистами органов системы профилактики
2.11. В отдаленных районах края инспекция включает в данный план мероприятия по организации обследования несовершеннолетних специалистами социальных служб, психологами, педагогами, работающими при администрациях, социальных центрах, школах района, после чего в течение 10 рабочих дней направляет бланк обследования для обработки в отделение психологического обеспечения ФКУ УИИ по внутренней почте. Оригиналы бланков приобщать к личным делам осужденных
2.12 . Сотрудники отделения психологического обеспечения ФКУ УИИ в течение 10 рабочих дней с момента получения анкеты составляют психологическую характеристику на осужденного и направляют ее в адрес инспекции
2.13. При получении результатов психологического обследования инспекция осуществляет регистрацию характеристики в журнале входящих документов; сотрудник, исполняющий наказание в отношении несовершеннолетнего, знакомится с информацией под подпись .
2.14. В справках о беседах инспекция отражает информацию о том, что беседа с осужденным проведена в соответствии с рекомендациями психолога
2.15. При проведении первоначальной беседы инспекция выдает несовершеннолетним осужденным памятку о социальных центрах и учреждениях Забайкальского края (указание начальника УФСИН России по Забайкальскому краю № 77/ТО/28-10028 от 25.12.2017).
2.16. При достижении несовершеннолетним восемнадцатилетнего возраста инспекция направляет сообщения в адрес ПДН, КДНиЗП, орган опеки и попечительства.
3. Осуществление контроля
за поведением несовершеннолетних
3 .1. Несовершеннолетние - это особая категория осужденных, которая при постановке на учет ставится в группу риска.
3.2. Инспекция не реже одного раза в месяц осуществляет проверку несовершеннолетнего по месту жительства, результаты проверки отражаются в рапорте или справке
3.3. Инспекция не реже одного раза в месяц с участием сотрудников органов внутренних дел проводит оперативно-профилактические мероприятия в вечернее время, совместно с сотрудниками отдела полиции, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактику и выявление преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в том числе по выявлению преступлений, предусмотренных статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Результаты проверки отражаются в рапорте или справке Документы, составленные по результатам совместной проверки, должны быть подписаны всеми сотрудниками, принимавшими участие в мероприятии
3 4 В отношении условно осужденного несовершеннолетнего, имеющего обязанность «не посещать общественные места», инспекция не реже одного раза в месяц осуществляет проверку осужденного на предмет посещения указанных мест.
3.5. В отношении условно осужденного, имеющего обязанность «находиться дома в ночное время», инспекция с участием сотрудников органов внутренних дел не реже одного раза в месяц осуществляет проверку осужденного по месту жительства, по результатам которой составляется рапорт с обязательным отражением времени провер-
72
[email protected] www.or.fsin.su
ки. Документы, составленные по результатам совместной проверки, должны быть подписаны всеми сотрудниками, принимающими участие в проверке
3 .6 . В отношении условно осужденного, имеющего обязанности «продолжить обучение», «не менять места учебы», «не пропускать занятия по неуважительным причинам», инспекция не реже одного раза в месяц осуществляет проверку осужденного по месту учебы, о чем составляется справка или рапорт
3 .7. С целью осуществления контроля за поведением несовершеннолетнего инспекция не реже одного раза в квартал запрашивает характеризующую информацию от соседей, администрации образовательного учреждения, работодателя и других.
3 .8. Инспекция не реже одного раза в месяц осуществляет проверку несовершеннолетнего по учетам ИЦ УМВД на предмет привлечения к административной и уголовной ответственности
3 . 9. Инспекция в ходе работы выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, организует с ними индивидуально-профилактическую работу (согласно приложению № 2 к Методическим рекомендациям)
4. Взаимодействие инспекции с органами и учреждениями системы
профилактики при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних осужденных
4.1. При поступлении в отношении несовершеннолетнего информации о нарушении возложенных судом обязанностей, совершении правонарушения или преступления инспекция вызывает осужденного, принимает объяснение, рассматривает вопрос о применении мер превентивного характера 4. 2. Взаимодействие с ПДН: 4. 2.1. В день поступления копии приговора суда в отношении несовершеннолетнего
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019
инспекция направляет в адрес ПДН сообщение о постановке осужденного на учет
4. 2. 2. При поступлении из ПДН в отношении условно осужденного несовершеннолетнего ходатайства на продление испытательного срока, возложение дополнительной обязанности или отмену условного осуждения и исполнения наказания по приговору суда инспектор, исполняющий наказание в отношении несовершеннолетнего, докладывает рапортом на имя начальника филиала, в котором предлагает направить материалы в отношении подростка в суд
Начальник филиала/ОИН, изучив материалы личного дела, ставит на рапорте сотрудника резолюцию. При принятии положительного решения инспекция готовит материалы в суд и в течение пяти рабочих дней с момента поступления ходатайства направляет в адрес судебных органов соответствующее представление.
4.2.3. Инспекция информирует ПДН об изменении приговора суда в отношении несовершеннолетнего в течение трех рабочих дней с момента поступления постановления суда
4. 2.4. Инспекция в течение одного рабочего дня информирует ПДН о снятии несовершеннолетнего осужденного с учета с указанием оснований снятия .
4. 2. 5 . Инспекция не реже одного раза в квартал запрашивает справку о проведенной ПДН индивидуально-профилактической работе в отношении каждого несовершеннолетнего осужденного (справка-объективка)
4. 2.6. При достижении несовершеннолетним осужденным восемнадцатилетнего возраста инспекция запрашивает обобщенную справку о результатах проведения инспекторами ПДН профилактической работы .
4.2.7. Инспекция совместно с ПДН осуществляют не реже одного раза в полугодие обследование семейно-бытовых условий несовершеннолетних осужденных с составлением акта обследования, оригинал которого приобщается к учетно-профилактическому делу, копия - к личному делу осужденного, состоящего на учете УИИ
73
Требования к оформлению акта ЖБУ:
1) акт составляется сотрудниками ПДН и УИИ совместно, а также с привлечением КДНиЗП, органов опеки и попечительства и так далее;
2) результаты обследования заверяются подписью сотрудников с обязательным указанием их должности;
3) обследование семейно-бытовых условий несовершеннолетнего производится в присутствии законных представителей, о чем в акте должна иметься подпись родителей (опекунов, законных представителей, психологов, социальных педагогов);
4) в акте указываются состав семьи, сведения о родителях и их трудовой занятости, характеристика родителей, общий доход семьи, состояние жилого помещения (общая площадь, санитарное состояние помещения, наличие/отсутствие ремонта), наличие/ отсутствие условий для занятий и отдыха несовершеннолетнего, внешний вид несовершеннолетнего, наличие/отсутствие продуктов питания, наличие/отсутствие сезонной одежды для несовершеннолетнего, взаимоотношения между членами семьи;
5) акт завершается выводами (заключениями), направленными на улучшение положения несовершеннолетнего Наличие выводов в акте обязательно .
4. 2.8. Инспекция вправе привлекать ПДН для участия в судебном заседании при рассмотрении в отношении несовершеннолетних представлений уголовно-исполнительной инспекции
4.2.9. Инспекция вправе знакомиться с материалами учетно-профилактических дел несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества.
4.2.10. Инспекция ежеквартально направляет списки поставленных на учет осужденных в территориальный орган МВД России.
4. 2.11. Инспекция ежеквартально проводит сверки с ПДН о количестве подучетных несовершеннолетних данной категории.
4. 2.12 Инспекция направляет в ПДН информацию в отношении несовершеннолетних, уклоняющихся от контроля.
4. 3 . Взаимодействие с КДНиЗП: 4. 3 .1. В день поступления копии приговора суда в отношении несовершеннолетнего инспекция направляет в адрес КДНиЗП сообщение о постановке осужденного на учет с обращением о необходимости рассмотреть материалы на несовершеннолетнего на заседании комиссии.
При первичном рассмотрении материалов на несовершеннолетнего на заседании КДНиЗП выясняются следующие вопросы: причины совершения преступления, взаимоотношения в семье, взаимоотношения со сверстниками, успеваемость, нуждается ли несовершеннолетний в оказании социальной помощи (уточняется, в какой помощи нуждается несовершеннолетний), необходим ли контроль со стороны органов и учреждений системы профилактики за обучением несовершеннолетнего и так далее
Принятые решения по указанным вопросам отражаются в протоколе заседания комиссии, который приобщается к материалам личного дела несовершеннолетнего Все последующие протоколы заседаний КДНиЗП в отношении несовершеннолетнего также приобщаются к материалам личного дела
4.3.2. По факту нарушений, допущенных несовершеннолетним осужденным, инспекция информирует КДНиЗП с целью рассмотрения вопроса о несовершеннолетнем на заседании
4. 3 . 3 . При установлении факта уклонения родителей несовершеннолетнего осужденного от воспитания и содержания ребенка инспекция информирует КДНиЗП
4. 3 .4. В ходе исполнения приговора при установлении неудовлетворительных жи-лищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего инспекция информирует КДНиЗП, а в случае установления неудовлетворительного положения несовершеннолетнего, являющегося сиротой или опекаемым, дополнительно направляет информацию в орган опеки и попечительства
4. 3 . 5 . Инспекция совместно с КДНиЗП не реже одного раза в полугодие рассматрива-
74
[email protected] www.or.fsin.su
ют исполнение решений краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
4. 3 .6 . Инспекция принимает участие на заседаниях КДНиЗП, где рассматривает и поднимает вопросы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в части организации занятости несовершеннолетних, профилактики совершения ими повторных преступлений:
а) рассматривает на заседаниях КДНиЗП материалы на всех несовершеннолетних, состоящих на учете УИИ, по вопросу летней занятости с принятием конкретных мер;
б) рассматривает на заседаниях КДНиЗП материалы на несовершеннолетних, состоящих на учете УИИ, не занятых трудом либо учебой, с принятием конкретных мер по их трудоустройству;
в) рассматривает вопрос по подбору и закреплению за несовершеннолетними, состоящими на учете в УИИ, общественных воспитателей
4.3.7. В случае систематического неисполнения обязанностей, злостного уклонения осужденного от отбывания наказания инспекция направляет в адрес КДНиЗП обращение и рассматривает на заседании комиссии вопрос о направлении в суд представления о замене наказания на лишение свободы или отмене условного осуждения и исполнении наказания по приговору суда. Копия решения КДНиЗП приобщается к материалам, направляемым в адрес суда в отношении несовершеннолетнего .
4.4. Взаимодействие со следственными изоляторами:
4.4.1. ФКУ УИИ ежеквартально осуществляет сверку со следственными изоляторами на предмет содержания под стражей несовершеннолетних, состоящих на учете уголовно-исполнительной инспекции
4 4 2 В отношении несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции и содержащихся под стражей, инспекция направляет в адрес следственных изоляторов следующие до-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019
кументы: анкету несовершеннолетнего, характеристики с места жительства, работы, учебы, справку-характеристику от уголовно-исполнительной инспекции, представления, направляемые в адрес суда, с целью их проверки и направления в адрес следственного изолятора.
4.4. 3 . ФКУ УИИ ежемесячно проводит с несовершеннолетними, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции и содержащимися под стражей, групповые занятия или индивидуальные беседы
4.4.4. При постановке на учет в уголовно-исполнительной инспекции несовершеннолетнего осужденного, содержащегося под стражей до вынесения обвинительного приговора, инспекция в течение 10 рабочих дней запрашивает из следственного изолятора информацию, характеризующую указанного осужденного .
5. Организация воспитательной работы с несовершеннолетними
5 .1. Инспекция организует и проводит воспитательную работу с несовершеннолетними, осужденными без изоляции от общества
5 . 2. С целью организации воспитательной работы инспекция привлекает органы и учреждения системы профилактики, а также общественные организации
5.3. Воспитательная работа включает в себя: проведение профилактических бесед при явке осужденного на регистрацию, при осуществлении проверок несовершеннолетнего по месту жительства, применение мер превентивного характера, проведение профилактических мероприятий для несовершеннолетних
5 4 Инспекция организует для несовершеннолетних спортивные мероприятия, лекции, экскурсии и другие.
5.5. При организации профилактических мероприятий учреждением инспекция обеспечивает максимальную явку несовершеннолетних на них.
75
Приложение № 1 к Методическим рекомендациям
Справка
о проведении беседы с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего при постановке на учет
Мною, начальником (старшим инспектором, инспектором) ОИН/ филиала по _
_ району ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю
_ внутренней службы _
проведена «_»_20_г беседа с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего_,
ФИО несовершеннолетнего осужденного
проживающими по адресу:_
Телефон законного представителя: _
В ходе беседы установлено,_
информация о занятости несовершеннолетнего (работа, обучение, кружки) информация об успеваемости несовершеннолетнего, наличие хронических заболеваний, травм у несовершеннолетнего, взаимоотношения в семье, характеристика несовершеннолетнего - темперамент, характер, конфликтность, коммуникабельность, увлечения несовершеннолетнего, друзья, знакомые, их ФИО, количество времени, которое несовершеннолетний проводит с друзьями, склонен ли несовершеннолетний к бродяжничеству, уходит из дома, объявлялся ли в розыск
Я,_ознакомлен с требованием законодательства
ФИО родителя, законного представителя
и обязанностями, возложенными на несовершеннолетнего судом:_
В ходе беседы законному представителю несовершеннолетнего разъяснены требования статьи 5 . 35 КоАП РФ, условия и порядок отбытия наказания, условия и основания отмены условного осуждения и снятия судимости, разъяснена ответственность за совершение несовершеннолетним административных правонарушений, совершения им в течение испытательного срока повторного преступления.
Проведение беседы подтверждаю:
Законный представитель несовершеннолетнего:_/_/
Подпись
Беседу провел:
Начальник (старший инспектор, инспектор) ОИН/филиала по_району
ФКУ УИИУФСИН России по Забайкальскому краю
_внутренней службы_/_/
Подпись
76 [email protected] www.or.fsin.su
Приложение № 2 к Методическим рекомендациям
Порядок признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы
С несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, и (или) родителями и законными представителями из семей, признанных находящимися в социально опасном положении, проводится комплексная индивидуальная профилактическая работа
Комплексная индивидуальная профилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, отражающих согласованные действия органов и учреждений системы профилактики, направленные на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (далее - СОП), социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП, и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий
Основания признания несовершеннолетних и (или) их семей находящимися в социально опасном положении:
1. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц либо в связи с отсутствием у него места жительства или места пребывания
2. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его вос-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019
питанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания. С учетом положений статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации обстановкой, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, можно считать нахождение несовершеннолетнего в условиях, когда причиняется вред его физическому и психическому здоровью и нравственному развитию
3 Совершение несовершеннолетним правонарушения . В данном случае под правонарушением понимается как преступление, так и административное правонарушение.
4. Совершение несовершеннолетними антиобщественного действия . В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ под антиобщественными действиями признаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц
Сведения о выявлении признаков нахождения несовершеннолетнего или семьи в СОП незамедлительно передаются органами и учреждениями системы профилактики в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ телефонограммой с последующим направлением в течение одного рабочего дня письменного сообщения на бланке организации, подписанного руководителем:
77
1) в орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) в орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) в орган управления социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) в орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям, или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антиобщественные действия
Действия органов и учреждений системы профилактики при организации работы с несовершеннолетними
Подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел
При поступлении сообщения из УИИ в трехдневный срок осуществляет постановку несовершеннолетнего на учет, организует и проводит индивидуальную профилактичес-
78
кую работу с несовершеннолетними в соответствии с ведомственными приказами и инструкциями
В этих целях:
1. Незамедлительно информирует КДНиЗП по месту жительства несовершеннолетних о фактах нахождения их в социально опасном положении и (или) необходимости оказания им социальной помощи
2 Совместно с представителями других органов и учреждений системы профилактики проводит индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанавливаются в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетним, его родителями, иными законными представителями или другими лицами; посещения несовершеннолетнего по месту жительства; изучения характеризующих материалов;
В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним:
1) выясняется образ жизни, связи и намерения несовершеннолетнего;
2) несовершеннолетнему разъясняются последствия совершения им противоправных действий;
3) выявляются и в пределах компетенции принимаются меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетним правонарушений;
4) выявляются и в пределах компетенции в установленном порядке принимаются меры, направленные на привлечение к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий;
5) привлекаются к профилактической работе с несовершеннолетними лица, способные оказать на него положительное влияние;
6) решаются во взаимодействии с иными органами и учреждениями системы профилактики вопросы организации обучения,
[email protected] www.or.fsin.su
труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего
ПДН ОВД:
- ежеквартально направляет в УИИ обобщающую справку о проведенной индивидуальной профилактической работе в отношении каждого условно осужденного подростка с указанием сведений о поведении и образе жизни осужденного, характеристики с места работы (учебы), жительства, о фактах совершения административных правонарушений или неисполнения возложенных судом обязанностей;
- принимает меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних в установленных случаях;
- участвует в заседании КДНиЗП по обсуждению несовершеннолетнего, совершившего повторное преступление, правонарушение, антиобщественное действие или нарушающего приговор (определение или постановление) суда
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
В течение 15 дней после получения информации из ПДН о подростке, осужденном к условной мере наказания (иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы), находящемся в социально опасном положении, и (или) необходимости оказания ему социальной помощи организует проведение встречи с несовершеннолетним в присутствии законного представителя; в пределах компетенции принимает меры, направленные на оказание несовершеннолетнему помощи в организации занятости и дальнейшего жизнеустройства
Учреждение социального обслуживания населения
Информирует УИИ, КДНиЗП по выявленным фактам нахождения несовершеннолетнего и его семьи в социально опасном положении
Ходатайствует в установленном порядке о помещении несовершеннолетних в
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019
учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и содействует органу опеки и попечительства в решении вопроса их дальнейшего жизнеустройства
Оказывает в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации материальную помощь семье, в которой воспитывается несовершеннолетний, а также, при необходимости, организует ее социальное обслуживание
Служба занятости населения при обращении условно осужденного несовершеннолетнего
В соответствии с законодательством Российской Федерации регистрирует несовершеннолетнего в целях поиска подходящей работы
По запросу сообщает в УИИ о регистрации несовершеннолетнего
Оказывает подростку в полном объеме профориентационные услуги.
При отсутствии возможности трудоустройства на постоянную работу содействует в направлении на временные работы
В соответствии с законодательством Российской Федерации направляет несовершеннолетнего, зарегистрированного в качестве безработного, на профессиональное обучение (при наличии соответствующего финансирования)
По запросу УИИ направляет сведения об имеющихся вакансиях для трудоустройства осужденных несовершеннолетних, имеющих обязанность суда трудоустроиться.
Медицинская организация в пределах своей компетенции организует:
- оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних;
79
- круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;
- оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;
- выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и
лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, психоактивные вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;
Направляет в УИИ сведения об осужденных, прошедших и проходящих курс лечения от алкоголизма, токсикомании, имеющих обязанность суда пройти курс лечения от алкогольной, наркотической зависимости.
80